Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере. Учет деятельности учреждения культуры.

Самарское училище культуры
Заочное отделение
Контрольная работа
по предмету
«Экономика и менеджмент»
на тему «Менеджмент в социально-культурной сфере.
Учет деятельности учреждения культуры»
Выполнила студентка группы 4 Б   
Колесникова Надежда Анатольевна
Преподаватель _________________
______________________________
САМАРА 2005

Содержание
 TOC o «1-3» h z u 1.    Сущность и характерныечерты менеджмента в социально-культурной сфере  PAGEREF _Toc101577563 h 3
1.1.     Сущностьменеджмента. PAGEREF _Toc101577564 h 3
1.2.     Характерныечерты менеджмента. PAGEREF _Toc101577565 h 5
2.    Учет деятельностиучреждения культуры… PAGEREF _Toc101577566 h 10
2.1.     Рольи значение учета и отчетности. PAGEREF _Toc101577567 h 10
2.2.     Видыучета и отчетности. Требования к их организации. PAGEREF _Toc101577568 h 10
2.3.     Текущийучет… PAGEREF _Toc101577569 h 12
2.4.     Статистическийучет и отчетность. PAGEREF _Toc101577570 h 13
2.5.     Творческийотчет… PAGEREF _Toc101577571 h 14
Списокиспользованных источников. PAGEREF_Toc101577572 h 16

1. 
1.1.     
Под менеджментом понимается системауправленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самыхразличных социальных институтов – организаций, призванных осуществлятьнекоторую социально-значимую деятельность.
Социально-культурная сфера – сложное,неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу каксовокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностьюлюдей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многиеотрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники ипр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий,выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурногоуровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадаетдостаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
Под социально-культурной сферой мыбудем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары иуслуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностейчеловека.
Деятельность в социально-культурной сфереосуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различнойведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными,общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы.
Менеджмент в социально-культурнойсфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в еготехнологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – какуже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Во-вторых, перспективы такогорассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культурыдругих сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента всоциально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сферезарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основепривлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа,благотворительности.
В-третьих, еще более очевидно другоеобстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентностиспециалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубоадминистративно-распределительной технологии управления сферой к все болееширокому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетногофинансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетныесредства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологическийи политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикальноменяет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Еслираньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта»,педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован втехнологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, бытьэкономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – бытьполноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок напресловутую «специфику» сферы.
Более того, сама эта спецификазаключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в егорасширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себядеятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую(платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому жевиду деятельности) международного масштаба.
Бизнес и культура в современномобществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимыдруг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубокийполитологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразованияобщества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является способомреализации гражданского общества – не декларирования его, а наращивания егореальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, вкотором сложилась и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферыкультуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических исоциально-культурных процессов – по возможности независимо от государства.
1.2.     
Обычно специфику менеджмента в сферекультуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такойдеятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны сфеноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), неподдаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производствозачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма,прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина,которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того,в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления(сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессепотребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, виделокартину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость).
Однако под услугами в сфере культурытеперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям,но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сферакультуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенностьменеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляютсяпреимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств,вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающихбюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочихдоходов. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерциализированномсекторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15%бюджета гастроли. Остальное – средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всегоявляется лишь частью рекламной компании нового диска или альбома.
Некоммерческая деятельность неозначает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий(нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторовэкономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когдавсе ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется впринципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льготи гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальнойзначимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностямиформирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социальногостатуса и т.д.
Более того, некоммерческаядеятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческуюкак свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательскойдеятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтныемастерские и т.п.
Эти обстоятельства накладывают своиособенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказываетсямногомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах.Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособногоспроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем(клиентом). Так, типичные потребители услуг в социально-культурной сфере – этодети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но ктодолжен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую – не они сами. Что-тооплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то –заинтересованными в такой деятельности донорами, что-то – благотворительнымифондами и т.д. Фактически в социально-культурной сфере действуют, как минимум,два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какойиз этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителямии затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспеченияинтересов доноров, готовые платить деньги за определенные виды работ с этимигруппами.
Эти особенности, вне всякогосомнения, сказываются на технологии менеджмента в социально-культурной сфере.Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в социально-культурнойсфере от любого менеджмента услуг. Практически все указанные особенности сутьособенности услуг.
Менеджмент в социально-культурнойсфере может заключаться исключительно в создании организационных иэкономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но ине меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента всоциально-культурной сфере.
Бизнес все более интегрируется сдругими сферами жизни общества: политикой, культурой, наукой, образованием,искусством, спортом. Все большее распространение получили спонсорство иблаготворительность, патронаж. Все это не только резко изменило и обогатилосвоим содержанием технологию менеджмента, придало ему характер социально икультурологически ориентированной деятельности.
Важно, что все эти особенностипроявляются на фоне бурного развития современных информационных технологий,информатизации и компьютеризации, мультимедиа, освоения возможностей Интернета,без которого немыслимы уже современная реклама, PR, другие бизнес-технологии.Интенсивно проникают эти технологии и в социально-культурную сферу, открываяперед нею совершенно новые горизонты развития.
Современный рынок все более явноглобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со всеми. На первый планвыходит способность занять свое уникальное место в сети глобальных рыночныхсвязей. А это возможно только при условии привлечения внимания к своемубизнесу, достижения известности любыми средствами.
В этом плане современный бизнес, каквпрочем и политика, все более сближаются по своей технологии с шоу-бизнесом исоциально-культурной деятельностью в целом. В своем технологическом содержаниисовременный менеджмент окончательно приобрел черты и формы технологиисоциально-культурной деятельности.
Все эти особенности современногоменеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутреннихтенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культурыи социально-культурной сферой в целом.
Все эти обстоятельства предъявляютновые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. Ктрадиционным требованиям знания технологии, организации, финансового контроля имаркетинга в современных условиях добавляются требования культурологического игуманитарного характера. Современный менеджер, вне зависимости от профилядеятельности его фирмы, должен быть не только теоретически, но практически ориентированнымв вопросах общей и прикладной культурологи, социальной психологии, бытьзнакомым с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которыхему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться вмеханизмах и процедурах принятия политических решений, в современнойполитической жизни, иметь развитое чувство вкуса, гармонии, стиля, владетьиностранными языками, быть развитым и продвинутым в плане нравственной иинтеллектуальной культуры. Не только зарубежные данные, но нынешняя российскаядействительность убедительно показывают, что больше шансов стать успешнымипредпринимателями и менеджерами имеют выпускники гуманитарных вузов посравнению с выпускниками технических вузов, а среди последних – бывшие научныесотрудники.
Нарастание гуманитарного содержаниясовременного менеджмента проявляется практически по всем векторам практикименеджмента.
Если воспользоваться удачнойметафорой Э. Фромма, то можно сказать, что если еще послевоенный менеджментосуществлялся в модусе «Иметь» (tohave, haben), то современный менеджментосуществляется скорее в модусе «Быть» (tobe, sein). Современная фирма во все большейстепени предстает как культура – в буквальном, терминологическом смысле слова:со своими ценностями, нормами, традициями, ритуалами, героями, мифами,легендами, фольклором, субкультурами и т.д. Фирменный стиль, организационнаякультура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретныетехнологические требования. Все большее число ведущих зарубежных специалистовпо менеджменту склонны рассматривать современный менеджмент как «культурологический»по преимуществу.

2. 
Учет и отчетность являются частьюинформационного механизма менеджмента, связанного с характеристиками реальныхрезультатов деятельности фирмы. Учет – это характеристика итогов деятельностиучреждения в утвержденной системе показателей.
2.1.     
Правильно организованные учет иотчетность играют важнейшую роль в технологии менеджмента. Фиксируя итогидеятельности за определенный период, данные учета и отчетности создаютинформационную базу данных как для контроля, так и для принятия последующихплановых и других решений. Без опоры на эти данные невозможна эффективнаяорганизация заработной платы, задание системы стимулирования. Без достоверныхданных учета и отчетности невозможна выработка норм и нормативов, созданиенормативной базы. Сведенные в региональном и общегосударственном масштабеданные учета и отчетности создают основу для выработки культурной политики,принятию решений по бюджету, для научно-теоретического анализа, выявления тенденцийи закономерностей, действующих в социально-культурной сфере, ее отраслях,экономике и обществе в целом.
2.2.     
Из определения учета и отчетностивидно, что центральную роль в их организации играет выбор системы конкретныхпоказателей и принятие специального решения по утверждению их в качествепоказателей учета и отчетности. Этим последние отличаются от показателей,фигурирующих в анализе, – там аналитик волен применить те показатели, которыенаиболее соответствуют целям анализа. В учете же речь должна идти о стабильнойсистеме характеристик.
Система учета и отчетности должнасоответствовать нескольким очевидным требованиям:
– показатели учета и отчетностидолжны соответствовать планируемым показателям, иначе утрачивается единствоинформационного механизма менеджмента;
– система учета должна быть простой иясной, по возможности исключать показатели, требующие расчет (это функцияанализа), и использовать простые натуральные и стоимостные показатели;
– учет должен быть оперативен исвоевременен – всякие «рисования» учета задним числом создают почву длязлоупотреблений;
– учет должен быть максимальнополным, т.е. охватывать все стороны деятельности фирмы;
– данные учета и отчетности должныбыть достоверными – как показывает практика, наиболее сложное длясоциально-культурной сферы требование.
В социально-культурной сфередействуют четыре вида учета и отчетности: текущий (первичный, оперативный),статистический, бухгалтерский учет (и соответствующая отчетность), а такжетворческие отчеты. Бухгалтерский учет является частью финансового контроля и настолькотехнологически специфичен, что образует достаточно развитую самостоятельнуюдисциплину менеджмента, образующую самостоятельный учебный курс. Кроме того,бухучету посвящен чрезвычайно широкий круг специальной литературы и материалов.Поэтому в данной работе рассматриваться не будет. Следует помнить также, чтовсе виды учета (отчасти, включая и творческий отчет), так или иначе, но во всебольшей степени опираются на использование современных компьютерных технологий.Существует веер АРМов (автоматизированных рабочих мест) по бухгалтерскомуучету, статистике, текущему учету с соответствующим программным обеспечением.
2.3.     
Речь идет об учете текущей(каждодневной) деятельности учреждения культуры. В силу этого его такженазывают оперативным (в отличие от других – так или иначе, но эпизодическихвидов учета и отчетности) учетом. Этот учет является базой, над которойнадстраиваются все другие виды учета и отчетности – отсюда его еще одноназвание – первичный.
С некоторой степенью условности можноразличать два вида текущего учета: количественный и качественный.Количественный учет связан с учетом объемов выполненной работы (количество мероприятий,посетителей, доход и т.п.). Типичным документом текущего учета в сфере культурыявляется журнал учета текущей работы. Обычно учет в нем ведется по следующимпозициям: порядковый номер, дата, наименование работы, время начала иокончания, количество посетителей, подпись ответственного лица, примечания. Регулярно(ежемесячно, ежеквартально) данные об объеме выполненной работы суммируются сзаполнением специальных таблиц. Страницы такого журнала пронумерованы,прошнурованы и должны скрепляться печатью, так как журнал является документомфинансовой дисциплины. Хотя вести его могут должностные лица, которым этопоручено, ответственность за достоверность, своевременность и полноту записей вжурнале несет руководитель организации. К другим документам текущего учетаотносятся списки коллективов, журналы посещения кружков и коллективов, журналыдежурств и другие документы, в которых ведется учет работы в подразделениях ислужбах.
Что может подтвердить записи вжурнале учета текущей работы? Не секрет, что в сфере культуры, в силуособенностей оказываемых услуг, имеются возможности для «рисования» учета, азначит и «липовой» отчетности. В качестве подтверждающих материалов могутвыступать планы, программы, пригласительные билеты, сметы, сценарии,фотографии, видео- и киноматериалы, корешки путевок и квитанций – практическивсе материалы и документы, сопровождающие ход подготовки и проведенияконкретных мероприятий. Поэтому такие документы и материалы также могут бытьотнесены к текущему учету.
Качественный учет – учет уровня иэффективности проводимой работы. К его материалам и документам относятсясправки по итогам проверок, отзывы посетителей и клиентов, рецензии и отзывы вСМИ, результаты экспертных оценок и т.п.
Примером документа, в которомобъединяются качественные и количественные характеристики выполненной работы,являются акты сдачи-приемки выполненной работы, подписанные представителямиисполнителя и заказчика, в которых фиксируются объемы выполненных работ, ихсоответствие запланированным, наличие или отсутствие претензий заказчика кисполнителю по объему и качеству выполненных работ. Кроме того, в сферекультуры неоднократно предпринимались попытки введения паспортов учрежденийкультуры, в которых систематически фиксировались итоги и оценки их деятельности.
2.4.     
На основе данных текущего учетарегулярно (обычно один раз в год) составляется статистический отчет. Статистическийотчет заключается в заполнении специальной табличной формы. Для каждого типаучреждений культуры заполняется своя типовая форма статотчета согласно альбому типовыхформ Государственного Комитета по статистике (Госкомстата). В содержание такойформы входит подробная инструкция по ее заполнению, так что подготовкастатистического отчета обычно особого труда не составляет – при условии хорошоналаженного текущего учета. В противном случае оформление статотчетапревращается в «творчество» сомнительного характера.
Форма статотчета заполняется в трехэкземплярах по истечении отчетного года, подписывается руководством фирмы ипередается (высылается) в региональный орган Госкомстата и вышестоящуюведомственную инстанцию (учредителю). Один экземпляр остается в архивеучреждения.
Вышестоящие инстанции иногда требуютв качестве приложения к статистическому отчету подробную пояснительную запискуо деятельности учреждения культуры (годовой информационный отчет). Госкомстатутакой отчет не требуется.
При всей уязвимости для критикидействующих форм статистической отчетности они играют важнейшую роль, создаваяинформационную базу данных о состоянии и работе сферы культуры в региональноммасштабе и масштабе страны в целом. Поэтому статистические показатели не могутпроизвольно меняться – в этом случае может наступить так называемый «обрыв встатистике» – ситуация, делающая невозможным прослеживание тенденций развития,в том числе и в историческом масштабе, затрудняет сопоставление различных периодовразвития сферы и общества.
2.5.     
В этом случае речь идет оспецифических мероприятиях, на которых учреждения демонстрируют образцыдостигнутого уровня своей работы. Это могут быть концерты, выставки, спектакли,фестивали, комплексные мероприятия. Подобные творческие отчеты могутпроводиться различного уровня: отдельных коллективов, мастеров и исполнителей,учреждений и организаций, могут быть отчетные акции регионального масштаба идаже республиканского уровня («дни культуры» или фестивали).
Творческий отчет решает ряд задач:
– демонстрация лучших образцовработы;
– оценка итогов работы заопределенный период;
– реклама и пропаганда (продвижениеимиджа и репутации) деятельности учреждения и его самого;
– вербовка новых клиентов,потребителей и активных участников деятельности организации.
По своим задачам творческий отчетпереплетается с publicrelationsи вполне может рассматриваться такжекак одна из форм PR.
Творческие отчеты имеют место нетолько в сфере культуры. Менеджмент практически во всех других сферах иотраслях прибегает к выставкам продукции, дням открытых дверей и другим акциям,носящим характер творческого отчета.
Чтобы мероприятие моглорассматриваться в качестве творческого отчета, оно должно отвечать несколькимтребованиям:
– на нем должен бытьпродемонстрирован лучший опыт работы;
– сценарий проведения долженпредполагать возможность оценки демонстрируемых образцов работы (экспертныйопрос, анкетирование посетителей или участников, книгу отзывов, проведениеконференций и т.п.);
– итоги творческого отчета, иособенно оценки должны стать предметом специального анализа (совещания,семинара) для определения перспектив дальнейшей деятельности.

Список использованных источников
1.  АндреевС.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. – М.: Финпресс, 2002. – 312 с.
2.  Законодательствоо культуре: [Сборник/ Сост. Б. Букреев]. – М.: Касаткина, 2001. – 471 с.
3.  Законодательнаяполитика и правовое регулирование в сфере культуры: аннот. библиогр. указ./ М-вокультуры Рос. Федерации, Рос. ин-т культурологии. – М.: РИК.
4.  МорозоваЕ.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб.:Михайлов, 2002. – 317 с.
5.  НоваторовВ.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.
6.  Религия,образование, культура: необходимость диалога: Форум интеллигенции, Уфа, 24-25нояб. 2000 г./ Сост. Филатов С.А. – М.: Фонд социал.-экон. и интеллектуал.прогр., 2001. – 223 с.
7.  ТульчинскийГ.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. –СПб.: Лань, 2001. – 382 с.
8.  Шкута А.А. Практическоемышление менеджера/ Под общ. ред. М.З. Бора. – М.: Финпресс, 1998. – 220 с.
9.  Экономическиеотношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб./ Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. –СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1992. – 145 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.