Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Обзор рынков молока и плодов Украины

Рынок молочных продуктов в Украине(1999-2001 г.)

…Молоко начинается с коров. К сожалению, сегоднямолочное скотоводство находится в глубоком кризисе, и надежды на стабилизациюотрасли, по мнению специалистов, пока преждевременны. В 2000-м году общий объемпроизводства молока по всем категориям хозяйств сократился на 6%, а в ряде областей– еще больше: в Херсонской на 14,2%, в Днепропетровской на 12,1%, Николаевскойна 11,4%, Полтавской на 10,4%.
Всельскохозяйственных предприятиях снижение производства молока оказалось болеесущественным и в целом по Украине превысило 20%. В Кировоградской, Херсонской иИвано-Франковской областях объемы производства молока сократились более чем натреть.
Спад производствамолока обусловлен более значительными темпами сокращения поголовья коров посравнению с ростом их продуктивности. На конец 2000-го года общая численностькоров сократилась на 12%, а в сельскохозяйственных предприятиях – на 27%.
Средний надоймолока от одной коровы в 2000-м году уменьшился на 10%; в Херсонской областиэтот показатель сократился на 26%, в Кировоградской и Николаевской – на 25%,Одесской – на 21% и продолжает падать.
Иная ситуациясложилась в частных подсобных хозяйствах, в распоряжении которых находитсяоколо 60% поголовья коров. В 2000-м году во всех регионах Украины молока имиполучено больше, чем в предыдущем. Производительность «частных» коров более чемв полтора раза превышает производительность «общественных» и имеет четкуютенденцию к росту. Изменение собственности на землю, деградация сельскохозяйственныхпредприятий и прочие факторы содействовали выращиванию крупного рогатого скотав личных хозяйствах, что привело к росту производительности коров. Этихозяйства стали основными сырьевыми базами перерабатывающей промышленности.Предложение молока
Размеры предложений индивидуальных хозяйствпостоянно увеличиваются, в то же время в сельскохозяйственных предприятиях всехформ собственности имеют четкую тенденцию к снижению. Так, в 1999-м, посравнению с 1998-м годом, увеличение производства молока индивидуальнымихозяйствами крестьян составляло 1,6%, а за 2000, по сравнению с 1999-м, — 3,9%,уменьшение производства молока за последний период в сельскохозяйственныхпредприятиях всех форм собственности составляло 22,1%.
Спад производствамолока обусловлен, главным образом, значительным уменьшением поголовья коров инизкой их продуктивностью.
В 2000-м году, посравнению с предыдущим годом, надой молока в среднем на корову во всехкатегориях хозяйств увеличился на 8,3%, в том числе в сельскохозяйственныхпредприятиях – на 15,3%, индивидуальных сельских хозяйствах – на 0,9%. Всельскохозяйственных предприятиях прошлого года продуктивность коров оставаласькатастрофически низкой, хотя на 155 кг и превышала предыдущий, 1999 год.Уменьшение данного показателя произошло во всех без исключения областях страны.
Кроме того, насостояние молочной промышленности в Украине существенное влияние оказалоснижение экономической заинтересованности предприятий в производстве молока.
В связи ссозданием на селе новых организационно-правовых форм хозяйствования, процесскоторого еще не завершился, ожидается, что в ближайшей перспективе предыдущиеосновные тенденции сохранятся. Предполагается, что до конца 2000-го годапоголовье коров во всех категориях хозяйств увеличится на 0,6%, ихпродуктивность снизится на 1,1%, в результате чего валовое производство молокауменьшится на 60,3 тыс. тонн, или на 0,5%.Спрос на молоко и молокопродукты
Потребительскийрынок молока и молокопродукции формируется через предприятия перерабатывающей промышленности, городскиерынки, а также рынки населенных пунктов, выдачу в счет оплаты труда, продажа срук непосредственных товаропроизводителей и различного рода посредников. С 1993года и по настоящее время одним из основных конкурентов товаропроизводителей нарынке молочной промышленности является в основном крестьянин.
Резкое уменьшениеразмеров производства молока, увеличение цен на молокопродукцию и значительноеснижение покупательской способности населения привело к существенному уменьшениюпотребления молока и молочных продуктов, которое в расчете на душу населения в1999-м году составляло 209,9 кг против 213 кг в 1998-м году и 373,2 кг в 1990-мгоду, что, соответственно, на 1,4% и в 1,8 раз меньше. Производство молока надушу населения сократилось, соответственно, на 5,66 кг и 204,6 кг (2,1% и 1,8 раза) и в 1999-м было на уровне 267,74кг.
Наметиласьтенденция постепенного перехода населения к самообеспечению молокопродуктами ипокупки молочных продуктов в непереработанном виде.
Наблюдаютсяотличия уровня потребления молокопродукции в региональном разрезе, что связанопрежде всего со спецификой формирования рынка молокопродукции. Такие видымолокопродукции, как масло сливочное, твердые сыры имеют, в силу своейтранспортабельности, широкий рынок сбыта, включая зарубежье. Что касается такихпродуктов, как молоко пастеризованное, кефир, сметана, то они не могутсохраняться длительное время, быстро портятся. Рынок сбыта этих продуктовтяготеет к зонам производства и носит локальный характер. Цены
Закупочные ценымолока и молочной продукции на протяжении 2000 года продолжали расти по всемканалам реализации. Нужно отметить, что формирование цен на молокопродукцию взначительной степени зависит от сезонного соотношения D и S на нее и от платежеспособностинаселения.
Минимальныйуровень цен на молоко обычно приходится на летние месяцы. Именно в этот периодформируются наибольшие объемы реализации молока (S). В осенне-зимний период, когданадои молока относительно низкие, цены реализации, наоборот, увеличиваются.
Рост ценначинается с сентября и продолжается до марта следующего года. В течение годамаксимальные цены превышают минимальные в 1,65-1,94 раза
Цены растут и навнебиржевом рынке. Например, в конце декабря 2000 года – начале января 2001 годарынок был насыщен, главным образом, предложениями по продаже партий 2-40 тоннмонолитного сливочного масла. Минимальные цены предложений отдельныхпереработчиков по безналичному расчету составили 7900-8100 грн./т; средние ценына автомобильные партии высококачественного монолитного сливочного масла –8300-8900 грн./т (безналичный расчет). Крупные компании предлагалиавтомобильные партии продукта по 9200-10000 грн./т (безналичный расчет).
Характернойособенностью является то, что почти на все молокопродукты цены по сравнению сторговой сетью городских рынков ниже: в 2000 году на молоко – в 1,4-1,6 раза,сыр твердый – в 1,5-1,6 раза, на масло сливочное и сметану – на 10-16%.
Существует ощутимое региональное отличие в уровняхрозничных цен на молокопродукты, особенно на такие малотранспортабельные, какмолоко и сметана. Так, цена на молоко, например, в июне 2000 года колебалась нагородских рынках от 60 коп. в Ивано-Франковске и Ровно – до 1 грн. 39 коп. вКиеве и 1 грн. 10 коп. в Севастополе. Самый низкий уровень цен на сметану –3,50-3,75 грн. за 1 кг – сложился в городах Ивано-Франковске и Днепропетровске.Наивысшей была цена в Севастополе – 7,50 грн., а также в таких промышленныхцентрах, как Донецк, Кировоград, Николаев – 6,00-6,06 грн. за 1 кг.
На такой транспортабельныйтовар, как сливочное масло, цена колебалась в значительно меньших размерах.Если в Полтаве и Чернигове цена за 1 кг сливочного масла составляла 7,50 грн.,то в Севастополе – 11 грн.Реализация молока и молокопродуктов
Общий объем реализации молока и молочных продуктовхозяйствами общественного сектора сократился за 2000 год на 80%. Изменения вструктуре реализованной продукции характеризуются сокращением удельного веса молока,проданного заготовительным организациям, и увеличением доли продаж прочимиканалами. Заготовительным организациям в прошлом году общественный секторпередал 67% произведенного молока. Остальная часть продукции была реализовананаселению в системе общественного питания и в счет оплаты труда; на рынке,через собственные магазины, ларьки и палатки; а также на бартерных условиях.
Если в 1999 годубартер занимал 7,2% в общем объеме реализованного молока, то в 2000 – 4,8%, илина 2,4 процентных пункта меньше.
Личные подсобныехозяйства за последнее время увеличили реализацию заготовительным организациями перерабатывающей промышленности до 25% произведенного молока. Из общегоколичества закупаемого заводами молока 60% поступает от населения через 16 тыс.заготовительных пунктов.
Однакозначительная часть продукта остается у производителя и используется длясобственных нужд, реализуется на базаре и в уличной торговле, скармливаетсяживотным и частично теряется.
Причиныотносительно низкой товарности молока в частном секторе специалисты объясняютневысокой материальной заинтересованностью производителей в реализации черезэтот канал, поскольку закупочные цены на него ниже цен на свободных рынкахболее чем в два раза. Несовершенной является также организация приема молока отнаселения.
Для решения этойпроблемы в Украине внедряются новые механизмы взаимоотношений стоваропроизводителями: создаются новые молокоприемные пункты, совершенствуетсясистема взаимных расчетов.Перерабатывающая промышленность
За прошлый год большинству крупнейших молокоперерабатывающих предприятий Украины удалосьувеличить выпуск продукции.
Успехуспособствовали правильный выбор инвесторов, взвешенная маркетинговая политика,разработка и продвижение собственного брэнда, постоянное обновлениеассортимента продукции и т. д.
Среди лидеровукраинского рынка молокопродуктов можно выделить следующие.
ОАО «Галактон» создано на базеКиевского гормолзавода №2 в 1993 году. Крупнейшими акционерами является группакомпаний, входящих в концерн «Меркс». Предприятие специализируется напроизводстве молока, молочных продуктов. Проектная мощность завода – 600 тмолока в сутки. На протяжении 2000 года ОАО «Галактон» перерабатывало в среднем280-300 т молока в сутки; после определенных преобразований планируется довестиэту цифру до 500 т.
В ассортиментепредприятия насчитывается около 70 видов продукции. Особой популярностьюпользуется биосерия: БИОкефир, БИОйогурт, БИОряженка и БИОсметана. Дляреализации своей продукции «Галактон» создал широкую сеть дистрибьюторов почтиво всех регионах страны.
Павлоградский молочный комбинат(Днепропетровская область) преобразован в 1997 году в ОАО. Основной виддеятельности – производство молочных продуктов. Проектная мощность позволяетперерабатывать 250 т сырого молока в сутки, фактически же перерабатывается 120т. Приблизительная сумма инвестиций в этот проект составляет $ 0,8-1 млн. Кроме традиционных продуктов(пастеризованного молока, кефира, ряженки, сметаны), комбинат выпускает соленыетворожные пасты, сырки и творожные торты в шоколадной глазури, а также йогурты,сладкие десерты, Т-молоко.
С января 2000 года компания продвигает весьассортимент продукции под зарегистрированной торговой маркой «Фанни». Торговаякомпания при ОАО «Павлоградский молочный комбинат» имеет сеть дистрибуции вовсех областных центрах Украины.
ЗАО «Юрия» создано врезультате акционирования в 1995 году Черкасского молочного завода. Более 60%акций принадлежит руководству завода. Мощности предприятия позволяют емуперерабатывать около 400 т молока ежесуточно. Однако из-за проблем с сырьем2000 году ЗАО «Юрия» ежесуточно перерабатывало 300 т. Завод выпускаетпрактически все виды цельномолочной продукции, а также мороженое. «Юрия» имеетширокую сеть дистрибьюторов почти во всех регионах Украины.
Итак, украинскийрынок молокопродуктов можно представить в виде такой схемы:
сельскохозяйственныепредприятия             перерабатывающаяпром-ть
частныеподсобные хозяйства
 
                                                        потребители
Конкуренция междудвумя первыми субъектами этого рынка отсутствует или носит стихийный характер,т. к. в с/х-предприятиях наблюдается низкая экономическая заинтересованность впродаже молокопродукции перерабатывающим комбинатам (цены у них в 1,5-2 разаниже, чем в сети городских рынков). Основная конкуренция между производителямимолока разгорается на стихийных рынках, базарах и т. п. Между представителямиперерабатывающей промышленности наиболее жесткая конкуренция ведется засегменты рынка (в основном, это частные крестьянские хозяйства) и за долюрынка.
Рынок плодов УкраиныОбщая характеристика
Характерными особенностями рынка плодов Украиныявляются: недостаточно высокое их качество, очень ограниченный ассортиментпродуктов, отсутствие их расфасовки и упаковки, удобных для потребителей,наличие сезонных и региональных колебаний цен и объемов продажи, упадок оптовойторговли, ограниченные кредиты, расширение реализации продукции на стихийныхрынках, отсутствие рекламы продукции отечественных товаропроизводителей инедостаточная защищенность их от импорта и монополии. Переход к рыночнойэкономике обусловил значительные изменения в формировании рынка плодов, аименно: в корне изменился механизм ценообразования, в 18 раз уменьшился объемоптовой продажи (от 1236 тыс. т в 1990 году до 69 тыс. т в 1999 всемикатегориями хозяйств Украины), произошли структурные нарушения товарооборота посегментам рынка. В частности, установилась тенденция уменьшения заготовок(поскольку почти приостановила работу потребительская кооперация, в 2000 годуее организациям было продано только 1,2% всей реализованной продукциисельскохозяйственных предприятий Украины) и увеличение реализации фруктов засчет бартерных сделок, расширение продажи их на городских рынках, в счет оплатытруда.
Если в 1990 годуна долю проданных заготовительным организациям сельскохозяйственнымипредприятиями Украины приходилось 87% объема реализованных плодов, то в 2000году – только 16%. Одновременно на городских рынках и через частную фирменнуюторговлю они реализовали соответственно 10 и 50% плодовой продукции. До 1991года в нашей стране вообще не реализовывалась продукция садоводства побартерным сделкам, а сейчас на долю этого сегмента рынка приходится 11% всегообъема ее продажи сельскохозяйственными предприятиями Украины.
Негативныефакторы в реализации продукции обусловили разрушение оптового рынка этихпродуктов. Вместо него возникают стихийные рынки, которые приводят кнеорганизованной посреднической деятельности в сфере сбыта продукции иприсвоении значительной части прибыли, полученной в сфере производства.Одновременно изменяются функции хозяйственной деятельности сельскохозяйственныхпредприятий. Одновременно с производством плодов, им все больше приходитсязаниматься их продажей. Это обусловливает отток капитала и трудовых ресурсов отосновной хозяйственной деятельности. Кроме того, распыленность капитала снижаетэффективность использования ресурсов, вызывает ряд других проблем и трудностисо сбытом продукции, в конечном итоге значительно уменьшается количествоприбыли. Спад спроса, сужение рынка из-за перехода населения и территории насамообеспечение, расширение натурализации обменных процессов, увеличениенеплатежей и другие причины также ограничивают реализацию садоводческойпродукции.
В результатесложилась ситуация искусственного перенасыщения рынка продуктами садоводствапри снижении потребления их из расчета на душу населения от 47 кг за год вУкраине в 1990 году до 23 кг в 1999. Все это обуславливает необходимостьреформирование торговли плодами и продуктами их переработки на основеуглубления специализации, развития конкуренции и кооперации, широкогопривлечения капитала разных форм собственности, укреплениематериально-технической базы переработки, товарной обработки и реализациипродукции.
Современноепредложение плодовой продукции на внутреннем рынке Украины формируется на50-80% за счет их производства в хозяйствах населения. Проблемы садоводческих хозяйств
Уменьшениепроизводства плодов частично объясняется неблагоприятными погодными условиями(весенние заморозки, летние засухи) и уменьшение площади садов за последнеедесятилетие во всех категориях хозяйств на 29%, а в сельскохозяйственныхпредприятиях – на 12,4%. И все-таки главная причина – низкая урожайность садови ягодников, обусловлена прежде всего нарушением основных агротехническихметодов ухода за насаждениями вследствие существенного подорожания и уменьшенияпроизводственных ресурсов, низкого уровня материально-технической базысадоводства. В этой отрасли применяется еще значительная часть ручного труда,особенно низкий уровень механизации производственных процессов на обрезкедеревьев и сборе урожая. Во многих хозяйствах не хватает или вообще отсутствуютспециальные машины для обработки грунтов в садах, сбора, транспортировки итоварной обработки плодов. Особенно большой дефицит тут сложился вследствиеотсутствия финансовых средств на садовые опрыскиватели и грунтообрабатывающиеприспособления. Снижение производства продукции является также следствием еебольших потерь из-за несвоевременого сбора урожая, неполное обеспечениехозяйств тарой и транспортом. Недобор урожая происходит и из-за низкогокачества садового материала, просчетов в подборе породно-сортового составакультур. Эти и другие недочеты в развитии садоводства увеличивают зависимостьпроизводства продукции от природных факторов.Цены
В современныхусловиях цены на плоды и продукты их переработки формируются под влияниемсоотношения D иSна рынке продовольствия, качества продукции, конкуренции со сторонытоваров-заменителей, затрат на производство и реализацию, а также налогов,рыночных сборов и т. д. В 2000 году увеличение S отечественной продукции садоводстваповлияло на снижение закупочных и розничных цен на фрукты, закупочные цены наплоды косточковых культур снизилось, по сравнению с 1999 годом, на 28,9%, асемечковых – на 3,1%.
Современныйуровень цен на продукцию садоводства не только не содействует расширенномувоспроизводству и укреплению хозяйств, но и приводит их к банкротству, необеспечивая покрытия производственных затрат. Например, средняя цена на плоды всельскохозяйственных предприятиях Украины за 1999 год составляла 47,29 грн./ц,а полная их себестоимость – 71,25 грн/ц. При таком уровне убыточностьпроизводства плодов достигала 33,6%.
Мониторинг ценвыявил существенную зависимость их от каналов реализации продукции. По даннымисследований Госкомстата Украины, цены на городских рынках на яблоки в 2000году были на 15-20% выше, чем в торговой сети. Еще большая зависимость цен отканалов реализации наблюдается при продаже плодов непосредственнотоваропроизводителями. Если средние цены на плоды семечковых культур, которыесложились за 2000 год в сельскохозяйственных предприятиях Украины от продажизаготовительным организациям, принять за 100%, то цены от продажипотребкооперации составляли 61%, населению – 120, на рынках и через частныемагазины – 134, по бартерным сделкам – 137%.Импорт: реалии и прогноз
Вследствиепозитивных тенденций формирования внутреннего рынка фруктов в Украине, объем ихимпорта уменьшился в 2000 году, по сравнению с 1999, на $ 5034 тыс. или на 8,4%. Негативное сальдобаланса внешней торговли Украины плодами, орехами также уменьшилось от $ 52,1 млн. в 1999 до $ 36 млн. в 2000 году. Этопреимущественно обусловлено увеличением производства и S отечественных фруктов. К снижениюстоимости импорта плодов привело также снижение на 20-25% цен. По даннымГоскомстата Украины, в 2000 году в Украину импортировано 156660 т плодов,орехов и яблок, из них в свежем виде поступило 155418 т, сушеных – 491,консервированных для краткосрочного сохранения – 463 и замороженных – 288 т.Наибольший удельный вес в структуре импортной продукции составляли плодыцитрусовых плодов (апельсины, мандарины, лимоны) и бананы, соответственно 50,9и 38,3%. Среди цитрусовых доля апельсин достигала 37%, мандарин – 30 и лимонов– 29%.
Основными поставщикамисвежих плодов на внутренний рынок Украины в 2000 году были: цитрусовых – Турция(60,9%), Греция (14,8%), Грузия (11,2%); бананов – Эквадор (80,9%), Колумбия(7,4%), Коста-Рика (2,5%); орехов – Индонезия (59,4%), Бразилия (7,1%); сушеныхплодов – Турция (75,3%), Иран (10,3%); замороженных – Польша (59,3%), Болгария(13,9%).
В 2001/2002 годахактивизируется политика правительства Украины касательно защиты отечественныхтоваропроизводителей в соответствии с законом Украины «О государственномрегулировании импорта сельскохозяйственной продукции» от 17.08.97. Вместе с темограничивать импорт плодов и продуктов их переработки будет увеличение S продукции садоводства в Украинеотечественными товаропроизводителями. Поэтому можно ожидать сохранения существующейтенденции уменьшения импорта (его объемы уменьшатся на 8-9%).
Таким образом, в2001/2002 годах общее S плодови ягод (за исключением винограда) достигнет 2383 тыс. т и увеличится, посравнению с прошлым годом, на 159 тыс. т, или на 7%. Их S будет сформировано на 83,5% за счетотечественного производства, запасов – на 11,3% и импорта – на 5,2%.Прогноз конъюнктуры рынка на 2001/02
Стабилизация иулучшение социально-экономической ситуации в Украине обусловят повышение D на плодовую продукцию, увеличениеее потребления на 19,4% по сравнению с 2000/01 годом.
Прогнозируетсярасширение внешнего рынка плодовой продукции. Украина сможет увеличить экспортплодов и продуктов их переработки на 7-8%. Основными покупателями этихпродуктов на внешнем рынке могут быть Россия, Беларусь, Германия, Австрия.
Превышение темповроста S над увеличением Dприведет к перенасыщению рынка продукции садоводства ик снижению цен на 10-30%. При этом сохранится сезонная цикличность цен и ихотличие от каналов реализации (20-40%) и регионов продажи (в 2-4 раза).
Будет сохранятьсятенденция расширения заготовок плодово-ягодной продукции и увеличения еепродажи на городских рынках. Основная часть товарооборота розничной торговлиплодами и ягодами  будет приходиться нагородские и стихийные рынки.
Итак, на рынкеплодовых продуктов Украины в данный момент существуют следующие проблемы:
1.    плохое состояние садоводческиххозяйств;
2.    отсутствие надлежащим образомоформленного оптового рынка;
3.    отсутствие кредитования;
4.    бездействующая законодательная база.
Гарантом стабильного функционирования рынкаплодово-ягодной продукции в Украине является полный переход отрасли к рыночнойэкономике и регулирование действия (скорее, ограничение) стихийных рынков.
Список использованной литературы:
☺  
☺  міка АПК, №7/2001
☺  Вісникаграрної науки, №6/2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.