Московский институт коммунального хозяйства и строительства ТЕМА Административные правонарушения в таможенном деле Предмет Таможенное дело 3 курс гуманитарного факультета ВЫПОЛНИЛ Михайленко Денис Владимирович ПРОВЕРИЛ К-02-078 Г. ТРОИЦК 2005 г. Содержание 1. Введение 2. Понятие административной ответственности 3.
Субъекты административной ответственности и особенности назначения наказания за совершение нарушений таможенных правил. 4. Административные наказания, применяемые за нарушения таможенных правил и особенности их назначения. 5. Понятие таможенных нарушений. Их виды. Заключение Список литературы 1. Введение Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики.
Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность. В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала открытой , а государственные границы прозрачными или во многих местах размытыми , гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической
безопасности Российской Федерации. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства. Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации и Постановлением Правительства
Российской Федерации О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации , Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как - создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой - обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа
Российской Федерации - пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов - участие в осуществлении таможенно - банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары - формирование, ведение и представление официальной публикации таможенной статистики внешней торговли России - создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.
Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля. Значительное место в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция. Правоохранительный статус Государственного таможенного комитета закреплен таможенным кодексом
Российской Федерации, указами Президента РФ от 18 сентября 1993 года 1390 О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации и от 22 декабря 1993 года 2253 Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям. С вводом в действие федерального Закона Об оперативно-розыскной деятельности таможенные органы стали
одним из субъектов этого вида деятельности, чем была устранена существовавшая до этого момента юридическая коллизия. Являясь правоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей. 2. Понятие административной ответственности За совершение правонарушений в сфере таможенного дела законодательством
предусмотрены различные виды ответственности административная, уголовная, дисциплинарная, материальная. Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. В целом административная ответственность обладает следующими чертами а. Административная ответственность устанавливается как законами так и подзаконными актами, либо их нормами
об административных правонарушениях. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством. б.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление дисциплинарной - дисциплинарный поступок материальной - причинение материального вреда ущерба или гражданско-правовой деликт. в. Субъектами административной ответственности могут быть юридические лица, физические лица, частные предприниматели, должностные лица. г. За административные правонарушения предусмотрены взыскания, за преступления - уголовное наказание,
за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях. д. Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды. Уголовные наказания - только судом дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными
дисциплинарной властью и в пределах их компетенции меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке. е. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. ж.
Применение административных взысканий не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока. з. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. 3. Субъекты административной ответственности и особенности назначения наказания за совершение нарушений
таможенных правил Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. С точки зрения определения мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории должностные лица и граждане. Наибольшие санкции предусмотрены за совершение административного правонарушения юридическими лицами, наименьшие - гражданами. Субъектами ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела
нарушения таможенных правил могут выступать лица любой вышеуказанной категории в зависимости от формулировки конкретной санкции. В главе 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлен так называемый принцип двусубъектной ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое в том числе и должностное лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает
от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, в том числе в сфере таможенного дела,
подлежат административной ответственности на общих основаниях. Причем ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ за совершение нарушений таможенных правил наступает и для лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. Физическое лицо признается субъектом административной ответственности по достижении к моменту совершения
правонарушения возраста шестнадцати лет и только в случае виновного совершения противоправного деяния применительно к физическим лицам выделяются две формы вины - умысел и неосторожность. Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями
осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением только организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по общему правилу несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Поэтому индивидуальные предприниматели, не являясь должностными лицами, при привлечении к административной
ответственности по сути приравнены к ним. В случае привлечения к административной ответственности юридических лиц необходимо учитывать, что при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
В случаях разделения юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной
ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Возможность привлечения юридических лиц к мерам административной ответственности также непосредственным образом связана с установлением виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно отличается от понятия вины физического лица, поскольку по своей природе не может быть связана с психическим отношением к совершенному правонарушению.
Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности. 4.
Административные наказания, применяемые за нарушения таможенных правил и особенности их назначения За совершение административных правонарушений могут применяться следующие наказания 1 предупреждение 2 административный штраф 3 возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения 4 конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения 5 лишение специального права, предоставленного физическому лицу 6 административный арест 7 административное выдворение за пределы
Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства 8 дисквалификация. За нарушение таможенных правил в зависимости от формулировки санкции конкретной статьи могут быть назначены наказания исключительно в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения. Предупреждение и административный штраф относятся к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве как основного,
так и дополнительного наказания. За совершение нарушений таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении к ответственности и назначении административных наказаний только в виде предупреждения и штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом. Штраф, исчисляемый исходя из стоимости предмета административного правонарушения, установлен за наиболее опасные нарушения. По многим же нарушениям таможенных правил штрафные санкции исчисляются исходя из
минимального размера оплаты труда. Административный штраф, по общему правилу, должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления вынесенного постановления о назначении наказания в законную силу. При этом соответствующая сумма вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию. В случае неуплаты штрафа в установленный срок виновное лицо может быть привлечено к ответственности по статье 20.25 КоАП
РФ. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
В соответствии с требованиями КоАП РФ административное наказание может быть назначено только в установленных законом пределах наказание в размере ниже низшего предела санкции невозможно, при этом никто не может нести ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлечено к ответственности к примеру, обязанность по уплате таможенных платежей, производству
таможенного оформления товаров и др При совершении лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое в отдельности. Вместе с тем, в отдельных случаях когда совершается одно противоправное действие, бездействие, содержащее сразу несколько составов правонарушений, рассмотрение дел по которым подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу возможно действие принципа поглощения менее строгого наказания более строгим.
За нарушения таможенных правил таким образом может поглощаться основное наказание в виде штрафа, при этом в зависимости от формулировок соответствующих санкций могут быть назначены дополнительные административные наказания конфискация. Примером подобной ситуации может являться заявление декларантом либо таможенным брокером представителем при декларировании недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили одновременно основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и неприменения запретов
и или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности части 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ. 5. Понятие таможенных нарушений. Их виды. В ТК РФ дается развернутое определение понятия нарушение таможенных правил. Согласно кодексу нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица,
посягающего на установленный ТК РФ, Законом РФ О таможенном тарифе, другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения включая применение таможенных режимов, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу
Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность. Приведенная формулировка перечисляет в общем виде законодательные акты, определяющие правовые основы таможенного дела, а также объекты противоправных посягательств. Из данного сложного понятия следует, что нарушениями таможенных правил признаются 1 действие или бездействие
лица, посягающего на таможенный контроль, установленный Кодексом, Законом РФ О таможенном тарифе, другими законодательными актами и международными договорами 2 действие или бездействие лица, посягающего на порядок перемещения включая применение таможенных режимов через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств 3 действие или бездействие лица, посягающего на порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу
Российской Федерации 4 действие или бездействие лица, посягающего на порядок обложения таможенными платежами и уплаты их, предоставления таможенных льгот и пользования ими. Каждая группа перечисленных таможенных правонарушений в отдельности или в совокупности друг с другом при наличии других признаков образуют соответствующие составы нарушений таможенных правил. Наиболее обширной группой нарушений таможенных правил является нарушения, связанные с порядком перемещения
через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств и порядка таможенного контроля. К ним относятся - нарушение зоны таможенного контроля - создание зон таможенного контроля только с разрешения таможенных органов и под их контролем возможно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение через границу зон таможенного контроля и в их пределах товаров и транспортных средств, а также лиц, не являющихся сотрудниками таможенных органов - выдача без разрешения таможенного
органа, утрата или не доставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них действия , перечисленные в этой статье, признаются неправомерными в том случае, если они предприняты в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства - не остановка транспортного средства - не остановка транспортных средств является основанием привлечения к ответственности за нарушение таможенных
правил перевозчика. При пересечении таможенной границы перевозчик обязан остановиться и уведомить таможенный орган - нарушение порядка помещения товаров на хранение, их хранения и проведения операций с ними - порядок помещения товаров на хранение определен нормативными актами ГТК РФ. В соответствии с установленным порядком могут производиться операции, например, по подготовке товара к продаже. Поэтому, прежде чем решать вопрос о привлечении к ответственности, требуется установить,
каков был порядок, установленный в отношении товаров, помещенных на хранение, и какие условия не были соблюдены. Ответственность за нарушение таможенных правил может нести как лицо, поместившее товар на хранение, так и владелец склада - нарушение порядка переработки товаров - речь идет о товарах, которые перерабатываются на территориях, подконтрольных таможенным органом, так же за пределами этих территорий. Нарушение таможенных правил заключается в несоблюдении установленных требований, ограничений и условий,
относящихся к выдаче лицензий на переработку товаров, порядку и срокам их переработки, количеству выхода продуктов переработки, замене из другими товарами, проведению операций по переработке - нарушение порядка осуществления производственной и иной коммерческой деятельности в свободных таможенных зонах и на свободных складах - нарушение порядка возведения зданий, строений и сооружений в свободных таможенных зонах - основанием для привлечения к ответственности является возведение зданий, строений и сооружений в свободной
таможенной зоне без согласования с таможенным органом - не вывоз за пределы таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию товаров и транспортных средств - нарушение порядка уничтожения товаров- включает несоблюдение установленных требований, ограничений и условий уничтожения товаров, помещения отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров, под соответствующий таможенный режим - неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный
режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими - по этой статье необходимо квалифицировать не зачисление участниками внешнеэкономической деятельности всей или части валютной выручки от экспорта товаров -несоблюдение порядка применения мер экономической политики и других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную территорию РФ - в случае если для перемещения тех или иных видов товаров установлены ограничения.
Под мерами экономической политики подразумеваются ограничения на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики РФ. Эти ограничения могут включать квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также иные меры - перемещение товаров через таможенную границу РФ под видом товаров не для коммерческих целей - товары не предназначенные для производственной или
иной коммерческой деятельности, могут перемещаться физическими лицами через таможенную границу РФ в упрощенном, льготном порядке. Льготный порядок может заключаться в полном или частичном освобождении от таможенных пошлин, в неприменении мер экономической политики, если товары в действительности предназначены для ведения коммерческой деятельности, что лишает их льготных условий перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля - один из самых опасных видов посягательств
в сфере таможенного дела, заключается в перемещении товаров и транспортных средств вне определенных таможенным органом мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, при отсутствии признаков контрабанды - транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими. Значительная группа правонарушений препятствует осуществлению таможенного контроля.
К таким правонарушениям относится - отправление транспортных средств без разрешения таможенного органа РФ - причаливание к судну и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем - воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа РФ на территорию и в помещения для проведения таможенного контроля - непредставление таможенному органу РФ отчетности и несоблюдение порядка ведения учета - сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещенных через таможенную границу
РФ - сокрытие от таможенного контроля является одним из способов контрабандного провоза товаров. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в перемещении товаров, сопряженное с использованием тайников которыми являются места, специально изготовленные, оборудованные или приспособленные, использование других способов, затрудняющих обнаружение товаров, придание одним товарам вида других существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам
иного вида. Субъектом ответственности является лицо фактически перемещающее товары через таможенную границу РФ - перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации - т.е. представление таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей поддельных документов, то есть полностью изготовленных фальшивых документов или подлинных документов, но в которые внесены искаженные сведения, либо недействительных
документов, т.е. утративших юридическую силу просроченных лицензий или удостоверений, либо документов, полученных незаконным путем, то есть документов, выданных на основании представленных заведомо ложных сведений или поддельных документов, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также перемещение через таможенную границу РФ таких товаров и транспортных средств с обманным использованием средств таможенной идентификации - невыполнение должностными и иными лицами требований, действующих
в таможенном деле. Ряд правонарушений связан с нарушением порядка таможенного оформления. Под нарушением порядка производства таможенного оформления следует понимать несоблюдение требований о начале и завершении таможенного оформления, месте, времени и процедуре его проведения предъявление неправомерных претензий на применение упрощенного порядка таможенного оформления и т.д. Нарушением таможенных правил являются неправомерные операции с товарами и транспортными средствами,
в отношении которых таможенное оформление не завершено либо состояние которых изменяется. Разрешения таможенного органа требует осуществление грузовых и иных операций, если груз находится под таможенным контролем. В ТК РФ указано, какие именно операции требуют обязательного разрешения таможни транспортировка, погрузка-выгрузка, исправление повреждений упаковки, взятие проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, вскрытие помещений и других лиц, где могут находиться такие товары
и т.д. Три состава нарушения таможенных правил непосредственно связаны с нарушением порядка декларирования - нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств - нарушение заключается в несоблюдении установленных требований к форме, месту декларирования, процедуре его производства - нарушение сроков предоставления таможенному органу таможенной декларации, документов или дополнительных сведений - срок подачи таможенной декларации не может превышать 15 дней с момента представления товаров и транспортных
средств в таможенный орган - не декларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств - означает не заявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Этот вид правонарушения является наиболее распространенным среди административных правонарушений в сфере таможенного дела. Состав нарушения таможенных правил образует незаконное осуществление деятельности
в качестве таможенного брокера либо нарушение условий такой деятельности. К правонарушениям, нарушающим порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, относятся - действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований - нарушение сроков уплаты таможенных платежей - неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов
РФ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ С появлением органов Государственного таможенного комитета как самостоятельной структуры с мощными экономическими рычагами воздействия, да еще и с приданными им правоохранительными функциями, произошло объективно неизбежное изменение расстановки сил в обеспечении экономической безопасности страны. С резким расширением и изменением самого механизма внешнеэкономической деятельности масштабы и опасность контрабанды и других экономических преступлений неизмеримо возросли.
Значительная тяжесть борьбы с ними легла на плечи таможенных органов. Таможенная служба - один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб. Сегодня каждый третий налоговый рубль попадает в государственную копилку из таможенных органов. Не мало делается таможенной службой по линии борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Создана единая целостная, вертикальная система правоохранительных подразделений.
ЛИТЕРАТУРА 1. Таможенный кодекс Российской Федерации, 2004 г. 2. Кодекс об административных правонарушениях, 2004 г. 3. Виртуальная таможня 4. Правовая система Консультант плюс, 2005 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |