Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Политология"


Политика как явление общественной жизни

Министерство сельского хозяйства РФ Алтайский государственный аграрный университет Кафедра Политологии Контрольная работа по Политологии на тему: Политика как явление общественной жизни Выполнил: Кабанов В.В. Студент заочного отделения 3 курса факультет: «Экономика и управление на предприятиях АПК» Зачетная книжка № 04913 Проверил: Барнаул 2006

Содержание Введение 1. Понятие политики 2. Структура политики 3. Функции политики 16 Список литературы 18 Введение Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основа­ми человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.в. вели­чайший ум античности

Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и "обреченного" взаимодействовать с другими людьми. Политические знания и культура нужны сегодня любому челове­ку, независимо от его профессиональной принадлежности, посколь­ку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться

в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил "Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигу­манных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного обще­ства, важное условие его благополучия.

Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения ими соответствующих знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально развитых демократических странах существуют специальные институты политического образова­ния, помогающие решать эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации — телевидение, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину

событий и предполагающие умение граждан самостоятельно критически анализировать получаемую информацию. Практическое осуществление политико-просветительской деятельности в современном мире выходит за рамки национально-государственных границ. Так, страны Европейского Союза коорди­нируют усилия в области политического просвещения для формиро­вания у своих граждан чувства западноевропейской идентичности, принадлежности к общей родине —

Западной Европе, к новому межгосударственному объединению. Тем самым укрепляется субъ­ективная, личностно-мотивационная основа западноевропейской интеграции. Демократическое политическое образование базируется на признании основных гуманистических ценностей и, прежде всего, свободы и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъем­лемых прав. Оно помогает гражданину правильно оценить соответ­ствующий общественный строй, осознать свои место

и роль в государстве, права и обязанности. Главная его цель - научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проб­лемы. Оно направлено также на формирование у граждан уважения к демократическому порядку и обеспечивающим его государствен­ным и общественным институтам, ибо без твердого политического порядка свобода отдельной

личности не может быть реальной. Конечно, ни в одной стране мира политическое образование не свободно полностью от идеологического содержания, так как оно, выполняя функцию интеграции, объединения общества, в той или иной форме обосновывает и защищает общенациональные интересы и ценности, ограничивает эгоистические и партикуляристские тенденции и тем самым охраняет социальную систему от распада. Овладение гражданами основами политической науки и демо­кратической культуры — одно из важнейших условий

успеха политических и общественных реформ в России и других пост­социалистических государствах. Известно, что любые социальные перемены начинаются прежде всего с сознания людей. Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопи­ческим идеологиям и демагогическим призывам. 1. Понятие политики Многообразие определений "

Политика" — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь это деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под поли­тикой понимают также искусство возможного, а нередко характе­ризуют ее как "грязное дело". Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с

недостаточно четкими, ограниченными или же просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена. Научные трактовки термина "политика" отличаются от повсе­дневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некото­рой противоречивости мнений. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько

групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстан­циальный (выясняющий материю, основу явления) и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений по­литики: социологические,

субстанциальные и научно сконструи­рованные, связанные со специфической интерпретацией политики. Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, соци­альные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономичес­кие, стратификационные (социальные), правовые, этические (норма­тивные) и т.д.

Экономические определения политики, наиболее ярко представ­ленные в марксизме и других концепциях экономического детерми­низма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потреб­ностей и интересов. Политика как специфическая область общест­венной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию.

В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических авторов (субъектов). Определения политики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейших источников политики. Обычно они гипертрофируют влияние экономических потребностей на политику, недооценивают ее самостоятельность. Опыт истории, и прежде всего более чем 70-летнее существование командно-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние

на политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной, главен­ствующей силой. Поэтому с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни. Важной составной частью социологических определений политики являются ее стратификационные дефиниции. Он трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм)

или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и другие). Если марксистские трактовки политики как борьбы между классами в современном мире во многом утратили свое влияние, то теория заинтересованных групп получила широкое распространение и раз­витие, и в частности она представлена в плюралистических концеп­циях демократии, трактующих политику в современном демокра­тическом государстве как соперничество разнообразных заинтересо­ванных групп, обеспечивающее баланс, равновесие

общественных интересов. В истории политической мысли, в том числе и среди современ­ных теоретиков, достаточно широко представлены правовые концеп­ции политики. Они считают политику, государство производными от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государ­ства. Яркий пример правовой концепции политики — ее контр­активистские ("общественного договора") теории, представленные такими видными мыслителями, как

Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и прежде всего государства как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т.д. В современной научной литературе широко представлены и противоположные правовым концепциям политики теории. Они рассматривают право как порождение политики, важнейшее средство ее реализации, инструмент

создания стабильного политического порядка. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообразности. В политологии до сих пор остается спорным вопрос "связано ли право лишь исключительно с существованием государства или же ему органично присущи некоторые черты (и особенно принцип справедливости), которые вытекают из догосударственного права и предшествуют государственному праву".

Правовая трактовка политики непосредственно примыкает к ее этическим (нормативным, ценностным) дефинициям. Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. В целом же нормативные понятия политики - важное направление ее социологической трактовки. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей,

целей и норм, которые она должна реа­лизовать. Анализируемая под этим углом зрения, политика представ­ляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага. Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др целью —служение этому общему благу, нормами — конкретные правила, законы, ведущие к его достижению. Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древ­ности.

Так, еще Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотно­шениях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого. "Справедливость, — писал он, — имеет место толк политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве". Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым

должна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение. В то же время нормативный под­ход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко опре­деленными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага. Тем самым создаются предпосылки для маскировки, камуфлирования корыстных интересов различных политических сил. Слабость данного подхода проявляется также в большом рас­хождении понимания политики как деятельности

по достижению общего блага и реальности, которая свидетельствует о широком распространении в политике эгоистической мотивации. Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются полити­ческими. Многие люди совершают общественно полезные, благород­ные поступки, движимые нравственными или же религиозными мотивами. Несмотря на отмеченные недостатки — нормативный подход, отражая важный аспект политики, имеет полное право на существо­вание. В нем выражается стремление людей, общества окультурить, гуманизировать

и рационализировать политику, внести в нее нравственное начало. В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономи­ческими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок. Вторая наиболее распространенная группа дефиниций политики - субстанциальные определения. Они ориентируется на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит

политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики. Самая распространенная из них — это трактовка политики как дейст­вий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использо­вание. Политика, писал М. Вебер, это "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает".

Некоторые из сторонников "властного" подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и средствах борьбы за власть и ее использования. Так, один из основателей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515г. характеризовал политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно исполь­зовать ее < > Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами

и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций". "Властные" определения политики отражают ее сущность, важнейшее конституирующее качество. Они конкретизируются и дополняются с помощью институциональных дефиниций. Последние характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материали­зуется власть, и прежде всего через важнейший институт — госу­дарство.

Политика предстает в этом случае как "участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства". Некоторые из институциональных дефиниций политики отмечают возросшую роль в ней негосударственных институтов и прежде всего партий. Так, вождь Коммунистической партии Китая Мао Цзедун, отражая главенствующую роль компартии в социа­листическом государстве, определял политику

как "исходный пункт всех практических действий революционной партии. Она выражается в процессе этих действий и их результатах". Если "властные" и институциональные трактовки политики видят ее основу во власти и ее носителях-организациях, то антро­пологические определения пытаются отразить ее более глубокий источник, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения, политика — форма общения людей, способ коллективного существо­вания

человека. Обоснование антропологического понимания поли­тики дал еще Аристотель. Он считал, что человек — существо полити­ческое, поскольку он — существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его многообразных потребностей и обре­тение счастья возможны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравнению с семьей или же селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением состоит в том, что она представляет

собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего справедливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония. Современные антропологические концепции политики разделя­ют не все идеи Аристотеля, однако, как и он, считают политику органически присущей человеческому роду, укорененной в коллек­тивной природе человека, в общественном разделении труда и выте­кающем из этого сложном и противоречивом

взаимодействии инди­видов. Антропологические трактовки политики значительно обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями. "Политическая теория, — пишет известный француз­ский политолог Морис Дюверже, — колеблется между двумя драма­тическими противостоящими интерпретациями политики. В соответ­ствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ.

В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости < > означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество". Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рас­сматривается как деятельность по насильственному и мирному разре­шению конфликтов.

Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общест­венном порядке, на признании правомерности власти и необходи­мости подчинения закону и т.п. Особенно важна роль консенсуса, объединяющего политических субъектов фактора в демократическом государстве, где предотвра­щение и разрешение конфликтов осуществляется на базе признания подавляющим большинством граждан таких основополагающих ценностей, как свобода личности,

права человека, воля большинства, а также автономия и право на собственное мнение меньшинства. Как отмечает известный американский политолог С. Ф. Хантингтон, при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при полном отсутствии социального консенсуса, общественной гар­монии невозможны политические институты. Специфическую интерпретацию и развитие конфликтно-консенсусные трак­товки политики получили у видного

немецкого политолога Карла Шмитга. Нередко его концепцию поли­тики рассматривают как самостоятельное, оригинальное направление в понимании "политического". Согласно К. Шмитгу, политика не имеет собственной основы, субстрата. «"Политическое" способно черпать свою силу из различных областей общественной жизни, из религиозных, экономических, нравственных и других противоречий.

Оно характеризует не какую-то собственную, специфическую сферу жизнедеятельности, но только степень интенсивности объединения (ассоциации) или разъединения (диссоциации) людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или куль­турном смысле), экономическими или другими и в различные време­на вызывают различные соединения или разъединения». Политическое качество возникает в результате "уплотнения" общественных противоречий, их осознания

как отношений "друзей" — "врагов". Враг — это кто-то "чужой", представляющий угрозу данному субъекту или его интересам, друг же — это союзник, помощ­ник в достижении целей. К. Шмитг придает отношениям "друг — враг" конституирующее, создающее политику значение, оставляя в тени объективные основы политической дифференциации людей.

На наш взгляд, его концеп­ция хорошо объясняет субъективное переживание политики, ее эмо­циональную мотивацию. Однако отношения "друзья — враги" — это лишь один из важнейших аспектов политики, далеко не охваты­вающий всего ее содержания. Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества реше­ний.

Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиям относятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.

Она применяется также в телеологических трактовках политики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. Как писал патриарх американской социологии Т. Парсонс, политика представляет собой совокупность "способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения общих в телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих

момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, на­ций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер. В политике частные цели индивидов "вырастают" до общегосу­дарственных. Телеологические определения политики, как это видно из харак­теристики, данной Парсонсом, широко используются в рамках системного анализа общества.

С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным соци­альным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды — остальных областей общества — и находящейся с ней в не­прерывном взаимодействии. Политическая система заботится о само­сохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных пот­ребностей, важнейшая из которых интеграция общества. Системная интерпретация политики получила детальное обосно­вание и развитие в разнообразных теориях

политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда. Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется прежде всего слож­ностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов

по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общест­ва решений, осуществляемых с помощью государственной власти. 2. Структура политики Политика существует в различных формах — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распрост­раненных делений политики - разграничение в ней формы, содержания

и процесса (отношений). Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придаю­щие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах. Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и

механизмах принятия политических решений. В политическом процессе отражается сложный, многосубъ­ектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, орга­низаций и индивидов. Форма, содержание и процесс не исчер­пывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить 1) поли­тическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, цен­ностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды

и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп инте­ресов, политико-правовые нормы; 3) институты власти и борьбы за нее; 4) отношения властвования — господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества. Если попытаться перечислить конкретные составные части политики, то в качестве таковых можно назвать политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, уста­новки, стереотипы и т.п обычаи

и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психо­логию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политических лидеров, элиты, группировки и т.д. Помимо составных частей и элементов в политике иногда выде­ляют три уровня ее существования. Первый, собственно полити­ческий, макроуровень, характеризует государство как целое, публич­ную принудительную

власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперни­чество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д.

Третий, мегоуровень, политики относится к деятельности междуна­родных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п. Первый из этих уровней занимает центральное место и характе­ризует суть политики. Второй же и третий уровни имеют подчинен­ное значение. 3. Функции политики С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основ­ные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направ­ления воздействия политики на общество.

К ним относятся: поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общест­венного порядка и организованности; разработка целей всего общества и составляющих его коллек­тивных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; авторитарное, обязательное для всех распределение дефи­цитных ценностей и благ; предотвращение и регулирование групповых конфликтов; конституирование сложных социальных субъектов (комму­никационная функция).

Суть этой функции достаточно полно описывает английский политолог Р. Н. Берки: "Политика пред­полагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил пове­дения; распределение функций и ролей между субъектами или выра­ботку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для

всех субъектов языка (вербального и символического), способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества" ". Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это - поддержа­ние классового или социального господства; защита основопола­гающих прав человека; привлечение

граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение соци­альной справедливости и общего блага и др. Достаточно детально вопрос о функциях политики разработан в системном анализе. Так, один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две основополагающие группы функций: функции "ввода" — воздействия общества на по­литику — и функции "вывода" — влияния политической системы на общество.

К функциям "ввода" относятся: политическая соци­ализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям "вывода" — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблю­дением. Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. Список литературы 1.

Пугачев В.П Соловьев А.И Введение в политологию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. – 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 1995. 2. Основы политической науки: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. Ч.2. М 1993.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Школьная форма
Реферат Система безналичных расчетов в условиях Липецкой области
Реферат Острая левосторонняя нижнедолевая пневмония. История болезни
Реферат Литература в России в XVI, XVII, XIX, XX веках
Реферат Legends Of The Fall
Реферат Умеете ли вы общаться?
Реферат My Ideal Roommate Essay Research Paper My
Реферат Туризм как ресурс экономического и социокультурного развития региона
Реферат Империя как тип структурного деления мира
Реферат Управлінський облік як фактор зростання прибутковості підприємства
Реферат Острая тугоухость. История болезни
Реферат Does God Exist Essay Research Paper Where
Реферат Средства выражения потенциальной модальности в английской публицистике и способы её перевода на русский язык. (На материале экономических статей из журнала “The Economist”)
Реферат Анализ современного ассортимента и оценка качества пушно-меховых и овчинно-шубных изделий в магазине
Реферат Структура органов государственной власти