Реферат по предмету "Политология"


Европейская цивилизация

МНСТЕРСТВО ОСВТИ ТА НАУКИ УКРАНИ ХАРКВСЬКИЙ НАЦОНАЛЬНИЙ УНВЕРСИТЕТ РАДОЕЛЕКТРОНКИ Кафедра штучного нтелекту Реферат Тема Формування вропейсько цивлзац та цнностей Дисциплна Боннський процес та кредитно-модульна система Виконав Ст. гр. ЕА 3 Шевченко О.В. 2006 Содержание 1

ВВЕДЕНИЕ 2 Формирование европейской цивилизации и е ценностей.2.1 Промышленный переворот.2.2 Изменение в общественных отношениях 2.3 Крестьянство в индустриальном обществе 2.4 Становление либеральной демократии.2.5 Социалистическая идея 2.6 Вера в прогресс 2.7 Национализм2.8 Шовинизм2.9 Новые империи3 Средневековая европейская цивилация13 3.1

Пространственные и временные рамки Средневековья 3.2 Сельское хозяйство 3.3 Ремесло 3.4 Торговля и финансы 3.5 Строительство3.6 Государство и удел3.7 Власть светская и власть духовная 3.8 Город, замок и деревня.3.9 Война и мир 3.10Центры письменности монастыри, университеты 3.11Архитектура 3.12Литература.3.13Скульптура и живопись 4 Европейские великие державы 26 4.1

Великобритания 4.2 Франция4.3 Германия 4.4 Австро-Венгрия5 ВЫВОДЫ.32 ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ЕЕ ЦЕННОСТЕЙ 1 ВВЕДЕНИЕ В XIX столетии жизнь обитателей Европы начала меняться очень быстро. В начале прошлого века европейцы оглядывались на времена столетней давности как на совершенно другую, бесконечно далекую эпоху.

Ломка прежних традиций и устоев, стремительные перемены во всех областях жизни были настолько глубоки, что ощущались как признаки появления совершенно нового способа существования, нового общественного устройства. Философы и историки стали называть его по-разному капиталистическое, индустриальное, модернизированное современное общество. 2 ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И МИР 2.1 ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ Паровые двигатели и механические станки резко, в десятки раз подняли производительность

человеческого труда. Паровозы, пароходы, а позже автомобили решили проблему перевозки грузов и невиданно быстрого передвижения людей. Изобретения и усовершенствования следовали одно за другим, преображая старые отрасли промышленности и создавая новые.Тихие и немноголюдные городки при жизни одного поколения вырастали в крупные промышленные центры вс больше становилось городов с миллионным населением.Промышленная цивилизация предъявляла к человеку совершенно новые требования, во многом противоположные

прежним. Идеальный герой эпохи индустриализации, будь то фабрикант или рабочий, должен был надеяться только на себя, трудиться в поте лица и постоянно стремиться достичь большего и лучшего. Часто работа шла без выходных и праздников, на пределе сил и способностей, на износ.Началось вс с Англии еще в XVIII столетии. Талантливые изобретатели-самоучки, предприимчивые фабриканты, умелые рабочие без какого-либо вмешательства государства всего за несколько десятилетий преобразили

жизнь и сделали страну мастерской мира. Постепенно в индустриальную гонку втянулись все европейские государства.Уклониться от участия в этой гонке было невозможно отставший быстро оказывался в экономической зависимости от лидеров. Когда дешевые и качественные английские товары фабричной выделки наводнили рынки континентальной Европы и началось разорение местных ремесленников и мануфактур, правительства многих стран стали активно и целенаправленно подстегивать рост собственной промышленности давали кредиты и

выгодные заказы фабрикантам, строили дороги, открывали специальные институты для подготовки инженеров.Однако не во всех странах эти усилия приносили такие результаты, как, например, в Германии, где начался крутой промышленный подъем, в некоторых регионах Европы Юг Италии, Испания, Португалия и др. отсталость превращалась в хроническую.Для большинства народов Европы промышленная революция была не плодом их собственного развития, а привнесенным

извне требованием времени. Ломка старых общественных устоев везде была болезненной. 2.2 ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ С возникновением промышленной цивилизации рухнули вековые принципы жизненного устройства.В Средние века и в раннее Новое время место человека в общественной иерархии определялось при рождении важнейшей добродетелью была готовность довольствоваться этим местом. В эпоху промышленного переворота впервые в истории возникло общество, не только не стремящееся обуздать

выскочек, а, наоборот, поощряющее инициативу и предприимчивость.Каждому человеку предлагалось самостоятельно добиваться общественного признания своих способностей и талантов. Покорность судьбе перестала считаться добродетелью и превратилась в порок.До начала индустриальной эпохи взаимоотношения верхов и низов общества строились почти так же, как в семье отеческая опека в обмен на верную службу и благодарность.

Землевладельца и крестьянина, хозяина и работника связывали личные отношения, которые могли длиться не только всю жизнь, но и переходить из поколения в поколение. Капиталист же, в отличие от господ прежних времен, не претендовал на роль заботливого отца своих рабочих и не ждал от них благодарности.Наем на работу стал всего лишь разновидностью торговой сделки между юридически равными взрослыми людьми, которая расторгалась так же легко, как и заключалась.

Тут не было места ничему личному конкуренция обрекала на неминуемое разорение любого сердобольного хозяина, держащего из жалости плохих работников или завышающего зарплату.Принять эти безличные отношения как должное могли далеко не все. Маленький человек, нуждающийся в заботе и покровительстве со стороны сильных мира сего, проникался в таких обстоятельствах ненавистью к бездушным эксплуататорам.

Новое общество казалось безжалостным.В традиционном обществе каждый человек жил в коллективе, в сложной системе отношений и связей. Эти отношения были в основном принудительными, человек строил их не сам. Вся жизнь его протекала на виду и под контролем, но зато он всегда мог рассчитывать на помощь своих. Но настали времена, когда свое унаследованное от предков положение в обществе теряли миллионы людей и они срывались с насиженных мест, в поисках лучшей доли ехали в города, перебирались в другие страны

и даже на другие континенты. То, на что прежде решались лишь немногие герои и авантюристы, стало нормой.Европеец начала ХХ века имел гораздо больше возможностей выбора, чем его прадед, но гораздо меньше уверенности в завтрашнем дне. И очень многие едва ли не большинство с тоской вспоминали старые добрые времена, когда община, цех, государь, государство защищали его и направляли его жизнь. 2.3 КРЕСТЬЯНСТВО В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ Особенно болезненно воспринимали перемены крестьяне.

Почти во всех странах они составляли большинство населения, именно в их сознании традиции предшествующих поколений коренились особенно прочно, именно они были хранителями традиционных жизненных ценностей, культуры и образа жизни.Крестьянин веками в поте лица добывал свой хлеб, довольствуясь тем, что могла дать ему земля. Благополучие семьи земледельца зависело от нее самой, и только непредсказуемая природа могла лишить ее средств к существованию.К концу XIX века в сельское хозяйство пришли механизация, новые

орудия труда, удобрения, новые приемы и технологии работы зависимость от милостей природы ослабела. Но на смену ей пришла зависимость не менее жесткая от столь же слепых и неуправляемых сил рыночной конкуренции.Натуральное хозяйство естественная и привычная форма человеческого существования ушло в прошлое. Почти вс, что производилось, шло на рынок и там же покупалось вс необходимое.Промышленная революция создала общество, в котором покупателями и продавцами стали все.

Благодаря железным дорогам и пароходам перевозки удешевились настолько, что уже существенно не повышали цену привезенного издалека товара к началу ХХ века перевоз тонны зерна из Америки в Англию обходился всего в 8 центов.Экономическими конкурентами становились удаленные друг от друга страны. К концу столетия даже в самых глухих уголках Европы цены на продовольствие и сырье зависели уже не столько от местных урожаев, сколько от мирового

рынка каждый крестьянин, продающий хотя бы мешок зерна, становился участником всемирной конкуренции.В традиционном обществе конкуренция считалась злом, ее старались всячески избегать. Теперь она стала главной движущей силой экономики, побуждая производителей добиваться удешевления и повышения качества своих товаров. Крестьяне и ремесленники, работавшие по старинке, разорялись.В Англии промышленная революция началась уже после того, как преобразилась деревня крестьянские общины

сменились обособленными фермерскими хозяйствами. Фермеры работали на земле не просто для того, чтобы прокормить свои семьи, но и для того, чтобы получить прибыль от продажи продуктов. Именно фермеры создали массовый спрос на ткани, посуду, сельскохозяйственные орудия и другую продукцию быстро растущей фабричной промышленности.В свою очередь рост городского населения обеспечивал вс больший спрос на продовольствие, и предприимчивые фермеры с выгодой для себя наращивали его производство.

Дедовские методы земледелия и животноводства уступали место новым, более рациональным и интенсивным.Сходным образом дело обстояло в странах Северной Европы Нидерланды, Скандинавия, где фермеры стали разводить скот и поставлять в Англию молоко и колбасы, покупая там машины для своего хозяйства. Оставаясь аграрными до конца XIX века, эти страны, тем не менее, не ощущали себя сырьевыми придатками

более индустриализованных соседей сельский труд здесь был не менее производительным, чем городской, и позволял успешно накапливать капиталы. 2.4 СТАНОВЛЕНИЕ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ Традиционное общество строилось на двух принципах люди, родившиеся в разных сословиях, имеют разные права, неравноправны общие интересы всегда важнее устремлений отдельных людей.Главными политическими идеями индустриального общества стали равноправие и индивидуальная свобода.

Эти идеи имели глубокие религиозные корни отнюдь не случайно они появились на почве христианской цивилизации.Согласно христианскому учению, каждый человек приходит в мир и в свой час покидает его по воле Создателя. В этом мире идет борьба дьявола и Бога за души людей. Жизненный путь человека это испытание его души. В своей земной жизни человек сам должен распознавать, что есть добро, а что зло, и он обладает свободой воли самостоятельно выбрать на чьей он стороне.

За то, как человек распорядился данной ему земной жизнью, душа его после смерти тела ответит на Страшном суде.Все люди рождаются равными и свободными. Никто не имеет права отнимать у человека то, что дал ему Творец, отправивший его душу на испытание в мир, жизнь и свободу выбора. Общество должно быть устроено таким образом, чтобы никто никогда не был стеснен в осуществлении этих

неотъемлемых прав человека.Если государство ради своих целей лишает граждан жизни или силой навязывает им свою волю, оно дьявольское орудие, какими бы благими намерениями ни оправдывали свои дела тираны.Индустриальный рывок в Англии показал, что свобода личности и равенство всех перед законом не только оправданны морально, но и чрезвычайно выгодны, полезны для общества. В массовом сознании вс прочнее укоренялись убеждения, что права и свободы личности священны и неприкосновенны,

что они более значимы, чем любые интересы общества и государства. Государство отказывалось от своей прежней роли опекуна граждан, вторгающегося в их частную жизнь для их же блага. Постепенно общество признавало, что человек вправе делать вс, что ему угодно, если его поведение не наносит вреда другим разрешено вс, что не запрещено законом. Из идеи равноправия следовало, что все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством,

что власть должна избираться всеобщим голосованием, что самым справедливым является государство демократическое. Однако даже самая демократическая власть не может вторгаться в частную жизнь отдельного человека, суверенной личности. Ограничения, которые не вправе переступать власть, фиксировались в конституциях и других законах.В ХХ веке во многих странах на подобных идеях постепенно выстраивалась сложная, тонкая, но весьма прочная и устойчивая общественная и государственная система, которую называют либеральной демократией.

Либеральная конституция и демократически избираемый парламент стали нормой для европейского государства уже с начала прошлого столетия. 2.5 СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Стремительный рост общественного богатства и темпы общественных изменений возродили давнюю мечту европейцев об идеальном изобильном и справедливом обществе. Появилась теория научного социализма, которая утверждала, что достижения индустриальной цивилизации

уже позволяют построить такое общество социализм, коммунизм. Автор одного из вариантов этой теории, немецкий экономист и философ Карл Маркс, полагал, что машинный труд стал достаточно производительным, чтобы обеспечить достойную жизнь всем людям.Концентрация богатств в руках меньшинства казалась несправедливой всегда, но в прежние эпохи она была полезна для человечества. Богатство освобождало своих обладателей от тяжких забот о хлебе

насущном освобождало для труда умственного и творческого, более сложного и тонкого. Свободный труд немногих создал человеческую культуру. Благодаря интеллектуальным усилиям этих немногих труд всех остальных людей становился вс более продуктивным, производительным.Частная инициатива капиталистов многократно ускоряет экономический рост и технический прогресс и впервые в истории человечества создает условия для всеобщего материального достатка.

