Эффективность организаций
Каждый человек в течениевсей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях илипри их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступаютв многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организацийповсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций безлюдей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Организация — сложныйорганизм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы иограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободноетворчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организацийесть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются,когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Ониперестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когдаоказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организацийи закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективноиспользовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.
Сущность организаций неможет быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическимвзаимодействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированиюорганизаций, однобокость в интерпретации их базисных элементов и свойств непозволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с традиционнымиэкономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными наизмерении эффективности использования ресурсов, на первый план выходят«неосязаемые» измерители: интеллектуальный капитал, удовлетворенностьпотребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаяхтакие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовыепоказатели.
С общественной точки зрения эффективность представляет собой степеньдостижения организацией своих целей при использовании ограниченных ресурсов.Какими бы ни были основные или производные цели, структура организации и еедеятельность, организационные изменения должны оцениваться по ихэффективности. Наряду с этим целесообразно ввести понятие производительности, означающей максимизацию организацией своихцелей при минимальной затрате ресурсов. Эффективность и производительностьвзаимосвязаны, но вместе с тем существуют и определенные отличия.
Известно немало случаевэффективной, но непроизводительной деятельности. Если, например, издержки,связанные с загрязнением воздуха и воды, включаются в баланс доходов и расходоворганизации, от которой зависит это загрязнение, то цена продукции будетнастолько высока, что может быть принято решение о прекращении ее потребления.Другим примером может служить монополия, которая очень эффективна в достижениицели максимизации прибыли путем непроизводительного использования ресурсов.
Таким образом, рассмотрениеэффективности с точки зрения целей и ресурсов концентрируется на двухусловиях: достижение цели является необходимым условием производительнойдеятельности организации, и производительное использование ресурсов являетсянеобходимым, но недостаточным условием для эффективности. Эти два моментаотражают материальную заинтересованность общества в результатах деятельностиорганизации.
Руководители несутответственность за результаты деятельности организации. Эта ответственность исвязанные с ней полномочия вытекают из материальной заинтересованности техобщественных групп, которые предоставляют для организации ресурсы. Например,собственники имущества предоставляют ресурсы предпринимательским организациям,а налогоплательщики — правительственным организациям. Конечно, эти две группымогут иметь заинтересованность в одной и той же организации или же делить эту заинтересованностьс другими группами. Консорциум спутниковой связи, например, является примероморганизации, которая находится на обеспечении как владельцев акций, так иналогоплательщиков; государственный университет находится на обеспеченииналогоплательщиков и студентов, оплачивающих обучение. Таким образом,руководители организаций тесно связаны с обществом и в конечном счетеответственны перед теми его группами, которые вкладывают ресурсы в организацию.
Было быупрощением утверждать, что эффективность организационной структуры каким-тообразом связана со способом, которым общество достигает своих целей посредствомиспользования ограниченных ресурсов. Главное состоит в том, чтобы выявить, какруководители могут узнать, когда и при каких обстоятельствах их организациидействуют эффективно. Действительный процесс оценки эффективности организациизначительно сложнее, чем представляется на первый взгляд. Очевидно, чторуководители должны управлять организацией таким образом, чтобымаксимизировать достижение целей при производительном использовании ресурсов.Но проблема состоит в том, как этого добиться.
Под эффективностьюуправления следует понимать создание благоприятных условий для достиженияколлективом предприятия высоких результатов в обусловленные сроки с наименьшимизатратами.
В дореформеннойцентрализованной системе управления категория эффективности управления неотделялась от показателей эффективности производства. Последние приводились кзатратам на управление (заработной плате или управленческим расходам) и такимобразом связывались с результатами труда управленческих работников.
Принципиальное значение дляоценки эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения илиопределения уровня эффективности, который принимается за нормативный. Один изподходов дифференцирования сводится к сравнению с показателями,характеризующими эффективность организационной структуры эталонного вариантасистем управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован сиспользованием всех имеющихся методов и средств проектирования системуправления. Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных.Может применятся также сравнение с показателями эффективности ихарактеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона,определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационнойструктуры.
Часто вместо методовиспользуется экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемойи проектируемой системой, а также отдельных её подсистем и принимаемыхпроектных и плановых решений, или комплексная оценка системы управления,основанная на использовании количественно- качественного подхода, позволяющегооценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов.
Эффективность управленияотражает результативность обеспечения социально-экономического развитияпредприятия. В этой связи эффективность управления проявляется в достигнутыхпоказателях результативности всей деятельности предприятия.
Эффективность,как показатель результативности, предполагает соизмерение затрат с результатом.В качестве последнего рассматри-вается прибыль какконечный результат деятельности, а в качестве затрат — основныепроизводственные фонды и оборотные средства. Однако резельтат,как экономическое понятие, шире такого толкования. Результат имеетмногообразные проявления.
Так, Д.Скотт Синк рассматривает 7 различных результатов:
— действенность;
— экономичность;
— качество;
— прибыльность;
— производительность;
— качество трудовой жизни;
— внедрение новшеств;
При этомпод действенностью понимается степень достижения системой поставленных передней целей, степень завершения «нужной» работы.
Дляоценки действенности используются три критерия:
a) качество- делаем ли мы продукцию, свойства которой
соответствуют определенным требованиям;
б) количество- делаем ли мы нужную для потребителей
продукцию в объемах, обусловленныхдоговорами о поставках;
в) своевременность- выполняем ли мы договорные сроки поставки
продукции.
Экономичность отражает степень использования ресурсов. Этотпоказатель является измерителем результативности организационной системы вотношении затрат.
Качествосвязано с понятием качественных признаков, которые отражают конкретныесвойства, закладываемые в продукт при его создании.
Прибыльностьпредставляет собой соотношение между валовым доходом и суммарными издержками.
Эффективностьможет оказаться неопределенным и изменчивым критерием. Один руководительопределяет эффективность размером прибыли, в то время как другой измеряет ее втаких понятиях, как конкурентоспособность, престиж в деловом мире или в глазахобщественности, расширение предприятия. Или, например, президент компании,преследуя цели снижения себестоимости, завоевания рынка или получения прибыли,направляет ее деятельность по достижению поставленных целей такими методами,которые приводят к возникновению у подчиненных проблем морального характера,что в конечном счете наносит ущерб предприятию. Какими бы критериями ниизмерялась эффективность, принцип эффективности лежит в основе оценки любойорганизационной структуры и ее изменений. Выбор же подходящего критерияэффективности зависит от конкретных условий функционирования, назначения истратегии организации, причин осуществляемых изменений.
Опираясьна теорию систем, эффективность можноопределить и измерить в пределах, которые являются значимыми для руководителейорганизаций как частных предпринимательских, так и государственных. Исходя изэтой теории как основы для выбора критериев эффективности организационнойструктуры, можно рассмотреть широкий спектр подходов к ее исследованию иизмерению и на этой основе представить общую модель эффективности организационнойструктуры.
Вконтексте теории систем организация рассматривается как один из элементов системы,которые взаимодействуют друг с другом. Поток вводимых факторов производства(затраты) и выхода продукции (выпуск) является ключевым отправным пунктом вописании организации. В простейшей форме организация черпает ресурсы (вводимыефакторы производства) из большей системы (внешней среды), обрабатывает этиресурсы и возвращает их в измененной форме (выход продукции). На схемепредставлены основополагающие элементы организации как системы (рис. 1).Организация использует свои ресурсы производительно для обеспечения выпускапродукции. Ее существование зависит от того, насколько она удовлетворяет потребностиобщества. Если организация перестает удовлетворять эти потребности, онастановится неэффективной.
ПРОЦЕСС
Выход продукции (выпуск)
Вводимые факторы производства (затраты)
Внешняя среда (условия)
Рисунок 1 Взаимосвязь элементов системы
Понятие организации каксистемы, которая соотносится с большей системой, включает категорию обратной связи. Организация зависит отусловий внешней среды, определяющих не только вводимые факторы производства(затраты), но и выход произведенной продукции (выпуск). Поэтому она вобязательном порядке использует средства регулирования рыночного спроса.Средствами регулирования выступают каналы информации, которые позволяюторганизации изучать спрос. В предпринимательских организациях изучение рынкаявляется важным механизмом обратной связи. В более общем смысле, обратнаясвязь — это динамический процесс, с помощью которого любой организм познаетопытным путем внешнюю среду. Обратная связь относится к информации, котораяотражает результат действий индивидуума, группы или организации. Теория системподчеркивает значение реагирования на содержание информации, поступающей врезультате обратной связи.
Системный подход заостряетвнимание на двух важных соображениях: а) в конечном счете выживаниеорганизации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям внешнейсреды и б) общий цикл «вводимые факторы—процесс—выход продукции» должен быть вцентре внимания ее руководителей. Критерий оценки результата функционированиядолжен отражать эти условия обеспечения эффективности.
Эффективность следуетопределять через оптимальный баланс между различными видами деятельности поприобретению и использованию ресурсов. Деятельность организации, котораяопределяет ее функционирование, охватывает:
1) приобретение ресурсов;
2) производительноеиспользование вводимых факторов
производства по отношению к выходупродукции;
3) производство товаров илиуслуг;
4) целесообразное выполнениетехнических и административных
задач;
5) инвестирование ворганизацию;
6) подчинение правилам поведения;
7) удовлетворениеразнообразных интересов отдельных людей и их
групп;
Каждый из этих видовдеятельности направлен на поддержание цикла «вводимые факторы—процесс—выходпродукции» и приспособление к внешней среде.
Согласно теории систем,эффективность организации определяется тем, в какой мере она достигаетоптимума взаимоотношений во всех видах деятельности. Эффективность представляетсобой составляющую ряда видов деятельности, охватывающих цикл «вводимыефакторы — процесс — выход продукции» и адаптацию к внешней среде. В своюочередь, каждый компонент (структурное подразделение) коммерческой фирмы —будь то производство, сбыт, управление персоналом, снабжение,проектно-конструкторские работы, исследования и развитие — может бытьпредставлен в виде системы со своими вводимыми ресурсами, процессом,адаптационной деятельностью, которые должны оптимизироваться для достиженияобщей организационной эффективности.
Оценка эффективностиявляется важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющимопределить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемыхпроектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболеерационального варианта структуры или способа её совершенствования.Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадиипроектирования, при анализе структур управления действующих организаций дляпланирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.
Комплексный набор критериевэффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценкиеё функционирования:
по степени соответствиядостигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственнойорганизации;
по степени соответствияпроцесса функционирования системы объективным требованиям к его содержаниюорганизации и результатам.
Критерием эффективности присравнении различных вариантов организационной структуры служит возможностьнаиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления приотносительно меньших затратах на её функционирование.
Обобщение проведенных вразных странах теоретических и исследовательских разработок выявилозначительное разнообразие концепций и измерителей организационнойэффективности. Это разнообразие отражает неодинаковые подходы и точки зренияпо поводу того, что представляет собой эффективность. Вместе с тем можно утверждать,что обобщенное понятие эффективности включает в себя ряд известных и четкоопределенных составляющих. Поддержание оптимального баланса между ними —первейшая задача руководителей организаций.
Современный уровень анализаорганизационной эффективности предусматривает учет фактора времени, когдаорганизация рассматривается как элемент большей системы (внешней среды). Вовременном отрезке организация принимает, перерабатывает и возвращает ресурсыбольшей системе. И соответственно окончательная проверка организационнойэффективности состоит в том, может ли организация поддерживать себя во внешнейсреде. Поэтому выживание является предельной или долгосрочной меройорганизационной эффективности. Однако руководители и все, кто заинтересован всуществовании организации, должны пользоваться индикаторами, позволяющимиоценить вероятность ее выживания. Это могут быть, например, индикаторыкраткосрочного действия, включающие измерения производительности, производстваи удовлетворения. Существуют также другие индикаторы, которые называютсяпромежуточными. В данном же случае речь идет о двух критериях — адаптивности иразвитии. Взаимосвязь между этими критериями эффективности и фактором временипредставлена на рис. 2.
Для всехклассификаций справедливо то, что число краткосрочных, промежуточных идолгосрочных критериев может быть увеличено или сокращено. Рассмотрим главныеиз них.
Производство.В данном контексте производство отражает способность организации выпускатьтакое количество продукции и такого качества, которое требует потребительскийрынок. Показатели производства включают прибыль, объем продаж, долю на рынке ит. п. Эти критериальные показатели относятсянепосредственно к тому выпуску продукции организации, который потребляетсяпокупателями и клиентами.
Производительность.Данный показатель определяется в обычном смысле как отношение выпускапродукции к вводимым ресурсам. Этот критерий краткосрочного действиясосредоточен на всем цикле «вводимые факторы – процесс - выпуск продукции», однако акцент сделан наэлементах «вводимые факторы» и «процесс». Показатели эффективности включаютуровень отдачи на капитал или фонды, единицу стоимости, отходов и потерь,простоев. Показатели производительности обязательно должны выражаться в формепропорции: прибыль (стоимость или выпуск продукции), отнесенная ко времени.
Долгосрочные
Промежуточные
Краткосрочные
(Время)
Выживание
Адаптивность
Развитие
Производство
Производительность
Удовлетворение
(Критерии)
Рисунок 2 Критерии эффективности и время
Удовлетворение.Рассмотрение организации как общественной системы предполагает, чтоопределенное внимание должно уделяться выгоде, получаемой ее членами,покупателями и клиентами. Организационная структура эффективна, если онаспособствует достижению ее целей при минимальных нежелательных последствиях илииздержках. Для работника, например, эффективная организационная структура —это структура, которая не допускает потерь или ошибок и обеспечиваетудовлетворенность работой, имеет четкие линии подчиненности и распределенияответственности, позволяет принимать участие в решении проблем, придаетуверенность в будущем, предоставляет определенный, статус и возможности дляслужебного роста и обеспечивает престижный уровень заработной платы.
Адаптивность.Данный показатель можно представить как уровень, при котором организацияреагирует на изменения ее внутренней и внешней среды. Адаптивностьрассматривается здесь как промежуточный критерий, более абстрактный, чемуровень производства, производительность или удовлетворение. Этот критерийотносится к способности руководителя воспринимать изменения как внешней, так ивнутренней среды организации. Низкая эффективность организации, проявляющаясяв достижении недостаточного уровня производства, производительности иудовлетворения, сигнализирует о необходимости внести изменения в практику истратегию управления. Внешняя среда может потребовать выпуска другой продукцииили предоставить другие ресурсы, тем самым вызвав необходимость изменений. Низкийуровень адаптивности, при котором организация не может или не хочетприспосабливаться к изменениям внешней среды, означает угрозу ее выживанию.
Вотличие от краткосрочных критериев эффективности не существует специальных иконкретных показателей измерения адаптивности. Организация управления можетспособствовать проведению политики, которая поддерживает готовность кизменениям; существует также определенная практика управления, которая вслучае применения обеспечивает необходимый уровень адаптивности.
Развитие.Его цель состоит в повышении способности организации выживать в длительнойперспективе. Традиционные попытки проведения технической и организационнойреконструкции включают программы обучения управленческого и инженерно-техническогоперсонала, однако весьма важно расширять сферу развития организации за счетвключения ряда психологических и социологических подходов.
Введениефактора времени позволяет говорить обэффективности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Например, можнооценивать определенную организацию как эффективную с точки зрения такихпоказателей, как уровень производства, удовлетворение и производительность, нокак неэффективную при использовании показателей адаптивности и развития.Производитель определенных товаров может быть очень продуктивен в краткосрочнойперспективе, но у него может быть мало шансов на выживание. Таким образом,когда речь идет об оптимальном балансе, то имеется в виду и сбалансированностьдеятельности организации во времени.
Другим аспектом оптимальногобаланса является обеспечение необходимой взаимосвязи между критериями в рамкахопределенного периода. Не существует фиксированной взаимосвязи между уровнемпроизводства, удовлетворением и производительностью. Ни теоретическиеисследования, ни реальная практика не дают оснований утверждать, что уровеньпроизводства и удовлетворение тесно связаны. Эти два показателя могутизменяться в одну или в разные стороны в зависимости от обстоятельств. Поэтомуруководителю важно распознать необходимость определения потенциальнойвзаимосвязи показателей, прежде чем проводить политику воздействия на них.
Известно, что чем отдаленнеебудущий период, тем более неопределенными являются показатели. Прогноззавтрашних событий более определен, чем прогноз событий будущего года.Естественно, что и показатели производства, удовлетворения и производительностиотносительно более конкретны, определенны, доказательны и объективны, чемпоказатели адаптивности и развития. Это означает, что значительно проще определитьотносительную организационную эффективность, используя краткосрочные, а недолгосрочные критерии.
Литература
1. МильнерБ.З. “Теория организации ”.
Учебник, Москва, ИНФРА-М, 2004.
2. Д.М. Крук, О.А. Дейнеко, Р.А. Громова “Основы управленияпроизводством”
Учебник длястудентов экон. спец. ВУЗов, - М.: Экономика, 1998.
3. А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева. “Управлениеорганизацией”
Учебник, Москва, ИНФРА-М, 2005.