Реферат по предмету "Право"


Государственная регистрация банков. Основания для отказа в государственной регистрации. Банковская лицензия.

Государственная регистрация банков. Основания для отказа в государственной регистрации. Банковская лицензия. (реферат) План Порядок создания и регистрации коммерческого банка 3 Регистрация коммерческого банка 3 Основания для отказа в государственной регистрации 6 Требования к порядку формирования уставного фонда коммерческого банка 6 Требования к учредителям (акционерам) коммерческого банка и его руководящему составу 7

Список использованной литературы 10 Порядок создания и регистрации коммерческого банка Процедура создания и регистрации коммерческих банков в Украине регламентирована Законом Украины <О банках и банковской деятельности>. Законом Украины <0 хозяйственных обществах>, а более детальная регламентация содержится в Положении о порядке создания и регистрации коммерческих банков, утвержденном постановлением

Правления НБУ от 21.07.98 г. № 281. Коммерческие банки в Украине могут создаваться только в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью. Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица с момента его регистрации Национальным банком Украины В Реестре банков, их филиалов и представительств, валютных бирж и финансово-кредитных учреждений. Процесс создания банка можно разделить на два этапа:

Подготовительный этап (в Положении о порядке создания и регистрации коммерческих банков этот этап называется <создание банка>). Он включает: - достижение договоренности между учредителями по основным вопросам деятельности будущего банка, проведение учредительного собрания; - распределение долей между учредителями; - заключение учредительного договора; - разработку документации, необходимой для регистрации банка; - формирование уставного фонда в порядке и размере, предусмотренном действующим законодательством,

и внесение денежных средств на временный счет, специально открытый для формирования уставного капитала в территориальном управлении НБУ; - в случае, если коммерческий банк создается в форме акционерного общества проведение эмиссии акций и открытой подписки на них; - подбор кандидатур на должности председателя правления и главного бухгалтера банка; - приобретение или аренда помещения для размещения будущего банка. Регистрация коммерческого банка. Начинается этот этап с подачи в территориальное управление

Национального банка Украины по месту создания банка следующих документов: - заявления о регистрации банка; - учредительного договора, подписанного учредителями банка; - устава банка, утвержденного учредительным собранием; - протокола учредительного собрания, которым принято решение о создании банка, принятии устава, избрании органов управления банка; - экономического обоснования и цели создания банка, включая расчетный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках коммерческого банка на конец первого года его деятельности;

- заключения аудиторской организации о финансовом состоянии и платежеспособности юридических лиц - учредителей банка, о достоверности балансовых данных бухгалтерской и финансовой отчетности этих лиц, о наличии у них собственных средств в размере, обеспечивающем исполнение ими обязательств по формированию уставного капитала банка. Одновременно с заключением должны быть предоставлены копия сертификата руководителя аудиторской организации или аудитора, подписавшего аудиторское заключение, а также копия лицензии на

осуществление аудиторской деятельности; - физические лица - учредители (акционеры) предоставляют справки органов государственной налоговой службы о наличии доходов, достаточных для размера внесенных ими средств в уставный капитал банка, или документы, подтверждающие происхождение вносимых в уставный фонд средств; - бухгалтерскую и финансовую отчетность юридических лиц - учредителей (акционеров) банка; - документов о наличии профессионально пригодных первых руководящих лиц банка (председателя правления и главного

бухгалтера) - копий дипломов о наличии соответствующего образования, выписок из трудовых книжек, рекомендаций от лиц, которые работают в банковской системе, и т.п. - копий платежных документов о внесении учредителями (акционерами) взносов в уставный фонд банка, а также копии платежного документа о внесении платы за регистрацию банка; - копии отчета о проведении открытой подписки на акции с подтверждением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку о его принятии и перечнем акционеров банка;

- договора о предоставлении помещения для размещения банка или договора аренды помещения; - учредительных документов учредителей (акционеров) банка; - копии свидетельства о государственной регистрации учредителей (акционеров); - копии решения органов Антимонопольного комитета о предоставлении согласия на создание соответствующего коммерческого банка с целью ограничения проявлений монополизма отдельных банков и содействия защите конкуренции в банковской сфере в случаях, предусмотренных действующим законодательством; - копии

разрешения Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на осуществление деятельности хранителя или торговца ценными бумагами учредителей (акционеров) банка (если они осуществляют такую деятельность). Территориальное управление НБУ по местонахождению коммерческого банка в двухнедельный срок с даты получения от банка полного пакета документов готовит заключение о соответствии представленных документов действующему законодательству; платежеспособности и репутации учредителей (акционеров) банка;

наличии помещения, пригодного для размещения банка; профессиональной пригодности и репутации председателя правления и главного бухгалтера банка. Полный пакет документов, предоставленный для регистрации, а также заключение территориального управления НБУ предоставляются в Национальный банк Украины. Указанные документы рассматриваются Управлением регистрации и лицензирования банков, Департаментом безвыездного надзора,

Юридическим департаментами, в случае необходимости другими департаментами и предоставляются Комиссии по вопросам надзора и регулирования деятельности банков НБУ, которая и принимает решение о регистрации коммерческого банка. В случае, если коммерческий банк создается с участием иностранного капитала, решение о его регистрации принимается Правлением Национального банка Украины.

После принятия Национальным банком соответствующего решения коммерческому банку выдается свидетельство о регистрации, а также осуществляется непосредственно его регистрация путем внесения соответствующей записи в Реестр банков, их филиалов и представительств, валютных бирж и финансово-кредитных учреждений. Регистрация коммерческого банка должна быть произведена в месячный срок со дня получения всех предусмотренных документов. После регистрации коммерческого банка в территориальном управлении

Национального банка Украины по его местонахождению открывается корреспондентский счет. ЗАКОН УКРАЇНИ «Про банки і банківську діяльність» ( Відомості Верховної Ради (ВВР), 2001, N 5-6, ст.30) Глава 3 ДЕРЖАВНА РЕЄСТРАЦІЯ ТА ЛІЦЕНЗУВАННЯ БАНКІВ Стаття 17. Державна реєстрація банків Державна реєстрація банків здійснюється

Національним банком України відповідно до вимог цього Закону та нормативно-правових актів Національного банку України. Уповноважені засновниками банку особи подають Національному банку України для державної реєстрації такі документи: 1) заяву про реєстрацію банку; 2) установчий договір (крім державного банку);

3) статут банку; 4) рішення про створення банку (протокол установчих зборів) або Постанову Кабінету Міністрів України про створення державного банку; 5) бізнес-план, що визначає види діяльності, які банк планує здійснювати на найближчий рік, та стратегію діяльності банку на найближчі три роки згідно із встановленими Національним банком України вимогами; 6) інформацію про фінансовий стан учасників, які матимуть

істотну участь у банку. У разі коли засновником банку є юридична особа, надається інформація про членів ради директорів і осіб, які мають істотну участь у цій юридичній особі; 7) бухгалтерську і фінансову звітність за останні чотири звітних періоди (квартали) — для учасників — юридичних осіб, які матимуть істотну участь у банку, довідку

Державної податкової адміністрації України про доходи за останній звітний період (рік) — для учасників — фізичних осіб, які матимуть істотну участь у банку; 8) відомості про кількісний склад спостережної ради, правління (ради директорів), ревізійної комісії; 9) копію платіжного документа про внесення плати за реєстрацію банку, що встановлюється Національним банком України; 10) нотаріально завірені копії установчих документів учасників, які

є юридичними особами та матимуть істотну участь у банку; 11) копії звіту про проведення відкритої підписки на акції - для банку, який створюється у формі відкритого акціонерного товариства; 12) відомості про професійну придатність та ділову репутацію голови та членів правління (ради директорів) і головного бухгалтера банку. Національний банк України у тижневий термін з дати подання документів для державної реєстрації банку

відкриває тимчасовий рахунок для накопичення підписних внесків засновників та інших учасників банку. Рішення про державну реєстрацію банку або про відмову в державній реєстрації банку приймається Національним банком України не пізніше тримісячного строку з моменту подання повного пакета документів, зазначених у цій статті. Національний банк України може вимагати від заявника виправлення недоліків у поданих документах.

Реєстрація банків здійснюється шляхом внесення відповідного запису до Державного реєстру банків, після чого банк набуває статусу юридичної особи. Національний банк України видає банку свідоцтво про його державну реєстрацію за встановленою ним формою. Стаття 19. Банківська ліцензія Банк має право здійснювати банківську діяльність тільки після отримання банківської ліцензії. Без отримання банківської ліцензії не дозволяється здійснювати одночасно діяльність

по залученню вкладів та інших коштів, що підлягають поверненню, і наданню кредитів, а також вести рахунки. Особи, винні у здійсненні банківської діяльності без банківської ліцензії, несуть кримінальну, цивільну чи адміністративну відповідальність згідно із законами України. Банківська ліцензія надається Національним банком України на підставі клопотання банку за наявності документів, що підтверджують:

наявність сплаченого та зареєстрованого підписного капіталу банку у розмірі, що встановлюється Законом; забезпеченість банку належним банківським обладнанням, комп’ютерною технікою, програмним забезпеченням, приміщеннями відповідно до вимог Національного банку України; наявність як мінімум трьох осіб, призначених членами правління (ради директорів) банку, які мають відповідну освіту та досвід, необхідний для управління банком.

Національний банк України може відмовити у наданні ліцензії, якщо зазначені у цій статті умови не виконані банком протягом одного року з дати державної реєстрації банку. В такому разі державна реєстрація банку скасовується і банк ліквідується. Рішення про надання банківської ліцензії чи про відмову у її наданні приймається Національним банком України протягом одного місяця з дня отримання повного пакета

документів, зазначених у цій статті. Банківська ліцензія не може передаватися третім особам. Основания для отказа в государственной регистрации. Коммерческому банку может быть отказано в регистрации в случае нарушения порядка создания банка, несоответствия учредительных и иных документов, необходимых для регистрации, законодательству Украины, неудовлетворительного финансового состояния учредителей (акционеров), что может угрожать интересам

кредиторов банка, а также в случае профессиональной непригодности рекомендованного руководства банка, отсутствия договора о предоставлении банку помещения или договора аренды помещения, пригодного для размещения в нем банковского учреждения. Решение об отказе в регистрации коммерческого банка может быть оспорено в судебном порядке. Требования к порядку формирования уставного фонда коммерческого банка. Формирование уставного капитала коммерческого банка происходит в порядке, определенном

Законом Украины <О хозяйственных обществах>, путем эмиссии и приобретения акционерами акций - для коммерческих банков, создаваемых в форме акционерных обществ, путем внесения вкладов участников - для банков, создаваемых в форме общества С ограниченной ответственностью. Однако специальным банковским законодательством к формированию уставного капитала коммерческих банков предъявляются особые требования, отличные от предъявляемых к формированию уставного фонда других хозяйственных

обществ. Эти особые требования содержатся в Законе Украины <О банках и банковской деятельности> (ст. 24), а также Положений о порядке создания и регистрации коммерческих банков, утвержденном постановлением Правления НБУ от 21.07.98 г, №281. Прежде всего, указанными нормативно-правовыми актами установлен минимальный размер уставного капитала банка, который составляет сумму, эквивалентную 1 млн. евро согласно официальному

курсу денежной единицы Украины, определенному Национальным банком Украины на день подписания учредительного договора о создании банка. Минимальный размер уставного капитала для банков с участием иностранных юридических в физических лиц, доля которых составляет от 10% до 50% уставного капитала банка, должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро по официальному курсу денежной единицы Украины, определенному

НБУ. Для банков с участием иностранных юридических и физических лиц, доля которых составляет 50 и более процентов уставного капитала банка, минимальный размер уставного капитала должен быть не менее суммы, эквивалентной 10 млн. евро по официальному курсу НБУ. Если в формировании уставного капитала банка принимают участие иностранные юридические и/или физические лица, доля которых в уставном капитале банка составляет менее 10%, а так же предприятия с иностранными

инвестициями, доля иностранных юридических и/или физических лиц в уставном капитале которых превышает 50%, и при условии, что доля таких предприятий в уставном капитале банка составляет 10 и более процентов, то минимальный размер уставного капитала такого банка должен быть не менее суммы, эквивалентной 3 млн. евро по официальному курсу денежной единицы Украины, определенной НБУ. Уставный капитал коммерческого банка формируется только за счет собственных средств учредителей

(акционеров) и только в денежной форме (как в национальной валюте Украины, так и в иностранной валюте - учредителями-нерезидентами). Таким образом, при формировании уставного фонда коммерческого банка не допускается внесение взносов в виде имущества и имущественных прав. В уставный фонд учредителями могут быть внесены только собственные средства, что должно быть подтверждено аудиторским заключением, соответствующими справками налоговых

органов о наличии источника доходов, позволяющего осуществлять такие взносы, или иными документами, подтверждающими происхождение вносимых денежных средств. Законодательством установлен запрет использовать для формирования уставного капитала коммерческого банка бюджетные средства, а также средства, полученные в кредит. Установлен также запрет на осуществление банками встречных инвестиций в уставные капиталы друг друга.

Одной из особенностей формирования уставного капитала коммерческого банка является ограничение размера доли учредителя (акционера) в уставном фонде – доля одного учредителя (акционера) не должна превышать 35% уставного капитала коммерческого банка. Требования к учредителям (акционерам) коммерческого банка и его руководящему составу Одной из особенностей правового статуса банковского учреждения являются не только повышенные требования к формированию надежной имущественной основы банка, но и к персональному

составу его учредителей и руководящих лиц. Эти требования изложены в Законе Украины <О банках и банковской деятельности>, а также в Положении о порядке создания и регистрации коммерческих банков, утвержденном постановлением Правления НБУ от 21.07.98 г. №281. Учредителями (акционерами), участниками коммерческого банка могут быть украинские и иностранные юридические и физические лица, за исключением органов государственной

и исполнительной власти, политических и профсоюзных организаций, союзов, и партий, общественных фондов. Требования, предъявляемые к учредителям (акционерам) коммерческого банка, в основном касаются вопросов их платежеспособности и легальности вносимых ими в уставный фонд банка денежных средств. Так, согласно требованиям законодательства, не могут быть учредителями (акционерами) коммерческих банков, а также учредителями учредителей (акционеров) юридические лица, в отношении которых невозможно установить

их собственников и источники средств, за счет которых эти юридические лица осуществляют взносы или оплачивают акции коммерческих банков. По всей видимости, такой запрет обусловлен необходимостью предотвратить приток в банковский капитал нелегальных средств. В отношении учредителей (акционеров) коммерческого банка установлен ценз платежеспособности - для регистрации банка необходимо предоставить заключение аудиторской организации о финансовом состоянии и платежеспособности учредителей банка, наличии у них средств, обеспечивающих

выполнение их обязательств в отношении формирования уставного капитала банка. Учредителям банка - физическим лицам необходимо предоставить справки налоговых органов о наличии доходов, достаточных для размера внесенных ими средств в уставный капитал банка, если их размер превышает 200 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, либо справки с основного места работы о доходах, достаточных для осуществления взноса в уставный капитал банка, либо иные документы (договоры дарения, о продаже

недвижимости, транспортных средств и др.), подтверждающие источник происхождения вносимых средств. Особое внимание, уделяемое законодательством составу участников (акционеров) коммерческого банка, подтверждается также тем, что на Национальный банк Украины возложена обязанность осуществлять постоянный контроль за составом 20 крупнейших акционеров (участников) коммерческого банка, а на коммерческие банки - предоставлять квартальную отчетность о двадцати крупнейших акционерах, а также согласовывать изменения в их составе

с НБУ. В отличие от требований, предъявляемых к учредителям (акционерам) коммерческого банка, к его руководящему составу предъявляются требования, связанные с профессиональной пригодностью и репутацией. Так, в Положении о порядке создания и регистрации коммерческих банков к председателю правления и главному бухгалтеру коммерческого банка предъявляются такие требования, как наличие высшего финансово-экономического или юридического образования - для председателя правления, высшего экономического или бухгалтерского

образования - для главного бухгалтера; стажа работы в финансово-кредитных учреждениях по соответствующей специальности не менее 5 лет, в том числе на руководящих должностях - не менее 3 лет; а также отсутствие письменно подтвержденных замечаний и фактов нарушений действующего законодательства, нормативно-правовых актов НБУ и внутренних документов банка за время работы в банковских учреждениях, что подтверждается информацией территориального управления НБУ, осуществляющего надзор за деятельностью банковских учреждений,

в которых работали указанные лица. Не могут быть назначены на должности председателя правления и главного бухгалтера лица, указанные в ст. 23 Закона Украины <О хозяйственных обществах>, а именно: члены выборных органов общественных организаций, военнослужащие, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, арбитражного суда, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, которые призваны

осуществлять контроль за деятельностью общества; лица, которым суд запретил заниматься определенной (банковской) деятельностью; лица, которые имеют непогашенную судимость за кражи, взяточничество и другие корыстные преступления. Кроме того. Положением о порядке создания и регистрации коммерческих банков установлен запрет на занятие должностей председателя правления и главного бухгалтера коммерческого банка лиц: - которые не выполнили обязательств по оплате долга какому-либо банку или иному физическому или

юридическому лицу; - незаконные действия которых в прошлом привели к банкротству или ликвидации банка либо иного юридического лица; - которые состоят в родственных отношениях с членами совета банка (родители, дети, супруги); - которые привлекались к уголовной ответственности или были уволены по требованию Национального банка Украины. ЗАКОН УКРАЇНИ «Про банки і банківську діяльність» ( Відомості Верховної Ради (ВВР),

2001, N 5-6, ст.30) Глава 3 ДЕРЖАВНА РЕЄСТРАЦІЯ ТА ЛІЦЕНЗУВАННЯ БАНКІВ Стаття 18. Підстави для відмови в державній реєстрації Національний банк України може відмовити в державній реєстрації банку у разі, якщо: 1) порушено порядок створення банку; 2) установчі документи банку не відповідають законодавству України; 3) подано неповний пакет документів, необхідних для державної реєстрації банку, або ці документи

не відповідають вимогам цього Закону чи нормативно-правових актів Національного банку України; 4) у Національного банку України є докази, що підтверджують відсутність бездоганної ділової репутації чи відсутність задовільного фінансового стану принаймні одного із засновників, що мають істотну участь у банку; 5) професійна придатність та ділова репутація голови виконавчого органу

і головного бухгалтера банку, а також членів виконавчого органу банку не відповідають вимогам Національного банку України. Про неповноту поданого пакета документів та/або про невідповідність професійної придатності та ділової репутації голови правління (ради директорів) та головного бухгалтера Національний банк України зобов’язаний повідомити уповноваженим особам банку не пізніше місячного строку з дати подання документів. Про відмову у державній реєстрації банку

Національний банк України приймає мотивоване рішення. Засвідчена Національним банком України копія рішення про відмову в реєстрації банку надсилається уповноваженій особі банку рекомендованим листом або вручається під розпис. Відмова у державній реєстрації банку не може бути здійснена з інших підстав, крім зазначених у цій статті. Стаття 20.

Підстави відкликання банківської ліцензії Національний банк України може відкликати банківську ліцензію виключно у таких випадках: 1) якщо було виявлено, що документи, надані для отримання ліцензії, містять недостовірну інформацію; 2) якщо банк не виконав жодної банківської операції протягом року з дня отримання банківської ліцензії; 3) у разі порушення цього Закону або нормативно-правових актів

Національного банку України, що спричинило значну втрату активів і настання неплатоспроможності банку; 4) на підставі висновку тимчасового адміністратора про неможливість приведення банку у правову відповідність з вимогами цього Закону та нормативно-правових актів Національного банку України; 5) недоцільності виконання плану тимчасової адміністрації щодо реорганізації банку.

Національний банк України негайно повідомляє банк про відкликання у нього банківської ліцензії. Банк протягом трьох днів з моменту отримання рішення зобов’язаний повернути Національному банку України свою банківську ліцензію. У день отримання рішення про відкликання банківської ліцензії з підстав, передбачених пунктом 1 частини першої цієї статті, банк припиняє здійснення усіх банківських операцій та вчиняє дії, що забезпечують

виконання банком своїх зобов’язань перед вкладниками та іншими кредиторами відповідно до укладених договорів та положень цього Закону. Рішення Національного банку України про відкликання банківської ліцензії публікується в газеті “Урядовий кур’єр” або “Голос України” і є підставою для звернення до суду з позовом про ліквідацію банку. Список использованной литературы 1. Закон України «Про банки

і банківську діяльність». 2. Алисов А. Е. Финансовое право. Учебное пособие, издание Эспада, Харьков 1999. 3. Предпринимательское право в вопросах и ответах. Учебное пособие // Под ред. Н.А. Саниахметовой издание <Одиссей>, 2000. 4. Предпринимательское право Украины. Рекомендовано

ГУРЛС МВД Украины в качестве учебника для высших заведений образования МВД Украины. Под общей редакцией доцента, канд. юрид. наук Р. Б. Шишки издание Харьков 2001.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Православие во времена Ивана Грозного
Реферат A Child Called Essay Research Paper A
Реферат Практическая фонетика Испанского языка
Реферат Структурированная кабельная система для ЦОДа
Реферат Валютна політика та інвестиції
Реферат «Духовно –нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями через театрализованную деятельность»
Реферат Is Wuthering Heights Romance Or Tragedy Essay
Реферат Жан Батист Мольер "Мещанин во дворянстве"
Реферат Tourism in Spain
Реферат Диагностика и специфическая терапия инвазии ротовых простейших у больных пародонтитом
Реферат Тарифная система оплаты труда и её основные характеристики
Реферат Правовое обеспечение защиты прав и интересов потребителей.
Реферат Организация социального обслуживания пожилых людей на дому
Реферат Метод близнецов
Реферат Лечебная физическая культура при переломах кисти