МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»Филиал ОРАГСв г. Тула
Реферат
по учебнойдисциплине «Инновационный менеджмент»
на тему: «Организацияинновационного менеджмента»
Выполнил Проверил:
студентка IIIкурса
заочного отделения
факультета экономики и
менеджмента
группа МСЗ № 18 Работа принята вУМО________
Мартынова С.С. Методист
Тула 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Содержание инновационного менеджмента
2.
3.
4.
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В мировой экономической литературе«инновация» интерпретируется как превращение потенциальногонаучно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах итехнологиях.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется какконечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виденового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового илиусовершенствованного технологического процесса, используемого в практическойдеятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может бытьрассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случаеинновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирмважное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранениязависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. Всовременных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
Инновационныйменеджмент — одно из направлений стратегического управления, осуществляемого навысшем уровне руководства компании. Его целью является определение основныхнаправлений научно-технической и производственной деятельности фирмы вследующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационнаядеятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции;дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшейпродукции.
1. СОДЕРЖАНИЕИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
.1. ОСНОВНЫЕПОНЯТИЯ
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научнойобщественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее времяРоссия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управленияэкономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностьюбуквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования отгосударственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченнойответственностью в сфере малого бизнеса.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходнойэкономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственныхпонятий: «инновационная деятельность», «инновационныйпроцесс», «инновационное решение» и т. п. В литературенасчитывается множество определений. Например, по признаку содержания иливнутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные,управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций(глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всехстадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовалисьпонятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки итехники в производство и тому подобное, что характерно для централизованноуправляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческиеорганизации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни окаком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличиемобъясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационногоменеджмента.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество,новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новыйметод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. Смомента принятия к распространению новшество приобретает новое качество истановится инновацией.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогдаполучают общественное признание, когда будут приняты к распространению, и уже вновом качестве они выступают как нововведения, т.е. инновации.
1.2. ИННОВАЦИОННЫЙПРОЦЕСС
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затратресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс переводановшества в нововведение также требует затрат различных ресурсов, основными изкоторых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономическихотношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос,предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступаютновшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств,инвестиции рынок капитала, нововведения рынок чистой конкуренции нововведений.Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использованиеновшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг,организационно-технических и социально-экономических решений производственного,финансового, коммерческого, административного или иного характера. Периодвремени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до егоиспользования принято называть жизненным циклом инновации. С учетомпоследовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматриваетсякак инновационный процесс.
Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки,но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением ираспространением инноваций. Создатели инновации руководствуются такимикритериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Ихстратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество,которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-техническиеразработки и нововведения выступают как промежуточный результатнаучно-производственного цикла и по мере практического применения превращаютсяв научно-технические инновации — конечный результат. Научно-техническиеразработки и изобретения являются приложением нового знания с целью егопрактического применения, а научно-технические инновации — это материализацияновых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок впроцессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворенияопределенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являютсянаучно-техническая новизна и производственная применимость.
Следовательно, научно-технические инновациидолжны:
-
-
-
Распространение нововведений, как и их создание, является составнойчастью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса: простойвнутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный. Простойвнутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание ииспользование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этомслучае не принимает непосредственно товарной формы. При простоммежорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предметкупли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателяи производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационныйпроцесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушениимонополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренциюсовершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условияхтоварного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующихсубъекта: производитель и потребитель нововведения. Если новшество —технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться водном хозяйствующем субъекте.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:
1) создание новшества и его распространение;
2) диффузия нововведения.
Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторскихработ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческогопроизводства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, атолько создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезныйэффект перераспределяется между производителями нововведения, а также междупроизводителями и потребителями.
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯИННОВАЦИЙ
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимотщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличатьинновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологическихпроцессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.);незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющихнеизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметноговлияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в негоматериалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоенияпроизводства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных нарынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходовпредприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, атакже с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:
-
-
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
-
-
-
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
-
-
-
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
-
-
-
В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ)разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельностипредприятия. По этому признаку выделяются инновации:
-
-
-
-
-
-
2.РЫНОК ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ
Научно-техническая продукция — это логичный результат интеллектуальной(научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности.Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает средствомуглубления, расширения и получения новых знаний, а ее использованиеобеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительскойстоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынокнаучно-технической продукции представляет собой форму экономических отношениймежду владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения,пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обменплатежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную внаучно-технической продукции.
Субъектыинновационного рынка — это государство, предприятия, организации, учреждения,университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).
Объекты инновационного рынка — это результаты интеллектуальной деятельности,представленные:
в овеществленнойформе (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологическихлиний и т.д.);
внеовеществленной форме (данные научно-исследовательских,проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, обобщающего описанияспособа, конструкторской и технической документации);
в виде знаний,опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления,инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением иобслуживанием инновационной деятельности.
Общепринятым вмировой практике является обобщение всего спектра экономических отношений поповоду купли-продажи результатов научной, инновационной деятельности и оказанияуслуг в этой сфере в понятии “технологический обмен” или “передача (трансфер)технологий”. В основе такого подхода лежит современное понимание сущноститехнологии, которая включает в себя как технические средства, систему соответствующих навыков и знаний, таки финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы,производственную культуру, систему адекватного управления, социальную иприродную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так жесистему социально-экономических последствий (прежде всего, экологических).
Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:
он традиционноявляется новым для выходящей на рынок организации (в силу новизныразработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);
он являетсянеэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;
онхарактеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.
Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научногосообщества, промышленности или от общества в широком его понимании.
Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, посколькухарактерной особенностью для нее является высокая степень рыночной итехнологической неопределенности.
Рыночнаянеопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера истепени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкойпродукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции труднопредусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.
Рыночнаянеопределенность обусловлена следующими условиями:
потребитель ещене знает, в какой мере новая продукция может удовлетворить его потребность (илив какой степени новые продукты лучше уже существующих);
поведение потребителя подвержено влиянию многих факторов и не может бытьпредсказуемо даже в случае покупки новой продукции;
в случае признания потребителем достоинств новой продукции возникаетпроблема ее совместимости с другой продукцией, уже используемой потребителем;
трудно предсказать скорость, масштабы распространения новшества и насыщенияим спроса, определить емкость потенциального рынка и намерения конкурентов.
Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у производителяуверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить осознанные запросыпотенциальных потребителей.
Технологическая неопределенность обусловлена следующими, труднопрогнозируемымиусловиями, влияющими на положение и поведение производителя:
нестабильностью и неразвитостью каналов реализации продукции и угрозойсрыва установленных и согласованных сроков ее поставок;
отсутствием возможностей послепродажного и гарантийного обслуживания;
проявлением непредвиденных побочных эффектов, несущих в себе рискконфликтов с законодательством и общественностью в случае использования новойтехнологии;
сложностью определения своевременности выхода новой продукции на рынок,на котором еще достаточно товаров, к которым привык потребитель.
3. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГОМЕНЕДЖМЕНТА В КОМПЛЕКСЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
3.1.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Одной из целей инновационного проекта является доказательство потенциальным партнерам того, что фирмабудет в состоянии реально производитьнеобходимое количество товаров с более высоким качеством.
Основными задачами инновационного проекта на уровне организации являются:
определение основных целей проекта, вида инновации (реконструкция, внедрение новых технологий и т.д.) идоказательство соответствия проекта общим целям фирмы;
изложение конкретных результатов реализации проекта (увеличение объема продаж на Xмлн. рублей; получение чистойприбыли на Xмлн. рублей; увеличениедоли фирмы на существующем рынке от Xдо Z% и т.д.);
выбор инновационной стратегии фирмы по достижениюпоставленных целей реализации проекта;
определение конкретных мероприятий для реализации в рамках принятой инновационной стратегии;
определение возможных форм участия инвесторов в осуществлении инновационного проекта;
определение новых видов товаров иуслуг, которые будут предлагаться фирмой в результате разработки и реализации проекта;
определение источников финансирования;
расчет уровня прибыльности;
определение примерного срокаокупаемости;
расчет примерного жизненного циклаинновационного проекта;
определение перспективы дальнейшего развития фирмы на основе данногопроекта.
Инновационныйпроект ориентирован на разработку определенного рынка, а также на конкретного потребителя. Главным действием для преуспевания фирмы на рынке являются постоянныеразработки нововведений, которыесвязаны как с сокращением жизненного цикла товаров и изменения спроса потребителей, так и с обострениемконкуренции, в частности, разработкойновых видов изделий и услуг, а также других действий конкурирующих фирм.
При разработке инновационных проектов нужно учитывать, что современные инновационные проекты,как правило, требуют значительных инвестиций, которые не всегда имеются. Поэтому вопрос об инвестициях является наиболее трудно решаемойпроблемой, так как требуется доказать необходимость, выгодность и эффективностьданного проекта. Главным в этом случае является выбор источника финансирования, его объем, уровень платыпо времени и т.д. В этом случае требуетсядоказать своему инвестору суть своего проекта, продемонстрировать преимуществапартнерства и, самое главное, доходы,которые они получат, как минимальные, так и максимальные. Все эти показателиследует соответствующим образом оформлять, чтобы убедить инвесторов вложить свой капитал.
Инновационный проект должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальныеинвесторы смогли получить полное представление о предполагаемой программе ипонять ее цели. Состав и степень детализации инновационного проекта зависят от размеров будущей программыи сферы, к которой онаотносится. Например, если предполагается наладить производство какой-либо продукции иливнедрение технологических инноваций,то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого конечного продуктаинновационной программы и сложностьюрынка этого продукта. Состав инновационного проекта также
зависит отразмера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспективиспользования результатов программы.3.2. ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОрганизационные формы и функции специалистов
Инновационный процесс охватываетмногих участников и многие заинтересованные организации. Он можетосуществляться на государственном (федеральном) и межгосударственном уровнях, врегиональных и отраслевых сферах, местных (муниципальных) формированиях. Всеучастники имеют свои цели и учреждают свои оргструктуры для их достижения.
У крупных и мелких организацийразная инновационная активность, что соответствует их миссиям, целям истратегиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационныхфирм, готовя их руководителей с помощью специальных «инкубаторных программ».Такие организации имеют форму «фирм-инкубаторов».
Распространение новых сложныхпромышленных продуктов и технологий иногда происходит в организационной форме «франчайзинга» или «лизинга».
Реализация региональныхнаучно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующихобъединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций:различного рода научно-промышленных центров.
В силу рискованности инновационныхпроектов возникают адекватные организационные формы инвесторов в виде«венчурных фондов» и инновационные формы создателей новаций — рисковыеинновационные фирмы.
Федеральные программы особойважности, привлекающие большие ресурсы и рассчитанные на длительный срок,влекут за собой создание научных и технологических парков, технополисов.
Развитие международныхнаучно-технических и торговых отношений связано с глобализацией рынка многихпродуктов, интернациональным разделением труда и созданием различных альянсов исовместных предприятий.
Руководители компаний исходят изтого, что для достижения коммерческого успеха необходима достаточно высокая«плотность» потока новаторских идей — изобретений, предложений по улучшениюкачества, дизайна, снижению себестоимости. Повышение роли таких параметровконкуренции, как новизна, цена, качество, надежность, индивидуализация товара,ставит перед большинством сотрудников, а, в конечном счете, перед всемперсоналом фирмы задачу постоянного и всеобщего «мозгового штурма».
Замыкающим звеном в проведенииинновационной политики, управления «человеческими ресурсами» выступаетинтеграция усилий персонала в корпорации вовлечение широкого круга работников врешение вопросов повышения эффективности и качества работы. Формируется инновационнаяорганизационная культура, которая служит своего рода «зонтиком» перестройкитрадиционного управления.
Уже первый взгляд на механизмуправления «человеческими ресурсами», например, в компании ЗМ подтверждает егоинновационную специфику этого механизма. В компании разработаны принципывыявления факторов как блокирующих нововведения, так и поддерживающих иусиливающих новаторскую деятельность.
Блокирующие факторы
· недоверие менеджеров к выдвигаемым снизуновым идеям;
· необходимость множества согласованийновых идей;
· вмешательство других отделов в оценкуноваторских предложений;
· незамедлительная критика и угрозыувольнения в связи с допущением ошибок;
· контроль за каждым шагом новатора;
· кулуарное принятие решений поноваторскому предложению;
· передача нижестоящим руководителямуказаний, сопровождаемых угрозами;
· возникновение у вышестоящихруководителей «синдрома всезнающих экспертов».
Факторы,поддерживающие новаторство
· предоставление необходимой свободы приразработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами иоборудованием, поддержка со стороны высшего руководства;
· ведение дискуссий и обмен идеями «беззлобы и страха»;
· поддержание эффективных связей сколлегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями;
· углубление взаимопонимания работников.
Факторы,усиливающие новаторство
· поддержка стремления работниковпостоянно учиться и повышать квалификацию:
· сочетание в системе образованияспециальных знаний и многодисциплинарной подготовки;
· возможность высказывать собственноемнение о проводимых изменениях;
· поощрение совмещения профессий;
· преодоление барьеров и размывание границмежду разными видами работ и функциональными обязанностями;
· предоставление содержательной деловойинформации, даже если она негативная;
· проведение регулярных совещаний рабочихгрупп;
· логичная аргументация необходимостиизменений и реорганизаций, постоянная поддержка атмосферы доверия ивосприимчивости к переменам.
Корпоративное руководство признаетнеобходимость дифференцированного подхода к новаторам. Теоретически в основутакого подхода положена типизация ролевых функций участников инновационногопроцесса. В результате выделяются типы работников (или определяется потребностьв них), которые:
· инициируют новые идеи, как на стадииНИОКР, так и при создании и реализации новшеств;
· обеспечивают постоянные коммуникации,аккумулируют различные виды научно-технической и рыночной информации ираспространяют ее в организации;
· формируют условия для продвижения новыхидей, ориентируют участников создания новшеств на конечный результат, выступаютлидерами нововведений и обновления организации.
В инновационной деятельностизадействованы предприниматели и руководители, специалисты разных отраслейзнаний, исполнители разных функций. Специфическая практика выработала ряд стольже специфических типов и ролей новаторов, руководителей и исполнителей.
Выделяются такие типичные носителиролевых функций в процессе нововведений как «антрепренеры» и «интрапренеры»,«генераторы идей», «информационные привратники» и т. д.
«Антрепренер»— ключевая фигура инновационного управления. Это, как правило, энергичныйруководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, возможно, что исвои собственные, не боится повышенного риска и неопределенности, способен кактивному поиску нестандартных решений и преодолению трудностей. Дляантрепренера характерны и специфические личностные черты: интуиция, преданностьидее, инициативность, способность идти на риск и преодолевать бюрократическиепреграды. Антрепренер ориентирован на решение задач внешнего порядка: созданиеорганизации, действующей во внешней среде; координация служб фирмы во внешнейдеятельности; взаимодействие с субъектами внешней инновационной среды: рыночноепродвижение нового продукта; поиск и формулирование потребности в новыхразработках и новой продукции. И потому антрепренер занимает такие посты, какруководитель подразделения новой продукции, управляющий проектом. Антрепренеровв организации немного.
«Интрапренер»— неменее важная фигура в инновационном управлении. Интрапренеров в организациидолжно быть существенно больше. Это специалист и руководитель, ориентированныйна внутренние инновационные проблемы, на внутреннее инновационноепредпринимательство. В его задачи входит организация многочисленных «мозговыхштурмов», первичного поиска новых идей, создание атмосферы вовлеченностисотрудников в инновационный процесс и обеспечение «критической массы»новаторов, чтобы компания могла считаться в целом новаторской. Как правило, эторуководитель группы, отличающейся повышенной творческой активностью.
«Генераторидей» — это другой тип новаторского персонала. Кего характерным чертам относятся способность вырабатывать в короткие срокибольшое число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предметисследования, стремление к решению сложных проблем, независимость в суждениях.«Генераторами идей» могут быть не только ведущие ученые и специалисты,выдвигающие новые предложения, но и инженеры, квалифицированные рабочие,специалисты функциональных служб, выступающие с так называемыми «вторичными»инновациями. Традиционная практика неформального выделения «генераторов идей»может подкрепляться организационными решениями: выдающимся новаторамприсваиваются титулы «генераторов идей» с соответствующими стимулами ильготами, их активность влияет на карьерное продвижение.
«Информационныепривратники» находятся в узловых точкахкоммуникационных сетей, аккумулируют и переносят специализированную информацию,контролируют потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. Онинакапливают и распространяют новейшие знания и передовой опыт, «подпитывают»информацией творческий поиск на разных этапах создания новой продукции илипроведения организационно-экономических изменений в фирме.
«Деловыеангелы» — лица, выступающие в качестве инвестороврисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний.Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Ихкредит значительно дешевле, так как они в отличие от рисковых фондов не имеютнакладных расходов.
Практическая деятельностьруководителей формирует в основном четыре главных архетипа: «лидер»,«администратор», «плановик», «предприниматель». Все они необходимы для успешнойинновационной деятельности фирмы.
«Лидер»играетсвою специфическую роль в процессе разработки и реализации проектныхинновационных решений. Здесь особенно ценятся стремление к новому, предвидениехода дела, умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждогочеловека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала.
«Администратор»занимаетсяпланированием, координацией и контролем реализации инве