ИННОВАЦИОННЫЙМЕНЕДЖМЕНТ
УЧЕБНИК
подредакцией Действительного члена международной Академии информатизации, доктораэкономических наук, профессора Ильенковой С. Д.
Москва1997
Инновационный менеджмент. Учебник /Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити, 1997 г. –
Базовый профессиональный курсуправления инновационной деятельностью, охватывает проблемы оформленияинновационных проектов, анализа спроса на научно-техническую продукцию, оценкиэффективности инноваций.
Для студентов, аспирантов,преподавателей ВУЗов, руководителей научно-исследовательских организаций именеджеров.
Рецензенты: кафедры экономикипредприятия и основ предпринимательства МГУ им. М. В. Ломоносова (зав. кафедройдоц. Иващенко Н. П.); доктор экономических наук, профессор Кашин В. Н.
Авторы: Ильенкова С. Д.; Гохберг Л.М.; Ягудин С. Ю.; Кузнецов В. И.; Бандурин А. В.; Ильенкова Н. Д.; Пудич В. С.;Смирнов С. А.
Введение
Появление в учебных планахроссийских вузов дисциплины «инновационный менеджмент» продиктованотребованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых… и техникеявляется основой экономического развития.
Инновационный процесс представляетсобой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается извзаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этогопроцесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Дляосуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия(распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации вновых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклическийхарактер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких системорганизации и управления экономикой.
Современные инновационные процессыдостаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Дляэтого необходимы специалисты, занимающиеся различнымиорганизационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры.
Инновационные менеджеры должныобладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, им нужныинженерно-экономические знания.
Инновационные менеджерыспособствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозироватьвозможные катаклизмы и пути их преодоления.
Для рыночной экономики характернаконкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции,наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. Поэтому существуетрыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.
Инновационные менеджеры могутдействовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы,научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро идр.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространенияновшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки.Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научныхисследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученогоисследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценитьэффективность нововведений.
Новый сложный этап реформированияэкономики России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту,владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработкамии способных работать на рынке нововведений.
В современных условиях существуютпроблемы финансирования инновационной деятельности, проводятся конкурсыгрантов. Участие в конкурсе может принести успех при условии правильногооформления конкурсных документов.
Отечественная школа инновационногоменеджмента уже имеет несомненные достижения, чему в определенной степениспособствовало учебное пособие, подготовленное коллективом ученых ГАУ(менеджмент организации. Под ред. д.э.н. проф. Румянцевой З. П., д.э.н. проф.Соломатина Н. А., 1995 г.).
Предлагаемый вниманию читателейучебник «Инновационный менеджмент» соответствует требованиямподготовки специалистов в области менеджмента. Его цель – обобщить достижениемировой и отечественной науки и практики управления инновационными процессами,оказать помощь студентам, аспирантам, молодым ученым, руководителямнаучно-исследовательских организаций и других структур экономики России восвоении инновационного менеджмента.
В учебнике нашли отражениепроблемы, связанные с инновациями материального и нематериального характера, атакже организационного; показаны особенности управления исследовательскимипроектами; изложены вопросы управления созданием и освоением новой техники итехнологии; изложена методика анализа спроса на научно-техническую продукцию;рассмотрены направления оценки эффективности инноваций и инновационнойдеятельности.
В написании учебника участвовалиученые кафедры менеджмента и статистики фирм Московского ГосударственногоУниверситета экономики, статистики и информатики (МЭСИ); центра исследований истатистики науки Комитета по науке и технологиям РФ, Новомосковского институтаРоссийского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева,Финансовой академии при Правительстве России.
Авторы заранее благодарны всем, ктосочтет целесообразным дать свои предложения и замечания по совершенствованиюучебника.
Глава I. Основные понятияинновационного менеджмента1.1. Понятие инновации и инновационного процесса
В мировой экономической литературе«инновация» интерпретируется как превращение потенциальногонаучно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах итехнологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих летразрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин «инновация» сталактивно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так идля обозначения ряда родственных понятий: «инновационнаядеятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение»и т. п. Для уточнения понятия «инновации» познакомим читателей сразличными взглядами на ее сущность.
В литературе насчитываются сотниопределений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяютинновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, какмасштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла(выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедренияи т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, ХартманВ. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.)трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяетинновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическоесодержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических,производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынкеновых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, чтоинновация – это такой общественный — технический — экономический процесс,который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданиюлучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если онаориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынкеможет привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новуюнаучно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированнуюпредпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый моментдинамизации экономического развития.
В настоящее время применительно ктехнологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло инашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники иинноваций.
Международные стандарты встатистике науки, техники и инноваций – рекомендации международныхорганизаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системноеописание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартамиинновация – конечный результат инновационной деятельности, получившийвоплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного нарынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемогов практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Таким образом, инновацияявляется следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определенийприводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляютизменения, а главной функцией инновационной деятельности является функцияизменения.
Австрийский ученый И. Шумпетервыделял пять типичных изменений:
1. Использование новой техники,новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства(купля — продажа).
2. Внедрение продукции с новымисвойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организациипроизводства и его материально-технического обеспечения.
5. Появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетерсформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация,трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видовпотребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынкови форм организации в промышленности.
В ряде источников инновациярассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведениеразвивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Инновации свойственны какдинамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновацияпредставляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), этирезультаты имеют самостоятельный круг проблем.
Термины «инновация» и«инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационныйпроцесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы)руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическаяэффективность.
Их стратегия направлена на то,чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признаноуникальным в определенной области.
Обращаем внимание на то, чтонаучно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточныйрезультат научно-производственного цикла и по мере практического примененияпревращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки иизобретения являются приложением нового знания с целью их практическогоприменения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализациейновых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок впроцессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворенияопределенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновацииявляются научно-техническая новизна и производственная применимость.Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальноесвойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИхарактеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), которыйвыступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и являетсяматериализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработокв производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретныхпотребностей.
Из сказанного следует, чтоинновацию — результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Дляинновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна,производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствиелюбого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Коммерческий аспект определяетинновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка.Следует обратить внимание на два момента: «материализацию» инновации,изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленнойпродукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и«коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.
Следовательно, научно-техническиеинновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу иприносить прибыль производителю.
Распространение нововведений, как иих создание является составной частью инновационного процесса (ИП).
Различают три логических формыинновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простоймежорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагаетсоздание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшествов этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простоммежорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи.Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя ипроизводителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенныйинновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителейнововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует черезвзаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемоготовара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум двахозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь)нововведения. Если новшество является технологическим процессом, егопроизводитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационногопроцесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание ираспространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включаетпоследовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организациюопытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. Напервой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаютсяпредпосылки такой реализации.
На второй фазе общественно-полезныйэффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а такжемежду производителями и потребителями.
В результате диффузии возрастаетчисло и изменяются качественные характеристики как производителей, так ипотребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющеевоздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.
Диффузия инновации –процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационнымканалам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут бытьидеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующегохозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение ужеоднажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местахприменения.
Распространение инновации –это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощностикоммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующимисубъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальнойэкономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций иразную способность к их усвоению.
В реальных инновационных процессахскорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формойпринятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствамисоциальной системы, а также свойствами самого НВ. Свойствами НВ являются:относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями;совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность,накопленный опыт внедрения и др.
Одним из важных факторовраспространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующимсоциально-экономическим окружением, существенным элементом которого являютсяконкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВявляется процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВвслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
Субъекты инновационного процессаделятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство иотстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетерсчитал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако наранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеетдостаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Нохозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новыхтехнологий под угрозой вытеснения с рынка.
Нужно исходить из того, чтовнедрение НВ является трудным и болезненным процессом для любой организации.
Во всех случаях одним из важныхкритериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативныхтехнологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такуюинформацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положениемфирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченнойвыборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливаетнеопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике.Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями.На раннихстадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной.Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения ииспользования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения новойтехнологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ееприбыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использованиялюбого нововведения — временна и снижается с приближением предела егораспространения.
Следовательно, диффузиянововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количествапионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологическиевозможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятностьдоминирования на рынке будет большей для технологии с большим числом пионерскихорганизаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выборомвсех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет большим посравнению с выполнением последующих.
Вместе с тем трудно оценитьотносительные преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речьидет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в делебудущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, чтокаждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующейтехнологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующимихозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы.После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоенымногими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны свысокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясьна ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечноеразделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиямиимитаторов.
Для быстрого распространенияинновации нужна развитая инфраструктура.
Инновационный процесс имеетциклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появленияновшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация – этотакой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферыисследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономическиеизменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы.(Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е.Варги, И. Шумпетера и др.).
По мере развития деятельность,представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся между собой участкии материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся врезультате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИПлишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно большеоно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциалакак предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается технологическийуровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самымвосприимчивость к инновациям.
В общем виде ИП можно представить вразвернутом виде так:
ФИ — ПИ — Р — Пр — С — ОС — ПП — М — Сб,
где
ФИ – фундаментальное(теоретическое) исследование;
ПИ – прикладные исследования;
Р – разработка;
Пр – проектирование;
С – строительство;
ОС – освоение;
ПП – промышленное производство;
М – маркетинг;
Сб – сбыт.
Схема 1. Модель инновационного процесса
Анализ этойформулы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ееэлементами, учета длительности цикла ФИ — ОС, который может продолжаться свыше10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ — ПИ; Пр — С) и т. д.
Начальной стадией инновационногопроцесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятиемнаучная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р,Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.
Что же представляет собой научнаяработа, от развития которой зависит появление новшеств? Научная работа –исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых,оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работадолжна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.
Характерно, что количество новыхсведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность всебольше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.
Рассматривая ФИ с точки зренияконечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность,направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательныхсведений и информации только в области теории вопроса.
Теоретическое (ФИ) исследование несвязано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именнооно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимостьтеоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики исинтезом предыдущих знаний о предмете.
Фундаментальные исследования, какправило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу.Развитие может осуществляться по схеме 2:
ФИ1
ФИ
ФИ3
ФИ4
ФИ5
ФИ2
.......
Схема2. Развитие ФИ
Только некоторыефундаментальные исследования воплощаются в ПИ — Р - ПР и т. д. Примерно90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И изоставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике.Цель ФИ — познание и развитие процесса(теории вопроса).
Иную целенаправленность имеют прикладныеисследования (ПИ). Это – «овеществление знаний», их преломление впроцессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.
В результате разработок создаютсяконструкции новых машин и оборудования, что плавно переходит в фазы.Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленноепроизводство (ПП). Фазы (М — Сб) связаны с коммерческой реализацией результатовинновационного процесса.
Таким образом, инновационныйменеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетомэтого строит свою управленческую деятельность.
Инновационный менеджмент –совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами,инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационнымиструктурами и их персоналом.
Для него, как и для любой другойобласти менеджмента, характерны:
¨ постановка цели и выбор стратегии
¨ четыре цикла.
Сказанное наглядно представлено насхеме 3.
1
Планирование
3
Исполнение
Постановка цели и выбор стратегии
4
Руководство
2
Определение условий и организации
1. Планирование: составлениеплана реализации стратегии.
2. Определение условий иорганизация: определение потребности в
ресурсах для реализации различныхфаз инновационного цикла,
постановка задач передсотрудниками, организация работы.
3. Исполнение: осуществлениеисследований и разработок,
реализация плана.
4. Руководство: контроль ианализ, корректировка действий,
накопление опыта. Оценкаэффективности инновационных
проектов; инновационныхуправленческих решений; применения
новшеств.1.2. Научно-техническая и инновационнаядеятельность
Научно-техническая и инновационнаядеятельность является необходимым условием развития инновационных процессов иуправление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.
Научно-техническая деятельностьсвязана с рождением, развитием, распространением и применениемнаучно-технических знаний. Она включает: научные исследования и разработки; научно-техническое образование иподготовку кадров; научно-технические услуги.
Научные исследования и разработкипредставляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объемазнаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.
Научные исследования и разработкиохватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные исследования– экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получениеновых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Онимогут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научнымидокладами, публикациями.
В отличие от фундаментальныхисследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретныхпрактических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные наполучение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальныхисследований; новых методов решения тех или иных проблем.
Разработки – это работы,направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов,внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование ужевыпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой:определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторскиеработы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, науровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы);технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических,технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему,производящую определенный полезный продукт (технологические работы);созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающихпринципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытанийдля получения технических и других данных и накопления опыта. (это находитотражение в технической документации по применению нововведений).
Таким образом, научныеисследования и разработки включают:
¨
¨
¨
¨
¨
Для изучения рынка новшествинновационный менеджер должен учитывать, что статистическая информация онаучных исследованиях и разработках дается не только по видам работ, но и посекторам науки, социально-экономическим целям и отраслям науки.
Рассмотрим теперь понятиенаучно-технической услуги.
Научно-технические услугиохватывают деятельность, связанную с научными исследованиями и разработками испособствующую распространению и применению научно-технических знаний.Научно-техническими услугами могут заниматься:
¨
¨
К научно-техническим услугамотносятся: предоставление научно-технической информации; перевод,редактирование и издание научно-технической литературы; изыскания(геологические, гидрологические, топографические и др.); разведка полезныхископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контролькачества; консультирование клиентов по подготовка и реализации конкретныхпроектов (кроме научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг);патентно-лицензионная деятельность.
Научные исследования и разработкиотличаются от других видов деятельности наличием в них значительного элементановизны.
Объектами управления винновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельностьорганов управления и финансирования научных исследований и разработок.
Инновационная деятельность –понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность,организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющейпродвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясьисточником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационногопроцесса.
В исследованиях инноваций выделяютследующие виды инновационной деятельности:
¨
¨
¨
¨ технологии со стороны вформе патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций,моделей и услуг технологического содержания;
¨
¨
Источниками финансирования науки иинноваций в России являются собственные средства организаций (предприятий),выполняющих научные исследования и разработки или осуществляющих инновации;средства бюджета, в том числе федерального (для научных исследований иразработок), бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, получаемыеорганизацией непосредственно или по договорам с заказчиком; средствавнебюджетных фондов (фонда стабилизации экономики, фонда региональногоразвития, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондовнаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, российского фондатехнологического развития и др.); иностранные источники (средства, получаемыеот юридических и физических лиц, находящихся вне политических границгосударства, а также от международных организаций).
Выше было сказано, что инновацияявляется результатом инновационной деятельности.
Перейдем к более подробномуизложению сущности инноваций и инновационной деятельности.Резюме
Инновационным процессом называетсяподготовка и осуществление инновационных изменений.
ИП состоят из взаимосвязанных фаз,образующих единое, комплексное целое.
Результатом ИП является инновациякак реализованное использованное изменение.
Большое значение для осуществленияинновационных процессов имеет диффузия, то есть распространение во времени ужеоднажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местахприменения.
ИП имеет циклический характер.Вопросы для повторения
1. Дайте определение инновации.
2. На какие группы делятся субъектыинновационного процесса?
3. Дайте определение научнойработы.
4. Расскажите о циклахинновационного менеджмента.
5. Что понимают под научнымиисследованиями и разработками?
ГЛАВА II. ВИДЫ ИННОВАЦИЙ ИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА2.2. Виды инноваций и их классификация
Управление инновационнойдеятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций,что необходимо для их отбора и использования. Преж