МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Факультет государственного и муниципального управления Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» Кафедра государственного управления
Допустить к защите Зав. кафедрой государственного управления _________________Г.Э. Путивец «____» _________________2009 г. ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА Студент группа
Д.В. Гринев152 подпись
(№……....)_________________________
дата
Научный руководитель
к.э.н, доцент __________________________ И.С. Хван подпись __________________________ дата
Хабаровск 2009
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………….………………………………… 3 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА АМУРСКОЙ
ОБЛАСТИВ СФЕРЕУПРАВЛЕНИЯФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ….…………………..………….……71.1Физическая культура и спорт, как область государственного
управления…....…………………………………………………….…71.2АнализдеятельностиПравительстваАмурскойобластипо
реализациигосударственнойполитикив сферефизической
культуры и спорта ………………………………………………….101.3Анализ программ, реализуемых в Амурской области в сфере
управления физической культурой и спортом…...............................162 ПРОЕКТОБЛАСТНОЙЦЕЛЕВОЙПРОГРАММЫ
«РАЗВИТИЕДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГОСПОРТАВ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010-2013 ГОДАХ» ………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 47 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 49ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности1 . Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, стрельбу, ряд технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальное значение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения2. В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определенных физических упражнений и высокой двигательной активности3 .
Таким образом, управление в сфере физической культура и спорта – как система мер целенаправленного воздействия со стороны органов
1
О реализации проектов, выполняемых в 2007 году в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», финансируемых за счет средств федерального бюджета, выделяемых по направлению расходов «НИОКР»: приказ Министерства образования и науки РФ от 26.12.2006 г. № 1634 // Собр. законодательства РФ. — 2006. — № 53. — Ст. 5323. 2 Бердус, М.Г. Метатеория физической культуры: проблематика и перспективы / М.Г. Бердус // Теория и практика физической культуры. — 2007 — № 8. — С. 11-15 3 Богословский, В.В., Столяров, В.И., Ольхова, Т.Г. Спартианское движение студенческой молодежи: программы развития и опыт реализации / В.В Богословский, В.И. Столяров, Т.Г. Ольхова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2008 — № 3. — С. 61-63
управления отраслью -обращено на две различные по своим ценностным ориентирам группы: людей, профессионально занимающихся спортом, и широкие круги населения, стремящиеся, по различным причинам, ассоциировать себя с первой группой4 .
Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются5: ⎯ уровень здоровья и физического развития людей;
⎯ степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту. Поэтому деятельность органов государственной власти имеет первоочередное значение.
В то же время, социально-экономическое развитие общества, появление новых технологий и информатизация объективно формируют иные концептуальные основы управления сферой физической культуры и спорта, учет которых необходим для реализации планов социально-экономического скачка, предусмотренного в принятых на государственном уровне политических документах.
Анализ изученных источников и литературы. Интерес к формированию и функционированию системы управления физической культурой и спортом на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества. Так основы организации государственной политики рассматриваются в трудах таких авторов как: В.И. Жолдак, С.П. Евсеев, Л.В. Аристова, Г.Г. Наталов, В.Е. Козловцев, М.С. Расин, О.Л. Трещева. Проблемы «здоровья нации» анализируют: П.К. Зайфиди, А.В. Петров, Л.А. Проскурякова, С.Н. Шелепова. В проекте также проанализированы законы и постановления РФ, Амурской области.
