Реферат по предмету "Политология"


Республика: понятие и виды

Минестерство образования Украины Одесская государственная юридическая академия Курсовая работа на тему Республика понятия и виды . Студента I курса гр. 3 фак-та гражданского права и предпренимательства очной формы обучения Карпенко А.Б. Одесса 1999 г. Содержание. cтр. Введение 1. Древнейшие республики 3 аДревнешумерские города-республики 3 бАфинская демократическая республика 4

вСпартанская аристократическая республика 11 вРимская республика 2. Републики средних веков 18 аГорода-республики феодальные республики 18 бШляхетская республика Речь Посполитая 20 вКозацкая республика Войско Запоржское 3. Современные республики 24 апарламентарные республики 24 бпрезидентския республики 26 всмешаные республики 28 гсоциалистические республики 29 Заключение 31 Список используемой литературы 33

Введение Республика от лат . respublica , res-дело и publicus-общественный , всенародный - форма правления , при которой все высшие органы государственной власти либо избираются , либо формируются обще- национальными представительными учереждениями . Главными при- знакоми любой республики является колективность правления все высшие органы государственной власти собрания , советы и т. д. имеют сложную структуру , наделяются определнными , только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их не- исполнение или

ненадлежайшее исполнение согласно закону приня- тие же решения осуществляется , как правило , путм голосования . Оно считается принятым если за него проголосовало квалифицирова- нное или простое большенство . Однако , что касается остальных признаков республики то я считаю , что их следует , ввиду своеобра- зия темы , расматривать в часных случаях различных видов респуб- лик . Данная тема является актуальной только потому ,что из 199 госу- рств 156 имеют именно эту форму правления.

Уже только за это такое понятие как республика имеет право быть расмотрено.Кроме того ввиду того , что республика , как я уже указывал выше,является фор-мой государственного правления она обязана быть расмотренна со всех сторон и в различных исторических ситуациях во-первых для того что бы понять как она развивалась с течением времени , а во-вторых ,именно на эту проблему я и думаю расмотреть более подроб- но и в различных плоскостях юрдической науки , это расмотрение республики с

точки зрения прогнозирования дальнейшего развития данного явления . Так же следует обратить внимание на тот факт , что республика как форма государственного устройства появилась IV-III тыс до н э в месопотамских городах-государствах , и самое главное то , что она появилась и в таком культурно правово развитом - Теория гос-ва и права Москва Новый юрист 1998 стр 110 1 государстве как Рим .

Тоесть уже в те далекие времена человеческая мысль смогла по-достоинству оценить превосходство республики над другими формами государственного правления и воплотить в жизнь идею построенияименно республиканской формы правления . Именно поэтому множество ученых начиная с античности и кончая сегодняшним днем в своих юридических работах огромное место уде- ляли проблемам формы правления гос-ва и в особенности проблеме республики так как почти во все исторические этапы республика должна была постоянно боротся за свое

существование . Особенно это видно на премере Запорожской Сечи , которая должна была бо- роться за свое существование со всеми соседними монархическими государствами . Еще в Древних Афинах Аристотель и Платон , столкнувшись с са- мыми разными формами организации и осуществления государствен- ной власти в древнем мире , попытались разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах , т.е. по критерию формы правления .

Аристотель выделил несколько форм правления республику , монархию , деспотию . Ему же принадлежат и различные обозначения разновидностей той или иной формы прав- ления , например демократической и аристократических республик , той власти которая лежит в основе соответствующей формы правле- ния демократия , аристократия , охлократия , геронтократия , оли- гархия . Дальнейшая волна изучения этого явления начинается с пери- ода

Просвещения , и здесь следует выделить Августина , Гоббса , Монтескье , Локка , Руссо , Радищева имногих других . Уже в ХХ веке ученые поддерживающие марксистскую теорию пыта- лись определить форму правления в е связи с типом государства расматриваемом формационно , классовой структурой , экономи- ческим базисом общества и т. д. Что же касается характеристики этих работ то я хочу отметить , что я несовсем согласен с этой

теорией в той е части где она отождест- вляет форму правления с типом государства , а это вообще неприем Теория государства и права Москва Новый юрист 1998 г стр119 2 лемо . Однако в ней есть и определнные плюсы , например то что она более глубоко изучала данное явление . Как видно из выше сказаного понятие формы правления и в часнос- ти республики расматривалось ещ в античные времена . И уже с тех пор данная тема расматривалась при помощи различных мировозрен- ческих установок

с использованием разных методов . И поэтому я ду- маю сказать несколько слов о мировозренческих установках и о мето- дах моей работы . Прежде всего, что касается мировозрения то в моей работе я постараюсь предерживаться материализма , т. к. считаю его важнее идеализма . Что же относительно методологии , то главным и направляющим методом своей работы я решил взять метод историз- ма , но вмести с ним я думаю использовать метод системно-функцио- нального анализа и сравнительный

метод . Таким образом указав основные направления , мировозрение и ме- тоды моей работы я перехожу непосредственно к предмету моего изыскания . 1.Древнейшие республики аДревнешумерские города-республики Как я уже указывал выше , во введении , первыми известными рес- публиками были первые месопотамские города-государства в IV-III тыс. до н. э. До нас дошли упоминания о следующих шумерских горо- дахгосударствах как Ериду , Ур , Ниппур , Умма , Урук , Лагаши . Власть в этих городах имела сложную структуру городская

община собрание и совет , дворец , храм . И зачастую в определнной исто- рической обстановке в этой структуре верховенство оставалось за де- мократическими органами власти собранием и советом . При этом в собрании участвовали все полноправные горожане , все граждане го- рода-государства , которые принимали основные решения , избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, 3 как правило, отстранялись от участия в государственном управлении .

Военачальники , предводители дружин выполняли решения собрания , были на службе у совета . Однако ввиду множества причин шумерские города-республики ис- чезли с исторической орены . Все эти причины условно можно раз- делить на внутренние и внешние. Ко внутреним следует отнести преж- де всего резкое увеличение диференсации общества в результате чего имущий класс населения стал сильно заинтересован в сильной антиде- мократической власти, то есть монархии

. Второй внутреней причи- ной является междуусобная борьба между этими городами , что при- вело к резкому ослаблению этих государств в плане военной силы что в свою очередь привело к одной из главнейших внешних причин паде- ния республиканского строя завоевание древнешумерских городов республик племенами симитов-амореев под предводительством знаме- нитого Саргона . После этого события говорить о республиканском строе в дрнвнешумерских городах-государствах не приходиться

, так как семиты-амореи принесли в это общество свою систему управле- ния . Однако делая вывод из всего вышесказаного , можно сделать вывод , что республиканский строй этих городов-республик погиб именно из-за внутрених , то есть субъективных причин , а объекпив- ное завоевание этих городов послужило уже следствием внутрених раздоров и междуусобиц . бАфинская демократическая республика Во II тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг

Балканско- го полуострава . Иоанийцам , как назывался союз четырх племн , досталась во время переселения малоплодородная область , омыва- емая морем Аттика . В VIII столетии до н. э. в Аттике вырос вокруг древней крепости город , которому предстояло сделаться величай- шим центром античной и мировой культуры . Его назвали в честь богини-покровительницы Афинами .

