Реферат по предмету "Политология"


Система государственного управления в современных монархиях

Министерство образования РФ Коми Республиканская Академия Государственной Службы и Управления при Главе РК Факультет Государственное и муниципальное управление Кафедра государственного управления и государственной службы КУРСОВАЯ РАБОТА СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ МОНАРХИЯХ Исполнитель Чаланов Роман Борисович Научный руководитель Ластунов Игорь Иванович Сыктывкар 2001 г Содержание Введение - 3 Глава 1. Понятие , типология и системные характеристики государственного управления - 4 Глава 2. Государственное управление в современных монархиях Япония , Великобритания сравнительная характеристика систем государственного управления этих стран 8

Глава 3. Роль монарха в государственном управлении - 25 Заключение - 30 Список литературы - 32 Введение . Монархическая форма правления до сих пор широко распространена в мире , приблизительно пятая часть государства является монархиями . Во всех монархических государствах , независимо от их форм , считается , что монарх обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти

реально не имеет . По общему правилу , монарх занимает свой пост по наследству .Исключения очень редки. Лишь при прекращении династии происходят выборы нового монарха Цель данного исследования изучить систему государственного управления в современных монархиях , на примере Японии и Великобритании .Для этого в работе поставлены следующие задачи рассмотреть и изучить , что представляет собой система государственного управления какие бывают типы систем государственного управления

изучит государственное управление в Японии и Великобритании и сравнить их системы рассмотреть какова же роль монарха в государственном управлении и его роль в жизни страны Актуальность темы заключается в том , что без государственного управления невозможно нормального функционирования государство , т.к. государственное управление является деятельностью исполнительно - распорядительного характера , направленную на исполнение указов , приказов , которые достигаются с помощью юридически

властных полномочий . Глава 1. Понятие , типология и системные характеристики государственного управления . Первые системы государственного управления примерно появились 5-6 тысяч лет назад . Система государственного управления - это целое , состоящее из следующих подсистем муниципального уровня , регионального уровня и центрального уровня управления . Итак , государственное управление - это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной

власти имеющую функциональную специфику управления . Это исполнительная деятельность , осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственными , социально - культурными делами . Государственное управление имеет специфические признаки 1. линейность 2. субординацию 3. включенность в механизм . В современном мире существует три типа системы государственного управления - монократическое , которое

имеет высокоцентрированный характер , находящийся в руках одного органа . Самоуправление в таких системах не допускается сигментарная , при сигментарой форме нет развитой системы взаимных здержек и противовесов между ветвями власти монотеократическая , сосредоточение в одних руках государственной и духовной власти Ватикан , Иран . Для государственного управления , системное представление его компонентов , элементов и их взаимосвязей

имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение . от того , что понимается под системой государственного управления , какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления , как они соотносятся между собой и приводятся в реальное взаимодействие , зависит почти все , что ассоциируется с государственным управлением . Следует выделить три логические схемы , посредством которых раскрываются различные аспекты системы государственного управления .

Прежде всего имеется в виду взаимосвязь субъекта государственного управления государства с управляемой общественной системой управляемыми объектами . Однозначно можно сказать , что субъект государственного управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов и только в совокупности они могут образовывать систему государственного управления . Последняя призвана обязательно охватывать 1 организацию и функционирование субъекта управления - управляющую

систему 2 структуру взаимосвязей управляющей системы с общественной системой - управляемыми объектами 3 компоненты общественной системы или их отдельные проявления , которые создают во взаимосвязи структуру управляемой системы и непосредственно воспринимают государственно - управляющие воздействия либо участвуют в их формировании .Чибкин .В.Е. Учебник государствовоедение .М 1999 С.41. Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и объектами государственного

управления , из -за чего система субъективно - объективных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова . В широком смысле субъект управления государство как управляющая подсистема - взаимодействия подсистема прямых и обратных связей - общественная система подсистема компонентов общества , подверженных государственному управлению В такой системе субъект управления государство определяет государственно - властный характер и преимущественно правовую форму взаимосвязи и взаимодействия соответствующих сторон

