Введение. С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руково¬дству России предстояло продолжить курс на демократическое преобра¬зование общества и создание правового государства. В числе первооче¬редных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать
российскую государственность. Все эти задачи возлегли на первого всенародно избранного президента России- Бориса Николаевича Ельцина. Биография. Борис Николаевич Ельцин родился 1 февраля 1931 года в селе Бутка Талицкого района Свердловской области - там, где жили почти все его предки. Его детство совпало с очень тяжелым периодом в жизни страны - поголовное раскулачивание.
Всех насильно загоняли в колхозы. Когда наступила индустриализация, отец уехал на строительство Березниковского калийного комбината, и вся семья переехала туда же. Существование в бараке в Березниках длилось 10 лет. В школе Ельцин выделялся среди сверстников своей активностью. С первого класса его избирали старостой. Ельцин учился успешно, но отличался дерзким и своенравным
поведением, конфликтовал с учителями, за что после седьмого класса был исключен из школы. Вскоре он, однако, был восстановлен и окончил школу с отличными отметками по большинству предметов. После школы Ельцин поступил на строительный факультет Уральского политехнического института имени Кирова. В 1955 году после защиты дипломной работы по теме “Телевизионная башня” он окончил учебу.
Через час после защиты диплома Ельцин был уже в поезде, ехал в Тбилиси на игры первенства страны по волейболу, которым занимался профессионально с восьмого класса. После возвращения по распределению попал в трест Уралтяжтрубстрой, но от предложенной ему должности мастера отказался в силу того, что хотел познакомиться с производством напрямую. В течение года он освоил 12 строительных специальностей, после чего работал мастером на различных объектах.
А с 1957 по 1963 года работал прорабом, старшим прорабом, главным инженером, начальником строительного управления треста “Южгорстрой”. Политика. В 1961 году Ельцин вступил в КПСС. В 1968 году был переведен с хозяйственной на профессиональную партийную работу - возглавил отдел строительства Свердловского обкома партии. В 1975 году на пленуме Свердловского обкома КПСС Ельцин избирается секретарем обкома, ответственным
за промышленное развитие области, а 2 ноября 1976 года он был назначен первым секретарем Свердловского обкома КПСС (занимал эту должность до 1985 года). Вскоре после этого Ельцин был избран депутатом областного Совета по Серовскому избирательному округу. 1978-1989 гг депутат Веpховного Совета СССР (член Совета Союза). В 1981 году на
XXVI съезде КПСС Ельцин становится членом ЦК КПСС. 1985 год продвинул Ельцина весьма высоко по служебной лестнице. После избрания в марте 1985 года М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС Борису Ельцину было предложено возглавить отдел строительства ЦК КПСС, а вскоре Ельцин был назначен секретарем ЦК партии по вопросам строительства.
В декабре 1985 года Горбачев предложил Ельцину возглавить Московскую партийную организацию вместо Виктора Гришина. Можно сказать, что именно с этого назначения Ельцин вошел в большую политику. Еще много раз судьба его била. Иногда его популярность возносилась до невиданных высот, а иногда о нем говорили, что Ельцин - “политический труп”. После событий 1987 года ( о них будет написано ниже)
многие считали, что Ельцин никогда не сможет вернуться в большую политику, но он стал делать большую политику и не только в масштабах страны, но и в масштабах всего мира. После назначения на пост главы Московской партийной организации Борис Ельцин сразу начал работу над важнейшими сферами жизни города. И в политической сфере, и в хозяйстве была полная разруха.
Все нужно было восстанавливать. Ельцин старался реально улучшить жизнь в городе, прислушиваясь к требованиям самих москвичей, к их реальным тревогам и недовольствам. Были организованы ярмарки, для многих ставшие настоящими праздниками, стали проходить встречи с жителями города. Началась борьба с коррупцией, с взятками в торговле и в милиции - с тем, что более всего отягощало жизнь москвичей. В то же время проводились широкие кадровые перестановки, необходимо было избавляться
от “гришинских” людей. Ельцин предпринял ряд мер по совершенствованию транспортной системы города. Становились частыми его “выходы в народ”, которые были раскритикованы недоброжелателями, как получение “дешевой популярности”. Но почему-то кроме Ельцина никто не захотел ее завоевать именно таким “простым” способом. Было принято решение о прекращении набора рабочих по лимиту, которые набирались на низкоквалифицированные работы и тем самым тормозили модернизацию предприятий.
