Министерствообразования и науки
Республики Казахстан
Карагандинский государственныйтехнический университет
Кафедра ТМ
Реферат
по Сертификации:
Тема: «Сертификацияперсонала»
Руководитель
Жунусова А.Ш.
(оценка) (фамилия,инициалы)
(подпись) (дата)
Студент
Ст – 05 — 2
(группа)
ТарубаровА.
(фамилия, инициалы)
(подпись) (дата)
2007
Содержание
Введение 3
1 Сертификация персонала 5
1.1 Предпосылки инеобходимость сертификации персонала 5
1.2 Цели сертификацииперсонала 7
1.3Процесс функционирования системы сертификации 7
1.4 Объекты сертификации персонала 8
1.5 Структура процессовсертификации персонала 8
2 Что даёт сертификацияперсонала 11
2.1Преимущества предприятия, прошедшего процедуру
сертификацииперсонала 11
2.2 Что дает сертификацияперсонала непосредственно работникам предприятия 11
Заключение 13
Списокиспользованныхисточников 14
ВВЕДЕНИЕ.
Кроме продукции, услуг и систем качества кдобровольной сертификации может предлагаться персонал. Добровольнаясертификация персонала необходима для установления соответствия специалистов втой или иной области деятельности требованиям, предъявляемым к их работе.Сертификация не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение.Интенсивное развитие промышленности и услуг с каждым годом предъявляет кспециалистам новые требования по уровню знаний техники, программногообеспечения, нормативных документов. Таким образом, появляется необходимость вих периодической аттестации на соответствие принятым сегодня критериям.Объективную и независимую оценку обеспечивает сертификация. Требования кспециалистам и порядок оценки соответствия устанавливает не государство, а всезаинтересованные стороны. Так, сертификация оценщиков автотранспорта в Германииинициировали страховые компании, банки и общество оценщиков. При обязательномстраховании автомобилей качество оценки стоимости автомобиля или егоповреждений напрямую связано с экономическими интересами этих структур.Сертифицированный по общепринятым правилам оценщик признается всеми участникаминазванного процесса.
В Республике Казахстан сертификация персонала такженачинает развиваться. В Госстандарте уже зарегистрировано несколько систем,предусматривающих сертификацию специалистов.
Следует отметить, что сертификацию персонала не надоассоциировать с аттестацией. Цель аттестации — определение квалификацииработника с целью проверки его соответствия занимаемой должности. Цельсертификации — установление уровня подготовки, профессиональных знаний, навыкови опыта специалиста для подтверждения его соответствия установленнымтребованиям и определения его возможностей надлежащим образом осуществлятьконкретные действия в той или иной сфере деятельности. Аттестацию проводитработодатель (вторая сторона), а сертификацию — орган по сертификации (третьясторона).
В настоящее время в Республике Казахстан сложилась иразвивается система сертификации компетентности персонала, функционирующего вкачестве экспертов по сертификации продукции, услуг, производств, системкачества, по аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, органовего сертификации и аккредитации для системы сертификации. Сертификация вомногом зависит от компетентности экспертов, непосредственно влияющих напринятия решения о допуске безопасной продукции (услуг и иных объектов) напотребительский рынок. Поэтому некомпетентность эксперта может негативноповлиять на безопасность жизнедеятельности.
Под компетентностью специалиста понимают наличиетеоретических знаний, практических навыков и опыта. Компетентность ограниченаопределенной областью и распространяется на оцениваемую продукцию, услуги ииные объекты (профессиональная компетентность) и методологию оценки(квалиметрическая компетентность).
Профессиональная компетентность включает знание:
1 различных сторонпроектирования и производства продукции (услуг и иных объектов);
2 значениепоказателей качества аналогов;
3 перспективразвития продукции, отраженных в научно-исследовательских работах, патентах,конструкторских разработках;
4 требованияпотребителей;
5 условий ихарактера эксплуатации (потребления).
Квалиметрическая компетентность обеспечивает четкоепонимание экспертом принципов и методов оценки качества продукции, умениеиспользовать разные типы оценочных шкал, определять субъективные вероятности иразличать недостаточное число градаций оцениваемого объекта.
Кроме требований к профессиональной компетентности присертификации эксперта предъявляются требования, связанные с личными качествамиспециалиста.
1 Сертификация персонала
1.1 Предпосылкии необходимость сертификации персонала
Сейчас в Казахстане начинает формироваться системасертификации персонала. Современная экономика требует наличия широкого слояквалифицированных работников, сертифицированных организациями, не зависимыми отсистемы образования. В 21 век Казахстан вступил с грузом нерешенных проблем вэкономике, политике, экологии, образовании. Как будет развиваться наша страна —во многом зависит от тех людей, которые сегодня еще только осваивают выбраннуюими профессию и, конечно же, от тех людей, которые помогают им осваиватьпрофессию. Ну а качество подготовки выпускников системы образования должнооценивать общество в лице работодателей.
С точки зрения конкурентного бизнеса, персонал фирмыдолжен быть достаточно подготовлен и настроен для того, чтобы обеспечиватьтребуемое качество продукции (услуг) организации в такой рыночной ситуации, когда требованияпотребителя и его ожидания постоянно повышаются.
Проводя анализ деятельности организации, руководительпостоянно задает себе вопросы: способен ли персонал работать достаточноэффективно и соответствует ли он выбранной стратегии организации, может липерсонал измениться, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляет кнему конкурентная среда, позитивно ли онвоспримет изменения?
Международный опыт предприятий показывает, что онитратят на подготовку и сертификацию своего персонала не менее 20% от общихзатрат. В Казахстане этот показатель существенно ниже и составляет в настоящеевремя не более 0,8% для малого и среднего бизнеса и 12% — для крупного.Качество подготовки специалистов системой образования в Казахстане почти вовсех областях пока не соответствует запросам бизнеса. Выпускнику учебногозаведения, как и в советские времена, при приеме на работу говорят: «Забудьвсе, чему тебя учили». Это можно объяснить как слабой материально-техническойбазой учебных заведений, так и несоответствием учебных программ требованиямработодателей. У нас отсутствует практика оценки образования с точки зренияподготовленности выпускника к будущей профессии не только по уровню необходимыхзнаний, но и по уровню умений и навыков.
Как раз эту задачу призвана решить развиваемая внастоящее время система сертификации персонала. Данную систему можнорассматривать в 4 направлениях:
1 сертификация иаттестация имеющегося персонала фирм;
2 сертификация иаттестация выпускников системы образования;
3 база дляразработки образовательных стандартов;
4 основа дляуправления качеством образования.
В экономически развитых странах работодатели активносотрудничают со сферой образования в области формирования качества рабочейсилы. Например, в США в 1990г. была создана Комиссия по вопросампрофессиональных умений (компетенций), в состав которой вошли лидерынационального бизнеса, представители сферы труда, образования и государственныхструктур. После того, как Комиссия поставила вопрос «ребром»: либо высокиеумения, либо низкая зарплата, с 1994 года правительство создало НациональныйСовет по стандартам умений, в рамках которого разрабатываются стандарты иоценочные процедуры для 15 секторов экономики.
Аналогичные процессы происходят и в других зарубежныхстранах. Среди причин, побудивших правительства многих стран мира обратитьвнимание на проблему профессиональной компетентности трудоспособного населенияи молодежи, исследователи отмечают следующие:
- «давление» работодателей, как основных «заказчиков»кадров, предъявивших особые требования к выпускникам профессиональныхобразовательных учреждений;
- необходимость повысить конкурентоспособностьвыпускников на рынке труда и обеспечить их социальную адаптацию;
- создание основы для взаимопризнания профессиональныхсертификатов выпускников образовательных учреждений в рамках создания единогоевропейского образовательного пространства.
Профессиональное образование, как известно,представляет собой сферу пересечения интересов:
- работодателей, которые выступают непосредственнымизаказчиками системы профессионального образования, поскольку именно к нимпопадает ее конечный «продукт»;
- учащихся/студентов и их родителей, получающихсоответствующий образовательный ресурс для построения деловой карьеры иобеспечения своего будущего;
- органов исполнительной власти и местногосамоуправления, формирующих и реализующих эффективную кадровую политику какфактор социально-экономического развития территорий.
При этом основные функции управления системойпрофессионального образования (целеполагание, планирование и контроль)продолжают оставаться исключительно государственными.
Процесс создания стандартов уже идет.
Так, например, объявляется начало проекта разработкипрофессиональных стандартов для отрасли информационных технологий по заказуСовета по ИТ при Министре информационных технологий и связи РК и Ассоциации АПКИТ. В ходе проекта должны быть созданы профстандарты, описывающие должности,профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы исертификации специалистов в соответствии с квалификационными уровнями.Приводится анкета для специалистов отрасли, желающих принять участие вформировании профессиональных стандартов.
1.2Цели сертификации персонала
Создание условий для работы предприятий, организаций,учреждений всех форм собственности на едином товарном рынке Республики Казахстан
ивыпуска конкурентоспособной продукции, а также для их успешной деятельности вмеждународном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и торговле.
Защита потребителя от недобросовестного изготовителя,использующего в процессе создания продукции (оказания услуги) трудовые ресурсы,имеющие уровень профессиональной подготовки и квалификации, не соответствующейзаявленному качеству выпускаемой продукции или оказываемой услуги.
Содействие предприятиям, организациям и учреждениям вкомпетентном выборе персонала на рынке труда.
Подтверждение возможностей предприятия, организации,учреждения по обеспечению заявленных показателей качества имеющимся персоналом.Обеспечение безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества,обусловленной компетентностью должностных лиц и отдельных категорий персонала.
1.3 Процесс функционирования системы сертификации
Для функционирования системы сертификации необходимы:
1 профессиональныестандарты, определяющие основные требования к профессиональным знаниям иумениям;
2 независимый Центрсертификации, осуществляющий непосредственно проведение сертификационногоэкзамена, привлечение экспертов для подготовки стандартов и проведенияэкзаменов;
3 ресурсные центры,имеющие профильное оборудование и специалистов для проведения оценкипрактических умений и навыков сертифицируемых лиц.
Профессиональные стандарты разрабатываются при участииработодателей с учетом тех требований к работникам, которые необходимы покаждой конкретной профессии.
Центр сертификации персонала осуществляет следующиефункции:
- организует и обеспечивает процедуру и утверждениеитогов сертификации;
- обеспечивает наличие бланков сертификатов и ихзаполнение, ведет учет сертифицированных лиц и экспертов;
- ведет учет средств, поступающих в качестве платы засертификацию, обеспечивает финансовую отчетность.
Ресурсные центры планируется организовать на базеимеющихся учреждений профессионального образования, оснастить современнымоборудованием, обучить специалистов.
1.4 Объектысертификации персонала
Объекты сертификации:
- физические лица, добровольно пожелавшие получитьдокументальное подтверждение соответствия своей профессиональной подготовки иликомпетентности требованиям профессионального стандарта занимаемой илипредполагаемой в перспективе должности/профессии;
- должностные лица, специалисты, руководители трудовыхколлективов, отдельные категории персонала;
- отдельные трудовые коллективы в отношении всегокадрового потенциала либо какой-то его части;
- отдельные категории работников.
1.5Структура процессов сертификации персонала
Сертификация осуществляется в рамках определённойсистемы и по выбранной схеме. Порядок её проведения устанавливается правиламиконкретной системы, но основные этапы процесса сертификации неизменнынезависимо от вида и объекта сертификации. Обобщённая схема процессасертификации по наиболее часто применяемым схемам представлена 5-ю основнымиэтапами:
1 Заявка насертификацию.
2 Оценкасоответствия объекта сертификации установленным требованиям.
3 Анализрезультатов оценки соответствия.
4 Решение посертификации.
5 Инспекционныйконтроль за сертифицированным объектом.
1. Этап заявки на сертификацию в выборе заявителеморгана по сертификации, способного провести оценку соответствия интересующегоего объекта. Это определяется областью аккредитации органа по сертификации.Заявка направляется по установленной в системе сертификации форме. Орган посертификации рассматривает её и сообщает заявителю решение. Решение по заявкесодержит все основные условия сертификации, в том числе схему сертификации,наименование испытательной лаборатории (если они предусмотрены схемойсертификации) или их перечень для выбора заявителем, номенклатуру нормативныхдокументов, на соответствие которым будет проведена сертификация. В случаесертификации персонала в решении по заявке указывается экзаменационный центр.
2. Оценка соответствия персонала как особого объектасертификации имеет свои особенности. В последнее время этот вид сертификацииразвивается в виде самостоятельных систем сертификации, в частности,сертификации специалистов в области неразрушающего контроля, оценки движимого инедвижимого имущества. После подачи заявки в орган по сертификации специалистполучает комплект документов для заполнения. Они необходимы органу дляпредварительной оценки возможности сертификации заявителя. В первую очередьпоследний должен соответствовать установленным критериям, таким как:
- общее и профессиональное образование;
- опыт работы в специальной области;
- профессиональная этика;
- физическая пригодность.
Дополнительно к этому запрашиваются отчёты о работе вспециальной области, сделанные заявителем за последнее время (отчёты по оценке,протоколы проверки методами неразрушающего контроля). При положительномрезультате по предварительной экспертизе входных документов со специалистом,желающим пройти сертификацию, заключается договор. В нём указываются сроки ипорядок проведения сертификационного экзамена, а также условия оплаты. Экзаменпроводится в специальном аккредитованном испытательном (экзаменационном)центре. Он должен располагать необходимыми площадями, оборудованием,документацией, персоналом и быть независимым от структур обучения и органа посертификации. Экзамен, как правило, состоит из теоретической и практическойчастей. Теоретическая часть экзамена, например, в Германии, при сертификацииспециалистов по неразрушающему контролю на соответствие DIN EN 473 проводится вписьменной форме с разделением на общую и специальную части. Специалисты пооценке, например, автотранспорта, сдают теоретические экзамены в письменной иустной формах. Практический экзамен организуется таким образом, чтобы онимитировал деятельность сертифицируемого специалиста. Ход обеих частей экзаменаи их оценка экзаменационной комиссией фиксируется в протоколе. Результатыэкзамена сообщаются заявителю через некоторое время после обсуждения иутверждения протокола экзамена в органе по сертификации. Обсуждение являетсятайным.
3. Этап анализа практической оценки соответствияобъекта сертификации установленным требованиям заключается в рассмотрениирезультатов испытаний, экзамена или проверке системы качества в органе посертификации. При сертификации персонала протокол экзаменационной комиссиидолжен направляться в комиссию по сертификации, состоящую из руководства органаи экспертов, не участвовавших в приеме экзамена. Положительное решение даннойкомиссии по утверждению протокола экзамена является основанием для выдачисертификата.
4. Решение по сертификации сопровождается выдачейсертификата соответствия заявителю или отказом в нем. Вид сертификатасоответствия и срок его действия устанавливаются правилами системысертификации. Обычно действие сертификата на персонал распространяется на 5лет.
5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектомпроводится органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемойсертификации. В комиссии органа по сертификации при инспекционном контролемогут участвовать специалисты территориальных органов Госстандарта Казахстана,представители обществ потребителей и других заинтересованных организаций. Приконтроле сертифицированного специалиста проверяется соответствие его работыпринятым критериям. По итогам инспекционного контроля составляется акт, гдеделается заключение о возможности сохранения действия сертификата илиприостановления его действия. Информация о приостановлении доводится органом посертификации до сведения заявителя, потребителей, представителей Госстандарта Казахстанаи других участников системы сертификации.
2Что даёт сертификация персонала
2.1 Преимущества предприятия, прошедшего процедурусертификации
персонала
Преимущества предприятия, прошедшего процедурусертификации персонала:
- выполнение требований международных рынков труда,продукции, товаров и услуг;
- повышение конкурентоспособности предприятия;
- выполнение требований заказчика, работодателя;
- приоритетность инвестирования, кредитования;
- обязательное условие участия в международных тендерах/проектах;
- повышение имиджа предприятия;
- возможность реализации продукции (услуг) пообоснованным ценам;
- дополнительный аргумент для отклонения претензий кизготовителю при предъявлении судебных исков по качеству производимой продукцииили оказываемых услуг;
- способ доказательства партнерам по бизнесу своей надежности;
- способ повышения профессионализма и заинтересованностиперсонала;
- возможность получить реальную оценку качестваподготовки, уровня компетентности, профессиональной пригодности работников;
- возможность сопоставить соответствие персоналазаявленному качеству выпускаемой продукции;
- возможность стимулировать персонал на повышение уровнясвоей квалификации, активизировать его профессиональный рост;
- возможность сформировать рекомендации поперспективному направлению процессов внутрифирменного обучения, выработатьпредложения для корректировки образовательных стандартов системыпрофессиональной подготовки специалистов.
2.2Что дает сертификация персонала непосредственно работникам
предприятия
Это,прежде всего:
- документально оформленное свидетельство профессионализма;
- подтверждение независимой организацией уровняквалификации и профессионального мастерства на текущий момент времени;
- повышение шансов трудоустройства с учетом качествасвоей подготовки;
- приоритетность продвижения по служебной лестнице;
- подтверждение качества и надежности всех выполняемыхработником операций;
- основание для заключения трудового договора с индивидуальнымтарифом оплаты труда;
- дополнительное основание для повышения заработнойплаты;
- обеспечение психологической комфортности и уверенностив собственных возможностях: повышенное внимание руководства предприятия,доверие и уважение к обладателю сертификата.
Заключение
Сертификация персонала — установление соответствиякачественных характеристик персонала (образование, уровень профессиональнойкомпетентности) требованиям отечественных (международных) стандартов.Сертификация персонала осуществляется на основе спектра (классификаторастандартов) специальностей и специализаций в профессиональном образовательномпространстве, согласованного с возможностями человека и тенденцияминаучно-технического прогресса, и спектра (классификатора стандартов) профессийи должностей в пространстве рабочих мест, согласованного с требованиямиреального производства и возможностями профессионального образования.
Список использованныхисточников
1. ЗаконРеспублики Казахстан «О техническом регулировании»
2. КрыловаГ.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии — М.: ЮНИТИ, 2003
3. РаковА.В. Стандартизация и сертификация в сфере услуг – М.: ЮНИТИ, 2002
4. Интернетhttp://tpp.mari-el.ru/sertificat.html
5. Интернетhttp://upr7.mnogosmenka.ru/upr70097/upr70112.htm