. В узком смысле , как уже непосредственно реализуемое , практически осуществляемое управление ,система субъективно - объективных зависимостей включает в себя субъект управления - воздействия - управляемые объекты , где преимущество находится на стороне субъекта управления , а управляемые объекты воспринимают его решения и действия и трансформируют их в процессе собственного функционирования . В данной схеме воздействия вычленяются из взаимодействий и берутся в готовом , сформированном виде

в общественной системе также выделяются только те ее стороны , проявления , которые подлежат государственно управляющим воздействиям . Система субъективно - объективных зависимостей проявляет себя не только при формировании и реализации управления как определенной целостности в каждом управленческом акте , действии , отношении она объективно обуславливает и предполагает присутствие трех элементов субъекта управления или его отдельного управляющего компонента создаваемого и реализуемого им управляющего воздействия объектов

воздействия в виде , главным образом , деятельности организаций , учреждений , предприятий , отдельных граждан . При описании системных связей государственного управления надо учитывать , что перечисленные элементы сами обладают сложной , многоуровневой и иерархической организацией , проявляют себя в виде определенных подсистем подсистема целей , функциональная структура , организационная структура , подсистема управленческой деятельности и , конечно , подсистема принципов .

Поэтому во всем многообразии ее трудно изобразить схематически , но каждый , кто теоретически или практически связан с управлением , должен отчетливо представлять , что с какими бы единичным элементом управления он ни имел дело - компетенцией государственного органа , формами и методами его деятельности , его решениями или организационными мероприятиями - этот элемент вписан через группу однозначных элементов в систему онтологических элементов государственного управления .

Государственное управление - это явление субъективное . Значит , погружаясь в объективное , стремясь своими возможностями способствовать его развитию , субъект управления использует для этого множество элементов , которые являются продуктом сознания людей . Системное видение государственного управления предполагает четкое усвоение той истины , что среди элементов нет ни одного , который мог бы сам по себе содержать сущность государственного управления и решать какую

-либо управленческую задачу . Чтобы понять управленческий смыл любого элемента государственного управления следует изучить , с одной стороны , те элементы , которые ему предшествуют , на него влияют и которые он как бы вбирает в себя и передает по цепи элементов , а с другой стороны , те , которые идут следом за ним и в которые он вкладывает свои возможности . Чибкин .В.ЕУчебник государствоведение .М 1999 С.44

Глава 2. Государственное управление в современных монархиях в Японии и Великобритании сравнительная характеристика систем государственного управления этих стран . Государственное управление в Великобритании . Британская конституция - конституция не писанная . акт который был официально провозглашен основным законом , в Великобритании не существует . Не писанная же конституция

Великобритании состоит из трех категорий 1. норм статутного права 2. норм case Law прецедентного права 3. норм , представляющих собой не что иное , как конституционные обычаи . Британское государство , официально именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии государство унитарное В состав этого государства входят 4 историко - географических района , имеющих некоторые особенности

в системе управления Англия , Уэльс , Шотландия и Северная Ирландия . Великобритания - конституционная монархия , главой государства является король королева . Королевский трон в Великобритании переходит по наследству от отца к старшему сыну , но если у короля нет сыновей , то трон наследует старшая дочь короля . Муж царствующей королевы не приобретает титула и полномочий короля - он носит титул принца - консорта

. В настоящее время британский трон занимает королева Елизавета II , коронованная в 1952г. Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями , но фактически его личная власть ограничена , и притом не столько законодательными актами , сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями . Каждый билль закон , после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента , передается на подпись монарху .

Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу , с того времени сложился обычай , обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли . Василенко .И.А. Институт государственного управления в Великобритании Проблемы теории и практики управления .1997 6.С.38 Король королева созывает и распускает парламент , назначает и освобождает от должности министров и других

высших должностных лиц , является главой исполнительной власти ,верховным главнокомандующим вооруженными силами , главой английской церкви , заключает и ратифицирует международные договоры , осуществляет право помилования и.т.д. Перечислять все полномочия монарха нелегко , в частности потому , что только часть их основывается на нормах статутного права , тогда как другая часть считается непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королевскую прерогативу прерогативными полномочиями являются

, например , право объявления войны , право роспуска парламента и др. .Король также является главой государства бывших британских доминионов - Канады , Австралии и Новой Зеландии . Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные , ни прерогативные полномочия . Ныне управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее Величества . В прецедентном праве Великобритании есть норма , согласно которой король не может быть

не прав . Практически это означает , что монарх не несет ответственности за акты , изданные от его имени ответственными считаются министры , скрепившие их своими подписями . Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе , как по совету предложению соответствующих министров . Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров , но получает регулярную информацию о принятых им решениях . Королеве оказывает содействие

Тайный Совет , с которым она консультируется . В его состав входят все министры кабинета , некоторые министры вне кабинета , специальные советники . Это не значит ,что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти . Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел , она может влиять и действительно на решения , принимаемые должностными лицами британского государства . Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом , состоящих из министров правительством

Ее Величества во главе с премьер - министром . Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер министр . Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты Акты о министрах Короны 1937 , 1934г 1975г. Акты о передачи полномочий министров Короны 1946 г Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г,

1975г. Акт о государственных документах 1967 г. Акт о жаловании министров 1972 . Гуревич.Е.А. Исплнительная власть в Великобритании Госслужба .Правовые аспекты Зарубежный опыт . Выпю5 .М РАГС ,1996 .С.95 Порядке формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях . Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов .

Королева назначает премьер - министром лидера партии , получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин . Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера , никакого другого на этот пост королева назначить не может . Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства , королева проводит консультации с лидерами парий и , выслушав их советы и предложения , сама принимает решения . После назначения премьер - министр королева по его предложению назначает остальных членов кабинета

и всего правительства . Если премьер - министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами , его приемник назначается королевой после того , как партия , располагающая большинством голосов в палате общин , изберет нового официального лидера . Новый премьер - министр , даже если он принадлежит к той же партии , что и его предшественник , формирует новый кабинет . Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства .

Что касается королевской прерогативы увольнения премьер - министра , то с 1783 г. монархи ею не пользовались . Должность премьер - министра возникла как результат конституционного соглашения . До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются не писанным правом , а также зависят от политических обстоятельств . Согласно обычаю , премьер - министр носит титул первого лорда казначейства , а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы .

В исключительных случаях на премьер - министра возлагается непосредственное руководство каким - либо крупным министерством . Например , Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г. совместно с соответствующим государственным секретарем . Премьер министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве , осуществляет руководство их деятельностью , а так же руководство основными министерствами и центральными ведомствами .

Он является главным советником королевы , представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь , служащую программой правительства , выполняет представительские функции в международных отношениях . Премьер- министр устанавливает круг вопросов , подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством , определяет их общую политическую стратегию , руководит работой комитетов , дает рекомендации монарху относительно состава кабинета , решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства ,

направляет правотворческую деятельность кабинета . Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер - министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета . Безусловно признается , что вправе вмешиваться в любую область правления . Практика свидетельствует , что премьер -министр играет ведущую роль прежде всего в области внешних

сношений , экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни . Премьер - министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени назначает высших чиновников государства , созывает и распускает парламент , объявляет войну и заключает мир . Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер - министра . Лицо , претендующее на эту должность ,должно быть совершеннолетним , британским подданным , членом

парламента . Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер - министра , который не имеет постоянного состава . Премьер - министр может создавать в структуре этого органа новые звенья . Секретариат премьер - министра включает лиц , являющихся гражданами служащими - чиновниками высшего ранга . В его функции входит ведение переписки , поддержание связи с членом кабинета , с отдельными