Теперь, когда производство так развилось, стало наконец возможным удовлетворить основные материальные потребности всех людей в пище, жилье, одежде, материальном комфорте.Из этого социалисты делали вывод пора коренным образом изменить основы организации общества ведь присвоение продуктов общего труда немногими потеряло смысл. Человечеству, чтобы идти дальше, к обществу свободы, равенства и изобилия, предстоит убрать со своего пути главный тормоз частную собственность, частное

производство.К концу XIX века марксистские и иные уравнительные идеи стали весьма популярными, возникло массовое социалистическое социал-демократическое движение, лидеры которого призывали к ниспровержению существующего строя, к социалистической революции. 2.6 ВЕРА В ПРОГРЕСС Открытия, изобретения, технические усовершенствования производили на людей XIX века настолько сильное впечатление, что от научного прогресса стали ждать решения всех человеческих

проблем, причем в ближайшем будущем. В начале ХХ века оптимисты в Европе и Америке утверждали, что вс худшее в истории человечества уже позади.В развитых странах ужасы раннеиндустриальной эпохи успешно преодолевались на фабриках теперь не работали малолетние дети, рабочий день сократился до 9 11 часов, профессиональные союзы ограничили произвол хозяев предприятий.Не оправдались опасения, что по мере роста промышленности положение рабочих будет ухудшаться

наоборот, к началу ХХ века оно заметно улучшилось по сравнению с недавним прошлым. Теперь пролетарии зарабатывали уже не только на скудное пропитание для семьи, но и на одежду, обувь, мебель, воскресный отдых и т.п. В начале ХХ века в европейских странах появились законы о пенсионном и медицинском страховании рабочих.Поколение, достигшее зрелости к началу ХХ века, имело возможность на себе ощутить, как жизнь меняется к лучшему, становится вс более комфортной

и безопасной. Европейцы были полны веры в свои силы и решимости улучшать мир по собственной воле и разумению. Промышленная цивилизация сделала Европу гораздо более единой все государства были связаны сетью железных дорог объемы международной торговли резко возросли, а с ними и экономическая взаимозависимость раньше никак не соприкасавшихся регионов благодаря телеграфу любые новости мгновенно достигали самых глухих уголков возникли единые европейские моды и стандарты жизни.

Сблизились законодательства разных стран границы между государствами стали прозрачными, и люди, как правило, беспрепятственно ездили из одной страны в другую.Но одновременно появилась мощная сила, разъединявшая европейские народы, национализм. 2.7 НАЦИОНАЛИЗМ Понятие нация относительно новое. Еще в начале XIX века границы государств на карте Европы имели мало общего с границами расселения народов,

и никто не видел в этом ничего ненормального. На протяжении многих веков люди осознавали себя подданными своего государя, жителями своей малой родины Бургундии, Баварии, Ломбардии но не французами, немцами или итальянцами. Когда тот или иной монарх предъявлял свои права на какие-то земли, он доказывал их не тем, что там живут люди, говорящие на одном с ним языке, а тем, что эти земли когда-то принадлежали его предкам.

В XIX веке ситуация изменилась именно принадлежность к нации теперь определяла самосознание европейца. При этом нацию стали представлять себе как некую сверхличность, наделенную собственным сознанием, разумом, волей и точно так же способную страдать от несвободы, как отдельный человек.Появилась идея суверенитета нации, т.е. ее права самостоятельно определять свою судьбу. Отсутствие суверенитета и раздробленность стали ощущаться как кровоточащая рана, требующая немедленного

лечения.Философы разных стран размышляли о смысле и предназначении своей нации, о ее своеобразии и месте среди других народов. Школьные учебники истории стали рассказывать не о судьбах королевских династий, а о рождении нации и ее пути к расцвету.XIX столетие породило огромное количество литературы, посвященной национальным идеям германской, французской, итальянской, испанской Национализм стал основным источником военных конфликтов в

Европе все войны, которые велись между 1815 и 1914 годами, были так или иначе связаны с процессом национального размежевания. В ходе этих войн объединились Германия и Италия, получили независимость от Османской империи и создали собственные государства греки, болгары, румыны, сербы, черногорцы. Постепенно в массовом сознании укреплялась мысль, что каждая нация должна иметь свое собственное отдельное национальное государство.

Старые многонациональные империи Австро-Венгерская, Османская и Российская, испытывали вс большие трудности из-за сталкивавшихся национальных амбиций входивших в их состав народов. 2.8 ШОВЕНИЗМ В первой половине XIX века национализм был романтически-революционным его острие было направлено не против других народов, а против тиранов-угнетателей. Но после обретения национальной независимости националистические чувства

не только не ослабевали, но и усиливались. В начале ХХ века национальные интересы, национальное могущество или наоборот, национальное унижение стали занимать огромное место в сознании миллионов европейцев.Воспитание национальной гордости стало необходимым элементом массового образования. Политики разных партий и направлений принялись играть на национальных чувствах, видя в этом самый верный путь к сердцам избирателей.

Национализм повсеместно вырождался в шовинизм убежденность в превосходстве своей нации над всеми остальными. Взаимоотношения между нациями представлялись по аналогии с конкурентной борьбой на рынке или с дарвиновской борьбой за существование биологических видов. Каждый здоровый национальный организм должен был, отталкивая локтями соперников, бороться за расширение своей территории. Ареной этого межнационального соперничества стал весь мир.

Один из британских премьер-министров в начале ХХ века писал Грубо говоря, все мировые нации можно разделить на живые и умирающие Слабые государства становятся еще слабее, а сильные сильнее Живые нации будут постепенно посягать на территории умирающих, а семена и причины конфликтов между цивилизованными нациями быстро произрастать. 2.9 НОВЫЕ ИМПЕРИИ Обострившееся национальное сознание народов

Европы препятствовало экспансии на континенте любой, даже самой могущественной державы. Но остальной мир еще был полностью открыт для такой экспансии там европейцам противостояли не сплоченные нации, а слабые, остро нуждающиеся в деньгах, часто враждующие друг с другом и нередко презирающие собственный народ властители. Подчинить их своему влиянию обычно не составляло большого труда. Технологическое прежде всего военное преимущество европейцев делало некогда великие цивилизации

Востока беззащитными. Даже небольшие западные страны сумели установить свой контроль над обширными территориями.Обладание собственной колониальной империей на рубеже XIX ХХ веков далеко не всегда диктовалось экономическими выгодами, но считалось делом национального престижа, непременным признаком великой державы. 3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ 3.1 ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ

И ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Средневековьем считается период от распада Римской империи конец V века до возникновения протестантизма начало XVI века. За это время западная цивилизация менялась настолько сильно что нужно выбрать какой-то период в качестве характерного. Для нас эту роль будет играть высокое средневековье XI -XIII века. О том, как менялась цивилизация до и после этого времени, сказано в главе 2.

В пространственном отношении центром средневекового запада является территория Италии, Франции, Германии и Англии.Но даже на этой территории не все процессы проходили одновременно и равномерно. Например, Италия в культурном и социальном развитии опережала остальные территории примерно на два века. Зато в плане государственного объединения Италия и Германия отстали настолько, что стали едиными государствами только в

XIX веке. Вокруг этого ядра средневековой Европы находится периферия Балканский Полуостров, Польша, Скандинавия, Ирландия и др. Здесь характерные для средневековья процессы шли с запозданием и часто совсем по другому. Например, Балканы все это время находились под действием иной, Византийской цивилизации, а Скандинавия стала христианской только в

XII XIII веке. Наконец, часть географической Европы вообще не может быть отнесена к той же цивилизации, что и вышеуказанное ядро. На Востоке это самобытная Византийская цивилизация и Киевская, а затем Московская Русь. На западе это южная Испания, которая большую часть этого периода принадлежала к арабской цивилизации. 3.2 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЧЙСТВО Даже с учетом городов сельское хозяйство было основой жизни любой страны или

княжества. Любой регион мог обеспечить себя всем необходимым, и это не изменилось даже к концу средних веков с развитием торговли разделение труда не заходило слишком далеко. При несовершенстве техники единственным способом увеличить урожай было расширение запашки. Территории для этого было сколько угодно, но не хватало людских ресурсов. Таким образом, рост населения и рост запашки должны были идти параллельно.

Низкая урожайность сам-три, сам-пять делала крестьян очень зависимыми от погоды. Два неурожая подряд означали голод и смерть. Это сдерживало развитие сельского хозяйства. Кроме того, недоедавшие не могли эффективно работать. Исключения составляли только крестьяне-монахи, у которых был дополнительный доход в виде подношений монастырю. Впрочем, в голод монастырские запасы часто распределялись между населением округи.

3.3 РЕМЕСЛО Ремесло развивалось еще в эпоху упадка городов, в основном текстильное. Города сильно развили его, образовались специальные цехи чесальщиков, красильщиков, валяльщиков и т.д. Долго оно оставалось основным в городе, а текстиль - основным предметом торговли. С началом высокого Средневековья произошел взрыв разнообразных специальностей сначала металлургических и каменных дел, стекольных, а затем и всяких других, вплоть до цеха аптекарей.

Ремесло определяло и социальный статус человека город делился на цеха. Это сильно сдерживало развитие ремесла, потому что специальность должна была наследоваться и потому что объем продукции и ее технические характеристики жестко регламентировались. Важным стимулятором развития ремесла была церковь. От нее исходили заказы на наиболее сложные и совершенные изделия.

Они и оплачивались лучше других. 3.4 ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ. Финансовый капитал существовал с глубокой древности у ростовщиков и менял. Церковь сурово критиковала эти занятия, а иногда и конкурировала с ними, предоставляя ссуды. Однако, несмотря на осуждение, услугами ростовщиков пользовались почти все, включая королей, которые брали займы на свои походы, чтобы расплатиться из добычи.

Настоящий финансовый капитал долго не появлялся из-за ограниченности прибавочного продукта и дефицита звонкой монеты. Первые банкирские дома появились в XIII веке в Италии. Они сразу стали мощным стимулятором экономического и социального развития все, куда вкладывался капитал ремесло, торговля, земледелие - получало как бы новый импульс. Но и религиозные нападки на банкиров усилились они представляли собой как бы воплощенный грех алчности.

Финансовый капитал был главным двигателем международной торговли и вообще международных связей банкиры разных стран по простой записке передавали друг другу огромные деньги. Была создана система кредита. На средства банкиров снаряжалась большая часть морских экспедиций, включая и знаменитые экспедиции эпохи Великих географических открытий конец XV - XVI век. Можно сказать, что финансовый капитал был главным тараном, взломавшим изнутри прочный

панцирь Средневековья. 3.5 СТРОИТЕЛЬСТВО Строительство велось даже в самые нищие века. Но бытовое строительство вплоть до самого высокого Средневековья было исключительно деревянным. Даже замки иногда строились из дерева. Но мы будем говорить только о каменном зодчестве. Во все эпохи строили каменные соборы, каменные монастыри, каменные замки.

А с развитием городов все вообще в них стало каменным, так что город позднего Средневековья - это каменные джунгли. Строительство, а особенно архитектура всегда были элитной профессией. Знаменитые архитекторы были почти аристократами. Строительные рабочие были аристократами среди народа, по крайней мере по оплате. За счет этого строительство всегда выступало как двигатель прогресса. Другая его важная роль - оно стимулировало накопление капитала.

На обновление деревянной церкви в камне настоятель мог копить десятилетиями. На новый собор город или монастырь мог копить веками. А пока деньги копились, они могли работать, стимулируя экономику. 3.6 ГОСУДАРСТВО И УДЕЛ Другая линия противостояния, прошедшая через все средние века между общенациональным государством, которое представлял, как правило, король и княжеством, провинцией, территорией, которые

представлял местный сеньор. В те времена нации в современном смысле этого слова не существовало провансальцы отнюдь не считали себя такими же французами, как парижане, а флорентийцы с негодованием отвергли бы всякое сравнение с миланцами. Чем же было понятие Франция или Италия, и зачем вообще оно нужно было людям, живущим в замкнутом мирке, который сам себя всем обеспечивал Ответ достаточно неожиданный почти во все Средневековье государство - это общность не социальная и экономическая,

и даже не столько политическая, как культурно - историческая. В нем жила память о Римской империи как об идеальном общественном устройстве. Церковь также всемерно поддерживала понятие христианского государства государи были для нее светским отображением божественной власти хотя, конечно и менее совершенным, чем отображение церковное. Лояльность к государству и лояльность к местному сеньору могли буквально тянуть человека в противоположные

стороны. Так было перед Столетней войной на западе Франции, где люди были исторически и культурно французами, но несли вассальные обязательства по отношению к английскому королю. Это было одной из причин войны. 3.7 ВЛАСТЬ СОВЕТСКАЯ И ВЛАСТЬ ДУХОВНАЯ В темные века светская власть церкви была суровой необходимостью. С укреплением феодальных сеньоров они стали оспаривать эту власть сначала у местных епископов, а затем

- короли у папы. Н этой почве произошли самые острые конфликты Средних веков. Например, трехдневное стояние германского императора Генриха на коленях перед папским замком в Каноссе, и наоборот, семидесятилетнее пленение пап в Авиньоне под властью французского короля. Стандартная проблема выбора средневекового человека - кому подчиняться - в этих случаях стояла особенно остро.

Короли иногда просто убивали своих видных подданных, сделавших выбор в пользу Рима. Папы отвечали анафемой, что в те времена серьезно подрывало акции отлученного даже не столько в глазах собственных подданных, лишенных привычных треб, сколько перед всегда готовыми к нападению соперниками. Претензии пап на первенство над государем базировались на так называемом даре Константина - документе, которым этот знаменитый римский император даровал церкви эту власть.

Документ оказался поддельным, но в те времена этого никто не знал. Несмотря на постоянную борьбу, духовная и светская власть, как и все остальные пары полюсов в Средневековье, были нужны друг другу. Германские императоры своими войсками некоторое время поддерживали папский домен в Италии. Светская власть обеспечивала авторитет и безопасность церкви на местах, князья вносили богатые вклады в монастыри. Со своей стороны церковь давала королям духовную санкцию богопомазанности,

так необходимую им в борьбе со своими могучими вассалами. В целом, взаимодействие этих сил давало эффективную систему управления - аналог современного разделения властей. Это поддерживало и политическую целостность Европы. 3.8 ГОРОД, ЗАМОК И ДЕРЕВНЯ Город, замок и деревня - три полюса, к которым тяготели три основных светских сословия Средневековья светских, потому что церковь была на всех трех полюсах.

Замок - место обитания феодалов, деревни вокруг него - место обитания крестьян как свободных, так и крепостных - сервов, город - гнездо нарождавшегося нового сословия купцов и ремесленников. Эти три полюса были в напряженных отношениях между собой. Замок родился еще в темные века, как средство держать под контролем деревенскую округу. Для нее он - кровосос, постоянно требующий барщинных работ и поставок продуктов к концу средневековья

все это было заменено деньгами. Но и защитник от постоянной угрозы разорения воинственными соседями, и судья в имущественных спорах, и единственный источник недостающих орудий производства. Для замка деревня - источник экономической, а значит и политической силы, но и смутная угроза бунтов, которые совершались с характерной для тех времен жестокостью. Впрочем, крестьяне покушались на данный от Бога порядок только в самых отчаянных случаях.

Замок и деревня - две половинки единой экономической системы, на которой стояло все средневековье. Для города на раннем этапе замок - нянька, хоть и суровая. Город мог возникнуть только там, где местный сеньор мог обеспечить ему защиту. Конечно за это приходилось платить, и немало. Но замок отвечал первыми заказами на предмет ремесла. Первые купеческие экспедиции с дарами местной земли тоже загружались в замках.

Со временем город стал для замка и соперником, и соблазном. Соперником потому что выманивал своей свободой крестьян и больше не возвращал их феодалам. Например, крепостной, проживший в городе год и один день считался свободным. Кроме того, город быстро стал опасной военной силой. С другой стороны, в городе сосредотачивались для феодала все источники предметов роскоши и средств

на ее приобретение, а со временем и источники кредита на жизнь. Все это привело к тому, что крупные феодалы стали переселяться в город и строить в нем дворцы - городские замки. Постепенно города стали для деревенской округи такими центрами, какими раньше были замки. Крестьяне стали везти продукцию не в замок, а на рынок в город. Противостояние центра с периферией стало не социальным, а культурным горожане черпали гордость в противопоставлении

себя неотесанной деревенщине. 3.9 ВОЙНА И МИР До примерно XI века междоусобная война - естественный обмен веществ Средневековья, способ перераспределения материальных благ. Для варварских королей темных веков постоянные военные походы - естественное дело еще с родоплеменных времен. Так же естественно сражаться и для любого рыцаря в более поздние времена война - его профессия,

источник если не средств, то социального возвышения. Если никакой большой сеньор в данный момент не воюет с другим, устраиваются рыцарские турниры, чтобы мечи не ржавели. Конечно, взаимные набеги вредили пашне, но пашни было немного, да и вообще с этим, как и с другими экономическими факторами, не очень считались. Все это изменилось с развитием экономики. Рыцарская этика, где на первом месте стояла рыцарская честь

и военные успехи, стала увядать. Аристократия стала, не стесняясь, гнаться за деньгами, тем более что изменения в экономике привели к тому, что крестьянской продукции стало не хватать на все. Мелкие рыцари стали разоряться, даже продавать имения. Таким образом, повышение роли экономики и торговли принесло мир конечно относительный. Важность экономики стала пониматься настолько хорошо, что еще в

XI веке принимаются мирные постановления, ограничивающие военные действия феодалов и защищающие крестьян, купцов и даже рабочий скот. 3.10 ЦЕНТРЫ ПИСМЕНОСТИ МОНАСТЫРИ, УНИВЕРСИТЕТЕ В темные века ниточка культурной традиции пролегала через скриптории монастырей. Но там переписывали в основном Священные Писания, реже - труды отцов церкви, еще реже - труды античных литераторов и философов, к которым относились как к язычникам.

Последним авторским произведением античности можно считать утешение философией Боэция VI век. После этого появлялись только хроники, и то редко, раз в полвека Григорий Турский во Франции, Беда Достопочтенный в Англии и др. Пожалуй, в большем в эту эпоху и не испытывали нужды. Начиная с Каролингской эпохи, проявляется тяга к освоению наследия античности.

Оно доходило в редких латинских трактатах по-гречески не читали. Огромную роль сыграла передача античной культуры через арабские переводы. За учением в маврскую Испанию отправлялись через пол-Европы. Так же далеко ходили за редкой книгой в дальние монастыри. Так велик был голод к знанию. К XI веку из монастырей выходит все больше, говоря современным языком,

ученых разумеется, они были одновременно клириками. Один из них - Герберт из Аврильяка - даже стал на рубеже тысячелетий папой римским Сильвестром II . Эта накопившаяся критическая масса образованных людей, в сочетании с общественным прогрессом после 1000г привела к распространению школ и университетов. В них книга превратилась из предмета религиозного в предмет культурный.

Появились новые типы книг учебники, философские трактаты и т.д. Их авторы - это уже не передатчики, а творцы культуры. Но процесс передачи наследства античности не только не затухал, но и раскручивался все больше. Множество рукописей было найдено по монастырям в XIV -XV веках. Этим занимались видные люди, например поэт

Петрарка. К сожалению, к тому времени более половины названий античных произведений уже безвозвратно исчезло. 3.11 АРХИТЕКТУРА Для Средних веков архитектура - это искусство по преимуществу. Все остальные зрительные искусства ниже ее, потому что она напрямую возвещает славу Божью. Поэтому архитектура - это в первую очередь соборы. Их были построены многие тысячи. Часто постройка длилась веками.

Средневековье создало два новых типа архитектуры романскую - наследницу древнеримских зданий, кряжистую, но по-своему изящную, и готическую, которая есть один из культурных шедевров всех времен вообще. Готический собор поражает не столько своей устремленностью вверх, как космический корабль, сколько максимализмом, бескомпромиссностью. Создается впечатление, что зодчие стремились убрать камень откуда только возможно, превратить стенку в кружево. Естественно, чтобы собор не развалился а так иногда бывало,

потребовались невероятно хитрые механические решения аркбутаны, контрфорсы и т.д. Средневековые мастера были неистощимы в этих выдумках, потому что ощущали свою деятельность как прославление Бога. И действительно, готическая архитектура имеет нечто общее с архитектурой мысли средневековых мистиков, таких, как Мейстер Экхарт или Иоахим Флорский. 3.12 ЛИТЕРАТУРА Литература раннего Средневековья - это героический эпос

Песнь о Нибелунгах, немного спустя - песня о Роланде, Сид и др. В Скандинавии, которая долго была языческой, были записаны и своды мифов, например Эдда. После 1000 г. стала появляться более приземленная литература Роман о Лисе, цикл Тристана и Изольды, полуисторические легенды об Артуре. Они были записаны почти одновременно с существовавшими много столетий до них эпическими поэмами,

которые до этого передавались изустно. Это стало возможным лишь с появлением светской культуры церковь считала что такие творения вне сферы ее компетенции. Вся эта литература еще безымянная. Первыми литературными авторами, имена которых мы знаем, были странствующие поэты, которые назывались в разных странах по-разному труверы, менестрели, ваганты, миннезингеры. Раньше всего они появились в Италии и Провансе. Это было к тому же и началом литературы на новых языках

испанском, французском, итальянском и т.д. Они долго считались неполноценными по сравнению с языком учености - латынью. Первыми литературными строчками на итальянском языке считается песнь О брате Солнце великого святого Франциска Ассизского начало XIII века. Средневековая литература синтетична, как и вся средневековая цивилизация. В ней переплетены разные жанры. Например, высшее достижение средневековой литературы -

Божественная Комедия Данте - это и гениальная поэма, и теологический трактат, и философия, и даже острый политический конфликт. 3.13 СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ Скульптура и живопись в Средние века - в первую очередь атрибут церкви, Евангелие для неграмотных. Богослужение шло на латыни, которая почти никому, кроме клериков, была непонятна. Поэтому для большинства верующих христианство - это была проповедь священника плюс иконы и витражи

с библейскими сюжетами. Начиная с XIII века, стала появляться и живопись, но сначала исключительно на религиозную тему. Первопроходцами здесь были итальянцы, в первую очередь Джотто. К концу Средневековья в живопись пришли античные сюжеты, портрет, сцены современной городской жизни. Пожалуй, высшее живописное достижение Средних веков, которое потом уже не повторилось книжная иллюстрация и миниатюра. Ею украшались почти исключительно книги религиозного содержания -

Евангелие, жития святых, часословы но сюжеты иллюстраций были очень разнообразными, не обязательно библейскими. Так, знаменитый Великолепный часослов герцога Беррийского показывает сельскохозяйственные работы на каждый месяц. Замечательными миниатюрами украшались и хроники, причем очень рано с VIII века. Живопись и скульптура, так же как и архитектура, прошли две эпохи романскую и готическую.

Но если во время готики архитектура подавляет собой все остальные искусства, то в романское время, пожалуй, доминирующим искусством является скульптура. Фантазия скульпторов не знает удержу в изобретении новых форм узоров, растений, животных. Яркий пример - знаменитые химеры на соборе Нотр-Дам. При этом все фигуры покорно изогнуты под очертания колонн, капителей и сводов, подобно тому, как сам

средневековый человек изгибался, подчиняясь разнообразным требованиям общества. И это придает фигурам особую выразительность. Кроме того, вытянутые и несколько условные романские фигуры имели ту дозу бестелесности, которая так необходима церковной скульптуре. 4 ЕВРОПЕЙСКИЕ ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ Европейские купцы постепенно проникали во все уголки Земного шара еще с XVI века, но до промышленного переворота они были более заинтересованы в приобретении

заморских товаров, чем в продаже своих Запад тогда еще мало что мог предложить Востоку. В XIX веке ситуация резко переменилась. Теперь речь шла уже не просто о выгодной торговле окружающий мир стал для промышленно развитых держав гигантским рынком сбыта, непаханой целиной, ждущей хозяйственного освоения и приложения европейских капиталов и предприимчивости. В XIX веке Европу охватила настоящая лихорадка колониальных захватов.

Освоение мира стало делом государственным и к концу XIX века превратилось в главное направление внешней политики всех промышленно развитых держав. Великие державы в тогдашнем понимании это не просто сильные в экономическом и военном отношении государства, а страны, стремящиеся свою силу постоянно демонстрировать, активно вмешиваясь во все международные дела.Европейская и мировая политика находилась в руках пяти держав

Великобритании, Франции, Германии, России и Австро-Венгрии. Эти государства ревниво следили друг за другом, и если одно из них получало возможность слишком усилить свои позиции, остальные готовы были объединиться, чтобы помешать этому. 4.1 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Эта страна была лидером колониальной гонки и во многом эталоном для других европейских держав англичанам завидовали, у них учились. Сравнительно небольшое число британских военных и гражданских

служащих контролировали около 11 млн квадратных миль территории, на которой обитали почти 400 млн населения. Обширные британские колонии во всех частях света к началу ХХ века составляло с метрополией единый экономический организм. 80 необходимого англичанам продовольствия завозилось морем из колоний, и во многом благодаря этому Англия стала самой городской страной мира в начале

ХХ века в городах жило уже 75 ее населения. Британская промышленность всегда была обеспечена заморским сырьем, в колониях же находила широкий сбыт значительная доля товаров, производимых в метрополии. Империя была не только основой экономического могущества Англии, но и составляла предмет ее национальной гордости, именно в ней нашла свое наиболее полное воплощение британская идея. Многие англичане искренне думали, что их страна, приобретая вс новые и новые колонии

и сферы влияния, выполняет великую миссию несет свет цивилизации отсталым народам, причем делает это лучше, чем любое другое европейское государство. Англичане гордились тем, что именно их страна первой запретила работорговлю и вообще рабство, что она не допускает произвола своих торговцев и чиновников в подвластных странах. Гигантскую империю нужно было охранять от любых посягательств конкурентов, и англичане не жалели средств на свои военно-морские силы.

Традиционно Британия считала себя в безопасности только в том случае, если ее военный флот превосходил по мощи два следующих за ним флота вместе взятых это означало, что даже если две европейские державы, имеющие самые мощные военно-морские силы, объединятся против Англии, она сможет обеспечить безопасность Британских островов и защитить морские коммуникации империи. Ради той же цели Британия стремилась не выпускать из своих рук контроля над важнейшими морскими путями

Ла-Манш, Гибралтар, Суэцкий канал, Аден, Сингапур, Кейптаун. Охраняли свою империю англичане очень активно, наступательно. Стремясь, например, оградить от возможных вторжений Индию, Англия расширяла свое влияние в сопредельных государствах Афганистане и Персии Иране чтобы надежно контролировать

Суэцкий канал, прочно подчинила себе Египет для того чтобы защитить британские интересы в Южной Африке, разгромила бурские республики и т.д и т.д. 4.2 ФРАНЦИЯ Франция пережила за XIX столетие четыре революции, дважды вводила республиканское правление, сменила на королевском и императорском престоле три династии, испытала страшное поражение от Пруссии и германскую оккупацию, после чего в 1870 году в третий раз и уже окончательно стала республикой.

В первые десятилетия своего существования Третья республика переболела всеми болезнями молодой демократии. Общество сотрясали следовавшие один за другим громкие политические скандалы торговля государственными наградами в президентском дворце, продажность депутатов парламента, разорение сотен тысяч мелких вкладчиков при крушении жульнических компаний, продажа секретных документов Генштаба немцам и осуждение по этому делу невиновного

Вс это не раз ставило Францию на грань политического кризиса, раскола общества. Но самой острой болью для французов оставалось неотмщенное национальное унижение позорно проигранной франко-прусской войны. Наголову разгромленная объединившейся Германией в 1870 году, Франция потеряла главную базу своей тяжелой промышленности богатые углем и железной рудой Эльзас и Лотарингию, вынуждена была выплатить победителю огромную контрибуцию.

Страна понесла не только материальный и моральный урон, но и потеряла ощущение безопасности на востоке от нее образовалось мощное Германское государство, противостоять которому в одиночку Франция была не в состоянии Германия могла выставить армию вдвое большую, чем французская. Смириться с этим было очень трудно. Широкой популярностью пользовались требования взять реванш, вернуть Эльзас и Лотарингию, восстановить величие Франции.

Приобретение колоний стало для Франции в первую очередь способом восстановления национального престижа. Экономика страны в отличие от британской не слишком нуждалась в колониях французской промышленности еще вполне хватало внутреннего потребительского рынка, а банкирам денежных рынков европейских стран. Военные экспедиции и содержание колониальной администрации стоили дорого и не окупались прибылями от торговли с колониями. В целом Франция расширяла свою империю чуть ли не себе в убыток.

Когда в 1881 году Франция установила контроль над Тунисом, все газеты вынесли на первые полосы восклицание премьер-министра Ура Мы снова стали великой державой За последнюю треть XIX века Франция расширила свои владения более чем в десять раз. В процессе этого расширения она не раз конфликтовала с

Англией, но до серьезного столкновения дело так и не дошло. Миновали те времена, когда для Франции главной соперницей в Европе была Англия теперь у нее был другой враг. 4.3 ГЕРМАНИЯ Объединитель Германии и ее первый канцлер глава правительства Отто фон Бисмарк понимал, что, разгромив Францию, его страна тоже не может чувствовать себя в безопасности.

Сама по себе Франция была не слишком опасна, но она готова была присоединиться к любому государству, с которым у Германии испортились бы отношения. И Бисмарк посвятил всю свою энергию и дипломатическую изобретательность именно тому, чтобы лишить Францию возможных союзников. Ради этого во внешней политике он действовал очень аккуратно, старался не нажить своей стране врагов в Европе, стремился поддерживать добрые отношения со всеми великими державами.

В это время Европа переживала настоящую лихорадку колониальных захватов. В Германии также были влиятельные круги, стремившиеся включиться в эту гонку и требовавшие от правительства поддержать их. Однако Бисмарк готов был уступать подобным требованиям лишь в тех случаях, когда это не обостряло отношений с возможными в будущем союзниками Франции Англией и Россией. Он считал, что погоня за колониями является для

Германии непозволительной роскошью до тех пор, пока она не обеспечит себе гораздо более необходимого прочной безопасности в Европе. По словам Бисмарка, захватывая колонии, Германия уподобилась бы польскому шляхтичу, у которого есть соболья шуба, но нет ночной рубашки. Пока был жив первый кайзер император объединенной Германии, Вильгельм I, Бисмарк крепко держал внешнюю политику страны в своих руках.

Его усилия приносили плоды Германии удалось заключить союз с Австро-Венгрией и Италией Тройственный союз, а ни одна из великих держав военной союзницей Франции не стала. Однако, когда Вильгельм I умер, его сыну молодому и амбициозному Вильгельму II политика Бисмарка показалась слишком ограниченной, старомодной, лишенной мирового размаха. Он отправил старого канцлера в отставку и взял бразды правления в собственные руки.

Вильгельм II и его новые министры считали, что стране, имеющей самую сильную сухопутную армию на континенте и самую мощную тяжелую промышленность, не пристало, как бедной родственнице, стоять в стороне, пока другие делят мир. Но в начале ХХ века былого простора для экспансии уже не было, и сильнейшая промышленная держава Европы чувствовала себя обделенной. 4.4 АВСТРО-ВЕНГРИЯ Престарелый император Франц-Иосиф Габсбург правил государством, в котором большинство населения

составляли не австрийские немцы, а венгры и славяне чехи, словаки, словенцы, боснийцы, хорваты, украинцы, поляки, сербы. Из всех народов империи равноправия с австрийцами смогли добиться только венгры. В 1867 году держава была преобразована в двуединую монархию Австро-Венгрию с двумя государственными языками, двумя парламентами, двумя правительствами, отдельными австрийской и венгерской армиями общими остались австрийский император, он же венгерский король, финансы

и внешняя политика. Полученное венграми равноправие подхлестнуло национальные чувства славянских народов Австро-Венгрии. Понимая, что рост славянского национализма ставит под угрозу само существование империи, и австрийское, и венгерское правительства ограничивали применение славянских национальных языков не только в государственных учреждениях, но и в школах, пытаясь таким образом добиться ассимиляции славян т.е в данном случае, их онемечивания и овенгеривания.

Были, впрочем, в империи и масштабно мыслящие политики. Например, наследник имперского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд был убежден, что единственный способ сохранить и укрепить лоскутную монархию Габсбургов превратить ее из двуединой в триединую, где третьим элементом будет славянское государство, наделенное такими же правами, как Австрия и Венгрия в первую очередь имелась в виду

Чехия с расположенными поблизости словацкими и польскими землями. Однако уступки имперского правительства славянам например, признание чешского языка вторым государственным в Австрии вызывали яростный отпор немецкоговорящего населения. Лавирование между враждебными друг другу национализмами требовало от имперских властей большого политического искусства и дальновидности. 5 ВЫВОДЫ Таким образом, в первые десятилетия

XXI в. ожидаются существенные сдвиги как внутри зон активного интегрирования, так и в мировом экономическом пространстве в целом. План Шумана по сохранению мира, который явился предпосылкой франко-германского примирения, стал отправной точкой по созданию нового порядка в Европе, при котором любые вооруженные конфликты стали бы не только неприемлемыми, но и невозможными. И СНГ, и ЕС преуспели в том, что этот идеал стал реальностью.

На сегодняшний день просто невозможно себе представить возникновение вооруженного конфликта между странами Союза. Но события в бывшей Югославии показали, что мир в Европе не наступит сам собой. Европейский Союз должен также работать над продвижением идей мира за пределами его зоны стабильности. И в этом плане во многом может помочь общая внешняя политика стран Союза. К сожалению, эта основная цель создания Европейского

Союза стала забываться как в средствах массовой информации, так и в общественном сознании. В основном, широкие массы воспринимают Европейский Союз с негативными моментами. Например, бывает непонятно, почему при винных реках и масляных горах они должны платить за все это очень высокие по их мнению цены. В прессе вообще пишется в основном то ли о кризисе в

Сообществе, о бесполезных встречах глав государств, то ли национальные издания перебрасываются обвинительными статьями. Все это, безусловно, не способствует освещению и решению экономических, политических и социальных проблем Сообщества. Для большинства людей то, что происходит в Брюсселе, то есть действия Совета Министров, Комиссии все это представляется весьма туманным. Для них это лишь сильно раздутый бюрократический аппарат, который регулирует никому не нужные аспекты

жизни их повседневной жизни, и который в большинстве случаев скорее усложняет жизнь, чем делает ее проще. На самом же деле Европейский Союз это больше чем просто бюрократия, масляные горы или высокие цены. Это в первую очередь испытанная и проверенная гарантия мира. И именно по этой причине если даже не брать во внимания другие положительные стороны ценность Союза для людей неизмерима. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОНИКОВ 1.

Блок М. Апология истории М Наука, 1986. 256с. 2. Бродель Ф. Время Мира. М Прогресс, 1992. 680с. 3. Виппер Р. Ю. Краткий учебник - Средних веков. 2т. М Школа-Пресс, 1993. 96112с. 4. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М Искусство, 1989. 368с.

5. Гуревич А.Я. Средневековый - мир. М Искусство 1990. 400с. 6. Дюби Ж. Европа в средние - века. Смоленск, Полиграмма, 1994. 320с. 7. Ле Гофф Ж. Цивилизация - средневекового Запада. М. Прогресс-Академия,1992. 376с. 8. Хейзинга Й. Осень - Средневековья. М. Наука, 1988. 544с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.