Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Управленческая психология

Вопрос 1,2
Психология-этонаука о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. Psyche-душа, Logos-учение.Психология-наука о закономерностях развития и функционированияпсихики. 1879-психология как самостоятельная наука. Объект-люди, входящие в организацию. Предмет — психологические аспекты управленческойдеятельности. Проблематика:1.Изучениеособенностей личности руководителя и сотрудников организации;2. Псих.особен. трудовой деятельн-ти;3.Псих.особен. переработкиинфо;4. Псих. аспекты общения,механ-змы восприятия чел. человеком, механ. влияния людей друг на друга;5. Формир.трудового кол-ва;6.Разрешен. конфликтн. ситуаций;7.Псих. аспекты прин. упр. реш
Отрасль психологии — предмет изучения
Соц. псих. — проявление личности, человека,его взаимодейств. с людьми, с группой, псих.совместимость. Педагогическая псих. — закономер-ти развит. личн. в процессе обучен. воспит-я.Возрастная ψ-закономерности развития норм-го здо-рового чел-ка от младенч. до старости. Детскаяψ — развит. сознания, ψ-их процессов, деят-ти, всей личности растущего чел-ка,условия ускорения развития. ψтруда- ψособенности трудовой деят-ти чел-ка,закономерности развития трудовых навыков, соотв. профессии. Инженерная ψ —  законом-ти процессов взаимодействия чел.и соврем. техники с целью использования их в практике.Медиц. ψ– ψ особен-ти деят-ти врача и поведения больного, ψ-иеметоды лечения. Военная ψ — повед. чел. вуслов. боевых действий. Патопсихология- отклонениев развитии психики, распад психики в различн. формахмозговой патологии. Парапсихолог. — проявление и механизмы возникнов.«паранормальных» явлений. Юр. ψ — особен-ти поведения участн.уголовн. процесса,ψ пробл. повения и формир. личн. преступ.Ψ рекламы- нужды и ожидан. потреб-ей, ψвоздейтв. на потребит. для увел. спроса. ψ религии- поним. и объяснен. поведения верующих или представ. конфессий
Вопрос 3
1. Принцип объект. ψисследования. Расмативаетявлен. и предметы, какие онина смаом деле, ислед-ль регистрир. факты. 2.Принц. псих-го ед-ва.Изуч-ся люди в процессе их деят-ти,сопровожд-ся физиолог. изменениями и наоборот. 3. Пр-ппредварит. соц-гоанализа. исследуют современную ситуацию, для сравнения, что должно быть насамом деле. 4. Пр-п индивидуализации. Индивид. подход к каждому участн. исследов-я, челену кол-ва. 5. Генетический пр-п.ψ закономерности раскрыв.в процессе деят-ти. 6. Пр-п учёта ситуации. Один и тот же результ.может иметь различн. псих. содержание и различн. принципы.
Вопрос 4
методы Эксперимент-это изучение психических явлений в спец. созданныхусловиях. Суть эксперимента – проверка гипотезы. Тест- измерение количественных и качественных особенностейчеловека. Виды тестов: -тесты способн-й(измеряют развитие. ψсв-в).-тесты достижений(готовн.чел-ка к выполн. опред. деят.). -проективные (человекудаётся неопределённая, многозначная ситуация, он интерпретирует её исходя изсобственного опыта и внутреннего мира, ассоциации, рассказ по картинке,рисование).-социметрич. тесты(отношение в кол-ве).
Наблюдение-систематическое и целенаправленное восприятие поведения человека дляпоследующего его анализа и объяснения.
Виды наблюдения:
1)по организации
-неструктурированное
-структуролизированное — есть чёткая цель, заранее создаётся план или протокол наблюдения.
2)по участию в наблюдении:
-включённое
-не включённое
3)по частоте проведения:
-систематическое
-разовое
4)по мессу проведения:
-полевое(в естественных условиях)
-лабораторное(в спец. созданных условиях).
Недостатки: большие временныезатраты, субъективный фактор, однократность проявления признака, трудностьинтерпретации данных.
Вопрос 5
Опрос–это метод сбора инфо. со слов респондента принепосредственном или опосредов-ом взаимодействии сним интервьюера. Виды: анкетирование(раздаточное,почтовое, прессовое), интервью или беседа.
Анализ документов- док-ты используются с цельюсоздания образа о человеке, заочного знакомства.
Вопрос 6
Психика-это способность челка (человеческого мозга) активно отражать окружающий мир исамого себя в нём, строить картинку этого мира и регулировать собственное поведение.Псих. чел-каявл. функ-ей мозга –составной части нервн. системы. Первичн.элемент-клетка.(аксон, тело, дентрита).Состоит из головн. и спинного мозга. Нервн. сист. подразд. на центральную и переферическую. Функц. левго полушария:Хронологич. порядок; чтение карт, схем; запомин. имен, слов; речевая активн.,чувствит-ть к смыслу; виденье мира весёл. и легким; детальное восприятие. Правогополушария: Текущее время; конкретное пространство; запоминание образов, конкр. событий; эмоцион. активность;виденье мира мрачно; целостно образное восприятие.
Структура:1)псих.процессы:-познавательные(ощущения, восприятие, память, мышление, речь, внимание,воображение).-эмоционально-волевые (чувства, любовь, долг, зависть,патриотизм). 2)св-ва личности (направленность,темперамент и способности).
3)псих.состояния(апатия, стресс, устойчивыйинтерес, творческий подъём, угнетение, страсть,бодрость).4)псих.образования (характер, знания,убеждения, навыки, привычки, умения.
Функ-ииψ:адаптация — приспособление; регуляция поведения идеятельности.
Вопрос 7
Ощущения — Позн.Псих.Проц., отражениеотдельных св-в предметов при их непосредств-омвоздействии на органы чувств. Класифицир.анализатором: осезание, обоян.,слух, вкус, зрение. Сенсибилизация –развитие чувств.,в результ. тренировок.
Восприятие-П.П.П.отражение целостного образа предмета при воздействииего на органы чувств. Св-ва восприятия: целостность –единое целое; константность –постоян-вообраза предмета(чел. в анфас, профиль); обобщенность –образ относится к классус названием (все обобщено), предметность –восприн.как обособл. в пространстве и во вр.физ. тело. Типы: аналитическое (вним. на отдельн. детали) и синтетическое (на предмет как единоецелое).
Вопрос 8
Внимание–сосредоточённостьсознания чел. на определённых предметах при одновременном отвлечении от других.Факторы опред. направл-тьвнимания: 1. внешн. раздражитель (интенсивн. яркость, громкость). 2.деят-ть чел-ка (выдел. инфо, которая интересна и понятна). Св-ва:1)объём (кол-во объектов одновр. находящ. в сознании 5-2);2)концентрация (степень сосредоточения предмета); 3)распределение (способн. выполн. одноврем. несколько действий и вести наблюдение занесколькими процессами); 4)отвлекаемость (колебание, переодич.ослаблен. внимания); 5)переключ-ть (переключ. внимания с1 объекта на другой). Виды: произвольное (целенапр.,осознано), непроизвольное, послепроизвольное (после воспртия возник. интерес, станови. непроизвольным).
Вопрос 9
Память-П.П.П. это процесс запечатления,сохранения и последующего воспроизвед. инфо. Виды: 1)по волевым усилиям:-произвольная; -непроизвольная. 2)по времени храненияинфо.: -мгновенная(0,3-1сек.); -кратковременная(донескольких минут); -оперативная(хранится на заранее заданный срок)
-долговременная( в течение всей жизни, объем не ограничен).
Вообр.-П.П.П, создание нов. образов на основе прошл.воспоминаний, впечатлен.-основа творчества. Видывоображения: 1. непроизв. –спонтан., сны, гипнозы; 2.Произвольн. –воссоздающие,творческое; 3. Мечта- предвосхищение желаемого, будующего.
Вопрос 10
Мышление-это процесс установления существенных св-в, связей иотношений между предметами и явлениями окружающего мира. избир. внимание –это способн. чел-каиз однотипн. предметов выбирать, необходимые.Мыслительные операции осуществляются путём анализа, синтеза, сравнения,классификации, ассоциации. Виды: наглядно-действительное,наглядно-образное, словестно-логическое.
Речь-это система используемых человеком звуковых сигналов и символов для представления,переработки, хранения и передачи информации. Виды: -активная(производитсам речевой поток, когда говорим, пишем и т.д.). –пассивная (слушание, чтение,зрение). Функции: знаковая, общения, интеллектуальная, коммуникативная
Вопрос 11
Коммуникативная сторона общения. Невербальное общение. (общение как обмен информацией)
Ср-вакоммуникативного общения:
ü    вербальные(словестные) – передача инфо
ü    невербальные –передача отношения к партнёру по общению, служит ср-вомвыражения псих. состояния ч-ка, они вкл.:
o      кинесическиеср-ва – зрительно воспринимаемые движением др. ч-ка,выполняющие выразительно-регулятивную фи-ию в общении
o      ср-ваобщения, связанные с голосом
o      такесическиеср-ва – тактильноевоздействие
o      проксемическиеср-ва – пространственнаяориентация
В стр-ру кинесическихср-в общения входят:
ü    мимика
ü    взгляд,визуальный контакт
ü    поза
ü    жесты
ü    походка
Кневербальным ср-вам,связанным с голосом, относят:
ü    просодика – общееназвангие ритмико-интонациональныхсторон речи
ü    экстралингвистика– включение в речь пауз, плача, кашля, смеха, вздохов
Такесическиеср-ва общения– динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания,поцелуя (биологически необходимая форма чел. общения). Зависит от:
ü    статус общающихсясторон
ü    возраст
ü    пол
ü    степеньзнакомства
ü    национальныеобычаи, традиции
Проксемическиехар-ки– ориентация партнёров в момент общения, дистанциямежду людьми (определяется культурными и национальными факторами)
Вид общения
Расстояние см
Ситуация общения
Интимное
0-45
близкие люди
Персональное
45-120
знакомые
Соц
120-400
официальное общение
Публичное
400-750
выступление перед аудиторией
Ф-ейвербальных ср-в общения явл. передачаинформации, которая ощу-ся при помощи языка. Этапы:
Оформление возникшей идеи во внутренней речи 100% информации

Перевод внутр. речи во внешнюю, высказано 80%
Слуховое восприятие информации, услышано 70%
Осмысление услышанного, понято 60%

Осталось в памяти 24%
Коммуникативные барьеры:
ü    информационно-дефицитныйбарьер
ü    замещающее-искажающийбарьер
ü    фонетическоенепонимание
ü    семантическийбарьер
ü    стилистическийбарьер
ü    логический барьер
ü    соц-культурныеразличия
Вопрос 12
Сигнализирует о положит. или отриц. значении ситуации,эмоции регулир. наше поведениеюпобужд. или тормозят наше действие. Виды эмоционсостояния: 1.Эмоции- общая реакция организма нажизненно важное воздействие. телесн. проявлен.:мимика; пантомимика; вокальная мимика; вегетативная реакция (покраснен, побледн.). 2.Эмоцион.оценка – соц. значим. явлений (чувства долга, патреотизма).3.настроение(домениров. опред.эмоции). 4. аффект (черезмерное эмоцион.переживание сопровожд. видимыми изменен. поведения чел-ка
Эмоции – переживания индивида, связанные с реакциями навнешние и внутренние раздражители и целенаправленной деят-тью.Возникли они в процессе эволюции ч-ка какзащитно-приспособительная реакция немедленного отвераорганизма на внезапные воздействия раздражителя.
Особенности нашихчувств:Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию (чувства – субъективны, их формировать горахдо сложнее, чем знания) Чувства качественно весьма разнообразны Н-р, ощущений всего 12 видов, а чувств десятки. Полярность чувств. Каждое чувство имеет свой антипод (свою противоположность): любовь и ненависть, радость и печаль и т.д. Пластичность чувств. Одна и та же причина вызывает разные чувства – кто-то радуется и ликует, а кто-то разочарован и печален. Чувства связаны с физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменениями деят-ти внутренних органов: НС, желез внутренней секреции и т.пд. Чувства находят в динамическом единстве с практической деят-тью. Хорошо спланированная и придуманная работа способствует мажорному настроению и высокопроизводительному труду. Эмоции универсальны для всех людей планеты, но есть определённые национальные различия, определяющиеся традициями и обычиями.
Функциональноеназначение эмоций и чувств.Ф-ия биологического индикатора – при помощи эмоций и чувств реальная действительность отражается в форме переживаний. Информационная ф-ия – т.к. эмоции и чувства помогают ориентировать ся в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зренрия их желательности или нежелательности, полезности или вредности. Регулятивная ф-ия – способствует мгновенное мобилизации всех сил и возможностей индивида для избежания опасности и сраданий (н-р, человек попадающий в водоём, но не умеющий плавать, может спастись под влиянием сильных эмоций) Ф-ия «эмоционального памятника» — эмоции и чувства не только сопровождают другие псих. явления, но обладают самостоятельной ценностью для личности – нужны индивиду сами по себе.
Классификация эмоций и чувств.
В зависимости от сложности,содержания, влияния на деят-ть, силы проявления.
 SHAPE * MERGEFORMAT
По сложности
простые(чувство голода, трувоги, испуга)
сложные (имеют в основе второсигнальную условно-рефлекторную систему  SHAPE * MERGEFORMAT
По содержанию
моральные (патриотизма, долга)             
интеллектуальные
эстетические
 SHAPE * MERGEFORMAT
По влиянию на деят-ть
стенические
астетические  SHAPE * MERGEFORMAT
По силе проявления
настроение
страсти
эффекты
Вопрос 13
Воля–это псих. процесс, проявл-ся в способн-ти чел-ка управлять своей психикой и поступками, Мобил-ть силы на преодоление трудностей, стоящих на пути кцели. Волевые кач-ва формир-сяна протяжении жизни и деятел-ти человека. Волев. кач-ва личности: целеустремленность- способн.чел. подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть; решительность –принят. своеврем. решений; инициат-ть –действов. творчески, отвечающи вр. и услов. активн. и сменная гибкостьдейств. и поступков; самостоятельность– способность не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь человекаот достижения поставленной цели. Дисциплинарность –способность ч-ка соблюдать порядок, определённыеправила. Самообладание – способность ч-ка управлять своими мыслями и чувствами, действиями ипоступками. Настойчивость – спос-ть ч-ка мобилизовать своисилы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями итрудностями. Энергичность – сп-ть ч-ка действовать быстро и с большим напряжением своих физ.и духовных сил. Исполнительность – сп-ть ч-ка активно, старательно исистематически испольнять принимаемые решения.
Вопрос 14
Стресс — это эмоциональное состояние, которое вызываетсянеожиданной и/или напряжённой обстановкой. Фрустрация – эмоцион. тяжелое переживан. чел-ка, своей неудачи, сопровожд. чувством безысходности, крушение надежд. Психологическийстресс- это реакция человека на любое, предъявляемое ему требование,связанное с напряжениями его психики, направлена на преодоление трудностей иприспособление к измен-ся условиям. Методы саморегуляции: искусственная (на дыхании, вдох- мобелизир., выдох- расслабляет);естественная (постребн. самого организма –вкуснаяеда, слезы, сон). физич. релаксация (спортзал);методы оснаван. на воображ.(визуализации); самовнушение (аутотренинг).
Вопрос 15
Личность-это конкретный человек с индивидуальнымисвоеобразными умственными, физ., эмоциональными особенностями, которыепроявляются в деятельности человека. Составляющие личности: темперамент,характер, способности, потребностно-мотивационнаясфера, эмоц.-волевая сфера, когнитивно-познавательная сфера.
Личность и её стр-ра
 Человек рассматривается в психологии через несколько понятий.
1.    ИНДИВИД – эточеловек, представитель человеческого рода, homosapiens(человек разумный).
2.    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ– это своеобразие, неповторимость каждого конкретного человека.
3.    ЛИЧНОСТЬ –становиться под влияние окружающей среды обучения и воспитания; проявляется вобщественных связях и отношениях.
Личность формируетсяприжизненно и явл. не только объектом и продуктомобщественных отношений, но и активным субъектом деят-ти,общения, сознания, самосознания.
Концепция динамическойфункциональной стр-ры личности.
Эл-тамипсих. стр-ры личности явл. еёпсих. св-ва и особенности, которые можно рассматриватьв разрезе 4 подструктур:
ü    биологической– возрастные, половые, иногда патологические св-ва и типы НС (темперамент,задатки, простейшие потребности)
ü    психологический– индивидуальные особенности психологическихпроцессов (ощущение, восприятия, внимания, памяти, мышления), чувств и воли
ü    подстр-рысоц. опыта– умения, навыки, знания и привычки
ü    подстр-рынаправленности личности– влечения, желания, склонности, идеалы, убеждения,мировоззрения, личностные смыслы, интересы.


4. направленность личности
         2.индивидуальные                        особенности различных псих. процессов


1.    биологически                                                   3.обученность личности
обусловленныекач-ва                                                 (соц.опыт)
В психологии известномножество школ, которые по-разному объясняют поведение человека.
Самые известные ипопулярные школы:
I.                  ПСИХОАНАЛИЗ
II.               БИХЕВИОРИЗМ
III.            ГУМАНИСТИЧЕСКАЯПСИХОЛОГИЯ
Вопрос 16, 18
Врач Гиппократ считал, чторазличие между людьми объясняется соотношением различных жидкостей в их теле:кровь- сангвиник, жёлтая желчь- холерик, чёрная желчь- меланхолик, лимфа- флегматик.Сейчас используется теория Павлова: нервная система бывает сильной и слабой,сильная- уравновешенной и неуравновешенной, уровновешанная — подвижной(сангвиник) иинертной(флегматик). Темперамент- врождённые индивидуальныепсих. особенности человека, определяющие динамику протекания его псих. процессови поведения. Сангвиник- активен, общительный и т.д. Холерик-активен, несдержанность,развита речь. Флегматик- снижена активн-ть,но работоспособен и вынослив, спокойный и т.д. Меланхолик-переживателен, ответственен, обидчив, замкнут
Учение о темпераменте. Псих. хар-ки людей с разным типомтемперамента. Учёт особенностей темперамента ч-ка в управленческой деят-ти.
Темперамент– это индивидуально-псих.особенности ч-ка, определяющие динамику протеканияего псих. процессов иповедения.
В природе имеется 4 возможных соотношения и сочетаний и соответственно различают 4 типа ВНД (внешняянервная деят-ть):
Iтип:сильный – уравновешенный – подвижный – сангвиник;
IIтип:сильный – неуравновешенный – подвижный – холерик;
IIIтип:сильный – уравновешенный – инертный – флегматик;
IVтип:слабый – неуравновешенный – инертный илималоподвижный – меланхолик
Динамическими проявлениями активности темперамента явл. след. показатели:
Активность
степень взаимодействия с окружающим миром
Реактивность
сила и длительность реакции после  прекращения действии стимула
Темповые хар-ки
скорость выполнения любых действий (речь, ходьба, движение и т.д.)
Эмоциональность
склонность к быстрому и яркому проявлению эмоций
Тревожность
переживание, предчувствие угрозы, опасности, неблагополучия
Чувствительность
точность восприятия внешнего мира
Ригидность-пластичность
неспособность-способность к быстрой перестройке деят-ти, способов мышления, точки зрения
Экстраверсия
обращенность вовне
Интроверсия
обращённость внутрь, на себя
Подчинённость-доминантность
склонность подчиняться или подчинять, быть ведомым или ведущим
Нейротизм
неуравновешенность, нестабильность
Сангвиникхарактеризуется высокой активностью,эмоциональностью, экспрессивностью (выразительностью) поведения. Могутразвиться трудности сосредоточения внимания, некоторая поверхностьэмоциональных переживаний.
Холериктак же характеризуется высокой активностью спреобладанием возбуждения, резкости, яркости эмоциональных переживаний.
Флегматик имеет сниженную активность во внешнейдеят-ти, но высокую выносливость, работоспособность,Поведение невыразительное, ровное.
Меланхолик явл. менее выносливым, с трудом работает в условияхстресса, конфликта, перегрузки.Обладает хорошей концентрацией внимания, тревожностью, выражающейся в высокомчувстве ответственности и неутомимости.
Вопрос 19
Способности: понятие,классификация. Проф. способности мен-ра.
Способности– это способность псих. св-в, которая служит условиемуспеха в определенной деят-ти. Всякаядеят-ть требует от ч-каобладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней иобеспечивающими определённый ур-нь успешности еевыполнения.
Классификация способностей:
         Способности ч-ка подразделяются на:
ü    природные (естественные)– биологически обусловленные, связанные с врождённымизадатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарногожизненного опыта через механизмы научения типаусловно-рефлекторных связей;
ü    специфические:
o      общие /специальные
o      теоретические /практические
o      учебные /творческие
o      способности кобщению / предметно-деятельностные
Общие определяют успехи ч-ка вразличных видах деят-ти (умственные способности, память. речь, тонкость движений рук ит.д.)
Специальныеопределяют успехи в отдельных видах деят-ти.
Теоретическиеопределяют склонность ч-как абстрактно-логическому мышлению
Практические лежат в основе склонности к конкретно-практическимдействиям.
Учебные влияют на успешность педагогического воздействия,усвоения ч-ком знаний, умений, навыков, формирование кач-вличности.
Творческиесвязаны с успешностью создания произведенийматериальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
Проф. способности мен-ра:
Управленческая работаотносится к числу таких видов чел. деят-ти, которые требуют специфических личностныхкачеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной куправленческой деят-ти.
В обобщённом виде требования, предъявляемые к личностимен-ра, можно пердъявить вслед. виде:
ü    умение управлятьсобой
ü    чёткие и ясныеличные цели
ü    динамичное личноеразвитие
ü    способностьпринимать решения
ü    творчество вработе
ü    способностьвлиять на людей
ü    пониманиеспецифики управленческого труда
ü    высокиеорганизаторские способности
ü    способностьобучать
ü    способностьформировать и развивать коллектив
Вопрос 20
Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых псих.особенностей личности. Определяеттипичный для чел-ка способповедения в различных условиях и отношение к действительности. Определённый характеримеет 1 или несколько доминирующих черт, а неопределённый не имеетвыраженной доминанты, в разных ситуациях на 1 план выходят разные черты. Псих.св-ва личн-ей,из которых складыв-ся характер и которые позволяют сизвестной вероятн-ю предугадать поведение человека в определ-х условиях называются чертами характера. Виды черт характера: волевые (целеустремлен., настойчивость,решительность, нерешит., упрямство, трусость),моральные (правдивость, искренность, вежливость, внимательность, пунктуальн., лживость), эмоциональные (вспыльчив.,сдержан., обидчивость, нежность, страстность).
Вопрос 22
Классификация соц.групп: 1)-первичные(семья). -вторичные
2) а)условные(объединяютсяпо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.