Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Совершенствование процесса принятия управленческих решений

Содержание
стр.
Введение__________________________________________________________3
Глава первая: «Сущностьуправленческих решений».
1.     Сущность и характерные особенностирешений.______________________5
2.     Классификация управленческихрешений.___________________________10
3.     Факторы влияющие на качество иэффективность принимаемых решений_14
Глава вторая: «Процесс принятияуправленческих решений».  
1.     Принципы и этапы процесса принятияуправленческих решений.________16
2.     Роль руководителя в этом процессе._________________________________32
3.     Факторы, влияющие на процесспринятия управленческих решений._____36
Глава третья: «Совершенствованиепроцесса принятия управленческих
решений.
1.     Применение научного подхода кпроцессу принятия решений.__________50
2. Методы и модели оптимизацииуправленческих решений.______________62
Заключение________________________________________________________78
Список использованной литературы___________________________________80
ПриложениеА._____________________________________________________82
Введение
          Важнейшим резервом повышенияэффективности всего общественного производства является повышение качествапринимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процессапринятия решений.
          Принятиерешений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятиярешения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь ихдостижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно длявсякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
          Эффективноепринятие решений необходимо для выполнения управленческих функций.Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений вситуациях исключительной сложности достигается путем использования научногоподхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
          Даннаяработа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается сущностьуправленческих решений, указываются характерные особенности решений, факторыопределяющие их качество и эффективность, также приводится классификацияуправленческих решений.
          Втораяглава содержит информацию о процессе принятия управленческих решений: принципыи этапы данного процесса, роль руководителя в нем, а также факторы влияющие наэтот процесс.
          Втретьей главе рассматриваются методы совершенствования процесса принятияуправленческих решений: применение научного подхода к процессу принятия, атакже использование методов и моделей оптимизации управленческих решений.   


















 
Главапервая: ” Сущность управленческихрешений”

1.Сущность ихарактерные особенности  управленческихрешений



          Важнейшимрезервом повышения эффективности всего общественного производства являетсяповышение качества решений, принимаемых руководителями.
          Понятие«решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс,и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначнойтрактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятиевкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.
          Решениекак процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется внесколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки,принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как актвыбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение(ЛПР) с помощью определённых правил.
          Решениекак результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме ивключает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.
          Решениеявляется одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека.Его характеризуют следующие признаки:
-        возможностьвыбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нетвыбора и, следовательно, нет и решения;
-        наличиецели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
-        необходимостьволевого акта ЛПР при выборе решения, так как ЛПР формирует решение черезборьбу мотивов и мнений.[Голубков Е.П.]
Соответственно под управленческим решением (УР) понимается:
1)    поиск и нахождение наиболееэффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действийруководителя;
2)    конечный результат постановки ивыработки УР.
Наибольший интерес представляет процесс принятия иреализации решений как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этаповразличных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий,поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств еёдостижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный актуправленческого решения, источники его происхождения.
К управленческомурешению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:
1)    всестороннюю обоснованностьрешения;
2)    своевременность;
3)    необходимую полноту содержания;
4)    полномочность;
5)    согласованность с принятыми ранеерешениями.
Всесторонняя обоснованность решения означает преждевсего необходимость принятия его на базе максимально полной и достовернойинформации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектрвопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимознание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающейсреды. Требуется тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно-техническихвозможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспективпредприятия, региона, отрасли, национальной и мировой экономики. Всесторонняяобоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработкинаучно-технической и социально-экономической информации, то есть формированияпередового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетическихфункций.
Своевременность управленческого решения означает,что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачисоциально-экономической системы. Преждевременно принятое решение не находитподготовленной почвы для его реализации и развития и может дать импульсы для развитиянегативных тенденций. Запоздалые решения не менее вредны для общества. Они неспособствуют решению уже «перезревших» задач и ещё более усугубляют и без тогоболезненные процессы.
Необходимая полнота содержания решений означает,что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы егодеятельности, все направления развития. В наиболее общей форме управленческоерешение должно охватывать:
а) цель (совокупностьцелей) функционирования и развития системы;
б) средства и ресурсы,используемые для достижения этих целей;
в) основные пути и способыдостижения целей;
г) сроки достижения целей;
д) порядок взаимодействиямежду подразделениями и исполнителями;
е) организацию выполненияработ на всех этапах реализации решения.
          Важным требованием управленческого решения являетсяполномочность (властность) решения – строгое соблюдение субъектом управлениятех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления.Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена икаждого уровня управления – постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновениемновых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.
          Согласованность с принятыми ранее решениями означает такженеобходимость соблюдения чёткой причинно-следственной связи общественного развития.Она необходима для соблюдения традиций уважения к закону, постановлениям,распоряжениям. На уровне отдельной фирмы она необходима для осуществленияпоследовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкогофункционирования производственного аппарата.
          Согласованность с принятыми ранее решениями означают такженеобходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного развития.Если необходимо, должны отменяться принятые ранее решения, вступившие впротиворечия с новыми условиями существования системы. Появление противоречащихдруг другу решений есть прежде всего следствие плохого познания и пониманиязаконов общественного развития, проявления низкого уровня управленческойкультуры.
          ПринятиеУР требует высокого уровня профессионализма и наличия определенныхсоциально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты,имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10% из них.
Основными факторами, оказывающими влияние на качествоуправленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научныхподходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления,мотивация качественного решения и др.
    Обычно в принятии любого решенияприсутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение ирациональность.
    При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственномощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует ”шестое чувство”,своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелонаввласти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию ипомощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретениемопыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер,ориентирующийся только на неё, становится заложником случайности, и с точкизрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.                
Решения,основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными,вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но всёже в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая,опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой насегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех ваналогичной ситуации в прежнее время. Однако, здравый смысл у людей встречаетсяредко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотяподкупает своей быстротой и дешевизной.
Другая слабость в том,что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, ипоэтому опыта её решения просто нет, Кроме того руководитель при таком подходестремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошознакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области,сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в неё.
          Мощным фактором, активизирующим процесс принятия решениявыступают современные средства оргтехники включая вычислительные сети. Это требуетвысокого уровня культуры в области математики и программирования, технологиииспользования технических средств. Однако процесс принятия решения, выбораконкретного варианта всегда будет иметь творческий характер и зависеть от конкретнойличности.               
 
 









2. Классификация управленческихрешений.

