Министерствообразования и науки Республики Казахстан
Карагандинский государственный университет
имениЕ.А. Букетова
кафедра«Менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория и практикаменеджмента» на тему:
«Особенности формирования и развития менеджмента в США»
Выполнил: ст.гр. МН-32
ПодкопаевАлександр
Проверил: преп. Сланов Е.К.
Караганды 2006
Содержание
TOC o «1-3» h z u Введение. 3
Глава 1. Этапыразвития менеджмента.5
1.1.Эволюция управленческой мысли.5
1.2. Этапы развития менеджмента в мире.8
Глава 2.Возникновение, формирование и содержание различных школуправления. 12
2.1. Школа научногоуправления Ф.У.Тейлора. 12
2.2. Школауправления Генри Форда. 14
2.3. Школа науки управления(количественная школа)....................15
Глава 3.Разнообразие моделей менеджмента. 19
3.1.Особенности американской модели. 19
3.2. Сравнение Американской и Японской модели...........................20
Заключение. 25
Списоклитературы… 27
Введение
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучениеуроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся наранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как илюбая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлогопозволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
Знание и осмысление прошлогоспособствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлениюи формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, чтонежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенныепрактикой и временем.
Как показывает предшествующий опытразвития многих стран мира, обращение к истории часто происходило вкритические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выходаиз сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформированиясистемы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученыхустремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путейвыхода из создавшегося положения.
Аналогичный всплеск интереса кпрошлому, связанный с реформированием системы управления в СССР в 1979 г., произошел в СССР в80-е гг., когда также появился целый ряд работ по изучению эволюции зарубежногоопыта управления. Перестройка системы управления, начатая в СССР М.С.Горбачевым, также сопровождалась возрастанием интереса к изучению развитияуправленческой мысли.
Одно из узких мест осуществления перестройкиэкономики в нашей стране- проблемауправленческих кадров. По некоторымоценкам, «критическая масса» руководителей, специалистов по экономике и управлению, способных преобразовать облик наших предприятий и организаций сообразно новым требованиям, должнасоставить не менее20% отих общего числа в народном хозяйствеРФ. А это не менее3.0 млн. человек.
Сформировать такой корпус управленцев нового типа - задачаисключительно сложная. Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое, конечно, зависит и от целенаправленной деятельности по подготовке и переподготовке кадров, по изучению и распространению передового опыта управления, по применению достижений управленческой науки на практике.
Один из очевидных путей приспособления к рынкусостоит в освоении опыта стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет.
Цель работы рассмотреть ипроанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью намиставятся следующие задачи:
1. Выявить основные стадии развитиянауки управления и проследить попытки классификации подходов и школменеджмента.
2. Рассмотреть возникновение,формирование и содержание различных школ управления.
3. Изучить разнообразие моделейменеджмента.
ГЛАВА I. Этапыразвития менеджмента 1.1. Эволюцияуправленческой мысли
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха безуправления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, вкотором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, уних появилась необходимость управления.
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всехсферах осуществлялось одним человеком – вождем этой группы. В дальнейшем, помере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появиласьнеобходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на этопотребовались века.
Египетские пирамиды, построенные в 3000 – 2000 гг. до н. э., являютсяярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческогоискусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего,координированных организованных усилий.
Древние греки уделяли особое вниманиевопросам организации и управления производственными процессами, заботились очеткой специализации рабочих.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческойдеятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставитьнужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед нимзадач.
Линейная структура управления государством получила выражение в системеуправления Римской империей, основной проблемой которой был сбор налогов со всех ее провинций,значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить былокрайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могуществоРимской империи.
В практике управления существуютпримеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих ив настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К ихчислу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую иерархиюправления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией,начавшейся в середине XVIII в.
С промышленной революцией связановыделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. Напроизводстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.
На этом этапе развития управлениятолько наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками кпринципу организации труда на научной основе.
Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований ипрактики управления. Большой вклад в формирование науки управления внеслианглийские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.
Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утопистаРоберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранеедругих он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, кнеобходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет.
На формирование теории управления в социалистическом обществе большоевлияние оказали труды К.Маркса и Ф.Энгельса. Не занимаясь исследованиямиприроды и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой наукис помощью созданных ими методов исследования. К.Маркс выводит необходимостьразделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состояниисамостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости,так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал,всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот трудпо надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения трудаявилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особойфункции любого совместного труда.
В этот же период времени Ф.Энгельс указал на то, что следует различатьуправление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будутотталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
Однако до эпохи империализма функцияуправления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных кнему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается вэпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией,изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, каклучше использовать ресурсы.
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента какуправления особого рода являются:
· индустриальныйспособ организации производства;
· развитиерыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение ицена.
Для систематизации этаповразвития науки управления первоначально использовался исторический подход сприменением хронологического принципа.
Американские ученые Г.Кунц и С.O'Доннел разработали более подробнуюклассификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов.
На протяжении всей истории развитияменеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попыткиразработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные имиклассификации носят, в известной мере, условный характер. Это объясняется тем,что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций,трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основуклассификации. 1.2. Этапы развитияменеджмента в мире
Наша задача состоит в том, чтобыпоказать этапы развития менеджмента в двадцатом столетии в целом, как в мировомсообществе, так и в Казахстане.
С некоторой условностью автор данной работывыделил 8 этапов в развитии менеджмента.
Первыйэтапразвития менеджмента начался в начале двадцатого столетия исвязан с учением Ф.Тейлора и публикацией его книги «Принципы научногоуправления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципыпостроения системы управления. Используя систему управления, разработаннуюФ.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали еепрактическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системныйанализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта системаТейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сутирыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Именно под воздействием учения Тейлорачуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второйэтапразвития менеджмента основан на учении Ф.Тейлора, но связанс принципиально новыми подходами в развитии учения о менеджменте. Появится иапробируется на практике так называемая классическая (административная) школауправления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун.В частности, А.Файоль впервые предложил новую теорию менеджмента, раскрывающуюего функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Натретьем этаперазвития менеджмента названном«неоклассическим», нарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений»,развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо.На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертыйэтапразвития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. Вэти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена наразвитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической исоциологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системеуправления.
Пятый этапразвития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходитстановление современных количественных методов обоснования управленческихрешений под воздействием широкого использования в практикеэкономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этотпроцесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервыеобосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненнымсущественно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории«X» — утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» — принципраспределения объективности. (Годы развития этой концепции 1950–1960 г.)
Шестой этап развития менеджментаможно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. К этому периоду относятся теории:«стратегического менеджмента» И.Ансоффа, «теория властных структур междуорганизациями» Г.Саланчика, «конкретной стратегии, конкурентоспособности,потребительских качеств продукции и ресурсов» Портера и т.д.
Седьмойэтапотносится к 80-м гг., которые ознаменовались появлениемновых подвидов в управлении, неожиданным для многих открытием «организационнойструктуры» как мощного механизма управления, особенно успешно использованногоЯпонией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческимиметодами.
Восьмойэтапразвития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапепросматриваются три основные тенденции:
· возвратк прошлому — осознание значения материальной, технической базы современногопроизводства;
· созданиесоциальных поведенческих элементов – т.е. усиление внимания не только корганизационной культуре, но и к различным формам демократизации управления,участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций вдругих сферах деятельности;
· усилениемеждународного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике,участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.
Помнению М. Мескона и других, за всю историю эволюции систем управлениячеловечество выработало всего три принципиально различных инструментауправления (воздействия на людей).
Иерархия–это организация, где основное средство воздействия отношения власть –подчинение, это давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля надраспределением материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые ипризнаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы,установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себятак, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправныхотношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, наотношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Накаждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школыуправления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы ипринципы их формирования.
Ниже представлен вклад этих школ вразвитие науки управления
I. Школа научного управления.
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их обучение.
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
II. Классическая школа управления.
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления.
3. Систематизированный подход к управлению всей организации.
III. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.
1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
IV. Школа науки управления.
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
В число основных направлений развитиянаучных школ управления можно отнести такие подходы:
· научногонаправления;
· административный; ГЛАВА II. Возникновение,формирование и содержание различных школ управления 2.1. Школанаучного управления Ф.У. Тейлора
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет иГенри Гантта.
Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения,замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда,добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научногоуправления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.
Важной заслугой школы научного управления было положение о том, чтоуправлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальныйэксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческогопроцесса и их обобщение.
Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятиюамериканским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать основоположникомнаучного управления производством.
Термин «научное управление» впервыебыл предложен в 1910 г.Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признаниеприменительно к его концепции.
Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физическоготруда и его организации на составные части (труд исполнительский и трудраспорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора былосоздание системы научной организации труда, базирующейся на основеэкспериментальных данных и анализе процессов физического труда и егоорганизации.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализациитруда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованиюпроизводственных фондов предприятия.
Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства быливозложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому всистеме Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению –это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлорсчитал сближение интересов всего персонала предприятия.
Философскую основу системы Тейлорасоставила концепция так называемого экономического человека, получившая в тотпериод широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение отом, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлорсчитал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добитьсямаксимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлоразаключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих именеджеров.
Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первуюочередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внесзначительный вклад в разработку теории лидерства.
Френк Гилбрет и его супруга ЛилианГилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованиемвозможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительноститруда.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г.Эмерсон. Эмерсонисследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производствунезависимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора вобласти организации производства. В системе Тейлора центральное место занималручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг вразвитии системы Тейлора. 2.2. Школа управлении Генри Форда
Большинство американцевсчитают, что Генри Форд изобрел автомобиль. Все уверены, что Генри Форд изобрелконвейер, хотя за 6 лет до Форда некий Рэнсом Олдс в производстве использовалдвижущиеся тележки, а ленточные транспортеры уже применялись и на зерновыхэлеваторах, и на мясокомбинатах в Чикаго. Заслуга Форда в том, что он создалпоточное производство. Он придумал автомобильный бизнес. Когда предприятиястали экономически организованны, появилась востребованность в менеджере. XXвек стал веком управления. Но чтобы к этому прийти, в начале века должны былипоявиться создатели. Таким создателем и был Генри Форд. И за это он признанжурналом Fortune лучшим бизнесменом XX века.
