Реферат по предмету "Право"


Виды органов государства

ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 2 Глава I. Орган государства понятие, признаки, виды 0. Понятие и признаки государственных органов 4 Глава II. Законодательная, исполнительная, судебная власть 0. Органы законодательной власти 0. Органы исполнительной власти 11 0.0.

Органы судебной власти 18 Заключение 25 Библиография 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31 ВВЕДЕНИЕ Тема курсовой работы Виды органов государства. Приступая к ее рассмотрению, отметим, что в системе юридических знаний теория государства и права является базовой методологической наукой. Цели ее изучения усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовых явлениях получить представление

об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права уяснить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности. Таким образом, теория государства и права, как наука, исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений сущность государственной власти и структуру государственного аппарата соотношение типов и форм государства место и роль государства в политической системе общества понятие, содержание и принципы правового государства.

Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности. Как видно, важное значение в предмете теории государства и права отводится изучению государственно-правовых явлений, т.к. они являются правообразующими категориями и именно отсюда проистекает сущность права того или иного государства. В наше время, такие знания особенно необходимы, т.к. без управления,

без надзора, без законов, и, конечно же, без органов, которые выполняют все эти функции невозможна жизнь в государстве. В Конституции Российской Федерации отмечено Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Таким образом правовое государство в России официально начало формироваться с 0000 г и важная роль в этом процессе отводится в том числе

и органам государственной власти, органам олицетворяющим три ветви власти законодательной, исполнительной, судебной. Именно поэтому настоящая тема курсовой работы важна и актуальна и требует пристального рассмотрения. Отметим, что тема органов государственной власти достаточно разработана в теоретическом плане. Первоначально теорию разделения властей в своих трудах описывали Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. В России в дореволюционный период труды о делении государственной власти

на три ветви можно найти в работах А.И. Елистратова, М.М. Ковалевского, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и др. В советский период эта тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами. Исходя из вышесказанного определим цель работы изучение и сравнительный анализ деятельности органов государственной власти.

Цель предусматривает решение ряда задач Определение понятия орган государства, выделение признаков и видов - Детальное рассмотрение юридического поля, функций, компетенций, взаимосвязи органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Курсовая работа состоит из двух глав, в каждой из которых решаются поставленные вопросы, в заключении подводится общий итог проделанной работы, в котором резюмируются основные положения изученного материала

по избранной теме работы, в приложении приводятся схемы илюстрирующие специфику деятельности органов государственной власти РФ. ГЛАВА I. ОРГАН ГОСУДАРСТВА ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ 0. Понятие и признаки государственных органов Приступая к раскрытию темы курсовой работы отметим, что задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма, см. Приложение 0. Государство как таковое существует, проявляет себя вовне,

функционирует через свой механизм, через входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них служащих. Механизм государства состоит из соответствующих органов, поэтому необходимо в первой главе работы уделить внимание понятиям, признакам и видам государственных органов. Орган государства это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками. 0. Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридически

закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что а порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция права и обязанности закрепляются нормами права б орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания в установленные этими актами предписания обеспечиваются

прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства г государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета. В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа.

Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями важнейший признак государственного органа Байтин ММ. Механизм современного Российского государства Правоведение, 0000. 0. С. 0 0. Государственный орган наделен определенной экономической и организационной

обособленностью и самостоятельностью. 0. Каждый государственный орган сообразно своей компетенции, выполняет свойственные ему функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства. 0. Для осуществления функций государственные органы располагают необходимыми материальными

средствами, говоря словами Ф. Энгельса, вещественными придатками, к каковым можно отнести разного рода материальные ценности и многочисленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства. 0. Представление о государственном органе было бы неполным без указания на то, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, отдельное лицо или группа, коллектив существование государственной

власти, писал К. Маркс, находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название Маркс К, Энгельс Ф. Соч Т 0 С. 000 Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.

Согласно Федеральному закону Об основах государственной службы Российской Федерации, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта

Российской Федерации ст. 0, п. 0. Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации ст. 0, 00.0. Рассмотренные признаки в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают

понятие органа государства, позволяют сформулировать его определение. Орган государства это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства. Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма обусловливает

значительное число его органов. По различным научно обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды. Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на а органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства

Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ б органы, учреждаемые в установленном законодательством по- рядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов Администрация Президента, аппараты палат Федерального

Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму вторичными, производными от первых. На основе принципа разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные. По действию в пространстве государственные органы подразделяется на федеральные органы и

органы субъектов Федерации. При этом Суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам. По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ, действуют на постоянной основе.

Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения. Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них коллективные образования, другие представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих.

Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ. Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов

является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства, см. Приложение 0. Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации. На основании рассмотренной классификации, возможно поострить схему, см. Приложение 0. ГЛАВА II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ,

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ 0.0. Органы законодательной власти Органы законодательной власти занимают центральное место в государственном аппарате. Они подразделяются на высшие и местные. К высшим органам относятся парламенты. Одной из важнейших функций является принятие законов. Федеральное Собрание России, Конгресс США, Парламент

Англии, Национальное собрание и Сенат Франции - это все высшие законодательные органы, названных стран. Рассмотрим, более подробно, Федеральное Собрание России Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание как один из органов осуществляющих государственную власть в РФ ч.0 ст.00. Поскольку эта статья помещена в главу 0 основы конституционного строя, изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения

самой Конституции. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией - настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение это вытекает из ч.0 ст.000 Конституции. Другая важная гарантия, состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим.

Положение Федерального Собрания, таким образом, определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой. Независимость - важнейшее условие выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать или не принимать любые законы без

чьей либо указки. Федеральное Собрание, не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право

Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции о принятии Государственной Думы финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его сдержками и противовесами, они, однако не умоляют независимого положения Федерального

Собрания в системе органов Российского государства. Конституция РФ ст.00 устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент РФ, тем самым, давая ему не более как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но далее, в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган РФ, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения.

Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, то есть граждан РФ. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избирания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом. Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом

РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому законодательный орган в процессе своей деятельности не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует.

Взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральное Собрание его высокий конституционно-правовой статус Баглай М.В. Конституционное право РФ Учебник - М.0000 - С.000-000 Наряду с высшими органами законодательной власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны осуществление законодательной власти на местах.

0.0. Органы исполнительной власти Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность - это, когда они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов исполнительной власти. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов распоряжений выполнение подчиненными им органами и организациями

данных требований. Органы исполнительной власти составляют многоуровневую систему. Взаимодействие органов разных уровней определяется Конституцией РФ и республик, входящих в его состав, а также федеративным договором. По вопросам ведения федерации и совместного ведения ее и субъектов должны устанавливаться общие принципы организации системы органов и формы взаимодействия федеральных органов с республиканскими и территориальными.

Единство подходов к решению должно обеспечивать порядок в управлении, взаимоотношения субъектов федерации, как между собой, так и с центром федерации, то есть управляемость в государстве Пронина В.С. Совершенствование законодательства об органах исполнительной власти и управления Государство и право 0000г 0 С.00-00 В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на центральные, см.

Приложение 0, и местные. К центральным относятся те органы, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или территорию государства - субъекта федерации. К ним можно отнести правительство или кабинет министров, министерства, государственные комитеты, специальные ведомства. К местным органам исполнительной власти относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких территориальных единиц.

Природа Президентской власти Согласно концепции разделения властей президентская власть обычно рассматривается как исполнительная власть. Зачастую соответствующее положение содержится в конституциях США 0000г Филиппины 0000г Бразилия 0000г Однако многие основные законы не дают характеристики власти Президента ФРГ 0000г Болгария 0000г Остается открытым вопрос о природе президентской власти в России, где Президент характеризуется Конституцией как глава государства п.0 ст.00, а п.0 ст.000 гласит,

что исполнительная власть РФ осуществляет Правительство РФ. В конституциях стран мира вопрос о природе президентской власти не имеет однозначного ответа, часто ей не дается никакой характеристики в концепции разделения властей. Такое отсутствие определенности в большинстве новых конституций, особенно принятых в последние десятилетия, не случайно. В современных условиях многих стран президентская власть занимает особое положение, она,

как и правительственная власть этот термин тоже появился сравнительно недавно характеризуется своеобразием. В связи с этим встает вопрос возможно ли жесткое отнесение президентской власти к определенной рубрике триады, да еще при различных формах правления В условиях парламентарных республик она, как власть, сведена к нулю, хотя президент и выполняет важные государственные полномочия. Лишь в экстраординарных случаях, он может действовать как реальная власть.

В президентской республике исполнительная власть президента трансформировалась в исполнительно-распорядительную. Он не просто исполняет законы, а ведет огромную административную работу, руководит различными сторонами общественной жизни при помощи государственного аппарата управления. Но, как мы видели, президент не только исполнитель, главный администратор, он активно участвует в нормотворчестве, имея по Конституциям ряда стран право, издавать акты с силой закона.

В полупрезидентской республике качество президентской власти в определенной мере изменяется. Президент как бы ставится над ветвями власти, выносится за скобки, он отнюдь не только исполнитель законов и не главным образом исполнитель. Его исполнительно-распорядительная деятельность дополняется, а иногда и вытесняется арбитражной. Он начинает играть арбитражную роль по отношению к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда по отношению к обществу в целом.

Президенту, конечно, принадлежат исполнительно-распорядительные полномочия и нередко более весомые, чем в президентской республике. Они осуществляются часто и непосредственно, а нередко - через правительство. При президенте создается его собственная администрация помимо администрации правительства. Администрация президента представляет собой разветвленную систему, нередко подменяющую правительство, а в отдельных отношениях играющую и более важную роль.

Президент активно участвует в законодательстве, более активно, чем в президентской республике, где он иногда не имеет даже права законодательной инициативы, его нормотворческие полномочия расширены ведь его полномочие по конституции не ограничено ветвью исполнительной власти, и это дает ему большую свободу маневра. Число полупрезидентских республик имеет тенденцию к росту. В специфических условиях государства переходного периода в них складывается своеобразная президентская

власть. Отдельные элементы парламентаризма появляются и в традиционных президентских республиках. Президентская власть принимает своеобразный характер, она все более отпочковывается как особая разновидность государственной власти, занимает арбитражное положение по отношению к другим ее ветвям Чиркин В.Е. Президентская власть Государство и право 0000 0 С.00, 00-00 Приступим, к центральным органам исполнительной власти.

Как уже сказано выше к ним относятся правительство, министерства, комитеты и так далее. Рассмотрим эти органы на примере Указа Президента РФ от 00 сентября 0000г. О системе центральных органов федеральной исполнительной власти и закона РФ О Совете Министров - Правительства РФ, изложенных доктором юридических наук Ю.М. Козловым в своих статьях Прежде всего, вопрос об организационно-правовом статусе

Совета Министров РФ как органа государственной власти. При его решении столкнулись два принципиальных вопроса президентский и парламентский. Первый подход находил свое выражение в том, что Правительство является высшим органом исполнительной власти, подотчетным Президенту РФ. В данном случае налицо ярко выраженное стремление закрепить независимость исполнительной власти в рамках буквально понимаемого разделения властей.

Подобная позиция, если не доводить идею независимости исполнительной власти до абсолюта, вполне обосновано и имеет право на существование. Она выражает стремление исполнительной власти оградить себя от постоянного вмешательства законодательной власти в сферу исполнительной деятельности, от откровенно выражаемых попыток Парламента РФ превратить Совет Министров РФ в свой рабочий орган, лишив его практически всех ощутимых атрибутов самостоятельной ветви государственной власти.

Парламентский вариант решения поставленного вопроса базируется на презумпции верховенства Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ по отношению к федеральным органам исполнительной власти и прежде всего к Правительству РФ. Но ведь такая позиция, признаваемая безоговорочно, фактически ничего не оставляет от разделения властей в его юридически грамотном понимании, превращает Правительство не в исполнительный орган государственной власти, а в исполнительный аппарат

Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, лишает его логически требуемой самостоятельности и независимости. Проявления подобных парламентских акций отчетливо видны и в Законе о Совете Министров РФ. Дело дошло до того, что теперь российский законодатель не только определяет структуру Совета Министров и порядок его деятельности, образует, реорганизует и упраздняет министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, но даже утверждает и изменяет перечень указанных центральных

органов государственного управления. Это уже явный перебор. В своем стремлении узурпировать функции исполнительной власти, Парламент даже лишил Правительство права законодательной инициативы, что вообще необъяснимо. Ссылка на то, что такое право Совет Министров РФ приобретает только с 00 апреля 0000г звучит неуклюже Козлов Ю.М. Исполнительная власть Правительство РФ

Вестник МГУ 0000 Серия 00 0 Президентский вариант Закона о Совете Министров РФ исходил из предпосылок, на мой взгляд, более предпочтительных. Главная их суть Совет Министров - высший орган государственного управления РФ, подотчетный только Президенту Председатель Правительства назначается и освобождается от должности Президентом с согласия Верховного Совета РФ Президент назначает и освобождает от должности министров,

председателей государственных комитетов, руководителей ведомств РФ вопрос об отставке Правительства или его отдельных членов по их инициативе решается Президентом образование, реорганизация и ликвидация центральных органов федеральной исполнительной власти осуществляются Президентом и т.п. Все эти и иные позиции логически предопределялись закрепленным в Конституции РФ статусом Президента как главы исполнительной власти

РФ. Однако Верховный Совет РФ существенно ограничен полномочия Президента по отношению к Правительству РФ, взяв тем самым на себя ответственность за правительственную деятельность. Но при разделении властей такое положение недопустимо. Парламент фактически и юридически к подобной роли не подготовлен. Мало того, как показывает практика его функционирования, берясь за все, он, по существу, является органом,

наиболее безответственным. Именно таков уготованный им самим для себя имидж. Увлечение Парламента РФ организационными проблемами деятельности Правительства негативно сказывается на приоритетных направлениях законотворчества Козлов Ю.М. Исполнительная власть Правительство РФ Вестник МГУ 0000 Серия 00 0 Законов много, а механизм их реализации оставляет, как правило, желать лучшего.

Отсюда постоянные изменения, вносимые в ранее принятые законодательные акты. Отсюда и стремление Парламента перманентно вторгаться в сферу функционирования иной ветви государственной власти, кстати, весьма неквалифицированное. Да другое и не может быть с учетом профессионализма многофракционности Парламента, отсутствие реальных политических партий, чья воля и интересы доминируют в западных парламентах и соответственно предопределяют решающее влияние на правительственную деятельность.

В современной России политическая ситуация иная, а потому мы и являемся свидетелями многих странных вещей, а нередко и нелепостей, авторство которых принадлежит Верховному Совету РФ. Заслуживает внимания и вопрос об отставке Правительства РФ. В данном случае основные положения Закона о Совете Министров РФ вполне приемлемы. Однако есть одно сомнительное положение.

Имеется ввиду следующее. Все ясно, когда Правительству выражается недоверие либо отставка происходит по инициативе Президента РФ или же самого Правительства. Но совершенно непонятен смысл ч.0 ст.00 Закона, в которой безотносительно к тому или иному варианту отставки сказано, что отставка Председателя Совета Министров влечет за собой видимо в обязательном порядке отставку

Правительства в полном составе. Почему Неужели смерть или тяжелое заболевание Председателя Совета Министров автоматически ставит весь состав Правительства в положение отставников Вряд ли об этом шла речь, но соответствующих объяснений в Законе, к сожалению не содержится Козлов Ю.М. Исполнительная власть центральные органы федеральной исполнительной власти Вестник МГУ 0000 Серия 00 0 С.0-0 В соответствии с

Указом Президента РФ от 00 сентября 0000г. О системе центральных органов федеральной исполнительной власти предусмотрена следующая система исполнительных органов а министерства РФ, б государственные комитеты РФ, в комитеты РФ, г федеральные службы, д российские агентства, е федеральные инспекции. Министерство - центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности.

Государственный комитет - центральный орган федеральной исполнительной власти осуществляющий межотраслевое регулирования. Сразу возникает вопрос в чем различие между руководством, присущим министерству, и регулированием присущим государственным комитетам Ведь регулирование - одна из непременно непременных функций управленческой деятельности. Значит, было бы обоснованным привязать государственные комитеты к межотраслевому управлению, согласовав его со сферами, а не с отраслями управления.

Комитеты - центральные органы федеральной исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в их ведении. Что тут можно понять Практически ничего, так как с чисто внешней стороны налицо отсутствие четко выраженных критериев, позволяющих отграничить эти органы, как от министерств, так и от государственных комитетов. Федеральные службы, российские агентства и федеральные инспекции получили собирательную характеристику

центральные органы федеральной исполнительной власти, осуществляющих специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Признаки, позволяющие разделить все названные органы на две группы а министерства и государственные комитеты образуются Президентом РФ, назначает и их руководителей, их руководители по должности входят в состав Правительства РФ б все другие органы также образуются

Президентом РФ, который назначает и их руководителей, однако последние не входят по должности в состав Правительства РФ Козлов Ю.М. Исполнительная власть Правительство РФ Вестник МГУ 0000 Серия 00 0 0.0. Органы судебной власти Важное место в государственном аппарате занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия. Подобно тому, как законодательные органы и органы управления

являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Рассмотрим становление системы судебных органов в РФ начала девяностых годов Примерно до 0000г. суд рассматривался в юридической литературе в качестве одного из правоохранительных органов. В правовом государстве такой подход невозможен с политической,

теоретической и практической точек зрения. В первые же годы советской власти идея подконтрольности законодательной власти суду была отвергнута. Однако медленное возвращение нашей страны в мировое содружество и внутренние политические процессы стали причиной принятия верховным Советом СССР 00 декабря 0000г. Закона о конституционном надзоре в СССР, вызвали множество недоуменных вопросов, например почему надзор осуществляет специальный комитет,

а не суд с чем связаны его ограниченные полномочия и т.д. Показательно, что в конечном итоге и бывший председатель Комитета конституционного надзора СССР С.С.Алексеев был вынужден признать его несостоятельность, необходимость возвращения функции конституционного надзора суду. Съезд народных депутатов России пошел по пути создания специализированного

Конституционного суда, изменив ст.000 Конституции РСФСР. 0 мая 0000г. Верховный Совет России принял Закон о конституционном суде РСФСР. Уже сам факт принятия данного Закона и первые решения Конституционного Суда показали огромное его значение для формирования правового государства. Вместе с тем названный Закон дает достаточно оснований для его конструктивной критики.

Прежде всего, само название суда - конституционный ориентирует исключительно на Конституцию, писаное право. В этой связи можно утверждать, что Верховный Совет России оставил открытым вопрос о возможности Конституционного суда руководствоваться общими принципами демократии, гуманизма и социальной справедливости, как это предусмотрел, например, Съезд народных депутатов

СССР в Декларации прав и свобод человека от 0 сентября 0000г. Очевидно, что это сужает правовую базу Конституционного суда, а в конечном итоге может сказаться на защищенности прав и законных интересов граждан. Создание Конституционного суда РСФСР привело к раздроблению судебной власти, породило конкуренцию между Конституционным и общими судами. И Конституционный, и общий суды занимаются рассмотрением споров в соответствии

с правом, международными нормами, Конституцией и законодательством основывают свою практическую работу на однотипных или близких организационных и процессуальных принципах. Правоприменительная деятельность общего суда будет с неизбежностью затруднена постоянно возникающей на практике необходимостью обращаться в Конституционный суд для разрешения коллизий между Конституцией и законами, тогда как в США, Дании, Норвегии,

Японии и других странах функции Конституционного суда эффективно выполняют общие суды всех инстанций. Ведь любой судья независим и подчинен только закону. Кроме того, Конституционный суд РСФСР, прежде всего из-за его малочисленности, вряд ли сможет справиться с огромным объемом неправового законодательства в России. Члены Конституционного суда в силу своего высокого должностного положения, искусственного ограничения

подсудных им споров и организационной самостоятельности могут быть оторваны от реальной судебной практики, действительных проблем правоприменения. Это, в свою очередь, может и нарушить исказить обратную связь членов Конституционного суда с законодательной и правоприменительной практикой. Судебный контроль за законодательной властью в правовом государстве в силу веками отработанной процессуальной процедуры рассмотрения споров в суде, правовой природы общих судов, призванных разрешать любые споры

общего суда на своеобразную правоприменительной передовой в условиях постоянно увеличивающихся коллизий правовых норм и развивающихся общественных отношений, необходимости решать дополнительные организационные, кадровые и экономические проблемы, на мой взгляд, более обоснованно возложить на общие суды. При этом они должны быть реорганизованы с выделением специальных конституционных коллегий, составов, членов судов и судей. С целью эффективного судебного влияния на законотворческие органы целесообразно

наделить суды правом во-первых, признания закона неправовым во-вторых, приостановления действия неправового закона до рассмотрения дела судом в-третьих, выработки конкретных предложений о устранении коллизий правовых норм и пробелов в законотворчестве. В настоящее время Конституционный суд РСФСР разрешает дела и дает заключение только на основе Конституции РСФСР его требований и приостановлении исполнения закона до рассмотрения дела судом не является

обязательными суд не имеет права преобразовательной инициативы. Если же судам будут предоставлены реальные права по ограничению законодательных органов, они смогут эффективно защищать граждан от неправовых законов. Компромиссные же варианты носят декларативный характер и ограничиваются созданием правового имиджа государства. Практика деятельности Комитета конституционного надзора

СССР убедительно подтверждает данный вывод. Конституционный суд РСФСР вправе принять к своему рассмотрению лишь нормативные акты высших государственных органов РФ и республик, входящих в РСФСР, а также дать заключение в соответствии с Конституции действий только высших должностных лиц РФ и республик, в нее входящих. Нормативные акты и действия иных органов и должностных лиц могут быть

рассмотрены только общим или арбитражным судами. В случае противоречия подзаконных актов и действий должностных лиц Конституции решения по таким делам могут быть приняты лишь после преодоления выявленных коллизий Конституционным судом РСФСР, то есть спустя длительное время. Такое положение вещей, во-первых, безусловно, скажется на эффективности защиты прав и интересов граждан во-вторых, лишний раз подчеркивает искусственный характер разделения судов на общие,

Конституционный и арбитражные нормативных актов и действий должностных лиц, подсудных Конституционному и арбитражному судам. В результате оказались субъективно разделенными не только органически единые элементы общей судебной системы, но и законы, подзаконные акты, а также антиконституционные действия должностных лиц. Нуждаются в радикальном изменении и взаимоотношения судебных и исполнительных органов государственной власти, нарушивших право, международные договоры и

Конституцию. В гражданско-процессуальных кодексах республик имеются специальные главы о подведомственности гражданских споров, зачастую лишающих граждан судебной защиты в значительном числе споров или затрудняющие ее в связи с обязательной необходимостью в порядке досудебного рассмотрения споров предварительно обращаться в многочисленные вышестоящие органы, например, в случае обращения с жалобой на незаконные действия должностных лиц налоговой инспекции. Видимо, в рамках судебного контроля за исполнительными органами необходимо

установить, что все без исключения споры между гражданами и органами исполнительной власти подведомственны суду, поскольку в правовом государстве каждый гражданин должен иметь возможность защитить в суде любое нарушенное право или оспоренный интерес. Кроме того, судам должно быть представлено право признавать недействительными подзаконные акты, несоответствующие социальным нормам, международным договорам и Конституции. И, наконец, следует законодательно закрепить фактическую практику применения судами

Конституции и законов в случае их коллизий с неправовыми нормативными актами. Рассматривая проблемы сдержек и противовесов законотворческих, исполнительных и судебных органов государственной власти, нельзя забывать и о необходимости самостоятельного их взаимодействия и дополнения. Классическое понимание процесса применения права заключалось в подведении конкретных общественных отношений под абстрактные нормы права по методу логического умозаключения - силлогизма, в котором роль большей

посылки играло право, а меньший конкретный казус. Такая конструкция пригодна лишь для формально-логического представления о вынесении судебных решений и не отражает всей глубины и многократности подлинной творческой работы судей в процессе принятия правособлюдающих решений. Рассматривая функции суда с позиции системного анализа, важно исследовать взаимоотношения судебных, законотворческих и исполнительных органов государственной власти не только с позиции сдерживания и

контроля, но также взаимодействия и взаимодополнения, а в определенных пределах и саморегуляции, влияние на правообразовательный процесс с целью динамического функционирования и развития системы органов государственной власти, достижения подвижного равновесия. Проследим логический ряд а судья должен, прежде всего, уяснить норму для себя, то есть ее истолковать б установив действительный смысл нормы, судья может обнаружить и иные правовые нормы, коллидирующие с уясненной нормой в этих случаях судья должен преодолеть коллизию

правовых норм в в зависимости от фактических обстоятельств дела судья нередко вынужден выбирать правовую норму из некоторого числа имеющихся факультативных и альтернативных норм г в законодательстве широко применяются правовые нормы, содержащие оценочные понятия, которые должны быть конкретизированы судьями в процессе рассмотрения конкретного спора д в процессе правоприменительной деятельности достаточно часто возникает необходимость восполнения пробелов в законодательстве посредством аналогии нормативных актов

и права. Результатом активной творческой деятельности судей в процессе применения правовых норм является выработка правоположений, способствующих не только регулированию развивающихся многообразных общественных отношений, но и развитию действующего законодательства на основе устоявшихся правил, прообраза будущих писаных норм Ершов В.В. суд в системе органов государственной власти Государство и право 0000 0 С.00-00 В некоторых странах мира органы прокуратуры, как таковых, из системы

судебных органов не выделяются, например в США, а в других странах система органов прокуратуры в государственном аппарате играет значительную роль. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Они осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрения дел в судах, в местах заключения, при

исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в Конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя общий итог, раскрываемой в курсовой работе темы, отметим, что каждый государственный орган как структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата

обладает следующими основными признаками. 1. Осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области. 2. Наделен властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. 3. Имеет определенную компетенцию, т. е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей правомочий. 4. Характеризуется определенной структурой, т. е. строением по видам отдельных служб и численному

составу штатам. 5. Имеет территориальный масштаб деятельности. 6. Образуется в порядке, установленном законами, и определяет правовые связи личного состава. Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов осуществлять

надзор за их реализацией, см. Приложение 0. Веления государственного органа могут быть обязательными либо для всех граждан, либо для их определенного круга, они могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культурного строительства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа. Государственные органы различаются между собой по функциям, задачам, структуре, компетенции,

сферам деятельности. В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы, а также законодательные органы субъектов федерации, причем система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной

власти, установленными федеральными законами. Представительным и законодательным органом Российской Федерации является постоянно действующее Федеральное Собрание - парламент, состоящий из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают, как правило, раздельно. Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом

Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях и т. д. Широта полномочий Президента ограничена Конституцией, а также его конституционной ответственностью

- он может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя, федеральных министров. В пределах ведения Российской Федерации, совместных полномочий федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Традиционно центральными федеральными органами государственного управления

являются министерства, ведомства, государственные комитеты, службы, имеющие в своем составе соответствующие управления и отделы. Исполнительная власть в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам правительствам, областным или краевым администрациям, которые возглавляются соответствующими должностными лицами губернаторами, главами администраций, председателями правительства и т. д Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и

уголовного судопроизводства. Судебную систему России составляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, соответствующие суды субъектов федерации. В Конституции России предусмотрено, что Президент может в порядке, установленном федеральным законом, назначать судей других федеральных судов. В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры

с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами РФ, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом. Особенностью функционирования местного самоуправления в

РФ является то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и в пределах своих полномочий самостоятельны. БИБЛИОГРАФИЯ Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации от 00.00.0000 РГ. -0000. -000. -00 дек. 2. Указ Президента РФ О поэтапной конституционной реформе в РФ от 00 сентября 0000г. 0000. Литература 1. Баглай

М.В. Конституционное право РФ Учебник - М 0000. 2. Бачило И.Л. Факторы влияющие на государственность Государство и право 0000 0. 3. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти Государство и право 0000 0. 4. Козлов Ю.М. Исполнительная власть Правительство РФ Вестник МГУ 0000 Серия 00 0. 5. Козлов

Ю.М. Исполнительная власть центральные органы федеральной исполнительной власти Вестник МГУ 0000 Серия 00 0. 6. Кулябин А.И. Президентство - лучшая ли это форма исполнительной власти Государство и право 0000 0. 7. Лазарев В.В Липень С.В. Теория государства и права Учебник - М 0000. 8. Мигранян А.А. Механизм торможения в политической системе и пути его преодоления

Иного не дано М 0000. 9. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США М 0000. 10. Монтескье Ш. Избранные произведения. М 0000. 11. Общая теория государства и права Учебник Под ред. Лазарева В.В М 0000. 12. Пронина В.С. Совершенствование законодательства об органах исполнительной власти и управления Государство и право 0000 0. 13.

Теория государства и права. Учебник Под ред. М.Н. Марченко -М 0000. 14. Чиркин В.Е. Президентская власть. Государство и право 0000 0. 15. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу 0000-0000гг М 0000. Приложение 0 Приложение 0 Приложение 0



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.