Содержание
TOC o «1-2» h z Введение — PAGEREF _Toc63223759 h 2
1. Понятие стратегии бизнеса ипланирования — PAGEREF _Toc63223760 h 3
1.1. Сущность ифункции стратегического планирования — PAGEREF _Toc63223761 h 3
1.2. Бизнес– план — PAGEREF _Toc63223762 h 6
2. Содержание и выбор стратегиибизнеса — PAGEREF _Toc63223763 h 13
2.1. Целиорганизации — PAGEREF _Toc63223764 h 13
2.2. Анализвнешней и внутренней среды организации — PAGEREF _Toc63223765 h 18
2.3. Выбор стратегии — PAGEREF _Toc63223766 h 22
3. Планированиедеятельности фирмы — PAGEREF _Toc63223767 h 24
3.1. Разработкавнутрифирменного плана — PAGEREF _Toc63223768 h 24
3.2. Перспективыразвития предприятия — PAGEREF _Toc63223769 h 26
Заключение — PAGEREF _Toc63223770 h 30
Список использованной литературы — PAGEREF _Toc63223771 h 31
Введение
В настоящеевремя практически все предприятия осознали, что залогом долгосрочного иуспешного функционирования является не ориентацияна сиюминутную прибыль и успех, а построение эффективной стратегии существования на долгосрочную перспективу.
Методика разработки планов стратегии бизнеса – объектданной курсовой работы. Предметом исследования, которой будет бизнес –планирование, цели и стратегии организации, а также методика исследованиявлияния внешних и внутренних факторов оказывающих воздействие на выборстратегии достижения поставленных целей в бизнесе.
Целью курсового проекта является понимание того, чтопредставляет собой разработка стратегии в реально существующем бизнесе. Из чегоона складывается. Кратко покажем методы и способы анализа внешних и внутренних факторов оказывающихвлияние на организацию, ее деятельность и сферу в которой она работает.
Конкретные задачи которые мы ставим перед собой в этомкурсовом проекте является:
1. Определение внешних и внутренних факторов оказывающихвлияние на формирование стратегического планирования.
2. Этапы разработки внутрифирменного плана
3. Выявление поставленных целей организации приразработки планов.
Структура курсовой работы представляет собой триглавы. В первой мы рассмотрим теоретические аспекты разработки стратегическихпланов. Опишем функции стратегического и бизнес — планирования. Далее во второйглаве укажем методы и способы анализа ситуации, на которую оказывают влияниевнешние и внутренние факторы. В третьей заключительной главе краткорассмотрим деятельность торгового предприятия предложим пути его совершенствования идальнейшего развития с научно-обоснованной точки зрения.
1. Понятие стратегии бизнеса и планирования1.1. Сущность и функции стратегического планирования
“СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ представляет собой набор действий и решений,предпринятых руководством, которые ведут к разборке специфических стратегий,предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей”.Питер Лоранж
Стратегическоепланирование — инструмент, который помогает в принятии управленческих решений.Его задача — обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточнойстепени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности врамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптацияк внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическоепредвидение.
· РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ. Этотпроцесс включает в себя распространение ограниченных организационных ресурсов:фонды, дефицитные управленческие таланты и управленческий опыт. (Разбиениебольшой компании на несколько более мелких, с целью сокращения числа менеджерови общефирменного персонала. Сэкономленные деньги заново инвестируются в данныеотделения.).
· АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ. Охватываетвсе действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании сеё окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятнымвозможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособлениестратегии к окружающим условиям. То есть, создание новых благоприятных условийпосредством разборки более совершенных производственных систем, путёмвзаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.
· ВНУТРЕННЯЯ КООРДИАЦИЯ.Координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторонфирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях являетсянеотъемлемой частью управленческой деятельности.
· ОСОЗНАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ.Осуществление систематического развития мышления менеджеров путём формированияорганизации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Учась напрошлом опыте стратегических решений, персонал фирмы повышает свойпрофессионализм, правильно корректирует стратегическое направление своейорганизации.
Рольруководителя высшего звена — это не только инициирование процессастратегического планирования, но и осуществление, объединение и оценка этогопроцесса.
Рассмотримобщую модель стратегического планирования. Эта модель не может бытьединообразной, так как природа организаций очень разнообразна. Но наиболееобщие существенные управленческие функции, посредством которых планыпреобразуются в действия, представлены на схеме. (Видяпина В.И. «Бакалаврэкономики», Хрестоматия)
Миссия организации
ð
Цели
организации
ð
Оценка и анализ внешней среды
ð
Управленческое обследование сильных и слабых сторон
ñ
Ý
ò
ß
Оценка
Стратегии
ï
Реализация стратегии
ï
Выбор
Стратегии
ï
Анализ стратегических альтернатив
В Россииперспективное планирование рассчитывается на среднесрочном планировании из-запредельно высокой неопределённости будущего.
Стратегиябизнеса представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться скорее с точкизрения перспективы всей корпорации, а неконкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы состратегий организации. Стратегияпредполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей,в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматьсясбором и анализом огромного количества информации об отраслях народногохозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирмеопределенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенныетипы работников и помогают продавать изделия или услуги. Стратегические планы должны бытьразработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течениидлительного времени, но и сохранялигибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу,направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейсяделовой и социальной обстановкой.
Стратегическоепланирование само по себе не гарантирует успеха, иорганизация, создающая стратегическиепланы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем неменее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организациидеятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированныеплановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решенияиз-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Т.о. планирование помогает создать единствообщей цели внутри организации.
Формированиестратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемуювысшим руководством:
· Выбор миссии, формирование целей (долгосрочные,среднесрочные, краткосрочные).
· 1.2. Бизнес– план
Осуществлениестратегии бизнеса не возможно без создания бизнес-плана, который представляетсобой план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфердеятельности фирмы, создания новых видов бизнеса. Бизнес-план может бытьразработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для ужесуществующих организаций на очередном этапе их развития.
Основные цели, которые определяет бизнес-план:
·
·
·
·
·
·
·
Вотличие от традиционного плана организации бизнес-план учитывает не тольковнутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которыемогут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными лицамибудущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы.
Бизнес-план,как правило, является отправной точкой для начала переговоров междупредпринимателем и возможными инвесторами. Особенно необходим бизнес-план приведении переговоров с иностранными фирмами. (Алексеева М.М. «Планированиедеятельности фирмы»)
Обычноон включает в себя такие составные части:
· титульный лист и оглавление. Имеющиеследующее содержание: заголовок плана, дата его подготовки, кто подготовилплан, полное имя и адрес фирмы, для кого подготовлен план. Оглавление – наиболее читаемая часть бизнес-плана,после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление обо всемсодержании бизнес-плана, не должно быть перенасыщено деталями, однаконеобходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плана.
· резюме. Его структура состоит из трехчастей:
-
-
-
Резюме– это ключевая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна бытьсоставлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтениебизнес-плана.
· историю своего бизнеса (если предприятиеуже действует). Этот раздел составляется в том случае, если предприятие ужесуществует и прошло определенный путь развития. Раздел должен рассказать о том,когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, какие продукты(услуги) были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства вразвитии бизнеса. Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать снамеченными целями и ориентирами.
· описание продуктов (услуг). Бизнес-пландолжен включать детальное описание будущего товара (услуги), это необходимо длятого, чтобы специалисты банка получили подробные объяснения какие продукты иуслуги планируется предлагать рынку.
Вопросы,которые относятся к описанию товара, могут представлять собой следующийперечень:
1.
2.
3.
Необходимообъяснить, почему покупатели выберут именно этот товар, а не товар конкурентов,то есть какие конкурентные преимущества применения имеет именно предлагаемыйтовар.
· описание дел в отрасли, товарные рынки. Описываяотрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, основные сегменты рынка(группы потребителей), склонен ли этот рынок к росту или застою. Важно сделатьвывод об общей привлекательности рынка. Нужно определить свою потенциальнуюдолю, дать прогноз продаж своей продукции.
· оценку и выбор конкурентной стратегии. Вбизнес-плане должны быть описаны выбранные стратегии и их конкретноеприменение. Когда стратегия выбрана, предпринимателю нужно определиться с тем,каким образом лучше ее реализовать, решить, нужна ли реорганизация структурыпредприятия. Возможно ли увеличение прибыли без изменения текущей конкурентнойпозиции фирмы на рынке.
Еслипредприниматель решил изменить свою стратегию или только внедряется наконкурентный рынок, он должен предусмотреть возможные ответные действияконкурентов:
-
-
-
-
-
· производственный план. При написанииэтого раздела не нужно злоупотреблять применением технического жаргона. Помимотехнического описания план производства должен включать экономические расчетыиздержек производства. Кроме этого должны быть даны ответы на следующиевопросы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
· план маркетинга. Маркетинговый разделбизнес-плана нужен для того, чтобы:
-
-
-
Маркетинговыйплан должен охватывать все элементы маркетинга и давать ответ на следующиевопросы:
1.
2.
3.
4.
5.
· организационный план. Организационныйплан знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства,распределения полномочий и ответственности, типом организационной структурыфирмы. Ориентирами для составления плана могут служить следующие вопросы.
1.
2.
3.
4.
5.
Еслифирма существует несколько лет, необходимо описать историю формирования собственности,изменения, которые произошли с ней.
· финансовый план и оценка риска.Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа:баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.Кроме того, при составлении бизнес плана проводится анализ чувствительности(метод для изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости проекта в связис изменениями ключевых параметров проекта – затрат на исследования иразработки, строительных издержек, размеров рынка, цены и т.д).
· план исследований и разработок. Еслифирма предполагает или уже проводит исследования и разработки, то всоответствующем разделе бизнес-плана она должна ответить на следующие вопросы:
-
-
-
-
-
-
-
· оценку истрахование риска. Условием умелого управления предоставленными ресурсамиявляется учет возможного риска осуществления проекта. Риск означает вероятностьнеполучения положительного результата (прибыли) или получение отрицательногорезультата (убытков) в предпринимательской деятельности. Необходимо четкопредставлять в какой из областей риска лежат деловые предложения компании – вобласти невысокого риска с небольшой прибылью или в области рискованныхкапиталовложений с высоким процентом прибыли.
По источнику возникновенияразличают риск хозяйственный, связанный с личностью человека, обусловленныйприродными факторами. По причине возникновения риски делят на обусловленныенеопределенностью будущего, непредсказуемостью поведения партнеров, недостаткоминформации. По характеру проявления риски различают на политические икоммерческие.
Средимер снижения риска выделяют эффективное прогнозирование и систематическоепланирование деятельности фирмы, страхование и самострахование. В большинствеслучаев политические, региональные и прочие риски принимают на себя специальныеорганизации, то есть финансово-кредитные институты, специализирующиеся настраховании подобного вида рисков.
Бизнес-план- документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на 3-5 летвперёд. Он должен быть кратким (изложение только самого главного по каждомуразделу), доступным в прочтении и понимании (должен быть понятен широкому кругулюдей, а не только специалистам), убедительным, лаконичным, побуждать интерес урецензента (ведь только заинтересовав потенциального инвестора, можно надеятьсяна успех своего дела).
Важность и эффективность бизнес-плана заключается вего комплексности и направленности в будущее. Качественная подготовка этогодокумента позволяет чётко определить конечную цель, рассчитать необходимыересурсы, выстроить временной график.
Такимобразом, бизнес-план представляется абсолютно необходимым инструментомпредпринимательской деятельности для создания стратегии бизнеса в рыночныхусловиях. (Кочеткова А.И., Уткин Э.А. «Бизнес-план: как развернуть собственноедело»).
2. Содержание и выбор стратегии бизнеса2.1. Цели организации
Преждевсего, при планировании стратегии бизнеса необходимо определить целиорганизации. Основная общая цель организации — чётко выраженная причина еёсуществования — обозначается как её миссия. Все цели вырабатываются дляосуществления этой миссии.
Миссииявляются одним из самых существенных решений при планировании и выборе целиорганизации. Все цели организации вырабатываются для осуществления ее миссии.Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качествекритериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Еслиже руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точкиотсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей.Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры дляопределения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формированиемиссии включает в себя:
·
·
·
Вмиссию фирмы также входит задача определения основныхпотребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для созданияклиентуры в поддержку фирмы в будущем.
Часторуководители фирм считают, что их основная миссия — получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннююпотребность, фирма, в конечном счете,сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следитьза средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятиюрынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целяхвысшего руководства. Ценности направляют или ориентируютруководителей, когда они сталкиваются снеобходимостью принятия критических решений. Ценности оказывают воздействие напринятие управленческих решений, и связаны со специфическими типами целевыхпредпочтений.
Д.Гут и Р.Тагири установили шесть ценностныхориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений,которые в последствие были связаны учёными со специфическими типами целевыхпредпочтений. (liber.rsuh.ru/Conf/Upravlenie — Красицкая Л.М.)
Виды ценностей
Типы предпочтений
Теоретические
Истина
Знания
Рациональное мышление
Долгосрочные исследования и разработки
Экономические
Практичность
Полезность
Накопление богатства
Рост
Прибыльность
Результаты
Политические
Власть
Признание
Общий объём капитала,
Продаж, количество работников
Социальные
Хорошие человеческие отношения
Привязанность
Отсутствие конфликта
Социальная ответственность относительно прибыльности. Косвенная конкуренция.
Благоприятная атмосфера в организации.
Эстетические
Художественная гармония
Состав
Форма и симметрия
Дизайн изделия
Качество
Привлекательность, даже с ущербом для прибыли
Религиозные
Согласие во вселенной
Этика
Моральные проблемы
Общефирменные цели формируются и устанавливаются наоснове общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которыеориентируется высшее руководство:
·
· целей во времени (здесьнеобходимо уяснить не только, что фирмахочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат).
·
· необходимые для достиженияодной цели, не должны мешать достижению других целей).
Цели будутзначимой частью процесса стратегического управления тольков том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективноинституционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление вовсей организации. (marketing.spb.ru/read/article — Ландау О.)
