Самарское училище культуры
Заочное отделение
Контрольная работа
по предмету
«Экономика и менеджмент»
на тему «Источники финансирования учреждений культурыи
культурных программ. Технология планирования»
Выполнила студентка группы 4 Б
Данилина Евгения Сергеевна
Преподаватель _________________
______________________________
САМАРА 2005
Содержание TOC o«1-3» h z u
1. Источники финансирования учреждений культуры и культурныхпрограмм PAGEREF _Toc101796879 h 3
2. Технология планирования. PAGEREF _Toc101796880 h 8
2.1. Видыпланов в сфере культуры.PAGEREF_Toc101796881 h 8
2.2. Организацияплановой деятельности (этапы планирования)PAGEREF _Toc101796882 h 10
Организационно-подготовительныйэтап. PAGEREF _Toc101796883 h 10
Этапразработки плана проекта. PAGEREF_Toc101796884 h 11
Этапсогласования и утверждения плана. PAGEREF _Toc101796885 h 13
Этаппропаганды и организации контроля выполнения плана. PAGEREF _Toc101796886 h 13
Список использованных источников. PAGEREF _Toc101796887 h 15
1.
Мировой опыт финансирования,поддержки и развития сферы культуры показал, что существует три основных типаэкономики культуры в зависимости от механизма ее финансирования:
1. «Романский» тип (например, в Италии,Испании, во Франции), когда культура финансируется преимущественноцентрализованно, за счет государственных средств. Так, в Италии финансированиекультурных акций и искусства могут осуществлять только правительственныеорганизации или частные лица, пользующиеся доверием государства.
2. «Германский» тип, характерный для ФРГи стран Скандинавии. В этом случае центральными властями оказывается толькопатерналистическая поддержка, а государственное финансирование осуществляетсяпреимущественно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды.
3. «Англо-американский» тип: государствовыступает лишь вдохновителем и патроном определенных направлений, афинансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в томчисле за счет налоговых льгот.
В самом общем виде возможные источники финансирования деятельности всфере культуры можно представить в виде схемы (см. рис. 1).
Подавляющее большинство учреждений культуры не имеют своих собственныхисточников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытия всехнеобходимых расходов. Поэтому они или полностью финансируются изгосударственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения: федерального,субъекта Федерации или местного), или получают из него средства, необходимыедля покрытия части затрат. В этом случае имеет место финансирование по смететекущих затрат. До 1989 г. подобной дотацией и ограничивалось бюджетноефинансирование. Речь шла о простой раздаче денег по подведомственнымучреждениям культуры по нормативам в зависимости от их категории и типа. С 1989г. ситуация несколько изменилась в связи с введением программного принципафинансирования. Аналогия бюджетной дотации сохранилась в виде минимальныхгарантий поддержания материально технической базы и хозяйственного содержанияучреждений культуры. Речь идет о таких статьях, как заработная плата штатныхработников, расходы на тепло, электроэнергию и другие «защищенные» статьибюджетной сметы, гарантирующие минимум средств текущего содержания, поддержкидеятельности учреждений, прежде всего – госсети.
Необходимые капитальные вложения финансируются из государственногобюджета по особым сметам. С 1989 г. на всех уровнях бюджетообразования изсредств бюджета образуются Фонды развития культуры и искусства, целью которыхявляется финансирование не сложившейся сети учреждений культуры, аосуществления конкретной деятельности (социальный закон). Речь идет о федеральных,региональных и местных культурных программах, финансируемых из соответствующихфондов развития культур и искусства. Программное финансирование фактическиявляется распространением на бюджетные средства механизма договорных отношений.Иначе говоря, с 1989 г. бюджетные средства стали выделяться не только в видедотации (на «факт бытия»), но и в хозрасчетной «упаковке» (договор, актсдачи-приемки и т.д.).
Деятельность учреждений культуры может финансироваться не только избюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фондыразвития культуры и искусства), но из межотраслевых и межрегиональных программ(например, «Программа развития народов Севера»), местных комплексных программ,входящих отдельной строкой в соответствующие бюджеты (Программа «НародыРоссии», «Санкт-Петербург-2003» и т.п.).
Следует подчеркнуть, однако, что все эти бюджетные средства используютсядля финансирования производителя услуг в сфере культуры. Поэтому вполнеобоснованной и не лишенной здравого смысла является практика ряда стран, гдечасть бюджетных средств идет на «непосредственное финансирование потребителя» всоциально-культурной сфере. Речь идет не о потребителе вообще, а о тех егогруппах и категориях, которые нуждаются в некоторых гарантиях бюджетнымисредствами (малоимущие, дети, этнические меньшинства и т.п.). Представителямтаких категорий могут быть выданы чеки (ваучеры, талоны, карточки) наопределенный минимум услуг в сфере культуры (библиотечных услуг, музейных ит.п.). Эти чеки и пр. гасятся в соответствующих учреждениях и оплачиваютсяучреждениям культуры под гарантии бюджета. В этом случае снимается проблемакомпенсационных выплат незащищенным группам населения, а учреждения культурыначинают «охотиться» за такими клиентами, реализуя тем самым необходимыйминимум услуг.
Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е.взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсированиеможет осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании),оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупокоборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров,призов и т.д.
Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и организационное,оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируютсяконкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформлятьсядолговременным договором или даже организационными документами, когда патронвходит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами иобязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежноммузейном деле «членство» (membership). Более распространена в современной России другая форма патронажа – foundation– создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры.Такие фонды созданы, например, при Большом академическом драматическом театреим. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии. В правлениетаких фондов входят видные представители крупных коммерческих организаций,банков, торговых фирм.
Благотворительность же является проявлением филантропии, не предполагаякаких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку.Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам – темаособая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительностьобычно актом дарения.
Следует отметить такой возможный источник финансирования учреждений сферыкультуры, как международные проекты и программы. В России в настоящее времядовольно активны такие международные организации, как ЮНЕСКО, ИКОМОС, фондыКоролевы Великобритании, Принца Уэльского, Фонд Сороса, Международный научныйфонд. Гранты на финансирование выделяются юридическим и физическим лицам.Информация о сроках подачи заявок, характере и направлениях возможной поддержкипубликуется в СМИ.
И наконец, традиционным внебюджетным источником финансирования в сферекультуры является собственная коммерческая деятельность учреждения культуры. Важноподчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, нате виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимотрадиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, исдача помещений в аренду и пр.
Поэтому следует наращивать дополнительную активную коммерческуюдеятельность. Например, мало что мешает создать банк культуры – обыкновенный, впринципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифнуюставку, разница которой, например, со средневзвешенной ставкой может идти на нуждыподдержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культурыи искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховойдеятельности в сфере культуры – в отличие от зарубежной практики, в Россиипрактически отсутствует страхование деятельности в сфере культуры.
Уже из приведенного перечня возможных источников финансированиядеятельности учреждений культуры возникают несколько очевидных вопросов, важныхдля практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых, это определениесоотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначе говоря, чтоможет обеспечиваться на коммерческой основе, а что – только на основебюджетного финансирования. Значит, во-вторых, это определение приоритетов длябюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано в сферекультуры государством. В третьих, каким образом могут быть привлечены иаккумулированы («сшиты») средства из различных источников.
2.
Планирование во многом занимает особое, если не сказать – центральное,место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержаниедеятельности на определенный период. Более того, финансирование, материальное ипрочее обеспечение даются под конкретные планы. Содержанием запланированнойдеятельности и возможностями ее обеспечения определяется тип организационнойструктуры фирмы, а значит – соответствующие требования к персоналу и взависимости от этих требований – способы подбора, расстановки и дальнейшейработы с кадрами, определяющими, в свою очередь, характер и способы учета иконтроля.
Эту связь можно представить в виде последовательности:
– содержание деятельности;
– финансирование и другое обеспечение;
– организационная структура;
– требования к персоналу;
– подбор, расстановка, стимулирование кадров;
– система учета, отчетности и контроля.
2.1.
По содержанию планируемой деятельности различаются планы культурно-досуговойдеятельности, финансирования, повышения квалификации и т.д. Планы могут бытьпосвящены какому-то одному виду деятельности – в этом случае это будеттематический план, или ряду направлений работы – комплексный план илипрограмма.
В зависимости от уровня принятия планового решения планы различаются нафедеральные, республиканские, областные и краевые, районные и городские, планыучреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные.
В зависимости от степени директивности, т.е. обязательности выполнения,различаются планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочныепредставления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочныерекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению). Вдирективных планах содержится четкое определение заданий в цифровых показателяхс указанием точных сроков выполнения.
Директивным образом планируются ассигнования средств из государственногобюджета, договорные обязательства, задания, связанные со строительством, идругие задания, связанные с использованием материальных, стоимостных и трудовыхресурсов деятельности учреждений культуры. Показатели рекомендательных плановносят контрольный характер (обычно указываются минимальные значения такихпоказателей). Это означает, что фирма в своей деятельности должна построитьсвою работу так, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже контрольных.Таким образом обычно планируются объемы культурно-досуговой деятельности.
В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они различаютсяна перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные иоперативные). Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет. В сферекультуры такие планы обычно разрабатываются на федеральном и региональномуровнях (развития сферы, сети учреждений, долгосрочные программы и т.п.). Втаких планах указываются обычно наиболее общие показатели, характеризующиедеятельность учреждений на планируемый период. Среднесрочное планированиеохватывает период от года до 5 лет (включительно) и отличается обычно большейдетализацией. К краткосрочным относятся планы, разрабатываемые на срок до годавключительно, а также оперативные планы. В них конкретизируются заданияперспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю.
Поэтому краткосрочные планы называются также планами текущей работы.Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, атакже на уровне отдельных учреждений и их подразделений. Наиболее полнодеятельность учреждения культуры выражается в годовых планах работы. Дальнейшаядетализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных имесячных (календарных) и других оперативных планах работы. К оперативнымотносятся планы, разрабатываемые не декаду, неделю, день, а также оперативныеиндивидуальные планы.
Следует различать также стратегические и тактические планы. Очевиднацентральная роль стратегии – она определяет как содержание конкретных планов,так и организацию обеспечения их выполнения, требования к контролю и персоналу.Цель стратегии – удостовериться, что фирма находит и развивает перспективныевиды деятельности, сокращая и сворачивая слабые.
В качестве программы реализации конкретного проекта используется бизнес-план,который представляет собой необходимый набор документов, фактов, анализинформации, оценка рынка – собранный в единый документ, дающий возможность вслучае его одобрения и поддержки получить кредит, а следовательно – начальныйкапитал для развития фирмы, программы или разового мероприятия.
2.2.
Разработка любого плана или программы представляет собой деятельность,организованную определенным технологическим образом. С организационно-технологическойточки зрения планирование состоит из нескольких этапов, на каждом из которыхрешаются свои специфические задачи. Это организационно-подготовительный этап,этап разработки проекта плана, этап согласования и утверждения плана, этаппропаганды плана и организации контроля исполнения.
На этом этапе создаютсяорганизационные условия успешной плановой деятельности. Их созданиепредполагает решение следующих задач.
Определение круга исполнителей. Разработка плана обычно поручаетсянаиболее квалифицированным работникам, поскольку планирование предполагаетдостаточно широкий горизонт рассмотрения перспектив работы.
Определение сроков разработки. Важно определиться со сроками разработкипроекта плана, представления его на согласование и утверждение. Разработкаплана на следующий год не должна начинаться позже ноября текущего года.
Информационное обеспечение. Разработка программы должнаопираться на добротную информационную базу. Информационное обеспечение планированиязаключается в сборе, систематизации и анализе предплановой информации, наоснове которой может приниматься плановое решение. К предплановой информациипредъявляется ряд требований, таких как объективность и достоверность,оперативность и своевременность, полнота и конкретность, систематичность и т.п.В круг предплановой информации входят данные учета и отчетности, материалыпрошедших проверок, директивные и нормативные материалы, научные публикации,методические материалы.
Методическое обеспечение (инструктаж). Менеджер, организующий разработкупрограммы, должен быть уверен, что все участники разработки правильно понимаютсвои задачи, технологию разработки требуемого плана. Поэтому необходимопредусмотреть проведение совещаний, семинаров, деловых игр, ознакомление сопытом планирования работы других аналогичных организаций.
Этот этап также складывается изнескольких частей, связанных с решением соответствующих задач:
Определение целей и задач на планируемый период. Целеполагание – центральнаяпроблема планирования. Цели деятельности могут задаваться в организационных(уставы, положения, инструкции), распорядительных и директивных (приказы, распоряжения)документах, они могут определяться нормами и нормативами, формулироваться врезультате маркетинговых исследований и других методов анализа.
Характеристика целей и задач в конкретных показателях. Показатель – краткая характеристикапланируемого процесса или явления, поэтому именно в показателях выражаетсяцеленаправленный характер планирования. Выбирая те или иные показатели и даваяим количественное или иное выражение, мы конкретно фиксируем поставленные целии задачи.
По способу определения различаютпоказатели утверждаемые, нормативные и расчетные. Утверждаемые показателифигурируют в планах экономического и социального развития, в планах бюджетногофинансирования. Нормативные показатели определяются на основе межотраслевых,отраслевых и местных норм и нормативов. Расчетные показатели устанавливаютсясамой фирмой, исходя из анализа конкретных возможностей и условий. По оценкеразличаются положительные и отрицательные показатели. Первые предполагаютсистематическое увеличение и наращивание работы. Отрицательные – характеризуютте явления и процессы, которые подлежат уменьшению, снижению и, возможно,устранению (например, дефицит определенного вида культурных услуг и ценностей).По виду планируемой деятельности показатели различаются на показателипроизводства и потребления культурных ценностей, показатели оснащенности,финансирования, хозяйственного содержания, кадрового обеспечения и т.д. Похарактеру выражения планируемые показатели разделяются на абсолютные иотносительные. Абсолютные показатели в зависимости от их экономической природымогут быть натуральными (выражаться в штуках, комплектах, мероприятиях,количестве людей и т.п.) и стоимостными (выражаться в рублях). Относительные показателивыражаются в простых, относительных и динамических процентах, долях, индексах,корреляциях и т.д.
Определение количественных значений планируемых показателей. Это может быть достигнуто двумяпутями: с помощью аналитического или нормативного методов.
Обоснование реализации плана. Возможность достижения поставленныхцелей, решения поставленных задач, т.е. выполнения программы планируемыхдействий должна быть обоснована.
Оформление проекта плана. После обоснования реализации проектплана может быть оформлен («положен на бумагу»). Оформление зависит от вида конкретногоплана (комплексный или тематический, перспективный или текущий, содержанияпланируемой деятельности), его назначения и т.д. Может быть выдвинут следующийтезис: план должен быть оформлен таким образом, чтобы в нем могли найти ответна интересующие их вопросы исполнители, заказчики и инстанции, с которымиданный план согласуется.
Оформленный плановый материал – этовсего лишь проект плана. Для того чтобы стать планом (т.е. документом), ондолжен быть согласован и утвержден.
План согласовывается со всемиинстанциями (организациями и должностными лицами), от которых зависит егореализация. Оформляется согласование с помощью реквизита «Согласовано» на последней странице планового документа, гдеуказываются согласующие инстанции и подписи представляющих их ответственныхлиц.
Утверждается план решениеминстанции-распорядителя кредита организации, чьим планом данный документявляется (обычно – директором). Оформляется с помощью реквизита «Утверждаю» (с указанием названиядолжности и фамилии ответственного лица, а также даты утверждения), которыйразмещается в правом верхнем углу планового документа и обычно заверяетсяпечатью.
После утверждения план становитсядокументом, т.е. элементом административной, финансовой, хозяйственной,трудовой дисциплины.
Успех реализации плана во многомзависит от того, насколько его позиции доведены до конкретных исполнителей,насколько персоналу понятны и близки цели и задачи, содержание конкретнойдеятельности. Для этого необходимо предусмотреть специальную разъяснительнуюработу: совещания, семинары, беседы, наглядные материалы и т.п. Не менее важнодоведение содержания планов до партнеров, инвесторов и доноров, клиентов ипотребителей. В сфере культуры решение этой задачи – широкое информированиеобщественности о содержании планов – является необходимой предпосылкой успехадела и поэтому особенно важно. В такой информативной работе могут использоватьсяСМИ и многообразные формы и виды технологии publicrelations.
Список использованных источников
1. Законодательнаяполитика и правовое регулирование в сфере культуры: аннот. библиогр. указ./ М-вокультуры Рос. Федерации, Рос. ин-т культурологии. – М.: РИК.
2. Законодательствоо культуре: [Сборник/ Сост. Б. Букреев]. – М.: Касаткина, 2001. – 471 с.
3. МаксимовскийВ.И. Управление социальным обеспечением. М.: Юрид. Лит., 1974. – 167 с.
4. РоссийскаяФедерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – Тольятти:Сеан-Издат, 2004. – 167 с.
5. РоссийскаяФедерация. Законы. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 г.» сприложениями/ Предисл. Жукова А.Д. – М.: Рос. газ., 2003. – 384 с.
6. ТульчинскийГ.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. –СПб.: Лань, 2001. – 382 с.
7. Управлениесоциально-культурным учреждением: Межвуз. сб. науч. тр./ Свердл. юрид. ин-т им.Р.А. Руденко; Редкол.: Э.Н. Ренов (Отв. ред.) и др. – Свердловск: СЮИ, 1986. –145 с.
8. Учреждениясоциальной защиты: Направления и порядок работы/ Сост. Сергунькин Н. – М.: Соц.защита, 2000. – 223 с.
9. Федеральныезаконы об образовании и правах ребенка с комментариями: [Сборник: По состояниюна 29 авг. 2001 г./ Сост. Е.П. Педчак]. – Ростов н/ Д: Феникс, 2002. – 286 с.
10. Экономические отношения в социально-культурной сфере:Межвуз. сб./ Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та,1992. – 145 с.