Генри Форд построил самое большоеиндустриальное производство начала XX столетия и заработал на нем $1 млрд. ($36миллиардов в сегодняшних долларах), его принципы оказали огромное влияние наобщественную жизнь США. Он продал 15 с половиной миллионов автомобилей«Форд-Т», конвейер стал делом привычным и необходимым. Форд сталплатить рабочим в два раза больше и этим создал класс «синихворотничков». Его рабочие копили деньги, чтобы купить «свой»автомобиль — «Форд-Т». Форд не создавал спрос на автомобили, онсоздал условия для спроса. В борьбе с принципами Форда родился американский менеджмент.Основоположники теории менеджмента формулировали свои принципы в заочном спорес Фордом, а один из первых американских менеджеров-практиков — Альфред Слоун изGeneral Motors — разбил Генри Форда и в очной схватке.
Невероятный успех Форда-предпринимателязакончился в 1927 году крахом Форда-менеджера. К этому времени Форд уже не могизмениться. Он настолько уверовал в свой успех и свою правоту, что не заметилсмены времени, когда процесс организации успешного производства перешел встадию управления. Форд как-то сказал: «Гимнастика — полная чушь. Здоровымона не нужна, а больным противопоказана.». Таким же было его отношение кменеджменту. Важен только продукт. Если он хороший — он сам принесет прибыль,если же плохой, то никакие финансовые вливания, никакое расчудесное руководствоне сделают его успешным. Искусство управления Форд презирал. В кабинете онпроводил времени меньше, чем в цехе. Финансовые бумажки раздражали его. Онненавидел банкиров и признавал только наличные деньги. Финансистов он называлспекулянтами, ворами, вредителями и даже грабителями, акционеров — тунеядцами.
«Сколько людей уверено, что важнеевсего устройство фабрики, сбыт, финансовые средства, деловое руководство, — удивлялся Форд. — Важнее всего самый продукт, и всякое форсирование продукциидо того, как продукт усовершенствован, означает трату сил». Массовоепроизводство Форд запустил, когда добился универсального, то есть идеального, сего точки зрения, продукта. Дальше налаженный производственный цикл создаетавтомобиль, менеджеры учитывают лишь общую выработку, сам Форд следит, чтобыотделы работали согласованно, и прибыль течет сама собой. В своей компании Фордединолично принимал все важные решения. Рыночная стратегия заключалась виспользовании «цен проникновения». Ежегодное увеличение объемапроизводства, постоянное уменьшение издержек, регулярное снижение цен наавтомобиль создавали стабильный спрос и рост прибыли. Прибыль возвращалась впроизводство. Акционерам Форд не платил ничего. Став успешнымпредпринимателем-индивидуалистом, Форд считал коммерческий успех лучшимподтверждением своей теории. Он не уставал повторять: «Только работа всостоянии созидать ценности».
2.3. Школа науки управления(количественная школа)
Становление школы науки управлениясвязано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных сними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являютсяР.Акофф, Л.Берталанфи, С.Бир, А.Гольдбергер, Д.Фосрестер, Р.Люс, Л.Клейн,Н.Джорджеску-Реган. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. иуспешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различаютдва главных направления:
Рассмотрение производства как«социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационногоподходов.
Исследование проблем управления наоснове системного анализа и использования кибернетического подхода, включаяприменение математических методов и ЭВМ.
Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющихсистему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
Процессный подход основывается на положении о том, что все функцииуправления зависят друг от друга.
Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процесснымподходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается вопределении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный наборобстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенноевремя.
Заслуга школы науки управлениязаключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешниепеременные (факторы), влияющие на организацию.
Второе направление школы науки управления связано с развитием точныхнаук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называютэто направление новой школой.
Начало применения математических методов в экономических исследованиях вXIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801–1877).
Возможность использования математики для решения экономических проблемвызвала большой интерес в России.
Ряд крупных специалистов, таких какВ.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку иразвитие экономико-математических методов (ЭММ).
Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами потеории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовалстатью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказалабольшое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статьяполучила мировое признание.
Первая в стране Лабораторияэкономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C.Немчиновым.
В 1930 г. в г. Кливленде (США)была образована ассоциация «Международное общество для развития экономическойтеории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известныебуржуазные экономисты И.Шумпетер, И.Фишер, Р.Фриш, М.Калецкий, Я.Тинберген идр. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этойассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
Отличительной особенностью науки управления является использованиемоделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимопринимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.
Модель — это форма представления реальности. Обычно модель упрощаетреальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают пониманиесложностей реальности. Дорожная карта, например, облегчает возможность увидетьпространственные соотношения на местности. Без такой модели было бы гораздосложнее добраться до места назначения. Пришлось бы полагаться на метод проб иошибок. Точно так же модели, разработанные в исследованиях операций, упрощаютсложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, доуправляемого количества.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапав развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых впредшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода куправлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление – это нетолько наука, но и искусство.
ГЛАВА III. Разнообразие моделей менеджмента