          КлассификацияУР необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к ихразработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество,эффективность и преемственность. УР могут быть классифицированы самымиразнообразными способами (Приложение А). Наиболее распространенными являютсяследующие принципы классификации:
1)    по функциональному содержанию;
2)    по характеру решаемых задач(сфере действия);
3)    по иерархии управления;
4)    по характеру организацииразработки;
5)    по характеру целей;
6)    по причинам возникновения;
7)    по исходным методам разработки;
8)    по организационному оформлению.
УР могут бытьклассифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общимфункциям управления, например:
а) решения плановые;
б) организационные;
в) контролирующие;
г) прогнозирующие.
          Обычнотакие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако вкаждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основнойфункцией.
          Другойпринцип классификации связан с характером решаемых задач:
а) экономических;
б) организационных;
в) технологических;
г) технических;
д) экологических и прочих.
          Чащевсего УР связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имеякомплексный характер.
          Поуровням иерархии систем управления выделяют УР на уровне БС; на уровнеподсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируютсяобщесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однаковозможен и обратный вариант.
          Взависимости от организации разработки решений выделяются следующие УР:
а) единоличные;
б) коллегиальные;
в) коллективные.
          Предпочтениеспособа организации выработки УР зависит от многих причин: компетентностируководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д.
          Похарактеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:
а) текущие (оперативные);
б) тактические;
в) стратегические.
          Попричинам возникновения УР делятся на:
а) ситуационные, связанные схарактером возникающих обстоятельств;
б) по предписанию (распоряжению)вышестоящих органов;
в) программные, связанные свключением данного объекта управления в              
  определенную структуру программно-целевых отношений, мероприя
    тий;
г) инициативные, связанные спроявлением инициативы системы, напри
     мер в сфере производства товаров, услуг,посреднической деятельно
     сти;
д) эпизодические и периодические,вытекающие из периодичности вос
    производственных процессов в системе(например, сезонности сельско
    хозяйственного производства, сплава леса порекам, геологических ра
    бот).
          Важнымклассификационным подходом служат исходные методы разработки УР. К их числуможно отнести:
а) графические, с использованиемграфоаналитических подходов (сетевых
    моделей и методов, ленточных графиков,структурных схем, декомпо
    зиции больших систем);
 б) математические методы, предполагающиеформализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
в) эвристические, связанные сшироким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационныхмоделей.
          Поорганизационному оформлению УР делятся на:
а) жёсткие, однозначно задающиедальнейший путь их воплощения;
б) ориентирующие, определяющиенаправление развития системы;
в) гибкие, изменяющиеся всоответствии с условиями функционирования и развития системы;
г) нормативные, задающиепараметры протекания процессов в системе.
Поскольку решенияпринимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личностименеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различатьуравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решенияпринимаютменеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемымгипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, ониимеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения,авторы которыхлегко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не всостоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтомуоказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока»,«рывками».
Инертные решениястановятсярезультатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющиедействия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях труднообнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем,что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, еслиуверены в  себе, могут не испугатьсялюбых опасностей.
Осторожные решенияхарактеризуютсятщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу.Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленныевиды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управленияперсоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемысистемы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методахэкономического анализа, обоснования и оптимизации.
















3.Факторы, определяющие качествои эффективность управленческих решений.

Под качествомуправленческих решений следует понимать степень его соответствия характеруразрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначеговоря, в какой степени УР обеспечивает дальнейшие пути развитияпроизводственной системы в условиях формирования рыночных отношений.
Факторы, определяющиекачество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться поразличным признакам – как факторы внутренней природы (связанные с управляющей иуправляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). Кчислу этих факторов следует отнести:
1)    законы объективного мира,связанные с принятием и реализацией УР;
2)    четкую формулировку цели – длячего принимается УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты, какизмерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
3)    объём и ценность располагаемойинформации – для успешного принятия УР главным является не объём информации, аценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
4)    время разработки УР – какправило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времении чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов,рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);
5)    организационные структурыуправления;
6)    формы и методы осуществленияуправленческой деятельности;
7)    методы и методики разработки иреализации УР (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует задругими – иная);
8)    субъективность оценки вариантавыбора решения. Чем более неординарным является УР, тем субъективнее оценка.
9)    состояние управляющей иуправляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя,профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);
10)          системуэкспертных оценок уровня качества и эффективности УР.
Управленческиерешения должны опираться на объективные законы и закономерности общественногоразвития. С другой стороны, УР существенным образом зависят от множествасубъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации,структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления,механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этомнеобходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могутоказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных измененийв ситуации, состоянии производственной системы. 

                  














Глававторая: “Процесс принятияуправленческих решений”

1.  Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений
          Рано илипоздно менеджеры должны переходить от анализа происшедших событий к действию. Видеале, если действие мотивировано правильным анализом проблемы, поиск причин сужается до такой  точки, когда можно с уверенностьюприступить  к  решению проблемы. Важно, однако, помнить, что все действия мотивируютсянеобходимостью реагировать на возникшую проблему. Опытные менеджеры постояннопредпринимают действия по улучшению ситуации, повышают требования к работе ипредотвращают возникновение проблем,  которые  могут угрожать  срывом  выполнения текущих  планов.
                Находясьв настоящем времени, менеджер выбирает действия (альтернативы), которые могутчасто реализоваться в будущем. Проблема состоит в том, что иногда приходитсядаже сравнивать относительные последствия альтернатив, не имея обоснованных данных.Нельзя знать точно, что случится при выборе другой альтернативы. Менеджердолжен рассмотреть альтернативы, уверенно занять позицию и заявить, что,скажем, альтернатива А будет лучше отвечать поставленным целям, чемальтернатива В или С. Однако это сложный процесс продвижения к истине.
          Существующаянеопределенность в процессе принятия решений может создавать ряд ситуаций, прикоторых не исключается смешение понятий «решительность» и«принятие решений». На многих предприятиях управляющих оценивают и вознаграждаютза то, насколько быстро и уверенно они принимают решения. Неопределенность вэтом случае рассматривается как признак слабости. От менеджеров ожидаетсястремительность и решительность суждений и высоко оценивается их готовностьосуществлять решения, не взирая на трудности. Теоретически это правильно, но напрактике это не всегда лучший вариант действия.
          Вменеджменте решительность рассматривается как способность принять решение ипревратить его в жизнь. А принятие решения – это способность осуществить анализважнейшей информации и сделать оптимальный выбор. Важно правильно сочетать обеэти способности. Парализовать себя нескончаемым анализом так же нежелательно,как и принимать решения по капризу, спонтанно.
          Воснове процесса принятия решений по управлению фирмой лежат четыре основныхпринципа, игнорирование которых (полное или частичное) может привести кошибочным решениям и неудовлетворительным результатам. Соблюдение же этихпринципов дает возможность принимать качественные решения на всех уровняхорганизации.
          Первый принцип – это принципорганизационного соответствия. Форма организации должна быть приспособлена кбесперебойному осуществлению связей, что облегчает как процесс принятиярешений, так и контроль за их выполнением. Нельзя не учитывать и того факта,что полномочия и ответственность все больше переходят «из рук вруки». Только возлагая на менеджеров ответственность за результаты ихрешений можно подготовить лучшие руководящие кадры.
          Второй принцип: политика, стратегия ицели должны быть настолько четко сформулированы, чтобы они позволяли приниматьрешения общего характера, касающихся новых видов деятельности, выходящей запределы сегодняшних потребностей.
          Третий принцип требует иметь достаточноеколичество надежных данных об изменяющейся обстановке, необходимых дляподдержания эффективных связей между менеджерами высшего уровня и более низкимиуровнями функционирующих подразделений организации. Чрезвычайно важнопроизводить отбор имеющихся данных таким образом, чтобы менеджеры высшегоуровня имели в своем распоряжении только те факты, которые им действительнонужны, и не были перегружены не относящимся к делу фактическим материалом.
          Четвертый принцип предусматриваетгибкость, без которой могут остаться неиспользованными бесчисленныевозможности. При идеальных условиях (наличие точных критериев, ясных целей иполной информации) потребность в менеджерах, принимающих решения, была быневелика. ЭВМ смогла бы ответить на любой вопрос. К сожалению мы живем далеконе в идеальном мире и постоянно существует потребность в квалифицированныхменеджерах, определяющих оптимальные направления действий организации. По своейприроде  перечисленные  принципы являются  универсальными  и  их  необходимо придерживаться в управленческой ипредпринимательской деятельности.
          Отметим,продолжая разговор в данном ракурсе, что менеджеры обычно принимают решения,которые сопряжены с определенными обязательствами и необходимостью претворятьих в жизнь. Если решение принято, трудно его изменить. Процедура анализа поповоду альтернатив при принятии решений отличается от процедуры припричинно-следственном анализе.
          Саморешение может принимать ряд форм и представлять: стандартное решение, припринятии которого существует фиксированный набор альтернатив; бинарное решение(да или нет); многовариантное решение (имеется очень широкий спектральтернатив); инновационное решение, когда требуется предпринять действия, нонет приемлемых альтернатив.
          Наиболеераспространенный тип решений – это стандартное решение. Аналитические шаги,необходимые для его принятия, применимы также и для остальных типов решений.При принятии любого типа решений опыт менеджера включается  с первого  шага  и используется  в  ходе всего  этого  процесса. Если  в  причинно-следственном  анализе  необходимо опасаться  «любимыхпричин» менеджеров, то при принятии решений можно стать жертвой «излюбленныхальтернатив». В этом случае предпочтение «излюбленномуварианту»  может  исказить весь  анализ  и привести к заранее известному выбору.
          Какправило, для успешного осуществления процесса принятия управленческих решенийменеджеру необходимо пройти восемь основных его стадий.
          Напервой стадии главная задача состоитв правильной постановке цели решения. Любой процесс принятия решения долженначинаться с осознания необходимости его принятия. Важно, прежде всего,задаться вопросом о самом выборе, который предстоит сделать. Такие вопросыспособствуют выполнению трех задач: показать связь решения с необходимостьюсделать выбор; задают направление в поиске альтернатив; исключают альтернативы,лежащие за пределами поставленной цели.
          Стремясьобеспечить правильность постановки цели решения, менеджер должен ответить натакие вопросы:
          1.Какой выбор я пытаюсь сделать? Этот вопрос дает точку отсчета. Он будет уточнендвумя следующими вопросами.
          2.Почему это решение необходимо?
          3.Каким было последнее решение? Этот вопрос вытекает из концепции, что всерешения  образуют некоторую цепь. Поэтомуочень важно найти место данного решения в ней. Например, предположим,  что цель решения заключается в  выборе  программы подготовки  кадров  для осуществления  мероприятий поулучшению условий труда. Прежде чем поставить такую цель, необходимо ответитьна вопрос: «Уверены ли мы, что улучшение условий труда разрешит проблемуулучшения морального климата в коллективе?» Если это так, то возникаетновый вопрос: «Убеждены ли мы, что требуется программа подготовкикадров?» Только ответив на эти вопросы, можно двигаться дальше,  исходя из того,  что предшествующие  решения  получены в результате  серьезного  анализа.
          Вторая стадия связана с установлениемкритериев решения. Так как о решениях судят прежде всего по полученнымрезультатам, то с их рассмотрения разумно и начать процесс выбора. Этирезультаты именуются «критериями решения» и представляют собой основуфактически осуществляемого выбора. Менеджерам важно четко представлять, чегоони хотят достичь. Ключевой вопрос в данном случае таков: «Какие факторыследует учитывать, делая выбор?» Этот вопрос порождает ряд факторов,которые должны быть учтены при выборе решения. В ситуации группового принятиярешения постановка такого вопроса предполагает, что лица, на деятельностькоторых должно повлиять данное решение, будут иметь  возможность  высказать свои  предположения, требования.
          Натретьей стадии менеджер проводитразделение критериев по принципу их важности для организации. Критерии имеютразличное значение. Например, одни критерии представляют собой обязательныеограничения, тогда  как другие


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 82. Налоговая политика развитых стран
Реферат Семантическая избыточность и недостаточность в текстах драматургических произведений американских
Реферат Исследование представленности информации о социальном отношении к детям-сиротам в СМИ
Реферат Вклад изобретателей, инженеров и ученых в развитие железнодорожного транспорта
Реферат Бражник молочайный
Реферат Идейно-художественное своеобразие Повестей Белкина
Реферат Создание ландшафтного проекта на предусадебном участке
Реферат Эдуард Миддлгемский
Реферат Проект выставки: "ПОВСЕДНЕВНЫЙ КОСТЮМ КОНЦА 20 ВЕКА"
Реферат Дьяволиада в произведениях М.А. Булгакова
Реферат Администрация владимирской области постановление губернатора
Реферат Отчет по учебной практике по механизации и электрификации сельскохозяйственного производства
Реферат Государственная казна. Ее содержание, значение, правовые основы функционирования
Реферат 10. Журналы регистрации:  вводного инструктажа (оформляется перед приемом на работу) + программа вводного инструктажа, утвержденная руководителем предприятия
Реферат Смокинг