В период VIII-VI веков говорить о демократической республике в Всеобщаяс итория государства и права Черниловский Москва1996 стр 60 4 Афинах не приходится , но существуют некоторые признаки аристо- кратической республики . Что бы это доказать следуст расмотреть внутреннее строение органов управления Афин . Однако для уяснения ролной картины сначало следует обратить внимание на общественный строй

Афин того времяни , так как положение человека в системе управления напрямую зависело от его положения на социальной лест- нице . Приблизительно в VII веке до н. э. легендарным героем Тесеем была проведена важная социальная реформа .На смену старому родовому делению приходит новое по роду занятиям . Знатные образуют сос- ловие эвпотридов благородных , мелкие землевладельцы получаяю общее для них нозвание геоморов , ремесленники демилургов .

Ба- зилевса заменяет архонт , который сначало избирается пожизненно , а потом его начали избирать на десять лет . С 683 года до н. э. афеняне начали ежегодно избирать по девять архонтов . Замещение всех важных должностей стало привелегией эвпатридов . В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристокра- тическое собрание , никем не выбираемое и не перед кем не отчитыва- ющееся . Оно заседало на холме бога войны

Ареса , и поэтому его на- зывали ареопаг . Археопаг законодательствует , осуществляет высший суд , наблюдает за действиями должносных лиц . В противовес этим аристократическим органам в Афинах существо- воло Народное собрание которое играло большую роль как в сфере судопроизводства так и в сфере законотворчества , тоесть имело не- которую компетенцию судебной и законодательной властей . Тоесть подытоживая этот период жизни афинского общества можно с уверенностью сказать , что ему присуще

явные черты аристократи- ческой республики наличие активного и пасивного избирательного права только у небольшой группы населения эвпотридов , но при этом избираемого главу государства архонта , причм сначало еди- личного , а затем уже колегиального , что является одним из важней- ших признаком республики . Всеобщаяс итория государства и права Черниловский Москва1996 стр 61 5 Однако , такое положение вещей немогло долго просуществовать в таком обществе ,

как афинское , ибо начиная с VI века до н. э. в по- литическую жизнь афинского общества включался новый социальный элемент демос народ . Демос находился в постоянной вражде с призеравшей его аристо- кратией . Шаг за шагом вырывал он у не политическую власть . Ког- да это ему удалось , в Афинах установилась рабовладельческая демо- кратия , а значит , и государство в его начальной , ещ не завершн- ной форме . И поэтому в 594 году до н. э. всеобщее недовольство вылилось

в великую смуту . Демос собравшись вединую силу и стал требовать освободить должников , пропустивших срок уплаты , а землю переде- лить и совершенно изменить государственный строй . Оказавшись в столь сложной ситуации , борющиеся стороны реши- ли пойти на компрамис и сошлись на кандидатуре поэта и политичес- кого деятеля Солона . Он был избран архонтом и испытывая давления с двух сторон был вынужден избрать политику золотой середины . Он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные

долги , и провл важнейшую политическую реформу . Солон , желая оста- вить все высшие государственные должности в руках богатых , про- вл разделение населения на разряды по денежному цензу . В пер- вый розряд были внесены все те , кто имел годовой доход около 500 медимнови 1 медимн 52,5 л сыпучих тел , во вторую 300 ме- димнов , в третью 200 медимнов , а в четвртую вс остальное насе- ление . Хотя только граждане первых трх розрядов имели право за нимать государственные должности в

Афинах , а должность архонтов и членов Ареопагу могли занимать представители только первого роз- ряда , но по сравнению с предыдущим положением вещей это был большой шаг вперд , ибо круг избирателей расширился , а во вторых в то время не было понятия оплаты за занимаемую должность тоесть неемущий гражданин в любом случае не мог занять никакой должнос- ти , так как в противном случае он бы просто умер с голоду История гос-ва и права зарубежных стран О.О.Шевченко

Киев1995 стр 43 6 Высшим органом власти сделалось , по конституции Солона , афин- ское народное собрание . В противовес ему были созданы два новых органа совет четырхсот по сто человек от каждой филы и так на- зываемая гелиэя от греч. gelios-солнце она работала от восхода солнца до его захода суд присяжных заседателей . Вообще подводя итоги деятельности Солона можно выделить сле- дующие моменты . В народном собрании участвовали все разряды свободного населения

, но выборы в совет четырхсот были в руках родовой знати . Гелиэя с е широким кругом учасников учреждалась к большой выгоде демоса , но нетронутым оставался археопаг ор- ган полностью аристократированый . Однако не смотря на все его заслуги Солон не совсем закончил свои реформы . В часности он сохранил разделение афинского общества на четыре племени филы , и тем самым он до конца не уничтожил ос- татков родо-племенной организации .

Хотя с одной стороны реформы Солона считаются верхом мудрос- ти и политического провидения они показали недолговечность поли- тики компромисов . Поэтому после убийства Солона на 90 лет в Афи- нах устанавливается тирания . Только в 509 году до н. э. демократы объединившись вокруг своего вождя Клисфена окончательно ликвидировали старые племена .

Вза мен было введено териториальное деление на 10 фил , 30 тритиев , 100 демов . После этого на пути демократии оставался один археопаг так как по неписаной афинской конституции он мог отменять решения народного собрания и привлекать к ответственности должностных лиц . Первый шаг к этому сделал сам Клисфен введя новый государ- ственный орган колегию стратегов которые имели специальную компетенцию . А в 462 году до н. э. афинские демократы , руководи- мые

Эфиальтом , провели наконец закон о лишении археопага всех политических функций . К середине V века до н. э. уничтожаются солоновские разряды . За- мещение должностей стало доступным всем гражданам независимо от 7 их социального и имущественного положения . Оставалось только ввести оплату за службу , что и было сделано по предложению страте- га Перикла . После этого события можно уже говорить о классичес- кой афинской демократии .

И для представления полной картины дан- ного явления я думаю кратко описать государственный строй Афин того времяни V-IV века до н. э Вначале правда хочу отметить те условия которые необходимо было иметь чтобы обладать всей совокупностью политических прав 1 быть свободным 2 иметь гражданство иметь обоих родителей афинян 3 достигнуть совершеннолетия 20 лет 4 прослужить два года в армии Верховным органом Афин было народное собрание . Оно созыва лось четыре раза в месяц .

На него приходили только те кто был заин- тересован в повестке дня которая объявлялась заранее . Кворум не менее 6000 человек требовался только при решении особых вопро- сов . Основной задачей народного собрания было создание законода- тельства , однако ещ в его компетенцию входили вопросы продо- вольственного снабжения , обороны , заявления о государственных преступлениях , прозьбы часного характера и т. д. По закону каж- дый гражданин мог предложить проект нового закона

и свободно участвовать в обсуждении законопроекта , выдвинутого другими . Следующим по значению органом государственной власти была ге- лиэя суд присяжных . Гелиэя решала вопросы связаные с получени- ем гражданства , следила за законностью замещения должностей и при этом имела право отвода и утверждала международные договора . Однако главным занятием гелиэи было законотворчество в кото- ром она выступала как верхняя палата ,

а также судопроезводспво по политическим , религиозным и многим другим делам . В е состав входило 6000 человек все они избирались по 600 человек от каждой филы . Из их числа состовлялось 10 судебных колегий по 501 челове- ку каждая . 8 В компетенцию совета пятисот входили дела непосредственного уп- равления , внешние сношения , финансы . Совет делился на десять пританий каждая из которых управляла одной филой .

Однако совет пятисот не был единственным органом исполнительной власти в Афи- нах .Е делили с ним две колегии стратегов и архонтов . Стратеги избирались открытым голосованием на народном собра- нии .Компетенцией стратегов было не только вопросы армии и флота но и некоторые вопросы внутреней и внешней политики . Стратеги считались равными друг другу , но фактически руководство всегда поручалось одному

из них по выбору народного собрания . Три первых архонта ведали жалобами по семейным делам , надзором за иностранцами , религиозными вопросами и пр . Архонты-фесмофе- ты шесть человек осуществляли ту компетенцию которую сейчас можно было бы назвать прокурорским надзором . Они подавали заяв- ления о злоупотреблении должносных лиц и ставили вопрос об их смещении . Раз месяц в Афинах созывалось особое народное собрание которое считалось главным .

Основной формой его деятельности была про- верка деятельности властей . Данное собрание было одной из форм контроля снизу , и афинские источники указывали на то , что этот контроль был достаточно эфективным . Однако республиканский строй в Афинах просуществовал сравни- тельно недолго около 150 лет . Причины его падения можно условно разделить на внутренние или субъективные и внешние или объектив-

ные . Ко внутренним следует отнести прежде всего то что из-за чрез- мерной вседозволености из 35000 населения около 20000 занимались государственными и связаными сним делами , а во вторых в Афинах было огромное количество социальных льгот . Эти две причины при- вели к полнейшему оскуднению бюджета , что привело к серьзнейше- му кризису , оправиться от которых Афины уже не смогли . Из множества внешних хочу выделить основныедве первая это по- ражение

Афин в войне со Спартой Пелопоннесская война в резуль- 9 тате которого в Афинах на 80 лет устраняется всякая демократия , а вторая заключается в поражении Афин в 338 году до н. э. Македонии врезультате которого Афины попадают под полную зависимость от Македонии и ни о какой демократии говорить уже не приходиться . Подводя общий вывод по понятию Афинской демократической рес- публики можно говорить о том что одназначно

положительным явле- нием она не была . Во-первых потому что демократия была не для всех , а только для полноправных граждан , и спокойно уживалась с таким явлением как рабство . К тому же следует отметить то , что женщины в афинском обществе политических прав не имели . Так же явно видно , что для политически правоспособных был зделан силь- ный перегиб так как исходя из реалий той исторической эпохи видно , то что вредно было давать такой широкий круг прав и свобод

. Однако несмотря на вс выше перечисленое можно сделать вывод , что вс же это было прогресивное явление , так как именно в Афинах впервые был вотворн в жизнь принцип разделения властей причем с системой сдержек и противовесов , без чего современное государство немыслимо . Так же следует отметить , что афинское общество строи лось на основе ряда демократических принципов , которые во мно- гом определяют и признаки современной государственности вы- борность , срочность полномочий

, колегиальность , отсутствие иерархичности , возмездность за выполнение государственных функ-ций , подотчтность . Поэтому я считаю нужным изучение данного явления ввиду того , что оно подарило миру первый пример какой бы то нибыло демокра- тии , которая на сегоднешний день распостранилось практически на весь мир .Именно за это данную республику выделяют в отдельный вид , что и зделал я при свом иследовании . А теперь я думаю перей- ти к изичению явления , которое как и

Афины называлось республи- кой , но во многом резко отличалось от них Спартанская аристокра- тическая ркспублика Теория гос-ва и права Хропанюк В. Н. 1997 стр 108 . 10 в Спартанская аристократическая республика V-IV века до н. э. Спарта в отличие от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов , объединяла вокруг сябя в основном их аристок- ратическую часть .

Однако на это есть свои причины , корни которых уходят в далкое прошлое . В XII-XI веках до н. э. в Лаконику аторглись дорические племена . После ожесточнной борьбы с коренным населением ахейцами был заключн межплеменной союз , во главе которого стали два царя до- рийский и ахейский . После этого новый союз завоевал соседнюю Мессению , а е коренное население было обращено в рабов илотов .

В новых условиях этому обществу нужно было создать такую форму правления которая бы сдерживала социальный взрыв илотов было более чем в 5 раз больше спартанцев , к томуже многие пережитки первобытного строя ещ сохранились . В результате симбиоза паявил- ся сплав чего-то ещ невиданного , что впоследствие назовут стартан- ской аристократией . В этом и заключалась основная особенность этой республики . Следует также отметить , что вся земля была поде- лена на 10000 участков по числу граждан , однако

е обработкой за- нимались исключительно илоты . Древний закон гласил нет земли- нет гражданство . Ещ одной важной особенностью Спарты было то , что все граждане были социально равны, что сыграло немаловажную роль в формировании органов управления . После краткой характеристики общества Спарты я думаю перейти непосредственно к предмету моего изучения . Как я уже указывал вьше Спарта сохранила в себе многие пережит- ки перробытно-общинного строя .

От него здесь уцелели народное собрание , совет старейшин и два царя , вернее вождя так как этот ор- ган имел только ту компетенцию которая свойственна инстивуту вож- дизма . Первый из этих органов , но не самый главный народное собрание 11 хотя и сохранило демократическое устройство , но с течением време- ни утратил реальную власть и значение . Законодательной инициати- вой в нм обладали исключительно должносные лица .

Когда же соб- рание выходило из подчинения властей , оно распускалось , а его ре- шения признавались неемеющими силы . Процедура голосования в нм была самая что не наесть простая за какую небуть кандидатуру голосовали криком , а решение принимали простым розхождением в сторону . К тому же следует отметить , что любое решение народного собрания было заранее предрешено , так что собственно голосование смысла не имело . Совет старейшин , или как он тогда назывался герусия , состоял

из 28 членов-геронтов которые избирались в собрание . Они занимали места пожизнено и не были не перед кем ответственны за свои дей- ствия . Геронтом можно было зделаться только по достижении 60-летнего возраста . Герусия занималась восновном расмотрением и подготовкой законопроектов , а так же осуществляла суд по уголов- ным делам . Цари хотя и были членами герусии , как таковые должны были ей подчинятся и соблюдать

е решения . К их компетенции относилось ведение войны , некоторые судебные и религиозные дела . С течением времени в Спарте появилась и преобрела очень важное , а во многом и решающее значение на дела государства калегия так на- зываемых эфортов , состоящая из пяти человек , которые избирались народным собранием на один год . К их компетенции относилось со- зывание народного собрания , совета старейшин и предложение им вопросов для обсуждения . Так же они имели некоторые функции , которые сейчас назывались

бы прокурорским надзором , при этом отчитывались они только перед своими преемниками . Как и Афины Спарта просуществовала сравнительно недолго-150 лет и тоже пала из-за множества субъективных и объективных причин . К первым прежде всего следует отнести сосредоточение всего государ- ственного управления в руках нескольких фамилий , что очень пагуб- 12 но сказалось на самой Спарте , а ко вторым завоевание

Спарты во II веке до н. э. Римским государством . Подводя итоги изучения данной проблемы на первый взгляд созда- тся довольно мрачное явление . Однако на самом деле данная форма правления была просто необходима для того общества , и сдесь сле- дует выделить как минимум три причины 1 спартанцы жили в постоянно враждебном окружении илотов и вы- нуждены были строить сво общество на подобии армии , а в ней как известна главенствует меньшинство , и не существует никаких демок- ратических принципов 2 по той же причине спартонская

община старалась избежать соци- ального неравенство , а значит и раздоров 3 из-за земледельческого характера общины так и не появилось той социальной силы которая бы взяла на себя бремя борьбы за демокра- тию Я надеюсь , что я в полной мере изучил данное явление , а теперь я хочу перейти к явлению во многом похожем на Спарту Римская ари- стократическая республика . г Римская аристократическая республика 509-27 г до н. э.

Начальной точкой отсчта истории Рима считается VII VI века до н. э. когда он был основан . К середине VI века относится становление в Риме монархической формы правления , в это же время происходит раслоение общества на патрициев и плибеев . Политическую актив- ность имели только патриции , однако в отличие от Спарты царь rex имел достаточно широкие полномочия .

В V веке rex Сервий Тулий провл социальную реформу по которой вс население Рима было по- делено на пять разрядов по имущественному цензу . В результате это- го заниматьгосударственные должности могли представитили только первых двух разрядов , так как они занимали большенство центурий . всего центурий 193 , первый разряд-18 , второй-80 . Однако эта реформа не смогла урегулировать резкие социальные 13 противоречия и в результате этого форма

правления в Древнем Риме меняется с монархической на республиканскую . Произошло это в 509 году до н. э. Должность Rex формально не была ликвидирована , но у него была отнята всякая светская власть . Ему были оставлены только некоторые религиозные функции На это указывает назва- ние его должности rex sacrorum , rex sacrificus , rex sacrificulus . Главным органом власти римской республики был , по моему мне- нию , сенат .

Который развился из совета старейшин союза римских племн . По числу родов сенаторов было 300 человек . Назначали их особо уполномоченные лица цензоры . Всякий вопрос предложеный на решение центурии , предворительно обсуждался в сенате . По обы- чаю сенат должен был подчиняться решению народного собрания , однако если сенат находил , что это решение не соответствует инте- ресам Рима , а на самом деле сената , то последний имел право на-

ложить на него вето . Не имея законодательной власти сенат берт в свои руки право толкования законов , что во многих случаях равно- сильно законотворчеству . Так же по решению сената один из консу- лов назначал диктатора , которому принадлежала вся полнота влисти и полная безотчетность , но в целях ограничения его своеволия максимальный срок на который эту должность можно занимать был устанослен в шесть месяцев .

Однако эта экстроординарная магистра- тура применялась только в случае огромной опасности для государст- ва например востание Спартака . К компетенции сената также от носились многие дела по государственному управлению в часности распоряжение казной и всеми делами связаными с ней внешние сно- шнния военное дело в сфере назначения командующих и т. д. К тому же сенат ведал назначением на должность управителя провинции . Так же не обладая судебными функциями , сенат мог назначать судебные колегии и давать указания

на счт конкретных дел . В большей мере именно из-за состава и компетенции сената римскую республику на- зывают аристократической . Но не несмотря на это римская респуб- лика имела и многие демократические магистратуры . Главной из них - Государство и право Древнего мира П.Н.Галанза 1963 МГУ стр 43 - Всеобщая история гос-ва и права З.М.Черниловский 1996 стр83 14 было народное собрание .

Со временем , под воздействием плебей- ских масс , правительство вводит в 494 году до н. э. новую маги- стратуру плебейского трибуна , который имел право вето даже в отно- шение решения сената .В последствии плебеи постоянно ведут вой- ну с патрициями , и во многих случаях не безуспешно в 451 году до н. э. выходит закон Канулея по которому разрешались браки между плебеями и патрициями . В 366 году до н. э. закон Леция и Секстия установил то , что один из консулов об этой магистратуре

я разкажу ниже отныне обязательно должен был быть плебеем . В 326 году до н. э. законом Петелия была отменена долговая кабала . И в 287 году до н. э. закон Гортензия уровнял решения плебейских и патрицианских собраний . Так же в III веке до н. э. все пять разрядов получают оди наковое количество центурий по 70 каждый . К демократическим магистратурам можно так же отнести консулов .

К их компетенции относились некоторые военные дела , они же осу- ществляли высшую административную власть и имели право вето в отношении решения любой магистратуры кроме плебейского трибу- на . Следующей магистратурой была колегия преторов сначала два , а затем и более . Как и консулы они имели власть cum imperium . Одна- ко действовали больше в сфере судопроизводства . Обе эти магистра- туты были подотчтны народному собранию и в случае злоупотребле- ния несли суровое

наказание . Если брать вобщем то все римские магистратуры строились на пя- ти принципах выборность , срочность , колегиальность , безвозмез- ность и ответственность . Как сразу становится видно только прин- цип безвозмездности был явно антидемократичным . Поэтому обви- нение Рима в черезмирном аристократизме не совсем верны . Однако в I веке до н. э. наблюдается резкий кризис республиканско- го строя , который вылился в ряд

гражданских войн и востаний раб- ов . В этих войнах борьба идт между трма партиями оптиматами наследственной земельной аристократии , конниками торговцы , 15 вольноотпущеные и др. и полуларами представители интересов морского и сельского плебса мелких землевладельцев , ремеслени- ков . К тому же поисходит резкий упадок морали римского общест- ва . Если в первые годы республики иметь золото было антиморально то впоследствие все стали его накапливать

, и если раньше на первом месте стояли государственные интересы то теперь на передний план выходят личные блага . Однако , на мой взгляд , главной причиной падения римской республики были е размеры . Ввиду того , что в ре- зультате завоевательных войн Рим присоединил к себе огромные те- ритории с враждебно настроенным населением республиканская фор- ма уже не могла удовлетворить интересы римского государства .

И поэтому в результате различных событий магистратура диктатора ста- новится фактически незаменимой , что дало возможность убедиться в том , что единоличное правление более продуктивно для такого госу- дарства как Рим . Поэтому после смерти диктатора Цезаря его племян- ник Октавиан в 30 году до н. э. становится трибуном , в 28 году до н. э. онполучает звание princeps senatus первый сенатор , в 27 году до н. э. звание imperium высшая власть , а в 14 году до н. э. полу-чает статус

Августа другими словами божественного . Именно одну из этих четырх дат историки считают датой окончания республики . Однако следует сказать несколько слов о форме правления которая наступила после республики принципат . Долгое время внауке шл спор о том , что это такое монархия или республика . Ибо данная форма правления содержала всебе черты и первого ивторого . В ре- зультате появилась точка зрения , к которой присоединяюсь и я , что это была диархия , тоесь

форма правления сочетающая в себе как черты республики так и монархии . Доказывает это прежде всего то , что хотя власть принципса и была наследственной один из основных признаков монархии , но официального закрепления это не получило и de jure принципа выбирали что является признаком республики . Так же следует сделать акцент на то , что сохранились многие маги-стратуры республики , например сенат . Так что если посмотреть на 16 принципат с точки зрения современной юридической науки

, то по моему мнению данную форму правления можно охарактеризовать как суперпрезидентскую республику о которой я скажу ниже . Однако в 192 году н. э. принципат сменяется доминатом от лат. Dominus гос- подин . При этом все старые республиканские учреждения исчезают и все должности назначаются импиратором . Данную форму правле- ния можно охарактеризовать как неограниченную монархию . И нако- ней после раздела 395 года н. э. в 476 году

Римская империя прекрати- ла сво существование . Подводя общий итог прежде всего следует отметить тот огромный вклад который римское общество того времяни сделало для развития современной юридической науки . Например применительно к данной теме можно сказать , что именно в Риме появился сам термин респуб- лика , причм применялся он именно к определению римлянами фор- мы правления своего государства . Что же относительно самой рес- пубублики то она имеет свои отличительные черты 1

в отличие от Спарты в Риме была социальная группа которая пос- тоянно боролась за свои права плебеи 2во вторых к концу республики територия Рима значительно расши- рилась , что сыграло свою роль при смене формы правления 3в отличие от той же Спарты в Риме практически небыло влияния пережитков первобытнообщинного строя И в конце хочу отметить то , что в Риме как и выше расмотренных мною примерах падение республиканского строя произошла не от из- жития им самого себя , а от внешней причины расширения терито- рии , управление

которой при помощи республиканской формы прав- ления невозможно . А теперь расмотрев республики древнего мира я хочу расмотреть яв- ление не менее интересное для юридической науки республики сред- них веков . Особый акцент я думаю сделать на итальянских городах- республиках , на Новгородской и Псковской республиках , Речи Пос- политой и конечно же на Козацкой республике . 17 2. Республики средних веков агорода республики феодальные республики

Города республики или как их называют в некоторых источниках феодальные республики сложились исуществовали совместно с фео- дальными монархиями в средние века . Думаю будет уместным ска- зать несколько слов о истории их становления . В Западной Европе после падения Римской империи наблюдался упадок городов , одна- ко уже к VII веку н. э. далее ввиду перехода темы моей работы в на- шу эру все даты будут указываться без обозначения

е стал заметен их рост и развитие . При этом развивавшиеся в них торговые отноше- ния резко тормозились феодальным способом производства . Поэто- му уже к началу X века наблюдаем такой процесс , как борьба городов за автономию от своего хозяина . Эта борьба проходила в двух фор- мах первая это откуп , а вторая открытое востание . Венцом этой борьбы стало принятие в XII веке магдебурского права городов на вольности .

И в результате этого самые крупные и экономически раз- витые города получают это право . При этом некоторые из них не ос- тановились на достигнутом и пытались переростить сво самоуправ ление в суверенитет , и те из них кому это удалось и стали городами- республиками . Поэтому республиканская феодальная форма госу- дарственного правления является результатом перерастания город- ского самоуправления в суверенитет . При этом следует отметить , что города республики в основном

концентрировались в трх регио- нах Европы Италии , Германии и Северо-восточной Руси . Однако как оконченная форма они слижились только в Италии и в Сев вост Руси . Поэтому на Германии я особо заострять внимание не буду , от- мечу только некоторые из этих городов Любек , Гамбург , Кльн и др. Так же хочу отметить что в XII веке некоторые северогерманские города вместе с

Новгородом и Лондоном образовали мощный торго- вый союз Ганза , который тоже можно связать с темой моей рабо Теория гос-ва и права Хропанюк В.Н. 1997 стр. 110 18 ты . При расмотрение итальянского региона можно отметить , что са- мыми ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция и Генуя . В XIV-XV веках наибольшее значение среди них имела

Флоренция . Система управления в ней была достаточно проста городской совет состоявший из 73 граждан и колегия консулов 18 граждан , кото- рые избирались из числа городской аристократии . Номинально го- родской совет считался главнее , но на самом деле вся власть принад- лежала колегии консулов . Однако республиканская форма правления во Флоренции просуществовала недолго . В XV веке представитель аристократического рода

Медичи Козимо провозгласил себя Вели- ким герцогом Тосканским , а своей столицей сделал Флоренцию в ре- зультате чего во Флоренции установилась монархическая форма прав- ления . Как и Флоренция Генуя просуществовала недолго . Она пала в XVI веке и также как первая имела простую систему управления .

Однако здесь смена формы государственного правления случилась из-за внешней причины завоевоние е Савоей . На мой взгляд самой значимой из них была Венеция , ввиду е дол- го существования и обширности сферы влияния . Струтура государ- ственной власти здесь была более сложной чем с других городах-рес- публиках . Высшым органом власти и управления был Большой совет в состав которого могли войти любые граждане .

Однако его дейст- вия контролировали несколько аристократических колегий сеньрия, сенат , совет сорока и совет десяти . Все они формировались из 200- 300 самых знатных родов . Просуществовала Веницианскпя республика до 1798 года когда она была разделена между Францией и Австрией . Что же касается городов-республик северо-западной Руси , то здесь их было две Новгород и Псков . Однако я хочу подробно остановит- ся на первой ввиду

е большей значимости и важности . Важнейшим органом власти в Новгородской республике или как е называли са- 19 ми граждане Господин Великий Новгород было вече . Оно ведало вопросали внешней и внутренней политики . Ему противостояла ари- стократическая колегия боярский совет . Во главе Новгородской республики официальна стоял князь , однако его компетенция огра- ничивалась ведением

военных действий и руководство армией . При- мечательным в Новгородской республике было то , что помимо Нов- города в е состав входили огромные територии . Просуществовала она сравнительно долго с X по XV века . Однако в конце XV века вся територия Новгородской республики вошла в состав Московско го государства . Псковская республика просушествовала ещ несколь- ко десятелетий .

Подводя общий вывод по изучению такого ярления , как города-рес- публики хочу отметить , что на протяжении всего своего существова- ния они были вынуждены бороться за свою форму правления с сосед- ними государствами-монархиями . А так как последние были сильнее они и выигрывали эту войну . Поэтому можно отметить , что почти все города-республики потеряли свою форму правления ввиду внеш- них причин от них независивших . Теперь расмотрев государства , в форме правления которых никто не сомневается

я хочу перейти к изучению республики во многом противоречивой так как в ней нахо- дим много явно выраженых признаков монархии Речь Посполитая . бшляхетская республика Речь посполитая Само государство Речь посполитая образовались в результате слия- ния двух до этого независимых государств Польшы и Литвы . Воз- можно частично это и сыграло свою роль при выборе формы госу- дарственного правления . Однако главная причина республиканской формы правления в

Речи посполитой , на мой взгляд , было то , что в ней как не в одной феодальной державе того времяни был сильный класс магнатов и шляхты . В общем виде всю историю Речи Посполитой можно условно раз делить на два периода шляхетская демократия 2-я пол. XV - 2-я пол. XVI века и магнатская олигархия 2-я пол. XVI - конец XVIII века История гос-ва и права Польши

Ю. Бардах Варшава 1977 стр 273. 20 Более приближнной к современному пониманию смысла республики был первый период так как к управлению государством были допуще- ны более широкие слои населения . Поэтому этот период я хочу раз- смотреть более подробно . Главой Речи Посполитой считался король . Однако его компетенция была очень ограниченной . Это и подчркивали выборность монарха . Действительной властью в стране обладал общепольский сейм или

как он назывался валовый сейм . Он состоял из двух палат нижней посольская изба и верхней сенат . Посольская изба состояла из депутатов , избраных шляхетскими сеймиками . Депутаты эти снабжа- лись инструкциями от которых они не могли отступать т. н. импера- тивными мандатами . Верхняя палата сенат состоял из представителей аристократии ,вер- хушки чиновничества и церковных иерархов . Сначалом второго периода многие полномочия посольской избы пе- ретягивает на себя сенат.

К этому же времяни вс более заметным ста- новилась экономическая отсталость Польши , что и стало в последст- вие одной из основных причин падения Речи Посполитой . Эта отста- лость резко отразилась насостоянии армии , боеспособность которой сильно упала . Это и послужило причиной многих крупных пораже- ний польской армии , которые закончились отпадением от Речи Пос- политой огромных територий Например поражение в войне с

Росси- ей , закончившееся отходом от Польши Левобережней Украины . После знаменитой полтавской битвы Речь Посполитая окончательно утрачивает сво политическое значение и в последствие стат игруш- кой в рука своих соседейРоссийская импетия , Пруссия и Австрия. Это и послужило поводом для первого раздела Речи Посполитой в 1772 году этими трмя государствами .

Только после этого польское реакционное дворянство одумалось и попыталось исправить положение путм демократических реформ . Это выразилось в принятии , так называемым , четырхлетним сей- мом новой конституции Польши в 1791 году . Однако время было 21 упущено и теперь ничего не могло спасти Речь Посполитую . В 1793 году происходит второй раздел Польши и даже героическое востание демократично настроиных поляков в 1794 году под предводитель- ством

Тадеуша Костюшко не может противодействовать третьему разделу Польши , который произошл в 1795 году . После этого собы- тия не только о республике , но и о самой Польше , как независимом государстве , говорить не приходится . Подводя итоги изученного явления хочу отметить , что в отличие от городов-республик Речь Посполитая исчезла с мировой арены не в результате внешних , а внутренних субъективных причин ,

следст- вием которых уже были внешние объективные . вкозацкая республика Войско Запорожское Прежде чем приступить к изучению данного явления думаю нужно сказать о его значимости и о том почему я выделил его в отдельный вид республик . Что касается значимости то для украинскрго народа и его государственности она была огромна , так как это вторая после Галицко-Волынского княжества попытка украинцев создать свою государственность .

И второй важный момент на который я хочу сде- лать особый акцент это то , что это была единственная демократичес- кая республика в период средних веков . Поэтому я считаю , что этот вид формы государственного правления следует расмотреть в моей работе . Родиной козачества считается Черкащина район Канева . Ос- новным его источником является уходничество определнных соци- альных групп людей в

Дикое Поле . В XV веке это движение консо- лидируется и в середине XVI века возникает его столица Запорожс- кая Сечь . В результате постоянной опасности грозившей со стороны Крымского ханства Сечь и е управление строились по принципу во- енного лагеря . Что тоже немаловажно , так как одной из причиной аристократизма

Спартанской республики я назылал именно этот фак тор , а козачество в таких же условиях смогло пойти по пути демокра- тии . -Лекция по истории гос-ва и права Украины доцента Долматовой Н. И. от 2402.99 22 Высшым законодательным органом Войска Запорожского была большая войсковая рада на которой могли присудствовать все коза- ки и которая собиралась дважды в год в случаях необходимости и больше .

Исполнительную власть осуществляли судьи , писари , хо- рунжевы , бунчунские обозные и есаулы . Судебной власти как тако- вой не существовало в военное время е осуществлял командир под- разделения в котором произошли правонарушение . А им считалось всякое деяние противоречащее обычаям Войска Запорожского . Высшая военная власть принадлежала избираемому гетьману , кото- рому в годы Национально-освободительной революции 1648-54 будет принадлежать и высшая исполнительная , законодательная

и су- дебная власть . Предпосылками к падению республиканского строя Войска Запо- рожского можно считать Переяславский договор ввиду того , что это государство отходило под протекторат монархии , а значит ника- кого будующего у него не могло быть . Однако окончательное его па- дение можно нажывать две даты 1708 год-назначение Петром I геть- маном И. Скоропадского или 1775год ликвидация

Запорожской Се- чи . Так же следует сказать об ещ одной попытке возраждения пол- ноправной козацкой республики конституции Филипа Орлика , ко- торую по праву считают первой конституцией в мире . Даже по мер- кам современности она была очень демократичной , не говоря уже о том времени когда 99 всех стран имели монархическую форму правления причм преймущественно в виде абсолютизма . По консти- туции закреплялось разделение властей с системой сдержек и проти- воречий .

Однако в отличие от самого государственного строя Вой- ска Запорожского гетьман становился главой исполнительной власти . Единственными антидемократическими принципами этой конститу- ции были объявление государственной религией православную и зак- реплнный в ней антисиметизм . Однако с другой стораны исходя из реалий того времяни это было типичным и считалось необходимым для любого государства .

Очень жаль , что не смотря на все е досто- инства эта конституция так и не была реально введена вдействие из-за 23 множества исторических причин . Теперь , расмотрев республики средневековья , я думаю перейти к изучению республик каторые сложились в новое и новнйшее время , а так как эти виды существуют и по сей день их с уверенностью мож-но назвать современными видами республик . 3. Современные республики В начале своей работы по данной теме хочу отметить , что такой пип республик

как современные можно считать появившимся с мо- мента нидерландской буржуазной революции . В результате кото- рой на карте Европы появилась голандская республика . По своему виду она более всего похожа на парламентарную . Поэтому именно с этого вида я начню свою работу над данным разделом . Ещ хочу отметить то, что в виду того , что новые виды республик распостра- нились на многие государства

я не буду привязывать каждый вид к определнной стране , как я это делал раньше . апарламентарные республики Как я уже отмечал выше парламентарные республики появились ра- нее других современных видов республик . Примером этому может служить Голандская республика , Английская в первый е период , Французская в период конвента 1791-93 и др . В основу системы высших органов государственной власти парла- ментарной республики формально положен

принцип верховенства парламента , перед которым правительство несет коллективную от- ветственность за свою политическую деятельность . В парламентар- ной республике , в отличие от президентской , правительство остает- ся у власти до тех пор , пока оно располагает поддержкой парламент- ского большинства в двухпалатных парламентах - большинства ниж- ней палаты . Утратив ее , оно либо уходит в отставку , что означает правительственный кризис , либо распускает парламент и назначает 24 внеочередные парламентские выборы .

В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа де- путатов , принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции. Формальным признаком парламентарной республики Италия ,ФРГ, Португалия , Греция , Ирландия , Исландия , Индия , Австрия и т.д является наличие должности премьер-министра канслера и т.д , являющегося одновременно

главой правительства и лидером правя- щей партии или партийной коалиции . Президент парламентарной республики осуществляет чисто номинальные функции . Его полити- ческие дейсвия могут быть реализованы только с согласия правитель- ства , исходящие от него нормативные акты приобретают юридичес- кую силу , как правило , только после одобрения правительством или парламентом , которые и несут за них политическую ответствен- ность .

Это подкрепляется тем , что обычно президент в парла- ментских республиках всенародно не избирается одно из немногих искючений-Болгария , чтобы он , пользуясь поддержкой народа , не мог себя противопоставить порламенту . Президент , как прави- ло , не имеет права на проведение референдума , на введение чрезвы- чайного положения , на увольнение главы правительства , обычно не имеет права налагать вето на законы , принимаемые парламентом . Формально президент может быть верховным главнокомандующим , но на самом

деле обычно эти полномочия осуществляет министр обо- роны , подчиннный главе правительства . Парламент в парламентских республиках подвержен жестокому контролю со стороны правительства . Тоесть мы можем наблюдать перегиб в системе сдержок и противоречий . Что в свою очередь мо- жет привесть к серьзному правитьльственному кризису . Поэтому парламентская республика является ненаджной формой правления .

Я думаю именно в этом кроется причина небольшой распостранн- ности этого вида республики . Но при этом парламентарная форма правления представляет собой такую структуру высших органов госу Юридический энциклопедический словарь Москва 1984 стр 319 - Теория гос-ва и права Москва Новый юрист 1998 стр137 - Теория гос-ва и права Лазарев В. В. 1997 стр 99 25 дарственной власти , которая реально обеспечивает

демократизм об- щественной жизни , свободу личности , создат справедливые усло- вия человеческого бытия , основаного на началах правовой законнос- ти . После рассмотрения такого противоречивого явления , как парла- ментская республика , думаю будет уместно раскрыть понятие во многом противоположном парламентской республики презизидент- ская республика . бпрезидентская республика Первой президентской республикой по праву считаются

США , ко- торые начали свою историю с конца XVIII века . Выбор именно этой формы правления был не случайным с начала своего существования США были конфедерацией и президент стал противовесом для парла- мента конфедерации . Главной отличительной особенностью президентской республики является соединение в руках президента полномочий главы государ- ства и главы правительства

Например США , Аргентина , Бразилия , Мексика и т.д . Жесткое разграничение компетенции между высшими органами государственной власти и организационное их обособление обусловило и другие специфическиечерты президентских республик внепарламентский метод избрания президента посредством прямых или косвенных выборов и внепарламентский способ формирования правительства , отсутствие института парламентской ответственности правительства и отсутствие у президента права досрочного

роспуска парламента . В президентской республике при режиме демократии правительство более стабильно , а парламент более независим от ис- полнительной власти , чем в странах с парламентарными формами правления . В президентской республике члены правительства не могут быть депутатами институт несовместимости депутатского мандата и мистерского портфеля . Однако кроме простой президентской республики существует мно Юридический энциклопедический словарь Москва 1984 стр.

319 27 жество форм этого явления . Я остановлюсь на двух из них монокра- тические республики суперпризидентские и презедентско-милитар- ная республика . Первая сложилась восновном в странах Африки . Главной отличительной чертой такой республики является то , что на самом деле она практически является абсолютной монархией . А вторая образовалась в основном в странах Южной Америки где она устанавливалась после государственных переворотов .

Такие рес- публики опираются на армию , образующую единую систему органов управления . В общем виде можно сделать вывод о том,что президентская респуб- лика хотя и считается самой наджной формой правления однако таит в себе одну опасность в случае болезни президента весь государст- венный апарат стопориться и в стране может начатся серьзный пра- вительственный кризис . Что бы этого не случилось президент дол- жен подобрать себе наджную команду .

Однако после расмотрения этих двух видов хочу отметить , что фак- тически в чистом виде как президентские так и прламентские рес- публики встречаются крайне редко . Чаще мы можем встретить сме- шаную форму республики . всмешаная республика Так как определение общих признаков смешаных республик пред- ставляет собой большую проблему скажу только , что это такой вид республики который сочетает в себе , как черты президентской так и парламентской

республики . Однако и здесь сушествуют свои виды . Республики в которых наблюдается преобладание черт президентской республики называют презеденско-парламентские, а те в которых пре- обладают черты парламентской республики называются парламентс- ко-президентские . На мой взгляд смешаная форма республиканского правления является оптимальной формой правления так как она впита- ла в себя все лучшие черты президентской и парламентской респуб- лик .

