Реферат по предмету "Политология"


Проблемы становления социального государства в России

Содержание Стр. Введение 1. Проблемы становления социального государства в Российской Федерации 4 Заключение 18 Список литературы 19 Введение Социальное государство возникает на основе целенаправленной политики властей той или иной страны. Этот процесс идет успешно в условиях глубоких социал-демократических традиций, развитых социальных и профсоюзных движений наемных работников, которые снизу стимулируют социализацию государственной власти

и «социальную мутацию» капитализма, начинающего перерастать в посткапитализм в последние десятилетия XX века. Цель данной работы раскрыть основные проблемы становления социального государства в Российской Федерации. В связи с поставленной целью, следует выявить следующие задачи для указанной работы: • Установить признаки социального государства; • Показать историю становления социального государства в России (Советский Союз, Российская Федерация); •

Выявить основные проблемы становления социального государства в России. 1. Проблемы становления социального государства в Российской Федерации Социальная проблематика принадлежала к разряду актуальных еще в советском обществе. Однако по известным причинам в этот период обсуждение социальных вопросов в политико-социологической литературе не включало в себя современный анализ проблем становления в стране социального государства.

В конце 80-х годов начались глубокие трансформации в советском социалистическом обществе, приведшие во второй половине 1991 года к открытию современной модернизации России. С этого времени проблематика социального государства начала постепенно входить в научный и политический оборот. Ценности социального государства нашли отражение в программных документах ряда политических партий и общественно-политических организаций. Наконец, положение о социальном государстве получило

закрепление в статье 7 новой Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. «Российская Федерация записано в Основном Законе страны социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность идее и ценностям социального

государства в России в условиях современной модернизации страны. Научные исследования в области теории социального государства в России пока находятся в начальной стадии. В отечественной социологической и политологической литературе феномен социального государства пока остается малоизученным. Вместе с тем для зарубежной политической социологии данная тема не нова.

В научный оборот понятие «социальное государство» ввел в 1850 году Лоренц фон Штайнз. В дальнейшем весомый вклад в разработку теории социального государства внесли такие западноевропейские ученые, как Х.Байер, Б.Венер, Г.Геллер, Т.Маршалл, Ф.Нойманн, Ф.Пильц, Г.Риттер, М.Спикер, Т.Тилтон, Р.Титмус, А.Фукс, Р.Хайнце, Е.Хубер,

Т.Тилтон и другие. Параллельно с развитием теории социального государства в зарубежной литературе получили распространение научные исследования проблем социально ориентированной экономики и социального рыночного хозяйства. Последний осуществлялись в контексте формирования в странах Запада национальных моделей социального государства. Государство как основной институт политической системы общества, выступает носителем императивной власти.

Последняя как компонент содержания государственной системы обусловливает ее признаки, особые полномочия и функции, которыми не обладает ни одна другая политическая организация. Государство представляет все общество в целом, выступает стержневым консолидирующим элементом политической системы, выражает «политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости». Признаками государства являются территория, население, публичная власть, суверенитет, легальное применение

административно-политического принуждения, налоговая и нормативно-правовая система. Среди многих внутренних и внешних функций государства в политологической литературе выделяют международную, оборонительную, экономическую, экологическую, правовую, административную, культурно-воспитательную и социальную. При этом увеличение удельного веса институтов (учреждений и органов власти, правовых норм и др.), связанных с осуществлением социальной функции, рост их управленческой эффективности при усилении

приоритета социальной проблематики в обществе представляют собой процесс постепенной социализации государства с перспективой его трансформации в полнокровное социальное государство. Как показывает зарубежный опыт, стартовым пунктом последнего выступает конституционное закрепление ценностей социального государства. Раньше других стран это произошло в Германии в 1949 году. В дальнейшем к этому решению пришли и многие другие страны

Запада: Франция - в 1958 году, Швейцария - в 1972 году, Греция - в 1973году, Швеция - в 1975 году, Испания - в 1978 году. В 90-е данный процесс затронул и восточноевропейские постсоциалистаческие страны, включая Россию . Вместе с тем мировая практика позволяет увидеть, что социальное государство прежде всего успешно формировалось и эффективно действовало во всех основных формах правления: в монархиях (конституционных)

и республиках (парламентских, президентских и парламентско-президентских). Например, в Шведском Королевстве, президентской республике США и в парламентско-президентской Франции. Также продуктивно функционирует социальное государство во всех основных формах территориально-административного устройства: унитарной, федеративной (конфедеративной). При этом характер федерации - территориальная, национальная, национально-территориальная - не имеет

существенного значения. Поэтому социальное государство достигло расцвета как в унитарном Датском Королевстве, так и в Федеративной Германии. Вместе с тем существует исторически сложившаяся связь между политическим режимом и социальным государством. Последнее не могло возникнуть в условиях авторитарного и тоталитарного режимов, которые исключают признание демократических свобод, приоритетного характера социальных прав и интересов индивидов, подчинение производственного

процесса и экономики социальным целям, становление развитой системы социального права и формирование многочисленных социальных институтов и служб. Лишь в условиях демократического режима власти на основе правовой государственной системы способно возникнуть настоящее социальное государство. Появление последнего стало логическим итогом сложной эволюции теории и практики социального государства. Социальное государство возникает на основе целенаправленной политики властей той или иной страны.

Этот процесс идет успешно в условиях глубоких социал-демократических традиций, развитых социальных и профсоюзных движений наемных работников, которые снизу стимулируют социализацию государственной власти и «социальную мутацию» капитализма, начинающего перерастать в посткапитализм в последние десятилетия XX века. В связи с этим формационной предпосылкой социального государства можно считать становление постиндустриального общества посткапиталистического типа в единстве таких его подсистем, как социальная

рыночная экономика, гражданское общество, правовой демократический режим и др. Данными предпосылками создаются условия для снятия отчуждения личности от власти и «обуздания» политических институтов гражданским обществом на основе развития договорного характера государства и его превращения в социально ответственный институт власти. Такое государство начинает осуществлять активную и адресную социальную политику в интересах всех категорий граждан на основе открытости и демократизма власти, социальной

справедливости и гражданского мира, социального партнерства, согласия и солидаризма. В силу различий культурного и политического поля разных стран, своеобразия менталитета, исторических особенностей и других причин в разных странах по разному решался вопрос о соотношении ценностей социальной справедливости и свободы. В странах с традициями либерализма сложилась либеральная модель государства благосостояния. В государствах с глубокими традициями социал-демократии сформировалась социал-демократическая

модель. В условиях ценностей свободы и социальной справедливости возникла консервативная модель . Различия между ними не меняют природы социального государства в целом. Оно при всех различиях национальных моделей неизменно гарантирует гражданам достойный уровень жизни, надежные социальную защиту и социальное обеспечение, минимизацию социальных рисков, наконец, условия для самореализации творческого потенциала личности.

Социальное государство становится равноправным и солидарным со своими гражданами партнером, равноответственным за социальное развитие отдельных граждан и всего общества в целом. Вероятно, не случайно поэтому в 1989 году государствами-членами Евросоюза была принята «социальная Хартия» и появился проект «Социальной Европы». Социальное характеризует качественно определенный вид общественных отношений, связанных с воспроизводством,

поддержанием и развитием сущностных сил человека как субъекта и объекта труда, познания и общественной жизнедеятельности К социальной сфере прежде всего относятся объекты социальных отношений - многообразные объективные условия и факторы, непосредственно связанные с воспроизводством и развитием сущностных сил человека. Второй разновидностью элементов содержания социальной сферы являются субъекты (носители) социальных отношений - общественные классы, группы и слои, включая маргинальные категории.

Принципы управляющей системы социального государства, выражающие основополагающие правила управленческой деятельности органов власти и политических организаций, подразделяются на общие и специфические. К первым, действующим во всех видах управления, относятся принципы объективности, конкретности, оптимальности, основного звена, эффективности и др. К специфическим принципам управления социального государства относят принципы социальной справедливости, солидаризма, социального партнерства и социального мира (согласия),

социальной меры и в известное мере принцип социального равенства. Последний имеет силу в смысле обеспечения равенства социальных условий, социальной защищенности и гарантий социальных прав, исключающим простую уравнительность . Следующим процессуальным компонентом управляющей системы социального государства являются методы. Общие методы используются во всех видах управления, специфические социальные методы применяются преимущественно

в регулировании социальных отношений. К первым относят административные, экономические и моральные К специфическим методам социального управления и политики прежде всего относится программно-целевой метод, выражающийся в комплексных целевых программах социального развития. В советский период наибольшую известность приобрела «Продовольственная программа СССР», принятая в мае 1982 года. В настоящее время в

России из государственного бюджета финансируется более 50 социальных программ. Еще большее число аналогичных программ реализуется на региональном и местном уровне. Помимо целевых программ социального развития используются и другие специфические методы управления социального государства. Среди них можно назвать метод адресной социальной помощи конкретным группам населения, метод превентивного предупреждения социальных рисков или антисоциальных рецидивов, а также

так называемый ваучерный метод расходования социальных средств и др. Первая мировая война, последовавшие за ней две революции (февральская и октябрьская 1917 года) создали трудности на пути вызревания формационных предпосылок становления основ и компонентов социального государства. В условиях функционирования планово-социалистического народного хозяйства и авторитарного режима власти была возможна лишь социальная политика. основанная на остаточном принципе финансирования, но не было

условий для становления современного социального государства. И хотя при этом за годы советского социализма был осуществлен заметный прогресс в уровне жизни, здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, сложились многочисленные институционально-процессуальные компоненты системы целостной социальной политики, но необходимых предпосылок для становления современного социального государства не появилось. На этапе перестройки обострился и углубился системный кризис советского социализма,

начался прогрессирующий распад целостности социума, подготовивший в конце 1991 года открытие нового переходного периода. Его содержанием стали постсоциалистическая модернизация страны, подготовка предпосылок для становления в исторической перспективе российской модели смешанного полиформического общества постиндустриального типа (посткапитализма). Современная стратегия модернизации России направлена на формирование информационно-технологического способа производства с социально ориентированной

экономикой, современного гражданского общества, многочисленного среднего класса, демократической политической системы и правового государства. Знакомство с реальными процессами общественных преобразований в стране позволило обосновать тезис о тенденции движения к российской модели смешанного полиформического общества. Особенностью данного процесса является наличие унаследованной от советского социализма высокоразвитой индустриальной системы с элементами постиндустриализма для становления такого общества в экономике

России и социальной сфере, а также опыт и традиции прежней социальной политики. Заметную роль играет здесь также современная программа модернизации, включающая среди других мероприятий осуществление «Программы социальных реформ в Российской Федерации». Ключевую роль в этом процессе призваны сыграть становление социально ориентированной экономики и правового государства . Социальная рыночная экономика дает обильную пищу для удовлетворения социальных

потребностей населения, который затем перераспределяется на основе «щедрого социального законодательства» посредством активной и адресной социальной политики. При этом рыночный характер экономики гарантирует рентабельность субъектов хозяйствования и как следствие обширную базу налогообложения, средства от которого также используются для реализации многочисленных социальных программ и проектов. Таким образом, без социальной рыночной экономики, пизводящей социально

наполненный валовый внутренний продукт и создающей обширную налогооблагаемую базу, социальное государство остается декларацией о намерениях. В свою очередь, массовое потребление и удовлетворение многообразных потребностей граждан и общественных групп активно стимулирует хозяйственный рост, обеспечивает экономическую динамику и политическую стабильность. В известной мере такой ориентации отчасти отвечает бюджет 2003 г где предусмотрено не только увеличение финансирования социальной политики, но и рост статьи расходов

на «бюджет развития». Сегодня появилась надежда на улучшение ситуации: 20 марта 2002 года были приняты девять приоритетных направлений научно-технического развития, открывающих стране перспективу вхождения в глобальную экономику на основе научных и технических достижений и переориентации ее экономики с сырьевой на научно-технологическую. Тем не менее пока еще трудно сказать, насколько серьезен этот замысел и как долго он будет конкурировать

с сырьевой ориентацией страны. Если социальное рыночное хозяйство создает экономические условия для прогресса социальной государственности, то правовое государство обеспечивает ему политические предпосылки. Оно актуализирует социальные права, способствует' формированию системы социального права, в которой данные права приобретают статус неотъемлемых и гарантированных Конституцией и другими юридическими нормами. В России сделаны определенные шаги к собственному правовому

государству. Это становление элементов разделения основных ветвей государственной власти в условиях современной переходной демократии, прогресс легитимности основных институтов государственной власти, формирующихся на основе свободных выборов, становление системной оппозиции, институционализация политических компромиссов официальной власти с оппозицией, появление нормативных актов, гарантирующих политические и социально-экономические права граждан и др. Большинство перечисленных особенностей пока представлены

лишь в тенденции. На основе вышеизложенного формулируется вывод о том, что ныне Россия переживает начальный этап формирования социально ориентированной экономики, гражданского общества и правового государства, который накладывает отпечаток на процесс становления институциональных, процессуальных и иных элементов социального государства в стране. В России становление современного социального государства началось после принятия новой

Конституции страны 12 декабря 1993 года. Оно с самого начала приобрело многовекторный характер. После легитимации ценностей социального государства в Основном Законе страны началось постепенное формирование компонентов его содержания в единстве с обеспечением постепенной социальной ориентации хозяйственного прогресса, развитием политической демократии, становлением элементов правовой государственности, гражданского общества и другими преобразованиями.

Особенности названного процесса состоят в том, что он протекает в кризисно-реформируемом социуме, в условиях переходного периода при отсутствии превентивного опыта формирования нового общественного строя и современного социального государства, без гарантированной программы осуществления данного масштабного проекта. Все это отразилось прежде всего на становлении управляющей системы социального государства. Но, несмотря на все трудности, здесь за прошедшие годы наметились некоторые сдвиги.

Следует отметить политическую динамику формирования нормативно-правовых компонентов управляющей системы. Ее основу составляют «социальные» статьи Конституции страны (17, 25, 37, 40, 43), ратифицированные парламентом Пакты об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, Гражданский и Семейный кодексы, новый Трудовой кодекс и многие другие документы. Также известную динамику приобрел процесс формирования процессуальных компонентов управленческого цикла

социальной политики. С выходом в свет «Программы социальных реформ в Российской Федерации 1996 - 2000 годов», социальная политика государства получила первый целевой документ, другие необходимые процессуальные элементы. Все эти меры позволяют обеспечить перелом в самом характере социальной политики. Она из «реактивной», реагировавшей лишь на самые острые социальные проблемы посредством таких средств, как, например, карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров,

стала трансформироваться в активную и адресную. Существенным признаком адресной социальной политики является осуществление за счет средств госбюджета и местных средств многочисленных федеральных и региональных целевых программ социального развития, направленных на точечное решение актуальных социальных проблем, связанных с повышением уровня жизни граждан, обеспечением занятости населения, социальной защиты и др. Проблема социального государства начала свой старт в советском социалистическом обществе.

Социальное государство коммунистических стран не было демократическим. Оно принимало тоталитарные, авторитарные или патерналистские формы в зависимости от остроты внутренней и внешней ситуации. Поскольку в России шла модернизация «сверху», государство выступало как главный фактор мобилизации масс для осуществления целей развития. Его жесткость была пропорциональна степени ускорения развития и сопротивления масс ее осуществлению

из-за жертв и страданий, которые при этом приходилось переносить. Несмотря на это, в социальном государстве такого типа был заложен принцип солидарности, который сегодня всецело приписывается демократическому социальному государству, возникшему на Западе в период позднего индустриализма. Солидарность предполагала справедливое (уравнительное) распределение, сходные для всех условия жизни, стремление к их улучшению, социальные услуги государства и его значимость

в поддержании таких общественных секторов, как образование, здравоохранение, жилищное строительство, развитие средств коммуникации и связи. Государство включало в свою политику заботу о нравственном и культурном развитии граждан, полагая справедливой унифицированную систему среднего школьного образования, единые стандарты квалификации, равное представительство различных социальных групп и слоев населения в общественных и властных органах. В России, стране непройденного

Просвещения, государство было патерналистским не только в политическом смысле (не доверявшим политической воле граждан), но и в культурном, обеспечивая представления о цивилизационном стандарте как для общества в целом, так и для каждого из его граждан. Наряду с принципом солидарности здесь применялся и принцип субсидиарности - защиты наиболее уязвимых слоев населения, прежде всего от непосильного бремени оплаты большинства предлагаемых услуг: образование, здравоохранение были бесплатными потому, что государство

брало на себя основную часть расходов в этих сферах; жилье было дешевым потому, что государство доплачивало за него из бюджетных средств. Такая форма государства стала возможной на почве культуры, в которой идея справедливости и равенства имела первостепенное значение. Сегодня нельзя забывать, что западные социальные программы возникали в условиях противостояния двух систем и в существенной мере представляли собой выученные в условиях политической свободы уроки социализма.

В период «перестройки» была предпринята попытка демократизации Советского социального государства, но ее не удалось завершить по причине все большей радикализации масс и умелого использования этих настроений радикальными либералами. В течение минувшего десятилетия были отброшены достижения индустриализации (без перехода к постиндустриальному обществу) путем натурализации хозяйства и демодернизации.

Это очень существенный пункт, объясняющий, почему либералами было отвергнуто социальное государство: эпоха индустриализма закончилась и исчезло присущее ей государство. Распад целостности советского социума и социалистической политической системы усилили стихийный и неуправляемый характер общественной динамики. Прежние институты власти уже утратили свою силу, а новые еще только формировались. Все эти обстоятельства наложили отпечаток на переходные процессы, связанные с формированием

нового общественного строя и его подсистем. Приход В. Путина к власти прошел под знаком усиления государства, автоматически воспринимавшимся населением как фактор наведения порядка. Закончилась революционно-романтическая и революционно-прагматическая фаза антикоммунистической революции, и, как это бывает после всякой революции, начался восстановительный период, при котором возвращается положительное старое и удерживается приемлемое новое.

У народа осталась вера в консолидирующую общество функцию государства, в патерналистскую его роль и в стремление к справедливости. Термин «сильное государство», ставший частью официальной риторики, воспринимался как обозначающий социальное государство, направившее свои усилия на искоренение имеющихся недостатков и на борьбу с приватизацией власти олигархами и губернаторами. Были предприняты меры по укреплению властной вертикали, деприватизации власти, приведению законов автономных

республик в соответствие с федеральными законами, проведена партийная реформа, позволившая осуществить большую консолидацию общества вокруг власти. Стратегическая цель новой социальной политики в России сегодня определяется как переход к устойчивому социальному развитию через взаимную ответственность государства и человека. Ясно, что эта формулировка отличается даже от самой радикальной трактовки модернизированного социального государства Запада - британского премьер-министра

Т. Блэра, в которой утверждается взаимная ответственность государства, общества и индивида. Все это дополняется отсутствующими у нас требованиями ответственного капитализма, достижениями общественного блага, новых форм социального контроля, восстановления в правах понятия социального равенства, обеспечения не только устойчивого, но и прогрессивного развития. Российский вариант смягчает положение лишь самых бедных слоев, в отношении которых государство намерено

быть в какой-то мере субсидиарным. Что касается остальных слоев, то он предполагает лишь превентивные меры, которые бы предупреждали безработицу и смягчали последствия массовых увольнений. Проблемы неполной занятости и взаимной ответственности возникли на Западе в связи с переходом в постиндустриальное общество и глобализацией. Россия не вступила в эту фазу развития, сектор «новой экономики» здесь не является преобладающим.

Россия не реагирует и на глобализацию как новый тип социальной трансформации, но, тем не менее, проблема занятости здесь также имеет место. Находясь в фазе индустриального развития, наша страна вместе с тем не может сегодня ставить вопрос о том, чтобы догнать постиндустриальный Запад, а тем более о догоняющих моделях модернизации в политике. Более адекватной формой российского государства может быть не модернизированное социальное государство

постиндустриального периода, а социальное демократическое государство эпохи индустриализма, государство, на формирование которого оказал влияние российский социалистический опыт. Нам необходим социальный консенсус, ограничивающий бегство капитала, поскольку страна не вступила и в фазу активного участия в глобальной экономике. Россия не может перейти к модернизированной схеме социального государства английского типа, поскольку в ней не построено гражданское общество, нет ответственного

и готового заместить государство в социальных проектах бизнеса, нет условий для самоответственности граждан и даже для нормальной оплаты профессионального труда, которая позволила бы провести намеченные реформы жилищно-коммунальной сферы, образования и здравоохранения. Россия нуждается в разработке функций социального государства и создании блока социальных программ, способных удовлетворить потребность населения в справедливости и обеспечить возможность зарабатывать

по труду. Существующие политические разногласия, неконсолидированность демократии подчеркивают необходимость солидарности, а не взаимной ответственности, с одной стороны, человека, которому негде заработать на профессиональной основе, а с другой - государства . Судя по всему, на сегодняшней фазе развития идеи социального демократического государства в России его модель списывают с модернизированного социального государства

Блэра, хотя для этого в России нет ни малейших условий. Английский вариант трансформации социального государства с трудом проходит в Германии (министр финансов Лафонтен подал в отставку, считая ее неприемлемой, есть сегодня проблемы переизбрания и у Шредера), и не воспринимается как приемлемый в других странах. В настоящий момент для России важно финансирование нацчного сектора и перевод страны на постиндустриальные

рельсы. В первый год правления В. Путина была произведена попытка освоить достижения Запада, мировые тенденции и на этой базе сформировать национальную модель модернизации. Разумеется, такой проект нуждался бы в детальной разработке. Важным в нем были признание рынка и нацеленность на построение социального государства, но осталось незамеченным строительство гражданского общества. Далее возобладала либеральная, догоняющая модель,

отрицающая социальное государство, заменяющая его правовым. Но в России государство никогда не станет правовым, если оно не будет социальным. С теоретической точки зрения догоняющая модель сегодня не применима из-за перемен на самом Западе и невозможности рассматривать его как универсальный образец. Мы прошли поворотный пункт, за которым вернуться к прежнему режиму труднее, чем идти вперед.

Вместе с тем необходимо признать несовершенство российской демократической системы и рынка. При всех особенностях и своеобразии российского пути к современному социальному государству здесь также действуют общие принципы его зарождения и формирования, следование которым является необходимым условием реализации заявленных целей. Заключение Данная работа позволяет заключить следующее: - Государство как основной институт политической системы общества, выступает носителем императивной власти;

- Социальное государство возникает на основе целенаправленной политики властей той или иной страны; - В России становление современного социального государства началось после принятия новой Конституции страны 12 декабря 1993 года. - Проблема социального государства начала свой старт в советском социалистическом обществе. Социальное государство коммунистических стран не было демократическим. Оно принимало тоталитарные, авторитарные или патерналистские формы в зависимости от остроты внутренней

и внешней ситуации. - Стратегическая цель новой социальной политики в России сегодня определяется как переход к устойчивому социальному развитию через взаимную ответственность государства и человека. Литература: 1. Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. 1997, № 4; 2. Гаджиев

К.С. Введение в политическую науку М 1997. 3. Милецкий В.П. Социальное государство. Эволюция. Теория и практика (политико-социологический анализ) Санкт-Петербург, 1998. 4. Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: Опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики М 1996. 5. Политология. Курс лекций.//Под ред. Василика

М.А М 2001. 6. Политология: Курс лекций.//Под ред. Марченко М.Н М 2000. 7. Рац М. Какое государство мы построили? // Власть. 1997, №12. 8. Федотова В.Г. Социальное государство и рынок.// Свободная мысль – ХХ1. 2002, №7.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.