План
Введение………………………………………………………………… | 3 | |
1. | Сущность, виды и формы иностранных инвестиций………………… | 5 |
2. | Прямые иностранные инвестиции в России………………………….. | 11 |
3. | Российский инвестиционный климат и проблемы инвесторов……... | 19 |
4. | Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию | 21 |
Заключение……………………………………………………………... | 25 | |
Список литературы……………………………………………………... | 28 |
Введение
Одним из важнейших факторов экономического роста являются инвестиции. Либерализация российской экономики, однако, сопровождается общим спадом производства и инвестиционной активности. В условиях дефицита бюджета, финансовой нестабильности российского рынка, недостатка оборотных средств предприятий произошло как резкое уменьшение бюджетных ассигнований, средств отечественных инвесторов, так и удорожание кредитных источников капиталовложений. Обновление производственного потенциала также сдерживается и неэффективной налоговой политикой. Поэтому в современных условиях важно стимулировать приток иностранных инвестиций, которые могут помочь решить две задачи - ослабить дефицит капиталов внутри страны и способствовать внедрению в производство передовых технологий.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян.
Положительное влияние иностранного капитала на развитие экономики разных стран обычно проявляется в том, что ускоряется процесс разгосударствления и демонополизации экономики, повышается уровень ее конкурентоспособности, обеспечивается диверсификация форм собственности, формируется "открытость" экономики, ускоряется включение ее в мировое хозяйство, создается возможность использовать иностранный капитал как эффективный рычаг инвестиционно - технической "подпитки" национальной экономики.
1. Сущность, виды и формы иностранных инвестиций
Финансовые ресурсы, предназначенные для развития производственного процесса, превращаются в капитал в денежной форме. Будучи пущены в оборот они приносят доход. Оборот денег осуществляется путем вложения их в предпринимательство, передачи в ссуду. Долгосрочные вложения финансовых ресурсов представляют собой инвестиции. Цель инвестиций - прибыльное вложение капитала. Таким образом, можно говорить о том, что накопления - это результат выгодного размещения инвестиций. В разных источниках можно найти различные определения понятия "инвестиции" по сути своей мало, чем отличающиеся друг от друга. Поэтому, представляется возможным, в общем, определить инвестиции как совокупность долгосрочных вложений финансовых, трудовых и материальных ресурсов (как частных, так и государственных) в различные сферы национальной (внутренние инвестиции) или зарубежной (заграничные инвестиции) экономики с целью увеличения накоплений и получения прибыли.
2. Прямые иностранные инвестиции в России
Действующее российское законодательство устанавливает специальные критерии отнесения иностранных инвестиций к прямым. Прямыми иностранными инвестициями считаются
: (1) приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале российской коммерческой организации; (2) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; и (3) осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.
Согласно методологии, используемой Федеральной службой государственной статистики (Росстат), прямые иностранные инвестиции – это инвестиции, сделанные иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации - объекта предпринимательской деятельности на территории России. Капитал может вкладываться в виде денежных средств, паев, акций и других ценных бумаг; кредитов; технологий, машин, оборудования; лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей и пр.
Очевидно, критерии, установленные Росстатом, в большей степени соответствуют практике, принятой в мировой статистике, чем определение прямых иностранных инвестиций, содержащееся в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях». Согласно Балансам международных расчетов МВФ, прямые иностранные инвестиции – это капиталовложения, которые производятся с целью приобретения долгосрочного участия в предприятии, действующем в стране, не являющейся страной инвестора, причем прямой инвестор стремится к получению реального влияния в управлении предприятием, что обеспечивается получением контроля над 10 процентами уставного капитала и более. Прямые иностранные инвестиции могут осуществляться в форме взносов в уставный капитал, реинвестирования дохода и предоставления прямым инвестором займов.
Таким образом, основной чертой прямых иностранных инвестиций является то, что они осуществляются с целью приобретения устойчивого влияния на предприятие. Это отличает прямые иностранные инвестиции от портфельных (покупка акций, паев, составляющих менее 10% в уставном (складочном) капитале организации, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг) и прочих (торговые кредиты и т.п.).
2006 год был ознаменован небывалыми масштабами прямых иностранных инвестиций в российскую экономику: Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) оценивает их в 28,4млрд. долл., предварительные оценка Центрального банка России еще выше – 31 млрд. долл. Таким образом, объем прямых иностранных инвестиций в России удвоился по сравнению с 2005 годом. По показателю темпов роста прямых иностранных вложений Россия вышла на четвертое место в мире (после Казахстана, Польши и Таиланда), а по общему объему средств, вложенных иностранными инвесторами – на третье место среди развивающихся стран (после Китая и Сингапура).
