Министерство образования РФ
Государственный УниверситетУправления
Институт информационных системуправления
Кафедра Документоведения иДокументационного Обеспечения Управления
Курсовой проект на тему:
«Использование электронной почты, Internet, и других систем в целяхрационализации документооборота».
Выполнил студент группы ДиДОУ II-1
С.Г.Бежанишвили
Проверили к.и.н., доцент А.В.Пшенко
ст.преп.Л.А Доронина
Москва
2000
Содержание TOC o «1-3» h z
Содержание. PAGEREF _Toc501765130 h 2
Введение. PAGEREF _Toc501765131 h 3
Обзор литературы… PAGEREF _Toc501765132 h 4
Классификация средствэлектронного документооборота,PAGEREF _Toc501765133 h 7
Принципы технологииэлектронного документооборота.PAGEREF _Toc501765134 h 9
Системы управлениядокументооборотом на основе web-технологий. PAGEREF _Toc501765135 h 12
Использованиеэлектронной почты.PAGEREF_Toc501765136 h 17
Система корпоративногоэлектронного архива.PAGEREF _Toc501765137 h 18
Список литературы… PAGEREF _Toc501765138 h 20
Введение
Задача накопления, обработки и распространенияинформации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течениедолгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слухчеловека. Первое кардинальное изменение произошло с приходом письменности, азатем – cизобретением книгопечатания. Следующий прорыв в области информационного обменапроизошел с появлением электронных вычислительных машин. Первые ЭВМиспользовались как большие автоматические арифмометры. Принципиально новый шагбыл совершен, когда от применения ЭВМ для решения отдельных задач перешли к ихиспользованию для комплексной автоматизации тех или иных законченных участковдеятельности человека по переработке информации.
Одним из первых примеров подобного системногоприменения ЭВМ в мировой практике были административные системы обработкиданных. По мере своего дальнейшего развития административные системы обработкиданных перерастают в автоматизированные системы управления соответствующими объектами, где, как правило,несколько ЭВМ объединяют в вычислительный комплекс.
Первые проекты применения компьютерных средств некак вспомогательный, а как основной элемент системы документооборота, появилисьв начале 80ых годов. В то время камнем преткновения их развития сталинедостаточный уровень развития материально-технической базы и отсутствие четкихстандартов на электронные документы.
В 90ые годы, в связи со скоростным развитиемвычислительной техники, появились системы управления документооборотом,построенные по принципу «клиент-сервер», приспособленные для работы врамках небольшой локальной сети. Параллельно с этим, шло развитие всемирнойкомпьютерной сети Internet.К середине 90ых годов стало возможным использовать ее в целях созданияпринципиально новых систем управления документооборотом.Обзор литературы
Поиск литературы по данной теме был в значительноймере затруднен. Ввиду технологического отставания России описываемому вопросубыло посвящено малое количество публикаций. Основой исходной информациейявились статьи из периодической литературы, посвященной информационнымтехнологиям.
Первым рассмотренным источником были«Методические рекомендации на основе ГОСТ 6.30-97». В разделе 8.4,касающемся использованию Internet,дана информация о том, что такое электронное сообщение, электронная почта, идругие базовые понятия. Раздел отличается лаконичностью описания вопросаиспользования Internet,минимальное количество предоставленной информации говорит о том, что в моментнаписания ГОСТа не рассматривалось широкое использование электронных средствдокументооборота. В описании формирования адреса имеется некотораянеоднозначность. Написано: «Адрес в системе электронной почты состоит изимени электронного почтового ящика, которое обычно совпадает с регистрационнымномером пользователя, и домена, который описывает место компьютер или локальнуюсистему, где этот почтовый ящик находится.» Первой неточностью являетсято, что адрес выбирается абонентом независимо от регистрационного номера, болеетого, их совпадение представляет собой уязвимое место с точки зрениябезопасности информации. Вторая неточность заключается в том, что, во-первых,не каждый домен определяет физическое положение сервера (это относится кдоменам первого уровня COM,ORG и т.д.), и,во-вторых – месторасположение пользователя никак не зависит отместорасположения сервера. В общем, впечатление о книге положительное, но ееценность, как и ценность любого набора определений, с практической точки зренияминимальна.
Вторым предполагаемым источником оказался учебник«Организация работы с документами». В разделе об автоматизацииделопроизводства дана классификация средств автоматизации с описаниями особенностейи возможностей. В других разделах кратко описываются технологии электроннойпочты, гипертекста, построения компьютерных сетей.
