Введение
Инновационный менеджмент (НИОКР ивнедрение их результатов в производство) является одной из основных сфердеятельности любой фирмы. Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингомфирмы, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться всвоей деятельности на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и,следовательно, можно сказать, что они должны работать по заданию службмаркетинга. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-техническогопроцесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют состороны подразделений сферы НИОКР постановки задач маркетинговым службам попроведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.
Задачей НИОКРявляется создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основойпроизводственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР,естественно, должны учитываться производственные культура, традиции,организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д.Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, какдеятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяютстратегический план фирмы. В свою очередь, стратегия превращается в реальностьтолько в результате разработки конкретного продукта или процесса.
Можно суверенностью сказать, что в большинстве случаев планирование НИОКР, какнеотъемлемая часть самого стратегического плана фирмы — задача болееглобальная, чем собственно исполнение НИОКР (важнее определить правильное направлениедвижения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении).
Поэтому, вопрос о том,нужно ли планировать инновационную деятельность и вообще деятельность компаниина долгосрочную перспективу, сам по себе не стоит. Ясно, что нужно. Не ясно— как. Можно пригласить специалиста, которыйразложит все по полочкам и нарисует перспективы деятельности фирмы, скажем,года на2—3. Но таких людей не много,стоят они очень дорого. Да и стратегическое планирование— является неотъемлемой частью процесса управления и не должнорассматриваться как единовременное мероприятие. Вообще планирование— это динамический и циклически замкнутыйпроцесс. Следовательно, не следует забывать, что, единожды составленныйстратегический план не является на 100% законом, обязательным для исполнения,а должен в процессе претворения в жизнькорректироваться в соответствии с изменяющимися условиями вокруг фирмы ивнутри нее.
Целью данной курсовой работы, повещенной теме: “Инновационныйменеджмент — одно из направлений стратегического планирования”, являетсяизображение актуальности управления инновационной деятельностью и инновационнойстратегией, как главных моментов стратегического плана, при организации иисполнении НИОКР.
В соответствии споставленной целью, в курсовой работе должны быть решены следующие задачи.
Первая – «Сущность и задачистратегического планирования». Здесь, в общих чертах будут охарактеризованы:само понятие «стратегическое планирование», раскрыта его главная задача,сущность стратегии, направления ее совершенствования, процесс составленияпланов и т.д. На основе рассмотренных публикаций разных авторов будут выявленыи проанализированы ключевые моменты и проблемы, возникающие в этом процессе.
Вторая задача — «Основныепонятия инновационного менеджмента», направлена на раскрытие значений таких определений, как «инновация» и«инновационный процесс», «научно-техническая» и «инновационная» деятельность.Также, будет уделено внимание организационным структурам инновационногоменеджмента, как непосредственно, организациям, занимающимся инновационнойдеятельностью.
Решение третьей задачи — «Выбор инновационной стратегии», на мойвзгляд, самой важной, покажет актуальность выбора стратегии и сами методы еевыбора. Здесь же будут приведены реальные примеры, соответвующие даннымпроцессам.
Кроме того, после каждойчасти работы будут сделаны краткиевыводы.
А в заключении, будутсделаны окончательные выводы — по результатам решенных задач, намеченных всоответствии с целью, и даны некоторые указания, которые возникли в процессеанализа публикаций и непосредственного выполнения работы.
1. Сущностьи задачи стратегического планирования
Процессстратегического планирования является очень динамичным, в той или иной формеобъединяет все другие функции управления, так как стратегическое планированиепредопределяет практическое действие членов трудового коллектива, каждогоработника в отдельности и коллектива в целом.
По определению, стратегия — это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы длядостижения главной цели.
А, следовательно,стратегическое планирование – набор действий и решений, предпринятых руководством, которыеведут к разработке специфическихстратегий, предназначенных длятого, чтобы помочь организации достичьсвоих целей.Оно опирается на четкосформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей изадач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста. Это своего рода«главный инструмент в духовом оркестре», определяющий его лицо.
Главная задачастратегического планирования состоит в том, чтобы:
•наметить цель, котораядолжна быть достигнута по окончании рассматриваемого срока,
• оценить жизнеспособность существующейфирменной стратегии поведения на рынке и при необходимости разработатьновую. При этом по возможности, нужноучесть все достижения науки и практики в области рационального распределенияресурсов (трудовых, сырьевых, технологических, финансовых и т.д.), все факторывлияния внешней среды, достичь оптимальной координации во внутренней среде иправильно спрогнозировать свою деятельность на перспективу.
Сущностьстратегии состоит в том, чтобы путем разработки комплексного плана с учетомвлияния факторов внешней и внутренней среды повышать до предела эффективностьуправления по достижению конечных целей. (Подробнее о сущности стратегии и обактуальности ее выбора, применительно к инновационному менеджменту, поговорим вглаве №3 — «Выбор инновационной стратегии»).
Процессстратегического планирования предусматривает прохождение нескольких этапов:
·
·
·
·
·
·
Следует отметить, что, наначальном этапе составления стратегического плана невозможно предугадать всепрепятствия на пути фирмы к процветанию. В этой связи выделяют два подхода кпланированию будущего бизнеса:
I.Составление идеальногоплана действий. В этом случае формулируется стратегия и на се основе строитсяплан без учета, каких бы то ни было внешних факторов. Процесс будущего развитиякомпании представляется изолированным от любых неблагоприятных воздействий.Затем составляется список возможных неблагоприятных факторов (изменениехарактера конкуренции на рынке, ухудшение политической ситуации в регионе,стране, смена поставщиков, потребителей и т. д.). Необходимо учесть как можнобольше такого рода факторов вплоть до самых невероятных и, проанализировав ихвозможные воздействия на развитие компании в будущем, сформировать стратегическийплан действий. Он должен включать несколько блоков типа “если— то”, иными словами, определять, какиедействия должны быть предприняты в случае определенного изменения внешнейсреды. Обязательным условием для внедрения описанной схемы стратегическогопланирования является точная информация о состоянии внешней среды компании (онаможет быть получена по результатам маркетинговых исследований), а также “гибкость”,адаптируемость оргструктуры компании к изменяющимся условиям и ее способностьпереориентироваться на новые задачи. Единственным неизменным звеном впредставленной схеме является первоначально избранная цель.
2.Другой подход заключается вразработке не одного, а нескольких вариантов стратегического плана. Ихколичество варьируется в зависимости от сложности ситуации компании испецифики се деятельности. В общем виде это могут быть:
•оптимистичный вариант;
•вариант с незначительнымиотклонениями от прогнозируемых рыночных условий.
•пессимистичный вариантразвития ситуации.
В этом случае учитываются неотдельные неблагоприятные факторы, а возможные изменения внешних условий.Оценивается степень их влияния на будущее развитие компании и реализацию еемиссии на рынке. Грамотно осуществленное стратегическое планирование сегодняможет гарантировать меньше неприятностей завтра /5/.
Стратегическоепланирование предусматривает не только тщательную проработку всех егонаправлений, что само собой становится очевидным, но обязательное участие в егоразработке менеджеров всех уровней управления.
В отличии отнашей системы планирования (от рабочего места до коллектива в целом), взападных фирмах стратегическое планирование является прерогативой менеджероввысшего уровня управления, но с участием мнений менеджеров среднего и низшегоуровней управления.
Поэтому, рассматривая опытуспешных иностранных и отечественных компаний, можно сделать вывод о том, чтово главе их, как правило, стоит увлеченный человек, влюбленный в свое дело изаражающий окружающих своим энтузиазмом и желанием изменить свой бизнес клучшему, иными словами харизматическаяличность. Именно на нем в первую очередь лежит ответственность заформирование командного духа и установление благоприятной атмосферы в коллективе,которая бы способствовала повышению эффективности работы компании в целом.
Руководитель всегда должензнать ответ на4 важных стратегическихвопроса:
1.Каково сегодня положениекомпании?
2.В чем заключается ее главнаяцель?
3.Что конкретно делается дляее достижения в настоящее время?
4.Какие дальнейшие шаги будутпредприняты в направлении реализации цели компании?
Ответ на первый вопрос можетбыть очевидным, а может потребовать специальных исследований и зависит отразмеров компании, особенностей ее рынка и т.д. Если компания достаточно большая, то руководитель должен делегироватьряд полномочий ведущим менеджерам с целью развивать их управленческуюинициативу и самостоятельность, а также по той простой причине, что онпрактически не сможет единолично принимать решения по всем вопросам.Обязанность руководителя—контролировать ситуацию в целом. Возможным шагом на пути к установлениюпостоянного контроля внутрифирменной ситуации и процесса реализации еестратегии на рынке является внедрение практики составления регулярных плановменеджеров, представляемых ежемесячно или ежеквартально (такая система былавнедрена в частности в компании Форд в бытность ее руководителем легендарногоЛи Якокки). По опыту ведущих компаний, реализующих у себя подобную систему,известно, что планы, составляемые менеджерами не должны представлять собойформальные “отписки для начальства” (большое значение в этом вопросе играетвнутрифирменная культура и квалификация менеджеров) и не должны быть оченьобъемными (одной страницы вполне достаточно). Внедрение системы регулярногопланирования деятельности менеджеров не является обязательным для всех компаний.В принципе, можно внедрить свою собственную уникальную внутрифирменнуютехнологию планирования. Главное, чтобы она была эффективной. Регулярноеотслеживание информации о ходе дел в компании даст возможность руководствуоценить:
· позицию работников относительно приоритетныхнаправлений развития фирмы;
· интенсивность движения по направлению к избраннойцели;
· обязательные условия для достижения успеха;
· существует ли один оптимальный вариант действий илинеобходимо составить цепочку из нескольких вариантов, реализация которых(последовательная или параллельная) приведет к намеченной цели. Такаяцепочка, по сути дела, и будетстратегическим планом действий компании.
Некоторые идеологи стратегическогопланирования утверждают, что основной задачей планирования является неформирование документа, определяющего деятельность фирмы на ближайшие nлет, а создание системы взаимоотношений с персоналом. И как результат егововлечение в процессы управления и зарождение особой внутрифирменнойидеологии.
В случае каждой конкретнойфирмы процесс стратегического планирования является уникальным, и невозможнодать никакого универсального совета, кроме одного: “Планированием нужнозаниматься”. В небольших компаниях формулировка стратегии и возможных путей еереализации идет на неформальном уровне и обычно не “проявляется” на бумаге.Для крупных же фирм имеет смысл разработать полноценный документ— план реализации стратегии. При этомруководство может придерживаться одного из четырех известных подходов кформированию стратегии.
Подходглавного стратега.Руководитель занимает лидирующую позицию в разработке и внедрениистратегии.
Подходперепоручения.Руководитель поручает работу специально созданному подразделению (службе)планирования, а сам выступает в роли куратора.
Подходсотрудничества.Руководитель работает в тесном контакте с представителями всехсторон, заинтересованных в реализации стратегии.
Подходэнтузиастов.В этом случае генеральная стратегия компании складывается на основестратегических предложений (инициатив) энтузиастов— работников компании, линейных менеджеров и т. д.
Успешное внедрение стратегическогопланирования возможно в случае:
•создания эффективной внутрифирменнойинформационной системы;
•построения организационнойструктуры, способной реализовать стратегию;
•концентрации бюджетных и управленческихресурсов на направлениях, важных с точки зрения стратегического успеха;
•мотивации работников и принеобходимости изменении сложившейся должностной структуры и основополагающихпринципов работы на фирме с целью привести их в соответствие с требованиямиреализации стратегии:
•создания внутрифирменнойкультуры и рабочего климата, ориентированного на успешную реализациюстратегии;
•внедрения внутреннейсистемы поддержки стратегических инициатив работников;
•наличия устойчивой позициии авторитета руководителя фирмы, управляющего процессом реализации стратегиии вносящего необходимые коррективы. Безусловный признак успеха компании— это умение делать что-либо в своей областилучше конкурентов. Руководство должно быть ориентировано на созданиеустойчивого имиджа уникальности продукции компании. Это не означает, чтокаждый месяц нужно выходить на рынок с принципиально новым продуктом. Главное— постоянное развитие и совершенствованиепродукции, производственных и бизнес-процессов. Находясь в контакте спотребителем, можно обнаружить огромное поле деятельности для улучшений.
Ни одна самая хорошая схемастратегического планирования не принесет желаемого результата, никакаяперестройка оргструктуры существенно не повысит эффективность компании, еслине будет задействована самая великая сила—легендарный “человеческий фактор”. Также нам всегда следует помнить о том, что единого универсальногорецепта успеха не существует. Каждая компания сама определяет для себя, чтотакое успех и как его добиваться /4/.
Несомненно, в условияхрыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он долженвнимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение всвоей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.
Стратегия может бытьобъединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объектыстратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели(принимаются решения). Особенно важна четко сформулированная стратегия, дляпродвижения новшеств (см. главу №3).
В свою очередь,каждая организация (малая, большая) должна придерживаться определеннойпроцедуры формирования общих и частных целей. Общая цель определяет процедуру,этапы разработки частных целей. Формулировку и этапность разработки общей ичастных целей можно изложить в следующей последовательности:
1.
2.
·
·
·
3.
·
·
·
·
·
На рисунке 1 приведем схему,отражающую циклы долгосрочногопланирования.
Рисунок 1 — Цикл долгосрочного планирования
Стратегическое планирование следуетрассматривать как один из главных факторов совершенствования управления, таккак оно позволяет:
·
·
·
·
·
·
·
·
Некоторые направления совершенствования стратегии планирования:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. рисунок 1).
Как былосказано во введении, стратегический план фирмы, занимающейся НИОКР, тесносвязан и взаимно определяет ее инновационную деятельность, как деятельность,обращенную в будущее. Для того, чтобы лучше понимать, что такое инновационныйменеджмент и на каких процессах он основан, непосредственно перейдем кследующей главе.
2. Основные понятияинновационного менеджмента
2.1 Понятие инновации и инновационного процесса
Инновационный менеджментсравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательскихкругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. Насмену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этихусловиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься всеорганизации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управлениядо вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малогобизнеса.
В специальной литературе иофициальных документах чаще всего использовались понятия управлениенаучно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники впроизводство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики.В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полнуююридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либоне может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие всодержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие“нововведение” является русскимвариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод санглийского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова“введение новшеств”. Под новшествомпонимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новоеявление. Русское словосочетание “нововведение”в буквальном смысле “введение нового”означает процесс использования новшества.
Таким образом, с моментапринятия к распространению новшества приобретает новое качество – становитсянововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принятоназывать процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшестваи воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, какправило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, чтовполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методытолько тогда получают общественное признание, когда будут приняты краспространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают какнововведения (инновации).
Общеизвестно, что переход отодного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов ит.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) такжетребует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции ивремя. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажитоваров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основнымикомпонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции инововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рыноккапитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений.Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности иприведены на рисунке 2.
Рынок новшеств
(новаций)
ИННОВАЦИОННАЯ
ИНФРАСТРУКТУРА
Рынок чистой
конкуренции
Рынок капитала
(инвестиций)
Рисунок 2 -Схема инновационной деятельности
Обычно под инновацией(нововведением) подразумевается объект, внедренный в производство в результатепроведенного научного исследования или сделанного открытия, качественноотличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высокимтехнологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услугипо сравнению с предыдущим продуктом.
В научной литературе существует большоеколичество подходов определения дефиниции инновация. Например, по признакусодержания или внутренней структуры выделяют инновации технические,экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки,как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла(выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедренияи т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, ХартманВ. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.)трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твистопределяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретаютэкономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупностьтехнических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих кпоявлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б.Санто считает, что инновация – это такой общественный — технический — экономический процесс, который через практическое использование идей иизобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий,и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появлениеинновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактуетинновацию как новую научно-организационную комбинацию производственныхфакторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений– новый момент динамизации экономического развития.
В настоящее времяприменительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленныеРуководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистикенауки, техники и инноваций.
Международные стандарты встатистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организацийв области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание вусловиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация –конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виденового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового илиусовершенствованного технологического процесса, используемого в практическойдеятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Таким образом, инновацияявляется следствием инновационной деятельности.
В свою очередь, анализируяразличные определения, можно прийти к выводу, что специфическое содержаниеинновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельностиявляется функция изменения.
Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1. Использованиеновой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля — продажа).
2. Внедрениепродукции с новыми свойствами.
3.Использование нового сырья.
4.Изменения в организации производства и его материально-техническогообеспечения.
5. Появлениеновых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетерсформулировал еще в 1911 г.Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение сцелью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новыхпроизводственных и транспортных средств, рынков и форм организации впромышленности.
В ряде источников инновациярассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведениеразвивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Инновации свойственны какдинамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляетсякак конечный результат научно-производственного цикла, эти результаты имеютсамостоятельный круг проблем /2/.
В широком же смысле, под инновациями понимается прибыльноеиспользование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг,организационно-технических и социально-экономических решений производственного,финансового, коммерческого, административного или иного характера. Периодвремени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до егоиспользования принято называть жизненным циклом инновации. С учетомпоследовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматриваетсякак инновационный процесс.
Рынок новшеств (новаций).Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продуктинтеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские ианалогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными,федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.
В мировой практике приняторазличать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность,а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная(научно-исследовательская) деятельность направлена на получение,распространение и применение новых знаний.
Рынок новшеств формируютнаучные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научныхработников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций,самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы. Классификация инноваций иинновационных процессов представлена на рисунке в приложении А.
Рынок чистой конкуренциинововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов ипокупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни одинпокупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен.Использование понятия “чистой”конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой,недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственныхотношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта,источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.
Ранее отмечалось, что отновшества как результата научной и научно технической деятельности до нововведениякак общественного признания новых технологий, товаров, видов услуг, новыхметодов и т.п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов. Рынокчистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций, которыепредставляют собой единство и борьбу противоположностей.
При всем разнообразииформ участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объеминвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и впроцесс преобразования новшеств в нововведения.
Рынок капитала(инвестиций). Трудно найти организацию,которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимоприобрести и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры,осветительную аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новыетехнологии, конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции(услуги), найти новые рынки сбыта своей продукции, новых поставщиков ипокупателей. Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистыевиды энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообществоосматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета наМарс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки итехники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основногоограничения удовольствия потребностей любого субъекта хозяйствования выступаеткапитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставныйи др.).
Основные факторы развитиярынка капитала представлены на рисунке в
приложении Б.
В инновационной сфереопределяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так какинновационный процесс длится в среднем
3 — 5 лет и более. Вусловиях глубокого экономического кризиса в Российской Федерации государственныеисточники финансирования резко сокращаются. Концепцией государственнойпромышленной политики России, разработанной Государственным комитетом РФ попромышленной политике, предусматривается закрепление в законодательном порядкеследующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:
· На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироватьсятолько фундаментальные научные исследования, а также объекты федеральногозначения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержаниемнациональной безопасности;
· Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществлятьсятолько на возвратной и конкурсной основе;
· Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов навозвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачигосударственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.
В самом общем видеинвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отраслиэкономики с целью получения прибыли. В специальной литературе можно встретитьразличные варианты классификации инвестиций, один из которых представлен нарисунке в приложении В. Поэкономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные ифинансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъектыхозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные идругие активы. Финансовые инвестиции – это покупка субъектами хозяйствования ичастными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае притоккапитала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги.
Рассмотрев рынок новшеств,рынок чистой конкуренции и рынок капитала (инвестиций) как основныхсоставляющих инновационной сферы, сформулируем содержание понятия “инновационная сфера”, охарактеризуем основные этапы инновационногопроцесса и, далее, определим областьинновационной деятельности как формы общественного разделения труда.
Инновационная сферапредставляет собой