Реферат по предмету "Право"


Государственное муниципальное управление

ВОПРОС 1. УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ. СИСТЕМА ЗНАНИЙ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ Управление – функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности. Управление служит интересам взаимодействия составляющих систему элементов.

Управление – внутреннее качество целостной системы, элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах организации. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. Управление заключается в упорядочении системы, обеспечении ее функционирования в соответствии с закономерностями

ее существования. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом. Управление реально тогда, когда есть подчинение объекта субъекту управления. Управляющее воздействие – прерогатива субъекта управления. Управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостную организацию со сложной структурой.

Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Социальное управление – воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели. Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.

Лишь управление организует людей для совместной деятельности в определенные коллективы. Социальное управление имеет главной целью упорядочивающее воздействие на участников деятельности. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (планирование, контроль и т. д.). Объект воздействия социального управления – поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения

(категории сознательно – волевого характера). Социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей – участников управленческих отношений. Воля управляющих приоритетна к воле управляемых. Отсюда властность социального управления – субъект формирует и реализует господствующую волю, а объект подчиняется ей. Властно-волевой момент. В условиях государственной организация общественной жизни обеспечивается необходимое вмешательство государственной власти в социальные отношения.

Социальное управление нуждается в механизме его реализации. В роли такового выступает определенная группа людей, организованно оформленная в виде соответствующих органов управления, или же отдельные уполномоченные лица. Их деятельность называется управленческой. Управленческое решение составляет главное средство управляющего воздействия, с помощью которого обеспечивается нормальное функционирование управляемых систем.

Признаком управленческого решения является его непосредственная направленность на систему организации коллективного труда. Управление, понимаемое в социальном смысле: • в широком смысле как механизм организации общественных связей. Задачи и функции управления выполняют все государственные органы, независимо от конкретного назначения, и общественные объединения; • в специальном смысле как государственное управление – специфический вид государственной деятельности, отличающий ее от иных проявлений (законодательной,

судебной), а также от управления деятельностью негосударственных формирований (коммерческие структуры) и общественных объединений. Менеджмент – совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыли. ВОПРОС 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ, ПОНЯТИЕ КИБЕРНЕТИКИ. ВИДЫ КИБЕРНЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ Высшей, конечной целью управления, выраженной в общей

форме, является оптимизация функционирования системы, получение возможно большего эффекта при наименьших усилиях и затратах. Достижению этой цели и служит кибернетика как наука. Кибернетика, 1) наука о целесообразном и оптимальном управлении сложными системами; 2) наука об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации. Кибернетика: 1) раскрыла наиболее общие закономерности управления;

2) показала, что процессы управления протекают не во всех, а лишь в сложных динамических системах, которым присуща сеть нелинейных причинно-следственных зависимостей; 3) раскрыла антиэнтропийный характер управления; 4) подчеркнула единство управления и информации, установила меру и количество информации; 5) показала, что необходимым атрибутом самоуправляемой системы являются обратные связи; 6) указала на целесообразный характер управления;

7) сформулировала конечную цель управления, его идеал – обеспечение оптимального протекания процесса. Вопрос кибернетики – надо знать объект, чтобы управлять, следовательно познание равно управлению. Кибернетика рассматривает познание как моделирование. Основным объектом исследования кибернетики является кибернетическая система. Каждая такая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных

воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Виды кибернетических систем: программные – только один вид поведения в соответствии с заданной программой. Стратегия – жесткое регулирование. Ресурсы бедные. Тип управления – программный; адаптивные – способны самообучаться, самонастраиваться и самоорганизовываться для максимальной адаптации к внешней среде. Стратегия –

Адаптация. Ресурсы сбалансированные. Тип управления – адаптивный; активные – система способна активно воздействовать на среду, формировать среду под себя. Стратегия – средообразование. Ресурсы богатые. Тип управления – стратегический. В кибернетической системе одновременно протекают 3 процесса: • основной – преобразует вход в выход (процесс). • обратная связь – соответствие между фактическим и желательным состоянием выхода. • ограничение

– соответствие между выходом системы и требованиями к нему как к входу в систему, являющуюся потребителем этого выхода. Элементы: • вход – продукт деятельности других кибернетических систем; • выход – любое изменение в системе, которое приводит к изменению внешней среды; • процесс – то, что переводит вход в выход; • обратная связь – хотя бы один из выходов системы является ее входом; • ограничение – требования, предъявляемые к выходу как к входу в другую систему.

Кибернетическая система – совокупность объектов, способных воспринимать, хранить и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Задать систему – значит задать 5 главных элементов: вход, выход, обратную связь, процесс, ограничения. Кибернетические системы имеют гомеостатическую природу, т. е. являются детерминированными и вероятностными. Гомеостаз – способность системы оставаться неизменной (процесс саморегуляции), незначительно реагировать на временные изменения среды.

Регулирование – процесс, посредством которого осуществляется удержание колебаний характеристик системы в определенном диапазоне. Регулятор – та часть системы, которая осуществляет регулирование. Блок управления системой состоит из регулятора и блока постановки целей. Виды регулирования: 1) регулирование по отклонениям при отклонении действительного состояния от требуемого; 2) регулирование посредством устранения того фактора, из-за которого система выходит из состояния равновесия;

3) регулирование посредством изоляции системы полностью; Различие между регулированием и управлением в том, что несмотря на одну цель (сохранение системы), они используют различные средства. Регулирование направлено на сохранение системы в неизменном виде, замораживание системы. Управление направлено на изменение системы с целью ее выживания, сохранения в изменяющихся условиях. 5 задач перехода от регулирования к управлению:

1) нужен прогноз состояния среды на длительную перспективу. 2) нужно сформировать модель будущего. 3) нужно выработать стратегию и траекторию. 4) нужно преодолеть механизмы гомеостаза, вытолкнуть систему из состояния равновесия на нужную траекторию. 5) нужно следить, чтобы система не сошла с траектории, шла в соответствие с заданной программой. Управление предполагает определенное направление изменения состояния системы, последовательность ее

состояния и удержание системы на этой последовательности, т. е. траектории. Типы управления: 1) программный – задается критический параметр время (t), Y = f (x); 2) адаптивный – задается критический параметр фактор окружающей среды (х), Y = F (x); 3) следящий (стратегический) – задается несколько критических параметров (степень неопределенности решения задачи U; число элементов, по которым находится критическое решение

N; число связей между элементами C), Y = f (U, N, C). С точки зрения кибернетики для того, чтобы управлять, необходимо знать. Таким образом, познание приравнивается к управлению. Познавательный процесс рассматривается как предмет кибернетики. Отклонения, которые искажают процесс познания: • вырождение субъекта (анархия); • вырождение объекта;

• вырождение связи (информационных каналов); • интеграция (слияние). Канал управления – устройство для передачи информации, рассматриваемое абстрактно, независимо от его физической природы. Общей характеристикой каналов является их способность передавать информацию. ВОПРОС 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ВИДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ Процесс познания с точки зрения кибернетики представляет собой процесс моделирования.

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или системы объектов путем построения и изучения их моделей. Модель – любой образ (изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. д.) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его заместителя в виде физической копии или абстрактной формы. Модели бывают: 1) натурные; 2) математические (аналитические, вероятностные, имитационные).

Функции моделей: • средство описания действительности; • средство общения; • средство обучения и тренировки; • инструмент прогнозирования; • средство постановки эксперимента. Моделирование – это представление объекта, системы или идей в некоторой форме, отличной от самой целостности. Моделирование – упрощение жизненной ситуации, к которой оно применяется. Поскольку форма модели менее сложна, а не относящиеся к делу данные устраняются, моделирование повышает

способность руководителя к пониманию и разрешению проблем. Моделирование помогает руководителям совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждениями экспертов. Причины использования моделей: сложность организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни. Модель – единственный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнить.

Процесс построения моделей 1. Постановка задачи. 2. Построение модели: определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить. 3. Проверка модели на достоверность: степень соответствия модели реальному миру, степень, в которой информация, получаемая с помощью модели, помогает руководству справиться с проблемой (способ: опробовать модель на ситуациях прошлого). 4. Применение модели.

5. Обновление модели при изменении цели или внешних условий. Виды моделей: физическая – то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы; аналоговая – представляет объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой; математическая – используются символы для описания свойств или характеристик объекта, события. Типы моделирования Теория игр – метод моделирования оценки воздействия принятого решения на

конкурентов. Модели теории очередей – используются для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Имитационное моделирование – процесс создания модели и ее экспериментального применения для определения изменений реальной ситуации. Используется в ситуации с большим числом переменных. Модель управления запасами – используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их

количества, а также массы готовой продукции на складах. ВОПРОС 4. ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. КЛАССИФИКАЦИЯ (ВИДЫ) ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ Обратная связь: 1) обратное воздействие результатов управления системой на процесс этого управления; 2) использование в управлении информации, поступающей от управляемого объекта, о результатах управления;

3) по крайней мере один из выходов системы, служащий для нее входом; 4) обеспечивает соответствие между действительным и требуемым состоянием выхода системы. Управление связано не с любым информационным процессом, а лишь со специфической обратной связью между двумя подсистемами единой системы управления. Система управления включает в себя управляющую и управляемую подсистемы. Между ними происходит непрерывный обмен информацией, осуществляемый, как правило, по двум

каналам обратной связи. Наличие двух каналов обратной связи (отрицательной и положительной) между управляемой и управляющей системами является общим случаем. Так как способность управления и свойство управляемости у соответствующих материальных образований становится действительностью при их сопряжении и особого рода взаимодействии, имеется основание говорить о диалектическом единстве управляющего и управляемого как подсистем некоторой целостной функционирующей самоуправляемой системы, и о ее функционировании –

как о процессе самоуправления. Важнейшим для самоуправления является принцип активного отображения самоуправляемой системой окружающей среды и самоотражения, поскольку процесс управления везде и всегда осуществляется сообразно свойствам окружающей среды и возможностям самоуправляемой системы. Универсальность управления по принципу обратной связи является следствием неопределенности в поведении как самой управляемой системы, так и внешней среды, с которой данная система взаимодействует.

Каждый из двух каналов обратной связи играет свою специфическую роль в процессе управления. Поскольку будущее управляемой системы никогда не может быть представлено с абсолютной точностью возникает потребность в информации о действительной реакции системы на управляющее воздействие. Только благодаря такой информации можно осуществлять целенаправленное воздействие и тем самым осуществлять управление. При этом приходится учитывать не только данное состояние, но и вероятность перехода системы

в любое из возможных состояний. Основные функции обратной связи: • синтезирование внешних и внутренних возмущений, стремящихся вывести систему из состояния устойчивого равновесия, сведение этих возмущений к отклонениям одной или нескольких управляемых величин; • компенсация возмущений и поддержание состояния устойчивого динамического равновесия системы; • представление информации, необходимой для выработки управляющих воздействий на объект управления. Отсюда – благодаря обратной связи социальная система приобретает

способность противодействовать всему тому, что стремится вывести ее за установленные рамки деятельности. Именно главные и местные обратные связи в своей совокупности и составляют первооснову такого важнейшего свойства поведения сложных динамических систем, как саморегулирование. Саморегулируемыми называются системы, способные самосовершенствоваться и адаптироваться к условиям среды, а при высших формах приспособления – изменять саму среду сообразно своим потребностям.

При наличии ОС отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через вес этапы процесса обмена информацией. ОС повышает эффективность обмена управленческой информацией. Двусторонний обмен информацией по сравнению с односторонним протекает медленнее, но эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильной интерпретации сообщений.

Системы ОС в организации составляют часть контрольно-управленческой информационной системы. ОС помогают подавлять шум, т. е. искажение смысла. Обратные связи бывают: • положительные и отрицательные; • гладкие и пороговые (одноуровневые и многоуровневые); • односторонние и двухсторонние; • моментальные, опережающие и запаздывающие; ВОПРОС 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ,

ИХ СУЩНОСТЬ, СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ Социальная организация – искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения каких-либо функций (социальный институт). Организации возникают тогда, когда: 1) достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей, что характерно для деловых организаций;

2) достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей, что характерно для организаций союзного типа. При таком подходе организация выступает как система обмена между целым и его элементами. В ней для этого образуются точки интеграции, в которых сопрягаются интересы индивидов и задачи организации (например, обмен труда на вознаграждение). Организация как система для координации поведения, т. е. поведение является сутью организации.

Чтобы достичь цели, люди в процессе организации добровольно передают часть своих индивидуальных свобод. Организоваться значит разрешить другим направлять свое поведение. Признаки такой организации: 1) направленность на достижение цели; 2) цель может быть достигнута при наличии иерархии и управления. Функции (или свойства): 1. Организация как инструмент решения общественных задач, средство достижения

целей. Характерно – организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивы и стимулы персонала. 2. Организация как человеческая общность, специфическая социальная среда. Совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности – конфликтности. 3. Организация как безличная структура связей и норм. Организационные связи, построенные иерархически, также связи с внешней средой.

Равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость. Между этими свойствами организации нет резких граней, они переходят одна в другую. Организация и коллектив – понятия различные: трудовой коллектив – объединение работников, осуществляющих трудовую деятельность в организации; организация – более широкое понятие, она немыслима без человека, который является основной производственной силой.

Факторы, влияющие на жизнедеятельность организации: • общественный уклад (степень развитости общества, интеграционные связи и ориентации, традиции, экономические, политические, правовые, социально-нравственные, демографические факторы); • конкретная среда. Организации также влияют на состояние общественных отношений и макроэкономические процессы, на достижение общественных целей. Противоречия организации и общества неизбежны. Вопрос в том, как они разрешаются.

В нормальном противоречии всегда заложен конструктивный потенциал, всегда существует опасность перерастания противоречия в конфликт. Это происходит из-за группового эгоизма, консерватизма общественного устройства. Организация – это систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. Любая организация – часть более крупной системы, т. е. встроена во внешнее окружение. На входе организация получает ресурсы из внешнего окружения, а на выходе она отдает продукт или услугу.

Содержание входа и выхода задано для организации внешней средой. Сама же организация преобразует заданный вход в заданный выход и ее жизнеспособность состоит из трех процессов: 1) получение сырья или ресурсов из внешней среды; 2) преобразование сырья в продукт; 3) передача продукта во внешнюю среду. Все три процесса жизненно важны для организации. Таким образом, организация – это взаимодействие ее

членов по поводу преобразования полученных ресурсов в требуемый продукт. Ключевая роль в поддержании баланса между тремя процессами, а также в мобилизации усилий организации на осуществление этих процессов принадлежит управлению. ВОПРОС 8. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, СОЮЗНЫЕ, АССОЦИАТИВНЫЕ) И ИХ ОСОБЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТОВ

УПРАВЛЕНИЯ Социальные организации делятся на административные, союзные и ассоциативные. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ (ДЕЛОВЫЕ) ОРГАНИЗАЦИИ создаются отдельными предпринимателями и более широкими социальными системами: государством, местной властью, АО. Они могут быть государственными, муниципальными, частными. Участие в них дает доход, зарплату. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, принцип единоначалия, назначения, целесообразности.

СОЮЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, цели вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных интересов. АССОЦИАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: семья, научная школа, неформальная группа. Присуща автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархии (лидерства), сравнительно

устойчивое распределение участников по ролям, престижу, принятие общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них нормы и ценности. Строятся на взаимном удовлетворении интересов, фактор объединения – не общая цель, а цели каждого, т. е. цель одного – средство для другого. Анализ количественных и качественных характеристик и отношения между типами – материал для характеристики общества.

Социальные организации являются разновидностями целевых общностей, сопоставимыми по ряду параметров, ключевым из них является характер общей цели, точное соотношение с индивидуальными целями. Такое понимание явления организации дает новые возможности для выведения универсальных закономерностей построения и функционирования различных социальных объектов, распространения принципов организационного анализа на общественную жизнь. Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках,

предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них. Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная или иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные

коллективы и организационно их оформляет. Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т. д.). В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия)

участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это – категории сознательно-волевого характера, в которых опосредствуется руководство поведением людей. В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных отношений, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления. В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности

воль людей – участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Отсюда властность социального управления. В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных или государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица.

Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой. Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от конкретного назначения, а также общественные объединения.

Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей. Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, по которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная,

прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований. ВОПРОС 9. ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ Несмотря на существование множества школ, доктрин и теорий, имеющих целью изучение управления организациями, несмотря на существование различных точек зрения на условия эффективной работы организаций и в «классической» теории управления, и в доктрине «человеческих отношений»,

и в «эмпирической» школе, и во многих других существуют общие моменты, касающиеся обеспечения эффективной работы организаций: 1. Принцип скалярности – каждая организация должна иметь четкую иерархическую структуру (Файоль, Вебер, Фэлк). 2. Принцип единоначалия – в каждой организации должно существовать четкое подчинение, т. е. у каждого члена организации должен быть только один непосредственный начальник, каждый начальник должен знать (?) своих непосредственных подчиненных (Файоль,

Хейнс и Мэсси, Фэлк). 3. Принцип диапазона управления – у одного начальника должно быть не более 5–8 непосредственных подчиненных (Фэлк, Раубэ). 4. Принцип специализации – каждое подразделение должно иметь одну основную обязанность (Файоль, Фэлк). 5. Принцип разделения труда – работа сотрудников должна по возможности ограничиваться выполнением одной основной функции, а задача расчленяться на простейшие операции (Вебер, Файоль). 6. Принцип делегирования полномочий – второстепенные обязанности должны делегироваться

начальником своим подчиненным в зависимости от их возможностей (Мэйо, Хэйнс и Мэсси, Фэлк, Раубэ). 7. Принцип ответственности – ответственность должна соответствовать полномочиям, т. е. каждый должен нести ответственность только за возложенные на него обязанности (Фэлк, Раубэ). 8. Принцип беспристрастности в работе организации – устранение по возможности личных соображений в служебных делах и беспристрастность в к подчиненным, начальникам и клиентам (Файоль,

Вебер, Фоллет). 9. Принцип корпоративности – каждый сотрудник организации должен осознавать себя частью организации, знать свое место в организации и блюсти ее интересы (Файоль, Вебер, Мэйо, Фоллет). 10. Принцип вознаграждения – каждый сотрудник должен быть вознагражден за свой вклад в работу орг-ции материально или карьерным ростом (Файоль, Вебер). 11. Принцип устойчивости – организация должна быть прочной и гибкой и уметь противостоять или

приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды (Файоль, Раубэ). 12. Принцип простоты – структура организации по возможности должна быть максимально простой (Файоль, Раубэ). ВОПРОС 10. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ Процессный подход был предложен впервые приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что тоже состоит из взаимосвязанных действий.

Процесс управления является общей суммой всех функций. Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует 5 исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, контролировать и координировать». Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, коммуникация, исследование,

оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. ВОПРОС 11. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость

ситуационного мышления. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепции традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, подчеркивает неразрывную связь между функциями

и не рассматривает их по отдельности. Рассмотрение ситуации как важного явления не является чем-либо новым в управленческой теории. Мери Паркер Фоллетт еще в 20-е гг. говорила о законе ситуации. Она отмечала, что различные ситуации требуют различных типов знаний, и что человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремиться быть в хорошо управляемых деловых организациях при прочих равных условиях калифом на час. В 1948 Ральф

Стогдилл провел тщательное и скрупулезное исследование характерных качеств лидеров и также пришел к выводу, что именно ситуация по большей части определяет, какие черты и навыки нужны лидеру. Однако, лишь в конце 60-х гг. управление и смежные дисциплины социальных наук получили достаточное развитие, чтобы справиться с переменными, влияющими на организацию и на эффективность управления в различных ситуациях. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств,

это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Методологию ситуационного подхода можно определить как четырехшаговый процесс. 1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений. 2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные

характеристики, когда они применяются в конкретной ситуации. 3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. 4. Руководитель долен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный

эффект и таили бы меньше всего недостатков, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств. ВОПРОС 12. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ: ЭЛЕМЕНТЫ, ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Организация должна иметь хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую

таковой всеми ее членами. Но управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей. Характеристики: Ресурсы. В общих чертах цели всякой организации включают в себя преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди, капитал, материалы, технология и информация. Зависимость от внешней среды.

Одной из значительных характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от окружающего мира, как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Термин «внешняя среда» включает экономические условия, потребителей, правительственные акты, законодательство, систему ценностей в обществе, технику, технологии и многое другое.

Структура. Структура организации – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. Типы 1. Предорганизация, является небольшой организацией периода ее создания. 2. Линейная организация, особенность которой состоит в том, что каждый исполнитель подчиняется одному руководителю по всем вопросам деятельности. Основной недостаток линейных структур – сильная зависимость

от качества решений первого руководителя. 3. Линейно-штабная организация – в каждом звене управления создаются штабы (советы, отделы), решающие часть специальных задач, привлекая специалистов. Штабы подготавливают квалифицированные решения, но утверждает и передает их на нижние уровни линейный руководитель. 4. Организация хозрасчетных единиц, в которой ответственность за результаты труда делегируется руководителям подразделений. Переход к организации такого типа предполагает высокоразвитую систему подсчета

результатов, а также изменение деятельности высшего руководства в сторону большего делегирования полномочий. 5. Функциональная структура, в которой каждый исполнитель подчиняется нескольким функциональным руководителям одновременно. При такой структуре руководящие указания являются более квалифицированными по сравнению с линейной структурой, но нарушается принцип единоначалия. 6. Матричная или проектная структура, в которой путем гибких структурных решений осуществляется оптимизация

использования ресурсов и обеспечивается высокая внутренняя эффективность организации. Как правило, это временная структура, созданная для осуществления сложного проекта. Особенностью такой структуры является то, что сотрудники подчиняются одновременно двум руководителям: руководителю проекта и руководителю отдела, в рамках которого эта группа работает. Атмосфера, господствующая в организации Если к процессу управления добавить влияние внешнего окружения

и технологии, то это будет близко к атмосфере, господствующей в организации. Последняя влияет на мотивацию, поведение и удовлетворенность своей работой отдельных работников и групп. Атмосферу организации можно рассматривать как соединение тех факторов и свойств, через призму которых организация рассматривает своих членов и свое окружение. Результаты исследований показали, что механический стиль управления приводит к низким производственным

результатам и неудовлетворенности работников. С другой стороны, стиль, базирующийся на установлении хороших отношений между работниками и руководством, также приводит к низким результатам, но к относительно высокой степени инновации и удовлетворенности работой. Стиль управления, ориентированный на достижение конкретной цели и подчеркивающий значение творческого подхода, приносит хорошие результаты, вызывает высокую степень инновации и глубокое удовлетворение своей

работой. Руководители. Процесс совершенствования руководителей происходит одновременно и поэтапно. Процесс изменения организации может быть направлен в нужную сторону, если одновременно с ним происходит и процесс индивидуального совершенствования руководящего персонала. ВОПРОС 13. СЛОЖНЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КАК ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ. УСТОЙЧИВОСТЬ ДИНАМИЧЕКСИХ СИСТЕМ И ТЕОРИЯ

КАТАСТРОФ Структура, обеспечивающая адаптивность системы, считается динамичной, т. е. способной функционировать при изменчивых отношениях компонентов в период изменения целей. Диапазон изменения целей, внутри которых система сохраняет свойство адаптивности, обусловлен: 1) широтой их формулировки, обеспечивающей качественную определенность результатов деятельности по их достижению. 2) возможностью структуры обеспечить эффективное функционирование системы в рамках заданных

целей. Выход из принятого диапазона связан с переходом системы в другое качественное состояние, которое должно характеризоваться новой структурой. Динамичность структуры обеспечивается в рамках сложившейся упорядоченности отношений за счет определенного, но не нарушающего его по существу перераспределения (делегирования) полномочий верхних уровней и концентрации горизонтальных связей соподчинения и кооперации. Матричные структуры программно-целевого управления полностью вписываются в сложившиеся линейно-функциональные

отношения и не нарушают их упорядоченности. Перераспределение полномочий отдельных компонентов относится только к изменяющимся элементам целей, а сложившиеся отношения, направленные на достижение всей стабильной системой целей, остаются неизменными. Изменения целей неизбежны в силу неустойчивости сферы, в которой функционируют сложные динамические системы, а также из-за имманентного для этих систем свойства саморазвиваться. Для сложных динамических систем характерно качественное изменение во времени переменных, описывающих

состояние развивающейся системы. Рост – изменение количественное. Развитие – изменение качественное, процесс разрушения системы и ресистематизации. Скачкообразные переходы в конце каждого цикла на новый виток. Спокойный этап развития: работают механизмы регуляции, стабилизирующие систему. С течением времени эти механизмы ослабляются и не могут обеспечить стабилизацию системы.

Гиперустойчивая система не способна к развитию. Для перехода в новое состояние система должна стать неустойчивой. Перманентная неустойчивость – исключает память системы, не происходит адаптации. Скачок – система становится неустойчивой, резко возрастает неподавляемое разнообразие возмущений, происходит дивергенция разнообразия. Нарушается закон необходимого разнообразия, система скачкообразно либо переходит в новое состояние, либо разрушается при неблагоприятных условиях.

Теория катастроф – не фундаментальная теория, а математический аппарат для описания скачкообразных процессов и явлений. Развитие любой системы – прохождение через последовательность неустойчивостей. Критические точки: система может разрушиться, повысить или понизить свой уровень в точках бифуркации. Неустойчивость – потенциальный источник развития. В точках бифуркации возмущения не подавляются, а усиливаются в результате нелинейных процессов, вызывая

скачок системы в другое состояние. Прогрессивное развитие возможно, когда внешние воздействия запрещают деградацию системы. ВОПРОС 14. ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ И ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Этапы целеобразования 1. Целесообразность – на уровне социального субъекта объективная естественная целесообразность наполняется субъективным содержанием, что и делает ее целью (на уровне биологических организмов цели нет).

2. Целенаправленность – функция, в соответствии с которой строятся технические и организационные системы. Целесообразность сознательно встраивается в искусственные системы. Целенаправленность обеспечивается системой административно – правовых стандартов. 3. Целеустремленность – способность организации самой вырабатывать новые цели и достигать их. Теоретическая модель организации 1. Цели-задания (объективные требования рынка, планы, поручения государства)

– формирует и получает организация. 2. Цели-ориентации (общие и индивидуальные интересы работников, реализуемые через организацию). 3. Цели системы – те цели, которые обеспечивают выживание организации в меняющихся условиях, они могут противоречить целям – заданиям и целям – ориентациям. Задача управления – в устранении и разрешении противоречий как внутриорганизационных, так и привносимых в организацию извне. Сверхзадача – создание разнородных целей таким образом, чтобы достижение одной

было средством достижения другой и наоборот. Трудности при формировании целей-задач Сохранение цели. Существует приоритет конечных целей перед частными, но конечные цели формулируются неопределенно. Поэтому цель для организации надо эмпирически расшифровать. Механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, т. е. цели должны быть осуществлены, а вся деятельность должна полагаться постановкой целей.

Суть процесса управления в достижении запланированного результата. Единство целеполагания и целеосуществления – основа эффективности управления. Два этапа деятельности по управлению: 1) определение целей; 2) разработка технологий по их реализации. Цели, задаваемые управлением, не могут быть прямо выведены из объективного хода развития системы. Их содержание оказывается под воздействием интересов (личных,

коллективных). Главная характеристика деятельности по реализации цели – ее целесообразность, т. е. соответствие результатов процесса и технологии данной цели. Задача: предупреждение отклонений от цели, координация процессов достижения разных целей, интеграция субъектов деятельности в направлении общих целей. Задание цели не тождественно ее принятию. Цели подсистемы – лишь средства для другой. Эволюционирует и сама цель.

Закономерно выделение некоторой категории работников, профессионально занимающихся управлением, что обособляет их от работников-исполнителей. Два целевых управляющих воздействия (управление может осуществляться извне, когда орган управления находится за рамками самих объектов): Централизованное управление – плюсы: обозримость максимального числа звеньев системы, единое целенаправленное воздействие на них, исходя из интересов целого; минусы: ограниченность интеллектуального потенциала

единого управляющего звена, отрыв его от задач и интересов низовых звеньев, отсутствие личной заинтересованности. Самоуправление – всякая организация обладает диапазоном собственных решений и имеет поэтому собственный орган управления, являющийся частью организации. Организация включает в себя управляющую и управляемую подсистемы. Участие работников в решении общих вопросов не отрицает необходимости отдельного органа управления. Любое самоуправление предполагает сочетание демократизма со специализацией.

При этом различие между управляющей и управляемой подсистемами исчезает благодаря тому, что объект управления в некоторой степени становится его субъектом. В отношениях по управлению участвуют несколько категорий работников: высшие руководители, руководители среднего и нижнего звена, рабочие, служащие, акционеры внутренние и внешние. Цели и интересы у них всех разные. Но только при их совпадении возможно существование организации.

Задача управления – максимально расширить управляющий спектр, усилить его скрепляющую роль. Самоуправление – наилучший способ согласования целей и решения этой задачи. Образуется дерево целей (разложение цели на ряды более частных угрожает потерей ее исходного содержания). Цели-задачи не возникают прямо из собственных потребностей индивидов (работникам не нужен выпускаемый заводом трактор). Они объединяют людей через их мотивы и непосредственно через гражданские мотивы, долг.

Главным способом настроя работников на выполнение целей-задач служит опосредование их через цели – ориентации, что обеспечивает принятие целей-задач индивидами как своих. Для управления в понимании коллективных целей приемлема концепция коллектива как многократного субъекта. Цель – совпадающий сектор разнообразных целей индивидов, т. е. то, что общего в целях всех участников. Кроме этого каждый имеет и другие, специфические цели.

На уровне коллектива и индивида цель одна и та же и это ограничивает разнообразие управляемого объекта, что приводит к применению одинаковых методов как для работника, так и для бригады. Межцелевое напряжение – противоречивое соединение параллельных целей на одной горизонтали. При некоторой взаимопротивоположности подцелей оказывается более достижимой конечная цель организации (условия конкуренции). ВОПРОС 15. ПОНЯТИЕ МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ,

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ Метод управления – способ осуществления управляющего воздействия или способ реализации (достижения) целей управления. Содержание метода управления сводится к ответам на вопросы: как, каким способом можно достичь цели управления, каким образом осуществлять управленческую деятельность. В самом общем виде все методы управления (МУ) можно разделить на две основные группы: основные и комплексные. К основным методам относятся такие, в которых четко выделяется содержательный

аспект по признаку соответствия метода управления тем или иным требованиям (экономическим, организационно-техническим). Сложными методами управления являются комбинации основных методов. Сложные методы называются комплексными. Методы управления анализируются с точки зрения содержания, направленности и организационной формы. В содержательном плане выделяются экономические, организационно-административные и социально-психологические методы управления.

С точки зрения направленности методы управления характеризуются по двум позициям: по источнику или уровню управляющего воздействия и по объекту воздействия. С точки зрения источника управляющего воздействия МУ подразделяются на методы централизованного и децентрализованного воздействия. В соответствии со структурой объекта управления методы управления образуют три группы: методы управления

всей системой, структурными подразделениями и конкретными людьми. Любой МУ, каким бы он ни был по содержанию или направленности, обладает определенной организационной формой. Под организационной формой понимается: тип воздействия (акт или норма); характер воздействия (прямое, путем постановки задач, путем создания стимулирующих или ограничивающих условий); способ выработки воздействия (единоличный, коллегиальный, коллективный); временная характеристика воздействия (разовые

и периодические, тактические и стратегические, долговременные и краткосрочные); организационные особенности воздействия (исправлять результаты или предупреждать их, активно вмешиваться или выжидать). ВОПРОС 16. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. Организационно-административные методы управления базируются на власти, дисциплине и ответственности. Относительная самостоятельность группы организационных методов зиждется на возможности использования организационных параметров системы в процессе управления.

Организационное воздействие осуществляется в следующих основных видах: • прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию; • установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур воздействия, унифицированных форм воздействия. Определенное значение имеют воздействия, в основе которых лежат рекомендации, а также воздействия,

осуществляемые посредством контроля и надзора за деятельностью организации. Прямые указания, адресуемые конкретным управляемым объектам – это акты управления, которые могут иметь различную организационную форму и характеризуются различной степенью регламентации и детализации. Наиболее категоричной регламентирующей формой воздействия является приказ. Он обязывает подчиненных точно выполнять принятое решение в установленные сроки.

Невыполнение приказа влечет за собой соответствующую санкцию, наказание. Действие приказа начинается немедленно или в установленный в этом приказе срок. Приказ может быть предписательным или запретительным. Приказ может содержать задачи или инструкции. Меньшая степень регламентации характерна для распоряжений, которые тоже обязывают точно выполнять решения, но не устанавливают определенного срока начала реализации.

Здесь связующим звеном между руководителем и подчиненным является само задание. Методические указания носят необязательный для выполнения характер. Наименьшая степень регламентации характерна для рекомендации или совета, позволяющих выбирать не только способ реализации, но и уточнить само задание. Другим видом воздействия является регулирование при помощи определенных правил, конкретизирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), при помощи

стандартизации административных процедур и форм документов. Типичными нормами являются положения об органах управления – о министерствах, научных объединениях и т. д. Эти положения закрепляют определенный порядок их построения и функционирования. Другой вид норм – должностные или служебные инструкции. Для успешной реализации целей и выполнения задач управленческой деятельности необходимо наличие четкой

дисциплины исполнения. Важным компонентом является административная ответственность. Административная ответственность тесно связана с объемом прав и обязанностей органа управления и конкретного должностного лица. Каждый может нести ответственность лишь в рамках прав и обязанностей, закрепленных за вышестоящим органом или лицом. Организационное воздействие получает завершенный вид, когда оно предусматривает оценку деятельности подчиненных. Формой такой оценки может быть поощрение или взыскание.

Основной формой реализации и применения организационных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления с целью координации усилий участников процесса для выполнения поставленных задач. ВОПРОС 17 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. Функции управления – специфические виды управленческой деятельности, в совокупности

обеспечивающие достижение определенных целей системы, обуславливающие качественное (содержательное) разделение труда внутри управляющей подсистемы и позволяющие организационно обособить исполнителей процесса принятия управленческих решений или его отдельных этапов. Исходя из структуры основных подсистем выделяют объекты приложения управленческих воздействий. Это обеспечивает целевую ориентацию функций (основа для системного подхода к организационному оформлению

аппарата управления). Это приводит в соответствие управленческую структуру системы. В ходе управления любым объектом необходимо выполнить комплекс управленческих действий, составляющих процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений. Вне зависимости от целей структура этого процесса является общей, а его этапы можно рассматривать в качестве номинальных функций управления. Процесс управления можно разделить по стадиям разработки, принятия

и реализации решения (содержательная специализация труда). Это коррелирует с выделением целевых стадий процесса управления (планирование, координация, контроль ). Таким образом, управление каждым объектом складывается из 5 типовых функций. Определение каждой функции должно содержать как целевую ориентацию (по объекту управления), так и ее содержательную сторону (по этапу процесса управления).

Увеличение объема информационных работ и использования специальной техники для их выполнения в управленческом аппарате приводит к выделению подразделений – технические архивы, канцелярия, протокольный сектор, отдел бухгалтерского учета. Их работа не связана непосредственно с достижением заданных целей управления, поэтому их не рассматривают как функции управления, они являются информационными процедурами, обеспечивающими процесс управления. Таким образом, для проектирования организационных форм управления необходимо рассматривать

его функции как определенные этапы процесса принятия и реализации решений, непосредственно связанные с обусловленной структурой целей объектами управления. ВОПРОС 18. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Функции управления: планирование, организация, контроль и мотивация. I. Планирование – предполагает решение о том, чтобы достичь поставленных целей.

Отвечает на 3 вопроса: 1. положение в настоящий момент; 2. направление движения; 3. средства и способы достижения целей. Один из способов обеспечения единого направления усилий всех членов организации к достижению целей. Планирование должно осуществляться непрерывно для сохранения деятельности организации и из-за постоянной неопределенности будущего. II. Организация – создание некоей структуры.

Определение и распределение полномочий и ответственности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.