/>МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Курсовая работа на тему:
«Процессный подход к управлению, моделирование бизнес-процессов.
Разработка ПО.»
Выполнил: студент группы 03-431
Эксузян Э.С.
Проверил: доц. Кобко Л.И.
Москва, 2009г.
Содержание
Введение. 3
1.Теоретический раздел. 5
1.1. Характеристика процессного управления. 5
1.1.1. Определение процессного подхода. 5
1.1.2. Классификация бизнес-процессов. 9
1.2. Реализация процессного подхода. 10
1.3. Реинжиниринг бизнес-процессов в организации. 15
1.3.1. Определение реинжиниринга. 15
1.3.2. Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. 17
1.3.3. Описание бизнес-процессов. 19
1.4 Связь бизнес-реинжиниринга и информационных технологий. 23
1.4.1. Информационные технологии как основа реинжиниринга. 23
1.4.2. Новое системное проектирование процессов. 27
2. Аналитический раздел. 29
2.1 Краткий анализ и описание объекта управления. 29
2.1.1. Основные характеристики объекта управления. 29
2.1.2 Функциональная структура компании. 30
2.2. Структура и характеристика видов обеспечения. 32
3. Проектный раздел. 33
3.1 Постановка задачи. 33
3.1.1 Архитектура задачи. 33
3.1.2 Описание метода решения задачи. 33
3.3 Описание бизнес-процесса. 34
3.4 Программное обеспечение задачи. 35
4. Заключение. 36
Список литературы… 37
Введение
Сложная и динамичная внешняя среда требует от предприятий постоянного совершенствования своих систем управления и информационных систем их поддержки. При этом возможны различные варианты организации менеджмента. В последнее время для создания эффективной системы управления предприятием достаточно широко используется процессный подход, на многих предприятиях во всем мире осуществляется переход от функциональной организации производства к процессной. На российских предприятиях продолжает доминировать структурный подход к организации.
Структурный подход основан на использовании, как правило, иерархической организационной структуры. При этом управление деятельностью осуществляется по структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т.п.), а взаимодействие структурных элементов — через соответствующих должностных лиц. Недостатками структурного подхода к организации и управлению деятельностью предприятия являются:
• разбиение технологий выполнения работы на отдельные, как правило, не связанные между собой фрагменты, которые выполняются различными структурными элементами организационной структуры;
• отсутствие конкретного лица, ответственного за конечный результат и контроль над технологией;
• отсутствие цельного описания технологий выполнения работы;
• отсутствие ориентации на внешнего клиента, а также внутренних потребителей промежуточных результатов деятельности;
• высокие накладные расходы, как правило, непонятного происхождения;
• низкая эффективность информационной поддержки управления, обусловленная автоматизацией деятельности отдельных структурных элементов.
Процессный подход ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, конечными целями которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей. Процессный подход подводит к необходимости реорганизации деятельности — перехода на ресурсосберегающую организационную структуру. Основными чертами такой реорганизации являются:
• сокращение количества уровней принятия решения;
• сочетание целевого управления с групповой организацией труда;
• широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;
• повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы предприятия в целом;
• автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов.
1.Теоретический раздел
1.1. Характеристика процессного управления
1.1.1. Определение процессного подхода
Под процессным подходом к организации и управлению деятельностью предприятия (рис. 1.1) понимается ориентация:
• деятельности предприятия на бизнес-процессы;
• системы управления предприятия на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами предприятия;
• системы качества предприятия на обеспечение качества технологии выполнения бизнес-процессов.
Организационнаякультура
Процессная
система
качества
Процессная система качества
Процессная система управления
бизнес-процесы
/>
Рисунок 1.1 Основные элементы процессного подхода
В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуг. М.Хаммер и ДжЛампи определяют бизнес-процесс «как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».
Можно определить бизнес-процесс как последовательность действий по преобразованию информации и принятию решений для производства и реализации продукции (услуг). Основной бизнес-процесс непосредственно относится к производству продукции, вспомогательный бизнес-процесс обслуживает основной бизнес-процесс или снижает затраты ресурсов для его реали/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>зации. Бизнес-процесс в отличие от производственного процесса включает в себя движение информации и издержки на ее преобразование и передачу. Ниже приводятся его основные характеристики.
Каждый бизнес-процесс имеет свои границы (рис. 1.2) и определенные роли. На рис. 1.2 представлены следующие типы клиентов бизнес-процесса:
• первичные клиенты (получают первичный выход);
• вторичные клиенты (находятся вне процесса и получают вторичные выходы);
• косвенные клиенты (следующие в цепочке после первичного клиента);
• внешние клиенты (вне предприятия);
• внешние косвенные клиенты (потребители).
/>
Рис. 1.21 Границы бизнес-процессов
В процессе деятельности бизнес-системы за счет выполнения бизнес-процессов осуществляется достижение определенной совокупности целей. В свою очередь бизнес-процессы реализуют бизнес-функции предприятия. Под бизнес-функцией понимают вид деятельности предприятия. Множество бизнес-функций представляют собой иерархическую декомпозицию функциональной деятельности предприятия — дерево функций. На рис. 1.3 представлен пример дерева функций.
Бизнес-функции связаны с показателями деятельности предприятия, из которых также можно построить дерево показателей.
/>
Рис. 1.3. Дерево функций
Эти показатели затем образуют систему показателей оценки эффективности выполнения бизнес-процессов. Как правило, владельцы бизнес-процессов контролируют подведомственные им бизнес-процессы с помощью данной системы показателей. Наиболее общими показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются:
• количество потребителей продукции;
• стоимость издержек производства продукции;
• длительность выполнения типовых операций;
• капиталовложения в производство продукции;
• количество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за определенный интервал времени;
• количество производимой продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени.
В соответствии с этим бизнес-процесс представляется как некий объект и характеризуется понятиями, показанными на рис. 1.4.
/>
Рис. 1.4. Структура бизнес-процесса
Основная цель бизнес-процесса — преобразование входа, т.е. входящих в процесс ресурсов, необходимых для реализации процесса, в выход, т.е. результат, или продукцию процесса. Основной составляющей бизнес-процесса является функция преобразования. Она представляет собой совокупность подпроцессов, работ и операций, осуществляемых над входами для получения выходов. Процесс осуществляется с помощью определенного механизма (способа, технологии). Процесс происходит не сам по себе, он управляется (т.е. организуется, планируется, контролируется) и производится конкретным исполнителем (группой). В процессе задействован ряд участников (отдельных специалистов или групп). На входе участником процесса является также поставщик процесса — тот работник, который предоставляет входящие ресурсы.
Бизнес-процесс производится для кого-то (для чего-то) — тот,
кто потребляет результат процесса, является клиентом процесса.
В принципе целью процесса является удовлетворение требований его клиентов. Процессы могут быть внешними или внутренними. Внешним называется процесс, имеющий вход и/или выход вне фирмы. Внутренним называется процесс, находящийся целиком в рамках одной организации.
Анализ процессов управления начинается с выявления процессов; в свою очередь, выявление процессов начинается с определения их границ. Границами процесса являются его входы и выходы. При этом первичные входы образуют начальную границу процесса, вторичные входы — верхнюю границу, первичные выходы — конечную границу и вторичные выходы — нижнюю границу процесса.
Управление бизнес-процессами в производстве исторически стало первой областью успешного применения набора методов, которые в совокупности получили впоследствии название «процессный подход».
Различают качественные и количественные параметры бизнес-процесса. Качественными параметрами процесса принято считать результативность, эффективность и адаптируемость. Результативность описывает соотношение полученного результата и того, чего хотят или ожидают заказчики. Эффективность показывает, как хорошо выполняются процессы. Адаптируемость свидетельствует о том, насколько хорошо процесс способен реагировать на изменения в окружающей среде.
К количественным параметрам бизнесс-процесса относятся производительность, длительность (или продолжительность), стоимость, количество входов и выходов. Производительность — это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Длительность — это время, которое необходимо для выполнения процесса, или, другими словами, промежуток времени между началом процесса и его завершением. Стоимость процесса — это совокупность всех затрат в денежном исчислении, которые необходимо произвести для однократного выполнения процесса.
1.1.2. Классификация бизнес-процессов
Одним из первых этапов построения процессной организаций и управления деятельностью предприятия является выделение и классификация бизнес-процессов. Для выделения бизнес-процессов целесообразно сформировать команду, в состав которой необходимо включить:
• собственников предприятия;
• топ-менеджеров;
• специалистов, знающих проблемы и технологии предприятия;
• претендентов в процессную команду;
• внешних консультантов.
Наличие внешних консультантов позволит использовать накопленный опыт и методики выделения и классификации бизнес-процессов.
Как правило, основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базовые категории:
• основные бизнес-процессы;
• обеспечивающие бизнес-процессы;