Федеральное Агенство по Образованию
Орловский ГосударственныйТехнический университет
Кафедра: «Экономическая теория и управление персоналом».
Курсоваяработа
по дисциплине:«экономическая теория»
на тему: «Информационныетехнологии в коучинге»
Студент
Иванов А.Н.
Группа: 11-УП
Курс: 1
Работа допущена кзащите________________
Работа защищена соценкой_______________
Орёл, 2005
Введение……………………………………………………………3
1.Необходимостьи условия индивидуального
Обучения в инновационной экономике.
Изменение педагогических систем.
1.1 Кризисуниверситетского образования…………………..6
1.2 Модельоткрытого образования…………………………..6
1.3 Характерныечерты открытого образования……………..8
1.4 Инновационная экономика………………………………..10
2.Анализ эффективного использования
Системы коучинга в повышении квалификации и
Переквалификации кадров.
2.1 Человеческий капитал……………………………………..12
2.2 Тренинг……………………………………………………..12
2.3 Коучинг: модная игрушка или рабочийинструмент……14
3.Формы и пути использования Интернет-технологий
в коучинге.
3.1 Что такое Интернет………………………………………….20
3.2 Дистанционноеобучение…………………………………...20
3.3 Академия электроннойдидактики…………………………25
Заключение………………………………………………………....28
Списоклитературы………………………………………...………30
Введение.
К концуХХ-го столетия почти во всех развитых странах мира сформировалось массовоенедовольство современным образованием, которое касается разных секторов иразных сторон этой разветвленной системы. Больше всего претензий кобщеобразовательной школе, однако и высшая школа не вызывает восторга из-за,например, акцента на профессиональную подготовку студентов в ущербобщекультурному развитию, низкий уровень профессиональной мотивации иответственности, жесткая регламентация деятельности студентов, порождающаяпассивность выпускников, нивелировка уровней подготовки и т.п. В этой связиговорят о всемирном кризисе образования, кризисе цивилизации, о смене парадигмыпедагогического мышления и даже о кризисе человека и о необходимости егопеределки.
Можнонаглядно пояснить причины переживаемого кризиса (по А.В. Курбатову)В течении1900 лет развития нашей цивилизации большинство населения осваивало трудовуюдеятельность, непосредственно перенимая и продолжая деятельность своихродителей, грамотность и образование были репродуктивны и элитарны. В ХХ-м векеобразование необходимо большинству населения. В первые 70 лет этого интерваларепродуктивность образования еще позволяет адекватно реагировать на изменениеусловий жизни, но далее образование начинает отставать от темпов измененияжизни, и с ним надо что-то делать. Возникающие проблемы надо формулировать ирешать на научной основе.
Вэкономически неблагополучный период жизни в стране возрастает внимание к образовательнымсистемам. От их состояния зависят темпы прохождения реформ, предъявляющихвысокие требования к уровню профессиональной подготовки и общей культуры членовобщества. В настоящее время люди все острее и острее испытывают на себедействие информационно-компьютерной революции, бурного развития НТП. Поэтомукаждый член общества должен научиться быстро воспринимать все многообразие идейи технологий, работающих и развивающихся в современном мире. Путь к этому лежитчерез новую модель образования, позволяющую развить способности человека какличности. Изменение модели образования вызвано к жизни новыми требованиямисовременности. Человек должен стать не только «знающим», но и«понимающим». Традиционная система образования готовила людей к жизнив условиях, которые уже были в наличии к моменту подготовки этих людей,казались неизменными. Сейчас нужно готовить к жизни в условиях, которые можнотолько прогнозировать.
Современный специалист практически не имеет права на ошибку Всистеме его знаний и умений должна в значительной степени присутствоватьтворческая компонента, нестандартность мышления, а не размножение
типовыхрешений. Рутинные функции обработки информации берут на себя компьютеры.
Традиционнаямодель учебного процесса ориентирована прежде всего на формированиерепродуктивного типа деятельности. Сегодня требуется построить такую модельучебного процесса, которая в массовом порядке позволяла бы людям раскрывать иразвивать свой творческий потенциал. Классическая система образования всегдаподразумевала разовый характер процесса обучения. В ходе обучения человековладевал базовой совокупностью знаний, которые могли бы ему понадобиться вжизни. Применение знаний не учитывало накопление жизненного и профессиональногоопыта. Сейчас период устаревания знаний практически во всех областяхдеятельности — 3-5 лет. Поэтому некая сумма знаний в традиционном понимании ужене может выступать в качестве цели обучения. Ускорение темпов обновлениясистемы знаний сделало актуальной задачу доучивания человека на протяжениивсего периода его активной профессиональной деятельности. Нужен переход отконцепции разового образования к образованию, реализующемуся на протяжении всейжизни человека. Оно становится более коротким, ориентированным на нуждычеловека. Образовательная программа индивида охватывает не только овладеваниеим специальными знаниями, но и формирование у него уровня образованности,дающего возможность адаптироваться к новым видам деятельности и соответствующимим средствам коммуникации. Важное место в системе непрерывного образованияпринадлежит и последипломному обучению.
Образовательнуюдеятельность осуществляет сеть постоянно структурно изменяющихсягосударственных и частных учебных заведений, что является объективнойнеобходимостью современного этапа научно-технической революции.
Информатизациякак одна из ведущих тенденций научно-технического прогресса затрагивает многиестороны жизни современного общества. Интенсивно создаются информационнаяиндустрия, информационные технологии. Любая наука рассматривается как один изспособов накопления, хранения и переработки информации, ее анализа, выработкинорм, правил отбора информации, создания методик и методологии конструированиямоделей.
Информацияприобретает черты информационного поля, окружающего человека.
С развитием ЭВМ, микроэлектроники и мощных технических средствинформатизации возникает понятие инфосферы. Современныйчеловек, входа в ноосферу (сферу разума) в качестве ее активного компонента,начинает осознавать информационную картину мира, овладевать информационной культурой,В наш обиход входят такие понятия, как «информация»,«информационный вакуум», «информационные потоки»,«информационный шум», «информационное агентство»,«средства массовой информации», «информационный взрыв» идр. Информационные процессы,
происходящиев обществе, оказываются необходимой составной частыо всей социальной жизнилюдей.
С помощыоинформационных процессов люди присваивают общественно-исторический опытпредыдущих поколений. Зарождается информология -общая наука (метанаука) обинформации, формирование которой стало объективной необходимостью и объединяетизучение всех проявлений и сторон информации, всех процессов, связанных с нею.На сегодняшний день образовательная наука накопила огромный опыт, однако,наступление информационной эпохи резко изменило как саму схему передачи знаний,так и методы обучения. Компьютеризация общества, развитие сетей, возможностьполучения практически любой информации, работая за компьютером, изменилотрадиционное представление об образовании, сложившееся последние 300 лет ипривело к пониманию необходимости новых подходов, интегрированных в понятие«Открытое образование».
1.Необходимостьи условия индивидуального обучения в инновационной экономике. Изменение педагогическихсистем.
1.1Кризисуниверситетского образования.
Систематрадиционного образования, глубинные основы которой заложены около 200 летназад, в конце XXвека приходит в противоречие с требованиями жизни, с запросами общества. В чемпричины кризиса университетского образования? Они видятся в следующем:
• углубляется разрыв между стремительнымразвитием общественной жизни и сферой образования, которая оказалась не всостоянии приспособиться к быстрому темпу изменения условий жизни общества;
• резкий рост спроса на образование, которыйне могут удовлетворить традиционные университеты;
• большая инертность традиционногообразования;
• недостаток финансирования, которыйсказывается на всех элементах образования, научных исследованиях, учебных разработках,издательской деятельности, библиотечной базе, на качестве преподавания и др;
• особенно выделяется проблема преподавателей,а точнее, необходимой
ихквалификации.
Огромныепроблемы возникают в связи с бурно и непрерывно растущим объемом человеческихзнаний. В условиях, когда каждые 10-15 лет объем информации удваивается,классический учебник и преподаватель становятся поставщиками устаревших знаний.
Анализ основных направлений развития образования в современноммире показывает, что решение проблем, которые возникли перед традиционным,
классическимуниверситетским образованием, с учетом вышеназванных ориентиров, возможнотолько на пути широкого использования новых информационных технологий Интернет,которые позволят радикально изменить сущность и организацию процессов обученияи развития человека. Использование компьютерных и коммуникационных технологий вучебном процессе, развитие на их основе непрерывного, дистанционного, открытогообразования предстают не как методические и организационные усовершенствования,а как поиски принципиально новой модели образования, соответствующейсовременной информационной цивилизации.