Поэтому я считаю , что очень хорошо то , что народ Украины 28 посредством выбраных им органов выбрал именно эту форму правле- ния . Теперь расмотрев республики которые как по своей сути так и с внешней стороны были носителями демократии я хочу перейти к рас- мотрению явления протеворечещего всем законом теории , когда она и практика не только не совпадают , а движутся в разные стороны-со- циалистическая республика . гсоциалистические

республики Социалистическая республика особая форма государственного правления , которая возникла в ряде стран в результате социалисти- ческой революции и , по теории основоположников марксизма-лени- низмма , обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией . Советская юридическая наука выделяла следующие основные черты социалистической республики 1ведущая роль принадлежит представительным органам , которые составляют основу аппарата государственной власти 2в

социалистических республиках высшие и местные органы объе диняются в единую представительскую систему , систуму оснаваную на принципе демократического централизма 3в условиях социалистического государственного правления законо- дательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений 4социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчотность и подконтрольность исполнительно-распорядитель- ных органов органам законодательной власти . И др .

Различают три разновидности социалистической формы государ- ственного правления а Парижская коммуна бСоветская республика внародно-демократическая народная Парижская коммуна была исторически первым типом социалистичес- кой республики . И за сво короткое существование сумела многое 29 создать в социальной сфере был введн принцип всеобщего и равно- го избпрательного права и много других действительно демократи- ческих принципов .

Однако в виду того , что она сумела распостра- ниться только на один город Париж и то , что ей пришлось сра- жаться с превосходящими силами она вынуждена была сойти с исто- рической арены . Кроме того она дала практическое подтверждение теории Маркса и Энгельса о возможности построения социалистичес- кого государства . Следующим историческим типом социалистической республики бы- ла республика советов .

Этот тип возникает в конце I мировой войны в России , Венгрии , Словакии и части Германии . Однако окончатель- но утверждается только на територии России в виде СССР . Именно в этом государстве особенно заметно такое явление как закрепление норм которые на пракпике не имели место . Так все советские консти- туции были одними из самых демократических в мире , а на самом де- ле в стране творилось беззаконие , ярким примером которого явля- лись сталинские

репресии . Народно-демократические республики как форма государственного правления возникают после II мировой войны . По структуре и харак- теру власти они мало чем отличались от советской формы правления , за исключением некоторых особенностей . Например в этой форме правлеия терпимие относились к часной собственности . Ввиду того , что данная форма правления себя не оправдала почти все социалистические государства изменили свои формы правления . Однако некоторые социалистические республики пошли по пути

ре- формирования социалистической системы и некоторые из них доби- лись в этом значительных успехов Например КНР , Вьетнам . Это доказывает , что как проблема теории гос-ва и права социалистичес- кая республика достаточно интересна для расмотрения , т. к. в теори- ти ческом понимании социалистической республики это одна из са- мых демократичных форм государственного правления . 30 Заключение Подводя итог всей моей работы следует отметить некоторые выводы к которым я пришл врезультате

иследования . Во-первых это то , что на мой взгляд республика является самой природной формой правле- ния , так как е прародителями условно можно назвать первобытно-общинный строй и естественные права человека . Во-вторых то ,что республика является самой древней формой правления дошедшей до нас . Это я считаю также немаловажным в продолжающейся конку- рентной борьбе между республикой и монархией в которой на мой взгляд с уверенностью побеждает республика .

В-третих следует отметить то , что именно в странах с республикан- ской формрй правления намного быстрее развивались искуство , культура , образование и др . Великолепными примерами здесь могут послужить Афины , Рим , Флоренция , Генуя , Вениция , Голандия и многие другие . Однако как можно заметить по моей работе преобладание республи- канской формы правления началось по

сравнению с историей е су-ществования сравнительно недавно . Но как я уже много раз указы- вал в своей работе преобладание других форм правления в античность и средневековье на 90 процентов было вызвано внешними факторами. При этом тот факт , что республика начала бурно развиваться имен- но в новое время является лучшим доказательством того , что она является венцом юридической науки о государстве .

Однако здесь многие делают ошибку которую я постарался избежать . Суть е зак- лючается в том , что считается , что республиканская форма правле- ния является носителем демократии и ,что она является неотменным признаком республики . Монархия может быть демократичной , а республика тоталитарной, диктаторской Германия времн Гитле- ра . Однако большинству республик вс же присуще демократи- ческое устройства .

Что же касается прогнозировании такой формы государственного - Теория государства и права Сурилов А. В. Одесса 1998 стр 62 31 правления как республика то на мой взгляд здесь наблюдается явно выраженый прогресс . Доказательством в этом случае может служить подробное рассмотрение республики в е историческом развитии . При этом становиться ясно , что со временем это явления разивалось, дополняло свою сущность и под воздействием исторических потрясе- ний проявило себя как довольно гибкое

и приспосабливающееся практически к любой исторической ситуачии . Так что в дальнейшем при каких либо неблагоприятных условиях республиканская форма правления сможет выстоять , а затем и возрадиться с новой силой . Однако , что касается е борьбы с монархией , то даже при не благоприятных условиях для е развития республика займт не только главенствующее , но и единоличное место . Поэтому если мои прогно- зы оправдаются республика заменет собой понятие формы правления , а

о последней будут говорить лишь при изучении истории юриди- ческих наук . 32 Список использованой литературы 1.Бардах Ю. История гос-ва и права польши Варшана 1977 2.Галанза П. Н. Государство и право Древнего мира МГУ 1963 3.Копейчиков В. В. Загальна теорiя держави i права Киев 1998 4.Курицин В. М. Теория гос-ва и права Москва 1986 5.Лазарев

В. В. Теория гос-ва и права Москва 1997 6.Новый юристизд-во Теория гос-ва и права Москва 1997 7.Рабнович П. М. Основи загально теор держ. та права Кив1994 8.Сурлов О. В. Теоря держави права Одеса 1998 9.Сухарв А. Я. Юридический энциклопед. словарь Москва 1984 10.Хропанюк

В. Н. Теория гос-ва и права 1997 11.Черниловский З. М. Всеобщая ист. гос-ва и права Москва 1996 12.Шевченко О. О. ст. держ. права зарубжних кран Кив 1995 33



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Jesus Essay Research Paper JesusJesus is the
Реферат Бактериологическое (биологическое) оружие
Реферат Информатизация аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь
Реферат Развитие земельного законодательства в 1917-1990 гг
Реферат Товароведная характеристика рулетов и шашлыка
Реферат Судебная реформа 1864-го года
Реферат Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Реферат Dr Grace Murrary Hopper Essay Research Paper
Реферат Інтерактивні технології в освіті
Реферат Альтернативная программа форсированной приватизации государственных предприятий 500 дней Шаталина
Реферат Сущность и содержание политической культуры
Реферат Value Of Literary Studies Essay Research Paper
Реферат "Шестидесятники" в Украине
Реферат Упражнения по теме «Деление понятий и классификация»
Реферат О категории репрезентации русского глагола