Содержание
Введение……………………………………………………………….…… 3
1. Сущностьфинансовой микросреды предпринимательства……….…. 5
1.1. Составляющиефинансовой микросреды с позиции маркетинга. 5
1.2. Составляющиефинансовой микросреды с позиции финансов предприятия и менеджмента……………………………………………………… 12
2. Составляющие финансовоймикросреды предпринимательства……… 15
2.1. Финансовые отношения междуработниками предприятия………… 15
2.2. Финансовые отношения междуструктурными подразделениями предприятия………………………………………………………………………… 19
3. Характеристика предпринимательских рисков ОАО …………….…… 23
3.1. Характеристика ОАО ………………….……………………………… 23
3.2.Расчет коэффициента вариации…………………………………….… 26
3.3.Расчет коэффициента риска…………………………………………… 28
3.4.Расчет стоимости полной информации…………………………….... 28
Заключение……………………………………………………………….… 29
Списокиспользуемой литературы…………………………………….…. 30
Приложения
Введение
Вусловиях современной рыночной экономики предприниматели — производители,продавцы, покупатели – действуют в конкурентной среде самостоятельно, а значит,находятся в границах риска как предпринимательского, так и финансового. Поэтомуизучение проблем финансовой среды предпринимательства, возможностивозникновения рисковых ситуаций, их диагностики и успешного разрешения вусловиях современного рынка представляется чрезвычайно актуальным и практическизначимым.
Современноепредпринимательство можно представить как целостную систему отношений по поводупроизводства, реализации, покупки товаров и услуг. Элементами такой системывыступают конкретные предприниматели, занимающиеся разнообразным бизнесом.Средой, в которой существует бизнес, является так называемаяпредпринимательская среда, которую можно характеризовать и разделять наопределенные сферы и секторы по различным признакам.
Цельюданной курсовой работы является исследование финансовой микросредыпредпринимательства.
Достижениепоставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. изучить сущность понятия финансоваямикросреда предпринимательства с позиции маркетолога и финансового менеджера
2. рассмотретьсоставляющие финансовой микросреды предпринимательства
3. разобратьсоставляющие финансовой микросреды с позиции финансового менеджера
4. провестиисследования финансовых рисков на предприятии (на примере ОАО)
Объектомданного исследования является финансовая микросреда предприятия.
Всвязи с тем, что дисциплина «Финансовая среда предпринимательства ипредпринимательские риски» основывается на знаниях, полученных при изучениифинансового менеджмента, менеджмента, финансов предприятия, экономическойтеории, краткосрочной и долгосрочной финансовой политики, маркетинга,финансовая микросреда предпринимательства рассматривается в первой главе спозиции двух дисциплин: финансов предприятия и маркетинга.
Вовторой главе детально описываются составляющие финансовой микросредыпредпринимательства с позиции финансов предприятия и менеджмента, т.к.дисциплина «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски»является специализацией «Финансовый менеджмент».
Принаписании работы использовались как нормативные акты, так и методическиепособия и публикации отечественных авторов, посвященных данной проблеме.
1. Сущность финансовой микросредыпредпринимательства
Финансоваясреда предпринимательства представляет совокупность хозяйствующих субъектов,действующих вне данного предприятия и влияющих на возможность финансовогоменеджмента размещать денежные средства и получать доходы.[1]
Финансоваясреда предпринимательства состоит из микросреды и макросреды.
Существует2 подхода к определению понятия «Финансовая микросреда предпринимательства»:
1. первыйподход основывается на изучении финансовой микросреды предпринимательства с позициимаркетолога
2. второй подход основывается наизучении финансовой микросреды предпринимательства с позиции финансовогоменеджера
Изучимэти подходы.
1.3. Составляющие финансовой микросреды спозиции маркетинга.
Сточки зрения маркетинга (Приложение №1), можно выделить финансовую микросредупредпринимательства, характеризующуюся субъектами, имеющими непосредственноеотношение к данному предприятию – поставщики, посредники, покупатели (клиенты),конкуренты, контактные аудитории, и макросреду, которая представлена болеешироким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом, ивключает природный, технический, политический, экономический, демографический икультурные факторы.
Охарактеризуемсубъектов, составляющих микросреду предпринимательства.[2]
Поставщикамиявляются юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие и егоконкурентов производственными запасами, необходимыми для выпуска готовойпродукции. Влияние поставщиков на финансовую деятельность предприятиязначительно и может привести к отрицательным результатам. Повышение цен напредметы снабжения во многом обуславливает повышение цен на готовую продукциюпредприятия. Непоставки тех или иных производственных запасов, ихнеритмичность, любые негативные события на предприятиях-поставщиках приводят кнарушению графиков отгрузки готовой продукции предприятия.
Посредникамиявляются организации, помогающие предприятию в продвижении, распространении исбыте готовой продукции среди покупателей и таким образом влияющие на величинуполучаемых доходов. Посредники бывают торговые (дилеры), по организациитовародвижения, маркетинговые и финансово-кредитные.
Торговыепосредники представляют организации, помогающие данному предприятию находитьпокупателей и непосредственно продавать им готовую продукцию. Необходимостьсуществования торговых посредников обусловлена тем, что они обеспечиваютудобные условия продажи готовой продукции с меньшими издержками, чем это сделалбы сам производитель. Удобство расположения создается дилерами за счетнакопления запасов готовой продукции в местах нахождения самих покупателей.Удобство времени создается наличием готовой продукции в те периоды, когда спросна нее особенно велик, что важно для товаров сезонного продвижения и продажи.Удобство приобретения готовой продукции заключается в продаже товара содновременной передачей права пользования им.
Вместес тем выбор и организация работы с торговыми посредниками являются дляфинансового менеджера отнюдь непростой задачей. Посреднические организации внастоящее время обладают достаточной мощью и в состоянии диктовать свои условияпроизводителю либо вообще не допустить его на рынки сбыта готовой продукции.Тем не менее в цепочке взаимоотношений производитель – торговый посредникпервичным звеном является производитель в силу приоритетности сферы материального производства по сравнениюсо сферой распределения.
Посредникипо организации товародвижения помогают производителю готовой продукциисоздавать запасы собственных изделий и осуществлять их транспортировку от местпроизводства до мест назначения. К ним относятся складские и транспортныеорганизации.
Складскиеорганизации обеспечивают накопление и сохранность готовой продукции по пути еепродвижения. Транспортные организации перемещают запасы готовой продукции вместа назначения. Для финансового менеджера весьма важным является выбор болееэкономичных методов отгрузки и транспортировки готовой продукции, а также учеттаких факторов, как сохранность грузов, объемы и скорость их транспортировки.
Маркетинговыепосредники представляют собой организации, занимающиеся маркетинговымиисследованиями, а также проблемами предпринимательского риска, консалтинговыефирмы, рекламные агентства. Основное назначение таких посредников – помогатьпроизводителю точнее адресовать и продвигать готовую продукцию на подходящиерынки сбыта с возможно меньшим риском и большим извлечением дохода. Пользованиеих услугами является для производителя менее распространенным явлением.
Кчислу финансово-кредитных посредников относятся банки, кредитные учреждения,страховые компании, основное назначение которых помогать производителю финансироватьсделки по приобретению производственных запасов и сбыту собственной готовойпродукции и (или) страховать себя от предпринимательского риска, связанного спокупкой и продажей товаров. Практически все предприятия пользуются помощьюфинансово-кредитных посредников при финансовом обеспечении сделок. Существенноевлияние на финансовое положение предприятия могут оказать повышение стоимостикредита и (или) сокращение возможностей кредитования, а также финансовыекризисы, парализующие работу финансово-кредитных посредников.
Клиентыбывают покупателями потребительского рынка, рынка производителей, рынкапромежуточных продавцов, рынка государственных учреждений и международногорынка.
Покупателипотребительского рынка – физические лица, приобретающие товары или услуги вцелях личного потребления.[3]
Покупателямирынка производителей являются организации, приобретающие товары или услуги длядальнейшего использования в процессе производства и выпуска иной продукции.
Покупателирынка промежуточных продавцов – физические и юридические лица, приобретающиетовары или услуги для последующей перепродажи и извлечения собственной прибылив сфере обращения.
Покупатели– государственные учреждения приобретают товары или услуги в целях собственногопотребления, а также для использования в сфере коммунальных услуг или в целяхблаготворительности.
Покупателимеждународного рынка находятся за пределами страны производства товаров илиуслуг.
Средиконкурентов выделяют желания-конкуренты, товарно-родовые и товарно-видовые конкуренты,а также марки-конкуренты.[4]
Желанияконкуренты – это те, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить. Приналичии транспортных возможностей альтернативными желаниями-конкурентами могутбыть покупка автомашины или мотоцикла и т.д.
Товарно-родовыеконкуренты – это основные способы удовлетворения желания выбранной ранеепокупки, например определенного типа мотоцикла.
Товарно-видовыеконкуренты – это разновидности одного и того же товара, способные удовлетворитьконкретное желание покупателя, например разноцилиндровые виды мотоциклов.
Марки-конкуренты– это товары разных производителей, способные удовлетворить окончательноопределившееся желание покупателя. В нашем случае это мотоциклы аналогичныхтипов и видов, но производимые разными фирмами.
Пониманиетого, как именно покупатели принимают решение, облегчает финансовому менеджерувыявление возможных конкурентов, мешающих предприятию продавать больше своейпродукции. Основополагающей является конкуренция марок-конкурентов, так какименно они активно ограничивают возможности сбыта готовой продукции и получениядоходов предприятием.
Контактныеаудитории классифицируют по двум признакам: по характеру воздействия наинтересы предприятия, по содержанию самих контактных аудиторий.
Подконтактной аудиторией понимают любую группу, которая проявляет интерес кдеятельности данного предприятия и может оказать влияние на его способностьизвлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессехозяйственной деятельности.[5]
Похарактеру воздействия контактные аудитории могут быть благотворными, искомыми инежелательными.
Благотворныеаудитории – это те группы, внимание которых к предприятию носитзаинтересованный положительный характер (например, спонсоры).
Искомыеаудитории – это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но невсегда их находит (например, пользователи средств массовой информации, группыдепутатов).
Нежелательныеаудитории – это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, нообязательно вынуждено считаться с ним, если оно проявляется (например, обществапотребителей, налоговые органы и т.д.).
Посодержанию контактные аудитории классифицируются на финансовые круги, группысредств информации, группы государственных учреждений, гражданские группыдействий, местные группы, широкую публику, внутренние группы.
Финансовымикругами называются те контактные аудитории, которые оказывают влияние наспособность предприятия обеспечивать себя капиталом.[6] Кэтой группе относятся банки и другие кредитные учреждения, инвестиционныекомпании, брокерские фирмы и акционеры. Финансовый менеджер должен добиватьсяих благосклонного расположения путем публикации годовых отчетов, ответов навопросы, касающиеся финансовой деятельности, но не представляющие собойкоммерческую тайну. Таким образом финансовым кругам предоставляютсядоказательства финансовой устойчивости и у них формируется благоприятный образпредприятия.
Контактныеаудитории средств информации представляют собой организации, распространяющиеновости, статьи и комментарии. Это телекомпании, радиостанции, газеты ижурналы. Финансовый менеджер заинтересован в создании благоприятного образапредприятия в средствах массовой информации за счет рекламы собственной готовойпродукции, публикации статей, допустим, о благотворительной деятельности.
Приотношении к контактным аудиториям государственных учреждений финансовыйменеджер должен учитывать все происходящие изменения в государственной сфере иадекватно реагировать на них. Например, он должен своевременно откликаться нагосударственные требования и запреты в области экологического контроля, правпокупателей, безопасности производства и готовой продукции, правдивых сведенийв рекламе и т.д.
Кконтактным аудиториям гражданских групп действия относятся союзы потребителей,защитники окружающей экологической среды, представители религиозных,национальных меньшинств и т.п. В целях создания и поддержания благоприятногообраза предприятия в этих группах целесообразно осуществлять постоянныеконтакты с ними или учитывать пожелания по отношению к хозяйствующему субъекту.
Местнымиконтактными аудиториями являются окрестные жители и их общинные организации.Из-за близости своего проживания они проявляют больший интерес к деятельностипредприятия, например, к производствам повышенной степени опасности (химическими др.) они, как правило, будут относиться предубежденно, особенно кинновационным проектам с повышенным предпринимательским риском.
Длявзаимоотношений с местными контактными аудиториями предприятию целесообразноиметь ответственного за связи с общиной, присутствовать на собраниях ее членови взаимодействовать с представителями местных органов законодательной иисполнительной власти.
Широкаяпублика обычно не выступает по отношению к предприятию в качествеорганизованной силы, но от того, как она воспринимает образ предприятия,зависят результаты его коммерческой деятельности. Хозяйствующему субъектуследует постоянно внимательно следить за отношением широкой публики кпроизводимой им продукции и к своей деятельности. В целях создания болееблагоприятного образа для широкой публики предприятию целесообразно делатьпожертвования на благотворительные цели, избегать недобросовестной рекламы,разработать четкий порядок рассмотрения претензий покупателей и т.д.
Квнутренним контактным аудиториям относятся собственные рабочие и служащиепредприятия, управляющие, а также добровольные помощники. Как правило, еслисобственные рабочие и служащие позитивно настроены по отношению к своемупредприятию, это отношение распространяется и на другие контактные аудитории.Для этого предприятию целесообразно издавать информационные бюллетени, чтобысовременно информировать собственных работников об актуальных проблемахпроизводства.
1.2 Составляющие финансовой микросреды с позициифинансов предприятия и менеджмента
С точки зрения финансов предприятияфинансовой средой предпринимательства можно назвать замкнутыеперераспределительные отношения между подразделениями и видами деятельностиодного юридического лица с определенной целью или некоторым множеством целей в реальныхусловиях функционирования, а также его взаимоотношения с бюджетами различныхуровней.[7]
Система финансов и финансоваядеятельность предприятия опосредствуют денежные отношения как внешнего, так ивнутреннего характера. К внешним следует отнести финансовые отношения субъектас бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами по уплате налогов, сборов ипошлин; с учреждениями финансовой инфраструктуры (коммерческими банками, фондовымии валютным биржами, страховыми компаниями, инвестиционными компаниями и т.д.);с органами производственной инфраструктуры (предприятиями транспорта и связи ит.д.); с другими хозяйствующими субъектами (покупателями и продавцамипродукции). К внутренним следует отнести финансовые отношения между отдельнымиструктурными подразделениями хозяйствующего субъекта с его учредителями,персоналом и т.д. Система финансовых отношений предприятия приведена вПриложении №2. Таким образом совокупность внешних финансовых отношенийпредставляет собой финансовую макросреду предпринимательства, а совокупностьвнутренних финансовых отношений представляет собой финансовую микросредупредпринимательства.
Микросредавключает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг,управление персоналом, организационная структура.[8]
Каждыйиз указанных факторов включает набор ключевых процессов и элементоворганизации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и тевозможности, которыми располагает организация.
Производство.Организации нужно иметь адекватныематериальные средства, соответствующие поставленным целям, как в отношении ихсрока службы, так и относительно их производственных характеристик, с тем чтобызатраты на производство были минимальными. К производственному фактору относяттакже изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства;обслуживание технологического парка оборудования; осуществление исследований иразработок; эффективную работу с клиентами и заказчиками.
Финансы. В области финансовой деятельностиорганизации необходимо иметь в виду два момента: финансовые возможности истепень риска предпринимаемой деятельности. Первый связан со способностьюорганизации вовремя выручить или занять денежные средства с последующей оплатойкредита и процентов по нему.
Рисксвязан с участием деятельности, которая может привести к разорению организацииили к ее неожиданному взлету.
Маркетинг. Охватывает все те процессы, которыесвязаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегияценообразования и продвижения продукта на рынке, выбор рынка сбыта и системраспределения, обеспечения прибыльности, создание инвестиционных возможностей ит.п.
Управление персоналом. Люди являются центральным фактором влюбой модели управления. Управление персоналом состоит из процессов взаимодействияменеджеров и рабочих, найма. Обучения и продвижения кадров, а также оценкирезультатов труда и его стимулирования, создания и поддерживания отношениймежду работниками и т.п.
Структура организации, которая включает организационноеустройство компании согласно ее организационно-штатному расписанию. Это то, чтоотражено в документации, определяющей распределение прав и ответственности,иерархию подчинения.
Организационная культура, под которой понимаются ценности,убеждения, установки и образ поведения. При сильной организационной культурепрактически все работники имеют четкое представление, чем занимается их организация.Организационная культура может способствовать выживанию организации вконкурентной борьбе и усилению ее позиций. Но может быть и так, чтоорганизационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиватьсядаже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовыйпотенциал.
Таким образом, понятие финансоваямикросреда предпринимательства рассматривается в двух дисциплинах. Это понятиеновое и поэтому малоизученное. Есть расхождения в составляющих микросреды:маркетинг относит к ней поставщиков, посредников, покупателей, конкурентов иконтактные аудитории, финансы предприятия и менеджмент – производство, финансы,маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Я думаю, что расхожденияв этих понятиях обусловлены спецификой этих наук, но более верным считаюпозицию финансов предприятия и менеджмента, т.к. само понятие микросреда – этосовокупность условий, единиц или людей, связанных общностью. А интересыпоставщиков, покупателей, посредников и конкурентов, по моему мнению, общими сцелями предприятия назвать нельзя.
2.Составляющие финансовой микросреды предпринимательства
Внутри предприятия финансовыеотношения складываются между аппаратом управления и структурнымиподразделениями предприятия, между его подразделениями, между администрацией иработниками, а в акционерных обществах – и с советом директоров (наблюдательнымсоветом). Формы и методы реализации этих отношений направлены на: установлениеи соблюдение порядка доведения заданий финансового плана до структурныхподразделений; организацию контроля за выполнением этих заданий; оценкурезультатов финансово-хозяйственной деятельности подразделений и их влияния напоказатели работы предприятия; определение и применение экономических стимулов,направленных на улучшение финансовых результатов деятельности предприятия. Финансовыеотношения между структурными подразделениями нацелены на обеспечение своевременного,качественного и эффективного выполнения заданий по внутрипроизводственнойкооперации и предусматривают усиление финансового воздействия в этомнаправлении.
В предыдущей главе раскрыласьсущность понятия финансовой микросреды предпринимательства, в данной главебудут детально раскрыты два ее основных фактора: финансовые отношения междуработниками предприятия и финансовые отношения между структурнымиподразделениями.
2.1.Финансовые отношения между работниками предприятия
Отношения междуработниками предприятия — это отношения,связанные с выплатой заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям,материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.
Оплата труда лиц, работающих по трудовому договору,осуществляется в виде заработной платы. Трудовой кодекс РФ в статье 129закрепляет легальное определение заработной платы.
Заработная плата (оплата труда работника) –вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности,количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационныевыплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу вусловиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях ина территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплатыкомпенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующегохарактера, премии и иные поощрительные выплаты).[9]
Как видно, трудовое законодательство включает впонятие заработной платы также выплаты компенсационного и стимулирующегохарактера. К выплатам стимулирующего характера относятся премии, различногорода надбавки. Компенсационные выплаты призваны возместить работнику расходы,произведенные в связи с выполнением своих трудовых обязанностей.
С целью учета квалификации работника используютсятарифные системы оплаты труда, которые устанавливают зависимость между тарифнойставкой (размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда за единицувремени) и квалификационным разрядом работника. Учет условий труда выражается вустановлении различного рода доплат, повышающих коэффициентов за работу вособых условиях труда или в условиях, отклоняющихся от нормальных (например,районные коэффициенты, которые применяются для лиц, работающих в условияхКрайнего Севера, или доплаты за сверхурочную работу).
Заработная плата работнику устанавливается трудовымдоговором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплатытруда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифныхставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационногохарактера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системыдоплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаютсяколлективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами всоответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовымиактами, содержащими нормы трудового права.
Система оплаты труда представляет собой способисчисления размеров вознаграждения за труд. Различают две основные системызаработной платы работников – повременную и сдельную.[10]Кроме того, любая из этих систем может дополняться премиальной системой оплатытруда. Система оплаты труда устанавливается работодателем с учетом мнениявыборного профсоюзного органа (ст. 135 Трудового кодекса РФ).
При повременной оплате труда заработная платаработника зависит от фактически отработанного им времени и его тарифной ставки(оклада). Размер заработка определяется по формуле:[11]
ЗП= С х Т, где (1)
ЗП– заработная плата;
С– тарифная ставка за единицу времени;
Т– фактически отработанное время.
Сдельная оплата труда предполагает зависимостьзаработка работника от количества изготовленной продукции. Заработная плата притакой системе исчисляется с помощью сдельных расценок:
ЗП= Р х Н, где (2)
ЗП– заработная плата;
Р– сдельная расценка на единицу продукции (выполненной работы, услуги);
Н– количество произведенной продукции (выполненных работ, услуг).
Существуют различные разновидности сдельной оплатытруда: коллективная, аккордная, сдельно-прогрессивная, косвенная и т.п.
При коллективной или бригадной сдельной системе оплатытруда заработная плата рассчитывается исходя из количества продукции или объемаработ, выполненного бригадой в целом. Такая система оплаты труда применяется,если нормы выработки устанавливаются не для отдельных работников, а длябригады.
При аккордной системе оплаты труда оплачиваетсявыполнение определенного комплекса работ, входящих в аккордное задание.Заработная плата в данном случае определяется с учетом сдельных расценок наотдельные виды работ, входящих в аккордное задание. Например, аккорднаясдельная система оплаты труда применяется при производстве строительных работ.Сдельно-прогрессивная система оплаты труда предполагает увеличение сдельной расценкиза выполненные операции, детали или изделия при достижении определенногопоказателя (нормы выработки). В пределах нормы выработки оплата производится пообычным сдельным расценкам, а за изготовление каждой единицы продукции сверхэтой нормы – по повышенным расценкам.
Как сдельная, так и повременная системы оплаты трудамогут дополняться премиальной системой. Премиальная система оплаты трудапредполагает выплату премии определенному кругу лиц при достижении определенныхпоказателей премирования и выполнении установленных условий премирования.Установление премиальной системы оплаты труда является правом работодателя,которое он реализует путем принятия специального локального акта – положения опремировании.
Показателями, достижение которых дает право наполучение премий, могут быть, например, выполнение и перевыполнение плана попроизводству продукции и т.п.
Помимо них могут определяться условия премирования.Например, такими условиями могут быть максимальный процент брака впроизведенной продукции, отсутствие дисциплинарных взысканий и т.п.
На основании положения о премировании у работникапри выполнении показателей и условий премирования возникает право требоватьвыплаты премии, а у работодателя – обязанность ее выплатить. Несмотря на то чтоустановление премиальной системы, в том числе и размеров премий, являетсяправом, а не обязанностью работодателя, если в организации принято положение опремировании, последний не может в произвольном порядке лишить работникапремии. Лишение премии допускается исключительно по основаниям, предусмотреннымданным положением (либо иным нормативным актом), например при нарушении условийпремирования.
Вместе с тем нужно отметить, что премированиеработников может иметь характер меры поощрения (поощрительное премирование).Согласно статье 191 Трудового кодекса РФ работодатель вправе поощрятьработников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе выдатьпремию, наградить ценным подарком и т.п. Это могут быть, например, разовыепремии по результатам различного рода смотров, конкурсов и т.п. В этом случаевыплата премии является не обязанностью, а правом работодателя. К стимулирующимвыплатам также можно отнести вознаграждение по итогам работы за год. Крометого, в заработную плату работника может включаться доплата за выслугу лет,которая, как правило, устанавливается в процентном отношении к тарифной ставке(окладу) и зависит от непрерывного стажа работы работника.
2.2.Финансовые отношения между структурными подразделениями предприятия
Финансовые отношениямежду структурными подразделениями промышленного предприятия в общем видезаключается в выполнении трех основных производственных функций – этоснабжение, производственная деятельность и сбыт. Оценить и проследить этифункции можно лишь по информации о внутренней среде предприятия, котораяпредставляет собой данные бухгалтерского и управленческого учета.
Информация о внутренней среде предприятия охватывает всю деятельностьпредприятия. Полная отчетность о деятельности предприятия формируется на основеотчетности по трем видам планов.[12]Эти планы:
1. Бюджет (и, соответственно, финансовая и бухгалтерская отчетность);
2. Производственны