2006год стал не только рекордным по объемам иностранного капитала, но и первым годом, когда приток капитала превысил его отток. Причем было зафиксировано не только положительное сальдо движения частного капитала, но и - впервые с 2001 года - сокращение его валового оттока. Внушительная статистика дала повод министру финансов Алексею Кудрину заявить о том, что Россия стоит на пороге экономического чуда. По мнению Кудрина прошлогодний инвестиционный бум показывает, что «российская экономика - одна из самых динамично развивающихся в мире и имеет привлекательный инвестиционный климат». В настоящей заметке будут рассмотрены страновая и отраслевая структура прямых иностранных инвестиций в экономику России, факторы, вызвавшие их беспрецедентный рост, и перспективы российского «чуда».
Согласно данным Росстата за январь – сентябрь 2006 года, по поступлению прямых иностранных инвестиций в экономику России лидировали следующие 10 стран-инвесторов
Таблица 1
Страны инвесторы | Млн. долл. |
Нидерланды | 2604 |
Кипр | 2425 |
Индия | 1425 |
Швейцария | 189 |
Великобритания | 147 |
Германия | 139 |
Люксембург | 95,5 |
Франция | 88 |
Виргинские о-ва (Брит.) | 59 |
США | 40 |
Как видно из таблицы 1, из Кипра и Нидерландов поступила половина прямых иностранных инвестиций в экономику России. Кипр и Нидерланды – популярные в российской деловой среде квази-оффшоры - также занимают первые места по объему накопленных российскими предприятиями иностранных инвестиций (61 % от их общего объема к сентябрю 2006 года). Поскольку статистика Росстата исходит из того, что вложения капитала зарубежными филиалами российских юридических лиц учитываются как иностранные инвестиции, с большой долей уверенности можно утверждать (даже если вычесть часть голландских прямых инвестиций, которые, вероятно, составляют вложения компании Shell в сахалинские проекты), что не менее трети прямых иностранных инвестиций пришли из оффшоров российских компаний. Одной из основных причин репатриации российских капиталов под прикрытием зарубежного статуса до последнего времени считалась лучшая защищенность иностранных инвесторов от аппетитов “чиновничьего бизнеса”. События последних месяцев (вытеснение иностранных компаний из проекта «Сахалин-2» и проекта освоения Ковыктинского месторождения) могут существенным образом повлиять на процессы возвращения в Россию ранее вывезенных средств.
Отраслевая структура прямых иностранных инвестиций за девять месяцев 2006 года (по данным Росстата) представлена в таблице 2.
Таблица 2
Отрасли | Млн. долл. |
Добыча полезных ископаемых | 4451 |
в том числе - добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 4283 |
Обрабатывающие производства | 1865 |
в том числе - производство пищевых продуктов, включая напитки и табак | 381 |
- химическое производство | 215 |
- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 114 |
Операции с недвижимым имуществом и предоставление услуг | 1557 |
Финансовая деятельность | 1149 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования | 560 |
Транспорт и связь | 282 |
в том числе - связь | 113 |
Строительство | 179 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 38 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 26 |
Большая часть прямых иностранных инвестиций - порядка 45 % от их общего объема - поступила в отрасли, осуществляющие добычу полезных ископаемых,
в первую очередь, углеводородного сырья. Такой же объем инвестиций смогли в совокупности привлечь три отрасли, следующие следом за нефтегазодобычей – обрабатывающая промышленность, девелоперская и финансовая деятельность.
Таким образом, абсолютное первенство в 2006 году сохраняли традиционные для России иностранные инвестиции в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (41,7 процента). Заметим, что именно в этой отрасли произошла одна из крупнейших прошлогодних сделок: китайская Sinopec приобрела ОАО «Удмуртнефть».
Что же касается обрабатывающих производств, то и здесь по привлечению иностранных инвестиций лидируют подотрасли, ориентированные на вывоз полупродуктов – пищевая промышленность, металлургия и химия.
Заметен был в прошлом году приток прямых иностранных инвестиций в
финансовую деятельность и недвижимость. Так, в банковском секторе крупнейшей сделкой стало приобретение Societe General акций Росбанка. Операции с недвижимым имуществом финансировались как контролируемыми российским капиталом оффшорами (инвестирование в высокодоходное жилье в крупных городах), так и западными фондами (операции с быстро растущей торговой недвижимостью). Отрасли, не прошедшие модернизацию (ЖКХ, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) остаются аутсайдерами отраслевого инвестиционного рейтинга.
По мнению большинства исследователей, рекордные показатели иностранных инвестиций 2006 года были достигнуты благодаря нескольким разовым факторам. Это, в первую очередь, либерализация валютного законодательства (смягчение условий открытия счетов в иностранных банках, снижение обязательной нормы продажи валютной выручки) и укрепление рубля. Отмена ограничений на движение капитала создала условия для репатриации иностранных сбережений российских предпринимателей. Стремительно дорожающий рубль вынудил банки обратиться к более дешевым зарубежным источникам заимствования; инвесторы конвертировали доллары в рубли, чтобы успеть заработать на валютном курсе (реальный эффективный курс рубля и его упрощенный вариант - индекс "Биг-Мака" - в прошедшем году оценивался в 15 рублей за доллар).
Еще одним внешним фактором, приведшим к притоку иностранных инвестиций, стал мировой бум на сырьевых рынках. Как показывает статистика UNCTAD, иностранные инвестиции в прошлом году направлялись в активы развивающихся стран с сильной сырьевой базой. В текущем году, как полагают эксперты, большая часть инвестиций будет направлена в активы развитых стран.
Эксперты единодушны в том, что в наступившем году приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику замедлится.
Это связано не только с исчерпанием разовых факторов инвестиционного бума, о которых шла речь выше. Инвесторы, рассчитывающие на высокую доходность сырьевых отраслей и быструю отдачу, получили в прошлом году недвусмысленные сигналы российских властей о том, что правила игры в добывающих отраслях меняются.
Перераспределение финансовых вложений в нефтегазовом секторе в пользу чиновничьего бизнеса не только насторожило иностранных инвесторов, но и продемонстрировало, что государство не заинтересовано в прямых иностранных инвестициях как источнике прогрессивных промышленных и управленческих технологий. Напротив, на недавнем заседании Правительства РФ премьер-министр Михаил Фрадков дал понять, что управлять финансовыми потоками чиновники смогут без посторонней помощи, главное – «не тупить и не лопушить». «И лузеров из нас делать не надо», - заключил премьер, обращаясь к иностранным инвесторам через голову министра экономики Германа Грефа.
Если раньше российские предприниматели реинвестировали капиталы в Россию через оффшоры, чтобы обеспечить защиту своих инвестиций, то теперь не могут быть уверены в сохранности своих российских вложений и западные инвесторы. В связи с этим можно предположить, что в текущем году не только замедлится приток иностранных инвестиций, но и усилится отток российских капиталов за рубеж.
Согласно данным Банка международных расчетов, в 2006 году общая сумма денежных средств, размещенных российскими резидентами в иностранных банках, выросла на треть – до 220 млрд. долл., что сопоставимо с размером федерального бюджета России. По оценке Агентства The Economist Intelligence Unit (EIU), в 2005 году Россия занимала третье место (после Гонконга и Британских Виргинских островов) среди развивающихся стран по размерам экспорта прямых иностранных инвестиций. Налоговое бремя и нарастающая политическая неопределенность (межклановая борьба в российском политическом руководстве в преддверии выборов) будет дополнительно стимулировать отток капиталов.
Ужесточение контроля государства в стратегических отраслях могло бы способствовать диверсификации инвестиций и – как следствие – выправлению структурных диспропорций российской экономики. Однако, как отмечается в докладе UNCTAD, привлекательные для иностранных инвесторов отрасли российской экономики (химия, сектор услуг и недвижимости) недостаточно капиталоемки и не смогут принять объем инвестиций, сопоставимый с направлявшимся до последнего времени в добывающие отрасли. Кроме того, сохраняются традиционные российские препятствия для привлечения иностранных инвестиций – отсутствие четко установленных ограничений и требований, метакоррупция, необходимость вступать в неформальные отношения с региональными и местными органами власти. Одиозность российских бизнес-посредников также не прибавляет уверенности иностранным инвесторам: чего стоит один только след полония-210, тянущийся за Дмитрием Ковтуном, который, по его собственным словам, «помогает западным компаниям по выходу на российский рынок».
Тем не менее, тенденция роста инвестиций в потребительский сектор, заложенная в прошедшем году, вероятно, сохранится: будет продолжаться инвестирование в сферу услуг, торговлю и недвижимость. Кроме того, можно ожидать роста инвестиций в финансовом секторе (в первую очередь, приобретение иностранными инвесторами долей в российских банках) и электроэнергетике (если будут осуществлены необходимые реформы в отрасли).
Разумеется, сохраняется шанс на приход значительных иностранных инвестиций в несырьевые отрасли – несмотря на их неочевидную привлекательность для инвестора. Однако реальностью такие инвестиции станут, если государством будут предприняты конкретные меры по структурной перестройке экономики – в первую очередь, направленные на стимулирование НИОКР, содействие коммерциализации технологий, создание системы государственного кредитования венчурного предпринимательства. До последнего времени государство, напротив, возводило искусственные барьеры на пути диверсификации экономики, например, путем введения пошлин и НДС на ввозимое высокотехнологическое оборудование для переработки сырья, не имеющее аналогов в России. Если реальных государственных мер, направленных на устранение структурной деформации российской экономики, не последует, останется вновь ждать наступления внешних, зависящих от конъюнктуры обстоятельств, чтобы провозгласить явление очередного экономического чуда.
3. Российский инвестиционный климат и проблемы инвесторов
Сильной стороной российского инвестиционного климата на начальном этапе привлечения иностранных инвестиций традиционно считались три фактора: 1) потенциально емкий и ненасыщенный рынок; 2) богатые природные ресурсы; 3) дешевая и относительно квалифицированная рабочая сила. Однако, в современных условиях возникает необходимость заново оценить преимущества России в плане привлечения ПИИ. Несомненно, что возможности российского рынка или выход через Россию на рынки третьих стран далеко не исчерпаны, также как и запасы природных ресурсов. Но нельзя не учитывать, что при выборе места приложения инвестиций на мировых рынках инвесторы руководствуются комплексными соображениями. Для многих ТНК, особенно наиболее развитых, на первый план выходит не столько дешевизна рабочей силы, сколько ее квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры.
Дешевизна же и квалификация российской рабочей силы являются в значительной степени мифом. Российская рабочая сила относительно дешева по отношению к странам с рыночной экономикой, но никак не в сравнении со многими развивающимися странами. Как и в других развивающихся странах, ее стоимость растет.
Вместе с тем с качественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит не вполне благополучно. Рейтинги швейцарского института Beri по качеству рабочей силы не подтверждают распространенного представления о наличии конкурентных преимуществ России в этой области. Россия, согласно данным этого рейтинга, находится лишь в третьей из четырех выделенных групп из 49 государств. Третья группа объединяет страны, где в принципе можно размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные. Такая оценка качества российской рабочей силы является результатом плохих оценок отдельных показателей. Если состояние трудового законодательства, тарифных соглашений, квалификация работников оцениваются на относительно среднем уровне, то трудовая дисциплина и отношение к труду, соотношение между уровнями заработной платы и производительностью труда – очень низко.
Международные инвесторы в последние годы стали в большей мере принимать во внимание так называемые созданные активы. К осязаемым активам относятся финансовые или физические активы, например, инфраструктура связи или сбытовая сеть. Общая черта неосязаемых активов - различного рода знания в виде профессиональных навыков, отношения к созданию богатства, культуры бизнеса, технологических, инновационных, менеджерских способностей. Россия никак не относится к числу стран, богатых такими, чисто рыночными активами.
Можно полагать, что богатые природные ресурсы и емкий рынок будут способствовать привлечению инвесторов. Но такой механизм может и не сработать в полной мере, если будут отсутствовать другие составляющие благоприятного инвестиционного климата, включая развитую правовую среду, отсутствие коррупции. Поэтому для повышения привлекательности страны в глазах иностранных инвесторов нужно проводить активную и последовательную политику привлечения иностранных инвесторов. События 90-х годов наглядно показали, что попытки России полагаться на исключительную роль природного фактора обречены на неудачу.
4. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию
В конце ХХ столетия сохраняются значительные различия в политике привлечения ПИИ между развитыми и развивающимися государствами. Страны с рыночной экономикой в основном привлекали иностранный капитал не посредством специальных мер, а благодаря формированию общего благоприятного инвестиционного климата, предоставлению иностранным инвесторам национального режима, регулированию их деятельности в рамках общего законодательства. Развивающиеся страны, напротив, полагались на многочисленные льготы, имели специальное законодательство, регулирующее приток и деятельность ПИИ, отличное от правового режима для местных инвесторов. Однако, последние годы произошло определенное размывание четких граней между этими подходами.
Изменения в политике стран в целом направлены на повышение открытости экономики по отношению к иностранным инвестициям, на создание наиболее благоприятных условий для иностранного капитала. В период 1991-1997 гг. 94% всех законодательных новаций в мире, касающихся иностранного капитала, были нацелены на улучшение инвестиционного климата.
Страны, в наибольшей степени осуществившие либерализацию своей экономики и ее внешнеэкономической сферы, сумели привлечь и большие объемы инвестиций. Вместе с тем международный финансовый кризис показал, что либерализация способствовала усилению уязвимости стран к неблагоприятным воздействиям мировой конъюнктуры.
Российская политика в отношении прямых иностранных инвестиций нуждается в коренных изменениях. Это диктуется, во-первых, неудовлетворительными результатами привлечения ПИИ, необходимостью привлекать иностранный капитал в больших масштабах, ограниченными возможностями поддерживать внутреннее накопление за счет других форм зарубежного финансирования.
Во-вторых, российская политика в области ПИИ осталась в стороне от происходящих в мире изменений, несмотря на постоянные декларации о введении “национального режима”. Единственное, в чем преуспела страна, это в создании специального режима и специального законодательства, подобного тем, что действуют в ряде развивающихся стран. Однако, административно-правовой режим в отношении ПИИ остается достаточно закрытым, существует множество препятствий для притока и функционирования капитала. Политика в области ПИИ часто не согласована с политикой страны в других экономических областях. Мало отвечает она и требованиям международных организаций.
Россия до сих пор так и не определилась, какова должна быть политика привлечения иностранных инвестиций, в этой сфере борются разные подходы.
Первый подход
состоит в том, что специальной политики в отношении ПИИ не требуется: создание стабильных макроэкономических условий является достаточным основанием их притока. Эта точка зрения особенно распространена в странах с рыночной экономикой. В соответствии с ней в период 50-70-х годов строили свою политику правительства многих стран. Особый режим и законодательство в отношении иностранных инвестиций были сравнительно редки и характерны были в основном для развивающихся стран. В 80-х годах число стран, использующих особый режим в отношении иностранных инвестиций, стало заметно возрастать, а в 90-х годах вообще произошел резкий скачок: к 1997 г. такой режим имели уже 143 страны и территории.
Согласно второму подходу,
иностранные инвесторы не должны пользоваться лучшими условиями, чем российские производители. Фактически речь идет о том, что им должен быть предоставлен национальный режим. Такой подход теоретически абсолютно правилен и экономически “справедлив”, и Россия должна делать все необходимое для его практической реализации. Однако, в России инвестиционный климат пока не является привлекательным для иностранных инвесторов, привыкших функционировать в более благоприятных условиях в других странах. Забота об иностранном инвесторе предполагает и частичную компенсацию в связи с общими неблагоприятными условиями накопления в стране. Кроме того, иностранные инвестиции привносят новую технику и технологию, организацию производства, менеджмента, маркетинга, наконец, демонстрируют добропорядочность бизнеса, чего так остро не хватает современной российской экономике. Эти факторы могли бы существенно ускорить экономический подъем в России.
Третий подход
с удивительной последовательностью демонстрируют все российские правительства пореформенного периода. Они декларируют поддержку иностранных инвесторов, принцип национального режима, что крайне важно для создания положительного имиджа страны как объекта приложения капитала. Реально же происходит лишь патронирование и предоставление льгот крупным и/или известным в мире компаниям. Остальные инвесторы остаются вне поля зрения правительства и без достаточной правовой защиты и помощи. Тем самым упущена возможность масштабного привлечения среднего и малого, но мобильного и часто технически передового предпринимательского капитала.
Этот подход в полной мере реализуется в российском законодательстве в отношении прямых иностранных инвестиций. Для него типичны отсутствие комплексного подхода, решение отдельных вопросов вне связи друг с другом, противоречия, внесение изменений задним числом, опора в основном на административные, а не на экономические факторы. Недостатки и просчеты такой политики иностранные инвесторы ощущают на практике, что проявляется в их многочисленных жалобах на несовершенство российского законодательства и механизма его практической реализации.
Россия, как федеративное государство, имеет особенности, которые должны учитываться в политике привлечения ПИИ. Отношения федерального центра с региональными и местными властями в инвестиционной сфере находятся в процессе формирования. Происходит определенная передача полномочий и ответственности на уровень регионов, активно развивается региональное инвестиционное законодательство, в том числе касающееся ПИИ. Более того, фактическая зависимость от местных администраций таможенных и налоговых служб, судов и ряда других органов государственной власти, формально не подчиняющихся региональным и местным властям, усиливает позиции регионов.
Заключение
В процессе рыночных преобразований возникло множество проблем, требующих своего теоретического и практического решения. Одной из них является активизация и расширение масштабов инвестиционного процесса. В реализации этого процесса исключительно важную роль играет привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Иностранное инвестирование обусловливается многими факторами и обстоятельствами. В значительной мере оно предопределено государственной политикой регулирования инвестиционного процесса, мерами, направленными на создание благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. Государственная политика оказывает непосредственное влияние на формирование инвестиционной среды, которая оказывает существенное воздействие на инвестиционную стратегию российских и зарубежных компаний.
Особенно отчетливо проявляется взаимосвязь инвестиционной среды и инвестиционных предпочтений отечественных и зарубежных инвесторов в период изменения макроэкономических условий функционирования экономики. Являясь определяющим элементом макроэкономического воспроизводства, инвестиционной процесс четко реагирует на изменения среды хозяйствования. Осуществление этого процесса находится в зависимости от уровня его адаптивности к новым условиям. Вновь складывающаяся ситуация требует «тонкой» настройки государственной политики в области притока зарубежного капитала и выработки адекватных управленческих решений.
Применительно к сегодняшним реалиям российской экономики, макроэкономической ситуации привлечение иностранного капитала является важнейшей тактической и стратегической задачей. Взаимодействие государства и зарубежного бизнеса в инвестиционном процессе приобретает важное значение для обеспечения экономического роста и повышения уровня конкурентоспособности экономики.
Продуктивное сочетание возможностей административно-правовой и гарантийной поддержки, с одной стороны, с финансовым и управленческим капиталом зарубежных компаний, с другой, является одним из условий ускорения процесса модернизации экономики и обеспечения экономической безопасности государства.
В условиях глобализации мировой экономики и интеграции в нее России привлечение иностранных инвестиций служит, во-первых, одной из форм разрешения противоречий между острой потребностью в инвестиционных ресурсах и их недостатками. Во-вторых, оно способствует заимствованию зарубежного опыта использования менеджмента, маркетинга, управления капиталами, организации производства, формирования эффективной системы мотивации и адаптации отечественных предприятий к рыночным условиям хозяйствования. В-третьих, иностранное инвестирование оказывает влияние на развитие конкурентной среды в российской экономике. В-четвертых, использование иностранного капитала при определенных условиях содействует обновлению и модернизации производственного аппарата на основе иностранных технологий. В-пятых, иностранные инвестиции выступают фактором оживления инвестиционной деятельности в стране.
Несмотря на огромную значимость иностранных инвестиций, их привлечение в российскую экономику остается незначительным. По масштабам притока иностранного капитала Россия уступает лидерство многим странам с развивающейся экономикой, а также бывшим социалистическим государствам Центральной и Восточной Европы.
Для активизации процесса привлечения иностранных инвестиций предстоит многое изменить в экономической политике, в деятельности банков и других рыночных институтов. Самым сложным и трудным является формирование инвестиционных предпочтений иностранных инвесторов. Положение осложняется резким усилением в последнее время конкуренции стран - реципиентов капитала на мировом рынке иностранных ресурсов.
Список литературы
1. Инвестиции / Шарп У.Ф., Александер Г.Дж., Бэйли Д.В. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 406 с.
2. Инвестиционный климат России // Карманова Н.Ю. "Иностранный капитал в России", 4, 2006. - с. 34-40.
3. Иностранные инвестиции в экономике России: проблемы и эффективность // Нижегородцев Р.М. "Вестник Московского Ун-та", 4, 2006. - с. 51-64.
4. Прямые иностранные инвестиции // Каминский M. "Финансы и кредит", 5, 2007. - с. 39-46.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Brutal truth |
Реферат | "Сплин" как надежда русского рока |
Реферат | Что такое "Goa" trance? |
Реферат | Формы, источники права |
Реферат | Группа "Ария" |
Реферат | Alice in Chains |
Реферат | Autopsy |
Реферат | Argent |
Реферат | Anger Management And Health Essay Research Paper |
Реферат | Bay city rollers |
Реферат | Butthole surfers |
Реферат | Agnostic Front |
Реферат | Beatles. Краткая хроника |
Реферат | Arch Enemy |
Реферат | «Программа \"Уголок живой природы\"» |