Целиорганизации выражают отдельные конкретные направления деятельности организации.Важность определения целей связана с тем, что они:
- являются фундаментом для процесса менеджмента в целом:планирования, организации, мотивации, контроля;
- определяют способы повышения эффективностиорганизации;
- лежат в основе принятия любого делового решения;
- служат руководством для формирования конкретныхплановых показателей.
Целиорганизации делят на экономические и неэкономические.
К неэкономическим целямможно отнести социальные цели, например улучшение условий труда. Иногданеэкономические цели могут отличаться от ожиданий некоторых внутренних иливнешних сил организации. Так, акционеры могут быть недовольны тем, чтоорганизация повышает расходы на переоборудование цеха, потому что такие затратыне создают краткосрочной прибыли. Однако организация не должна забывать оформулировании неэкономических целей, поскольку всякая фирма – это не простоделовая структура, нацеленная на получении прибыли, но и сообщество людей сприсущими им человеческими потребностями. Люди – это самый важный фактор успехаорганизации, поэтому нельзя забывать об их интересах.
Экономические цели организации выраженные впоказателях хозяйственной деятельности, можно разделить на количественные икачественные.
Примерколичественной цели – увеличение доли рынка фирмы до 10% к 2002 году.
Примеркачественной цели – достижение фирмой технологического превосходства в отрасли.
Экономическиеи неэкономические цели могут быть разделены на:
· краткосрочные (год или менее)
· среднесрочные (от одного до пяти лет)
· долгосрочные (свыше пяти лет).
Долгосрочныецели, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик, онив большей степени связаны с миссией фирмы. Краткосрочные цели обязательно имеютконкретное содержание и указывают:
- что должно быть достигнуто (в том числе вколичественном выражении);
- когда цель должна быть достигнута;
- кто конкретно (какое подразделение организации)выполняет задачу по достижению цели.
Пространство определенияцелей.
Деятельность организацииочень разнообразна, поэтому организация не может быть сосредоточена наединственной цели, а должна определить несколько наиболее значительныхориентиров действий. Выделяют восемь ключевых пространств, в рамках которыхорганизация определяет свои цели.
1. Положение на рынке. Здесь фирма определяетпозицию по отношению к конкурентам, выражает свой успех в показателяхконкурентоспособности.
2. Инновации. Определение новых способов ведениябизнеса:
·
·
·
·
3. Производительность. Фирма определяет цели науровне взаимосвязи результатов хозяйствования с ресурсами, необходимыми длядостижения этих результатов. В выигрыше оказывается та фирма, которая дляпроизводства данного количества продуктов затрачивает меньше экономическихресурсов.
4. Ресурсы. Фирма проводит оценку всех видовимеющихся у нее экономических ресурсов, оборудования, наличности. Сравниваетсяналичие ресурсов с необходимымколичеством и определяется будущая потребность в них.
5. Доходность. Формируется способность организациизарабатывать доходы сверх затрат, необходимых для генерирования доходов. Цели, связанныес доходностью, обычно указывают ее необходимый количественный уровень.
6. Управленческие аспекты. Выражены в качествеменеджмента, шкале персональных достижений менеджеров, работающих ворганизации.
7. Персонал: выполнение трудовых функций иотношение к работе. Бизнес должен признать свою ответственность передработниками, добиться того, чтобы цели эффективно отражали способы мотивациилюдей занятых в организации. Это может быть и более высокая зарплата, лучшиеусловия труда, возможности роста профессионального развития работников и т.д.
Социальнаяответственность, понимаемая как обязанность бизнеса способствоватьблагосостоянию общества. Бизнес должен благотворно воздействовать наобщественную жизнь не только узко, в смысле увеличения возможностей для материальногороста, но и широко, соответствуя общепринятым общественным ценностям, формируяблагоприятную экологическую среду, принимая участие в решении острых социальныхпроблем. (Журнал «Менеджмент в России и зарубежом» №4, 2001г.)2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации
Анализ среды организации – это процесс определениякритически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказатьвлияние на способность фирмы в достижении своих целей.
Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности:
· с точки зрения стратегического планирования улучшаетучет наиболее важных факторов, влияющих на организацию и ее будущее;
· с точки зрения политики фирмы помогает ей создать осебе наиболее благоприятное впечатление;
· с точки зрения текущей деятельности обеспечиваетинформацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций.
Процесс анализа организационной среды начинается сопределения основных элементов внутреннего и внешнего пространства фирмы. Послетого, как эти элементы определены, фирма должна выделить те из них, которыеявляются для нее наиболее важными: их называют «критическими точками».
Среду любой организации можно определить каксовокупность трех сфер – внутренней среды, рабочей среды, общей среды.
Внутренняясреда (микросреда) организации включает в себя следующие основные элементы:производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационнаяструктура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и с