Введение.
Менеджменткак явление хозяйственной жизни возникло в условиях успешного применениянаучных и инженерных знаний для повышения эффективности производства продукции.В основе концепции менеджмента лежит предположение, что применение научногометода, для построения коммерческих предприятий и обеспечение их деятельности позволит повысить производительностьорганизационных систем и обеспечить значительную экономию в развитии всех сферчеловеческой жизнедеятельности. Нарастающий динамизм социально-экономическойсреды, быстрая смена поколений техники и технологий, всего облика производствтребуют адекватной скорости этих изменений, согласования видов деятельности,согласования квалификации и представлений специалистов различных областейзнаний, согласования научных методов, всё энергичнее проникающих напроизводство из различных областей знаний: психологии, социологии, кибернетики,системотехники, информатики. Эту роль специалистов-интеграторов различных видовдеятельности к условиям конкретного производства, специалистов, задающихволевую энергетику и целостность современной производственной деятельности, какособого рода умений выполнения административной работы, как метода осуществлениявласти принесли ему авторитет и способствовали его распространению в мировойпрактике.
Менеджментимеет и свою внутреннюю логику развития, которая проявляется в егоспециализации. Появились такие виды менеджмента, как стратегический, инновационный,производственный, в особую отрасль деятельности выделилась работа с потребителями,изучение и адаптация производств к требованиям рынка (маркетинг). Всё большеезначение для повышения результативности и экономичности производств приобретаеткультура хозяйственных организаций и специальная работа с её основными носителями– персоналом.
Целью дипломной работы является исследование проблем,стоящих перед предприятием в новых рыночных условиях.
1.Внешняя ивнутренняя среда организации
как факторыуправления.
1.1.Цели,задачи и функции менеджмента.
«Нет ничего болеелёгкого, чем быть занятым,
и нет ничего болеетрудного, чем быть результативным»
Ален Маккензи.
Основноесодержание менеджмента как вида деятельности составляют:
· формирование или понимание заказа на деятельностьфирмы;
· определение целей и структурирования пространствадеятельности, включая формирование программы действий;
· организация исполнения, измерений и контроля за ходомпродвижения к цели;
· создание условий для хорошей работы сотрудников;
· анализ полученных результатов в соотнесении с изменениямивнешней среды.
Все этиуправленческие операции относятся к сложным видам деятельности и предполагают уменеджера наличие определённых качеств, специальных знаний и умений, навыковоперирования социальной информацией.
В центревнимания менеджера – своевременное выявление и разрешение проблемных ситуаций,вызываемых изменениями внутри и вне организации. Разрешить проблемную ситуацию– значит вовремя выявить проблему (затруднение, возмущающее желаемый ходпроцесса), определить источник, породивший проблему, и найти способ действий,нейтрализующий или ассимилирующий возмущение, чтобы сохранить целостностьпредприятия и обеспечить его дальнейшее развитие за счёт получения дополнительныхвозможностей: экономических (доход прибыль), социального статуса), технологическихи других.
Основные цели менеджмента:
- ориентировать субъектов деятельности на удовлетворениепотребности рынка или на создание новых потребностей и рынков;
- соорганизоватьпредатьцелостность и синхронизировать социальные и технологические процессы,обеспечивающие достижение целей Целостностьпредприятию предают:
1 цели,адекватные возможностям субъекта деятельности и ситуации; цели-этобазис организации деятельности;
2 опора припостроении пространства деятельности на законы и закономерности: социальные итехнологические;
3стратегическое видение эволюции внешней среды и места в ней субъекта деятельности.
Достижениеэтих целей требует выполнения следующих задач:
1.Создиниеработоспособности работоспособной и результативно действующей системы изкомпонентов и ресурсов предприятия.
2.Постоянной работы с персоналом, клиентами и потребителями.
3. Анализаи оценки информации о деятельности предприятия и эволюции внешней среды.
Управление,представленное в виде процесса, — это последовательность взаимосвязанныхдействий, относительно самостоятельных специфических видов деятельности,например прогнозирование, планирование, организация исполнения, контроль.Каждый из названных видов управленческой деятельности, в свою очередь, такжеявляется процессом. Эти особые виды управленческой деятельности, относительноавтономные участки единого процесса управления называют функциями управления.На предприятиях эта специализация видов управленческого труда частоорганизационно оформляются в отдельные подразделения, Например плановый отдел,сектор координации, группа системного анализа. Функции управления применяются клюбому объ-екту управления и его составляющим. Каждыйменеджер на практике в том или ином виде осуществляет некоторый набор функцийуправления в сфере своих полномочий.
1.2.Системообразующие принципы управления.
Системообразованиепроисходитв проблемной, методологической ситуации, когда субъект деятельности, встретивзатруднение, препятствие, не может преодолеть его прежними способамидеятельности или его действия не эффективны, не дают желаемого результата. Приформировании системы управления опираются на следующие базовые принципы:
· целостное видение контуров (циклов) управления: 1)начиная с формирования и понимания социального заказа на деятельность фирмы доего удовлетворения (производственный, коммерческий цикл); 2) стратегическоевидение эволюции базовых производственных процессов предприятия в масштабе несколькихкоммерческих циклов и переходе на новые виды продукции;
· структуризацияпространства деятельности в согласования требований социального заказа,имеющихся возможностей и характеристик внешней, по отношению к фирме, среды;
· разработка и реализация результативной, а так жеэкономической программы действий;
· обеспечение измерений, оценок и контроля за ходомпродвижения к цели;
· анализрезультатов действий, ресурсов, ситуаций и проблем;
· создание условий для хорошей работы сотрудников.Хорошая работа – это работа, на которуюидёшь с радостью, выполняешь с удовольствием, а у окошка кассы не чувствуешьсебя униженным;
· ориентация на предпринимательство.
Приведём краткую характеристику предпринимательствакак одного из наиболее актуальных в современных условиях принципов менеджмента.
Предпринимательство – это одна из стратегийэкономического развития,
создание новых рабочих мести технологического совершенствования производства.
Предприниматели берут на себя риск создания новыхпредприятий, новых товаров, внедрение изобретений, создание новых потребностейи рынков.
Важно учитывать, что в мотивации предпринимателейсильно стремление повысить свой экономический и социальный статус независимо оттого, полезна их деятельность обществу или нет. Поэтому предпринимательство можетбыть производительным и полезным обществу, непроизводительным и разрушительнымдля общества. Важнейшая роль в подъёме, поддержке предпринимательскойактивности, её будировании и направленности впространстве жизнедеятельности общества играет государственная политика, регулирующаясферы интенсивного предпринимательства различными средствами.
Мотивы предпринимательства существенно зависят оттого, насколько различает субъект деятельности возможности появленияплодотворного ресурса или идеи ситуации неопределённости, а так же от тойстепени, в которой возникающая при этом социальная ценность может быть обращенав личную выгоду.
Известно, что есть три основных способа преодоленияситуации неопределённости, ситуации встрече с жизненной трудностью:
· уход изситуации «мусор под коврик»;
· пассивноепребывание в ней, преодоление вызванных ситуацией стрессов (табакокурение,пьянство, наркомания и другое), лечение болезней;
· попыткаизменить ситуацию разными путями, например, сменить место жительства, «убитьнехорошего», осуществить предпринимательские действия или инновацию в целяхизменения своего социального, экономического или политического статуса.
Особенности предпринимателя состоят в том, что онпостоянно пребывает в поисках изменений, реагирует на них и использует каквозможность развития
или извлечения личной выгоды. Измененияявляются исходным материалом для предпринимателя, чтобы изготовить нововведение:социальное, экономическое, техническое. Чтобы нововведение стало источникомдохода оно должно иметь:
1) социальную ценность,
2) обладать определённым иммунитетом от копирования,
3) защиту от расхищения, например законом установленныеправа собственности на результаты интеллектуальной собственности: открытий,изобретения, полезные модели.
Следовательно, предпринимательская активность будетвысокой в условиях где: существует сильный защитный механизм; личная выгода(независимо от социальной значимости деятельности); возможность и способность перераспределятьресурсы; способность управлять проектами.
Особенности предпринимательской фирмы проявляются вновизне подхода к избранной сфере деятельности, нацеленность на поисквозможностей и умелом использовании изменений.
1.3.Технология управления.
Процесс управления состоит из множества взаимодействийсоциальных и технологических составляющих производства, образующих единствоаспектов (организационного, социального, экономического); функций(планирование, управления организации, мотивация, контроль) и элементов(персонал, технические средства, документы). Под технологией управления понимаетсяупорядоченная совокупность процедур организации и координации, выполняемаяруководителем (органом управления) для достижения поставленных целей ихарактеризующаяся целостностью в смысле выполнения полного взаимосвязанногокомплекса функций по отношению к управляемому процессу и его составляющим.Практическое выполнение всех функций образует завершённый цикл событий поорганизации выполнения управляемого процесса.
Мысленно представить и стратегически «разглядеть» циклуправления при принятии решений является одним из необходимых умений менеджера.
Циклсобытий процесса управления. Цикл событий процесса управленияначинается с понимания социального заказа на деятельность фирмы, а заканчиваетсяанализом результатов и последствий деятельности (рис.1.1)
Рынок
Формирование системы, реализующий поект Цель Проект Система Результаты
Моделированиепространства деятельности
Панимание заказа
Деятельность
Анализ деятельности
мотивация,
маркетинг, измерения,
стратегиче- формирование организационное учёт,
скоеплани- ипланирование проектирование контроль
рование стратегий опыт,
Обратная связь проблемы
Рис 1.1.Цикл основных событий процессов управления
На рис. 1.1 показан минимальный набор событий, врезультате которых формируются основные нормы деятельности менеджера: цель,программа (проект, план); система, реализующая программу деятельности(организационная структура и распределение полномочий); собственно деятельностьпо достижению цели (технология); анализ деятельности и её результатов (методы,принципы); препятствия, проблемы; контур управления.
В зависимости от ситуации, масштабов управляемогопроцесса эти события могут происходить в течении дня, месяцев, лет; в каждом изних может участвовать один менеджер или тысячи специалистов и, соответственно,единиц оборудования с соответствующим объёмом затрат.
Пониманиезаказа. Содержание социального заказа на деятельность организацииопределяется сложившейся ситуацией на местном, региональном или мировом рынках;познанными закономерностями развития социальных и технологических процессов,например циклами деловой конъюнктуры в экономике; позицией, занятой менеджеромили органом управления по отношению к участникам деятельности и внешней среде.
Оформляется социальный заказ как роль (миссия)организация в системе разделения труда, жизнедеятельности общества; какстратегия, политика и ли деятельности хозяйствующей организации.
Стратегия – это более детальное неамерениеменеджмента осуществить свою роль во внешней среде; это декларируемый способнастройки и реакции организации на события, происходящие в окружающем еёпространстве, “запланированная маневренность”. С помощью стратегии фирмапытается извлечь преимущества и пользу из своего окружения.
Различие в стратегии и тактике можно иллюстрироватьпримером: размышление над конкретной проблемой и её решение имеет конкретныйхарактер, но умение размышлять и решать проблемы – стратегический. Для среднего и нижнегозвена управления понимание заказа часто связанно с осознанием требований конкретногоклиента, заказчика, потребителя на про-
дукциюили услугу.
Целеполагание. Завершающимшагом понимания социального заказа является формирование цели деятельности.Освоению понятия “цели” способствуетиллюстрация его различия на философском, методологическом, методическом(инструментальном) и житейском уровнях рассмотрения.
Нафилософском уровне понятие “цель” характеризует способность человекапредвосхищать в мышлении результаты деятельности или повеления.
Наметодологическом уровне понятие “цель” – это осознанная потребность.
Методологическое значение понятия “цель” принципиальноважно для руководителя, так как извне навязанные цели, неосознанные субъектомдеятельности, например персоналом, не могут привести к желаемому результату,так как нет основы для рационального, осознанного поведения.
Структуризацияпространства деятельности (планирование). Понимание социальногозаказа, преобразованное в конкретную цель, менеджеру необходимо развернуть втехнологически и социально организованные действия. для этого применяются различныеспособы моделирования (мысленное представление в памяти без фиксации вдокументации, имитация на компьютерах и другие ) будующейдеятельности, которое, как правило, оформляется в виде программ (pro-gramma: вперёд пишу), проектов, планов, протоколов о намеренияхи других.
Под программой деятельности понимается утверждённыйруководителем документ, содержащий комплекс заданий, мероприятийвзаимоувязанных по исполнителям, ресурсам и сроков выполнения. Как правило,задания относятся к разным сферам деятельности: научной, проектной,конструкторской, строительной, производственной, сбытовой
Программа – это модель, отображения в документепроцесса решения проблемы, с которой оперирует менеджер и все участникиинновационного
процесса при согласованиисвоих действий.
Проект – это более детализированная составляющаяпрограммы, имеющая меньший масштаб и деятельность
Программы могут содержать несколько проектов.
План – это проекция программы на одну из координатпространства деятельности: подготовка кадров, финансирование, исследования иразработки, сбыт и другие.
Моделирование будущей деятельности требует отруководителя умения детализировать желаемый результат в виде последовательностипроцессов преобразования исходного сырья в продукцию (базовый и вспомогательныетехнические процессы), а так же группировать эти процессы в структурные блоки иустанавливать рациональные связи между ними.
Структурирование пространства деятельности позволяетменеджеру принципиально “видеть” в масштабе своего уровня управлениядостижимость желаемого результата, получаемостьпродукции или услуги.
Структура организации – это её технологическиесоставляющие (подразделения, уровни управления), логически упорядоченные такимобразом, чтобы достигнуть целей наиболее эффективным способом. Логикуупорядочения задают все предшествующие события цикла управления стратегия, цельи план деятельности, поэтому при их пересмотре, изменении необходимо заново моделироватьпространство деятельности.
Процесс моделирования будущей деятельности позволяетвыявить потенциально возможные препятствия, проблемы, продумать варианты ихпреодоления.
Формированиесистемы, реализующей план. Распространённое представление о системе каквзаимоувязанной совокупности элементов больше подходит для исполнителей,пассивных участников производства.
Это важное для менеджера представление о системе, таккак оно в явном виде выделяет конструктора системы т.е. субъекта деятельности иправила, отношение, в соответствии с которыми он выделил во внешней среде и сформировалсистему. другими словами, система – это способ видения мира и, следовательно,может быть организованна в различных конфигурациях, в зависимости отмировоззренческой позиции её конструктора, его социального статуса, знаний иумений.
Целевая структура оформляется, как правило, в видедерева целей, в корне которого находится социальный заказ, цель деятельностипредприятия.
Сформировать систему значит институализировать целиорганизации, юридически и организационно закрепить упорядоченные, например покритериям продуктивности или экономичности, технологические и социальные отношениямежду участниками деятельности. Упорядочение отношений должно способствоватьэффективному преобразованию исходного сырья в продукцию в соответствии свозможностями участников в условиях конкретной внешней среды.
Организационноепроектирование.В силу развитой, глубокой специализации вещественно –энергетических и информационных технологий упорядоченная цепь технологическихи, соответственно, социальных технологий, как правило, очень длинна и превышаетвозможности одного человека по её регулированию по всей длине. Поэтомутехнологические звенья объединяются в группу, каждая из которых организационноили юридически закрепляется за группой специалистов (подразделением) и,соответственно, руководителем. критериями объединения могут служить:
· размервклада какого — либо вида деятельности в конечный результата деятельности;
· значимость,какого – либо вида деятельности; соподчинённость процессов какой – либопроизводственной функции или задаче;
· однородность процедур, операций и другие;
Структураорганизации должна удовлетворять следующим требованиям:
· быть понятной сотрудникам, чтобы каждый из них зналкуда обра-
щатьсяза информацией; к кому обратиться в необходимыхслучаях за
решением; от кого ожидать помощи;
· ориентировать внимание сотрудников на результатыработы предприятия в целом;
· оказывать содействие самоопределения, сомоконтроля и мотивации сотрудников;
· способствовать процессам принятия решений, а незатруднять их; быть экономичной, чтобы затраты на учёт, контроль и организациявзаимодействия были минимальные;
· быть открытой для проникновения новых идей и готовой кпереходу на новые виды деятельности;
· сочетать гибкость при адаптации к новым условиям, при сомообновлении и устойчивости во времени;
· способствовать развитию персонала, выявление будующих лидеров производства.
Реализация программы. Мотивация деятельности. Средимножества событий, происходящих в ходе реализации программы (плана), важноезначение для руководителя имеют мотивация деятельности и контроль за ходом выполненияработ.
Мотивация –это процесс побуждения себя и других к эффективной деятельности для достиженияличных целей или целей организации.
Возможныйспектр мотивов деятельности: жизненные потребности; желаниеблагосостояния; успеха; положения в обществе; получение удовольствия; отпроявления своих способностей; желания самореализации; желание служить идеи,авторитету, партии.
Контроль. Основное содержание контроля состоит в выполнении трёхвидов работ:
1) Разработканормативов (шкал) для измерения результатов;
2) Проведениеизмерений;
3) Выполнениекорректирующих действий.
В фокусевнимания предпринимательского менеджмента находятся показатели эффективности,результативности и экономичности.
Анализ. Проведение анализадеятельности предприятия (подразделения) замыкает цикл событий процессауправления. Собственно анализ это систематически проводимая руководителемпроцедура, функции управления. Она логически завершает каждый микро- и макроциклы управления, позволяет выявить изменения,препятствия, проблемы.
Руководительосуществляет или участвует в различных видах анализа: результатов деятельности,издержек производства, отношения между подразделениями, эффективноститехнологий и оборудования, действенности планов, уровня цен, финансовыхвозможностей, и информационных потоков и другое.
Основныерезультаты анализа: поле сил, воздействующих на организацию или подразделение;проблема, препятствие трудности в деятельности; характеристики деятельностиорганизаций.
Замкнутыйцикл событий процесса управления на каждом шаге, этапе поддерживается главнойтехнологической процедурой и умением руководителя: умением приниматьрешения.
1.4.Виды исостав внешней среды организации.
Вуправленческой мысли представлении о значении внешнего окружения и необходимостиучитывать силы, внешние по отношению к организации, появились в конце 50-хгодов. Это стало одним из важнейших вкладов в науку управления, поскольку подчёркиваласьнеобходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность,состоящую из взаимосвязанных частей в свою очередь опутанных связями с внешниммиром. “Внешнее окружение организации всё больше становитсяисточником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководителисамых важных, для общества организаций – деловых образовательных,государственных – под влиянием недавних событий в мире были вынужденысосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и её воздействиях навнутреннее строение организации” – пишет Элвар Элбинг. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставилиобратить на внешнюю среду больше внимания, чем когда-либо.
Но даже,если бы изменения были незначительны, раководителямвсё равно нужно было бы учитывать среду, так как любая организация, как открытаясистема, зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров и потребителей.Организации ведут себя подобно биологическим организмам. Только те организмы,которые сумели приспособиться в данной среде, эволюционировать, смогли выжить.И организации вынужденны приспосабливаться к своейсреде, чтобы выжить и сохранить эффективность, причём, изменения в организациидолжны происходить достаточно быстро, чтобы организация не оказалась в числеисчезнувших.
Однакоучесть все факторы внешней среды чрезвычайно трудно. Поэтому руководство должноограничить учёт внешнего окружения только теми аспектами, которые влияют науспех организации.
Американскиеменеджеры включают в состав внешней среды: потребит-
елей,конкурентов, правительственные учреждения, поставщиков, финансовые организациии источеники трудовых ресурсов релевантных поотношению к операциям организации.
Изменения
Внешняя среда
Технология
Результаты деятельности
Вводимые ресурсы
Кадры
Структура
Цели
организации
Задачи
Изменения
Рис. 1.2. Внешняя среда организации
Внешнююсреду можно разделить на два вида: среду прямого воздействия, куда входят:поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, конкуренты, законы и госорганы,потребители; и среду косвенного воздействия, куда входят: технология, состояниеэкономики, социальная среда, политическая сфера, отношение с населением имеждународное окружение. Поставщики, непосредственно влияя на фирмы качествомсвоих товаров, вкладыванием средств; трудовые ресурсы поставляют кадры; законырегулируют деятельность фирм; конкуренты мешают реализовать продукцию – этоактивна сказывается на деятельности предприятий.
Средакосвенного воздействия не влияет заметно на проведение операции фирм. Изменениетехнологии в мире привело к замене ручного труда механизированным, и, кто неуспел изменить технологию оказался в проигрыше.
Потребители
Поставщики
(трудовых ресурсов, материалов,
капитала) Среда прямоговоздействия
Законы и
государственные
органы
Организация
Профсоюзы
Конкуренты