министерствами и ведомствами , подготовка информационных и аналитических материалов. В отличие от других стран , внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом . Таким образом , термины правительство и кабинет не равнозначны . В правительство входят все министры , тогда как кабинет - это организационно обособленная часть правительства , играющая особо важную роль . Что касается состава кабинета , то он определяется лично премьер - министром

, и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек , считая и самого премьера .Премьер - министр группирует вокруг себя несколько министров , занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств . Работа кабинета организуется аппаратом , в который входят ряд органов секретариат , центральная статистическая служба и др . Структура аппарат может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер - министра , имеющего

право создавать в ней новые посты и подразделения . В Великобритании исторически сложилась несколько уровней местных органов власти от совета графства до советов приходов и сельских островных советов . В течении 30 последних лет в органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения некоторые советы были упразднены , появились новые .

По закону о местном самоуправлении 1972 и 1985гг. Англия , Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия , а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по разному . Так , Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов . Графства в свою очередь делятся на округа 296 . Округа в графствах состоят из более чем10тысяч сельских приходов . Уэльс поделен на 8 графств , состоящих из 37 округов , низовые территориальные единицы называются

общинами . В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г согласно которому создано 9 регионов , 53 округа ,3 островных территории и 1343 общины . В Северной Ирландии существует 6 графств , разделенных на 26 округа . Все административные территории управляются советами , являющимися юридическими лицами . Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей .

Советы графств , округов и городских округов избираются на 4 года . Главой исполнительной власти является председатель совета , избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета . К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят полицию , пожарную охрану , землепользование ,дороги , социальные службы . В компетенцию советов округов и городских округов входят налогообложение

, городское и сельское землепользование , заводы и учреждения и.т.д. Государственное управление в Японии После капитуляции Японии второй мировой войне верховную власть в стране , по соглашению с союзниками , осуществляла американская военная администрация , одной из главных задач которой стала демилитаризация и демократизация страны . В рамках этого процесса в Японии была разработана новая конституция , принятая в октябре 1946 г. и

вступившая в силу 3 мая 1947 года . Конституция впервые в истории страны провозгласила принцип национального суверенитета и основные демократические свободы , ввела всеобщее избирательное право . В качестве основополагающей концепции государственного управления была принята концепция правового государства и провазглашен один из фундаментальных принципов классической демократии - принцип разделения властей законодательной , исполнительной и судебной .

Ермин.В.Н. Политическая система современного японского общества Государство и право 1999 5.С.15 Конституция кардинальным образом изменила статус японского монарха . Из персоны священной и неприкосновенной он превратился в символ государства и единства народа . Однако в конституции нет формулировки о том , какова форма правления в стране , хотя императорский трон переходит по наследству от отца к старшему сыну .

По этому поводу среди японских и зарубежных правоведов существует несколько суждений . Одни считают , что Япония является парламентарной монархией , так как имеется наследственный монарх с титулом императора тэнно . Другие заявляют , что монархии уже не существует , а Япония является республикой с монархическими атрибутами , имеющими лишь внешнее , формальное значение . Не содержит конституция положений и главе государства .

В следствии этого возникли некоторые концепции , затрагивающие вопрос о том , является главой государства император . Согласно одним теориям , именно император есть глава государства , согласно другим , таковым является премьер - министр . Широко распространены также теории , в которых утверждается , что Япония существует специфический тип парламентарной монархии , при которой император не является главой государства , а служит лишь символом монархии . В целом можно сказать , что по форме правления

Япония представляет собой уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального республиканского содержания принципов формирования и функционирования государственных институтов и положения личности . Согласно конституции , император от имени народа созывает парламент , может объявить о роспуске нижней палаты промульгирует поправки к конституции , законы , договоры , правительственные указы назначает премьер - министра по рекомендации парламента Награждает орденами , принимает иностранных дипломатических

представителей и выполняет ряд других , главным образом полномочиями носит лишь формальный характер , поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена . Таким образом , император не обладает полномочиями , связанными с осуществлением государственной власти , и может предпринимать действия , относящиеся к делам государства , лишь по совету и одобрению кабинета министров , который несет за них ответственность .

Высшим органом исполнительной власти является правительство , которое в Японии называется кабинетом министров . Его деятельность осуществляется на основе конституции , Закона о кабинете министров 1947 г. и Закона об организации государственного управления 1948 г . Наумов .Л.П. Исполнительная власть в Японии Государство и право .1999 11.С.18 В состав кабинета , который возглавляет премьер - министр , входят заместители премьера , министры и

государственные министры , генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро . Кабинет образуется следующим образом . Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер - министры . Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер министра , который , в свою очередь , назначает других министров кабинета . Большинство министров должны быть депутатами парламента .

В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия премьер -министра . Согласно конституции , кабинет министров , наряду с общими функциями управления выполняет следующие обязанности проведение в жизнь законов , ведение государственных дел руководство внешней политикой заключение договоров организация гражданской службы и руководство ею составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента издание правительственных указов в целях проведения

в жизнь конституции и законов принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях , смягчении и отсрочке наказаний , восстановлении в правах . Кабинет министров обладают также рядом других важных полномочий дает императору советы в отношении всех его действий , касающихся государственных дел , и несет ответственность за эти действия назначает судей Верховного суда кроме Главного судьи , а также всех судей судов низших инстанций принимает решение о созыве чрезвычайных сессий

парламента , несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом . кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов . Кроме того , он наделен правом законодательной инициативы - именно кабинет министров разрабатывает и предоставляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов

. Премьер - министру предоставлены широкие права , что делает его самым высоким в государственном аппарате страны . Выступая в парламенте от имени кабинета , он вносит на его рассмотрение проекты бюджета , законопроекты и иные документы , требующие утверждения законодательным органом страны . Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях . Основываясь на решениях кабинета , он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти

и контролирует их работу . Премьер - министр председательствует на заседаниях кабинета , и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов , связанных с определением компетенции любого министра . У всех министров кабинета , стоящих во главе министерств , имеется по одному парламентскому вице - министру . Парламентские вице - министры назначаются и смещаются кабинетом по предоставлению министров . Они теряют свои посты автоматически после уходя в отставку кабинета или соответствующих министров

. Парламентские вице - министры помогают министрам в их парламентской деятельности , в разработке планов , в решении административных дел , а также исполняют обязанности министров в их отсутствие . У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице - министру , в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства . При кабинете министров имеется секретариат , который регулирует дела , связанные с заседаниями кабинета

, подготавливает и согласовывает вопросы , выносимые на них . повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем , возглавляющим секретариат . Совещательным органом при премьер министре является совет национальной обороны . Также под руководством кабинета министров находится ряд центральных административных учреждений канцелярия премьер - министра , министерства , комитеты и управления .

В функции канцелярии премьер - министра , которая равнозначна министерству , входят решение государственных административных вопросов общего порядка , имеющих отношения ко всем министерствам или к значительной части , а также вопросов специального характера , не входящих в компетенцию какого - либо министерства . Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномочиями . Некоторые из этих учреждений , например , государственный комитет по обеспечению общественной безопасности

с подчиненным ему управлением полиции , управление обороны , управление экономического планирования , выполняют фактически функции министерств . Все министерства Японии построены в общем по одному принципу . Каждое из них подразделяется на департаменты , а последние - на отделы и секции . особое место в системе японской администрации занимает финансовый ревизионный совет , который не подчинен ни кабинету министров , ни какому - либо министерству .

Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны .Этот орган возглавляется советом ревизоров . Местное самоуправление в Японии В стране существует двухзвенная иерархическая система территориально - административных образований верхнее звено образуют префектуры , нижнее - муниципалитеты , к которым относятся города , поселки , сельские общины . В стране 47 префектур , три города

Токио , Осака , Киото выделены в особые городские префектуры , а остров Хоккайдо образует провинцию , разделенную на округа . Муниципалитетов более 3200 . Основными звеньями местной законодательной власти являются префектурные , городские , поселковые и деревенские собрания . Их количественный состав зависит от численности населения соответствующих административных единиц . Собрания возглавляются председателями .

Руководство исполнительной властью в органах местного самоуправления осуществляют в префектурах - губернаторы, в городах - мэры , в поселках и деревнях - старосты . Черкесов .И.А. Местное самоуправление в Японии Вестник госслужбы 1997.8. С. 29 Сравним системы государственного управления в Японии и Великобритании Великобритания Япония1 Великобритания конституционная монрахия ,главой государства

является король королева . Формально монрах обладает весьма обширными полномочиями , но фактически его личная власть ограничена , и притом не столько заонодательными актами , сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями . По своему усмотрению монрах не может осуществлять ни статутные , ни прерогативные полномочия . Это значит , что в настоящее время королева не играет ни какой роли в осуществлении государственной власти . Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел , она

может влиять и действительно влияет на решения , принимаемые должностными лицами британского государства . 2. Центральная исполнительная власть представлена органом состоящим из министров правительством ее Величества во главе с премьер - министром . Однако главную роль в управлении государством играют правительство и прмеьер - министр . Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях . Новое правительство формируется после каждых парламенских выборов .

Королева назначает премьер - министра лидера партии , получивший абсолютное большинство мандавтов в палате общин . На сегодняшний день премьер -министром Великобритании является Тони Блеер . И подводя итоги по системе госуправления Великобритании , можно сказать , что Великобритания является - конституционной монрахией монрах царствует , но не правит .1. В ступлением в силу Конституции 1947 года

Япония превратилась из диуалистической в конституционную монархию . Сейчас японский император выполняет те же функции , что и британский монрах правит , но не управляет . К основным полномочиям императора в сфере государственного управления Конституция относит назначение премьер - министра в соотвествии с решения парлдамента ст.6 промульгация правительственных указов и договоров подтверждение назначений и отставок государственных министров и

других должностных лиц ст.7 . При осуществлении этих полномочий император лишается личной власти . Соврешая государственные акты , он должен руководствоваться советами и получать предворительное одобрение кабинета , который несет ответственность за государственные решения императора . 2. Оценивая место императора в механизме государственного управления , нельзя ограничиться только формальной юридической стороной дела . Традиционное преклонение японцев перед особой императора предопределяет

отношение политиков и государственных деятелей к императорскому дому. Монрах по прежнему оказывает сильное влияние на политическую и идеологическую жизнь страны . К тому же и сама Конституция не лишает главу государства возможности активно влиять на политические процессы . Исполнительная власть в Японии , как и Великобритании осуществляется кабинетом министров . В состав кабинета найкаку входят премьер - министр и государственные министры кокуму дадзин .

Государственные министры , руководят работой соответствующих министров . Глава кабинета премьер - министр , как и Великобритании назначается императором по представлению парламента . По сложившейся конституционной практике главой кабинета становится лидер партии парламентского большинства . Пост премьер - министра - высшая должность в Японии .Однако многие исследователи считают по разному .Одни сравнивают статус японского премьер - министра

с положением британского главы правительства . Другие же напротив , считают главу японского кабинета политической слабой фигурой . Глава 3. Роль монарха в государственном управлении Монархическая форма правления до сих пор распространена в мире , приблизительно пятая часть государств являются монархиями . Во всех монархических государствах , независимо от форм , считается , что монарх обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет

. В отличие от других должностных лиц монарх - лицо неприкосновенное . Он не может быть привлечен к административной , уголовной ответственности , против него не может быть обращен гражданский иск . За действия монарха по управлению государственными делами ответственность несут его министры . На практике , однако , во время английской и французской буржуазных революций казнили королей Карла I и Людовика шестнадцатого , в Центральноафриканской

Республике судили свергнутого во время военного переворота 1979 г. императора Бокассу , приговорили его к смертной казни , но затем он был помилован после длительного заключения . Расправы с монархами со стороны своих родственников были нередки в мусульманских странах. Монарх обладает государственными регалиями трон , скимптер , корона и .т.д имеет свой двор - лиц , занятых обслуживанием короля , но оплачиваемых из государственной казны .

Для этой цели в тех монархиях , где есть парламент , он выделяет ежегодные денежные средства из государственной казны - принимает так называемый - цивильный лист . В некоторых странах по цивильному листу получают средства также ближайшие родственники монарха например , в Японии в 1996 г. 324 млн.иен,т.е. 3,24млн.долларов США в год но обычно монархи жалуются на необходимость экономии королева

Великобритании летает в поездки на обычном рейсовом самолете , а не на специальном , хотя многие монархи очень богатые люди . Они имеют акции , земельные владения , другую собственность Вместе с тем определенное имущество , которое использует монарх в парламентарных монархиях считаются коронной государственной собственностью . Распоряжаться ей продать , подарить монарх не может . В абсолютных монархиях султан король фактически законодательствуют .

В других монархиях он издает указы , имеющие силу закона и почти всегда имеет право вето по отношению к законам , принятым парламентом . Это вето считается абсолютным , но монарх по традиции вето совсем не использует или почти не использует . Новые конституции ряда стран и юридически лишают монарха права вето Испания , Швеция , Япония . Свои акты в парламентарных монархиях монарх может издавать только с согласия правительства на деле , он с такой инициативой практически не выступает и подписывает все документы

, представляемые ему премьер - министром . В соответствии с конституцией монарх назначает правительство . В абсолютных и дуалистических монархиях он делает это по своему усмотрению , хотя фактически учитывает ситуацию в стране . А в абсолютных монархиях и сейчас большинство министров - близкие родственники монарха Кувейт , но уже в состав правительства включаются представители крупного капитала Саудовская Аравия . В дуалистических монархиях представители крупного капитала и даже технократы в правительствах

представлены шире . Они тоже подбираются монархом часто по советам его окружения . В парламентской монархии король не определяет состава правительства . Его формирует партия коалиция , обладающая большинством мест в нижней палате парламента . Монарх лишь подписывает соответствующий документ о назначении правительства , который предоставляет ему лидер партии большинства . Только в крайне редких ситуациях ,когда в парламенте нет явного партийного

большинства , существует раскол , разногласия в партии большинство относительно кандидатуры премьер - министра , король сам назначает кандидатуру , поручая ей формировать правительство . Так было в Великобритании . В парламентской монархии глава государства царствует , но не правит . Хотя по традиции и в этом случае сохраняется королевская прерогатива права монарха , не зависящие от парламента , их на деле осуществляет правительство либо они вовсе не реализуются право вето по отношению

к законам Абров.В.С. Статус монраха Государство и право .1999 . 2 - С.32 По традиции монарх рассматривается как лицо , стоящее над борьбой классовой партии , как арбитр , и поэтому он всегда является беспартийным . Но в ряде стран Великобритания , Швеция он должен принадлежать к государственной религии , являясь ее главой . Поэтому в таких странах он назначает высших священнослужителей .

Монарх оказывает различное влияние на политическую жизнь . В странах Азии , Африки его влияние очень велико , часто имеет определяющий характер , но оно негативно . Монарх там выступает с реакционных позиций , особенно внутри страны . В развитых странах король фактически не участвует в политической жизни , часто сложно говорить о каком - то его влиянии . Оно может обнаруживаться только в кризисных ситуациях и отнюдь не всегда бывает негативным

. Во многих странах институт монархии присущи индивидуальные особенности . Во - первых , в ОАЭ существует не единоличный , а коллективный монарх . Это Высший совет эмиров , состоящий из эмиров семи эмиратов , входящих в ОАЭ. Этот орган - абсолютный монарх . Он обладает законодательной властью и коллективно осуществляет полномочия главы государства . Национальное собрание , назначаемое эмирами , имеет совещательный характер

. Правительство тоже назначается Советом эмиров . Во - вторых , во многих государствах власть монарха связана с сильнейшим воздействием религии. Во всех мусульманских странах монарх сочетает светскую власть с очень сильной религиозной властью. Воздействие последней на мусульман зачастую гораздо сильнее светской роли монарха . особое значение такая власть имеет в странах мусульманского фундаментализма. Оман , Катар , Саудовская Аравия и др . В Бутане , небольшом горном королевстве в

Гималаях , король возглавляет несколько иную систему управления , но тоже основанную на принципах религии . Это - территориально - региональная система . Территориальный округ составляет определенный монастырь с прилегающими к нему окресностями , а главу монастырского округа назначает король . Округа группируются в губернии , губернаторов тоже назначает король . Второе лицо в государстве после короля - это главный аббат , который избирается монастырской верхушкой

на три года . Поскольку религия и государственность в Бутане практически слитны воедино , главный аббат выполняет также некоторые функции государственного должностного лица . В - третьих , в отдельных монархиях в Африке королевская власть теснейшим образом связана с общинными структурами и с иерархией различных родовых и племенных вождей . Важнейшие решения принимаются королем совместно со съездом вождей в

Свазиленде их около 400 , наследника престола определяет малый совет вождей 17 человек и.т.д. Заключение . Проводимое исследование позволило сделать следующие выводы. Система государственного управления - это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти и имеющую функциональную специфику . Система госуправления это - целое состоящее из следующих подсистем муниципального уровня , регионального и центрального уровня управления .

Государственное управление имеет специфические признаки это линейность , включенность в механизм и субординацию . Монархическая форма правления до сих пор распространена в мире , приблизительно пятая часть государств являются монархиями . Во всех монархических государствах , независимо от их форм , считается что монарх обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет . В своей работе я рассмотрел и сравнил систему государственного управления

Великобритании и Японии ,где существует парламентская монархия . Великобритания - парламентская монархия , главой государства является король королева . Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями , но фактически его личная власть ограничена ,и притом не столько законодательными актами , сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями .В настоящее время королевой Великобритании является

Елизавета II , которая является символом британской монархии . Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер - министр .Премьер - министра назначает королева лидера партии , получившее абсолютное большинство мандатов в палате общин . В Японии с вступлением в силу Конституции 1947 года она превратилась из дуалистической в конституционную монархию . Сейчас японский император выполняет приблизительно те же государственные функции , что и

британский монарх. Совершая государственные акты , император должен руководствоваться советами и получать предварительное одобрение кабинета , который несет ответственность за государственные решения императора . Исполнительную власть в Японии осуществляется кабинетом министров , в состав которого входят премьер - министр и государственные министры . Из этого следует , что современных монархиях например Великобритания , Япония формально главой государства является монарх , но исполнительная центральная

власть принадлежит премьер министру и министрам , т.е . МОНАРХ ПРАВИТ , НО НЕ УПРАВЛЯЕТ Список литературы 1.Абрамов . В.С. Статус монарха государство и право .1999 . 2. Василенко . И.А. Институт госуправления в Великобритании проблемы теории и практики управления .1997 . 6. 3. Гуревич . Е.А. Исполнительная власть в Великобритании госслужба .

Правовые аспекты Зарубежный опыт . Выпуск 5.М РАГС ,1996 . 4. Ершин .В.Н. Политическая система современного японского общества государство и право .1999 . 5. 5. Наумов .Л.П. Исполнительная власть в Яплнии Государство и право .1999 . 11. 6. Чиркин .В.е. Учебник Государствоведение .М 1999 г.С.321 7. Черкесов .И.А.

Местное самоуправление в Японии вестник госсулужбы . 1997 . 8



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.