Более объемными и содержательными объектами,отобранными при поиске, стали статьи из специальных изданиях, посвященных компьютернымтехнологиям. Значительная часть из них имеют один большой общий недостаток –избыточность информации коммерческого характера ввиду использования в качествеисточников материалы западных периодических изданий. Каждую излагаемую мысльавторы статей считают должным подтвердить двумя-тремя ссылками на данныеэкспертов.
Наиболее полное и конкретное рассмотрение проблемывстретилось в статье «Системы управления документами на основе web-технологий»,опубликованной в журнале ComputerWeek#07'97. Статья подробно описывает суть дела, определяя преимущества инедостатки применения Internetв целях создания системы управления документами. Излагается концепцияиспользования web-технологии,без применения посторонних программных продуктов. В том же номере журналаимеется еще одна статья, описывающая вопросы безопасности использованияглобальной сети. Оба эти источника, за исключением насыщенности экономическимиданными, заслуживают хорошей оценки.
Статья "LotusDomino открывает Госстандарту окно в Internet" из журнала«Сети» #04'2000 рассказывает о реализации подхода к использованию web-технологии, отличного отописанного в предыдущем источнике. Не вдаваясь в подробности, можно сказать,что речь идет об использовании программных продуктов, основой которых являетсяинтеграция с Internet. Недостатком статьи, с точки зрениярассматриваемой проблемы, является чрезмерный акцент на специфическиевозможности приложений, работающих под управлением LotusDomino/Notes, используемые в системеГосстандарта, но абсолютно бесполезные для иных пользователей.
Для организации электронного документооборота врамках большой организации мало одной лишь системы управления, а нужныеще и средства хранения электронных документов. Информация по этомувопросы была найдена в статье «Концепция построения электронногоархива», журнал «Открытые системы»#01'97. В отличие от многихдругих, в ней отсутствовали финансовые данные. Статья отличается четкостьюанализа проблемы, ясной формулировкой предлагаемых решений и выводов. Большоевнимание уделено технической стороне вопроса.
Также в качестве источника была взята статья«Концепция системы автоматизации отечественного документооборота»,журнал «Открытые системы» #01'97. В ней в доступной форме описанасуть проблемы автоматизации документооборота в российских условиях, данаклассификация систем автоматизации работы с документами. коммерческаянаправленность статьи не является препятствием корректному изложению существарассматриваемого вопроса. К недостаткам можно отнести ее некоторую неактуальностьввиду наличия устаревших данных, что сказывается в форме недостаточноговнимания к web-технологиямпо причине их недоразвитости на момент написания статьи.
Классификация средств электронногодокументооборота,
Когда говорят об автоматизации делопроизводства илидокументооборота, то обычно подразумевают любые информационные технологии,связанные с обработкой документов – от использования текстовых процессоров досистем управления потоком работ и управления базами данных. В результате в этукатегорию попадает очень широкий спектр программных продуктов:
Системы управления документами, точнее – сфайлами документов на машинных носителях. Существует огромное количествопрограммных продуктов, позволяющих готовить текстовые, табличные, графические,мультимедийные и другие типы документов. По сути, системы управлениядокументами являются системами управления базами данных для неструктурированнойинформации. Системы, основанные на архитектуре «клиент-сервер»,состоят из 4 основных элементов:
·
· на рабочих станциях
·
·
Управление документами. Предполагается, чтокаждый документ может характеризоваться сложной совокупностью структурированныхданных. Системы управления документами обеспечивают эффективное хранение иобработку этих данных. Примером такой системы являются системы правовойинформации, позволяющие быстро ориентироваться во множестве нормативно-правовыхактов.
Пересылка документов. Это почтовые системы,обеспечивающие пересылку документов и сопроводительной информации для работы сними других пользователей компьютерной сети. Они могут быть более или менеемощными: от простейших систем электронной почты до развитых учрежденческихсистем, позволяющих, например, связывать с документами специфические наборыреквизитов и маршруты движения.
Групповая работа над документами. Эти системыпозволяют группе пользователей компьютерной сети параллельно работать надобщими документами. При этом может обеспечиваться оперативное отслеживание всехизменений и версий.
Управление потоком работ. Эти системыавтоматизируют сложные многошаговые алгоритмы работы с документами ворганизации. Каждый тип документа может иметь специфические алгоритмы обработкии маршруты движения, причем на каждом шаге функции обработки и дальнейшиймаршрут могут, в общем случае, зависеть от предыстории документа и текущихсобытий.
Принципы технологии электронного документооборота.
Управленческая деятельность в России, как и во всехразвитых странах, осуществляется с помощью документов, которые одновременноявляются источником, результатом и инструментом этой деятельности. Организацияработы с документами – ключевая технология управления в любом учреждении: отофиса небольшого предприятия до федерального ведомства или огромной корпорации.Естественно, эффективное управление требует некоторой системы работы сдокументами. Чем шире сфера и масштабы деятельности организации, тем болееважную и самостоятельную роль играет собственно система делопроизводства. Онапредполагает не только единые правила документирования – оформления документов,но и единый порядок документооборота.
В соответствии с нормативными требованиямидокументооборот организации охватывает движение документов с момента ихполучения или создания до завершения исполнения, отправки или сдачи в дело.Технология управления документооборотом предполагает ведениерегистрационно-контрольных форм в виде журналов и картотек. Главная проблематрадиционной технологии управления документооборотом – практическаяневозможность централизованно отслеживать движение документов организации вреальном масштабе времени. Ведь это требует огромных трудозатрат не только наведение подробных журналов и картотек в каждом подразделении, но и наоперативное централизованное сведение соответствующей информации.
Отсутствие действенной технологии управлениядокументооборотом приводит, в конечном счете, к тому, что, как правило, впроизвольный момент времени невозможно точно сказать, над какими документамиработает учреждение, какова история и текущее состояние того или иного вопроса,чем конкретно заняты исполнители.
В современном учреждении основными технологическимиинструментами работы с документами являются компьютеры, установленные нарабочих местах исполнителей и объединенные в сеть. Если компьютерная сетьохватывает хотя бы все рабочие места делопроизводственного персонала вструктурных подразделениях организации, то появляется возможность использоватьсеть для перемещения документов и централизованно отслеживать ходделопроизводственного процесса – вплоть до работы исполнителей над документамина их рабочих местах.
Общегосударственныенормы регламентируют только форму готовых – официальных документов, но нетехнологию их подготовки: работу с проектами и неофициальными рабочимидокументами. Поэтому на этапе подготовки документов могут быть примененыпроизвольные информационные технологии – от текстовых процессоров до системколлективной работы. Когда же мы говорим о нормативном документообороте, тоследует учесть ряд наиболее характерных особенностей. Это очень четко очерченнаяи весьма специфическая предметная область.
К объектам системы управления документооборотомотносятся структуры данных, над которыми производятся операции. К ним относятсякартотеки, регистрационно-контрольные карточки, файлы документов, сообщения ипапки. Каждый документ должен быть зарегистрирован в системе. В процессерегистрации в регистрационную карточку заносятся реквизиты документа,характеризующие собственно документ и состояние его обработки.Предусматривается возможность иерархических двунаправленных гипертекстовыхсвязей между документами.
Картотеки – это виртуальное подмножество документов.Картотека является полным аналогом картотеки/журнала подразделения организации.Собственно документ может существовать вне автоматизированной системы, напримерна бумаге. При наличии одного или нескольких машинных файлов, содержащихэлектронную версию документа, система хранит ссылку на соответствующие файлыдокумента и программы их чтения/редактирования. Таким образом, пользовательсистемы имеет возможность работать с электронными документами.
При пересылке документа от пользователя кпользователю формируется сообщение, содержащее реквизиты адресата,корреспондента, дату и собственно текст сопроводительного сообщения/резолюции.Для контроля исполнения документов используются контрольные карточки, которыемогут создаваться для всего контролируемого документа или для его разделов.
Папки документов предназначены для группированиярегистрационных карточек документов по какому-либо признаку, напримертехнологическому, тематическому и т. д.
Информационная модель предусматривает такжевозможность взаимосвязанного функционирования нескольких систем автоматизациидокументооборота. В этом случае обмен документами между системамиосуществляется посредством любой системы электронной почты.
Системы управления документооборотом на основе web-технологий
Наступилаэпоха Internet. Стали необходимы системы, которые, во-первых, обеспечатсовместное использование документов сотрудниками предприятий и взаимодействиемежду отделениями, во-вторых, предоставят возможность публикации документов наWeb-узле и, в-третьих, поддержат электронную торговлю с бизнес-партнерами изаказчиками. Компании, имеющие собственные интрасети на базе протокола IP,имеют возможность использовать их для дальнейшего развития систем управления иобработки электронных документов. Например, можно превратить все бумажныедокументы в электронные и сосредоточить их в базе данных главного офиса,обеспечив к ним доступ по интрасети всем сотрудникам фирмы, а по Internet — ееклиентам. Это позволит снизить затраты на распространение бумажной документацииза счет публикации необходимой информации в Internet и интрасети и повыситьэффективность работы с документами служащих компании.
Последниедесять лет развития сетевых средств показали, что современные предприятия немогут обойтись без систем на базе web-технологий, так как именно они позволяют окончательно перейти кбезбумажной технологии, обеспечив удаленный доступ к документам. Системыуправления документами, используемые в настоящее время в корпоративных сетях,выполняют загрузку и обработку всего потока документов, циркулирующих впределах предприятия, т. е. информации, пересылаемой между служащими иотделениями, а также обеспечивают обмен документами с потребителями,поставщиками, клиентами и дистрибуторами Основные функции системы управлениядокументами – классификация информации, размещение ее в библиотеках баз данныхи предоставление пользователям интерактивного доступа к документам. Право наработу с документами определяется с помощью идентификатора пользователя ивходного пароля, а возможность обработки информации обеспечивается программнымисредствами, которые позволяют редактировать документы, коллективно работать сними, а также обмениваться ими по каналам электронной почты. До сих пор такиесистемы внедрялись достаточно медленно и не пользовались успехом у потребителейиз-за того, что не могли предложить пользователям таких широких возможностей,которые заставили бы их изменить привычные методы ведения бизнеса. Новыесистемы управления документами на базе Web имеют все шансы привлечь вниманиепредприятий, причем главная причина их популярности состоит в том, что вкачестве клиентской части эти приложения клиент/сервер используют стандартныйWeb-броузер. С помощью таких систем служащие, работающие дома, могут мгновеннополучить любые изменения, внесенные руководством в документы компании,подключившись к корпоративному серверу посредством модема или сетевой карты иброузера и найдя необходимый отчет в библиотеке базы данных. Заказчики получаютвозможность обратиться к Web-узлу предприятия и, щелкнув мышью по пиктограмме,соответствующей средствам обслуживания клиентов, автоматически подключиться кбиблиотеке базы данных, чтобы проверить, отправлены ли заказанные изделия. Впрежних, традиционных системах управления документами на пользовательскомкомпьютере требовалось установить клиентскую часть этого приложения, чтоограничивало возможности использования данного продукта. Кроме того, длякаждого пользователя, принимающего участие в коллективной работе с документами,компания должна была приобрести у поставщика лицензию, что приводило кзначительным материальным затратам. Системы управления документами на базе Webне требуют расходов на клиентское программное, позволяя экономить значительныесредства.
Наиболее привлекательная сторона системуправления документами на базе Web – экономия средств. В конечном счетеWeb-системы управления документами могут также выполнять функции автоматизацииделовых процедур, осуществляя не только разделение документов на категории ивзаимодействие с библиотеками баз данных, но и маршрутизацию документов. Ещеодна функция будущих систем управления документами заключается в предоставлениидоступа к корпоративным информационным библиотекам как сотрудникам предприятий,так и компаниям-партнерам, которые смогут получить спецификации на продукцию,графики поставки изделий и другую информацию, не представляющую коммерческойтайны. Основные причины, которые могут замедлить развитие средств управлениядокументами на базе Web, — это риск, связанный с недостаточной защитойинформации в системе Web, и сложность разработки развитых приложений на основемодели «слабый клиент/мощный сервер».
Поскольку документы становятся все болееразнообразными и ориентированными на Internet, пользователям потребуютсясредства, которые способны манипулировать как текстами, так и изображениями,видеоинформацией и звуком.
Internet выполняет две функции — во-первых, служит проводящей средой для обмена информацией между организациями,работающими в области стандартизации, и, во-вторых, выступает в роли среды длябыстрой разработки приложений. Интрасеть доступна лишь структурнымподразделениям организации, внешние пользователи имеют доступ только наWeb-узел.
Наиболее сложной является проблема защитыинформации. Если речь идет об одностороннем доступе к информации, обеспечитьнадежную защиту легко: достаточно предоставить внешним пользователям,обращающимся к библиотекам документов через Web, право только искать и читать данные.Такой вид доступа означает, что компания позволяет посторонним лицам получитьопределенную внутреннюю информацию без регистрации в корпоративной сети и безполучения каких-либо прав на управление данными. Это значительно снижаетопасность внесения несанкционированных изменений в ответственную информацию. Вэтом случае пользователь с помощью Web-броузера может только ознакомиться сданными, размещенными на Web-сервере, который установлен между ним и внутреннейсетью корпорации.
Когдасистема управления документами применяется для двустороннего доступа кинформации, а именно этот способ совместного использования документов особеннопривлекает предприятия, проблема защиты осложняется. Теперь для обеспечениябезопасности корпоративной базы данных требуются специальные программы,регламентирующее права доступа. Кроме того, на клиентском компьютере должнобыть установлено специальное приложение, поддерживающее связь с серверомпредприятия и позволяющее ему регистрировать документы, к которым обращаетсяпользователь, и изменения, вносимые последним. В настоящее время большинствосистем, предназначенных для управления документами в системе Web, включаютразвитое серверное программное обеспечение и небольшую клиентскую часть,рассчитанную на так называемого «слабого» клиента, т. е. устройство,не имеющее мощного процессора и способное обеспечить только просмотр информациис помощью Web-броузера. Эти системы не позволяют полностью контролироватьдоступ пользователей к информации.
Хотя проблемы с защитой данных пока не решены,Web-приложения для работы с документами могут получить широкое распространениене через 5-10 лет, а гораздо раньше. Система управления документами на базе Web– универсальный инструмент для большинства предприятий, так как в нейиспользуется единый интерфейс (Web-броузер), обеспечивающий связь междуразличными платформами. Конечно, данная технология нуждается в дополнительныхсредствах защиты, однако преимущества универсального доступа к информацииперевешивают этот недостаток. В то же время быстрый технический прогресспозволяет надеяться, что надежные средства защиты для систем управлениядокументами на базе Web появятся довольно скоро. Традиционным средством защитыинформации в интрасети служит брандмауэр, расположенный между интрасетью и Internet.Для проверки прав пользователей применяются идентификационные карточки скодированием, а также идентификаторы и пароли. Пересылать документы черезбрандмауэр на внешние Web-узлы разрешено ограниченному кругу служащихкорпорации. Все эти меры плюс средства защиты серверов и полный запрет надоступ к сети из внешних Web-узлов создают условия для безопасной и удобнойработы персонала.
Стратегически важные данные можно хранить намэйнфрейме, не подключенном к интрасети и Internet. Начинать внедрение следуетс наиболее простого варианта системы – проверить ее в интрасети компании, итолько после этого организовывать внешние связи через Web-сервер.
Итого,в целях обеспечения безопасности от несанкционированного доступа черезInternet, можно использовать также следующие меры:
1. Встраиваниев центральный узел программно-аппаратный комплекс, выполняющий функциибрандмауэра.
2. Фильтрацияпакетов и аутентификация пользователей
3. Обеспечениевнутренней связи между узлами посредством корпоративной интрасети, имеющейлокальные IP-адреса, не зарегистрированные в Internet и, следовательно,недоступные из внешнего мира.
4. Ограждениевыхода во внешнюю сеть proxy-сервером, который преобразует внутренние IP-адресав глобальные, ограничивает входящий и исходящий трафик, выполняет регистрациювнешних Web-узлов, посещаемых пользователями.
5. Применениеразных протоколов на локальных серверах, содержащих особо важные базы данных, ина Web–серверах, что затрудняет несанкционированный доступ к базам данных. Этоможет несколько уменьшить преимущества web-технологии.
6. Внедрениемеханизмов управления доступом в саму систему управления документооборотом(список управления доступом, уровни доступа, роли, группы пользователей,шифрование и т. д.).
Использованиеэлектронной почты.
В случае, если документ необходимо сделатьобщедоступным, это происходит двумя основными путями, либо через системуэлектронной почты, путем рассылки, либо через Internet, путем публикации наWeb-сервере. Второй способ применим в случае, если лица, которым можетпонадобиться документ, заранее неизвестны. Использование электронной почты жеболее подходит для направления документов к исполнителям.
Системой, обеспечивающей маршрутизацию документовявляется система электронной почты, которая осуществляет параллельноераспространение документов. Маршрутизация отличается от распространения илирассылки тем, что маршрутизируемый документ возвращается в начало маршрута,например к инициатору, а рассылаемый документ уходит к исполнителю без контроляфакта возврата. С помощью дополнительных приложений система электронной почтыможет обеспечивать последовательную маршрутизацию документов.
Длякаждого пользователя создается почтовый ящик. Передачу сообщений междупочтовыми ящиками внутри локальной сети осуществляет программныймодуль-марштуризатор. Но пользователи должны иметь возможность не толькоработать с электронной почтой в пределах интрасети, но и обмениватьсясообщениями через Internet.
Итак,электронная почта выполняет следующие функции:
•обмен сообщениями между пользователями;
•обмен документами между пользователями;
•обмен данными между приложениями;
•оповещение пользователей о наступлении определенных событий.
Система корпоративного электронного архива.
Но внедрение мощных системы управления электроннымидокументами не всегда приводит к получению ожидаемого эффекта. Причина кроетсяв том, что огромное количество оперативной и справочной информации по-прежнемуостается на бумажных носителях. Ручная обработка таких бумажных хранилищ становитсяузким звеном функционирования многих крупных корпораций. Решением может статьиспользование технологии построения корпоративного электронного архива.
В рамках отрасли или корпорации речь идет даже не отрадиционной автоматизации каталогов библиотек, а о построении интегрированнойсистемы глобального масштаба, обеспечивающей эффективный доступ и хранениеогромных объемов документов в электронном виде. Причем, технология должнавключать как средства создания/наполнения супербанка данных, так и средства обеспеченияего должного функционирования и развития. Однако, если потребность в такойтехнологии назрела уже много лет назад, то техническая возможность еереализации появилась относительно недавно, как следствие появления дешевыхносителей, повышение эффективности высокоскоростных вычислительных систем исетей, новые информационные технологии индексирования сверхбольших массивовданных, наметилось направление внедрения средств искусственного интеллекта,позволяющих моделировать и анализировать большие массивы информации.
Общую идею можно обрисовать следующим образом.Организуется развертывание высокопроизводительной сети, включающей графическиерабочие станции и мощные серверы ввода и обработки информации. Для вводадокументов с бумажных носителей низкого качества, используются промышленныесканеры потокового ввода. Система обеспечивает эффективное индексирование иполнотекстовый поиск информации большого объема. Данные, необходимые для поискадокументов, хранятся в высокопроизводительной и отказоустойчивой системепамяти, а графические образы документов – в виде изображений на носителях,характеризуемых длительным временем хранения и дешевизной. Специфическая чертакорпоративного электронного архива – обеспечение полнотекстового поиска.Построение и поддержка системы атрибутивного поиска, характерного для системуправления документооборотом, оказывается неприемлемым вследствие временных истоимостных ограничений.
Программным ядром корпоративного электронного архивапо праву можно считать технологии индексирования и поиска. Первое направление,именуемое также корпоративным электронным архивом, относится к классутрадиционных информационно-поисковых систем, основанных на атрибутном поискеструктурированных данных. Альтернативное направление электронного архивированиябазируется на принципе полнотекстового индексирования неструктурированныхданных и включает контекстно-независимое индексирование, не зависящее отестественного языка, и контекстно-зависимое индексирование, позволяющееоптимизировать индексацию и поиск с учетом специфики морфологии и семантикиестественного языка.
Как уже отмечалось, все данные в системе могутнаходиться в двух видах: поисковый образ и образ собственно документа. Из-завысоких требований к скорости доступа к поисковому образу документа и егоцелостности, он должен храниться в высокоскоростных отказоустойчивых системаххранения, например RAID-массивах.
Для хранения образа документов использованиемагнитных дисковых носителей не представляется возможным вследствие их высокойстоимости. С учетом того, что большинство архивных документов, практически, неподлежат модификации и удалению, библиотеки на компакт-дисках могут бытьпредпочтительнее. Кроме того, компакт-диски удобнее в работе: их автономноечтение можно осуществлять на любом компьютере, комплектуемом приводом CD-ROM.
Список литературы
1.
2. «Организация работы с документами»: Учебник/ В.А. Кудряев идр. – М.: ИНФРА-М, 1999, 575с
3. LotusDomino открывает Госстандарту окно в Internet", «Сети», 4,2000.
4.
5.
6.
7.
8.