Улучшалась структура центра города, осуществлялся вывод вредных производств за пределы Москвы. Но, несмотря на, казалось бы, явные перемены к лучшему, на эмоциональный всплеск, становилось, очевидно, что просто новыми красивыми словами про перестройку и обновление не обойтись. Нужны были конкретные дела, шаги вперед, а Горбачев и его ближайшее окружение не хотели делать этих шагов, они боялся прикасаться к партийно-бюрократической машине, к “святая-святых” существующей системы.
На встречах с москвичами Ельцин обнажал недостатки этой машины, Ельцин делал конкретные дела, полезные и помогавшие людям. Постепенно нарастал конфликт Ельцин - Горбачев, который разразился в полной мере 21 октября 1987 года на пленуме ЦК. Ельцин выступил с острой критической речью. В то время это выходило за рамки разрешенного. Горбачев обвинил его в “псевдореволюционной фразе”,
после чего Бориса Ельцина сняли со всех постов. Но затем произошло нечто совершенно необычное. По Москве стали расходиться перепечатки “речи Ельцина”. Они имели мало общего с текстом его настоящего выступления. В них резко обличались привилегии партаппарата (о чем Ельцин на этот раз не говорил), осуждалась бюрократия.
Но эти листовки не были фальшивками в прямом смысле этого слова. Народ вкладывал в них свои жалобы, надежды, требования. Особенно людям нравилось то, что Ельцин не только говорил красивые слова, но и в жизни следовал своим принципам. Наиболее широкую поддержку Ельцина вызвал лозунг борьбы с привилегиями. В общественном сознании складывалось представление о
Ельцине - бесстрашном народном заступнике. Разрушение прежней идеологии ускорялось, вместе с этим ухудшалась и жизнь людей. По существу, руководство уже не могло контролировать обстановку в стране. Резко ухудшалось снабжение, некоторых товаров уже не хватало и в Москве. Все более частой стала критика в адрес КПСС, Горбачева и перестройки. Про Ельцина даже немного забыли.
Вскоре появились требования ввести многопартийную систему. Вес Горбачева постепенно падал, ему пришлось даже укреплять свою власть, став первым президентом СССР. В марте 1989 года на выборах народных депутатов СССР Ельцин одержал триумфальную победу, собрав 89,4 процента голосов по Московскому национально-территориальному округу, опередив своего соперника
Евгения Бракова. На волне наивысшего подъема массового движения 4 марта 1990 года прошли выборы в Верховный Совет России. Впервые сторонникам перестройки (в основном движению “Демократическая Россия”) удалось завоевать большинство мест. В состав Верховного Совета России вошел и Борис Ельцин, который в мае этого же года был избран председателем этого органа власти. Эти выборы были весьма драматичными.
Никто из руководства не хотел видеть Ельцина на этой должности, его сильно дискредитировали, но, показав свой крепкий, бескомпромиссный характер, Ельцин все же вышел победителем на этих выборах. В тот же день в Москве прошла небольшая демонстрация под лозунгами: “Демократия победила!” и “Вперед, Россия, Ельцин у руля!”. 12 июня 1991 года состоялись президентские выборы, победу на которых одержал Борис Николаевич Ельцин, собрав 57% голосов. Он стал первым всенародно избранным
Президентом России. В этот день Россия, ее граждане сделали свой выбор, они выбрали новый путь развития. Россия проголосовала за более существенные демократические преобразование, за коренную перемену жизни. В этот день народ выбрал своим Президентом человека, который осуществит в стране великие по своим масштабам и значению реформы, который поведет Россию по демократическому пути развития. Это было началом новой России, но еще в составе СССР.
До событий, которые привели к распаду империи, оставалось чуть больше двух месяцев. События 19-21 августа 1991 года и распад СССР. Дни с 19 по 21 августа 1991 года запомнились всей стране как дни победы демократии в России. 19 августа высшими руководителями страны был организован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с Г. Янаевым. Эта попытка повернуть вспять все реформы, попытка сделать шаг в прошлое заставила выйти
на улицы в знак протеста тысячи москвичей. По приказу ГКЧП в столицу были введены танки и войска. 19 августа в 12 часов дня Борис Ельцин поднялся на один из вошедших в Москву танков. Стоя на броне, он зачитал обращение руководства России, в котором охарактеризовал ГКЧП, как “правый, реакционный, антиконституционный переворот”.
Вокруг “Белого дома” собралось свыше 160 тысяч человек. Они построили вокруг здания кольцо баррикад и оставались на площади более двух суток. Вечером Борис Ельцин подписал еще более суровый указ, в котором о членах ГКЧП говорилось: “Изменив народу, Отчизне и Конституции, они поставили себя вне закона”. В ночь на 21 августа была пролита кровь трех человек.
А ранним утром, 21 августа был отдан приказ вывести войска из города. 22 августа у “Белого дома” состоялся многотысячный “митинг победителей”. Со здания сняли красный флаг и торжественно водрузили трехцветный флаг России”. Вместе с падением ГКЧП окончательно пала и старая идеологическая система. 23 августа Ельцин подписал указ о “приостановлении деятельности компартии на территории
России”, и уже на следующий день М.Горбачев сложил с себя обязанности генсека и призвал ЦК к самороспуску. 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще встретились руководители России, Украины и Белоруссии - Б.Ельцин, Л.Кравчук и С.Шушкевич. Они подписали заявление, в котором говорилось, что республики СССР становятся независимыми. Вместо СССР они создали
Союз Независимых государств (СНГ). 25 декабря президент СССР Михаил Горбачев по телевидению в своем последнем обращении к народу заявил о своем уходе с этого поста. Вечером того же дня произошла торжественная смена флагов над Кремлем. Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. И наиболее заметными и осознанными стали достижения
России во внешней политике. Было фактически прекращено состояние “холодной войны”, снята угроза глобального военного конфликта социалистического Востока и капиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, а вместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в “третьем мире”, и вдохновение региональных конфликтов. Но военно-политические уступки проводились зачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальной
интеграцией Советского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно утрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещало серьезные внешнеполитические проблемы. После распада СССР внешняя политика разделилась на два направления: отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками – “ближним зарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися
“внешними” для СССР – “дальним зарубежьем”. Проводимые правительством России радикальные экономические реформы вызвали неоднозначную оценку у населения . В стране назревал раскол общества и духовный кризис. Сильнейший моральный удар был нанесен непосредственно развалом СССР. 25 миллионов русских остались за пределами России.
К тому же в наших когда-то братских республиках все больше стали проявляться сепаратистские и антирусские настроения, искусно подогреваемые бывшими первыми секретарями республиканских ЦК, а ныне президентами независимых государств. Наших бывших союзников по социалистическому лагерю интересует установление максимально тесных контактов со странами Запада в ущерб традиционному сотрудничеству с Россией.
Страны-участницы Варшавского договора выстроились в очередь для вступления в НАТО – организацию, рост которой угрожает национальной безопасности России. Неуверенное поведение России на международной арене (заигрывание с Западом, постоянные уступки, предательство национальных интересов) так же не способствует духовному подъему. Говоря о духовном мире россиян в эту эпоху, точнее о моментах оказывающих деструктивное влияние
на него, необходимо упомянуть и о последствиях резкого отказа от существовавшей идеологии. Идеи коммунизма на протяжении десятилетий вбивались в головы, причем зачастую самыми жестокими методами. Дореволюционные идеалы были преданы анафеме и искоренялись властью всеми возможными способами. Безусловно, последствия такой 70-летней обработки еще долго будут напоминать о себе. И если до сих пор миллионы наших сограждан продолжают верить большевистским вожакам и их последователям,
то в обществе еще надолго сохранится раскол на «красных» и «белых». Россия меняется: Конституция Российской Федерации. Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой демократической Конституции. Однако процесс принятия такой Конституции весьма затянулся. Бывший Верховный Совет России занял конфронтационную позицию по отношению к президенту, затягивал принятие
новой Конституции, ограничиваясь внесением огромного количества (около 400) поправок к ранее действующей Конституции РСФСР 1978 года. Принятие этих поправок привело к наличию серьезных противоречий между отдельными статьями Конституции. В ответ на это президент России созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции России. В результате многомесячной работы был разработан проект новой
Конституции, которая, в целом, была компромиссной для всех политических сил общества. В этот период конфронтация исполнительной и законодательной власти достигла наивысшего накала. Верховный Совет был категорически против нового основного закона страны, поскольку он лишал его своевластия и перераспределял власть в пользу президента России. Но вместе с тем, поскольку Ельцин являлся гарантом демократических реформ, конституция была подготовлена
для успешного и беспрепятственного проведения этих реформ. Новая Конституция наделяла президента большей властью, так как она (власть) была необходима для проведения демократических преобразований. 21 сентября 1993 года в результате непрекращающихся противоречий, тормозящих процесс реформ, президент Ельцин принял решение о роспуске Верховного Совета России. Однако члены Верховного Совета заявили о своем решении оставаться и работать
в “Белом доме”. 3 октября во главе с вице-президентом А.Руцким и председателем Верховного Совета Р.Хасбулатовым они заблокировались в “Белом доме” и призывали народ идти и защищать “Белый дом”. Они провоцировали вооруженные действия. Фактически, они подталкивали народ на гражданскую войну. Единственным выходом из сложившейся ситуации было силовое решение конфликта.
Борис Ельцин своим указом ввел в Москве чрезвычайное положение, а утром 4 октября войска полностью окружили дом Верховного Совета и до середины дня продолжали танковый обстрел. В Москве был введен комендантский час. Около 14.30 из здания бывшего парламента вышла группа людей с белыми флагами. Таким образом попытка государственного переворота была жестко подавлена. Ввод танков в Москву был, пожалуй, единственным выходом из сложившейся ситуации, когда высокопоставленные
лица, действуя неконституционными путями, хотели привести события к крупному вооруженному конфликту. Своими полномочиями и своей властью Борис Ельцин остановил эту попытку переворота и открыл путь к принятию новой демократической Конституции России, которая была необходима для продолжения реформ. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством
с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голо¬сованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управ¬ления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура
Федераль¬ного собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль над их выполнением, управление федеральной госу¬дарственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и меж¬дународных отношений, объявление войны и заключение мира, руково¬дство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятель¬ность органов трех ветвей
власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартий¬ность, право свободы труда и право частной собственности. Конститу¬ция создавала условия для достижения в обществе политической устой¬чивости. Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993г.) глава государства Президент РФ Исполнительная власть Законодательная власть
Правительство РФ Федеральное Собрание – парламент РФ Совет федерации Государственная Дума Судебная власть Конституционный суд Верховный суд Высший арбитражный суд Приватизация. Полным ходом шел грабеж не только бывших граждан первого в мире социалистического государства, но и бывшей социалистической собственности. Назвали этот процесс – приватизацией.
Становление рыночных механизмов в экономике не возможно без разгосударствления большей части народного хозяйства, акционирования предприятий. У нас же приватизация государственной собственности приняла уродливые, зачастую откровенно бандитские формы что только усугубило падение промышленного производства: за редчайшим исключением предприятия так и не получили эффективного управления, основные фонды беспощадно разворовывались, иностранные компании целенаправленно банкротили российских производителей для устранения конкурентов.
Сейчас можно сказать, что именно те методы и способы приватизации которые использовались правительством вызвали невиданный до этого разгул преступности и коррупции. 3а годы реформ Россия избавилась от ежегодных субсидии и других льгот бывшим советским республикам порядка 50 млрд. долл от содержания наших клиентов в СЭВ и в «третьем мире» — еще порядка 25 млрд. долл. в год, расходы на оборону за это время сократились
в 3—4 раза, средняя заработная плата работающим снизилась минимум в 2 раза, а пенсии — в 3 раза, налоговое бремя на предприятия, на экономику в целом возросло примерно в 2 раза — и куда все это ушло? А вместе взятое это куда как больше, чем весь нынешний годовой бюджет страны Ответ-то на самом деле все мы знаем - ушло на беспардонное обогащение «новых русских» и коррумпированных чиновников, на бегство капиталов за границу (как минимум 150 млрд. долл.), на льготы и привилегии различным
воровским и полуворовским организациям и пр и пр. К примеру, одни только освобождения от таможенных сборов на импорт спиртного и сигарет для этих организации в течение нескольких лет составляли 5—6 млрд. долл. в год. Теневая экономика. По оценкам экспертов уже 40-45% всей нашей экономики ушло в «тень», т.е. в полностью неналоговую сферу, от которой бюджет не имеет ничего. К этому еще можно добавить упорную, длительную, ничем разумным не объяснимую вражду правительства реформаторов
к основному источнику налогов во всем мире, а так же основе для формирования среднего класса – мелкому и среднему бизнесу, во многом обеспечившему в последние два десятка лет такой феноменальный экономический рост такому гиганту как Китай. Либерализация цен. Либерализация цен вызвала безудержный рост цен, при фактическом замерзании зарплат, хлынувший из-за рубежа, зачастую второсортный товар, душил отечественного производителя. В повседневные разговоры россиян вошли такие экономические термины как инфляция, курс
валют, дивиденд, дефолт. Полным ходом шло и идет имущественное расслоение населения Российской Федерации на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне практически полного отсутствия среднего класса. В среднем разница между доходами самых бедных и самых богатых доходит до 26 раз (в Москве до 48). Для кого-то жизнь нормальная, когда есть тарелка супа в день, а для кого-то – когда можно позволить купить третью машину на семью. Снижение общего жизненного уровня.
В Центре уровня жизни Академии труда считают, что для нормальной жизни нужно получать, по крайней мере, 500 долл. Именно столько составляет минимальная зарплата в Греции, Португалии и т.д. (в развитых странах она примерно в 2 раза выше). В Комитете Госдумы по труду и социальной политике считают, что нормальный заработок – если на питание уходит меньше 60%. Народ же в большинстве своем ни о чем подобном и не помышляет.
По Санкт-Петербургу статистика утверждает, что душевой доход петербуржца позволяет ему купить 1,6 набора прожиточного минимума. То есть на еду уже хватает на остальное – нет. Приблизительно так живут в 72 регионах из 89. Еще хуже в 12. Стремясь хоть как-то сохранить свои сбережения от инфляции, и не доверяя государственным кредитным учреждениям типа Сбербанка уже обманувшего своих вкладчиков в 1992 г. люди стали обращаться во вновь создаваемые
коммерческие учреждения, ориентированные на сбор денег и выплату солидных процентов по ним. Пользуясь пробелами в российском законодательстве, а иногда и явным попустительством властей, используя агрессивную рекламу в СМИ хозяева, новоиспеченных фондов, финансовых компаний, банков аккумулировали огромные средства миллионов российских граждан и благополучно исчезли с ними, не забыв перед этим оформить на себя недвижимость за рубежом и новое гражданство.
Чеченская война. Чеченская война была, пожалуй, одной из самых страшных страниц в жизни России в последнем десятилетии двадцатого века. Проблемы на Кавказе - границе православия и ислама - существовали всегда, и не в первый раз Россия была втянута в столь кровопролитную, жестокую и ненужную войну. Поддавшись влиянию своего ближайшего окружения и поверив военному командованию, которое убедило президента
в быстрой и малоболезненной победе, Ельцин издает указ о вводе войск в Чечню, совершив, наверное, самую грубую из всех своих ошибок, которая обернулась огромным количеством тяжелейших последствий. Во-первых, погибло много людей, среди которых не только российские военнослужащие, но и гражданское население, в том числе дети, женщины и старики. До сих пор не установлено точное число погибших и есть семьи, которые все еще продолжают искать своих
родственников. Во-вторых, Россия понесла большие материальные потери. Война, требующая постоянных вливаний, отнимала весьма существенную часть бюджета страны. В-третьих, в этой войне не оказалось ни победителей, ни побежденных. До сих пор не существует стабильности в этом регионе, ни военной, ни политической, ни социальной. Проблемы, возникшие вокруг Чечни можно было вполне решить мирным способом.
Как удачное решение экономико-национальных проблем, можно привести пример республики Татарстан, которой были предоставлены более широкие экономические и политические права, за счет чего она осталась в составе Российской Федерации, как республика с более расширенным автономным управлением. В то же время Россия сохранила значительные запасы нефти, находящиеся на территории этой республики. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ. Принципы внешней политики.
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические свя¬зи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Фе¬дерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориаль¬ной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего
Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассмат¬ривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране. Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских собы¬тий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для перегово¬ров с российским президентом прибыл глава
Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Со¬общества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской
Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО про¬грамме "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с круп¬нейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции кото¬рого находились вопросы культуры,
прав человека, защиты окружаю¬щей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику. Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызва¬ли переориентацию внешнеэкономических связей.
После долгого пере¬рыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствова¬ния в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами яв¬лялись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные
объекты. Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Запад¬ную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медика¬менты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.
Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Со¬дружеством Независимых Государств занимало важное место во внеш¬неполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавли¬вались границы с теми из стран, которые ввели национальные
валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки россий¬ских грузов по их территории за рубеж. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с быв¬шими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государст¬вами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступле¬ний преобладали товары народного потребления и продовольствие.
Од¬ним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась об¬разовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность Рос¬сии со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее раз¬мер превышал б млрд. долл. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран
Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казах¬станом и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содру¬жество стран не представляло собой единой оформленной организации. Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела
Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дис¬криминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешен-ностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и страте¬гические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причи¬нами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах.
Наибо¬лее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией. Деятельность российского правительства внутри страны и на между¬народной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к но¬вой общественно-политической системе, к демократическому
правовому государству. Заключение. Если оценивать «Эпоху Ельцина», то эти оценки будут достаточно критичными - у Ельцина были ошибки и это надо признать. Да, ошибок было много, но с другой стороны Борис Николаевич великий человек, который смог перевернуть всё государство- целую Россию. А конец этой эпохе настал 31 декабря 1999 года, во время трансляции новогоднего поздравления.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |