Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Содержание и формы управленческих решений

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ














РЕФЕРАТ

подисциплине «Разработка управленческих решений»

натему: «Содержаниеи формы управленческих решений»








ВыполнилЖуравлев С.С. 34 группа













Москва- 2004
Содержание



Введение                                                                                                            3
Содержаниеи классификация управленческих решений                              4
Подходык принятию решений                                                                        5
Методыпринятия решений                                                                              7
Формыразработки управленческих решений                                              10
Формыреализации управленческих решений                                              11
Заключение                                                                                                       13
Списоклитературы                                                                                          14



























Введение

          Каждый человек в течении жизнипринимает множество решений, однако в организациях процесс принятия решенияиграет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Решения,принимаемые в организации, влияют на жизнь многих людей и отличаютсязначительной сложностью. Здравого смысла и опыта руководителя не достаточно дляпринятия рациональных решений. Необходимо наличие специальных знаний.  
          Основные задачи по созданиюэффективной экономики России будут решаться в ХХI веке. Одним из наиболее важных инструментов здесь являетсяменеджмент и те его инновации, которые характерны для последних лет второготысячелетия. Ключевыми моментами современной деятельности специалистов по  управлению являются отказ от рационализмаклассических школ управления, использование в управлении теории систем и сподхода, признание социальной ответственности менеджера. Экономика России выйдетиз кризиса, когда в достатке будут талантливые люди, способные быстро приниматьверные решения.
Решение естьрезультат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводуили к необходимым действиям. Решения предопределяют успешность деятельностилюбого менеджера, ибо любое его действие осуществляется на основе принятиярешения. Отсутствие действий со стороны аппарата управления или менеджераявляется результатом принятого решения о нецелесообразности изменения всистеме, т.к. она развивается, изменяется и действует в соответствии с раннеепринятым решением и достигает определенных целей.




Содержание и классификацияуправленческих решений
          Под управленческим решением понимаютвыбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Вболее широком понимании это основной вид управленческого труда, совокупностьвзаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческихдействий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Классификацияуправленческих решений:
·       по сроку действия решения: долго-,средне- и краткосрочные;
·       по частоте принятия: одноразовые(случайные) и повторяющиеся;
·       по частоте принятия: одноразовые(случайные) и повторяющиеся;
·       по форме подготовки: единоличные,групповые и коллективные;
·       по сложности: простые и сложные;
·       по жесткости регламентации:контурные — лишь приблизительно обозначающие схему действия подчиненных идающие простор для выбора приемов и методов их осуществления, структурированные- предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, алгоритмические- предельно жестко регламентирующие деятельность подчиненных и практическиисключающие их инициативу.
Классификациярешений по М. Мескону, М. Альберту и Ф. Хедоури:
·       запрограммированные — те, в которыхчисло возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределахнаправлений, заданных организацией;
·       незапрограммированные — решения,требующие в определенной мере новых ситуаций, они внутренне не структурированыили сопряжены с неизвестными факторами.



Подходы к принятию решений
          Существуют 2 основных подхода кпринятию решений: индивидуальный и групповой. В рамках индивидуального подходабольшая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и,как правило, одним или небольшой группой менеджеров. При групповом подходеменеджер любого уровня привлекает служащих.
Прирассмотрении процессов принятия решений следует учитывать 2 момента:
9479.     принимать решения, как правило,сравнительно легко, но принять хорошее решение трудно;
9480.     принятие решения — это психологическийпроцесс, поэтому не удивительно, что способы, используемые руководителем дляпринятия решений, варьируются от спонтанных до высоко логических. Отсюда можноутверждать, что процесс принятия решения имеет интуитивный, основанный на суждениях,и рациональный характер.
Процесспринятия решений состоит из следующих этапов:
9494.     постановка проблемы;
9495.     выявление ограничений и определениеальтернатив;
9496.     выявление ограничений и определениеальтернатив;
9497.     реализация решения;
9498.     контроль за исполнением решения.
Индивидуальныестили принятия решений:
9509.     Решения уравновешенного типа — свойственнылюдям, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей,возникшей в результате предварительного анализа условий и требований задачи.Такая тактика принятия решений наиболее продуктивна.
9510.     Импульсивные решения — характерны длялюдей, у которых процесс построения гипотез резко преобладает над действиями поих проверке и уточнению.
9511.     Инертные решения — являются результатомочень неуверенного и осторожного поиска, что ведет к растягиванию процесса ихпринятия.
9512.     Рискованные решения — напоминаютимпульсивные, но отличаются от них некоторыми особенностями индивидуальнойтактики. Если импульсивные решения перескакивают через этап обоснованиягипотезы, то рискованные все же его не обходят, но к оценке человек приходитлишь после того, как обнаружена несообразность.
9513.     Решения осторожного типа — характеризуютсяособой тщательностью оценки гипотез, критичностью. Осторожные люди болеечувствительны к отрицательным последствиям своих действий, чем к положительным.Их больше пугают ошибки, чем радуют успехи, поэтому тактическая линияосторожных — избежать ошибок. Для импульсивных, к примеру, характернапротивоположная тенденция: они ориентируются на успех и менее чувствительны кнеудачам.
Условияэффективности управленческих решений:
9524.     Иерархия в принятии решений — делегированиеполномочий по принятию решения ближе к тому уровню, на котором имеется большенеобходимой информации и который непосредственно участвует в реализациипринятого решения.
9525.     Использование целевых меж функциональныхгрупп, в которых, члены, входящие в их состав, отбираются из различныхподразделений и уровней организации.
9526.     Использование непосредственных (прямых)горизонтальных связей при принятии решений, при этом сбор и обработкаинформации осуществляются без обращения к вышестоящему руководству, что снижаетсроки принятия решений и повышает уровень ответственности за их выполнение.
9527.     Централизация руководства при принятиирешения. Процесс принятия решения должен находиться в руках одного (общего)руководителя, в таком случае каждый низший руководитель решает свои проблемы сосвоим непосредственным руководством, а не с вышестоящим начальником.

Методы принятия решений
          Неформальные (эвристические) методыоснованы на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения.Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решенийруководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленногоопыта. В большей части такие методы базируются на интуиции менеджера.
          Коллективные методы обсуждения ипринятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы надреализацией управленческих решений является определение круга лиц, участниковданной процедуры. Здесь главные критерии — это компетентность, способностьрешать творческие задачи, конструктивность мышления, коммуникабельность.Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание,работа в комиссии и т. д. Наиболее распространен метод «мозговогоштурма» (совместное генерирование новых идей и последующее принятиерешений). Основное условие мозгового штурма — это создание обстановки, максимальноблагоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться,запрещено опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взглядфантастической она не была. Все идеи записываются, а затем анализируютсяспециалистами.
          Метод Дельфы получил название отгреческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами — предсказателями будущего. Метод Дельфы — это много туровая процедураанкетирования, после каждого тура данные дорабатываются, и полученныерезультаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Затем опроспрекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированноерешение.
          Японская кольцевая система«кингисё» отличается тем, что на рассмотрение готовится проектновшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленномуруководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать своизамечания в письменном виде. После этого проводится совещание, где единоемнение вырабатывается с помощью одного из следующих принципов:
·       принцип большинства голосов;
·       принцип диктатора — характерен дляпринятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;
·       принцип Курно — используется в томслучае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числуэкспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечалотребованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого вотдельности;
·       принцип Парето — используется вслучае, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию;
·       принцип Эджворта — используется вслучае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодноотменять своё решение. Зная предпочтение коалиций, можно принять оптимальноерешение, не нанося ущерба друг другу;
          Количественные методы принятиярешений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбороптимальных решений путём обработки больших массивов информации с помощью ЭВМ.
Впрактике управления широко используются модели процесса принятия решений. Этопозволяет принимать управленческие решения, на качественно новом уровне,разрабатывать и внедрять в практику современные технологии.
Профессиональноеиспользование моделей процесса принятие решений позволяет менеджеруконтролировать интуитивные соображения при принятии решений, в частности,обеспечивать большую степень непротиворечивости и надежности принимаемыхуправленческих решений.
Следуетпонимать, что модель позволяет найти рациональное решение лишь для упрощенноговарианта ситуации принятия решения. Решение, найденное с помощью моделированияситуации принятия решения, необходимо проанализировать с точки зрения полнотыучетных в ней факторов и в случае необходимости внести коррективы, либоуточнить соответствующим образом используемую модель.
Припринятии особо важных решений, могут использоваться несколько моделей,описывающих ситуации принятия решений с разных сторон. Окончательное решениепринимается на основании сопоставления результатов, полученных с использованиемразличных моделей ситуации.
Примоделировании процесса принятие решений надо иметь четкое представление обазисных элементах таких моделей:
·       ситуация принятия решений,
·       время для принятия решений,
·       ресурсы, необходимые для принятиярешений,
·       ресурсы, которыми располагаеторганизация,
·       система управляемых факторов,
·       система не управляемых факторов,
·       система связей между управляемыми инеуправляемыми факторами,
·       альтернативные варианты решений,
·       система критериев для оценкирезультатов принимаемых решений.
Моделипроцесса управления, различаются между собой. Но никакая модель не может учестьабсолютно все факторы. Однако профессионально разработанная модель отличаетсятем, что позволяет учесть наиболее существенные из них.

Формыразработки управленческих решений
          В практике управления используютсяразнообразные формы разработки решений.
Указ -решение Главы государства, утвержденное парламентом и имеющее силу закона.
Указание- решение носящее методический, технологический характер и рекомендуемое дляразъяснения, наставления.
Закон- решение высшей государственной власти, носящий общеобязательный и непреложныйхарактер.
Акт- решение широкого круга государственных и общественных организаций, включаямеждународные отношения.
Приказ- решение руководителя, облеченного властью в организации обязательное для исполнения.
Распоряжение-решение руководителя, не наделенного властью административными функциями,обязательное для исполнения непосредственно подчиненными.
Протокол- решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств.
Инструкция- решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий.
Договор- решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав иобязанностей в различных сферах деятельности.
Соглашение- решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либодеятельности.
План- решение, отражающее цели и конкретные задач деятельности, средства, методы ивремя реализации решений.
Контракт- решение, чаще всего коммерческого характера, о проведении совместных работ суказанием взаимных прав и обязанностей, считающееся подвидом соглашения.
Оферта- решение коммерческого характера о предложении лицу  заключить сделку на указанных условияхвыступающее одной стороной контракта.
Акцепт- решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях,выступающее второй стороной контракта.
Положение- решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций,регламентирующих какую-либо деятельность.
Правила- решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор нормповедения и деятельности работников.
Модель- решение включающее набор определенных элементов и связей, воспроизводящихреакции реального процесса или явления на входные воздействия.

Формыреализации управленческих решений
          Существует множество форм реализацииуправленческих решений, рассмотрим основные и наиболее распространенные из них.
Предписание- официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательномвыполнении приведенного решения в установленный срок.
Деловаябеседа — специально организованная встреча сподчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговореннойтеме, актуальной для организации.
Убеждение- деловая беседа, проводимая проводимая руководителем с целью добиться уподчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решениядля его выполнения.
Разъяснение- деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать болеепонятным суть и содержание управленческого решения.
Принуждение- деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставитьработника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения.
Наставление- деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт дляуспешного выполнения решения.
Сообщение- деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительнойинформации, необходимой для выполнения решения.
Обучение- деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания илиинформацию для выполнения решений.
Совет- деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственнымивзглядами на выполнение решений.
Тренинг- специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, входе которой закрепляются навыки разработки решений.
Совещание- коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативногодоведения до подчиненных конкретных задач; это форма использованияколлективного разума, обмена информацией и опытом.
Заседание- узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач.
Отчет- сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решения.
Деловоеслово — твердое решение руководителя, данноеподчиненным в устной форме.

Заключение
          В процессе ознакомления  с материалом я пришел к следующим выводам:
          Решения, принимаемые в организации,влияют на жизнь многих людей и отличаются значительной сложностью. Здравогосмысла и опыта руководителя не достаточно для принятия рациональных решений.Необходимо наличие специальных знаний
          В практике управления широко используютсямодели процесса принятия решений. Это позволяет принимать управленческиерешения, на качественно новом уровне, разрабатывать и внедрять в практикусовременные технологии.
Профессиональноеиспользование моделей процесса принятие решений позволяет менеджеруконтролировать интуитивные соображения при принятии решений, в частности,обеспечивать большую степень непротиворечивости и надежности принимаемыхуправленческих решений.
          Модели процесса управления,различаются между собой. Но никакая модель не может учесть абсолютно всефакторы. Однако профессионально разработанная модель отличается тем, чтопозволяет учесть наиболее существенные из них.









Список литературы
1.  Глущенко В.В., Глущенко КИ. Разработкауправленческого решения. Же лезнодорожный: ТОО I-IГ1Ц «Крьшья», 1997.
2. Доусон Р.Уверенно принимать решения. М.: ЮТ 1996.
3. ИвановА.И., Малявина АМ. Разработка управленческих решений: Учеб. пособие. М.: ИИК«Калита», 2000.
4.Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для вузов. М.:
ЮНИТИ, 1999.
5.Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ТАНДЕМ «Экмос», I 998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.