1.2 Модельоткрытого образования
Соответствующаясинергетической парадигме «открытая модель» образования предполагаетоткрытость образования будущему, интеграцию всех способов освоения человеком мира; развитие и включение в процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества; обращение к мировоззренческим и смысловым моделям (а не их догматизация или полное отсутствие); свободное пользование различными информационными системами, которые сегодня играют не меньшую роль в образовании, чем непосредственный учебный процесс; личностную направленность процесса обучения; развитие информационной культуры; психологическую установку обучающегося сверхзадачу, в связи с чем образование находится в процессе постоянного поиска и изменения, все время формируя новые ориентиры и цели; изменение роли преподавателя: переход к совместным действиям в новых, небывалых ситуациях открытом, изменяющемся, необратимом мире.
Цель открытого образования
Глобальнойцелью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному иэффективному участию в общественной и профессиональной областях в условияхинформационного общества.
Принципы открытого образования
1.Бесконкурсное поступление в высшее учебное заведение;
2.Открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальнойпрограммы обучения путем выбора из системы курсов;
3. Свободав выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в течение всегогода и отсутствие фиксированных сроков обучения;
4. Свободав выборе места обучения: студенты могут физически
отсутствоватьв учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельновыбирать, где обучаться.
5. Переходот принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образованиечерез всю жизнь».
6. Переходот движения обучающегося к знаниям к обратному процессу — знания доставляютсячеловеку.
7.Свободное развитие индивидуальности, являющееся основопола-гающим фактором,тогда как классическая модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующиечеловеческую
индивидуальность.
1.3Характерные черты открытого образования
Открытость будущему.
Открытоеобразование предполагает открытость будущему, а его дальнейшееразвитие связано с преодолением закрытогои приданием процессу обученияоткрытоготворческого характера.
Именнопоэтому свободное развитиеиндивидуалъности является условием
развития и эволюции общества.Для открытой системы образования данное
положение выступает основополагающим фактором, тогда как
классическая модель образования предполагает жесткие нормы,
унифщирующие человеческую индивидуалъностъ.
Обучающиеся должны бытъ вовлечены в обширный открытый мир, что
позволяет человеку реализовать свои потенциальные возможности.
Свободный доступ к информационным ресурсам мира.
Открытоеобучение включает ученика в развернутые системы информационных баз данных,снимает пространственно-временное ограничение в работе с различными источникамиинформации. Информация и ее свободное распространение играют решающую роль.
Свобода выбора
Любой человек может учиться в удобном для себя месте, поиндивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обученияи согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсимильнойсвязи, электронной и обычной почте, в режиме off-lineв среде Интернет, а также в режиме регламентированногоочного контакта. Основным принципом здесь является понимание человека какцентрального субъекта, инициирующего и организующего свой собственный процессобразования.
Такоеобучение можно охарактеризовать как не директивное. Из-за свободы каждый вноситв занятия часть себя, отвечает не по учебнику, а, опираясь на своюиндивидуальность, общается с остальными на уровне своего «Я». Именнопоэтому создается близость, теплота и единство в отличие от обычного курса сего обезличенными темами занятий. Некоторые педагоги уповают на то, что вближайшие годы учеными будет разработан универсальный метод обучения,соответствующий современным научным знаниям. Однако целостность и многомерностьпроцесса образования предполагают постоянный творческий поиск. Существуютразличные формы, методы и технологии обучения, успешное применение которыхзависит от преподавателя, группы, их индивидуальных особенностей и интересов.Выбрать оптимальный из них они могут только сами, благодарясамосовершенствованию, самовыражению, самореализации интеллекта, чувств и вцелом личности каждого участника процесса образования.
Личностная направленность процесса обучения
Личностныйподход ставит ближайшей целью задачу овладения обучающимися комплексом знаний,навыков, умений, выработки качеств личности, обеспечивающих успешное выполнениезадач профессиональной деятельности и комфортное существование в условияхинформационного общества.Идея личностногоподхода в значительной степени соответствует концепции образования напротяжении всей жизни человека. В совокупности они формируют контурыперспективной системы образования, которая позволит человеку понять самого себяи окружающую его среду и будет содействовать выполнению его социальной роли вжизни общества. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образовательныхпрограмм, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию,которая наиболее полно соответствует его образовательным ипрофессиональным способностям.
Важнойпроблемой конца XX — начала XXIвв. являетсяпроблема поиска соответствующей организационной структуры и ее учреждений,которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь»к принципу «образование через всю жизнь».
Специфика открытой системы образования, заключается и в том, чтообразовательная система должна быть способна не только вооружать знаниямиобучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашуэпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими,самостоятельный и творческий подход к знаниям в течении всей активной жизничеловека.
Образованиедолжно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способенпредоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющихучиться непрерывно, обеспечивать широким массам возможность получения послевузовскогои дополнительного образования.
Развитие информационной культуры
• Информационная культура связана с социальной природой человека.Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека ипроявляется в следующих аспектах:
• в конкретных навыках по использованиютехнических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерныхсетей);
• в способности использовать в своейдеятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющейкоторой являются многочисленные программные продукты;
• в умении извлекать информацию из различныхисточников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций,представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
• во владении основами аналитическойпереработки информации;
• в умении работать с различной информацией;
• в знании особенностей информационных потоковв своей области деятельности
Фундаментализация образования
Подтермином фундаментализация понимается существенное повышение качестваобразования и уровня образованности людей, его получающих, за счетсоответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и методологииреализации учебного процесса.
Информатика — основа открытого образования
В современном понимании информатика представляет собой комплексноенаучное направление, имеющее междисциплинарный характер. Она активносодействует развитию ряда других научных направлений и тем самым выполняетинтегративную функцию в системе наук.
В информационном обществеинформатика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной,интегрирующей научные достижения человечества, полученные с помощью компьютера,которая изучает все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи ииспользования информации.
Знания, положенные в основуфундаментальной информатики, должныслужить основной цели – развитию творческого потенциала личности в самомшироком понимании этого слова: системное научное мышление; конструктивноеобразное мышление; развитое воображение; пространственное мышление;ассоциативное мышление; хорошая память; вариативность мышления.
1.4 Инновационная экономика.
Понятие«инновации» ввёл в научный оборот Й. Шумпетер как обобщение разнообразныхнововведений. Воспроизводство инноваций становится необходимой и первостепеннойзадачей каждого предприятия, региональной и центральной власти в стране.
Винновационной экономике центральной фигурой становится инноватор – творческийспециалист, способный придумать, обосновать, разработать и осуществитьинновационные проекты. Новые потребности, новые способы и средстваудовлетворения потребностей. Новые технологии и новые способы организации дела– именно инновационный подход определяет сегодня положение и перспективыпредприятий, регионов и стран.
Инноваторысоздают интеллектуальные продукты, закрепляют авторские права или праваинтеллектуальной собственности, которые определяют конкурентный потенциалпредприятия либо хозяйственного комплекса. Инновационная сверхприбыльполучается в результате первоначального использования инноваций, когда ониявляются еще уникальными или редкими. Производитель получает частичный контрольнад ценой благодаря лучшему качеству продукта или меньшим издержкам,недоступным в данный момент для остальных конкурентов. Однако постепенно, помере того как данная конкретная инновация становится всеобщим достоянием,получаемая на ее основе инновационная сверхприбыль исчезает (в отличии отобычной монопольной сверхприбыли). Поэтому для того, чтобы инновационнаясверхприбыль сохранялась, на смену одним инновациям должны приходить другие. Врезультате возникает инновационный поток, основанный на систематическомприменении впервые поступающих в экономический оборот инноваций.
Именноинтеллектуальный потенциал определяет сегодня рыночные позиции предприятий,возможности их укрепления и расширения. Инноваторов надо учить и постоянноподпитывать их информацией, что в корне меняет экономическую роль образования ивсей сферы социальных услуг. В инновационном процессе исключительную рольиграют творческие способности человека, его интеллект, смекалка, умениенаходить нетрадиционные решения сложных проблем. В то же время для решениянаучных, художественных, технических и социальных проблем нужны обширныезнания, налаженная система информаций, творческое взаимодействие инноваторов.То есть человеческие способности выступают человеческим капиталом любогоинновационного предприятия. Именно в инновационной деятельности в «чистом виде»проявляется роль
человеческогокапитала и инструментальное, подсобное значение приборов, техники, зданий исооружений, то есть всех материальных условий интеллектуального труда.
Формированиеи воспроизводство конкретных видов индивидуального человеческого капиталаосуществляется через определённые формы жизнедеятельности человека с помощьюотраслей и предприятий социальных и информационных услуг.
Одним изважнейших жизненных циклов является получение профессионального образованиячерез производственное обучение, профтехучилища, средние и высшие специальныеучебные заведения. Обучение и практика формируют квалификацию, трудовойкапитал, профессиональные способности выполнять конкретные работы на конкретныхрабочих местах.
2.Анализэффективности использования системы коучинга в повышении квалификации ипереквалификации кадров.
2.1Человеческий капитал.
Внастоящее время в России и за рубежом все большее распространение получаеттеория человеческого капитала. При этом под человеческим капиталом на уровнепредприятий обычно понимается совокупность навыков, умений, способностей,квалификаций и интеллектуального потенциала персонала, обеспечивающих получениеприбыли. Рабочая сила в соответствии с теорией человеческого капиталарассматривается как средство производства, требующее капиталовложений с цельюповышения производительности. Наиболее весомой статьей расходов на персоналявляются инвестиции в повышение квалификации работников, в их развитие ипродвижение по служебной лестнице. Рост информации, меняющиеся технологиипроизводства, жесткие условия рынка, конкуренция — все это факторы, побуждающиепредприятия и организации, желающие удержаться на «гребне успеха»,постоянно совершенствовать знания и навыки своих работников. В настоящее времясуществует множество методик повышения квалификации персонала, позволяющихреализовывать программы повышения квалификации и переподготовки кадров какнепосредственно в рамках производственной структуры (внутрифирменное обучение),так и с отрывом от производства в отраслевых учебных заведениях,специализированных центрах подготовки кадров или путем стажировок на отечественныхпредприятиях или за рубежом.
Наиболеепредпочтительными формами повышения квалификации во многих организацияхсчитаются: обучение персонала по индивидуальным программам и краткосрочныекурсы подготовки без отрыва от производства. Вместе с тем велик процентработников, которые желают повысить квалификацию путем обучения в различныхвысших учебных заведениях. Однако на практике с каждым годом данная формаповышения квалификации применяется все реже и реже, так как является довольнодорогой.
2.2Тренинги.
Одна из распространенных аномалий российского топ-менеджментазаключается в том, что деньги вкладываться в технологии, но не в людей.Российские компании платят либо за обучение руководителей высшего звена, либоза обучение продавцов, которые уже завтра могут принести прибыль. В результатеотличие профессионального уровня мидл-менеджмента западных компаний отроссийских с каждым годом становится все ощутимее. Исторический опытподсказывает, что когда не удовлетворен средний класс, начинает рушиться вся структура.
Помнению Олега Трояновского, управляющего партнера консалтинговой компании PathWays«перед менеджментом российских компаний остро стоят задачи, связанные сповышением их личной эффективности. Ситуация на рынке такова, что им приходитсяискать ресурсы развития бизнеса, прежде всего, внутри компании». Толькопочувствовав локоть конкурента, менеджер-собственник приходит к тому, что опорана опыт персонала – единственный путь наращивания конкурентных преимуществ.Осознав это, руководство ряда российских компаний приступило к выстраиваниюсистемы корпоративного обучения.
Менеджмент– это искусство управления результатом. А результат и путь к нему нужнопросчитать. Актуальный тренинг для среднего менеджмента – технологии управленияс помощью измерений: менеджер должен уметь грамотно оценить себя и своихподчиненных. Иначе он не менеджер, а руководитель комсомольской организации.Олег Трояновский считает, что российским компаниям нужно не копировать западныетехнологии, а создавать свою систему оценки и обучения персонала. При чем,начинать надо «снизу», ведь именно средний менеджмент компании точно знает, чтоему нужно. Возможно, такая система сначала покажется не очень стройной. Но онабудет эффективной и адекватной данному бизнесу.
Покаже технология коучинга встречает в лице большинства российских менеджеров (навсех уровнях) сильнейшее сопротивление. Анализируя причины такого положениявещей, руководители компаний нередко отмечают, что основное препятствие длявнедрения коучинга – образ авторитарного руководителя, укоренившийся вроссийском сознании. Нельзя переродиться за несколько часов или дней тренинга.Коучинг войдет в практику менеджмента постепенно, через молодых руководителей,которые сегодня только учатся мастерству управления. Завтра они стануттоп-менеджерами, и им будет легче ввести эту новую технологию в практикукомпании. И тогда коучинг станет главным инструментом в поиске новых стимулов,задач и видения перспектив развития своего потенциала. За каждой технологиейстоит увеличение прибыли, менеджер знает это, но не пользуется. Почему? Потомучто у менеджера и так хорошие результаты, денег для жизни ему хватает. Зачемвсе усложнять? Именно из этого абсурда и возникло желание развивать системныйкоучинг продаж, который мы делаем для своих мидл-менеджеров. Задача коуча –вытащить человека из зоны комфорта (я ее называю «мертвой зоной»),спровоцировать его, вызвать желание развиваться дальше и дать инструменты дляэтого.
Амбициозныепланы, которые ставит перед собой кампания, требует нового менеджмента, новогомышления. Динамика страхового рынка в России – увеличение объема продаж в 2-3раза за год. Чтобы успевать за рынком, каждый менеджер (включая топ-уровень)должен уметь выстраивать, направлять, контролировать личные бизнес-планы своихподчиненных. А затем, вместе с подчиненными оценить: все ли сделано? И можно лиделать больше?
После годазанятий системным коучингом продаж (менеджерские курсы коучинга идут у нас двараза в месяц), менеджер начинает решать проблемы своей группы, помогает каждомусотруднику достигать наилучшего бизнес-результата в данных конкретных условиях.Я убежден, что коучинг (работа с потенциалом сотрудников, личной эффективностьюработы каждого) и тимбилдинг будет приоритетной зоной корпоративного обучения вобозримом будущем.
2.3Коучинг: модная игрушка или рабочий инструмент ?
Поисковыесистемы Интернета по слову коучинг выдают массу ссылок на консалтинговые итренинговые компании, и коучинг как услугу, предоставляемую этими компаниями,наряду с тренингами, консалтингом, повышением квалификации и др. Можно такжевстретить такие формулировки: «коучинг как стиль менеджмента и РК»,«коучинг (У1р-консалтинг)», «коучинг или консультирование покарьерному росту и развитию».
Корнямикоучинг уходят в спорт. С английского coachпереводится как тренер, а coachingкактренировка. Когда coachingстал использоваться в качестве терминабизнес-консультирования, смысл, вкладываемый в это слово, несколько изменился.Один из основоположников коучинга ДжонУитмор (в прошлом автогонщик, а теперь консультант ипреподаватель по управлению человеческими ресурсами) объясняет суть этогоизменения в своей книге "Coaching — новый стиль менеджмента и управления персоналом".Тренер-коуч это не человек, который «стоит с палкой», кричит дурнымголосом и ругает подопечного на чем свет стоит. Это человек, который смотрит,что и как его подопечный делает и дает ему обратную связь, наставляет,воодушевляет. Задача тренера-коуча помочь тому, кого он тренирует, раскрытьсвои внутренние резервы и добиться лучшего из того, на что он способен. И приэтом сам тренер не обязательно должен добиваться лучших успехов, чем егоподопечный. Ведь известно, что лучший в профессии далеко не всегда может статьлучшим педагогом. Говорят, что нет русского аналога слову коучинг. Видимо,поэтому-то и существует так много его определений. Авторы книг, статей прокоучинг, школы коучинга и сами коучи часто дают свои определения этогопонятия… Коучинг — «системапринципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности и группысовместно работающих людей, а также обеспечивающих максимальное раскрытие иэффективную реализацию этого потенциала»
Особенностикоучинга.
Отдельно поднимается вопрос связи коучинга с психотерапией,тренерством и наставничеством. В коучинге есть элементы и первого, и второго, итретьего. Например, в коучинге можно найти идеи, принципы, положения теорийизвестных психологов. Так, в коучинге нашли свое отражение идеи таких известныхпсихологов, как Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. От Адлера коучинг унаследовалотношение к каждому человеку как к творцу
собственнойжизни. У Юнга коучи научились сподвигать клиента пересмотреть свою жизнь иубеждать его развивать в первую очередь свои природные дарования, находить дляних применение в жизни и целенаправленно совершенствовать свою жизнь.Стренинговой работой коучинг объединяют
— стимулирование активных изменений;
— поддержка инициативы;
— помощь всоздании внутренних и внешних стимулов, вызов, совместная деятельность.
Виды иформы коучинга
Выделяютдва вида коучинга: коучинг как индивидуальное консультирование (внешнийкоучинг) и как стиль менеджмента (внутренний коучинг). В первом случае коучингпроходит в форме бесед коуча с клиентом. Как правило, клиенты коуча — руководители компаний. Это вполне оправдано — руководителю не с кем поделитьсясвоими замыслами, обсудить проблемы. Они не позволяют себе признаться втрудностях, т.к. расценивает их как слабость, часто старается самостоятельно совсем справиться, отвергая любую помощь. Часто организации сами отправляют своихтоп-менеджеров на коучинг для активизации их возможностей, способностей. Черезразвитие менеджмента компании происходит развитие и компании. Другаянемаловажная причина того, что клиентами коуча становятся, как правило,руководители, состоит в том, что коучинг, как и любая индивидуальная работа,удовольствие сравнительно дорогое.
Индивидуальные беседы коуча с клиентом могут проходить в формеличных встреч