РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА ОТДЕЛЕНИЕ ПОЛИТОЛОГИИРЕФЕРАТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТОМАСА МОРА СОДЕРЖАНИЕ1. Введение 32. Биография Т. Мора 43. Основные идеикниги Утопия 54. Критика Утопии 85. Заключение 91. ВВЕДЕНИЕЭпоха позднего средневековья на рубеже между средними векамии новым временем - эпоха
Возрождения - обогатила политическую мыс ль блестящей и глубоко оригинальной разработкойпринципа социаль ной гармонии и справедливости на базе общественнойсобственности. Этот научный подвиг был совершен Томасом Мором, выпустившим в1516 г. знаменитую Утопию Золотая книга, столь же полезная, как и забавная,о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия , восемь изданий которой, вышедшие одно за другим,были с невероятной быстротой раскуплены.
Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее место, которого нет , стало нарицательным и дало имя целому нап равлениюобщественной мысли - утопическомусоциализму.То. что Утопия появилась в Англии начала ХУ1 в.не было случайностью. Книга Мора - непросто игра воображения, это своеоб разное, хотя и сугубо умозрительное решениепроблем, волновавших его современников.Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, вар варскогосгона
крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложив шихся векамисоциальных связей. Эти обстоятельства породили обни щание многочисленных масснаселения, подвергаемых безжалостной эк сплуатации. И именно в это времявопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор заявляет, что только отказ от час тной собственности можетобеспечить социальную гармонию.Биография Т. МОРАТомас Мор родился в 1477 или 1478г. в
Лондоне в семье бога того горожанина,воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала Нортона.Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском уни верситете,где в течение двух лет он с увлечением занимался изуче нием греческой философиии литературы, был членом кружка оксфорд скихгуманистов среди которых был Эразм Роттердамский ,а затем, по настоянию отца - видногокоролевского судьи, прошел семилетний курс
юридических наук в специальныхшколах английских легистов.Как адвокат он быстрозавоевывает признание купечества.В 1504 г. Моризбирается в парламент и навлекает на себя не милость Генриха УП выступлением против его финансовых притязаний. Приновом короле его назначают помощником шерифа. Вэтой должности, по словам
Эразма, он снискал себе репутацию справедливогосудьи, покровителя всех нуждающихся .В 1518 г. Мор поступаетна службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов поддерживает его в полемике сЛютером и, пользуясь его рас положением, в 1529г. принимает высшую должность - лорда-канцлера. Однако, когда, убедившись в невозможности подчинить папский престол своемувлиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сох раняя верностьсвоим убеждениям, в1532 г. сложил
с себя полномо чия лорда-канцлера.6 июля 1535 г. был казнен по обвинениюв государственной измене отказ от присяги королю как верховномуглаве английской церкви . Спустя несколько веков, католическая церковь,нуждающаяся в героях высокого интеллектуального инравственного ранга, канони зировала Т. Мора.3. ОСНОВНЫЕИДЕИ КНИГИ УТОПИЯ 1. Критика феодального и раннекапиталистическогообщества
Утопия написана в форме рассказа о путешествии,который ве дется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книгаделится на две части и в ней преобладают два круга тем критика современногоМору обцества описание государственного строя наострове Утопия, зате рянного в просторах Индийскогоокеана.Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армиислуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши приполном отсутствии забот о тружениках.
Существует большое числознатных пишет он которые живут в праздности, будто трутни,трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличениядоходов они стригут до живого мяса .Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма наанглийской почве - огораживанию , приводящему к тому, что овцы пожирают людей .Критика феодального и раннекапиталистического общества фоку сируется на политике государства. По Мору,европейское общество са мо создало воров для того,чтобы наслаждаться
зрелищем их повеше ния. Он видит решение проблемыпреступности в упразднении социаль ных контрастов, заботе о тружениках, охранеих земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т. п.Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, чтонаказание должно перевоспитывать, а не устрашать о соразмерности преступленияи наказания о замене смертной казнипринудительными работами.Mop подвергает резкой критике феодальныхправителей, видящих свое призвание в завоевании, а не в общественномблагоустройстве.
Корень социальной несправедливости Мор видит в частнойсобственности. Я полностью убежден говорит Гитлодей что распределить все поровну и посправедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно,иначе, как вовсе унич-тожив собственность 2. Идеальный общественный игосударственный строй На острове Утопия нет частной собственности, денежногообра щения, царит полное равенство.
Основу общества составляет семейный итрудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все граждане осва иваюткакое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом,переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствоватьразвитий собственнеческих инстинктов, семьирегулярно обмениваются домами.Коллективизм воспитывают так же совместные трапезы граждан. -
Мор Т. Утопия. М 1978, с. 129Все необходимое для жизни главы се мей получают с общественных складов Однако осталость технической базывынуждает Мора пойти на некоторый компромисс спринципом равенства. Для исполнения неприят ных работ утопийцыприбегают к рабскому труду. Правда, количестворабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные ,граждане Уто пии, осужденные за преступления на острове запрещена смертнаяказнь .
Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, которыйвыбирается всеми филархами из четырех кандидатов,названных наро дом. Принцепсизбирается пожизненно.Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании.Остальные должност ные лица и сенат, состоящий изстарых и опытных граждан, избирают ся ежегодно.
Ни одно важное дело не решается без сената инародного собра ния. По всем важным вопросам филархисоветуются с главами семейств. Таким образом, представительная система сочетается с элемен таминепосредственной демократии.Главная забота государства -организация производства и рас пределения. Наряду сэтим оно борется с преступностью, обеспечи вает охрану страны от агрессии ипроводит внешнюю
политику, целью которой являетсяобеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказыватьвооруженную помощь своим друзьям во имя защитысправед ливости. Интернациональная солидарность утопийцевпроявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим техстран, с которыми они ведут торговлю. -Там же, с. 164. 4. КРИТИКА УТОПИИ По мере того как социалистические идеи завоевывали обществен ноепризнание,
вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В нейможно выделить два главных направления одно заклю чалосьв том, чтобы доказать, что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том, чтобы доказать,что этот идеал плох.Видное место в интерпретации Утопии принадлежит католичес койлитературе. Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений,католическая церковь должна была отмежеваться
от со циализма. Поэтому идеологи церкви пытаются разными способамивну шить мысль, что коммунизм не является убеждением Мора, что смысл Утопии всего лишь в абстрактнойпроповеди братской любви, духа коллективизма иосвобождения душ от инстинкта стяжательства. Второе направление критиков Мора,наоборот, связывает его идеи с социализмом, причем не только с утопическим, нои с научным, и даже с реальным. Лейтмотив этих критиков - опасность утопий, их способность становиться явью и угроза, которую
они несут свободно му развитиючеловека. Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии писал Н. Бердяев - и ныне мы стоим перед лицом проб лемы.мучительной в совершенно новом отношении как мы можем избе жать ихдействительной реализации ? 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕMop был нетолько основателем школыутопического социализма, но и родоначальником ее демократического направления,понимающего социализмне просто как рациональную организацию общества, но и как средстворешения социальных противоречий, упразднения общест
венного неравенства иэксплуатации. Мор - демократ и в томсмысле,что он построил политическуюсистему утопийцев на принципах свободы, равенства иуважения человеческой личности.Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма. Утопические произведения Томаса Нора идругого крупнейшего филосо фа-гуманиста -Томмазо Кампанеллы 1568-1 amp 39 -послужили источни ком для социально-политическихучений социалистов-
утопистов XIX в. А. Сен-Симона,Ш Фурье, Р. Оуэна и другихпредставителей социа листической мысли.ЛИТЕРАТУРА1. Гвозданный В. А Гусев Г. А Мееровский Б. В СидоренкоН. А. Основы философии этапы развития и современные проблемы. История западнойфилософской мысли. М. Изд-во Рос. экон. акад 1993,3г8 с.2.История политических и правовых учений. Средние века и Воз рождение. М Наука, 1986. 50 с.3.
Hop Т. Утопия. Н 1978.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |