Конституция РФ, ее реализация, проблемы реализации. Выполнила: ученица 9 класса «В» Коляда П. Проверила: Пахомова В.Е. Хабаровск 2005/2006 План 1. Вступление 3-2. Общие понятия и положения Конституции РФ 9-3. Структура Конституции РФ 4. Реализация Конституции РФ 13 5.
Проблемы реализации конституционных норм и положений 14-6. Вывод 21-22 Существует мнение, что конституция должна отражать в своем содержании все то, что уже было достигнуто к моменту ее принятия. В стране на тот момент должны быть, если не сами права и свободы граждан (права и свободы являлись бы целью государства), то механизмы их реализации. В нашей стране их не было не на момент создания конституции, не сейчас, во время их должного выполнения.
Вступление Конституция принималась в очень сложной обстановке, в условиях политического и экономического кризиса. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. За принятие Конституции России высказались 58,4% голосовавших (таким образом, фактически за конституцию России проголосовала лишь четверть россиян). Новый
Основной закон страны ликвидировал советскую систему власти. Вместо полновластных Советов провозглашалось разделение властей. Страна официально перестала быть социалистической и советской. Однако сейчас Россия переживает не самые лучшие времена, сопровождающиеся разбалансированностью властных отношений, снижением уровня культуры и нравственности в обществе, падением престижа закона.
Каким образом можно выйти из этого кризиса? Конституция России провозгласила важнейшие принципы современного государственно-правового развития: демократическое федеративное правовое государство, права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, рыночную экономику на основе единого экономического пространства, свободную экономическую деятельность, социально ориентированную экономику, законность на основе верховенства
Основного закона страны. Но Конституция РФ нуждается в четко функционирующем механизме реализации ее норм. При отсутствии такого механизма либо недостаточно слаженной его работе конституционные нормы, – какими бы прогрессивными они не казались – так и останутся на бумаге, а значит цель, ради которой они были приняты, так и не будет достигнута. Наше государство должно быть сильным, способным влиять на важнейшие процессы, происходящие в обществе и мире.
Но сильное государство - это правовое государство, опирающееся на право и закон, не совместимое с насилием и произволом. Сегодня можно с сожалением констатировать многочисленные нарушения прав человека, отсутствие у государства эффективных механизмов охраны и защиты нарушенных прав и свобод, «побочные явления» функционирования судебной власти и т.д. Панацеей против этого отнюдь не является активная, а порой сумбурная и непродуманная, законотворческая деятельность российского парламента.
Ведь если вспомнить изречение древнекитайского мудреца Лао Цзы, чем больше будут издавать законов и распоряжений, тем больше будет в стране воров и разбойников. Можно много говорить о несовершенстве нашей конституции, критикуя отдельные ее положения, особенно в части, касающейся полномочий Президента и законодательной власти, но нельзя не признать поистине исторического значения и гениальной простоты и четкости формулировки ст.
2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Эта норма в буквальном смысле слова перевернула существовавшую многие десятки лет пирамиду советского конституционализма, определив новый вектор развития страны. Конституция России (особенно – гл.2 «Права и свободы человека и гражданина») соответствует международным
правовым стандартам в области прав человека, ее положения, выверенные согласно лучшим образцам международно-правовой мысли, являются ценностно-ориентированными, морально оправданными, справедливыми и гуманными. Ведь неверие людей в законы и «привыкание» жить «по понятиям» исходит вовсе не от несовершенства самой конституции, а от отсутствия (даже по истечении 12 лет с момента ее принятия) эффективных и реально действующих механизмов ее реализации. Вопрос сейчас стоит о том, чтобы, во-первых, изучить сами конституционные
нормы, осознать их потенциал и значение не только для всего народа в совокупности, но и для каждой отдельно взятой личности, во-вторых, создать механизмы реализации конституционных норм в правотворческой и правоприменительной деятельности, постепенно, шаг за шагом, устраняя произвол и беззаконие, он крепок и может выдержать большое многоэтажное строение. Осталось построить это здание. Это – нелегкая задача. Актуальность темы моей работы:
Юридическая наука при исследовании различных сторон общественного бытия призвана раскрывать не только внешние, формально-юридические характеристики статусного положения различных субъектов права, но и проникать в глубинные, социально-волевые начала формирования и реализации поведенческих актов индивидуальных и коллективных субъектов общественных отношений. Этому способствует, в частности, и исследование проблемы правосознания как сложного социального явления, имеющего различные формы своего проявления.
Одной из таких форм является конституционное правосознание. Необходимость детального изучения конституционного правосознания обусловлена, прежде всего, практической значимостью соответствующей проблемы, что в особой степени проявилось в новых, современных условиях конституционного развития российской государственности. Конституция РФ 1993 года возвела на высший нормативный уровень новые правовые идеи, принципы, задачи
и цели государственного и общественного развития; она знаменовала собой признание общедемократических ценностей современного конституционализма и на этой основе внесла принципиальные изменения, как в конституционные институты правового положения личности, так и в систему организации государственной власти. Все это естественным образом предполагает изменение, обновление под воздействием Конституции государственно-правовых идей, принципов, образующих в своей совокупности своего рода идеологический
субстрат конституционного правосознания как важный показатель достигнутого уровня правовой и демократической культуры российского общества. Актуальность темы усиливается еще и тем, что принципиально новые для российского общества конституционные ценности утверждаются в режиме политического и идеологического плюрализма, что гарантировано самой Конституцией (ст. 13). Это способствует росту политической активности российских граждан, многообразию политических партий,
движений, развитию самоуправленческих начал в обществе. Однако стремлению граждан управлять делами в различных сферах общественной и государственной жизни противостоит низкий уровень их конституционного правосознания, отсутствие необходимых правовых знаний. Конституция РФ предопределила также необходимость изменения практически всей системы российского законодательства, что обусловлено ее высоким нормотворческим потенциалом, который проявляется не только посредством нормативно-
правового, формально-юридического ее влияния на нормотворческий процесс, но и путем воздействия на содержание принимаемых правовых актов конституционных принципов, идей, составляющих конституционную идеологию современного российского общества. В этих условиях все более актуальным становится вопрос о понимании глубинных, сущностных характеристик самой Конституции РФ, что должно позволить максимально реализовать ее внутренний потенциал. Решение этих проблем напрямую связано с исследованием политико-идеологических и социально-
психологических аспектов реализации Конституции РФ, как и всей системы современного российского конституционализма. Конституция РФ обладает юридическим свойством прямого действия (ч. 1 ст. 15), что предполагает изменение отношения всех субъектов правореализации (прежде всего, правоприменителей) к закрепленным в Конституции идеям и ценностям, а также к формам и способам их реализации. Одной из проблем претворения в жизнь положений Конституции
РФ как акта прямого действия является преодоление конституционного нигилизма и формирование качественно нового уровня профессионального конституционного правосознания. В юридической науке достаточно много внимания уделяется общетеоретическим вопросам правосознания. Довольно глубоко изучены общие вопросы теории правосознания, как формы общественного сознания, его понятия, структуры, сущности, функций и т. п. Значительный вклад в разработку этих проблем внесли:
П. П. Баранов, В. И. Бегинин, К.Г. Бельский, А.В. Грошев, Н.Л. Гранат, И.А. Ильин, Н.И. Козюбра, Е.А. Лукашева, Е.В. Назаренко, А.Р. Ратинов, И.Ф. Рябко, В.А. Сапун, Н.Я. Соколов, И.Е. Фарбер, В.А. Чефранов, В.А. Щегорцов и др. с чьими работами я ознакомилась, полностью, или частично, проводя исследование
по данной теме. Значительно меньше исследованы отраслевые проблемы правосознания. В этом ряду находится и проблема конституционного правосознания как одной из отраслевых форм правового сознания личности. Однако, самостоятельных работ, посвященных комплексному исследованию конституционного правосознания, в российской юридической литературе пока нет. Объектом моего исследования являются общественные отношения, воплощающие в себе высшие конституционные
ценности российского общества и государства и оказывающие решающее влияние на формирование индивидуального, группового и общественного конституционного правосознания. Одновременно в работе исследуется сама природа конституционного уровня правового сознания индивидов, социальных групп и общества в целом. Повышение конституционного правосознания и правовой культуры граждан, социальных групп и общества в целом становится возможным, как свидетельствует опыт
России, на путях не революционного, а эволюционного конституционного развития государства. В этом русле большое значение имеет преодоление конституционного нигилизма, создание качественно нового уровня конституционно-правовой психологии граждан и последовательная реализация общедемократических ценностей современной конституционной идеологии. Целью моей работы является ознакомление с самой Конституцией РФ, изучение особенностей ее реализации и факторов влияющих на реализацию
Конституции. В связи с этим я хочу не просто ознакомиться, но и анализировать и сделать определенный (соответствующий) вывод из всей полученной информации. Общие понятия и положения Конституции РФ • Конституция (от лат. constitution – устанавливаю) - основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столицу и др.
Все остальные законы должны ориентироваться на содержание конституции, подчиняться ей, соответствовать ее положениям. В юридической науке и практике конституции уделяется очень большое внимание. Ею занимается целая отрасль права, так и называемого конституционным правом. • Конституционное право – отрасль права, рассматривающая отношения, регулируемые конституцией, и положения самой конституции, конституционных законов. Как и любая другая конституция,
Конституция РФ обладает своими юридическими свойствами. • Юридические свойства конституции – это ее качественные характеристики, отличающие данный правовой акт от актов текущего законодательства. Рассмотрим, какими свойствами обладает Конституция РФ. 1. Прежде всего, следует подчеркнуть, что Конституция РФ представляет собой нормативно-правовой акт.
И, как и всякий подобный акт, она обладает его характеристиками. Это, прежде всего содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт, конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства. 2. Конституция базируется на государственной воле общества.
Именно указанной воле она обязана своим возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты всенародного голосования по ее проекту, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли многонационального народа Российской Федерации. 3. Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенством.
Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать Конституции РФ. Никакой акт не должен изменять или отменять положения конституции, за исключением актов, принятых в порядке, предусмотренном самой Конституцией РФ. Верховенство Конституции РФ закрепляется в ст. 4
Основного закона РФ. 4. Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм. Текущее законодательство конкретизирует основополагающие положения Конституции РФ в соответствующей сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конституционные нормы в рамках их специфического содержания. 5. Действие конституции РФ на всей территории России.
Наличие такого положения в конституции РФ связанно с федеративным характером нашего государства и означает, что ни одна часть территории России не может быть изъята из-под действия Конституции РФ и ни один акт, в том числе принятый в субъекте Федерации, не может противоречить Конституции РФ. 6. Особая правовая охрана Конституции РФ. В литературе различается охрана и защита
Конституции. Под охраной Конституции РФ понимается комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных нарушений. Защита Конституции РФ заключается в устранении конкретных нарушений конституционных норм. Т.е. охрана Конституции РФ направлена на предупреждение конституционных правонарушений, а защита Конституции начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.
В охране Конституции РФ задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Например, Президент РФ, являющийся гарантом Конституции РФ и обязанный соблюдать и защищать ее, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Кроме того, охрана Конституции РФ осуществляется в порядке конституционно контроля, осуществляемого
Конституционным Судом РФ, и в порядке конституционного надзора, осуществляемого целым рядом органов, например прокуратурой РФ. 7. Конституцию РФ характеризует также особый порядок принятия и изменения. Впервые в истории Российской Федерации Конституция была принята в результате всенародного голосования, порядок принятия которой определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту
Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993г. Особый порядок изменения российской Конституции закреплен в ней же. Конституция РФ достаточно сильно защищена от произвольного изменения какой-либо властью. Столь строгий порядок внесения изменений в Конституцию РФ имеет своей целью обеспечение стабильности, а вместе с ней и всей правовой системы
Российской Федерации. Структура Конституции РФ Структура Конституции РФ 1993г. состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 136 статей. • Преамбула – важная часть конституции, содержащая цели ее принятия, задачи принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение. В первой главе Конституции закрепляются основы конституционного строя: народовластие, суверенитет,
признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, права национальных меньшинств и т.п. В ряде конституций зарубежных государств на первое место вынесена глава о правах и свободах человека и гражданина (на пример, конституция Германии). Место этой главы свидетельствует о том значении, которое придается проблеме прав и свобод людей в данной стране. В Конституции России глава «Права и свободы человека и гражданина» занимает второе место.
Считается, что такой порядок расположения глав является более логичным, поскольку первая глава определяет общие основы устройства российского общества и государства, от которых зависит реальное положение личности в данном обществе. Девять глав, включенные в первый раздел конституции РФ, расположены в следующем порядке: 1. Основы конституционного строя 2. Права и свободы человека и гражданина 3. Федеративное устройство 4.
Президент Российской Федерации 5. Федеральное собрание 6. Правительство Российской Федерации 7. Судебная власть 8. Местное самоуправление 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Раздел второй посвящен заключительным и переходным положениям. Реализация Конституции РФ • Реализация (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – осуществление
какого-либо плана, проекта, программы, намерения. • Реализация права – процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права. Процесс воплощения Конституции уникален вследствие ее неповторимости, придающей специфические черты и механизму ее действия. • Реализация Конституции – процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты.
Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил. Рассмотрим формы реализации конституции. 1. Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) – пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами. 2. Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению – это активное действие, направленное на претворение в жизнь
обязывающих предписаний юридических норм. 3. Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. 4. Применение права – властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.
Специфика применения конституционных норм проявляется в том, что оно производится по субъективному усмотрению правоприменителей. Проблемы реализации Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является некачественность принимаемых нормативно-правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной характеристикой «некачественного» нормативно-правового акта представляется его
неконституционность. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном). К сожалению, одна треть законов субъектов Российской Федерации, принятых за последние два года (их зарегистрировано Министерством юстиции РФ около 50 тысяч), являлась до последнего времени не соответствующей Конституции РФ. Другая проблема состоит в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно
стимулировать правотворческую деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико-правовых институтов, совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. Эти процессы развиваются в России непоследовательно, противоречиво. Многие действительно полезные демократические правовые установления нередко остаются нереализованными в силу того, что они неадекватно воспринимаются общественным сознанием,
а порой и средствами массовой информации. Конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию. При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права. Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового
сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме реализации права в целом. Человек не должен и не в силах знать весь объем правовых установлений, однако даже при отсутствии необходимых знаний о конкретных правовых нормах он совершает правомерные поступки или воздерживается от совершения неправомерных. Это связано с тем, что уровень правового сознания человека определяется не только знанием конкретных норм права, но и знанием его принципов, основополагающих исходных положений.
Последние же в большей степени сконцентрированы в конституционном законодательстве и, в первую очередь, в Конституции РФ. Следовательно, от уровня конституционного правосознания, характеризующегося, в том числе и степенью информированности о конституционно-правовых ценностях, зависит поведение человека в юридически значимых ситуациях и эффективное действие механизма реализации права. Наличие у индивида знаний о своих конституционных правах и свободах существенно влияет на формирование
конституционно-правовой психологии личности. Однако, для реализации конституционных прав и свобод, их восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие рациональных компонентов в системе конституционного правосознания: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, способах защиты прав и свобод. Близкими формами реализации правовых норм, по характеру воздействия на них конституционного правосознания, являются их соблюдение и исполнение.
Однако тесная связь исполнения и соблюдения правовых предписаний не означает их тождественности. Отграничить их можно, в частности, по особенностям форм и способов проявления конституционного правосознания, его отдельных структурных компонентов. Существенное влияние на формирование в сознании личности необходимого для добросовестного и эффективного соблюдения и исполнения юридических норм положительного социально-психологического климата, по мнению автора, оказывает практическая деятельность государственных органов,
их должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений. Конституционность их деятельности должна обеспечивать преодоление отчуждения граждан от государства, формирование у граждан чувства конституционной законности. Без достаточно высокого уровня конституционного правосознания немыслима и деятельность субъектов, осуществляющих применение права. Особая роль конституционного правосознания в процессе применения не только конституционно-
правовых предписаний, но и права в целом обусловлена, прежде всего, ведущей ролью Конституции РФ в системе источников права России и приоритетом конституционного права перед всеми остальными отраслями российского права. К тому же, применение самих конституционных норм может быть осуществлено несколькими способами: во-первых, конституционные предписания могут быть применены самостоятельно; во-вторых, совместно с отраслевыми нормами, и, что важно, в случае необходимости вместо них; в-третьих,
конституционные нормы могут быть применены для официального толкования норм отраслевого законодательства. Особенностью многих конституционных норм является то, что их реализация возможна лишь в результате правоприменительной деятельности государственных органов и других уполномоченных на то субъектов. Им, так же как и многим другим правовым нормам, может быть свойственно альтернативное начало, то есть установление двух или более вариантов выполнения предписания и оставление выбора одного из них на усмотрение
субъекта правореализации (С.А. Авакьян). В этих случаях идеологические и психологические компоненты конституционного правосознания в своем единстве позволяют субъектам правоприменения выработать оптимальные варианты правореализации в соответствии с требованиями конституционной законности. Отмечая позитивные изменения в сфере прав человека, в связи с новой Конституцией, к сожалению, следует констатировать что, существенного прогресса в обеспечении и защите
прав, свобод и законных интересов жителей не усматривается. Это, прежде всего, связано с состоянием экономики; несоответствием ряда нормативных актов, приказов, распоряжений, затрагивающих права граждан, федеральному и региональному законодательству; укоренившимся в сознании граждан неуважением к закону; попыткой некоторых граждан реализовать свои права в ущерб правам и интересам других лиц; пренебрежительным отношением ряда должностных лиц к правам граждан; ослаблением
контроля со стороны государства за соблюдением их прав и свобод, недостаточного уровня понимания Конституционных положений. Наличие жалоб свидетельствует о том, что конкретные права граждан, гарантированные им Конституцией Российской Федерации, в должной мере не реализуются. Рассмотрим некоторые из них. Имело место нарушение фундаментального права граждан на жизнь, предусмотренное статьей 20 Конституции РФ. Обращает на себя внимание число граждан, погибших насильственной смертью.
Не все благополучно обстояло в области с реализацией гражданами права на охрану здоровья, на медицинскую помощь, закрепленного в статье 41 Конституции РФ. Имели место жалобы на недоступность бесплатных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, высокую стоимость лекарственных средств, дефицит необходимой современной медицинской техники и другое. Далеко не всегда, граждане в соответствии со ст. 12
Конституции РФ могли получить достоверную и своевременную информацию о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, других факторах. Не на должном уровне в области реализовывалось конституционное право граждан на государственную защиту материнства, детства, семьи. Юридическое закрепление прав детей в России Конституцией
Российской Федерации в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка не всегда ведет к их фактическому соблюдению и реализации. Анализируя проблемы реализации и защиты прав детей, приходится констатировать, что Россия пока не выполнила одной из главных рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка – не создала работающие механизмы рассмотрения жалоб детей на жестокое,
грубое, унижающее человеческое достоинство обращение. До сих пор в России не решен вопрос о создании ювенальной юстиции, как подсистемы общего правосудия, функционирование которой могло бы дать положительный результат в деле проведения государственной политики по охране прав детства. Имели место случаи затруднения реализации права жителей на образование, поскольку не всегда государственные органы и должностные лица обеспечивали на должном уровне создание системы
соответствующих социально-экономических, организационных условий для получения гражданами надлежащего образования. Большое количество жалоб поступило в связи с нарушением предусмотренного статьей 40 Конституции РФ права на жилище. Исходя из обращений граждан, особо актуальной продолжает оставаться проблема реализации права на жилище малоимущими гражданами. Уполномоченный констатирует, что ст. 40 Конституции
РФ, закрепляющая положение о том, что малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из негосударственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, практически не реализуется. Также поступали жалобы граждан по проблемам, связанным с реализацией права на судебную защиту, предусмотренную статьей 46 Конституции РФ. Одной из таких проблем продолжала оставаться проблема неисполнения судебных
решений, вступивших в законную силу. Количество неисполненных исполнительных документов на 01.01.01 г. составило: о взыскании заработной платы – 5536; о взыскании детских пособий – 13248; по предоставлению жилья – 103; о возмещении вреда здоровью – 113; о взыскании алиментов – 11411. На конец 2000 года не было взыскано заработной платы на сумму 23233257 рублей, детских пособий – 20977292 рубля. В соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на получение
квалифицированной юридической помощи. В области существуют серьезные проблемы с реализацией этого гарантированного права. Высокая плата за оказание юридических услуг привела к тому, что не только малоимущим слоям населения становится недоступным получение квалифицированной юридической помощи, но и большинству населения с более или менее устойчивыми доходами. Исходя из анализа жалоб граждан, можно констатировать, что имело место ограничение права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, предусмотренного
статьей 27 Конституции РФ. В основном, это ограничение было связано с отсутствием паспорта гражданина Российской Федерации и отсутствием регистрации по месту пребывания и жительства. Ограничение свободы передвижения граждан наблюдалось в связи с отсутствием у них в паспорте штампа о регистрации по месту пребывания или жительства. Многие граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, попадают в нетерпимое положение. Государство как бы вычеркивает их из жизни – они лишены не только
социальных прав (на жилище, медицинскую помощь и т.п.), но и гражданских, и политических прав, а подчас и права на жизнь. Отсутствие регистрации по месту жительства ведет к отсутствию нормальной работы. Многие работодатели даже не хотят разговаривать с гражданином, если он не зарегистрирован по месту жительства. Поэтому вышеуказанные граждане держатся за самую тяжелую, низкооплачиваемую работу и боятся куда-то переехать, попытаться улучшить условия своей жизни на новом месте, опять же из-за отсутствия
регистрации. Недостаточно активно реализовывалось право граждан на осуществление ими властных полномочий через референдумы, сходы, собрания граждан, всенародные обсуждения, предусмотренное статьей 3 Конституции РФ, что могло бы снять многие спорные вопросы между гражданами и государственными структурами при принятии различных решений органов власти и местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы граждан. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что наиболее значимыми для граждан
и остро переживаемыми являются нарушения социально-экономических прав жителей, признанных гарантировать достойный для человека уровень жизни, невозможность их реализации, что ведет к недоверию населения к власти, порождает инертность у многих граждан к защите своих прав, неверие в возможность их реализации. Вывод Изучив достаточно много материала по этой теме, начиная от самой Конституции РФ и заканчивая газетными статьями, посвященными проблемам ее реализации, я объединила весь
объем информации, постепенно анализируя и по-своему интерпретируя полученные данные. Исходя из этого, я смогла сделать соответствующие выводы. Проведя свое небольшое исследование, я пришла к выводу, что все, или, во всяком случае, многие проблемы в реализации Конституции обуславливаются недостаточно развитым уровнем правосознания, как граждан, так и правительства. На нынешнем этапе развития общества необходимо стремиться, в полном объеме реализовать
заложенный в Конституции потенциал, а не пытаться вносить поправки в конкретные ее статьи. В условиях, когда на первый план выдвигаются задачи не изменения текста Конституции, а обеспечения ее стабильности и реализации внутреннего потенциала, важным инструментом развития заложенных в Конституции 1993г. нормативных положений, принципов является официальное их толкование. Совершенствование практики применения конституционных норм так же видится важнейшим направлением современного
конституционно-правового развития, предпосылкой преодоления конституционного нигилизма в России. Важно, обеспечивая стабильность действующей Конституции, привести в действие все ее нормы и институты, обеспечить их регулирующее воздействие на общественные отношения, что составляет динамический аспект действия Конституции РФ. Последний отражается в самом тексте
Основного Закона понятием «прямое действие Конституции». Обеспечение прямого действия Конституции (прежде всего в практической деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц) способно существенно повлиять на состояние и развитие конституционного правосознания российских граждан. Прямое действие Конституции должно пронизывать все сферы юридической практики, охватывать все формы
правореализации, выступая при этом в качестве основополагающего принципа деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, должностных лиц и граждан. Причем особое влияние на сознание граждан оказывает практика применения Конституции РФ правоохранительными органами, с которыми граждане сталкиваются чаще всего и в наиболее острых критических ситуациях. Поэтому, сложившаяся практика, когда правоохранительные органы, как правило,
применяют Конституцию опосредованным образом (через конкретизирующие ее отраслевые нормы), нуждается в существенной корректировке. Список литературы: 1. Комментарий Конституции РФ (под редакцией Б.Н.Топорина) 2. Аргументы и факты: «Так ли есть на самом деле?» (В.Ю.Фролов) (Жалобы на нереализацию Конституции) 3. А.
Н.Головистикова, Л.Ю.Грудцына: «Конституция РФ» 4. Л.Ю.Грудцына: «Проблемы реализации конституционных гарантий прав и свобод граждан» 5. В.О.Лучин: «Конституция РФ; Проблемы реализации» 6. П.А.Николаева: «Новый уровень правосознания в России».
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |