Реферат по предмету "Право"


Вопросы обеспечения прав человека в деятельности Службы судебных приставов

Поволжский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации Н А У Ч Н Ы Й Д О К Л А Д Вопросы обеспечения прав человека в деятельности Службы судебных приставов Подготовил студент 5 курса Сергеев О.Г. Научный руководитель Канд. юрид. наук, доцент А.Д.Черкасов Саратов 2002г. Россия, следуя курсом реформ, провозгласила права человека как приоритетные

и наиболее значимые социальные ценности, признала необходимость придерживаться общепринятых стандартов в области прав человека. Конституция Российской федерации ст.2 впервые закрепила прямую обязанность государства защищать права человека. При этом подчркивается ст.18, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются государством.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируетсяп.1 ст.45. Министерству юстиции Российской Федерации. Это министерство многофункциональное. В его структуре создана и действует служба судебных приставов.

Правовую основу деятельности службы судебных приставов составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы О судебных приставах, Об исполнительном производстве и иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента РФ, правительства РФ, Министерства юстицииРФ. Как правоохранительный орган

Служба судебных приставов была основана в 1997г. Вызвано это было тем, что при смене социального строя в государстве, в системе исполнения решения судебно-административных органов образовался правовой вакум т.е. принимаемые решения, постановления и т.д. судебными исполнителями не могли исполнятся в силу их слабой правовой защищнности и практическим отсутствием властных полномочий. Необходим был новый закон, закон, позволяющий эффективно исполнять судебные решения, закон наделяющий

его представителей более широкими возможностями и полномочиями. Таким законом в июле 1997г. стал Федеральный закон Об исполнительном производстве и Закон о судебных приставах. Начиная с января 1998г. повсеместно, на всей территории Российской Федерации началась создаваться Служба судебных приставов.

Но, наделив судебных приставов большой властью законодатель, также предусмотрел и защиту прав человека при исполнении судебными приставами своих обязанностей. Прежде всего стоит сразу отметить, что Служба судебных приставов подразделяется на судебных приставов-исполнителей, исполняющих решения судов и других административно-правовых органов, и судебных приставов по обеспечению правопорядка, призванных поддерживать правопорядок в залах судебных заседаний, охрану

судей и участников процесса, осуществлять по постановлениям судей и судебных приставов-исполнителей приводы граждан не являющихся по повесткам вышеуказанных должностных лиц. Но во всех случаях судебные приставы прежде, чем приступить к исполнению своих служебных функций обязаны предупредить об этом лиц в отношении которых они проводят те или иные мероприятия. Не стоит лишний раз упоминать, что защиту прав человека с предоставлением тех или иных свобод в нашем

государстве обеспечивает Конституция РФ, различные нормативные и правовые акты, издаваемые Государственной думой. Но вернмся к судебным приставам, итак при получении исполнительного листа либо документа приравняемого к таковому, судебный пристав проверяет соответствие данного документа к предъявляемым законом требованиям. После того как судебный пристав удостоверится, что исполнительный документ соответствует предъявляемым требованиям, судебный пристав обязан в течении трх суток вынести постановление о возбуждении

исполнительного производства либо об отказе от такового при обнаружении нарушений к предъявляемому к исполнению документа. Каким образом, в этой стадии исполнительного производства осуществляется защита прав человека Пожалуй, только лишь косвенно, судебный пристав проверяет исполнительный документ на предмет законности оформления т.е. если документ неправильно оформлен он возвращает его в орган его выдавший, несмотря на вину лица в отношении которого он выдан в данном докладе речь идт исключительно о физических

лицах. Далее, судебный пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства причм законодатель отпускает ему в этом три дня, если судебный пристав выносит постановление позже, то фактически вс исполнительное производство будет незаконным даже если его последующие действия будут законными. При выносе постановления о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав обязан копию данного постановления направить должнику ответчику и предложить в пятидневный срок в добровольном порядке

погасить имеющуюся задолженность. Т.е. законодатель, устанавливает судебному приставу конкретные сроки, в рамках которых судебный пристав-исполнитель должен провести процессуальные действия. Без соблюдения этих процедур все его последующие действия могут быть должником обжалованы. Важной организационно-правовой гарантией является институт обжалования действий судебного пристава. Право граждан обжаловать действия должностного лица одно из важных конституционно-правовых средств

защиты их прав и законных интересов п.2 ст.46 Конституции РФ. В соответствии с этим пункт 1 ст.19 Федерального закона О судебных приставах и пункт 1 ст.90 Федерального закона Об исполнительном производстве предусматривают, что действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. В целом законодатель даже в стадии исполнения решения правоохранительного

органа, выдавшего исполнительный документ, т.е. когда вина ответчика уже установлена и доказана и из ответчика он превращается в должника тем не менее дат ответчику право на обжалование такого решения статьиЗакона о судебных приставах. При этом при подаче такого заявления в соответствующие органы судебный пристав обязан вынести постановление на приостановление исполнительного производства до вынесения решения вышестоящего органа в который должник направил соответствующее заявление.

Подать жалобу на незаконные действия судебного пристава либо на их отсутствие заинтересованное лицо может подать Старшему судебному приставу в главное управление Службы судебных приставов по региону или области в Министерство Юстиции РФ в районную, городскую, областную, генеральную прокуратуру в районную, городскую, областную администрации в Комитет по защите прав человека

Региональному представителю президента в районный, городской, областной, Верховный суд, а при исчерпании всех возможных методах внутригосударственного урегулирования, в международный суд в г.Страсбурге в республике Франция. Причм подать жалобу либо исковое заявление можно на любой стадии исполнительного производства. В 1999г. на действия судебных приставов-исполнителей от граждан и юридических лиц в суд поступило 25 тыс. жалоб, из которых 10 тыс. были удовлетворены в пользу истцов.

Институт возмещения вреда, причиннного действиями судебных приставов, закреплн в п. 3 ст. 19 Федерального закона О судебных приставах и в п.2 ст.90 Федерального закона Об исполнительном производстве согласно которым ущерб вред, причиннный судебными приставами гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. В федеральном законе Об исполнительном производстве ст.44 закрепляет, что является основанием применения

мер принудительного исполнения, ст. 45 устанавливает перечень мер принудительного исполнения, а в ряде последующих статей прописан порядок осуществления мер принудительного исполнения. Далее при совершении исполнительных действий, связанных с принудительным исполнением, в обязательном порядке составляются следующие документы акт описи и ареста имущества, акт изъятия арестованного имущества, акт описи и ареста денежных средств, акт изъятия денежных средств, акт о вселении либо выселении, акт

о вскрытии помещения. Все эти акты в обязательном порядке составляются в присутствии не менее двух понятых, при этом понятые должны быть люди абсолютно посторонние, не заинтересованные в исполнительном производстве и не состоять в родственных отношениях с кем либо из участников исполнительного производства. Не соблюдение любого из этих принципов, ставит под угрозу законность действий судебного пристава, и дат возможность участникам исполнительного производства для подачи жалобы в вышестоящий орган на его

действия. Так же законодатель ограничивает время работы судебного пристава в обычные дни с 6.00 до 22.00 в случаях крайней необходимости и с 22.00 до 6.00, только с письменного разрешения старшего пристава в праздничные и выходные дни в любом случае только с письменного разрешения старшего судебного пристава. То есть судебный пристав не явится к Вам когда ему заблагорассудится а вынужден будет соблюсти рамки закона. Анализ практики деятельности Службы судебных приставов позволил выявить факты несовершенства

и пробельности действующего законодательства, регулирующее их деятельность, что приводит к ущемлению прав и законных интересов граждан и организаций. Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Не менее серьзная проблема недостаточный уровень правовой культуры и нравственных ценностей судебных приставов исполнителей. Статья 3 ФЗ О судебных приставах гласит Судебным приставом может быть гражданин

Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее полное общее или среднее профессиональное образование для старшего судебного пристава высшее юридическое образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. То есть судебным приставом может быть любое лицо имеющее среднее образование и при этом наличие службы в армии считается необязательным. Институт обязанности судебных приставов действовать в строгом соответствии

с законом. Судебные приставы по обеспечению установленного правопорядка в зале судебных заседаний, городских и районных судах, по охране свидетелей и оказанию физической помощи при осуществлении судебными приставами-исполнителями своих служебных обязанностей действуют также на основании закона О судебных приставах. Так, согласно ст.13 Федерального закона О судебных приставах судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с

законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. А ст.15 этого закона строго регламентирует условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. И при осуществлении своих обязанностей судебные приставы должны строго придерживаться не только закона О судебных приставах но и как судебные приставы-исполнители всех действующих законов и нормативных актов на территории нашего государства.

К примеру, при осуществлении привода лица не являющегося по повесткам судебного пристава-исп. либо судьи судебный пристав обязан иметь постановление о приводе в котором должны быть правильно указаны данные лица, которое необходимо доставить, при доставке данного лица судебный пристав должен быть вежлив и корректен настолько насколько это возможно. Использовать спецсредства только в случае крайней необходимости и только после предупреждения. Какие мы сможем сделать выводы предоставив судебным приставам полноту

и широту власти, законодатель тем не менее сделал вс возможное для того, чтобы оградить и защитить человека от чиновничьего произвола, лишить госслужащих самоуправства, обязал судебных приставов действовать только в строгих рамках закона.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.