Реферат по предмету "Право"


Государственная власть и методы ее осуществления

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Уфимский институт филиал Кафедра правовых и гуманитарных дисциплин КУРСОВАЯ РАБОТА по теории государства и права на тему ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Выполнил студент 1-го курса очной формы обучения 5 лет Кунаккужин А.Р. Научный руководитель к.ю.н доцент

Михайлов М.В. УФА 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.стр.1. Понятие и сущность государственной власти стр.2. Признаки государственной властистр.3. Понятие и классификация методов осуществления государственной власти.стр.23 Заключениестр.27 Список использованных источников и литературы стр.28 ВВЕДЕНИЕ Власть это право и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей

воле. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. 1997. стр.86. Власть это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств авторитета, воли, права, насилия. Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства

и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, в законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений. Обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного

воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают убеждение и принуждение. Органы государственной власти в случае необходимости применяют к тем, кто нарушает интересы охраны законности и правопорядка принудительны меры, допускаемые законом. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества от преступных посягательств. В практике государственной власти стимулирование методами убеждения и принуждения необходимо в любое

время и в любой сфере общественной жизни. Без них не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность общества. 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ЕЕ ПРИЗНАКИ Государственная власть 1 право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее и корректировать, подчинить своей воле 2 действующие

органы государственной власти 3 лица обличенные высшими полномочиями. Халипов В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба. Стр. 62. С момента введения в научный оборот понятия государственная власть многие ученые правоведы пытались в различные исторические периоды дать этому явлению свое определение, руководствуясь экономическими, социальными, политическими факторами, которые имели место быть в данный конкретный период.

Соответственно, точки зрения на понятие государственной власти менялись по мере развития общества, научной мысли и все это привело к тому, что возникло множество научно-обоснованных концепций, теорий и подходов к определению государственной власти. Все возможные определения государственной власти, имеющиеся в распоряжении юридической науки, укладываются в рамки семи основных концепций 1. силовая концепция государственной власти 2. государственная власть как диктатура пролетариата 3. волевая концепция государственной

власти 4. функциональная концепция государственной власти 5. конфликтологическая концепция государственной власти 6. концепция, отождествляющая государственную власть с государством или государственным аппаратом 7. концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий Концепцией, которая первой появилась по времени и получила достаточную обоснованность, является силовая концепция государственной власти. Она заключается в том, что государственная власть и сила рассматриваются

как однородные, тождественные понятия. Впервые данный подход можно встретить в Древней Греции, где основой власти выступала сила, ее господство. Однако уже Аристотель не считал отношения господства силы относящимся к государству, ибо, по его мнению, государство существует лишь там, где есть общение свободных людей как способ их публичной жизнедеятельности. А. А. Чечулина. Сущность государственной власти основные подходы.

Право и политика. 39. Идеологом силовой концепции государственной власти по праву считается Николо Макиавелли. Именно работа Н. Макиавелли под названием Государь послужила началом разработки понятийного аппарата данного явления. Государственную власть Н. Макиавелли трактовал как единую силу, господствующую над всеми безгранично и, безусловно. В основе власти как силы лежит страх.

Для осуществления государственной власти создается государство как форма его реализации. При этом Н. Макиавелли категорически отрицал возможность нахождения властных полномочий у чиновников государства, только государь сосредотачивает в своих руках всю полноту власти. В работах Н. Макиавелли сущность государственной власти представлена в качестве абсолютной силы, основанной на страхе наказания, способной подчинять себе народ.

Там же. стр.40. Схожие взгляды можно встретить у Жана Бодена, который рассматривал государственную власть как силу, которую нельзя ограничить и укротить. Правителя, по мнению Ж. Бодена, никто и ничто не связывает. Когда государство начали отделять от правителя, оно унаследовало неограниченную верховную власть этого правителя. Среди советских авторов трактовка государственной власти в качестве силового явления также

нашла сильный отклик М. Аржанов, Ф. М. Бурлацкий и др Особенностью советской правовой науки является то, что при характеристике государственной власти традиционно вместо термина сила использовали слово способность. В определенных контекстах сила и способность - это синонимы, вполне идентичные понятия, т.к. слово сила, которой мы характеризуем власть, означает способность производить какие-то действия или способность

проявления какой-либо деятельности. Так, М.А. Аржанов видел во власти способность властвующего принудить подвластного. П.И. Стучка писал, что власть на языке юристов означает господство одного или нескольких лиц над другим или другими лицами, возможность не только самому действовать, но и диктовать чужие действия. А. А. Чечулина. Сущность государственной власти основные подходы.Право и политика. 2005. 10. стр. 41. Из чего вытекает, что в соответствия с данной трактовкой основной

конституирующий признак государственной власти - это возможность осуществления принуждения. Однако вопрос об ограничении принуждения правом, легитимации принуждения в данной концепции не ставится. Из двух основных методов осуществления государственной власти убеждения и принуждения, несомненный приоритет отдан последнему. Принуждение реализуется посредством специально созданной системы государственных органов. Для силовой концепции власти характерно разведение понятий государственной власти и органов

государственной власти, последние выступают лишь как средство достижения целей власти. Вопрос о соотношении субъекта и объекта власти в рамках данного подхода слабо разработан. Это обусловлено тем, что власть рассматривается в основном как процесс с односторонним направлением субъект господствует, объект подчиняется. Понятие системы государственной власти в рамках силовой концепции разработано слабо. Ж. Боден, Т. Гоббс, Н. Макиавелли были сторонниками единоначалия.

По их мнению, государственная власть - явление производное от монарха, государя, короля и т.д. В связи, с чем понятие системы государственной власти теряло всякий теоретический смысл. В работах более поздних представителей силовой концепции государственной власти система государственной власти рассматривается как совокупность государственных органов, построенная на основе принципа субординации. Получается, что согласно силовой трактовке власть как сила не может быть поделена даже внутри самого

государственного аппарата. Таким образом, в рамках силовой парадигмы государственная власть преследует и реализует исключительно свои интересы, что ведет к ее отчуждению от общества и установлению правления силовыми методами. Характерной чертой государственной власти становится ее оторванность от народа. Силовая сущность государственной власти требует усиления государственного принуждения, преобладания метода принуждения над методом убеждения, В результате государственная власть противопоставляет себя

обществу и формируется как отчужденная обособленная сила. Обособленный характер государственной власти рано или поздно приводит к ее кризису, происходит деформация ее естественной природы, перерождение ее в произвол. Государственная власть как диктатура пролетариата. Обозначенная концепция тесно примыкает к силовой концепции государственной власти.

Однако в трудах классиков научного коммунизма определение государственной власти с позиций категорий силы и могущества получает свое дальнейшее развитие, что позволяет выделять данную концепцию в качестве самостоятельной. Так, К. Маркс, характеризуя государственную власть, называл ее организованной силой. В.И. Ленин определял государственную власть в качестве централизованной организации силы. Согласно марксистско-ленинскому учению сущность государственной власти - это диктатура, насилие господствующего

класса для подавления других классов. Государственный аппарат, опираясь на насилие, управляет обществом так, как это выгодно и угодно господствующему классу, и в принципе может не считаться с интересами других классов. По отношению к такой силе у подвластных, даже у представителей господствующего класса, не может быть никаких естественных прав. Диктатура класса означает не связанность власти, какими то ни было законами. Диктатура пролетариата есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами.

Диктатура пролетариата выражала государственную волю, под которой декларировалась воля пролетариата в союзе с трудящимся крестьянством. Концепцию государственной власти как диктатуры пролетариата можно рассматривать в качестве крайней формы силовой концепции государственной власти. Если в рамках силовой концепции существует хотя бы теоретическая возможность ограничения, вернее, самоограничения государственной власти собственными законами, то в рамках диктатуры пролетариата государственная власть

абсолютизирована и в принципе не приемлет каких-либо ограничений. Волевая концепция государственной власти базируется на тезисе немецкого политолога Макса Вебера Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана. А. А. Чечулина. Сущность государственной власти основные подходы.

Право и политика. 2005. 10. стр. В рамках данного подхода понятие государственной власти получило структурное развитие. Власть рассматривается как волевое отношение между субъектом и объектом власти. Особенностью властеотношений является то, что их стороны - субъекты и объекты власти - обычно находятся на различных уровнях. В советской юридической науке волевая трактовка государственной власти была развита в работах М.И. Байтина, Н.М. Кейзерова, В.М Корельского,

А.И. Королева, А.Е. Мушкина, В.А. Ушакова. Детальное развитие волевая концепция государственной власти получила в монографии М.И. Байтина Государство и политическая власть. В указанной работе власть определяется как средство функционирования социальной общности при подчинении воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле. При этом автор особо подчеркивает, что государственной власть становится тогда, когда эта воля исходит

от государства. Другое солидное исследование проблемы государственной власти монографического характера было произведено Н.М. Кейзеровым в работе Власть и авторитет. Методологической основой для данного труда послужила статья Ф. Энгельса Об авторитете. Ф. Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое содержание которого с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой - подчинение

подвластного воле властвующего. Осмысливая работу Ф. Энгельса Об авторитете, Н.М. Кейзеров приходит к выводу, что власть - это волевое отношение между людьми, при котором происходит представителей выявление и доминирование властной воли в целях управления и соблюдения социальных норм. Известный государствовед В.Е. Чиркин высказал мысль о том, что государственная власть может возникнуть только в социально асимметричном

обществе, где существует политическое доминирование определенного социального слоя, класса. Соответственно государственная власть - это возникающее на основе и обусловленное потребностями управления им социальное волевое отношение, в котором одной из сторон является особый политический субъект государство, его орган, должностное лицо. Обоснованное в рамках волевой концепции неравенство субъекта и объекта властеотношения, базирующегося на присвоении чужой воли, исключает даже теоретическую возможность совпадения

субъекта и объекта государственной власти. Функциональная концепция государственной власти пользуется большой популярностью у представителей общественных наук и представлена в работах многих как зарубежных, так и российских авторов. Сам термин функция, произошедший от латышского слова functio - исполнение, осуществление, имеет несколько смысловых значений. С одной стороны, функция рассматривается как социальная роль, предназначение, назначение объекта, с

другой - функция есть сама деятельность, работа, обязанность данного объекта. В рамках функционального подхода термин функция в большинстве случаев понимается как социальная роль государственной власти. В связи, с чем данной концепцией допускаются определенные нюансы раскрытия природы государственной власти либо через призму обще социологического понятия, либо путем распространения на государственную власть обще социологических признаков.

В отечественной науке функционального подхода к определению государственной власти придерживаются Г.И. Манов, И.Е. Фарбер, А.Ф. Черданцев, В.С. Шевцов и др. С точки зрения Н.В. Мельникова именно функциональный подход способствует раскрытию руководящей роли любого общественного союза или коллектива людей по управлению обществом. Любой человеческий коллектив объективно нуждается во власти.

Это обусловлено тем, что в рамках любого общества всегда существует множество различных интересов. Именно власть обладает возможностью приведения различных общественных интересов к общему знаменателю. Следовательно, власть - это объективно необходимая функция любого коллектива. В обще социологическом значении И. Е. Фарбер, В.С. Шевцов определяют власть как функцию любого общества или коллектива людей, необходимую для регулирования

их совместной деятельности. Государственная же власть мыслится как особая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей. В функциональном подходе недостаточно четко выражено соотношение сторон в отношениях власти. Определения государственной власти как функции общества, отдельной социальной группы, коллектива, государства не способствует формированию единого подхода к пониманию субъекта и объекта власти. Так, А.Ф. Черданцев считает, что субъектом является государство, его органы и иные политические

институты, формирующиеся из людей, в качестве объекта выступают люди, подчиненные власти. Черданцев А. Ф. Государственная власть и ее обоснование.Правоведение. 1992. 2 В то же время функциональная трактовка государственной власти, несомненно, позволяет предположить возможность совпадения субъекта и объекта государственной власти на макроуровне. Подобное совпадение означает, что стороны властного отношения не противостоят друг другу, отсутствуют

отношения господства и подчинения в их силовом понимании. Отношения сторон власти определяется единством целей и задач. На макроуровне в масштабах общества властвующий управляющий и подвластный управляемый могут совпадать в одном субъекте народ или не совпадать в одном субъекте правящая элита и народ. Однако совпадение субъекта и объекта не отрицает субординацию как содержательный элемент государственной

власти. Государственная власть едва ли возможна без подчинения одной стороны другой. Если нет подчинения, то нет и власти. Анализ феномена совпадения субъекта и объекта государственной власти целесообразно рассматривать с позиций реляционного подхода, который определяет власть как отношения между двумя агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на другой. При этом сущностной признак субъекта государственной власти - это способность воплощать направляющее

начало власти без привязки к природе и происхождению субъекта. Объект - это пассивный агент, который подчиняется. Следовательно, Один и тот же объект может выступать и как субъект, и как объект государственной власти. При совпадении субъекта и объекта власти субординация, подчинение строится в зависимости от значения агента в каждом конкретном властеотношении. Агент может выступать в разных ипостасях, исходя из реальной

ситуации. Так, еще Аристотель считал, что гражданином в общем смысле является тот, что причастен к властвованию и подчинению. Система государственной власти рассматривается как совокупность государственных органов, разделенных на основании выполнения различных функции по управлению обществом. Конфликтологическая концепция государственной власти исходит из тех же предпосылок, что и функциональный подход к определению власти, однако при раскрытии модели властного отношения они расходятся.

И функциональный и конфликтологический подходы отталкиваются от того, что в любом обществе существуют конфликты и задача власти разрешать возникающие конфликты и определять приоритетные интересы. В функциональном подходе властеотношение представлено двумя сторонами субъект - подчиняющее начало и объект - подчиняющаяся сторона. В конфликтологическом подходе к пониманию государственной власти рассматривается трехэлементная модель властеотношения. Главными действующими субъектами выступают стороны, находящиеся

в конфликте. Государственная же власть обычно выступает как лицо независимое и нейтральное. Несомненной заслугой данной трактовки является то, что она позволяет получить лучшее понимание соотношения государственной власти и гражданского общества. Здесь государство изображено в образе ночного сторожа, полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования. Концепция, отождествляющая государственную власть с самим государством или органами государства.

Эту концепцию во многом предопределил Ф. Энгельс, который писал Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более он осуществляет господство этого класса. А. А. Чечулина. Сущность государственной власти основные подходы.

Право и политика. 2005. 10. стр.45. В настоящее время данный подход используется для формализации понятия государственной власти. Отождествления государственной власти с органами государства наиболее удобно для рассмотрения государственной власти в качестве правового института. Если исходить из данной концепции, то система государственной власти выступает как система государственных органов. Однако данный подход не совсем корректен.

Если говорить об отождествлении понятий государственной власти и государства, то последнее понятие более широкое и включает государственную власть лишь в качестве своего институционального признака. Если соотнести государственный орган и государственную власть, то они взаимодействуют как форма и содержание. Правильнее рассматривать орган государства как форму реализации государственной власти. Концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий.

А.Ф. Малый утверждает, что анализ норм Конституции РФ позволяет прийти к выводу о преобладающем понимании государственной власти как совокупности полномочий, реализуемых специально учреждаемыми органами. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория.Государство и право. 2001. 3 Система государственной власти в рамках данного подхода также отождествляется

с системой государственных органов. Действительно, исходя из определений государственной власти как совокупности полномочий, достаточно просто объяснить разделение власти по вертикали и по горизонтали, а также раскрыть понятие единства государственной власти. В данной концепции несколько спорных моментов. Во-первых, не раскрыта природа государственной власти, ее основа. Во-вторых, не совсем ясно назначение государственной власти при ее рассмотрении в качестве

совокупности полномочий. В-третьих, не определены категории субъект и объект государственной власти. Сопоставление существующих учений о природе государственной власти позволяет выделить несколько моментов, которые способствуют формулированию понятия государственной власти 1. Все концепции сходятся в вопросе о том, что составляет сущностную основу государственной власти к власти вообще. Центральным элементом государственной власти является категория подчинения.

В разных концепциях она носит разные наименования категория господства в силовой концепции, подавление или присвоение чужой воли в волевой трактовке, элемент субординации в функциональном подходе и т.д. Несмотря на разное звучание, смысл категории подчинения остается неизменным одна сторона властного отношения подчиняет себе другую. 2. В вопросе, как реализуется сущность государственной власти, концепции значительно расходятся. Одни концепции исходят из необходимости обеспечения насильственного подчинения,

по сути, сводя сущность государственной власти к применению государственного принуждения. Соответственно силу власти определяя как силу аппарата государственного принуждения. Другие концепции стоят на позициях сбалансированного применения методов принуждения и убеждения, не абсолютизируя ни один из них. Третьи обосновывают позицию, что только добровольное подчинение государственной власти со стороны индивидуумов и гражданского общества создает возможность для эффективной реализации

государственной власти. 3. От решения вопроса о том, как, какими методами реализуется государственная власть, зависит соотношение сторон властеотношения, их содержание. Традиционным подходом для большинства концепций является выделение субъекта и объекта государственной власти. Субъект - это активное подчиняющее начало, а объект - это подчиняющаяся пассивная сторона. Все названные подходы объединяет то, что они представляют собой попытку определить сущность государственной

власти, ее систему и методы реализации. Ни одно определение государственной власти не работает как универсальное, базовое и ни одно из них не может быть отвергнуто, каждое из них отражает какую-то одну сторону, момент существования и действия власти. Получается, что современная правовая наука предпочитает плюрализм в определении государственной власти. Действительно, понимание государственной власти - это вечная и важная проблема, так и не получившая до сегодняшнего дня бесспорного разрешения именно обращение ко всем вариантам

определения власти способствует более полному и всесторонней разработке и анализу государственной власти. Раскрывая сущность государственной власти не возможно не сказать о единстве и разделении властей. Обе концепции единства и разделения имеют достаточно продолжительную историю. При этом единство власти в большинстве государств рассматривается с точки зрения единства источника и целей функционирования различных властных институтов.

Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур ХХ века. В этих государствах закреплено институционное единство власти, то есть принадлежность всей полноты власти одной ветви системе органов. При этом этот орган власть не с кем не делит. Такой подход имел место в России в советский период.

Сегодня он закреплен в отдельных социалистических государствах КНР, КНДР, Куба. Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве концепция разделения властей впервые была сформулирована Д. Локком и развита в последствии Ш. Монтескье. Она предполагает институционное распределение единой государственной власти между различными ветвями органами. Традиционными ветвями считаются законодательная, исполнительная, судебная.

В свою очередь самостоятельные ветви государственной власти не являются изолированными демократическое единство, в котором закреплена данная концепция, не мыслимо без развитой системы взаимодействия различных органов государственной власти, системы сдержек и противовесов. Непреодолимой грани между единством и разделением властей нет и быть не может. Более того в некоторых государствах исповедуется и закреплен принцип единства и разделения государственной

власти. Многие считают, что такой подход закреплен в Конституции Российской Федерации. Власть в Российской федерации едина, едина по источнику многонациональный народ и цели деятельности обеспечение прав и свобод. В то же время для удобства функционирования единая государственная власть в России разделена между различными органами, которые являются самостоятельными в пределах своей компетенции,

взаимодействуют между собой, поддерживают необходимый баланс власти. В стать 10 Конституции Российской Федерации установлено Государственная власть В Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти самостоятельны. Конституция Российской Федерации, М Юридическая литература.

2004. В соответствии с Конституцией России носителем суверенитета и единственным источником власти в России является многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах непосредственной всеобщие выборы, референдумы о опосредованной через органы государственной власти и органов местного самоуправления. 2. Признаки государственной власти Для более полного и глубокого анализа государственной власти необходимо выделить ее характерные черты

и особенности. Государственная власть - это суверенная власть, то есть автономная, самостоятельная, независимая и высшая, верховная власть. Государственная власть выделена из системы всех других отношений членов данного государства, отделена, отчуждена, автономна, самостоятельна, независима от них и всех других форм власти. Суверенность государственной власти означает также, что по сравнению с другими формами власти внутри государства она есть высшая, верхняя, верховная власть, а по отношению к власти любого

другого государства - равноправное с ней положение. Подобным образом понимал суверенность государственной власти, например, Ж. Боден. Суверенитет, утверждает Ж. Боден, есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием, достоинством, означающим высшую власть повелевать и которую народ может передать одному из граждан без всяких ограничений И. Н. Гомеров. Государство и государственная власть.

Стр.534. Верховенство и, следовательно, суверенность государственной власти проявляется в том, что субъекты государственной власти, в отличие от субъектов других форм власти, наделены определенными прерогативами, исключительными монопольными правами и обязанностями. Ж. Боден выделил пять отличительных признаков суверенитета государственной власти издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства решение вопросов войны и мира назначение

должностных лиц действие в качестве высшего суда, суда, в последней инстанции помилование И. Н. Гомеров. Государство и государственная власть. Стр.535. Рассматривая государственную власть с точки зрения прерогатив, исключительных, монопольных прав и обязанностей, которыми наделены е субъекты, современная правовая наука может следующим образом определить особенности, отличительные признаки, свойства, характеристики государственной власти.

Прежде всего, государственная власть - это власть, субъекты которой обладают исключительными, монопольными правами и обязанностями представлять, выражать, символизировать, олицетворять вс государство в целом и всех его членов. Особенность государственной власти состоит и в том, что это есть власть, субъекты которой обладают исключительными, монопольными правами и обязанностями применять в отношении своих объектов не только определнные позитивные санкции, меры поощрения, убеждение, но при необходимости в случае их

чрезмерного сопротивления и соответствующие негативные санкции, меры наказания, принуждение, включая физическую силу. При этом решающая роль в реализации принуждения принадлежит специально для этого созданным и официально уполномоченным профессиональным организациям вооружнных людей - служащим в армии, пограничных и внутренних войсках, милиции, полиции, внешней разведке, контрразведке, службе безопасности, учреждениях исполнения наказаний т.д. Государственную власть нередко определяют как власть исключительно или преимущественно

принудительную. Однако это не совсем так. Принудительность не является свойством только государственной власти. Она присуща и другим властным формам. Действительно, субъекты негосударственных - форм власти, имеющихся в государстве, нередко используют средства принуждения, но официально, в том числе законодательно, установленных прав и обязанностей по их применению в отношении всех членов государства они не имеют. Они могут иметь их либо лишь неофициально, например, членов своей партии, своего профсоюза, общественного

объединения. Принуждение - не единственный метод, который используется субъектами государственной власти. Чаще и в первую очередь они используют другие методы, основанные не на принуждении, а на убеждении, учитывающие интересы граждан или подданных. Во-вторых, при необходимости и наличии законных оснований принудительные меры могут применяться субъектами государственной власти ко всем гражданам или подданным их государства, к представителям всех его групп, объединений, организаций.

Из истории известно множество примеров, когда субъекты государственной власти постоянно принуждали, угнетали и даже физически уничтожали значительную часть своих объектов - граждан или подданных своего государства. Но никогда и нигде субъекты государственной власти не могли продолжительно выполнять свои функции, основываясь лишь на принуждении, насилии, угнетении граждан данных. Особенностью государственной власти является также то, что это есть власть, субъекты которой обладают

исключительными, монопольными правами и обязанностями принимать и реализовывать нормативно-правовые решения - законы, указы, декреты, постановления, приказы, распоряжения, директивы и другие нормативно-правовые акты, общезначимые и общеобязательные для всех членов данного государства и всех его подсистем. Такие решения обычно называют государственными решениями. Это - решения, которые в первую очередь касаются, например объявления войны другим государствам и заключения

с ними мира расследования споров между членами государства формирования аппарата властных органов государства, в том числе обязательного или добровольного набора граждан или подданных на службу в армию, пограничные войска, внутренние войска установления и сбора для этого обязательных денежных или натуральных налогов и иных сборов формирования и использования общего для данного государства бюджета. Законотворчество - право и обязанность, признаваемые только за определнными властными органами государства,

за определнными субъектами государственной власти. Исполнение же принятых ими законов и других решений, нормативно-правовых актов - обязанность всех членов государства. Государственная власть это как правило легальная власть узаконенная. Она основана на праве, юридических правовых законах. Е носители, субъекты и объекты, как члены определенного государства, имеют определенные юридические

права и обязанности. Их деятельность и отношения регулируются принятыми в данном государстве законами, а также нормами международного права. Права и обязанности субъектов и объектов государственной власти характеризуются соответствующей легитимностью. Они признаются всеми членами данного государства и другими государствами, их большинством или решающей их частью. Эта легитимность отличается от легитимности, которая основана только на личных, или персональных, качествах

и эмоциональной преданности субъектов и объектов власти или на их вере в значимость таких условностей, как нормы партийной жизни и других общественных объединений, общественное мнение, нравы, обычаи, традиции, моральные нормы. Члены государства верят, в частности, в значимость прав и обязанностей других его членов присваивать, удерживать, преобразовывать, регулировать и использовать государственную власть в определнных интересах. Именно на вере членов государства в значимость, законов основана, прежде всего,

легитимность современных властных органов государства и властных государственных учреждений, субъектов государственной власти и работников государственного аппарата, их прав и обязанностей, легитимность самой государственной власти. Легальность государственной власти может устанавливаться в самых разных формах и самыми разными способами. В средние века, чтобы выглядеть законными преемниками власти своих предшественников, императоры, короли, цари и другие царствующие особы, а вслед за ними и все дворяне

вели, а иногда и придумывали или подделывали, соответствующие родословные. Государственная власть и е высшие субъекты - императоры, короли, цари, как правило, освящались церковью. Это придавало, им статус, данный от Бога. Сегодня одной из наиболее распространнных форм установления легальности и, следовательно, легитимности власти должностных лиц в государстве являются их выборы его гражданами. Чтобы выполнить эту роль, выборы сами должны быть легитимными, в том числе легальными, должны

проводиться в установленном законом порядке и признаваться большинством членов государства. Нарушение установленных законом выборных процедур ставит под сомнение легальность должностных лиц, избранных по этим процедурам. Особенностью государственной власти является и то, что е субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчтливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс,

подвластными отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным как член демократического общества он в праве быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных представительных органов власти,

выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются

одновременно объектом и субъектом власти. Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведт к такому полному совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления. Государственная власть реализуется через государственное управление целенаправленное воздействие

государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы экономическую, социальную, духовную на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Ещ одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующий механизм аппарат этой власти. Она потому и называется государственной, что е практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет

в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной прямой демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам,

а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не предает органам государства сваю власть, а наделяет их властными полномочиями. 3. понятие и классификация методов осуществления государственной власти В словарях слова метод и способ понимаются как близкие по смыслу Метод. 1. Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь 2. Способ действовать, поступать каким-нибудь образом, прием.

Способ. Действие или система действий, применяемые при осуществлении чего-нибудь. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. 1997. В юридической литературе метод понимается более широко, чем способ методы убеждения и принуждения, методы правового регулирования. Представляется, что метод можно понимать как систему способов воздействия. При всей условности такого употребления терминов предложенный подход полезен,

он позволяет четче понять соотношение рассматриваемых понятий. Это род и вид. А способ в свою очередь состоит из средств, приемов, действий. Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которое государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей

властной воле. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относится убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всм е историческом пути. Убеждение это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, е целей и функций. Юридическая энциклопедия.

Изд. Норма. 2001. Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определнных социальных ценностей. Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования

власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся е узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда, своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д. И. Писарева, готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непрерывно должно совершиться самостоятельно в нашей собственной голове

Писарев Д. И. Соч. В 4 т. Т. 4. М 1956 Известный русский публицист и философ второй половины XIX века вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия со стороны других людей, но лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия, человека, на постоянный труд души по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания. Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности

людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведении, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и знание этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают. Государственная власть не может обойтись без особого метода государственного

принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается. Государственное принуждение психологическое, материальное или физическое насильственное воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить принудить е действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Само по себе государственное принуждение острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает е и поэтому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного навязанного властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно

снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищнное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Например, в Советском Союзе под диктаторской рукой партии в начале 20-х годов при осуществлении Новой Экономической Политики НЭП проводилась, так называемая, продовольственная разверстка, которая предусматривала безвозмездное изъятие излишков продовольствия в частности хлеба у крестьян, объм которых не был строго определн, что в последствии привело к сильнейшему голоду в хлеборобных районах страны, таких как Поволжье и Кубань. По некоторым историческим данным в этих районах от голода погибло около 1

миллиона человек. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах четких процедурах. Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддатся контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового насыщения государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно а подчинено общим принципам данной правовой системы, б является по

своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г действует через механизм прав и обязанностей, д оснащено развитыми процессуальными формами11 Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М 1981. С. 267-268 Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем он в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей выражает произвол

и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым. Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничения движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и другое правовое пересечение административное задержание, привод, обыск и так далее меры защиты восстановление

чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование природы государственной власти и методов ее осуществления показало, что правильное использование методов убеждения и принуждения органами государственного управления обеспечивает эффективность управленческой деятельности, незыблемость правопорядка, общественного и государственного строя, способствует успешному строительству экономически развитого федеративного государства, достижению политической и

общественной стабильности, оперативной и согласованной деятельности всех уровней власти. Среди важных предпосылок серьезного улучшения функционирования государственной власти и повышения эффективности ее органов в России необходимо выделить следующее - повышение эффективности законодательного процесса - усиление результативности в реализации принятых законов - повышение взаимодействия между различными ветвями власти - совершенствование законодательной техники и планирования - дальнейшее развитие и обновление

всей законодательной базы Российского государства и общества. Надеюсь, законодательные и исполнительные органы нашей страны будут вносить весомый вклад в развитие нашей страны, обеспечение достойной жизни наших сограждан и процветания нашей Отчизны. Список использованных источников и литературы 1. Конституция Российской Федерации, М Юридическая литература.

2004 2. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М 1981 3. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть 4. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория.Государство и право. 2001. 3 5. Писарев Д. И. Соч. В 4 т. Т. 4. М 1956 6. Толковый словарь русского языка.

С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведов 7. Халипов В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба 8. Хрестоматия по теории государства и права. Т. Н. Рядько. 2005. 9. Черданцев А. Ф. Государственная власть и ее обоснование.Правоведение. 1992. 2 10. Чечулина А. А. Сущность государственной власти основные подходы.Право и политика. 2001. 10 11. Юридическая энциклопедия.

Изд. Норма. 2001.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.