4 О реализации проектов, выполняемых в 2006 году в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», финансируемых за счет средств федерального бюджета, выделяемых по направлению расходов «НИОКР»": приказ Министерства образования и науки РФ от 18.08.2006 № 837 // Собр. законодательства РФ. — 2006. — № 27. — Ст. 2790. 5 Жолдак, В.И. Перспективы развития физической культуры, спорта и туризма в Российской Федерации / В.И. Жолдак // Дополнительное образование. — 2008 — № 5. — С. 39-44
Цель работы. Целью дипломного проекта является разработка мер по совершенствованию деятельности Правительства Амурской области в сфере физической культуры и спорта на основе программно-целевого подхода.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: ⎯ проанализировать деятельность Правительства Амурской области в сфере управления физической культурой и спортом; ⎯ разработать проектные предложения по совершенствованию деятельности Правительства Амурской области в сфере управления физической
культурой и спортом на основе программно-целевого подхода. Объектом исследования является Правительство Амурской области. Предметом исследования – деятельность Правительства Амурской
области в сфере управления физической культурой и спортом. Теоретическая основа дипломного проекта. В теоретическом плане исследование опирается на труды отечественных и зарубежных исследователей в области социальной политики и управления сферой физической культуры и спорта. В исследовании использованы следующие методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Эмпирическую основу дипломного проекта составили статистические данные годовых отчетов Управления по физической культуре и спорту Амурской области. Хронологические рамки исследования: В ретроспективе охвачен период — 2002- 2008 гг., проект рассчитан с 2009 по 2012 год. Практическая значимость дипломного проекта. В рамках дипломного проекта проведено обобщение деятельности Правительства Амурской области в сфере управления физической культурой и спортом,
проанализированы проблемы, связанные с данной деятельностью и выработаны рекомендации по устранению данных проблем путем разработки программы «Развитие детско-юношеского спорта на территории Амурской области». Результаты исследования могут быть использованы региональными органами власти, органами власти местного самоуправления при разработке политики в области управления физической культурой и спортом.1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА АМУРСКОЙ
ОБЛАСТИВ СФЕРЕУПРАВЛЕНИЯФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
1.1 Физическая культура и спорт, как область государственного управления
Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие физической культуры и спорта.
Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта -эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения и достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.
В РФ органом, занимающимся решением вопросов, связанных с развитием физкультуры и спорта, является Федеральное агентство по физической культуре и спорту, учрежденное 31 декабря 2004 года. В своей деятельности агентство руководствуется Конституцией Российской Федерации6, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Вопросы развития физической культуры и спорта нашли свое отражение в Концепции демографической политики Российской
6 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: офиц. текст. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 32 с.
Федерации в период до 2025 года, утвержденной Правительством РФ в
2007 году7 . Основными задачами развития физической культуры и спорта являются8: ⎯ обеспечение гражданам равных возможностей заниматься
физической культурой и спортом} независимо от их доходов и благосостояния;
⎯ реализация федеральных и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание условий для развития физической культуры и спорта;
⎯ улучшение качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно детей и молодежи;
⎯ формирование у населения, особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
⎯ организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди людей среднего, старшего и пожилого возрастов с целью укрепления здоровья и продления творческого долголетия;
⎯ создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса; ⎯ укрепление материально-технической спортивной базы для занятий
физической культурой и спортом. Первоочередные меры для их реализации включают: ⎯ создание организационно-управленческих, нормативно-правовых,
материально-технических, социально-педагогических и медико-биологических условий для вовлечения различных категорий и
7 О проведении в Российской Федерации Года молодежи: распоряжение Правительства РФ от 24.12.2008 г. №1955-р // Собр. законодательства РФ. — 2008. — № 53. — Ст. 5348. 8 Лубышева, Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 2008. — № 3. — С. 11-14
групп населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, подготовки спортсменов высокого класса;
⎯ обеспечение межведомственного и многоуровневого подхода к вопросам организации отдыха населения, способствующего формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого являются физическая культура и спорт;
⎯ создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом на всех этапах жизнедеятельности человека;
⎯ обеспечение минимальных гарантированных государственных социальных стандартов (услуг) в области физической культуры и спорта для социально незащищенных категорий и групп населения, а также инвалидов.1
Таким образом, выделен ряд первоочередных задач необходимых для реализации данной Концепции, как на федеральном уровне, так и на региональном.
Для реализации выше перечисленных мер и задач Концепции, Правительством РФ в декабре 2007 года был принят Федеральный закон «О физической культуре и спорту в Российской Федерации»9 . Данный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте. Кроме Федерального закона «О физической культуре и спорту в Российской Федерации», вопросы развития и регулирования физической культуры и спорта нашли свое отражение таких нормативных актах, как Федеральный конституционный закон №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах
9 О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. Закон от 04.12.2007 г. №329-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2007. — № 51. — Ст. 5134.
организации местного самоуправления в Российской Федерации»10 , законе Российской Федерации №3266 «Об образовании» и других нормативных актах.
Таким образом, физическая культура и спорт имеют ключевое значение для социально-экономического развития страны. В этой связи Правительство РФ уделяет все больше внимания вопросам их развития: в 2004 году было создано Федеральное агентство по физической культуре и спорту, ежегодно увеличивается процент отчислений на развитие инфраструктуры спорта, принимаются программы документы декларирующие необходимость и приоритетные направления в развитии спорта и физической культуры.
1.2 Анализ деятельности Правительства Амурской области по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта
Региональные органы государственной власти последовательно проводят государственную политику в сфере физической культуры и спорта.
В настоящее время в Амурской области сложилась и действует определённая система управления физической культурой и спортом, которая включает Законодательное собрание области, Правительство области, областные общественные федерации по видам спорта, спортклубы: «Буревестник», «Спартак», «Урожай», подведомственные спортивные организации: «Динамо», «Юность России» и спортивные школы.
Законодательное Собрание Амурской области: ⎯ осуществляет законодательное регулирование в сфере физической культуры и спорта; ⎯ учреждает почётные звания и награды в сфере физической культуры и спорта области; ⎯ осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
10 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131– ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2003. — № 42. — Ст. 4210.
Правительство области:
⎯ определяет основные задачи и направления развития физической культуры и спорта в области, утверждает долгосрочные целевые программы развития физической культуры и спорта и межмуниципальные программы в сфере физической культуры и спорта;
⎯ учреждает премии и иные формы поощрения в сфере физической культуры и спорта в области;
⎯ устанавливает порядок формирования и утверждения календарного плана проведения областных официальных физкультурных и спортивных мероприятий;
⎯ устанавливает порядок финансирования за счёт средств областного бюджета физкультурных и спортивных мероприятий, включённых в календарный план физкультурных и спортивных мероприятий области, и нормы расходов на их проведение;
⎯ принимает решение о создании областных центров спортивной подготовки с учётом мнения общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта;
⎯ утверждает порядок наделения статусом «Спортивная сборная команд Амурской области» коллективов по различным видам спорта;
⎯ утверждает порядок материально – технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, финансового, научно – методического, медико–биологического, медицинского и антидопингого обеспечения спортивных сборных команд области.
Исполнительным органом государственной власти области,
осуществляющим управление в сфере физической культуре и спорта, является
Управление по физической культуре и спорту. Данная структура:
⎯ осуществляет реализацию основных направлений развития физической культуры и спорта в области;
⎯ разрабатывает, реализует долгосрочные целевые программы развития физической культуры и спорта и межмуниципальные программы в сфере физической культуры и спорта;
⎯ организует проведение областных официальных физкультурных и спортивных мероприятий, межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе утверждает и реализует календарные планы официальных культурных и спортивных мероприятий области;
⎯ обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд области./>
Рисунок 1.1 Структура управления по физической культуре и спорту Амурской области11
11 Положение об Управлении по физической культуре и спорту Амурской области: постановление губернатора Амурской области от 03.08.2007 г. N 469 // Амурские вести. — 2007. — № 23. — С. 8
В целях развития определённого вида спорта на территории области создаются и действуют областные спортивные федерации. Идёт процесс становления областного государственного учреждения «Областной центр развития спорта» с межмуниципальными филиалами на базе спорткомплексов в г. Райчихинск и г. Свободный. Задача центра – проведение областных и межмуниципальных соревнований, селекция, отбор и подготовка молодых и перспективных спортсменов в составе сборных команд области для участия в соревнованиях Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации.
В Амурской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 26 февраля 2009 года был принят Закон Амурской области «О физической культуре и спорте в Амурской области», в котором обозначен круг полномочий органов государственной власти области в сфере физической культуры и спорта. В соответствии с постановлением губернатора области от 12.09.2005 № 512 «О проблемах организации и управления физкультурно – спортивным движением в области» принята также «Концепция развития физической культуры и спорта в Амурской области на 2006 – 2010 года», обозначившая основные направления в области управления спортом и физической культурой.
В области зарегистрировано 55 видов спорта12 , охватывающих более 96 тысяч человек, что составляет 11% населения области13 .
В спортивных школах занимается 12516 детей в возрасте 6 – 15 лет, в спортивных секциях общеобразовательных школ 32,4%, учреждений начального образования – 37,6%, средних специальных учебных заведений – 24,6% (таблица 1.2.1).
12 Концепция развития физической культуры и спорта в Амурской области на 2006 – 2010 года: постановление губернатора Амурской области от 04.11.2005 г. № 865 // Амурские вести. — 2005. — № 44. — С. 2 13 Статистические данные, приводимые в работе, получены в ходе прохождения преддипломной практики
82% спортивной базы (спортзалы) относятся к ведомственной сети (школы, НПО, ссузы, вузы).
Таблица 1.2.1 Численность воспитанников детско-юношеских спортивных школ
2004 г.2005 г2006 г.2007 г.Численность заним. в ДЮСШ (чел.) 78994823239104591791Колич. ДЮСШ и СДЮС ШОР 136140136139
В 29 городских округах и муниципальных районах действуют: ⎯ самостоятельные комитеты, отделы, управления по физической культуре и
спорту – 15; ⎯ специалисты в составе смешанных структур – 8; ⎯ специалисты при администрациях – 6.
Функциональные задачи и бюджетные средства государственных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом предполагают формирование системы государственного заказа на деятельность по развитию физической культуры и видов спорта.
Массовыми видами спорта в области являются: волейбол (13410 человек), баскетбол (11757), футбол (8614), лёгкая атлетика (6941), настольный теннис (4541), плавание (2191). Такими видами спортивных единоборств, как бокс, вольная борьба, самбо, рукопашный бой, карате, занимаются более 7500 человек (рисунок 1.2)./>
Рисунок 1.2. Наиболее предпочитаемые виды спорта
Бюджетные расходы областного и муниципальных образований в среднем ежегодно составляют более 184 млн.руб., или 162 рубля на одного жителя. Очевидно, это незначительная сумма.
Таким образом, на региональном уровне существует система органов государственной власти, обеспечивающих проведение государственной политики в сфере физической культуры и спорта – Правительство Амурской области и Законодательное собрание Амурской области. Круг их полномочий в сфере физической культуры и спорта определен в соответствие с Конституцией РФ, законом «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также законом Амурской области «О физической культуре и спорте в Амурской области». Система управления физической культурой и спортом в области включает также и областные общественные федерации по видам спорта, спортклубы, подведомственные спортивные организации и спортивные школы.
На территории области имеется широкая сеть объектов спортивной инфраструктуры. Систематически увеличивается объем финансирования отрасли.1.3 Анализ программ, реализуемых в Амурской области в сфере управления физической культурой и спортом
Анализируя систему управления в сфере спорта и физической культуры, следует отметить, что основным методом управления является программно-целевой. Именно программы, как правило, принимаются на региональном и местном уровне с целью повышения эффективности управления. Анализ региональных программных документов дает представление о широте используемых подходов даже в рамках одного, программно-целевого, метода.
В целях реализации государственной политики в части развития физической культуры и спорта с 2002 по 2005 год действовала областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на территории Амурской области». На реализацию данной программы из средств областного бюджета было выделено более 61 млн.руб. Денежные средства направлены на строительство и реконструкцию спортивных сооружений, на поддержку массового спорта и развитие спорта высших достижений, на укрепление материально – технической базы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, на поддержку деятельности областных спортивных клубов.
Реализация программы позволила улучшить условия для занятий физической культурой и спортом. Построены стадионы в г. Тында и п. Серышево, спортивный зал к СПОШ №4 в г. Благовещенск.
К финалам областных спартакиад реконструированы стадионы в городах Зея, Шимановск, Свободный, в п. Архара, в с. Поярково, Тамбовка, Константиновка. Около 3 млн.руб. израсходовано на приобретение спортинвентаря и оборудования для детско–юношеских спортивных школ.
В период с 2002 по 2005 год увеличилось число систематически занимающихся физической культурой и спортом с 9,6% до 10,2% от числа проживающих на территории. Обеспеченность спортивными сооружениями составила 40,8% от социальной нормы.
Реализация мероприятий областной целевой программы позволила привлечь средства муниципальных образований на укрепление материально – технической базы, организацию спортивно – массовой и оздоровительной работы.
В 2009 году принята к реализации новая программа «Развитие физической культуры и спорта на территории Амурской области» до 2011 года.
Программы отличаются как по структуре, так и по целевой аудитории (новый документ направлен преимущественно на развитие непрофессионального спорта).
Как правило, принятию программы предшествует формирование концепции развития спорта или отдельных его направлений. Концепция служит ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся укрепления системы физического воспитания и развития спорта, формирования здорового образа жизни.
Программы, как правило, дают общую характеристику состояния спорта и тенденций его развития.
Региональные программы нацелены на реализацию государственной политики по развитию физической культуры и спорта в современном обществе.
Результаты мониторинга состояния здоровья населения служат ведущим основанием к обоснованию программ. Выделяются факторы, негативно влияющих на формирование здоровья и рост заболеваемости, делается вывод о том, что во многом этих негативных последствий можно избежать, если эффективно и целенаправленно осуществлять внедрение физической культуры и спорта в образ жизни.
Анализ показывает, что государственная политика в области физической культуры и спорта, проводимая в последнее время, способствовала прекращению стагнации в развитии спорта, постепенному восстановлению утраченных позиций.
Стратегической целью реформирования физического воспитания и спорта должно стать, по мнению авторов программ, повышение уровня здоровья и работоспособность.
Цель региональных программ -создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта и приобщения различных слоев общества, прежде всего детей, подростков и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Программами предусматривается ряд исследовательских работ по созданию и внедрению в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, их занятости в образовательных учреждениях разных типов, разрабатываются инновационные технологии повышения привлекательности занятий физической культурой в общеобразовательной школе, предусмотрена организация отдыха и оздоровления находящихся в трудной жизненной ситуации.
В условиях разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации большое значение приобретает наличие в субъектах Российской Федерации системы законодательно-правовых мер и сложившейся практики организационного, информационного и ресурсного обеспечения сферы физической культуры, массового/детско-юношеского спорта, отдыха и оздоровления.
Как правило, в региональных законах определяются как полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.
В структуре финансирования отдыха доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации остаётся незначительной. Несмотря на некоторое увеличение, крайне низкой остаётся и доля привлечённых внебюджетных средств.
В течение последних нескольких лет идёт реструктуризация форм физкультурно-спортивной работы, отдыха и оздоровления. Местные власти отдают предпочтение малозатратным формам организованного отдыха и физического воспитания, таким как профильные передвижные и палаточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях и др. Делается ставка на рост количества клубов по месту жительства.
Вместе с тем, практически всегда программы направлены на улучшение материально-технических условий для организации эффективной учебно-тренировочной и воспитательной работы. Создаются собственные спортивно-оздоровительные лагеря.
Основной проблемой остается нехватка кадров для индустрии, в этой связи программы ориентируются на стимулирование роста числа имеющих специальное физкультурное образование.
В программах, как правило, высказывается мысль о том, что учреждения спортивной направленности являются составляющим звеном системы, созданной обществом, и должны функционировать на основе социального заказа, оказывать широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей, обеспечивать учащимся свободу выбора видов и форм деятельности, а также создавать условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям.
Анализ показывает, что возможности государства по финансированию детско-юношеских спортивных учреждений существенно возросли.
В программах уделяется особое внимание роли различных общественно-государственным организациям, отраслевым министерствам и ведомствам. Они, как правило, выступают ответственными за реализацию программных мероприятий, что концептуально детерминировано теорией «социального партнерства» государства, бизнеса и народа.
Деятельность спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности в них ведётся в совокупности с работой по профильным направлениям.
В настоящее время законодательство Российской Федерации не гарантирует в полном объёме предоставление за бюджетный счёт (муниципальный, государственный) услуг по организации занятий и обучению детей и молодёжи в сфере физической культуры и спорта. Финансирование системы детско-юношеских спортивных школ осуществляется по усмотрению его учредителя.
Проблема дефицита финансирования относительно необходимых потребностей учреж