Министерство образования и науки Украины Донецкий Национальный Технический Университет Кафедра политэкономии Реферат По теме Достижение социальной справедливости в Украине Студента ДонНТУ Группы ЭКИ - 03 Б Сидорова Дениса Донецк 2004-01-13 План 1. Введение 2. Обеспечение социальной справедливости как основы экономического
роста в будущем 3. Социальность как критерий общественной системы 3. Теория социальных альтернатив и её связь с трансформациями общественных систем цивилизаций 5. Вывод 6. Список использованной литературы Введение В общем случае социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования
трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг пособия по безработице, пенсии , участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д а также реализацию принципа социальной справедливости. Итак, субъект социальной политики социальные группы, имеющие в своих руках власть в социальной сфере
, обеспечивая достижение благосостояния а обществе общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей , реализует принцип социальной справедливости, который, по моему мнению, как наиболее общий, является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. Однако, что есть справедливость ? Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость подразумевает требование соответствия
между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Справедливость всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей классов . Для иллюстрации такого определения следует рассмотреть его эволюцию, которая происходила параллельно с развитием и формированием в классовом обществе правового и нравственного сознания.
Анаксимандр 610-546 гг. до н. э. трактовал понятие справедливости, как правило - не переступать установленных от века границ. Гараклит утверждал, что бог является воплощением космической справедливости. Справедливость для ведического понимания - праведный закон человеческого бытия, созвучный прекрасному порядку в природном мире. Конфуций 551-479 гг. до н.э. считал, что справедливость диктуется традицией, воплощается в ритуале и этике, и является проявлением воли неба .
Мо Ди 479 - 400 гг. до н.э справедливо то, что полезно людям. Сократ 469-399 гг. до н.э справедливость - следование мудрости, истинному знанию, порядку вещей, законам. Справедливость Платона 428 427-347 гг. до н.э. является венцом четырех добродетелей идеального государства справедливость - мудрость - мужество - благоразумие. Справедливость почти синоним права. Аристотель утверждает
Понятие о справедливости связано с представлением о государстве центральным понятием, характеризующим справедливость, выступает соразмерность . Справедливость - удивительная добродетель, общее благо, приобретённое свойство души, в силу которого люди становятся способными к справедливым действиям, согласованным с законом и правом государства. Эпикур 341-270 гг. до н.э. говорил справедливость - некоторый договор о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда .
На протяжении длительного периода понятие справедливости было включено в рамки теологического мировоззрения. Справедливость ассоциировалась в общественном сознании как фиксация божьего порядка , выражение воли бога. На смену теологическому мировоззрению по мере развертывания капиталистических отношении пришло юридическое мировоззрение. Бекон 1561-1626 утверждал, что справедливость есть то, что объединяет людей и создаёт основания для права. Гоббс 1588-1679 в Левиафане пишет так
Справедливость, т.е. соблюдение соглашений, есть правило разума, запрещающего нам делать что-либо, что пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть естественный закон . Спиноза 1632-1677 утверждал, что справедливость и несправедливость могут быть представлены только в государстве . Кант 1724-1804 пишет, что сознание справедливости действия, которое я хочу предпринять это безусловный долг . Гегель 1770-1831 утверждает, что конституция и есть существующая справедливость,
как действительность свободы в развитии её разумных определений . Марксизм утверждает, что справедливость - укутанное в идеологическую оболочку выражение существующих экономических отношений, её содержание и состояние зависят от существующего способа производства, следовательно, всё, не соответствующее данному способу производства, несправедливо. Такая эволюционная трансформация понятия справедливости привела к ныне известному, приведённому выше,
которое определяет справедливость как, в первую очередь, понятие о должном. На мой взгляд, здесь следует остановиться и рассмотреть некоторые свойства современного определения. Должное - это сложнообъяснимое слово, но если его разложить на составные части, то смысл будет более ясен должное - это от до и лжное краткая форма слова - ложное , то есть должное равносильно - то, что было до ложного , или перед ложным . Значит, справедливость - понятие о том, что было до ложного.
Здесь первая причина, по которой понятие справедливости неопределенно - оно недосказано, так как нет общепринятой информации о том, что было до появления на Земле ложного. Далее, из количества определений справедливости, известных истории и частично приведенных выше, следует, что Справедливость - понятие относительное - относительно личности, высказываемой о ней, относительно оно и по отношению к историческим условиям, во время, которых определение появлялось.
Существование таких неприемлемых для определения справедливости свойств как неопределённость и относительность даёт право сделать вывод, что цель социальной политики крайне велика т.к. не определена и не имеет центра - яблочка т.к. относительна . Оказывается, нет точки приложения силы, которая находится в руках правящей социальной группы, отсутствует определение тому месту, куда может быть направлена энергия власть имущих классов всё это приводит к дискоординации деятельности субъектов социальной политики и к ответной реакции
- реакции протеста со стороны объекта социальной политики. Обеспечение социальной справедливости как основы экономического роста в будущем Поддержка социально незащищённых слоёв населения, обеспечение социальной справедливости, социальная направленность бюджета - выражения, которые достаточно часто можно услышать как с высоких трибун и от экспертов из негосударственных организаций, так и в средствах массовой информации.
Депутаты Верховной Рады Украины каждого из созывов утверждают чреду законодательных актов, направленных на социальную защиту населения. Правительство, подавая проект закона про Госбюджет на следующий год, убеждают, что бюджет социально направленный. Международные финансовые организации, независимые исследовательские институты и средства массовой информации критикуют первых за недостаточное финансирование, установленное соответствующим законодательством обязательств,
а других - за чрезмерные усилия понравиться избирателям ценой утверждения популистских решений. Но вопрос о том, на сколько экономический рост и социальная справедливость дополняют друг друга и на сколько серьёзные между ними противоречия - это одна из острейших на сегодня проблем, которая встаёт перед руководством различных стран. Несмотря на широкий экономический подъём в мире, дифференциация доходов за последние десятилетия обострилась во многих странах мира, в том числе и в промышленно развитых.
Эта тенденция усиливает беспокойство относительно решения проблемы справедливости при разработке экономической политики. В различных обществах присутствуют разнообразные представления о справедливости. Соответственно и политика достижения социальной справедливости, которая проводится этими обществами, формируется под влиянием социальных и культурных норм, которые сложились в тех или иных странах. Однако существует точка зрения, что чрезмерная неравномерность доходов, богатства или возможностей
- это несправедливо, и что следует заботиться о повышении доходов беднейших членов общества. Правительства многих стран предают этому вопросу всё больше внимания по таким причинам - действия политики, направленные на достижение справедливости могут непосредственно или опосредованно способствовать уменьшению бедности, поскольку при равномерном распределении доходов за чертой бедности будет находиться меньше людей. Подобные действия политики, в частности инвестиции в человеческий капитал например, образование
в перспективе способны стимулировать экономический рост, который, в свою очередь, влияет на уменьшение бедности - значительное количество аспектов современной политики отразится на благосостоянии в будущем, то есть мы говорим о справедливости относительно разных поколений. Например, чрезмерно щедрые пенсионные выплаты сегодня могут отобразиться на пенсионерах следующего поколения. Эта проблема очень актуальна для стран с переходной экономикой, к которым относится и
Украина - действия политики, направленные на достижение справедливости, могут влиять на сглаживания политических конфликтов. Макроэкономическое коррегирование и связанные с ним структурные реформы, которые будут влиять на экономический рост например, приватизация , могут в короткосрочной перспективе могут привести к росту безработицы и социальному неравенству. В таких условиях решающее значение приобретает адресность системы социальной защиты, которая будет
обеспечивать удержание уровней потребления малообеспеченных. Неравномерность доходов в разных регионах мира очень отличается по остроте этой проблемы. Наиболее остро эта проблема стоит в Латинской Америке и странах Африки на юге от Сахары. Меньше всего - в странах Западной Европы. Остальные регионы находятся между этими двумя противоположностями.
В Латинской Америке средний коэффициент Джини составляет около 0,5. В странах Африки, южней Сахары, он немного ниже. Между странами региона значения этого показателя значительно рассеяны. И в Африке, и в Латинской Америке неравномерность доходов зависит от географического фактора - средний уровень доходов значительно выше в городах, чем в сельской местности. В последние годы неравномерность доходов во многих странах увеличивается.
Это особенно характерно для государств, которые пребывают в процессе перехода к рыночной экономики. Здесь коэффициент Джини к концу 80-х составлял около 0,25, но к середине 90-х годов он увеличился до 0,3. Хотя такой рост может показаться несущественным, он является очень значительным для такого короткого периода, поскольку для коэффициента Джини характерна стабильность на протяжении длительных периодов. За последнее десятилетие неравномерность доходов также увеличилась и в странах
Семёрки Великобритании, Германии, США и Японии , начинается рост и в странах Восточной Азии Китае и Тайланде . Страны по разному подходят к решению проблемы социальной справедливости, применяя для этого разные стратегии. Одни активно используют государственные ресурсы для улучшения ситуации в нижней части шкалы распределения доходов страны бывшего СССР, Восточной Европы, Швеции . Другие страны сосредотачивают усилия на введении достаточно прогрессивных
налогов из групп, которые имею наиболее крупные доходы Великобритания . Есть и такие страны, которые уверены, что адресная помощь бедным может привести к неэффективному распределению доходов и диспропорции в экономики, что, в свою очередь, снизит экономический рост. Они применяют непрямой подход, который предусматривает помощь семьям с низким доходом, путем стимулирования экономического роста в целом. Так в Латинской Америке, в 80-е годы прошлого столетия, основной целью
правительства было обеспечение экономического роста и удовлетворительного платежного баланса, а структурные реформы были способами достижения этой цели. Экономический рост также является одной из первоочередных целей в странах с переходной экономикой, но в этих странах стратегия включает меры помощи группам населения, которые больше всего пострадали от осуществившихся реформ. Такие меры включали раздел акций предприятий в ходе их приватизации, применение инструментов социальной
защиты включая адресные субсидии, денежные компенсации вместо субсидий, выходную помощь и переподготовку для уволенных работников государственного сектора, программы общественных работ и т.д Однако препятствия в реализации этих мер является дефицит бюджетных ресурсов. Бюджетно-налоговая политика налогообложение и трата средств - прямой инструмент в руках органов государственного управления для перераспределения доходов как в короткосрочной, так и в длительной перспективе.
Но перераспределительная налоговая политика, особенно в условиях глобализации, когда и капитал, и рабочая сила очень мобильны, имеют ограниченное влияние. Общепринято считать, что руководство страны обязано сосредотачивать внимание на создание эффективной налоговой системы с широкой базой, простым управлением и умеренными граничными ставками. Важным добавочным аспектом является распределение налоговой нагрузки таким образом, чтобы система принималась как объективная и справедливая.
Достижение этих разнообразных целей неминуемо сопровождается трудностями и скрывает в себе политические последствия. Значительная часть бюджета имеет большее количество возможностей для перераспределения доходов, чем налогообложение. Существует тесная взаимосвязь между распределением доходов и частями социальной направленности. Особенно это касается части, отведенной на охрану здоровья и образования, из-за которых органы государственного управления могут влиять на формирование и распределение человеческого капитала.
Государственные капиталовложения в человеческий капитал могут стать эффективным способом ослабления социального неравенства в долгосрочной перспективе. Наличие ресурсов, которые органы государственного управления могут направлять на социальные нужды, зависят от многих социальных факторов, в том числе и от отношения налоговых поступлений к ВВП, а также от объема ресурсов, которые обычно используются на другие нужды.
Теоретически государственные финансы обязаны замещать частные только в тех случаях, когда они могут принести ощутимые социальные преимущества. Приоритеты должны быть предоставлены продуктивным государственным расходам, а непродуктивные затраты например, чрезмерные затраты на содержание армии, выплата заработной платы лишним работникам бюджетной сферы и бюджетные трансферы убыточным предприятиям должны сокращаться. Результаты исследований, проведенных экспертами Международного
Валютного фонда в различных странах с переходной экономикой, свидетельствуют о том, что реформа государственной службы и приватизация услуг, которые с большей эффективностью будут предоставляться частным сектором особенно из направленности средств, которые освобождаются, в социальную сферу одновременно будут способствовать экономическому росту и утверждению социальной справедливости. Затраты нам охрану здоровья и образование могут улучшить структуру распределения доходов.
Исследования показывают, что затраты на базовое медицинское обслуживания и начальное образование более эффективно влияют на благосостояние малообеспеченных, чем затраты на высшее образование и стационарное медицинское лечение, поскольку они способствуют уменьшению различий в человеческом капитале между разными по доходам группами и уменьшению неровности доходов в долгосрочной перспективе. В странах, где не введено страхование на здоровье тяжёлые заболевания становятся важнейшим фактором,
который выталкивает семьи за черту бедности. Органы государственного управления могут также непрямым способом влиять на уровни и распределение доходов с помощью денежно-кредитной политики и общей направленности макроэкономической политики. Например, высокий уровень инфляции часто сдерживает экономический рост и усиливает неровность доходов. Напротив, либерализация торговли особенно в тех странах, где было такое ограничение торговой политики, как налогообложение экспорта и протекционистские налоги на импорт может
стимулировать экономический рост и способствовать более справедливым условиям. Девальвация валюты также влияет на справедливость, особенно в странах с низкими доходами, где слабо обеспеченное население сосредоточено в сельскохозяйственном секторе со значительной частью экспорта, а городское население со средним и высоким уровнем дохода в большей степени зависит от импорта. Важно также решить вопрос о целостности сосредоточения усилий органов государственного управления на
результатах например, на уменьшении количества людей, которые находятся за границей бедности, или на обеспечении одинаковых возможностей для всех членов общества Очевидно, что при существовании сильной неровности в доходах результаты имеют решающее значение. В других случаях необходимым будет только создание равных условий и применение мер, которые будут способствовать мобильности между разными группами доходов, а также обеспечение справедливого получения доходов на накопление
богатства в соответствии с принятыми в обществе правилами. В интересах обеспечения одинаковых возможностей органы государственного управления могут применять такие меры, как дерегулирование экономики, создание стойких и подотчётных государственных институтов, действенной судовой системы, ограничение коррупции последнее может непосредственно влиять на уменьшение неровности в доходах, поскольку выгоду от коррупции получают обычно обеспеченные слои населения и обеспечение
адекватного доступа к услугам образования и охраны здоровья. Очень много из перечисленных проблем, выявленных экспертами международных финансовых организаций в ходе исследования положения разных стран мира, соответствуют и Украине. Наследие Советского Союза с громоздкой системой социального обеспечения, трудностями переходного процесса установления рыночной экономики, обвальным снижением уровня жизни абсолютного большинства населения
и постоянными проблемами относительно наполнения бюджета обусловили проблему реформирования системы социальной защиты и повышения уровня жизни населения как одну из основных задач деятельности правительства. Особенно актуальным является предоставление льгот населения. Этому вопросу значительное внимание уделяют как представители независимых исследовательских институтов, так и члены правительства. Последний пример - исследование этого вопроса международным центром перспективных
исследований в рамках проекта Создание групп анализа политики и центра информационных ресурсов в правительстве Украины . Действующая в Украине система льгот является экстенсивной и очень сложной. Предоставление льгот и компенсаций разным категориям населения регламентируется 27 законами Украины, 2 указами президента, 15 постановлениями Кабинета Министров Украины Рады Министров Украины . Эта система появилась ещё во времена
Советского Союза, когда льготы для определённой категории населения означали как бы привилегию. Функция льготы состояла в присвоении особенного статуса тем, кто имел заслуги перед государством или занимал высокую должность. Предоставление льготы не зависело от уровня благосостояния получателя, а напротив, ещё больше отделяло льготную категорию от остальных граждан. Такие категории льготников существуют до сих пор, но на фоне расширения круга получателя льгот они
стали несущественными. После получения независимости и с началом процесса постройки новых рыночных механизмов функционирование экономики, что сопровождалось снижением уровня жизни населения, предоставление льгот разным категориям населения стало массовым явлением. Частично оно поясняется попытками государства защитить от обнищания наиболее незащищённые слои населения и не допустить ускорения инфляции, поскольку должен был увеличиться неявный доход домохозяйств.
Другой вопрос, что из-за недостаточности бюджетных ресурсов установленные нормативно-правовыми актами льготы никогда не были профинансированы в полном объёме. Использование льгот как инструмент социальной защиты привело к искривлению в экономической политике государства и кардинально изменило сущность льгот. В последние годы в законодательстве появилась новая волна предоставления льгот как привилегии.
Это, прежде всего, касается такой категории как участники войны, которая приобрела новый статус и заметно расширила круг льготников. Все предоставляемые в Украине льготы можно поделить на две группы одноразовые и многоразовые. Одноразовые льготы, которыми человек может воспользоваться только один раз на протяжении долгого периода, предоставляются отдельным категориям населения как поддержка для - капитального ремонта места проживания - получения кредита - установки телефона - покупки автомобиля
В отличии от одноразовых, многоразовыми льготами можно пользоваться регулярно, независимо от термина и количества случаев использования - оплата части стоимости жилищно-коммунальных услуг - отопление - проезд в пассажирском и пригородном транспорте - проезд в междугороднем транспорте - пользование телефоном и сигнализацией - санитарно-курортное лечение - получение компенсации за неиспользованное право на льготное санитарно-курортное лечение - купля медикаментов - зубопротезирование и другие протезирования - другие
Среди многоразовых льгот большинство таких, которые имеют индивидуальный характер. Право на проезд в транспорте или на оздоровление, протезирование или куплю медикаментов не распространяется на остальных членов семьи, благодаря чему их можно отнести к единоличным. Но также есть и такие, которые автоматически распространяются на всех членов семьи, то есть семейные льготы. Это льготы на жилищно-коммунальные услуги, на отопление, пользование телефоном.
Такая практика немного расширяет круг получателей льгот, зато не изменяет льготный процент, за пользование определёнными услугами в случае проживания нескольких льготников в одном домохозяйстве, льгота предоставляется только одному из членов семьи, то есть не изменяет льготного процента в оплате за жилищно-коммунальные услуги, отопление или телефон . Сегодня в Украине система льгот направлена на решение двух принципиальных задач. Во-первых, это предоставление привилегий отдельным категориям населения, которые власть хочет
выделить из общей совокупности, независимо от уровня их доходов. Значительной мерой существования льгот такого рода является рудиментом системы социального обеспечения. Во-вторых, это поддержка социально- незащищенных слоёв населения, что можно считать специфической формой адресной социальной помощи. Эти два вида льгот существуют рядом. Например, право на полное или частичное освобождение от уплаты коммунальных услуг, электроэнергию,
отопление предоставляется не только пострадавшим от аварии на ЧАЭС, ветеранам, участникам боевых действий, а также некоторым судьям, военнослужащим, народным депутатам всех уровней и работникам органов внутренних дел. Интересна и структура льгот, установленных соответствующим законодательством оценена стоимость необходимости в льготах, с расчетом на количество льготников . Количество граждан, которые имеют право на эти льготы очень велико.
По указу Кабинета Министров Украины от 17.05.93 354 Про бесплатный проезд пенсионеров на транспорте общего пользования право на эту льготу имеют 17,5 миллионов граждан, или 35 общей численности населения страны. Согласно законом Украины О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы соответствующие льготы имеют приблизительно 7,6 миллионов граждан.
Указом Кабинета Министра Украины от 17.08.98 Об упорядочении бесплатной и льготной продажи лекарств по рецептам врачей в случае амбулаторного лечения отдельных групп населения и по определенным категориям заболеваний право на вышеуказанные льготы предоставлена приблизительно7,5 миллионам граждан. Другие законы предоставляют широкие льготы молодёжи - около 5,5 миллионов человек Закон Украины О способствовании социальному установлению и развитию молодежи в
Украине , и людям пожилого возраста - около 4,1 миллионов человек Закон Украины Об основных мерах социальной защиты граждан пожилого возраста в Украине . Следует выделить, что льготы сегодня такое распространенное явление, что на каждого жителя страны приходится более одного вида использования льгот. Почти в 50 украинских семей живет как минимум один льготник.
Самым распространённым видом многоразовых льгот является проезд в городском пассажирском и пригородном транспорте, почти каждый гражданин в стране 33 населения имеют на него право. На проезд в междугороднем транспорте имеют 12,9 населения. Право на льготную оплату жилищно-коммунальных услуг официально имеют 8,2 населения если учитывать членов семей льготников, то это количество вырастет до 14 .
Ещё 7,6 населения имеют право на получение медикаментов на льготных условиях. Льготы на разные виды помощи, которые предоставляются сегодня в Украине, присваиваются по разным критериям. Учитывается индивидуальный доход получателя, общий доход домохозяйства, нормы жилищной площади и нормативы потребления коммунальных услуг, характеристики детей возраст, инвалидность и т.д критерий выслуги и другие показатели.
Наряду с этим учитывается и разная величина черты бедности. Однако значительная часть льгот предоставляется без соответствующего контроля и ответственности. Современный механизм предусматривает перерасчет средств из бюджета поставщикам услуг, но в большинстве случаев без соответствующего подтверждения фактически употребленных услуг льготными категориями населения. Нет четкого распознавания стоимости и объема льгот, а стоимость предоставленных льгот никто не учитывает.
Следует подчеркнуть, что на протяжении всего периода формирования действующей системы льгот возникли и углубились серьезные препятствия, которые в результате ставят под сомнения способность системы льгот и компенсаций исполнять те цели, которые перед ней ставятся. Главная проблема состоит в том, что система была сформирована без учета экономических процессов, в частности, с состоянием наполнения доходной части бюджета и получением надежных источников финансирования
дефицита. Структура потребности в средствах для финансирования льгот в 2001 году Потребность в средствах Млн. грн. от общего объёма Получение кредитов и их погашение за счёт средств бюджета 9872 34,0 Оплата жилищно-коммунальных услуг, электроэнергии, отопления 4269 14,7 Другие 2745 9,5 Санитарно-курортное лечение и заказ путёвок 2626 9,0
Проезд в пассажирском, пригородном и междугороднем транспорте 2524 8,7 Покупка и потребление продуктов питания 2461 8,5 Покупка лекарств 1752 6,0 Покупка автомобиля 1201 4,1 Предоставление дополнительных пенсий 1134 3,9 Капитальный ремонт жилища 171 0,6 Пользование услугами связи, установка и пользование телефоном, сигнализацией 160 0,6 Зубопротезирование и другое протезирование 113 0,4
Всё вместе 29028 100 Вопрос обеспечения необходимого объёма ресурсов всегда был острым для Украины. Со времен провозглашения независимости, только в 1994 году, благодаря высокому уровню инфляции были выполнены утвержденные Законом Украины О государственном бюджете объёмы. В последние годы разрыв между объемом льгот, которые устанавливаются на законодательном уровне и финансовой возможностью правительства профинансировать эти льготы, неудержимо растет и 2001 году в бюджете было
предусмотрено средств для финансирования только около 20 от их потребности. Потребность в средствах для финансирования льгот в 2001 году определена в объёме около 28 миллиардах гривен, что соответствовало почти 70 объёма доходной части государственного бюджета. Обычно такое распределение бюджетных ресурсов с учетом значительного размера бюджетной сферы и необходимости финансировать другие бюджетные программы, невозможно.
Оснований для ожидания увеличения ресурсов государственного бюджета и возможностей направить эти ассигнования на финансирование льгот в полном объёме, нет. Правительство уже предпринимало попытку разрешить этот сложный вопрос ещё вы 1997 году. На рассмотрение Верховной Рады Украины был вынесен пакет законопроектов, которые касались отмены отдельных льгот и компенсаций. Над их подготовкой, кроме соответствующих министерств и ведомств, длительное время работала согласованная
группа из представителей депутатских фракций и групп верховной рады, кабинета министров и администрации президента Украины. Ни один из этих проектов законов не был утвержден. Правительство было вынуждено пойти на достаточно сложный и непопулярный шаг - начиная с 1998 года отдельной статьёй закона про бюджет приостанавливалось действие значительного количества нормативно- правовых актов в части предоставления льгот и социальных гарантий.
Зато уже бюджет 2002 года был принят без подобной статьи. Однако, отказавшись от этой статьи, уже во время последнего голосования относительно проекта Закона Украины О государственном бюджете Украины на 2002 год , Верховная Рада Украины не определила источников для финансирования социальных обязательств. Конституционный суд своим решением от 20 марта 2002 года 5-рп, признал такими, которые не отвечают
конституции Украины являются неконституционными , положение статьи 58 Закона Украины О государственном бюджете Украины на 2001 год относительно приостановлении действия положений законодательных актов Украины по части предоставления льгот, компенсаций и гарантий, которые финансируются из бюджетов всех уровней. Это снова обострило проблему финансирования законодательно установленных льгот. Указанное свидетельствует о необычайной сложности проблемы реформирования системы льгот.
Сама система льгот, в её нынешнем виде, не способна исполнять возложенные на неё функции в поддержке жизненного уровня населения в период структурных преобразований. Она обесценивает саму идею помощи тем гражданам Украины, которые действительно в этом нуждаются, или общественного признания тех, которые имеют серьёзные заслуги перед обществом. Заслуживает внимания тот факт, что соответственно результатам проведенного анализа относительно структуры
получателей льгот, самые незащищённые группы населения, которые нуждаются в дополнительной помощи державы, составляют незначительную часть населения, которая имеет право на льготы. Например, члены многодетных семей и одинокие матери среди льготников составляют меньше 1 . В то же время, большую часть льготников составляют пенсионеры общей категории. По данным Госкомстата Украины относительно доходов и затрат домохозяйств
Украины во втором квартале 2001 года на одного жителя домохозяйства, где средние общие затраты на душу превышали 260 грн в месяц приходилось 19,35 грн разных видов социальной помощи. Тем временем, домохозяйства, которые живут за чертой бедности, в среднем получали социальную помощь разных видов стоимостью приблизительно 9 грн. Некоторые недочёты современной системы становятся очевидными, если рассматривать общее распределение льгот по семьям - бедными и небедными.
Как уже подчеркивалось, в Украине почти в каждой второй семье существует хотя бы один человек, который имеет право на льготы. Чаще всего семья имеет право на две льготы, таких семей 29 . Наличие 1-3 льгот чаще наблюдается у бедных, а 4 и больше в небедных семьях. Бедные семьи обычно пользуются одной льготой, а небедные двумя и больше. То есть многими видами льгот часто пользуются те, кто имеет и квартиру, и телефон, и возможность получения
льготных путёвок, право бесплатного проезда пассажирским транспортом и т.д. Семьи пенсионеров пользуются льготами намного интенсивнее, чем другие семьи, и из этого можно сделать вывод, что они больше экономят. Среднее количество льгот, которое соответствует 100 семьям пенсионеров, составляет 96, тогда как на все семьи - 64. Однако, в действительности семьи пенсионеров пользуются преимущественно дешёвыми льготами. Ежемесячная суммарная стоимость пяти основных льгот на жилищно-коммунальные
услуги, на отопление и на природный газ, на путевки, на проезд в транспорте и на оплату телефона в семьях пенсионеров, которые пользуются льготами, составляют в среднем 30 грн тогда как в других семьях - 37,6 грн. Эти цифры, опять-таки, свидетельствуют о том, что современная система льгот не является эффективным способом поддержки самых необеспеченных слоёв населения. Анализ, проведённый Международным центром перспективных исследований, даёт основания для тревожного
вывода относительно эффективности социальной политики Украины - около 70 пользователей льгот - люди небедные. Интересны и результаты анализа льготной оплаты коммунальных услуг, которые отражают просчёты современной системы социального обеспечения. Не все те, кто имеют право на льготы, пользуются этим правом. Степень пользования льготами показывает, что современная система льгот и компенсаций не выполняет своё
социальное предназначение. В целом, только 43 населения используют своё право на те или иные льготы. Из них 70 - это не бедные слои, а те, кто принадлежат к обеспеченным слоям украинского общества. Не использование льгот подтверждает эту тенденцию. Наибольшую часть из тех, кто имеет право на льготы, но не используют их, составляют бедные. Самая распространенная причина не пользования льгот бедными, которые имеют право на льготы, это отсутствие
оснований для пользования. Другими словами, право пользования городским транспортом ничего не стоит для сельских жителей, которые просто не могут им пользоваться. В этой ситуации льгота не имеет ни единого практического значения для тех, кто как бы имеет на неё право. Сегодня правительство Украины поставлено перед необходимостью пересмотра всей системы льгот, проведение глубокой институционной реформы системы социальной защиты в стране.
Необходимо обеспечить распределение ресурсов с обязательным поступлением их к бедным категориям населения, а не обслуживание обеспеченных слоёв населения. Это должно влиять на создание сконцентрированной системы социальной защиты, когда получателей помощи мало, но для них полученные суммы являются важным источником дохода. Пока не будет приведено соответствие наличие средств с объёмами потребности по разным видам льгот и помощи, бедная часть населения никогда не будет получать поддержку путем предоставления льгот
и компенсаций. Систему необходимо сделать уравновешенной и концентрированной льготы должны стать не привилегией, а адресной помощью нуждающимся членам общества. Необходимо сократить количество льгот по профессиональному принципу военнослужащим, работникам органов внутренних дел, прокуратуры и т.д. и расширить их виды для самых незащищенных слоёв населения инвалидам войны, детям-инвалидам и т.д Если раньше льготы по профессиональному принципу были одним из инструментов
привлечения на работу, то сегодня их функция уже исчерпана. Уровень заработной платы абсолютного большинства указанных категорий получателей льгот достаточно высок, превышает средний. Многие из этих категорий работников, кроме льгот на оплату жилья, коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте, имеют льготы относительно налогообложения заработной платы денежного обеспечения . Это, безусловно, влияет на реальные уровни доходов таких категорий работников.
Необходимо также выделить и упорядочить связь между выплатами и трудовыми доходами. Неотложным является вопрос о реформировании оплаты труда в Украине, который, в частности, предусматривает установление экономически и социально обоснованных уровней минимальной заработной платы и обеспечение оптимальной межотраслевой, межквалификационной и междолжностной дифференциации заработной платы всех категорий рабочих.
Правительство Украины в ходе реформирования уже одобрило указ от 30 августа 2002 года 1298 Об оплате труда работников на основе единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы . Им, кроме единой тарифной сетки, утверждена схема тарифных разрядов должностей управляющих, научных, научно-педагогических работников и специалистов бюджетных учреждений и организаций.
Не утверждён сегодня только размер должностного оклада тарифной ставки работника первого тарифного разряда, который является основой тарифной сетки. Решить проблему установления эффективной и обоснованной дифференциации уровней заработной платы невозможно без решения проблемы упорядочения льгот по профессиональному признаку. Оптимального отношения дохода разных категорий работников необходимо добиваться путём соответствующей затрате оплате труда, а не льгот и компенсаций. И, наконец, необходимо достичь прозрачности и ответственности
за предоставление льгот. Одним из направлений такого упорядочения компенсаций транспортникам за бесплатный проезд пенсионеров может стать выдача каждому пенсионеру определенного количества талонов на проезд, которые будут отличаться от обычных. Это предотвратит их использование для других целей. Они будут сдаваться кондуктору или водителю и таким образом будут попадать в автотранспортное предприятие. Только по фактической стоимости предъявленных талонов и обязано перечисляться из бюджета такому предприятию.
Предусматривается усиление ответственности путем применения рациональных норм потребления разных льгот. Усиление прозрачности и ответственности в системе льгот в Украине уже началось. Постановлением Кабинета министров Украине от 02.03.2002 253 утверждена стратегия замены льгот на адресную денежную помощь населению. Внедрение адресной денежной помощи населению вместо действующих льгот предусмотрено в три этапа -
Первый этап до 2004 года - разработка законодательной и другой нормативно-правовой базы, внедрение механизма замены действующих льгот адресной денежной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг вместо механизма предоставления жилищно-коммунальных субсидий, а также отмена льгот относительно оплаты потреблённых услуг по служебному признаку - Второй этап 2004 -2005 года - расширение адресной денежной помощи гражданам, которые имеют льготы на медицинское обслуживание, услуги транспорта, связи т.д
Третий этап 2006 год - будет завершен переход к системе адресной денежной помощи населению. Таким образом, в Украине вопрос обеспечения социальной справедливости как одной из неотъемлемых составных частей экономического роста в будущем, сегодня один их актуальнейших и сложнейших. Учитывая мысли большинства граждан, высказанных в ходе социологического опроса неудовлетворенность действующей системой льгот и необходимость её быстрейшего реформирования , направление реформирования
существующей системы предоставления льгот можно свести к отмене таких видов льгот - предоставленных на профессиональной основе - такие, которые нельзя разменивать как составляющие социальной защиты населения - несвязанных непосредственно с компенсацией потери здоровья граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы. Одновременно льготы, которые не отменены, нужно заменить адресными социальными выплатами. Внедрение предложенных реформ будет влиять не только на усиление социальной справедливости
путем повышения уровня жизни малообеспеченных слоёв населения, а и консолидации общества на основе усиления доверия к государству, создание реальной базы для устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. Социальность как критерий общественной системы Социально-экономическая теория имеет древнейшие исторические корни от Ксенофонта, Платона, Аристотеля - Ч. Петти, А. Смита, Д. Рикардо - К. Маркса, Ф. Энгельса, В.
Ленина до неоклассических теорий и школ Австрийская, социальная, старая историческая и других современных социально-экономических теорий, включая теорию социализации экономики, теорию социально-экономической генетики, теорию благосостояния, теорию группового выбора, теорию жизненного цикла в потреблении. Сюда можно отнести и теории создания материально-технической базы, организаций и институтов управления, обслуживающих социально-экономические процессы теория индустриального общества, теория больших циклов
и циклической динамизации экономики, теория массового обслуживания, теория систем, теория инноваций, включая социальные инновации и др Каждая из этих теорий и школ отражает эволюционно-трансформационные процессы в историческом преобразовании общества, общественных систем, социально-экономических отношений. В большинстве теорий при исследовании экономики, экономических процессов они были определяющими, выдвигались на первый план, а социальные или оставались в стороне, или сопутствовали, отражали эти процессы.
Понятия социальность, социально-экономические процессы, социально-экономическая эффективность получили своё место в теории в ходе развития капитализма и его противоречий, проявившихся в социальных, экономических и политических кризисах, в революционных процессах. Внутренние противоречия капитализма побудили теоретиков искать их корни. И они были найдены в социальных проблемах общества.
В результате появились не просто экономические, а социально-экономические теории и школы. Человек, личность - субъект права, основа гражданского общества стал объектом научного исследования, например, истории, обществоведения, социологии, политэкономии и даже технократических исследований, не говоря уже о генетике, воспроизводстве здорового поколения. Но теоретическая социальность общества ещё долго была бы только теорией, если бы не социалистическая
революция в России, далее в Китае, Монголии и других странах, если бы не образовалось мировое сообщество стран, где на первый план в характеристике общественной системы был выдвинут критерий социальности. Капиталистические страны и западные экономисты не могли не учитывать фактор социальности в разрешении противоречий капиталистического общества. Незавершившееся формирование социализма по ряду сложнейшего комплекса факторов и условий оставило в мировой науке и практике неизгладимый след - социальность, социальный
критерий в развитии и функционировании любого общества. Даже фашисты эксплуатировали приставку социал . В то же время, именно критерий социальности развенчал марксистскую теорию империализма как последней стадии капитализма, теорию загнивающего капитализма. Эпоха индустриального капитализма разрешила свои проблемы дозированным подходом к социальности общества, но профсоюзы, забастовки, выборная система явились тем минимумом социальности, который обеспечил элементы
стабильности капиталистического общества и развития его экономики. Это можно видеть на динамике и размерах оплаты труда всех категорий населения, пенсионного и страхового обеспечения их интересов. За последние годы особо контролируется степень социально-экономического расслоения населения по удельному весу доходов потребительских расходов по пяти группам населения 20 в каждой . Расчёт ведут в процентах к общему объёму дохода. Есть единый мировой, рассчитанный на этой основе коэффициент
Джини в . Он определяется по удельному весу групп в общем объема дохода. На пример в 1999 г. группа с минимальным доходом потребительских расходов в России имела долю 6,2 , а с максимальным доходом - 47,3 . Коэффициент Джини составил 39,4 . Соответственно в Великобритании 1991 г. 6,6 43 36,1 Германии 1994 г.
8,2 38,5 30,1 США 1997 г 5,2 46,4 40,8 в Китае 1998 г 5,9 46,6 40,3. Как видно, социальное расслоение в России, Китае близко по показателям к США, хотя, эти страны находятся на разных уровнях капитализации экономики и социально-экономического развития. Особенно показательно, что Китай и США имеют практически одинаковый коэффициент Джини, несмотря на различную общественно-социальную систему.
Минимальный коэффициент Джини был у Словакии 1992 г а максимальный - у Бразилии 1996 г 60 . Отсюда вывод социальное расслоение как реальный фактор не может не вызывать серьезных внутренних и внешних с учетом глобализации противоречий. И именно в этом надо искать первопричины всех внутристрановых и международных конфликтов, локальных войн и т.д. Другой вывод состоит в том, что социальность теоретическая, лозунговая, политически вынужденная
не решает проблем реальной социальности. Не случайно в Украине особенно широко используется термин социальной направленности реформ, экономики, бюджета. Направленность - это указание пути, куда шагать. Социальность должна быть конкретной и определяться оптимизацией социальной структуры по формам собственности, доходам, возможностям образования, оздоровления, пользования учреждениями и организациями спорта, культуры, отдыха и др
Социальность, социальная эффективность должны иметь такие же параметрические характеристики, как и экономический рост, экономическая эффективность, имея в виду, что инвестиции, капитальные вложения в социальное развитие по сути своей всегда окупаются быстрее и надёжнее, прежде всего по критерию недопущения потерь дестабилизации экономики, рынка, финансово-денежной системы и, конечно, политики. Все это относится к первичному накоплению капитала, дикому капитализму и в целом к эпохе индустриального
развития цивилизаций, прежде всего европейской. В то же время анализ показывает, что социализация экономики переориентация производства, гуманизация труда, сдерживание дифференциации доходов и др. всегда отставала от роста экономики и прибыльности предпринимательства, бизнеса. Затраты в системе воспроизводства на развитие человеческого потенциала и социальную инфраструктуру всегда, независимо от общественного строя, формировались по остаточному принципу.
При кризисных ситуациях в экономике всегда доля ВВП НД , идущая на накопление воспроизводство , увеличивалась за счёт снижения доли на потребление. Вряд ли всё это дает основание тому, что в мире, и особенно у нас, уже построено гражданское общество. На мой взгляд, гражданское означает прежде всего социальное общество, основанное на свободе, и не только политическом равенстве, но и на гражданской общности населения, которое опирается на совместимость интересов,
что обусловливает отсутствие классовых, групповых противоречий, прежде всего в распределительных отношениях. Вот почему вряд ли правильно увязывать сегодня в Украине развитие малого и среднего предпринимательства и бизнеса с формированием некоего среднего класса, который, прежде всего, станет антагонистом высшего олигархического класса и будет искать союзников в деклассированных структурах общества. Теория социальных альтернатив и её связь с трансформациями общественных систем цивилизаций
Мы живем в индустриальном обществе индустриальной цивилизации , его базой стала машинная технология, значительный рост производительной силы человека, экономия времени, рост знаний, умения, интеллекта. Дальнейшее развитие машинных технологий привело к автоматизации производства и других процессов и активизировало развитие электронных технологий в машиностроении и в других сферах жизнедеятельности человека космос, биоинженерные и др. технологии . Всё это родилось и развивалось в индустриальном обществе и оказывало
свое воздействие на социальные тенденции и процессы. Индустриальное общество цивилизация отличается от доиндустриального - качественным скачком, промышленным переворотом XVIII - начало XIX вв Теперь по этой же тенденции исторической классификации наука и общество в ряде стран поспешили перешагнуть в постиндустриальную эпоху цивилизацию . Однако никакого нового промышленного переворота не было.
Активное развитие электроники обслуживает тот же индустриальный потенциал, а информационные технологии - бизнес, предпринимательство, финансово-промышленный капитал. Что реально произошло? В ряде отраслей на порядок выросла производительность труда за счёт экономии времени на той же автоматизации при экономии времени за счёт информационных технологий. Индустрия двигается с IV в V и даже в VI технологический уклады.
Но это та же индустрия, её мощность и потенциал не только не снизились, а возросли. Все сказанное свидетельствует, что реально нет оснований для открытия новой, не связанной с индустриализацией эпохи - постиндустриальной, вроде бы закрывающей промышленную революцию, машинную технологию как индустриальная эпоха вытесняла ручной труд . Ничего пока после индустриальных технологий нет. На мой взгляд, перспектива открытия новой эпохи может быть в промышленных технологиях эффективное овладение
солнечной энергией, включая возможности фотосинтеза преодоление экологических деформаций мутаций природы и человека ликвидация техногенных катастроф и надежное противостояние природным катаклизмам. В воспроизводстве человека и охраны здоровья населения устранение угрозы возникновения голода в любой точке Земного шара полное преодоление эпидемий и болезней типа СПИД, туберкулёз, диабет и др. достижение социальной гармонии и совместимости интересов всех народов,
населяющих планету Земля. В политике - переход от классового общества к оптимально социально-структурированному обществу. Это тот минимум, без которого о новых эпохах в общественном развитии говорить рано и главное бесполезно. Ни к какой фазе более высокого развития человеческого общества, ни коммунистического, ни постиндустриального, оно не продвинется, если будет неспособно в основном решить перечисленные проблемы на различных стадиях развития именно индустриального общества по критериям социальной, национальной
и конфессиональной совместимости интересов человека, субъекта, групп, классов но лучше без них . Именно классы стоят на пути человеческой интеграции и совместимости интересов. Если мы не хотим больше жить в условиях классовой борьбы, то зачем целеустремленно формировать класс, которому в отличие от пролетариата будет что терять и, следовательно, защищать. Пора строить систему социально-экономических отношений по структуре и динамике индекса коэффициента
Джини, т.е. динамике структуры и показателей социального расслоения, идя по пути нахождения оптимума социальной структуры человеческого общества. Это задача индустриального общества, если учесть, что такая попытка уже состоялась построение социалистического общества и никто не закрыл эту попытку Китай, Вьетнам, Монголия и др. страны со смешанной экономикой развиваются по критериям социальности как генеральной цели общества . За последние годы в теории и практике общественного развития слова но
ещё далеко не понятие и не категория постиндустриальная эпоха выдвигается краеугольным камнем научных исследований любых политэкономических, экономических, научно-технических, маркетинговых, социальных, глобальных и других проблем. При этом социальность, информационность и глобализм занимают особое место практически в каждой работе. В результате критерий социальности уже получил системное определение в виде сформировавшейся теории социальных альтернатив .
При этом альтернативой для общества всегда выступает смена курса. Это исторический подход. Что касается социальности, то здесь еще нет единых представлений о конечных целях социального развития механизмов, регулирующих социальные трансформации в обществе, хотя есть достаточно широкое обоснование социальной системы как системы отраслей и сфер, составляющих непроизводственную сферу, ориентированную на удовлетворение духовных и материальных потребностей населения.
Недостаточность современного взгляда на экономическую сущность социальности состоит, на мой взгляд, в том, что она ограничивается затратами на воспроизводство материальной базы отраслей и сфер, отнесенных к социальному сектору за счет ресурсов накопления. В трансформации социальных процессов участвует весь ВВП, идущий на накопление и потребление. С учётом принятого понятия социальности достаточно глубоко
исследованы проблемы социализации экономики как процесса социальной ориентации производства следовало бы говорить о воспроизводстве в целом , облегчения, гуманизации труда следовало бы включить и безопасность труда , недопущения большой дифференциации в доходах населения, развития форм самоуправления. Подробно исследуются роль и функции социальной инфраструктуры, формы, методы и институты социальной защиты, социального обеспечения, социальное планирование и регулирование.
Одновременно социальные условия и цели, социальный консенсус, социальное партнерство рассматриваются, в основном, по параметрическим характеристикам. Так, социальные условия исследуются по совокупности параметров, характеризующих качество жизни, уровень потребления материальных благ и услуг и т.п но без критерия социальной структуризации общества. Во-первых, здесь нет критериев качественного изменения личности, определяемых условиями и целями жизнедеятельности не только человека, но и общества в целом.
Если эти цели не сформулированы на долгосрочную перспективу и не имеют реальных оценок в стратегии и тактике государства, нельзя ожидать от человека общественной активности в его жизнедеятельности. Во-вторых, все эти процессы не могут обслуживаться только за счёт фонда накопления и развития социальной сферы, без учёта всего объёма ВВП, использованного на потребление и накопление. В-третьих, вместо проблем достижения социальной совместимости интересов социальный консенсус исследуется
на основе баланса интересов различных групп на мой взгляд, реальным критерием такого баланса выступает доходная сбалансированность деятельности групп, а не мифическая совместимость интересов каждого члена общества, каждой группы, так как, например, интересы группы олигархов далеки от интересов не только многих групп, но и общества в целом и отдельной личности в частности. Видимо, правильнее искать пути достижения не консенсуса - этого широкого понятия, годного на все случаи
жизни, а реальных возможностей совместимости интересов по конкретным параметрам и характеристикам жизнедеятельности человека и общества. Это и будет первым признаком достижения и дальнейшего развития социальности. Формирование и трансформация социальных групп рассматривается в науке по критериям положения человека в социальной структуре общества, сходного близкого , по уровню доходов, образу и стилю жизни, социально-общественному престижу. По этим критериям исследуется формирование классов, социальных слоев, профессиональных
структур, этнических образований и др. Это хорошо, но недостаточно. На мой взгляд, здесь не учтены показатели совместимости интересов, правовые, отношения человека субъекта к обществу, государству, отечеству и цивилизации, в которой развивается социальная группа. А они достижимы. Особо надо остановиться на теории социально-экономической генетики, исходные положения которой обоснованы начале XX в. П.А. Сорокиным и далее в 1930 г. развиты
Н.Д Кондратьевым. На пятой Междисциплинарной дискуссии Ю.В. Яковец выступил с докладом Социоегенетика . Исследованию этой проблемы посвятили свои работы А.И. Суббето, В.И. Маевский и др. Ученые выдвинули идею взаимосвязи социогенетики с циклами, циклическим развитием общественных систем стабильность, подъем, спад , в процессе которых создаются условия, факторы мутаций, изменчивости и даже тенденции разрушения генотипа, что приводит к социально-экономическому
и политическому кризису системы или как минимум к её качественной трансформации. Вот почему социальный критерий развития общества должен включать в себя и оценки циклично-генетических трансформаций с учётом адекватных законов и закономерностей. В Украине в ходе, реформ 1990 - 1998 гг. резко ухудшились показатели, отражающие проявление социально-экономической генетики. Число родившихся за этот период снизилось на 4,1 человека на 1000 человек населения.
Смертность увеличилась на 3,5 человека. В результате показатель естественного прироста отрицательный - 6,4 человека 1998 г. против 2,2 человека 1990 г Это в несколько раз хуже, чем в США, Великобритании, Франции, где естественный прирост положительный. Особенно настораживает тенденция роста детской смертности и увеличение доли детей школьного возраста с различными заболеваниями. Вследствие этих тенденций стареет население страны рост доли нетрудоспособного
населения , сокращается средняя продолжительность жизни человека мужчины 60 лет, женщины - 70 в 1998 г В Великобритании соответственно - 74,7 и 80,7 лет в Германии - 74,1 и 80,3 во Франции - 74,4 и 82,1 года. К этому надо прибавить жизнь безработных, бездомных, беспризорных детей, мигрантов. Значительный прирост смертности дают техногенные катастрофы.
Вывод Украине нужна единая целостная общегосударственная политика и программа оздоровления населения с использованием электронного мониторинга здоровья человека. Демография- важнейший фактор и критерий социальности. Но в эти трансформационные процессы структуризации населения вносит свой вклад и выдвижение на первый план глобальных проблем, обусловленных усилением международного разделения труда, производства, международных
финансовых потоков и систем их информационного обеспечения. Жизнь объективно заставляет государство искать новые концепции и подходы участия в мировой трансформации интеграционных систем и процессов. Опыт показывает, что глобализация не только позитивный, но и негативный процесс, особенно для стран, интересы которых она ущемляет из-за отставания в развитии внутренних производительных сил, реструктуризации производства по современным критериям ноу-хау, информатики, организации производства
и управления, развития рыночных отношений и рыночной инфраструктуры. В развитии глобализации эти факторы становятся основой двойных стандартов в социально-экономических, финансовых, торговых и интеграционных процессах. Эти же ограничения наиболее остро проявляются в миграционной политике высокоразвитых стран. Лимитирование, возрастные, семейные, профессиональные ограничения усиливаются с каждым годом. При этом не принимаются в расчёт даже международными общественными организациями тенденции
нарастания народонаселения стран южных регионов и континентов и спад популяций западных и северных народов. Что касается нашего общества на современном этапе оно не избежало больших разрывов в доходах, что обусловлено отсутствием системных социальных ограничений в распределительных отношениях в переходном периоде, в формах и методах приватизации, не говоря уже о правовой системе общества переходного периода. Об этом просто не подумали, надеясь на саморегуляцию рынка.
Но усилились проявления противоречий, несовместимости интересов, коррупция, объективно принятый в системе управления лоббизм интересов групп, усугубляющий эти противоречия. Их усугубление доходит до отстрела конкурентов, бандитизма, обострения коррупции, подавления интересов одной группы другой, более сильной, в том числе и лоббирования. Лоббизм влияет на действия государственных органов - законодательных, исполнительных и даже судебных
властей, ввиду поддержки и защиты интересов одних групп, регионов, отраслей, предприятий за счет ущемления интересов других групп, поскольку делится один пирог - государственный бюджет, государственная общественная собственность и ущемляется общественное право одних в пользу других. При этом ссылаются на конституционное право, защиту Конституции, борьбу с коррупцией. Пожалуй, если отменить этот антидемократический, антиконституционный,
парадоксальный по своей сути механизм коррупция начнет исчезать на макроуровне. Что касается самоуправления конкретных предприятий корпораций , процесс декоррумпирования отношений пойдет быстрее, так как на этом уровне активизируется народная инициатива самоуправления, общественный контроль. Отсюда следует вывод - не допустить проникновения в системы управления распределительных отношений деформации, которые так или иначе сложились на переходном этапе реформирования экономики, общественной
и государственной систем Украины иными словами, в завершенные формы нового общества, при сохранении и развитии цивилизации, социальной совместимости, социальной интеграции в ходе преодоления противоречий первого этапа реформ. Вывод За последние десять лет Украина прошла путь, который можно оценивать по-разному, но то, что он был значимый в истории государства, ясно всем. Однако в августе 1998 г. закончился период реформаторского романтизма , который характеризовался
двумя основными признаками общественное сознание стало критичным и реалистичным в оценке происходящих процессов фактический отказ от собственного опыта жизни и деятельности, при практической неподготовленности структур государственного управления к новым условиям, что проявилось в непродуктивном использовании надуманных абстрактных схем, определенной идеализации происходящих процессов, неоправданному тиражированию в наших условиях чуждых украинской экономике и общественной жизни управленческих решений.
Не была реализована глубокая научная разработка программ и способов выхода из существующего системного кризиса. В этой ситуации произошла подмена глобальной, стратегической цели осуществления реформ относительно мелкими, частными, а потому зачастую не скоординированными целями - общая политика распалась на ряд относительно самостоятельных действий государства в области отраслевого управления, финансовой и налоговой политики, приватизации, внешней торговли, конверсии и др т.е. превратилась в политику затыкания дыр
. На практике её итогом стало не столько разрушение экономических основ централизованного хозяйствования, сколько резкое ослабление экономического и политического потенциала страны, обеспечивающего её национальную безопасность и суверенитет. Десять лет реформирования протекали в стране в уникальных условиях организации её общественной жизнедеятельности. Содержание, не только политического, но и основного общественного противоречия в этот период можно было свести к противоречию между властью и обществом.
Экономическая сфера жила вне системы конструктивных экономических законов - диктат политической воли был абсолютен. Организация экономической жизни общества была разрушена, а другая не создана. Власть в Украине в тот период являлась основным негативным фактором ее социально-экономического развития и причиной развала механизма обеспечения её безопасности. Дело не в политической окраске режима или его монетаристской ориентации, а в том, что в предшествующий
период не выполняла свою основную функцию система государственных органов, осуществляющих власть способность и возможность путем принятия и реализации соответствующих управленческих решений оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей, институциональную систему, развитие социально-экономических и политических процессов в обществе в направлении реализации национальных интересов. Она была подменена вторичной и вспомогательной функцией власти права и возможности распоряжения.
Особенно привлекательной оказалась возможность распоряжения ресурсами общества, в связи с чем и был создан механизм исключительного права исполнения этой возможности. Камуфлированный под рыночный достоверно подобранным рыночным реквизитом, он остался по содержанию предшествующим, якобы полностью разрушенным механизмом ограничительного распределения ресурсов. Однако если раньше он обеспечивал производство под жёстким и реальным контролем государства, то в период
реформирования и сейчас, поскольку эта практика все еще сохраняется он нес только перераспределительную функцию, изымая из народнохозяйственного оборота ресурсы через монополии, в первую очередь естественные, а также через специально созданную систему уполномоченных посредников в пользу элиты и ее социальной основы - коррумпированного сектора. Подобного рода практика свидетельствует, что ни о какой подлинно либеральной концепции реформирования говорить не приходится всё подчинено однонаправленному, повсеместному
жесточайшему внеэкономическому давлению власти и диктату криминалитета. По публикуемым данным в мае 2002 г. в теневой экономике было занято 10 млн. 175 тыс. человек - 15,4 общей численности работающего населения, что на 200 тыс. человек больше, чем в 2001 г. Для большинства из них 77,8 этот вид занятости является единственным. Согласно экспертным оценкам, теневая экономика включая криминальную составляет не менее 40
ВВП. Ей нужна не рыночная экономика, а имитация рыночной свободы хозяйствования, которая создает условия для беспрецедентного расхищения национального богатства. У нас всё есть, как в настоящем рыночном хозяйстве, нет основного свойства рынка - обмена товарными эквивалентами. Все ещё остается неясным вопрос куда из социализма мы идем? Поэтому самая важная государственная проблема, в том числе определяющая и уровень безопасности общества
настоящего времени по какому пути развиваться, каков общественно осознанный и общественно приемлемый путь движения к сильному государству и к всесторонне защищенному обществу. Разработка стратегии социально-экономического развития страны является не только обязательным пунктом политики общих позитивных изменений в деятельности государственной системы управления, но также обязательным предварительным условием успешного начала этого процесса.
К сожалению, многие концептуальные, стратегические положения нового курса в большей мере исходят из сиюминутной политической конъюнктуры, чем из научного обоснования. Так, остаётся нерушимым тезис о недопустимости пересмотра итогов приватизации . А этот процесс необходим и неизбежен. Приватизация прошла политически ошибочно, экономически неэффективно, социально - неприемлемо. Вообще, ни один результат реформы не проявил какие-либо положительные следствия
- уже только поэтому объективно необходим пересмотр содержания её основных направлений. Требование необходимости пересмотра итогов прошедшей приватизации и её дальнейшего осуществления на качественно иной теоретико-методологической основе - это не политическая спекуляция оппозиции, не поиск исторической правды, не акт социальной справедливости, а объективная потребность эффективного развития народного хозяйства страны. Профессор Г. Клейнер отмечает
Сейчас процесс приватизации завершён, в Украине осталось менее 10 государственных или муниципальных хозяйствующих субъектов, однако эффективность производства по-прежнему крайне низка. И вот уже начинают развиваться процессы антиприватизации правда, случаи национализации предприятий пока редки, но набирает силу муниципализация предприятий, всё чаще отменяются приватизационные решения . Вообще, мировой опыт свидетельствует, что становление эффективного собственника - процесс не одномоментный,
он прямо не связан с актом первичной приватизации. Должно пройти не менее двух - трех переделов собственности, чтобы фактор частной собственности стал играть заметную позитивную роль, т.е. сам процесс производства должен создать или найти эффективного собственника ранее приватизированного предприятия. Этот процесс, как считают Р. Кроуз и другие институционалисты, может успешно протекать только на фоне
реализации трёх условии собственник преследует цель снижения трансакционных издержек государство усиливает защиту прав собственности рынок наращивает давление на собственника конкурентной средой. Однако все эти условия в сложившейся ситуации в полном объеме не выполняются, значит, в дальнейшем необходим последовательный передел собственности на качественно иной теоретико-методологической основе. Попытки власти препятствовать этому процессу являются необоснованными, неоправданными, недопустимыми,
фактически углубляющими стагнацию экономики. Как представляется, ответ на основной вопрос - о целях и направлениях развития страны - следует искать в существующих нюансах идеологии реформирования. Надо подчеркнуть, что уже в первые годы перестройки экономики многие экономисты предлагали иной путь реформирования, связанный не с разрушением, а с использованием прежних технологических связей, возникших между производителями в процессе воспроизводства продукции.
К сожалению, мнение украинских ученых не было услышано ни прежде, ни новым поколением украинских реформаторов , которые пытаются продолжить путь реформирования по наезженной колее, выбрав модель неоклассического преобразования экономики. В 2002 г. в законотворчестве был сделан рывок в сторону политики либерализации. Президент как правило, представляет стратегию развития, основой которой является укрепление государства и повышение его роли в перестройке экономики. Но при этом важно, что усиление этой роли видится не в
увеличении директивного контроля государства над развитием тех или иных производств, а в создании рычагов хозяйственной деятельности, определяемых единством экономического пространства на всей территории Украины. Именно в этом, по моему мнению, на данном этапе заключается один из основных факторов укрепления национальной безопасности. Такая позиция свидетельствует о правильном понимании сути существующих сегодня проблем. Вместе с тем некоторые факты вызывают определенные сомнения в реальности сложившегося положения
в стране. Речь идёт о различии в понимании объективности происходящих процессов и исторической завершенности их результатов. Как определить содержание социально-экономической динамики продолжение, реформ, кризис, трансформация системы? В настоящее время всё больше с определенной долей надежды мы говорим о том, что всегда есть дорога подъёма хотя бы до исходного уровня об этом напоминает теория кризисов . И мы надеемся на этот подъем. В стране осуществляется процесс трансформации, но не повышающий, а понижающий
качественные характеристики уровня общественного развития. Сложившиеся после обвала экономики масштабы общественного производства уже начинают восприниматься в мире и украинскими властными структурами как естественно присущие современной Украине. Но следует вдуматься в смысл некоторых критических замечаний, высказанных Президентом по поводу действий правительства. В частности, он неоднократно отмечал свое неприятие низкой
экономической амбициозности правительства относительно возможностей и динамики экономического роста. А управленческое поведение - это не низкие амбиции, а реально существующий взгляд в мире. И напрашивается вывод коль существовавшую державу кому-то нужно было разрушить, всемерно сокращая возможности воссоздания её с прежней интегрированной мощью, то для этого понадобилась и ликвидация возможностей восстановления в стране собственного полномасштабного индустриального производства, обеспечивающего
реализацию общественной потребности в её комплексном развитии. И это состояние дальнейшего существования Украины учёными уже определено системная деградация общества, когда происходит замещение лучших свойств худшими. Она имеет множество направлений и форм проявления политическая коррупция , управленческая взяточничество , социальная потеря качества населения деградация производства, земли и пр.
Важнейшими проявлениями деградации общества в социальном содержании выступают растущая безработица, снижение качества населения и трудового потенциала, сокращение рождаемости, увеличение смертности, ухудшение здоровья особенно у молодежи , рост числа несчастных случаев, травм, отравлений. Омолаживается алкоголизм - он становится распространенным семейным заболеванием, увеличивается число наркоманов и токсикоманов. Формируется устойчивая связь неразвитость личности - это низкие социальные
запросы, слабая политическая активность, отсутствие потребности в солидарности, ограниченность мышления, неправильная социальная ориентированность, повышенная возможность манипулирования сознанием индивида и пр. Все то, что произошло и происходит со страной это не набор исторических случайностей и не сборник примеров отрицательных поступков руководителей государства разного уровня. Реализуется вполне конкретная программа - это понимают и признают многие по данным фонда
Общественное мнение , в 2002 г. 62 опрошенных считают, что Украина не самостоятельна в своих решениях и зависит от западных стран . За границей этот факт уже не отрицают и идеологи этой программы, и организаторы её выполнения а чего, собственно, скрываться, когда дело сделано и успех превзошел все их ожидания . У нас не признают факта программного развития событий по слому безопасности
Украины, следовательно, и проектному подрыву её государственности, только прямые доверенные участники этого проекта. Они всё еще рассуждают о неизбежной плате за вхождение в мировое цивилизованное пространство, об обязательных экономических и социальных издержках вступления общества в систему рыночных отношений, об ожидаемых жутких но их усилиями во многом скомпенсированных, последствиях ликвидации как тоталитарного общества, так и милитаризованного государства и особенно директивной экономики.
Никто из них якобы не мог предположить, что сокращение армии и затрат на вооружение приведут не к ожидаемой экономии бюджетных средств, а напротив, к росту расходов не в интересах общества конверсия не сделает более эффективным гражданский сектор машиностроения за счет повышения его технико-организационного уровня, как повсеместно декларировалось, а нанесет ущерб обрабатывающей промышленности. Ликвидация нерентабельных шахт, оказывается, не только не сопровождается снижением себестоимости угля,
но при росте его дефицитности приводит к повышению издержек на его производство. Деколлективизация аграрного производства почему-то автоматически не обеспечивает эффективность фермерских хозяйств и увеличение ими производства сельхозпродукции рост безработицы не отозвался не раз теоретически обоснованным, а потому якобы неизбежным адекватным повышением экономической активности трудящихся. Падение реальной заработной платы, как предсказывалось, должно было бы привести к росту эффективности
производства за счет снижения издержек, а оказалось, что на самом деле, будто бы совершенно неожиданно, рухнуло производство, не обеспеченное спросом и инвестициями, и всё это получилось как бы спонтанно, неосознанно. Поэтому о какой ответственности может идти речь? Кроме того, всё в руководстве страной так перемешалось, что и спросить не с кого. Но ведь руководитель а речь идёт исключительно о руководителях совершает ошибки тем более такого масштаба
и значения только по двум причинам или при личной некомпетентности, или с преднамеренным умыслом. Необходимо, на наш взгляд, вместо насаждаемого приоритета решения задачи вхождения страны на любых условиях и в любом качестве в мировое экономическое пространство, т.е. вместо первоочередного стремления участия в процессе глобализации мировой экономики, найти решение проблемы адекватного отражения в стратегии развития страны специфики исторически обусловленных потребностей развития общества, учитывая сложившийся
менталитет украинского народа, опираясь на присущие ей формы хозяйствования, на восстановление устойчивых производственных связей. Украина не всегда была самодостаточна в своем развитии. Но этот основной принцип должен быть усилен в исторической перспективе. При этом условии в стране может сложиться уникальная и чрезвычайно благоприятная ситуация, выводящая её в группу мировых центров социально-экономического прогресса.
Существует как минимум три основания для такого утверждения. Во первых, в отличие от ряда стран в Украине, можно в 1,5 - 2 раза увеличить плодородие земель. Во-вторых, важнейшая причина самодостаточности России заключается в значительном природном потенциале полезных ископаемых. Необходимо перестать его разбазаривать и сделать фактором собственного экономического роста, основой
выгодного для страны международного сотрудничества. В-третьих, Россия обладает большым энергетическим потенциалом, при этом фактически возможно использовать все имеющие практическое значение в мировой экономике виды энергоносителей, включая принципиально новые, неисчерпаемые и возобновляемые источники например производство топлива из биомассы , чтобы обеспечить свои потребности в энергии и экспортировать их. Итак, все предпосылки для возрождения
Украины как великой державы объективно присутствуют. Однако существует одно условие для реализации этого процесса страна, должна выдержать этот переход, выжить в реальном противостоянии с западной цивилизацией, которая, чтобы сохранить своё лидирующее положение в мире, стремится потреблять всё возрастающую долю мирового ресурсного потенциала, что означает, что вскоре, после исчерпания нефтяных ресурсов, она направит свой взор на месторождения угля, так широко
распространённого на востоке Украины. Переломным является настоящий момент, который надо выстоять, ликвидировать последствия прошлого десятилетия, преодолеть существующие опасности. При этом следует учитывать, коль страну завели в провал кризиса внеэкономическими методами, то и выход из кризиса не может быть обеспечен только экономическими мерами. Прежде всего необходимо создать правовую базу подавления саботажа и крупных спекулятивных действий
на финансовом рынке, разработать и принять закон о борьбе с посягательствами на национальное достояние и интересы страны в экономической сфере. Следует изменить отношение к гривне, обеспечив привлекательность украинской национальной денежной единицы, в стране и в мире. Для повышения гарантий наполняемости бюджета увеличить число объектов государственной монополии прежде всего осуществить реальную, а не декларативную монополию на спиртосодержащую продукцию .
Максимально использовать иностранные инвестиции в форме концессий и возможности реализации международных правительственных, неправительственных, смешанных экономических проектов на территории Украины. Нужно подключить к инвестированию быстро реализуемые проекты накопления граждан целесообразно пересмотреть некоторые запреты . Особая проблема мобилизационного этапа - борьба с безработицей, которую требуется проводить прежде всего на основе развития малого бизнеса.
Для преодоления негативных последствий реформирования и решения задач мобилизационного этапа возрождения украинской экономики необходимо вернуть в нормальное состояние угольную промышленность во всех трёх относительно автономных сегментах добыча, транспортировка, переработка. Приостановить на этот срок всякое реформирование остальных естественных монополий. Ресурсы, полученные в ходе реализации экстренных, чрезвычайных мер, а также ресурсы монополий последовательно
использовать для приведения каждой из них в современное технико-организационное состояние. Список использованной литературы 1. Журнал Актуальные проблемы экономики 2003 2 2. Журнал Экономист 2003 1 3. Журнал Актуальные проблемы экономики 2002 10 4. Журнал Актуальные проблемы экономики 2002 4 5. Учебное пособие для ВУЗов по курсу политологии под ред. Н. Сазонов, Б.
Решетняк и др. 1993г. 6. Философский словарь под ред. И. Т. Фролова. 1991 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |