КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА УГОЛОВНО - НАКАЗУЕМЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Курсовая работа по предмету Уголовное право Выполнил студент 952 гр. Карпов А. Г. Науч. руководитель ст. препо- даватель Ильдимиров Н. М. КЕМЕРОВО - 1998 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.
Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 2. Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 1. Объект преступления 2. Объективная сторона преступления 3. Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 1. Субъективная сторона преступления 2. Субъект преступления 4.
Квалифицированные виды нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Заключение ВВЕДЕНИЕ С непрерывным нарастанием темпов развития автомобильного транспорта в России растет и интенсивность движения, усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других паселенных пунктов. Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно стоят в поле зрения не
только отдельных ведомств и организаций, ио и всей общественности нашей страны. Значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, не случайно. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный величайшее благо для человечества, но при неправильном использовании он нередко бывает источником тяжелых, а подчас и трагических последствий. Российское гражданское законодательство признает транспорт источником повышенной опасности.
Безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех составляющих комплекса человек - автомобиль - дорога - окружающая среда . Между тем недостаточная надежность элементов этой системы низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и дорог являежя причиной дорожно-транспортных щюисшествий ДТП , общее количество которых в Российской Федерации за 1994 г. составило 174,91 тыс. при этом погибло 35599
и ранено 189877 человека . Среди пострадавших в результате ДТП большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лиц, находящиеся в транспортньи средствах 61 от обшего числа погибших и 62 - от общего числа раненых . На долю пешеходов приходится соотвежтвенно 39 погибших и 38 раненых. Наибольшее число пострадавших - люди сравнительно молодого возраста -
30 - 35 лет. Основные причины возникновения ДТП нарушения Правил дорожного движения со стороны водпелей - 74,3 , нарушение Правил со стороны пешеходов - 27,5 , неудовлетворительное состояние улиц и дорог - 12,6 , технические неисправности транспортных средств - 1,3 1,с.3 . Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, профессиональной
подготовки водителей решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения. Основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. Правила отражают достигнутый уровень автомобилизации в стране и по мере ее развития изменяются и учочняются.
Борьба с такими опасными явлениями ведется различными методами и средствами. Определенную роль среди мероприятий Российского государства по предотвращению несчастных случаев на транспорте играют и меры уголовно-правового характера. Они применяются в отношении тех неправомерных деяний на транспорте, которые отнесены российским законодательством к преступным. Реализация указанных уголовно-правовых норм способствует укреплению общественной дисциплины
без чего невозможно обеспечить прочный общественный порядок в стране. Анализ судебной практики свидетельствует о необходимости тщательного изучения действующего уголовного законодательства об автотранспортных преступлениях и научного обобщения опыта его применения следственными и судебными органами, о необходимости разработки предложений по совершенствованию этого закоподательства и практики его применения. 4. Квалифицированные виды нарушения правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств УК РФ предусмотрел в ст. 264 следующие виды вредных последствий при совершении нарушений правил движения и эксплуатации транспорта причинение смерти одному или нескольким лицам, причинение различных по тяжести телесных повреждений, нанесение существенного материального ущерба. Рассмотрим каждое из указанных вредных последствий. Причинение смерти потерпевшему закон рассматривает как одно из самых тяжких вредных последствий.
Данное вредное последствие вменяется в вину лицу, допустившему транспортное происшествие, только в том случае, если оно находилось в причинной связи с нарушением и если имелись при этом определенные субъективные основания - соответствующая форма вины. В ч. 2 ст. 264 УК говорится о причинении смерти потерпевшему, а в ч. 3 - о нарушении, которое повлекло гибель нескольких лиц.
Закон при этом имеет в виду что потерпекшими могут быть любые лица, которые пострадали от транспортной аварии. Высказывалось мнение, что гибель при транспортной аварии родственников виновного или иных близких ему лиц не относится к разряду тех вредных последствий, о которых говорится в ст. 264 УК. Я полагаю, что для такого вывода закон не дает никаких оснований. Наличие подобных обстоятельст,в не должно влиять на квалификацию преступления, но может быть учтено
при определении меры наказания. Как правило, именно так и решаются судами те уголовные дела, в которых потерпевшими оказываются близкие родственники виновного. Иное решение должно иметь место, если последствием допущенных лицом нарушений правил безоласности движения или эксллуатации транслорта было причинение телесных повреждений самому виновному. Водитель легковой автомашины Б грубо нарушил правила проезда перекрестков, выехал на красный свет и
столкнулся с грузовым автомобилем, разбив принадлежавшую ему автомашину и сам получив телесные повреждения. Водитель грузового автомобиля не пострадал, и никаких иных вредных последствий для него не наступило. Такие последствия наступили только в отношении самого нарушителя. В данном случае, хотя наступившие вредные последствия по внешним признакам и соответствуют последствиям, указанным в ст. 264 УК, они, по существу, соэершенно иного рода.
Для наличия состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК, необходимо, чтобы телесные повреждения или материальный ущерб были причинены другим лицам, а не самому виновному. Действующее уголовное законодательство рассматривает в качестве самостоятельного, особо опасного вида автотранспортного преступления такое нарушение правил движения и эксплуатации транспорта, которое повлеклю гибель нескольких. лиц ч. 3 ст. 264
УК РФ . Под гибелью нескольких лиц понимается причинение смерти двум или более гражданам. Действующее уголовное законодательство предусматривает различную квалификацию престулных нарушений правил движения и эксплуатации транспорта в зависимости от тяжести причиненных телесных повреждений. Так, если причинены тяжкие или средней тяжести телесные повреждения, действия виновного квалифицируются по ч. 1 ст. 264 УК. Квалификация не меняется от того, какому количеству лиц были причинены телесные
повреждения, однако это обстоятельетво наряду с другими должно быть учтено при определении виновному меры наказания. Оценка степени тяжести того или иного телесного повреждения, причиненного в результате нарушения правил движения или эксплуатации транспорта, производится иеходя из тех же критериев и в том же порядке, что и при квалификаци и телесных повреждений по статьям о преступлениях против личности. В частности, необходимо руководствоваться положениями статей 111, 112, 115
УК и Правилами спределения степени тяжести телесных повреждений. Для определения степени гяжести телесных повреждений обязательно назначение судебно-медицинской экспертизы. Отсутствие в акте судебно-медицинской экспертизы четкого указания о тяжести телесных повреждений является основанием для напраэления дела на новое судебное рассмотрние или для производства дополнительного расследования. Значительно усложняется вопрос, если виновный привлекается за совершение в разное время нескольких
преступных нарушений правил движения, повлекших различные по тяжести вредные последствия. Имеет ли здесь место реальная совокупность преступлений? Ведь ет. 17 УК РФ совокупностью преступлений признает те случаи, когда лицо признано виновным в совершении двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями Особенной части УК РФ. В рассмйтриваемой ситуации речь идет о деяниях, предусмотренных разными частями
одной и той же статьи УК. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 6 октября 1970 г. решил этот вопрос следующим образом ужазанные деяния должны квалифицироваться по совокупности преступлений в тех случаях, когда они были совершены в разное время и наступившие последствия являлись результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил движения и эксплуатации транспортных средст.в . Таким образом Пленум Верховного Суда СССР дал распространительное тюлкование ст.
17 УК РФ, исходя, видимо, из того, что, говоря о разных статьях при определении понятия совокупности преступлений, законодатель имел в виду различные составы преступлений. Действительно, в трех, частях ст. 264 УК РФ содержатся три различных состава преступления простюй, квалифицированный и особо опасный вид преступного нарушения правил движения и эксплуатации транспорта. В принципе, я по существу согласен с трактовкой понятия совокупности преступлений, данной в упомянутом
постановлении Пленума Верховного Суда СССР. 1. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Ныне действующая ст. 264 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксилуатаиии транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинившее крупный
ущерб. В ч. 2 рассматриваемой статьи установлена ответственность за более тяжкий вид данного преступлейия - то же действие, повлекшие по неосторожности смерть человека . И наконец, ч.3 ст. 264 УК РФ устанавливает еще более строгое наказание, если действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц. При разработке общего понятия транспортных преступлений в первую очередь следует исходить из того,
что речь идет об определенной группе однородных преступлений. В теории российского уголовного права общепризнано, что однородность преступлений в первую очередь определяется однородпостью объекта посягательства, иными словами, однородностью охраняемых законом общественных отношений. В этом плане необходимо признать, что к транспортным преступлениям должны бьць отнесены такие общественно опасные деяния, которые посягают на безопасность движения механического транспорта.
Следовательно, имеется определенная относительно однородная сфера общественной жизни российского общества, которая нуждается в уголовно-правовой защите. Можно выделить целую группу преступных деяний, посягающих на единый родовой объект однородные общественные отношения . Таким объектом для транспортных преступлений является нормальная, безопасная работа железнодорожного, водного, воздушного транспорта, автомототранспорта и городского электро-транспорта в сфере его движения.
Преступные посягательства на указанный объект могут выражаться в различного рода действиях, совершаемых с различной формой вины, различными категориями лиц. Эти особенности преступных деяний дают основания для формулирования отдельных составов преступлений. Однако общим признаком, объединяющим данные преступления в одну группу, является именно единый родовой объект посягательства. 2. Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных
средств 2.1. Объект преступления Характер преступных действий, предусмотренных в ст. 264 УК РФ свидетельствуют о том, что рассматриваемая норма направлена на охрану безопасности движения автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств. Именню в этом состоит специфика автотранспортных преступлений. Нарушение же правил безопасности техническюго обслуживания транслорта, нарушение прааил безопасности
труда во время ремонта, заправки горючим указанных видов транспорта или производства по-грузочно-разгрузочных работ, как уже отмечалось, не может быть квалифицировано по ст. 264 УК РФ, так как в упомянутых случаях отсутствует посягательство на безопасность движения 2, с.17-18 . Отсюда следует, что непосредственным объектом преступлений, предусмотренных.ст. 264 УК РФ, является безопасность движения автомобилей, трамваев и других механических транспортных
средств. Вместе с тем при совершении рассматриваемых преступлений вред причиняется и другим правоохраняемым объектам личности граждан, личному имуществу. Однако эти интересы выстулают лишь в качестве дополнительного непосредственного объекта, который не определяет и не может определять правовую природу данного преступления. Говоря об объекте рассматриваемого преступлений, необходимо обсудить также вопрос, о каких видах транспорта идет речь в ст. 264 УК РФ и как решается эта проблема в судебной практике и теории уголовного права
России. Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 22 октября 1969 г. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их угоном указал, что под транспортными средствами, о которых говорится в ст. 264 УК РФ, следует понимать автомототранспортные средства, подлежащие регистрации в Государственной автомобильной мнспекции, пассажирские и грузовые трамваи и троллейбусы, все виды тракторов,
а также дорожные, строительные, уборочные, сельскохозяйственные и тому подобные специальные самоходные машины 3, с. 5 . Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 6 октября 1970 г. О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях разъяснил судам, что под иной самоходной машиной, указанной в примечании к ст. 264 УК РФ, следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т. п.
4, с. 19 . Таким образом, речь идет о средствах механического транспорта, движущегося по дорогам нашей страны. Правила дорожного движения 1994 года определяют механическое транспортное средство как транспортное средство, приводимое в движение двигателем, кроме мопедов и приравненных к ним других подобных транспортных средств . Этот термин охватывает также любые тракторы и самоходные машины. Таким образом, мопед не является механическим транспортным средством.
Его отличительной чертой является относительная небольшая максимальная скорость и рабочий объем двигателя. С точки зрения Правил мопед приравнен к велосипеду, а водители мопедов несут ответственность наравне с водителями велосипедов и гужевых повозок. Поэтому к этим лицам Правила предъявляют иные требования, чем к водителям механических транспортных средств. Правила дорожного движения к механическому транспортному средству относят и мотоциклы, т. е. двухколесные
механические транспортные средства с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг. Из ст. 264 УК РФ прямо вытекает, что ею охватываются преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации тракторов и иных самоходных машин тракторы всех категорий и любого назначения, грейдеры, бульдозеры,
скреперы, комбайны, сельскохо-зяйственные уборочные механизмы и другие самодвижущиеся машины . Закон исходит, во-первых, из того, что водители всех средств механического транспорта обязаны соблюдать установленные правила технической эксплуатации и безопасности движения и, во-вторых, из того, что нарушение этих правил во время движения по дорогам страны водителем любого вида механического транспорта создает такого же рода опасную дорожную обстановку, как и при совершении указанных действий водителем автомашины.
Приняв подобное решение, законодатель тем самым дал исчерпывающий и ясный ответ на этот спорный вопрос. 2. Объективная сторона преступления При привлечении лица к уголовной ответственности по cт. 264 УК РФ необходимо устанить следующие признаки состава, характеризующие объективную сторону этих проступных деяний нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта наступление определенного рода вредных последствий причинную связь между фактом нарушения и наступившими вредными последствиями.
1.Общественно опасное действие Для состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, необходимо, чтобы общественно опасные действия бездействие лица выражались в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации. При привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 264 УК в первую очередь должен быть установлен сам факт нарушения указанных правил. Правила дорожного движения, утвержденные Правительством
РФ от 23 октября 1993 г. и введенные в действие с 1 июля 1994 г являются единым документом, устанавливающим порядок дорожного движения на всей территории России. Правила дорожного движения учитывают, что регулирование эксплуатации транспорта, отдельные особенности движения и перевозок грузов могут быть установлены и другими нормативными актами. Однако по отношению к ним Правила дорожного движения являются исходным и определяющим документом.
В п. 1.1 Правил прямо указано, что другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. Указанные нормативные акты имеют важное значение при установлении признаков состава автотранспортного преступления и, разумеется, в первую очередь признаков его объективной стороны. В этих нормативных актах определяется характер должного поведения лиц, эксплуатирующих тот или иной вид транспорта. Делается это путем прямого указания - каким должно быть поведение граждан либо
каким оно не должно быть. Иными словами, правила либо предписывают, либо запрещают определенного рода поведение. Каждый участник движения транспорта обязан строго соблюдать требования указанных нормативных актов, координировать свое поведение в соответствии с теми правилами, которые установлены для конкретной ситуации. При определении объективной стороны автотранспортного преступления необходимо сопоставить, в какой степени противоречило поведение участникав дорожного происшествия нормам должного поведения
для данной категории лиц в рассматриваемой ситуации. Для решения этого вопроса необходимо обратиться прежде всего к соответствующим нормативным актам. Вместе с тем возникает вопрос, в каком соотношении находится диспозиция ст. 264 УК РФ с Правилами дорожного движения. Иными словами, имеет ли в виду ст. 264 УК нарушение только тех конкретных норм поведения, которые прямо закреплены в
Правилах дорожного движения и других изданных на их основе инструкциях, или же возможно привлечение к уголовной ответственности и в случаях нарушения других общепринятых норм предосторожности, хотя бы прямо и не записанных в каком-либо нормативном акте? Ответ на данный вопрос дает постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. ответственность по рассматриваемому преступлению наступает
независимо от места, где было допущено нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств - на дороге, улице, ж.д. переезде, во дворе, на полевых дорогах, при движении на территории предприятия 4,с.19 . При характеристике нарушений правил дорожного движения следует иметь в виду, что далеко не всякое нарушение указанных правил, повлекшее определенные законом последствия, может быть квалифицировано по ст. 264 УК РФ. Должны быть нарушены именно такие правила эксплуатации, которые повлияли
на безопасность движения. В связи с этим возникает вопрос об отграничении преступления, предусмютренного ст. 264 УК РФ, от других смежных преступлений нарушения правил охраны труда ст. 143 УК , нарушения правил безопасности при ведении горных, строительных работ ст. 216 УК , нарушения правил безопасности на взрыво-опасных объектах ст. 217 УК , преступлений против личности и т. п. По ст.
264 УК РФ не могут караться нарушения правил технической эксплуатации и иных правил предосторожности при производстве ремонта автомобилей, тракторов, городских электротранспортных средств, при заправке горючим, производстве погрузочно-разгрузочных, уборочных работ и т. п. В названных случаях посягательство направлено не на безопасность движения транспорта, а на иной объект жизнь, здоровье человека, нормальные безопасные условия труда и т. д.
Следовательно, здесь отсутствует один из важнейших элементов состава транспортного преступления - его непосредственный объект. Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что ошибочное определение характера нарушения, допущенного виновным, неизбежно влечет неправильную правовую квалификацию содеянного. Иногда суды применяют ст. 264 УК РФ к тем случаям, когда надо было применить другие статьи УК о преступлениях против личности, о нарушении правил охраны труда, о должностных преступлениях.
Аналогичного рода ошибки имели место и по целому ряду других дел. В связи с этим Пленум Верхавного Суда РСФСР в постановлении от 22 октября 1969 г. указал, что не следует считать транспортным преступлением действия водителей автомототранспортных средств, если они причинили вредные последствия не в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации, а при погрузке или выгрузке грузов, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных
и других нетранспортных работ 3,с.6 . Однако и после этого достаточно четкого указания Пленума Верховного Суда РСФСР в судебной практике все еще возникают вопросы, связанные с оценкой характера производственной деятельности, выполняемой водителем механического транспортного средства. Причем имеют место ошибки, ведущие либо к сужению понятия автотранспортного преступления, либо к необоснованно широкому его пониманию. Т. на грузовой автомашине перевозил бетон на плотину водохранилища.
Остановив машину, с тем чтобы отметить товарно-транспортную накладную у приемщицы бетона, Т. не включил ручной тормоз, т. е. не принял мер, исключающих возможность движения машины в его отсутствие. В результате этого машина начала самопроизвольно двигаться с насыпи плотины, развила скорость и сбила рабочего С от чего последний скончался. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР рассмотрела дело Т. по протесту заместителя
Прокурора РСФСР, в котором ставился вопрос об отмене приговора и о необходимости переквалификации действий Т. со ст. 264 на ст. 109 УК РФ неосторожное убийство . Прокурор обосновывал свою точку зрения тем, что Т. выполнял на автомашине производственные функции по разгрузке доставленного им бетона и в связи с этим не мог нару-шить правила дорожного движения. Коллегия, не согласившись с приведенным даводом, оставила приговор без изменения и признала, что
Т. нарушил пункт Правил движения, в котором было сказано Оставлять транспортное средство можно, только приняв меры, исключающие возможнасть его движения в отсутствие водителя . Для такого решения вопроса у Коллегии были все оснювания. Действительно, Т. допустил упущения в процессе управления транспортным средством, а не во время выполнения каких-либо иных производственных процессов. В протесте утверждалось, что водитель допустил нарушение
правил предосторожности во время разгрузки бетона , что не соответствовало материалам дела. Фактически Т. к выгрузке бетона еще не приступал, и допущенное им нарушение следовало рассматривать как нарушение правил дорожного движения. Дело Т. свидетельствует о попытке необоснаванно ограничить пределы применения ст. 264 УК РФ, что объясняется неправильным пониманием сущности нарушения правил дорожного движения. Оценивая нарушения правил эксплуатации автомототранспорта, необходимо иметь в виду,
что далеко не все виды нарушений этих прави, повлекшие тяжкие последствия, охватываются ст. 264 УК РФ. Диспозиция данной статьи предусматривает ответственнюсть только за такие нарушения правил эксплуатации транспорта, которые непосредственно связаны с безопасностью его движения. Игнорирование названного положения влечет ошибки в судебной практике при квалификации действий виновных, приводит к не-обоснаванно расширительному или ограничительному толкованию ст.
264 УК РФ. Определенные колебания в судебной практике по рассматриваемому вопросу объясняются тем, что диспозиция ст. 264 УК РФ охватывает случаи нарушения не только правил дорожного движения, но и правил эксплуатации транспорта. Возникает вопрос о нарушении каких именно правил эксплуатации транспорта идет речь в ст. 264 УК РФ? Правила эксплуатации механических транспортных средств весьма разнообразны. В самой общей форме их можно было бы подразделить на две группы.
Первую группу составляют правила эксплуатации, непосредственно связанные с безопасностью движения транспорта требование эксплуатации только машин, имеющих исправные тормозную систему и рулевое управлевие, шины, отвечающие определенным стандартам перевозка пассажиров в кузовах только таких грузовых машин, которые оборудованы специальными приспособлениями, и т. д Ко второй группе относятся правила эксплуатации, непосредственно не влияющие на безопасность движения. Например, в Правилах дорожного движения указано, что груз должен
быть размещен и при необходимости закреплен на транспортном средстве так, чтобы он не закрывал номерные знаки, не создавал шума и т.п. 2. Вредные последствия Состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, налицо только в том случае, если нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта повлекло определенные вредные последствия. Нарушение правил дорожного движения, не повлекшее тяжелых последствий влечет административную ответсвенность,
так как степень общественной опасности таких нарушений сравнительно невилика 5,с.29 Исходя из этих соображений следует признать неприемлемыми предложения Л.Г. Крахмальника и И.Г. Маландина 6,с.115 о необходимости установления уголовной ответетвенности за заведомое создание угрозы наступления вредных пос,ледствий при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспорта . На мой взгляд, привлечение к уголовной ответственности за подобные деяния
нецелесообразно и лишь вызвало бы без достаточных оснований значительное увеличение уголовных дел данной категории, что совершенно необоснованно теоретически и не вызывается интересами безопасности движения на автотранспорте. Государственные органы достаточно успешно борются с такими нарушениями мерами административного воздействия. Вместе с тем нельзя не учитывать и того, что практически очень трудно, а подчас и невозможно установить, могли ли реально наступить вредные последствия, и какие именно, в результате нарушения правил
дорожного движения. Нарушение правил движения и эксплуатации транспорта, в принципе, всегда таит в себе угрозу возникновения вредных последствий. Так, если водитель автомашины выехал на перекресток при красном сигнале светофора, то это нарушение правил движения, вообще, может повлечь самые разнообразные вредные последствия - от самых тяжких до незначительных. Однако в данной конкретной обстановке на перекрестке не была пешеходав, не было машин указанное нарушение не повлекло и не могло повлечь за собой наступление
вредных последствий. К тому же в результате такого нарушения вредные последствия могли не наступить и в силу того, что водитель сам смог предотвратить их наступление. Водитель автомашины в данном случае должен отвечать в административном порядке. Обобщая сказанное, следует прийти к выводу, что наиболее правильным является установление уголовной ответственности только за те нарушения правил движения и эксплуатации транспорта, которые повлекли наступление
определенных вредных последствий. Уголовный кодекс РФ в ст. 264 конкретизирует те вредные последствия, которые дают основание привлекать виновного по этой статье к уголовной ответственности. Закон дифференцирует ответственность и наказание в зависимости от тяжести наступивших вредных последствий. Ст. 264 УК РФ содержит три части с различными санкциями. По ч.
1 ст. 264 УК ответственность наступает, если потерпевшему был причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью либо был причинен крупный ущерб. По ч. 2 ст. 264 УК виновный привлекается в том случае, если деяние повлекло смерть потерпевшего. Часть 3 ст. 264 УК устанавливает ответственность за действия, предусмотренные ч. 1 ст. 264, если они повлекли смерть двух или более лиц.
В практике возник вопрос о критериях определения размера причиненного материального ущерба. Я полагаю, что размер причиненного материального ущерба должен исчисляться из первоначально возникших вредных последствий. Все последующие действия виновного, в том числе и по возмещению материального вреда, оказанию материальной помощи потерпевшему, не имеют значения для определения размера причиненного материального ущерба, а следовательно, и для квалификации преступления.
Так, в судебнюй практике нередко встречаются случаи, когда виновный до рассмотрения дела в суде полностью или частично устраняет последствия причиненного материального ущерба отремонтирует поврежденную в автоаварии автомашину, добровольно выплатит стоимость уничтоженного груза и т. д. Это поведение виновного, не устраняя преступности ранее оовершенного им нарушения правил дорожного движения может оказать существенное влияние при определении ему судом меры наказания.
Говоря о критериях исчисления размера причиненного материального вреда, нельзя не отметить, что в ст. 264 УК РФ речь идет только о прямом материальном ущербе, а не об упущенной выгоде 7,с.15 . Например, в размер причиненного материального ущерба не могут включаться потери предприятия, которые возникли из-за того, что предприятие, лишившись автомашины, не смогло вовремя перевезти грузы. В сумму материального ущерба не входят убытки от простоя транспортных средств, а также накладные расходы,
возникшие при производстве ремонта поврежденного транспорта. При определении суммы причиненного ущерба транспортному средству необходимо учитывать процент износа автомашины к моменту аварии, а не исходить из ее первоначальной в момент -выпуска из автозавода стоимости. Надо ли вычитать из суммы первоначально исчисленного материального ущерба уничтожение автомашины стоимость кузова автомашины, сданного в металлолом? По моему мнению, если транспортное средство было повреждено
до такой степени, что его вынуждены были сдать в металлолом, то причиненный ущерб необходимо считать существенным. При решении вопроса о заявленном гражданском иске денежные средства, полученные за сданный в металлолом кузов автомашины должны быть исключены из суммы, подлежащей взысканию с виновного. Другим видом существенного матермального ущерба при автотранспортных преступлениях является уничтожение или повреждение перевозимых грузов, дорожных сооружений, зданий и других объектов.
Сказанное выше о критериях исчисления размера причиненнюго ущерба относится и к этим случаям. Анализ ст. 264 УК РФ, а также обзор судебной практики дают возможность сделать вывод в этих нормах речь идет только о причинении именно крупного материального ущерба. УК РФ не содержит точных критериев, которыми должны руководствоваться суды при определении размера крупного ущерба. Указанное понятие является оценочной категорией, и отнесение причененного вреда к крупному
или нет не может быть основано только на данных о денежной сумме. Денежная сумма ущерба не всегда полностью определяет и характеризует тот ущерб, который причиняется при транспорном происшествии. Во внимание должны приниматься также характер и важность поврежденного груза, транспортного средства или дорожного сооружения, пострадавших при аварии. Но главным, определяющим и наиболее часто встречающимся критерием является сумма причиненного ущерба.
Следует отметить, что на сегодняшний день крупным ущербом признается ущерб на сумму 500 минимальных размеров оплаты труда. 3. Причинная связь Для привлечения к уголовнои ответственности по ст. 264 УК РФ необходимо также установить, что вредные последствия находятся в причинной связи с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации указанных в этой статье видов транспорта. Установление причинной связи в каждом уголовном деле имеет двоякое правовое значение.
В преступлениях с так называемыми материальными составами причинная связь устанавливается между конкретным общеетвенно опасным действием бездействием лица и наступившими вредными последствиями, указанными в диспозициях соответствующих статей уголавного закона. Именно применительно к этим случаям в науке уголовного права часто говорят о причинной связи как элементе состава преступления. В материальных составах преступлений отсутствие причинной связи исключает возможность
говорить об оконченном преступлении, а во многих случаях свидетельствует вообще об отсутствии состава преступления В тех преступлениях, которые в законе сформулированы как формальные составы, вопрос о причинной связи не возникает при установлении состава оконченного преступления. Для привлечения к уголовной ответственности лица в таких случаях достаточно с объективной стороны установить факт совершения определенного общественно опасного действия бездействия .
Однако сказанное отнюдь не означает, что по данной категории уголовных дел вопрос о причинной связи вообще не имеет никакого правового значения. Необходимость установления причинной связи в этих случаях возникает тогда, когда в результате действия бездействия лица наступили реальные вредные последствия, которые, не будучи указаны в законе в качеетве признака состава преступлений, тем не менее могут существенно влиять на определение виновному меры наказания. В уголовном деле доказывание причинной связи необходимо
или для установления состава преступления и индивидуализации наказания, или только для индивидуализации наказания. Установление причинной связи - это правовой вопрос, входящий в исключительную компетенцию судебно-следственных органов. Неправильно то, что автотехнические эксперты в своих заилючениях давали ответы на вопрос о наличии или отсутствии причинной связи между установленными нарушениями и происшествием 8,с.19 . Это возражение основано на постановлении Пленума
Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г в котором сказано в компетенцию судебной дорожно-транспортной экспертизы входит решение только специальных технических вопросов. Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компвтенции суда.Оценке, основанной на всестороннем, полнам и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности,
должны подлежать все доказательства, в том числе и заключение дорожно-транспортной экспертизы . Проблема причинной связи имеет особо важное значение и одновременно представляет собой определенную трудность при расследовании именно транспортных преступлений. При решении данного вопроса суды нередко допускают серьезные ошибки. Объясняется это, в частности, тем, что вредные последствия в транспортных преступлениях подчас являются
результатом сложного взаимодействия целого ряда причин и условий. Такими причинами и условиями могут быть неправомерные действия бездействие водителей транспорта неосторожное поведение иных участников движения, в частности потерпевших, а также других граждан особенности дороги и погоды техническое состояние транспортных средств, средств сигнализации и т. д. Между общественно опасным поведением лица и наступившими вредными последствиями могут существовать
различного рода связи и зависимости, однако уголовно-правовое значение имеет только определенный вид связи - причинная связь. В частности, в рассматриваемой категории дел причинная связь будет иметь место в том случае,если общественно опасное, противоправное поведение лица, управляющего транспортом, в данной конкретной обстановке, при данных конкретных обстоятельствах обусловило наступление вредных последствий, указанных в законе. Причинная связь, которую судебно-следственные органы устанавливают при разрешении
уголовных дел, существует реально и независмо от сознания людей. При этом причинная связь, как и любой иной признак состава автотранспортного преступления, не может предполагаться, а должна быть доказана в процессе расследования и в судебном заседании. Первый вопрос, который возникает у органов, производящих расследование, или у суда после установления характера наступивших вредных,последствий на автотранспорте имело ли место нарушение правил дорожного
движения, правил эксплуатации транспорта. Если поведение лица не противоречило установленным правилам движения и эксплуатации транспорта, а также общепринятым нормам поведения, то, с точки зрения уголовного права, вопрос о причинной связи не возникает. По делам об автотранспортных преступлениях вопрос о причинной связи должен обсуждаться только после установления факта нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и вияснения объема и характера наступивших вредных последствий.
До этого момента вопрос о причинной связи не может быть рассмотрен. Установление причинной связи при совершении автотранспортных преступлений необходимо в случае причинения вреда как путем активных действий, так и при преступном бездействии. Нарушение, неправомерное поведение лица должно предшествовать наступлению вредных последствий. При этом они могут быть значительно отдалены во времени от факта нарушения, но могут и непосредственно
сопутствовать нарушению, т. е. наступить сразу же после неправомерных действий бездействия субъекта. Естественно, отсутствует причинная связь, если неправомерные действия лица были совершены после наступления вредных последствий. При всей очевидности и бесспорности данного положения в судебной практике иногда встречаются дела, по которым не был достаточно выяснен именно этот вопрос. Однако одной лишь внешней последовательности во времени еще недостаточно для того, чтобы признать наличие
причинной связи между фактом неправомерных действий и наступившими вредными последствиями. В практике расследования и судебного рассмотрения дел об автотранспортных преступлениях все еще встречаются отдельные ошибки, выражающиеся в том, что суд и следственные органы фактически устанавливают не причинную связь, а лишь чисто внешнюю последовательность между нарушением правил движения и эксплуатации транспорта и наступившими вслед за этим вредными последствиями.
Во всех случаях следствие и суд, установив факт нарушения, вредные последствия и внешнюю во времени последовательность событий, не должны считать, что вопрос о наличии причинной связи уже решен. Необходимо точно определить роль и значение факта нарушения соответствующих правил в общей цепи развития событий. В большинстве случаев эта задача не представляет собой особой сложности и решается сравнительно просто. Иное дело, если к развитию событий были причастны другие лица или на их развитие оказали влияние
силы природы, технические особенности транспорта и т.д. Правильно поступают те суды, которые признают, что в отдельных случаях нарушение правил движения со стороны потерпевшего может быть либо единственной и главной причиной, либо одной из причин несчастного случая на транспорте. В. Арендаренко пишет, что в настоящее время все чаще виновником несчастья оказывается пешеход 9 . В этой связи учет поведения потерпевшего, и в частности пешехода, имеет важное значение
при установлении причины дорожно-транспортного происшествия. Как правило, суды, установив причастность пешехода к авто-происшествию, внимательно изучают удельный вес нарушения, допущенного пешеходом, в общем механизме возникновения дорожно-транспортного происшествия. Анализ практики работы судов свидетельствует о том, что наряду с тщательной оценкой нарушений правил движения и правил эксплуатации, совершенных водителями транспорта, суды большое внимание уделяют также
оценке характера нарушений, допущенных со стороны пешеходов и пассажиров. Изучение судебной практики показывает также то, что, к сожалению, далеко не всегда и не все суды внимательно выясняют характер поведения потерпевшего в момент возникновения автодорожного происшествия. Невозможно заранее установить какой-то шаблон, с помощью которого оценивались бы те или иные факторы и определялась их роль в возникновении автодорожного происшествия.
Так, было бы совершенно неправильно считать, что при грубой неосторожности пешехода или неправильных действиях других водителей транспортных средств лицо, допустившее наезд на гражданина и причинившее ему смерть, во всех случаях не должно привлекаться к уголовной ответственности. Ошибочным такой вывод был бы потому, что водитель во время управления транспортным средством всегда должен проявлять максимум внимания и предусмотрительности.
В частности, он должен не только учитывать нормальную, ординарную обстановку и условия движения, но и быть подготовлен к различного рода случайностям, обязан своевременно реагировать на быстрые и неожиданные изменения дорожной обстановки вовремя тормозить, умело объезжать возникшие препятствия и т.д. Следует также иметь в виду, что значение вины потерпевшего не исчерпывается влиянием ее на решение вопроса об уголовной ответственности водителя транспортного средства.
В соответствии с нормами гражданского законодательства об ответственйости за вред, причиненный источником повышенной опасности, владелец несет гражданско-правовую ответственность за вред независимо от наличия в его действиях состава преступления. Однако ГК РФ обязывает суд учитывать поведение потерпевшего в момент причинения ему вреда источником повышенной опасности. Следовательно, при рассмотрении дел об автотранспортных преступлениях суд должен в зависимости от степени
вины потерпевшего уменьшить размер возмещения либо отказать в возмещении вреда, если грубая неосторожность потерпевшего способствовала причинению его источником повышенной опасности 10,с.4 . Судебной практике приходится встречатыся и с такими ситуациями в автотранспортных преступлениях, когда наступление вредных последствий вызвано уголовно-противоправным поведением водителя в сочетании с определенными техническими причинами дефектами транспортных средств или дороги, дорожных сооружений, особыми условиями
погоды и другими причинами, не зависящими от воли людей и не связанными с их поведением. В подобных случаях также возникает необходимость определить роль и значение каждого из этих условий в причинении вредного результата, установить степень участия водителя в возникновении дорож-но-транспортного происшествия. 3. Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 3.1. Субъективная сторона преступления Российский уголовный закон устанавливает, что уголовной
ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, т. е. умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние ст. 5 УК РФ . Российское законодательство считает, что умысел и неосторожность являются определенными формами психического отно-шения лица к совершенному им преступлению. При этом для квалификации преступления имеет значение только такое психическое отношение, которое было
у виновного до или во время совершения преступления. При привлечении лица к уголовной ответственности необходимо установить не вообще его психическое отношение к содеянному, а психическое отношение строго определенного вида. Закон считает, что уголовно-правовое значение имеет только такое психическое отношение лица, которое выразилось в форме умысла или неосто-рожности. Указанное положение российского уголовного права нашло
отражение и в учении о составе преступления. Понятие состава преступления включает в себя элементы, характеризующие как объективную, так и субъективную стороны преступного деяния. Признаки состава преступления, характеризующие субъективную сторону преступления, теснейшим образом связаны со всеми другими элементами состава. Анализ субъективной стороны позволяет правильно определить объект преступления. В судебной практике встречаются ошибки при квалификации преступлений, совершенных
с использованием автотранспортных средств, когда неточно определяется объект, на который был направлен умысел виновного. Имеют место случаи непривлечения за умышленное убийство путем использования транспортных средств даже при наличии у виновного умысла на лишение потерпевшего жизни. С другой стороны, водители транспорта иногда привлекаются к ответственности по статьям, карающим за умышленное убийство, при отсутствии у виновного умысла на лишение человека жизни.
Верховный Суд неоднократно указывал, что в случаях умышленного использования автотранспортных средств для совершения убийства, причинения телесных повреждений, уничтожения или повреждения государственного, общественного или личного имущества граждан дейст-вия виновных должны быть квалифицированы по статьям о преступлениях против личности или по статьям о преступлениях против собственности. Правильное установление субъективной стороны имеет важное значение и для определения объективной стороны
преступления. Это обусловлено в первую очередь тем, что преступным действием бездействием признается лишь такое поведение лица, которое находится под контролем его воли и сознания. В объективную сторону включаются только те вредные последствия, которые виновный предвидел или в отдельных случаях должен и мог предвидеть, иными словами, те последствия, которые охватывались умыслом или неосторожностью виновного. При анализе субъективной стороны преступления необходимо иметь в виду, что в советском уголовном
законодательстве существуют такие составы преступлений, которые могут быть совершены только умышленно особо опасные государственные преступления, бандитизм, умышленное разрушение или повреждение путей сообщения и транспортных средств, кража, грабеж, разбой, изнасилование, хулиганство и др В других случаях общественно опасное деяние признается преступлением при наличии как умышленной, так и неосторожной вины. К числу таких преступлений относятся, в частности, убийства, телесные повреждения,
уничтожение и повреждение государственного, общественного и личного имущества граждан и др. В законодательстве предусмотрена и третья группа преступлений, в которых субъективная сторона претупления является весьма сложной и неоднородной. Я имеею в виду случаи, когда форма и характер психического отношения лица к самому общественно опасному действию бездействию не совпадает с формой и характером психического отношения лица к наступившим вредным последствиям.
Важное значение при рассмотрении субъективной стороны автотранспортных преступлений имеет вопрос, относительно каких обстоятельств совершенного деяния необходимо выяснять психическое отношение виновного. Психическая деятельность человека представляет собой сочетание интеллектуального и волевого моментов. Говоря о субъективной стороне преступления, я имеем .в виду различные формы и виды соотношения сознания и воли у виновного. Несмотря на то что в каждом конкретном преступном деянии содержание субъективной
стороны сугубо индивидуально, можно установить и некоторые общие положения. Это обусловлено тем, что содержание субъективной стороны любого преступления составляют все те объективные обстоятельства, которые вменяются в вину субъекту преступления общественно опасное действие бездействие , вредные последствия, причинная связь, обстановка, время, место, способ совершения преступления. Поскольку объективные признаки каждого преступления имеют как свои специ-фические, индивидуальные особенности,
так и общие черты, постольку и субъективная сторона каждого преступления отражает указанное положение. Российское уголовное законодательство в нормах Общей части определяет, какие общие моменты должны составлять содержание субъективной стороны любого преступления. В ст. 25 УК РФ указано, что преступление признается умышленным, если лицо, его совершившее, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия
и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. В ст. 26 УК РФ раскрыто содержание неосторожной вины Естественно, когда речь идет о преступлени и в целом, то о нем можно говорить только как об умышленном либо как о неосторожном деянии. Другой вопрос отношение к каким элементам объективной стороны действию или вредному последствию превращает деяние в умышленное или неосторожное?
По-видимому, вполне правомерно говорить об умысле и неосторожности как относительно общественно опасного действия бездействия , так и относительно вредных последствий, потому что эти понятия отражают своеобразные формы психического отношения. 11,с.179 Поскольку же умысел и неосторожность в уголовном праве являются единственно возможными формами субъективного отношения виновного к содеянному, то именно этими понятиями следует пользоваться, определяя психическое отношение лица к действию бездействию и к результату.
Объективная сторона автотранспортных преступлений слагается из нарушения правил дорожного движения, правил эксплуатации и факта на-ступления определенных вредных последствий. Следует также иметь в виду, что в каждом отдельном случае преступное поведение виновного может слагаться не из одного, а из целого ряда нарушений. Вредные последствия также могут наступить многочисленные, и притом весьма разнообразные. Субъективное психическое отношение виновного к каждому из допущенных
им нарушений и наступившим вредным последствиям также может быть различным. В психике виновного должны найти отражение все эти обстоятельства. Если же не будет установлено определенного психического отношения лица к действию бездействию и к вредным последствиям, то лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, так как в этом случае фактически не будет установлена субъективная сторона преступления.
Из признания необходимости установления именно умысла неосторожности как относительно действия бездействия , так и относительно вредных последствий вытекает важный вывод в отношении всех этих обстоятельств должен выясняться как интеллектуальный, так и волевой момент. Выяснение психического отношения виновного к действию бездействию и к наступившим вредным последствиям имеет важное правовое значение. Это, во-первых, означает установление признаков, относящихся к составу
автотранспортного преступления, что необходимо для правильной квалификации преступления во-вторых, способствует отграничению одних преступлений от других, смежных преступлений в-третьих, помогает выяснению степени общественной опасности виновного и совершенного им преступления и тем самым способствует назначению справедливой меры уголовного наказания. Установление характера психического отношения лица к обстоятельствам, входящим в объективную сторону преступления а такими обстоятельствами явля-ются не только вредные последствия,
но и само общественно опасное действие бездействие - всегда имеет важное значение для правильнай квалификации преступления. В соответствии с частью 2 статьи 24 УК РФ деяние, совершенное по неосторожности, признается только в том случае, когда это специально предусмотрено соответсвующей статьей Особенной части. Иными словами, если в статье Особенной части указано по неосторожности , то данное преступление может быть совершено только по неосторожности.
Стало быть преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может быть совершено только по неосторожности. С управляя автомашиной Запорожец , ехал с женой и двумя детьми по дороге со скоростью 70 км в час. Проезжая по дороге, С. увидел впереди себя на большом расстоянии Р 83 лет, который стоял на правой обочине. Р пропустив грузовую автомашину, начал переходить дорогу.
В данной обстановке С. обязан был выбрать такую скорость движения и с таким расчетом, чтобы мог своевременно замедлить движение или остановиться. Он обязан был обратить внимание и на то, что Р. переходил дорогу, согнувшись вперед и смотря вниз. С. должен был при неосмотрительных действиях со стороны Р. принять необходимые меры для предотвращения опасных последствий.
Однако С. указанные меры безопасности сознательно не предпринял. Вся его предосторожность заключалась в том, что он подал сигнал и несколько снизил скорость до 60 - 65 км в час , а среагировал на опасную обстановку путем торможения лишь в тот момент, когда Р. уже подходил к пути следования автомашины. Вследствие того, что С. заблаговременно не принял необходимых мер безопасности, а затормозил автомашину с явным опозданием
и в непо-средственной близости от Р он передней частью автомашины сбил Р который от полученных повреждений вскоре скончался. Анализ дела показывает, что нарушение было совершено сознательно С. предвидел и фактическую сторону деяния, и его общественную опасность. По отношению к вредным последствиям у виновного имела место преступное легкомыслие.
Преступное легкомыслие по отношению к вредным последствиям не может иметь места в случае, если по отношению к факту совершенного нарушения у виновного имелась преступная небрежность, так как здесь он не предвидит самого факта нарушения, а следовательно, не осознает и возможность наступления вредных последствий. 12,с.14 Так, если водитель по рассеянности просмотрел дорожный знак, на котором были указаны особенности дороги извилистая, кривая, закрытый поворот, железнодорожный переезд и т. д и поэтому не принял необ-
ходимых мер предосторожности, в результате чего наступили тяжкие последствия, то в данном случае и по отношению к факту нарушения правил движения, и по отношению к наступившим вредным последствиям имеет место преступная небрежность виновный не предвидел факта нарушения, не предвидел возникновения вредных последствий, но должен был и мог предвидеть как самый факт нарушения, так и наступление вредных последствий. При преступном легкомыслии по отношению к наступившим вредным последствиям при совершении автотранспортных
преступлений лицо осознает возможность их наступления вообще, но надеется, что в данных конкретных условиях вредные последствия не наступят. Виновный надеется предотвратить наступление вредных последствий своими собственными силами. Он может также рассчитывать на то, что пешеход успеет перейти дорогу и несчастный случай не произойдет, мо-жет надеяться на действия водителей других автомашин и т. д. Однако такая надежда на предотвращение результата является легкомысленной, недостаточно обоснованной
и нереальной. Поэтому я и рассматриваем ее как преступное легкомыслие. Легкомысленный расчет - это расчет, сделанный без учета особенностей дорожной обстановки, технической возможности управляемой машины, состояния водителя, действия окружающих лиц. Легкомысленным он признается потому, что в данной ситуации при правильном расчете наступления вредных последствий можно было бы избежать. Если окажется, что вредные последствия наступили бы и при правильном
расчете, то в действиях водителя нет вины. Энгельсским городским народным судом Саратовской области был осужден Н который, управляя грузовой автомашиной, ехал по улице г. Энгельса в сторону моста через Волгу со скоростью 50 км в час. Подъезжая к железнодорожному переезду, Н. в 150 м впереди себя увидел на переезде К подметавшую в это время железнодорожное полотно и находившуюся на проезжей части дороги.
Увидев на дороге опасность для движения, Н не снижая скорости, не тормозя, продолжал движение, надеясь объехать К. справа. Когда К. в непосредственной близостями от машины выпрямилась, Н резко затормозил машину, но машина продвинулась юзом и сбила передней частью К которая от полученных повреждений скончалась. Н. Сознательно нарушил правила безопасности движения, но по отношению к наступившим вредным последствиям
у него имелась преступное легкомыслие, так как он хотя и предвидел возможность наступления вредных последствий, но надеялся их предотвратить. Н. Рассчитывал на свое умение, ловкость и т. д. Надежда его была неосновательной, легкомысленной. Именно это и явилось субъективным основанием для привлечения Н. к уголовной ответственности. Говоря о том, что виновный предвидит возможность наступления вредных
последствий, необходимо отметить, что предвидение наступления вредных последствий должно относиться к тому периоду поведения лица, когда он может еще принять меры для предотвращения этих последствий. Указанное обстоятельство особенно важно отметить потому, что в момент наезда шофер, как правило, осознает неизбежность наступления тяжелых последствий, однако предотвратить их он уже не в состоянии. Преступная небрежность в отношении вредных последствий может сочетаться и с преступно-небрежным нарушением
правил движения и эксплуатации транспорта, установленных на механическом транспорте. Данная ситуация усматривается в тех случаях, когда виновный не сознавал, но должен был и мог сознавать, что он нарушает какие-либо конкретные правила движения или эксплуатации транспорта. При этом следует подчеркнуть небрежность предполагает, что субъект мог и дол-жен был предвидеть в общих чертах все возможные вредные последствия своего нарушения, несмотря на то что в конкретной ситуации
они могли развиваться несколько необычно. При привлечении к уголовной ответственности за преступление, совершенное по преступной небрежности, необходимо иметь в виду, что закон требует в каждом конкретном случае устанавливать не только обязанность, но и реальную возможность лица предвидеть наступившие вредные последствия. Такая возможность, как известно, может быть ограничена и объективными условиями, и субъективными особенностями человека. Иногда суды не учитывают указанные обстоятельства и вменяют в вину лицу такие
вредные последствия, которые субъект не только не предвидел, но и не мог предвидеть. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда виновный не сознавал сам факт нарушения им правил движения и эксплуатации. Характерно в данном отношении дело Б, который работал шофером грузовой автомашины. Приехав в город, Б. остановил автомашину у тротуара, с тем чтобы высадить из нее людей.
Пассажир Р. вышел из кабины машины и, захлопнув дверцу кабины, сказал шоферу Езжай . Б проехав метров десять, услышал крик Стой Оказалось, что Р. был задавлен правым задним колесом машины. В ходе расследования было установлено, что, когда Р. вышел из машины и захлоп нул дверцу кабины, у него из сумки рассыпалась картошка.
Р. полез под машину, чтобы собрать ее. В этот момент машина тронулась, и он попал под колесо. Коллегия признала, что из материалов дела усматривается, что Б. не нарушил правил движения он не предвидел и не мог предвидеть, что Р. полезет под машину и попадет под колесо. 13,с.8-9 В приведенном примере действия потерпевшего, были столь неожиданными, что
Б. действительно не предвидел и не мог предвидеть казанного развития событий. Коллегия вполне обоснованно пришла к выводу о том, что со стороны Б. не было вины, налицо несчастный случай. В современном транспортном потоке действия водителей, пешеходов, пассажиров и других участников движения теснейшим образом взаимосвязаны. Каждый участник движения рассчитывает на строго определенное поведениё другого лица, управляющего ли
тран-спортным средством или пересекающего улицу, соответственно координируя свое поведение. Поэтому, если тот или иной участник движения вне правил совершенно неожиданно и резко меняет характер своего поведения на дороге, водитель, совершивший в связи с этим наезд на пешехода или допустивший столкновение с другим транспортным средством, возможно, и не мог предвидеть такого рода развитие событий. Налицо невиновное причинение вредного результата.
Невозможность предвидения в данном случае вытекала из того, что сам водитель никаких нарушений правил движения не допускал, а если они и были им допущены, то не эти нарушения обусловили наступление вредных последствий. Субъект преступления Динамика статистики дорожно-транспортных происшествий в конечном счете зависит от участников движения, и в первую очередь от водителей транспортных средств. Поэтому вопросы отбора, профессиональной подготовки и воспитания водительских кадров являют-ся главным
звеном в профилактике и предупреждении дорожно-транспортных происшествий. Международная статистика показывает, что 70 - 80 дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей. Они происходят либо из-за физической, психической и психологической неспособности водителей к управлению транспортными средствами, либо из-за пониженной епособности к такого рода деятельности, либо из-за слабой профессиональной подготовленности к вождению машин, либо, наконец, из-за простой
недисциплинир-ванности и невнимательности. Пригодность к вождению механическим транспортным средством определяется медицинской комиссией. Однако, как отмечается в целом ряде специальных исследований, такая комиссия не может полностью выя-вить способности проверяемого качество его внимания и оперативного мышления, эмоциональную устойчивость, время психомоторной реакции. Ведь почти половина всех наездов на препятствия и пешеходов происходит из-за упущенной десятой доли
секунды так называемая трагедия нескольких метров . В связи с этим чрезвычайно важны специальные медицинские исследования, которые определяли бы уровень психомоторной реакции водителя транспортного средства. Знание води-телем его потенциальных возможностей к управлению транспортом и обеспечению безопасности движения во многих случаях поможет ему избрать наиболее оптимальный образ действий за рулем, заставит
его быть более внимательным, повысит его бдительность, а когда даже может заставить человека отказаться от самостоятельного управления транспортным средством. Зарубежный опыт проведения специальных обследований на предмет определения психофизиологической пригод-ности человека к управлению транспортным средством показывает, что отбор лиц на работу в качестве водителей с применением указанных методов дает весьма положительные результаты.
Так, в Парижской транспортной компании за 10 лет после введения психологического отбора при увеличении машинного парка на 30 и увеличении средней скорости движения с 25 до 45 км в час количество несчастных случаев, происшедших по вине водителя, сократилось на 30 . 14,c.36 В условиях непрерывно повышающейся интенсивности дорожного движения к управлению транспортом должны допускаться лишь те лица, которые по возрасту и по медицинским показателям способны обеспечить
безопасность движения. Правила дорожного движения в достаточно категорической форме закрепили это положение. Согласно действующим Правилам к управлению автомототранспортом и городским электро-транспортом допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста. Требования, предъявляемые к водителям с точки зрения возраста и здоровья, общеизвестны. Следовательно, несоблюдение их является нарушением Правил дорожного движения и при соответствующих обстоя-тельствах влечет различные виды ответственности,
в том числе уголовную. В судебной практике неоднократно возникали вопросы,связанные с определением состояния здоровья водителя в момент возникновения дорожно-транспортного происшествия. Индивидуализация ответственности предполагает, также учет состояния здоровья и других личных качеств, лица, совершившего автодорожное происшествие. Это вытекает из общих принципов уголовного права. Некоторые особенности личности водителя могут иметь решающее значение не только при назначении наказания,
но и при установлении оснований уголовной ответственности, т. е. при выяснении признаков состава преступления. Управление автомашинами, мотоциклами и другими механическими транспортными средствами имеет свою специфику. Человек, обладающий определенными дефектами здоровья, не в состоянии обеспечить необходимую безопасность при вождении транспортного средства. Именно из этого исходят Правила дорожного движения, запрещая водителю управлять транспортным средством в болезненном или утомленном
состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность движения . На данное положение Правил дорожного движения нередко ссылаются представители как государственного обвинения, так и защиты при рассмотрении судами дел об автотранспортных преступлениях. И это не случайно. Действительно, наличие у водителя в момент возникновения дорожного происшествия болезненного или утомленного состояния может существенно повлиять на пределы его ответственности.
Согласно статье 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. В части второй этой статьи указаны преступления, за которые уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста. 264 статьи в этой части нет , следовательно субъект по данному преступлению общий - лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Статья 264 УК основным отличительным признаком субъекта данного преступления считает управление перечисленными
в ст. 264 УК видами транспортных средств. Лицо должно считаться управляющим транспортом независимо от того, работает ли оно в государственной или общественной организации или управляет собственной автомашиной, в рабочее или нерабочее время, на законном основании или самовольно. Главное внимание закон обращает на характер фактической деятельности лица в момент совершения им преступления. Лицо должно считаться управляющим транспортным средством, когда оно само ведет машину, или когда осуществляет
управление параллельно с лицом, которого оно обучает вождению транспортным средством, или дает ученику-водителю указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с этим учеником в машине во время ее движения. Верховный Суд СССР по одному из конкретных дел указал что за нарушение правил безопасности движения вс время практической езды на учебной автомашине с двойным управлением ответственность несет инструктор, а не учащийся, если инструктор не принял своевременных мер к предотвращению аварии .
15,с.5-6 Также по действующему законодательству для квалификации преступления не имеет значение, были ли у виновного водительское удостоверение в момент управления транспортом или он был лишен их либо вовсе не имел. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Введенный в действие с 1 января 1997 года Уголовный Кодекс признает нарушение правил дорожного движения и экплуатации транспортных средств, повлекее определенные последствия, общественно опасным деянием.
Законодатель четко определяет в статье 264 Уголовного Кодекса форму вины, при которой может совершаться данное преступление. А именно - неосторожная форма вины. Также предельно ясно определены и виды последствий дорожного преступления. Из статьи явно вытекает, что если водитель причинил легкий вред здоровью потершевшему, то он не будет отвечать перед законом. Специфика указанного крупного ущерба в этой статье состоит в том, что он является
оценочным, так как закон не определяет его в фиксированном выражении, как это указано в других статьях Кодекса. Если говорить о значении данной статьи в широком смысле слова, то она прежде всего направлена на охрану безопасности дорожного движения, и я бы сказал, в первую очередь на охрану жизни человека. Пешеход вот кто обычно становится жертвой незадачливых водителей. Именно водители чаще нарушают правила дорожного движения -
75 . Введя тем самым ответственность за такое нарушение правл движения, законодатель старается уменьшить в какой то степени вероятность возникновения тяжелых и трагический последствий с людьми, и увеличить безопасность на дорогах нашей страны. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Комментарий к правилам дорожного движения Российской Федерации и допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению
безопасности дорожного движения М.Б. Афанасьев, Ю.Н. Ольховников, Ю.Д. Шелков под общ. ред. В.А. Федорова М. Издательство За рулем , 1996. 2. Келина С.Г. Разграничение ответственности за транспортные преступления от других статей Сов. Юстиция 1966 5. 3. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР Российской Федерации по уголовным делам
М 1997. 4. Бюллетень Верховного Суда СССР 1970 6. 5. Домахин С.А. Ответственность за преступления на автотранспорте. М Госюриздат - 1956. 6. Крахмальник Л.Г Маландин И.Г. Об уголовной ответственности за автотранспортные преступления. Правоведение 1964 3. 7. Ляпунов Ю. Квалификация автотранспортных преступлений
Сов. Юстиция 1969 18. 8. Ермаков Ф. Профилактика дорожных происшествий Сов. Юстиция 1967 23. 9. Арендаренко В. Когда виноват пешеход Известия 1974. 7 января. 10. Бюллетень Верховного Суда РСФСР 1971 2 11.Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий М, Юридическая литература 1972. 12. Кириченко В.Ф.
Смешанные формы вины Сов.юстиция 1966 19. 13. Бюллетень Верховного Суда РСФСР 1967 5. 14. Давыдов Л.Н Могила В.П Конек Ю.С. Некоторая зарубежная статистика. 15. Бюллетень Верховного Суда СССР 1971 12. 16. Куринов А.В. Автотранспортные преступления М Юридическая литература 1976. 17.
Уголовный Кодекс Российской Федерации М 1997.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | записки охотника |
Реферат | Трудовой договор, договор купли-продажи |
Реферат | Вольнолюбивая лирика А. Пушкина |
Реферат | Фантастика как средство осмысления реальности |
Реферат | Воскресенский район |
Реферат | Реформирование отношений собственности |
Реферат | Объединенные Арабские Эмираты |
Реферат | Exploration Christopher Columbus |
Реферат | Операции Сберегательного банка РФ |
Реферат | Антибиотики в походных условиях |
Реферат | Права и обязанности обвиняемого (по УПК РМ) |
Реферат | Здоровье человека и окружающая среда. Синдром длительного сдавления |
Реферат | Сущность клеточного цикла |
Реферат | Dirt Bikes Essay Research Paper DIRT BIKESThere |
Реферат | Ректифікаційна колона |