Реферат по предмету "Политология"


Информационный тоталитаризм. Программирование сознания

Содержание. План….1. Введение. Предмет политологии… 2. Истоки и предпосылки информационного тоталитаризма………….3. Понятие и функции информации… 4. Структура политического сознания… 5. Пути формирования политического сознания….6. Функции политического сознания…7. Политическое сознание и политическое поведение…16. 8.

Вывод…9. Список использованной литературы….19. План. 1. Вводная часть. Политология - как наука. 2. Тоталитаризм – предпосылки возникновения. 3. Роль информации в политике. 4. Уровни политического сознания. Введение. 1. Предмет политологии Основы политической науки заложены идеями Платона («Республика») и

Аристотеля («Политика»), живших в IV в. до н. э. Политические явления анализировал также римский сенатор Цицерон. В эпоху Ренессанса самым известным мыслителем был Никколо Макиавелли («Государь, 1513). Гуго Гроци опубликовал «О законах войны и мира» в 1625 г. В эпоху Просвещения к вопросам сущности государства и функционирования правительства обращались очень многие мыслители. Среди них были Фрэнсис Бэкон. Гоббс,

Локк. Монтескье и Руссо. Однако собственный предмет политической науки выделился только после того, как под влиянием американской и французской революций изменился облик западного общества. В качестве самостоятельной дисциплины она оформилась благодаря работам Конта и Сен-Симона (Франция). Другой француз, Алексис де Ток-вилль, опубликовал книгу «Демократия в Америке» в 1835-— 1840 гг.

Она считается одной из самых влиятельных. В США к важнейшим политическим работам относятся газеты федералистов. В 1871 г. в Париже основан Институт политических исследований. Школа политической науки основана в 1880 г. при Колумбийском университете в Нью-Йорке. Политология — термин, образовавшийся из двух греческих слов: «politike» + «logos», — буквально означает «политическая наука». В связи с этим как только её не называют; а) наукой о государстве; б)

наукой о политическом господстве; в) наукой о политическом порядке; г) учением о формировании и разделении власти; д) учением об авторитетном распределении ценностей в обществе, а американские политологи именуют ее теорией регуляции конфликтов. Если большинство людей не сомневаются в том, что политология — настоящая наука, то меньшинство, и поверьте, не самое глупое, отказывает ей в этом, зачисляя политологию в разряд искусства. Термин «политология» появился позже слова «социология», а именно в 90-е гг.

XX в и принят только в нашей стране. Науку, изучающую сферу политики в широком смысле этого слова, в мировой практике называют по-разному: «политическая наука», «политология», «политическая социология». Во Франции, например, предпочитают эту науку называть «политическая социология», в Испании — «политология», в англосаксонских странах —-«политическая наука». В России в исследовательской работе ВАК называет данную науку «политические науки», а в вузовских учебных

программах предпочтение отдают названию «политология». В США чаще используется название «политические науки». Суть дела от этого не меняется, поскольку слово «полис» на древнегреческом обозначало «государство» как политическую надстройку общества, а значение слова «логия» вы уже знаете. Итак, социс — общество в целом, полис — государство, часть общества, его политическая надстройка. «Политика

является более сложной наукой, чем физика.» А. Эйнштейн Как в начале, так и в конце XX в. политологию часто считали дисциплиной, представляющей собой перекресток многих других наук, включая социологию, государство и право, историю, экономику, социальную психологию и др. Отсюда и название — «политические науки». Политология — наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других ннститутов осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее,

а также ряда других политических явлений. Политология — точная наука . Политология — единая наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и се взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и прежде всего государства и права и т.д. Понимаемая в этом значении, политология аналогична экономической науке, социологии, философии и другим

интегральным наукам, объединяющим соответствующие комплексы знаний о тех или иных сферах жизнедеятельности. Итак, политология представляет собой единую, интегральную науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом. Дать более конкретное общее определение этой науки практически невозможно. Это вызвано прежде всего чрезвычайной многозначностью термина «политика», возможностью различных способов ее описания, а также дискуссионностью представлений о предмете политологии.

Учитывая все это, некоторые авторы предлагают вообще отказаться от попыток дать этой науке общепризнанное определение. При подготовке реферата бы использованы мной схемы и таблицы из трудов отечест-венных и зарубежных политологов. Таблицы отражают различные социально-политические аспекы, см. ниже по тесту. Схема 2. Истоки и предпосылки информационного тоталитаризма Понятие информационный тоталитаризм. Тоталитаризм как тип политической системы возник в

XX в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). В этимологическом, неполитическом значении этот термин издавна использовался многими учеными. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Муссолини в 1925 г. В конце 20-х гг. английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном

политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. Теория информационного тоталитаризма складывалась в 40—50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма — работы

Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и X. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951). а также совместный труд К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать информационный тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.см. Схема 2. Одной из главнейших предпосылок возникновения тоталитарного политического режима является становление индустриально развитого общества.

Ввиду ограниченной применимости эмпирических теорий информационного тоталитаризма представляется более плодотворным трактовать его (аналогично демократии) как преимущественно нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной

системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий. Хотя информационный тоталитаризм становится реальностью лишь в XX в его идейные истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству,

а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами». Достаточно детальное обоснование тоталитарные модели государства получают у Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы. Г. Бабефа, Сен-Симона, Ж Ж. Руссо. В более позднее время они развиваются в трудах

Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина, Сореля, Зомбарта и других мыслителей. Несмотря на глубокие содержательные различия, тоталитарные концепции имеют общую логику. Как отмечал Н. А. Бердяев, первоистоки тоталитаризма следует искать в политизации утопии. Идеальные образы совершенного, гармоничного строя — утопии — играют огромную роль в истории. И они в большей части осуществимы, но непременно в извращенной форме. «Целостность есть главный признак

утопии. Утопия всегда тоталитарна, враждебна к свободе». Тоталитарная утопия представляется в форме идеологии, обосновывающей цели коллективных действий. Дальнейшая логика формирования тоталитарного строя примерно такова. При этом подавляется всякое инакомыслие, ибо без единой идеологической веры невозможно массовое послушание. Управляемая из центра сложнейшая государственная машина не допускает индивидуальной свободы граждан-

винтиков, так как это угрожает сглаженности всего целого. Ради достижения великой общей цели позволительно исполь-зовать любые средства, не считаясь с затратами и жертвами. Схема 2. 3. Понятие и функции информации. Роль информации в политике. Неотъемлемой составной частью политики являются средства массовой информации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах

информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, различными носителями информации, а также между государством и гражданами. Это обусловлено самой природой политики как коллективной,

сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.п.) и координацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан

и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, К ним относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео

экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение. Изобретение и распространение в

XIX—XX вв. телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся коммуникационные потребности государств, но и произвело настоящую революцию в политике. СМИ сделали практически возможным осуществление многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, значительно изменили способы легитимации и осуществления власти, структуру ее ресурсов. В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом,

оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически важной информации являются СМИ. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента,

партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например о других странах, о политических лидерах и т.п СМИ управляются и контролируются определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют прежде всего их собственники, в государственных

— государственные службы, в общественно-правовых — общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона. В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм. Так. во Франции такой инстанцией является Высший совет по аудиовизуальной коммуникации.

Он не только контролирует государственные и частные теле- и радиостанции, но и выдает им государственные лицензии на право выхода в эфир. В Великобритании общие направления деятельности радио и телевидения определяют правительство и парламент. За соблюдением прессой этических норм следит специальная комиссия по самоконтролю. Демократический контроль со стороны общества за информацией, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является

нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничений в тех случаях когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств. В современном мире с развитием спутникового телевидения и некоторых других СМИ, обладающих почти безграничным радиусом действия, расширились возможности культурно-информационной экспансии мощных информационных корпораций ведущих стран

Запада. Располагая новейшей техникой и технологией, богатым опытом радио- и телевещания и опираясь на свою экономическую мощь, они непосредственно подчиняют или вовсе вытесняют национальное радио, телевидение и кинематограф и навязывают более слабым странам свои культурные и потребительские стандарты. Как неоднократно отмечалось на конференциях ЮНЕСКО, под предлогом свободы распространения информации транснациональные информационные корпорации формируют неадекватные социально-экономическим реальностям

этих стран потребности и ценностные ориентации, культивируют роскошь и «потребительство в мире бедности» и тем самым дестабилизируют политическую ситуацию, разрушают культурную самобытность народов. Такая свобода информации нуждается в ограничениях. Информационная власть, подобно власти политической и экономической, нуждается в контроле со стороны общества и государства. Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития, поскольку

без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований. Информационный тоталиторизм необходим. 4. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. Политическое сознание — сложное и многоуровневое явление, обладающее внутренней структурой. Политическое сознание имеет внутреннюю структуру, состоящую из политической идеомти и политической

психологии. Это важнейшие части политического сознания, определяющие, с одной стороны, характер теоретического обобщения политического развития общества, и, с другой стороны, эмоции и внутренние переживания, градации восщшятия и сложившиеся предрасположенности индивидов и групп людей относительно распределения вяастных полномочий и развития властных отношений.Структура политического сознания широко охватывает различные сферы общественной деятельност и формирует варианты участия отдельной личности в политическом процессе.

Полтическое сознание имеет несколько уровией. Таблица 1. Как можно отметить, уровни политического сознания выделены в зависимости от обладания политическими знаниями и специальными навыками. Именно эти условия определяют, насколько развернутые представления о сфере политического имеет ин-дивид и насколько компетентно он может судить о текущем политическом моменте, выстраивать предположения и давать оценки.

С другой стороны, необходимо выделять различные виды политического сознания исходя из количества субъектов властных отношений.Соотношение индивидуального и общественного, группового в политическом сознании нельзя определить с достаточной точностью. Эта сфера политической реальности может быть формализована, то есть приведена к строгим научным нормам лишь отчасти и в наиболее общих моментах. Общественное сознание дает живой и разнообразный материал, который служит основой сознанию индивидуальному

для выработки сугубо личного отношения к политическим процессам, протекающим в обществе. Однако это именно материал, который неизбежно будет переработан отдельным человеком с использованием личного опыта: знаний, переживаний, страхов и надежд. Кроме того, личность — это не только пассивная субстанция, подвергаемая воздействию внешней общественной реальности, это активный субъект, в свою очередь юздейсгвующий на ход политического процесса в обществе.

Поэтому можно лишь констатировать, что индивидуальный и групповой уровни политического сознания составляют единый пласт политического сознания общества, где одинаково важная роль принадлежит и личности, и обществу. Систематическое членение этого пласта необходимо для научного исследования политической жизни, но носит условный характер и требует осторожности и постоянной оглядки на действительный политический процесс. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. Политическое сознание обладает рядом отличительных особенностей.

Они, с одной стороны, связывают его с другими формами общественного сознания в целом, с другой — выделяют его из всей совокупности духовной жизни человеческого общества. Таб. 2. 5. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Как одна из сфер духовного творчества человека и общества политическое сознание вбирает в себя самые широкие пласты общественной культуры. Процесс формирования политического сознания как отдельного человека,

так и различных этнических, профессиональных, конфессиональных, хозяйственных и иных общностей представляет ссйбой чрезвычайно сложный и разносторонний процесс. Все особенности генезиса и развития политического сознания того или иного уровня и вида учесть и охарактеризовать невозможно. Поэтому попытаемся выделить основные пути формирования политического сознания, то есть описать наиболее общие виды зарождения и эволюционного развития политических представлений.

Таких путей обнаруживается два: осознанно-групповой и механически-групповой.Таковы основные отличительные особенности политического сознания, составляющего важную часть сознания общественного. Рассмотрим теперь, каковы основные пути формирования политического сознания.Участник властных отношений, который может быть представлен как отдельным индивидом, так и социальной группой, общностью, вырабатывает свое политическое сознание на основании самых различных объективных

факторов и личностных влияний и устремлений. Однако направление развития политического сознания, структура его постепенного изменения и развития составляют особенный путь формирования политического сознания, в котором может преобладать созидательный, творческий элемент или же элемент подражания и простого заимствования, копирования уже выработанных политических идеалов и ценностей. Это различие и порождает два главных пути выработки политического сознания.

Таб. 3. 6. Функции политического сознания. Политическое сознание представляет собой один из наиболее динамических пластов политической активности общества, Таблица 2. которые отражают как новые сочетания объективных факторов социального развития, так и влияние отдельных субъектов властных отношений, даже отдельных личностей, способных существенно скорректировать направление развития властных отношений в обществе.

Именно эта непрерывно развивающаяся основа предшествует действительным изменениям в политической системе общества, в расстановке главных политических сил. Политическое сознание является тем механизмом, который подготавливает и закрепляет новые элементы в политической культуре и традициях общества. Всякая свежая и оригинальная идея или инициатива, не нашедшая опоры в политическом сознании общества, обречена на затухание и гибель. Подобная идея не в состоянии проникнуть во все сферы общественного

организма и затронуть самые отдаленные его уголки. Она оказывается изолированной от важнейших политических движений внутри общества, ход которых во многом определяется политическим сознанием и теми функциями, которые оно осуществляет.В действительной политической жизни степень реализации различных функций политического сознания зависит от стечения конкретных обстоятельств, различных субъективных и объективных факторов.

Если политическое развитие общества ставит под вопрос само существование социальной группы как деятельного участника властных отношений, то на первое место в политическом сознании группы выходят идеологическая и воспитательная функции. В данном случае группа будет стремиться обеспечить переосмысление и необходимое изменение политических идеалов и воззрений, а также формирование нового более приемлемого стиля реализации властных интересов последующим поколением. Если же социальная группа или класс занимают прочные политические

позиции, то на первом месте оказываются коммуникативная и когнитивная функции, которые дают возможность обеспечить конструктивное взаимодействие с различными элементами политической системы общества. 7. Политическое сознание и политическое поведение. Политическое сознание является одним из основных факторов, которые определяют поведение субъекта властных отношений. При всем возможном разнообразии влияний, которым подвержен человек или группа людей, участвующих

в ходе политического процесса, политическое сознание обязательно в определенной степени воздействует на их политическое поведение. Степень этого влияния может быть различной и зависит от стечения обстоятельств политической жизни общества в конкретный момент времени. В контексте мотивации политической активности особенно кажным является индивидуальное политическое сознание, формирующее политическое поведение отдельной личности.

Отдельный человек как субъект властных отношений в обществе представляет собой наиболее динамический элемент этих отношений, и в то же время он составляет наименьшую ячейку политической кизни в обшестве. Всякое политически значимое событие неизбежно проходит через установки и опыт политического сознания личности, получая, таким образом, в глазах человека специфическую окраску, отражающую его собственное отношение к сфере политики вообще. Поэтому политическое сознание индивида всегда выступает в качестве

наиболее сильного мотива его действий в области политической активности. Политическое сознание в определенной степени пластично, кюбразно с изменением политической ситуации в обществе. Трансформация опыта субъекта политики и самой струк-туры, основ восприятия им политической реальности не поддаются де- Таблица 3. тальному описанию, сложны и многообразны. Поэтому и мотивационная роль политического сознания способна изменяться, преподнося самые неожиданные

сюрпризы. Итак, политическое сознание - это важнейший фактор, который обусловливает, мотивирует политическое поведение субъектов властных отношений, представленных как отдельным индивидом, так и различными социальными группами, слоями или классами. Различные события получают неодинаковое отражение в политическом сознании. Механизм отображения и интерпретации политического процесса политическим сознанием субъекта властных отношений определяет форму мотивации его политического поведения.

8. Вывод. Итак, политология представляет собой единую, интегральную науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом. Политология — наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других ннститутов осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). Тоталитарные взгляды и прежде всего идеи необходимости

полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами». Информационная, политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничений в тех случаях когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств

При этом подавляется всякое инакомыслие, ибо без единой идеологической веры невозможно массовое послушание. Управляемая из центра сложнейшая государственная машина не допускает индивидуальной свободы граждан-винтиков, так как это угрожает сглаженности всего целого. Ради достижения великой общей цели позволительно исполь-зовать любые средства, не считаясь с затратами и жертвами. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и

требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например о других странах, о политических лидерах и т.п

Итак, политическое сознание - это важнейший фактор, который обусловливает, мотивирует политическое поведение субъектов властных отношений, представленных как отдельным индивидом, так и различными социальными группами, слоями или классами. Различные события получают неодинаковое отражение в политическом сознании. Механизм отображения и интерпретации политического процесса политическим сознанием субъекта властных отношений определяет форму мотивации его политического поведения.

9.Список используемой литературы. 1. ПугачёвВ. П Соловьёв А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — 3-е изд перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1997 447 с ISBN 5-7567-0117-6. 2. ПугачёвВ. П Соловьёв А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — 3-е изд перераб. и доп. —

М.: АСПЕКТ ПРЕСС Москва 2000. -378 с. Рекомендовано Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. 3 Кравченко А. И. Политология : учеб М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. -448. 4 . Научный редактор проф. А.А. Радугин Авторский коллектив: канд. ист. наук

И.И. Садовая, доц. Г.С. Чернышев, канд. соц. наук К.А. Радугин. Политология: Учебное посо-бие для вузов / Научный редактор П50 А.А. Радугин.— 2-е изд перераб. и дополн.—М.: Центр, 2000.—336 с. ISBN 5-88860-041-5. 5. С. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. ( Dok.) 2000г. Медиа – док.

6. Политология в логических схемах и таблицах /Авт сост. В. А. Варывдин; Под ред. А. В. Миронова. — М: Соц полит, журн 1995. — 160 с. 7. Фоменко С.А. Политология: Учебное пособие. — М.: ТЕИС, 2000. — 369 с. ISBN 5-7218-0274-х



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.