ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКИ С О Д Е Р Ж А Н И Е: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН АФРИКИ 2.ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ
СУЩЕСТВУЮЩИХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА 10 ГЛАВА 2. ГЛОБАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АФРИКИ 1.АФРИКАНСКИЙ ФАКТОР В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРЕ 2.РОССИЯ И АФРИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 27 ПРИЛОЖЕНИЕ 29 ВВЕДЕНИЕ Актуальность курсовой работы. В настоящее время международные отношения характеризуются чрезвычайным разнообразием и сложностью. Перед человечеством стоит множество пока еще нерешенных проблем. Одной из таких проблем, как представляется, являются разного рода территориальные споры, которые, зачастую, выливаются в ожесточенные вооруженные конфликты, унося за собой десятки и сотни тысяч человеческих
жизней. Африканский континент в этом отношении не исключение. В Африке весьма остро проявляются практически все глобальные проблемы человечества, среди которых бедность, исчерпание отдельных видов природных ресурсов, межэтнические и религиозные конфликты и др. Только с 1970 года в Африке велось свыше 30 войн, многие из них в известной степени являлись межгосударственными. Только в 1996 году разного рода вооруженными конфликтами были затронуты 14 из 53 стран
Африки, на долю которых пришлось более половины всех погибших в мире в ходе войн, а в результате появилось более 8 миллионов беженцев, возвращенцев и перемешенных лиц. Все это объективно обусловлено различием интересов этих стран в политической, экономической и других областях, колониальным прошлым, неоколониальным воздействием или субъективными факторами исторического и психологического порядка с различной степенью воздействия каждого из них.
Неблагоприятное сочетание этих условий может привести к перерастанию спора в конфликт различной степени интенсивности вплоть до применения вооруженной силы . Территориальные споры и конфликты между африканскими государствами часто вызываются тем, что границы государств в большинстве случаев не совпадают с границами расселения племен и народностей. Дело в том, что на Берлинской конференции 1885 года колониальные державы осуществили раздел
Африки на территориальные единицы. Королевства, государства и общины в Африке были поделены произвольно, столь же произвольно были объединены не связанные между собой районы и народы. В 60-е годы молодые независимые государства унаследовали эти колониальные границы вместе с проблемой, которую это наследие представляло для их территориальной целостности и попыток добиться национального единства. Все кончалось тем, что линии, которые проводились европейскими колонизаторами на карте, разрезали
некоторые страны на куски и сводили частицы различных усеченных африканских народов, создавая какую-нибудь английскую, французскую, бельгийскую или итальянскую территории . По всей Африке имеет место расхождение между государственными границами и пределами расселения этнических образований. Однако в политической жизни Африки появилась тенденция к сохранению стабильности существующих границ. Определенное признание здесь получил известный из практики латиноамериканских государств принцип
uti posidetis (владей чем владеешь) - формула, означающая установление государственных границ по административным границам бывших колоний. Часть пограничных и территориальных разногласий, доставшихся в наследство от колониального прошлого, была урегулирована африканскими государствами, но некоторые остались нерешенными до сих пор: между Камеруном и Нигерией, Малави и Танзанией, Ливией и Чадом. Государство Коморские острова предпринимает попытки возвращения о.
Майотты в состав своей территории. При достижении независимости Коморами в 1975 году Франция сохранила за собой Майотту - один из главных Коморских островов. Помимо территориальных споров и претензий на африканском континенте существует множество иных пограничных проблем. Бывают случаи, когда между некоторыми странами, где граница должна проходить по реке, положение линии границы вообще не установлено (ни по тальвегу, ни по срединной линии).
Примеры: Бенин - Нигер, Кот-Д'Ивуар - Заир, Конго - Заир. Более двух десятков границ требуют уточнения на отдельных участках. В ряде мест необходимо уточнение пограничных линий на стыке трех границ. Некоторые границы или отдельные участки вообще не демаркировались. На других требуется более точная демаркация или редемаркация.
Таким образом, проблема территориальных споров и конфликтов в Африке является актуальной. Нерешенность территориальных споров может создавать конфликтные ситуации, которые не только подрывают процесс становления и укрепления международных позиций Африки, но и создают благоприятные условия для вмешательства западных стран, негативно воздействуют на международный климат в целом. Территориальные конфликты самым отрицательным образом сказываются на
деятельности Организации африканского единства, различных региональных организаций африканских государств, затрудняют, а иногда и делают невозможным выработку согласованного курса африканских стран по тем или иным политическим и экономическим вопросам, ослабляют их позиции на международной арене. Исходя из вышеприведенных нерешенных территориальных проблем на африканском континенте анализ и изучение истории происхождения этих споров между африканскими государствами, как представляется, предопределяет
актуальность избранной нами темы. Основной целью курсовой работы является анализ существующих геополитических проблем Африканского континента, что обусловило постановку следующих задач: 1.Раскрыть содержание наиболее сложных геополитических проблем Африки. 2.Исследовать причинный комплекс нестабильности развития стран Африканского континента. 3.Выявить значимость региона
Африки в геополитической картине современного мира. 3.Показать некоторые аспекты взаимоотношений России со странами Африки. Теоретическая основа работы. Исследование геополитических проблем Африки проведено на основе изучения и анализа работ известных ученых: Авакова М.М Андреева И Жукова О.В Карташкина В.А Шубина
В.Г и других. В работе использованы международные универсальные и региональные договоры, такие как Устав ООН, Устав ОАЕ, Африканская хартия прав человека и прав народов 1981 года, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, международные пакты о правах человека 1966 года и другие. ГЛАВА 1. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА 1.1.Общая характеристика стран
Африки Второй в мире по величине континент, Африка (Приложение 1) представляет собой огромное плато, окруженное узкой полосой прибрежных равнин. Широкая зона тропических лесов покрывает значительный участок в центре континента. Севернее и южнее лесов располагаются степи - саванны и пустыни. Пустыня Сахара, самая большая в мире, тянется по всей ширине Северной Африки от Атлантического океана до Красного моря.
Она занимает территорию, почти равную площади Соединенных Штатов. Пустыни Калахари и Намиб находятся гораздо дальше к юго-западу. На востоке от Сирии в Азии до Мозамбика протянулась Восточно-Африканская рифовая система - ряд долин, образованных разломами в земной коре. В Африке насчитывается 53 страны - от огромного засушливого
Судана до крошечных тропических Сейшельских островов. На севере большинство населения составляют арабы. Население юга, главным образом чернокожее, делится на сотни туземных племен. Общая площадь Африки составляет 30 354 852 кв. км (11 716 972 кв. мили). Население: 777 338 000. Независимые страны Африки:
Алжир, Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Острова Зеленого Мыса, Центральноафриканская Республика, Чад, Коморские острова, Конго, Кот-Д'Ивуар (Берег Слоновой Кости), Демократическая Республика Конго (Заир), Джибути, Египет, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия,
Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Биссау, Кения, Лесото, Либерия, Ливия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мавритания, Маврикий, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, Сомали, Южная Африка, Судан, Свазиленд,
Танзания, Того, Тунис, Уганда, Замбия, Зимбабве. При этом число этносов на континенте достигает 3 тыс т.е. в среднем более чем по полусотне на каждую политическую единицу. Почти все страны Африки являются республиками (за исключением Лесото, Марокко и Сазерленда, которые остаются еще конституционными монархиями). Административно-территориальное устройство государств, за исключением
Нигерии и ЮАР унитарное. Уже в силу своих размеров Африка как регион внутренне не однородна по самым разнообразным признакам – от природных до политических. Традиционно в ней выделяют пять крупных субрегионов: Северную, Западную, Восточную, Центральную, или Экваториальную и Южную Африку. В политическом плане Африка – самый молодой регион мира.
Средний возраст расположенных здесь стран, без учета Эфиопии, единственной из них, сохранившей свою государственность на протяжении двух тысячелетий менее 40 лет. Подавляющее большинство государств было образовано после распада колониальных империй европейских метрополий во второй половине ХХ века. Важная роль в урегулировании всех региональных и внутренних конфликтов, которые в изобилии существуют в регионе принадлежит созданной в 1963 году
Организации Африканского единства, а также Организации Объединенных Наций. Однако с 9 по 11 июля 2001 года в Лусаке состоялся последний саммит Организации африканского единства (ОАЕ). В 2002 году главы африканских государств и правительств учредили новую организацию – «Африканский Союз» (АС). Предполагается, что под эгидой АС Африка будет пытаться ответить на вызовы нового тысячелетия,
положить конец бесчисленным войнам и конфликтам, бороться с бедностью, а также с угрозой маргинализации континента перед лицом продолжающейся глобализации . Масштабы хозяйственной деятельности в Африке на мировом фоне весьма невелики: ограниченный набор отраслей с элементарными связями между отдельными подструктурами и обществом. Регион Африки южнее Сахары, где сосредоточено 10% населения мира, производит лишь 1,4% мирового валового
внутреннего продукта и около 1% продукции обрабатывающей промышленности, причем около трети ВВП приходится на ЮАР. Величина душевого ВВП развивающихся стран региона в 3,5 раза ниже этого показателя в среднем по группе развивающихся стран и в 50 раз ниже, чем в промышленно развитых государствах . Вместе с тем, Африка располагает значительной сырьевой базой для развития черной металлургии. Регион богат рудами цветных металлов (медь, кобальт, свинец, цинк, уран, олово, алмазы и др.)
Есть несколько важнейших причин, по которым Африка имеет стратегическое значение для мировой экономики, в том числе для геополитических интересов Соединенных Штатов Америки, как крупнейшего игрока мирового рынка. Главная из них - это нефть. На долю Западной Африки уже сейчас приходится 15% нефти, импортируемой в США, и этот показатель, по всем прогнозам, в течение ближайших 25 лет достигнет 25%.
Нефтяные месторождения найдены на побережье Анголы, Сан-Томе, Габона и Нигерии. США пытаются уменьшить энергетическую зависимость от Ближнего Востока, поэтому Африка в последние годы стала особым объектом американского политического интереса. Развитие экономики африканского континента за последние два десятилетия породило разочарование. Борьба против бедности, за улучшение условий жизни практически не принесла никаких результатов.
От импульсов, приданных глобализацией, Африка выиграла меньше, чем другие регионы мира. Хотя успехи есть, но появились и новые проблемы. До решающего перелома еще далеко. В настоящий момент перед Африкой стоит задача мобилизации внутренних ресурсов с целью привлечения в регион инвестиций . Большой потенциал заложен в региональном сотрудничестве, расширении кооперации в сфере промышленного производства, инфраструктурного и социально-культурного строительства.
1.2.Исторические предпосылки, объективные и субъективные факторы, связанные с возникновением существующих геополитических проблем Африканского континента Веками, начиная с Античности, образованная Европа высокомерно отказывала народам, живущим в Африке южнее Сахары, в признании их цивилизованности. Однако именно в Африке занималась Заря человечества.
Египет фараонов, профессиональных ученых и простых людей, передав эстафету своих бесспорных достижений Античности, в конце концов стал римской колонией (провинцией). И хотя Карфаген все-таки был разрушен, африканский феномен веками оставался заметной компонентой греко-римского сознания. В середине второго тысячелетия нашей эры Тропическая Африка, как ближайшая атлантическая «соседка» недавно открытой
Америки, стала главным поставщиком физически крепких рабов, создававших на рудниках и плантациях Нового Света первоначальный капитал нового способа производства. Завершение эпохи работорговли, стоившей континенту порядка 15 миллионов человеческих жизней, и бурное развитие товарно-денежных отношений в Европе приковало интерес новоявленной индустриальной цивилизации к природным богатствам Африки. Начался ее кровавый захват, раздел и передел между европейскими метрополиями:
Португалией, Великобританией, Францией, Германией, Италией, Испанией, Голландией и Бельгией. Некоторые из африканских колоний в силу переменчивости геополитической обстановки в Западной Европе меняли своих хозяев: Намибия, Камерун, Маврикий, Руанда, Бурунди, но суть дела оставалась прежней . После второй мировой войны началась поспешная и массовая деколонизации континента.
Но независимость во многом свелась на первых порах к смене гимнов, флагов, вступлению в ООН, к созданию марионеточных местных ассамблей с явно урезанными полномочиями внешне вполне респектабельных парламентов и провозглашению «равноправных» торгово-экономических отношений со всем миром, включая, естественно, бывшие метрополии. Влияние последних весьма значительно и поныне. Под их эгидой функционируют такие авторитетные субглобальные трансконтинентальные организации, как
Сообщество, Франкофония и Лузитания, объединяющие бывшие англоязычные, франкоговорящие и португальские колонии и зависимые территории . Геополитическая структура тогдашнего биполярного мира разделила значительную часть Африки на государства капиталистической и социалистической ориентации, которые соответственно опирались в своей исторической эволюции (зачастую весьма поверхностной) на Запад либо на СССР и его союзников. Каждая из мировых систем создавала свои «витрины» на
Африканском континенте, но это влияние, за исключением подготовки национальных кадров и очагово-точечной индустриализации, оставалось в основном поверхностным, а потому провозглашенная ориентация в ходе неудавшегося путча могла меняться буквально дважды на дню. Наступил период освободительной борьбы. Этапы этой борьбы можно выделить, анализируя события в ЮАР. Первый этап - от начала 1960-х годов до середины 1970-х - был наиболее трудным для освободительного
движения, когда руководителям и активистам одной из наиболее известных организаций – Африканского Национального Конгресса (АНК) пришлось действовать в условиях подполья, а затем в основном в эмиграции, в отрыве от своей массовой базы. Ситуация изменилась к середине 1970-х годов, по мере роста в Южной Африке молодежного и рабочего движения, и на втором этапе, после португальской революции 1974 г. и создания независимых государств в Мозамбике и
Анголе для АНК открылись новые возможности проведения политической работы и боевых операций в ЮАР. Третий этап наступил в середине 1980-х годов. Он характеризовался развертыванием в этой стране широкого демократического движения и началом предварительных переговоров об устранении апартеида политическими средствами и завершился снятием запрета на деятельность АНК в 1990г. и проведением легальной конференции Конгресса в 1991г .
После распада СССР отпала необходимость блокового противостояния, иссякли источники внешнего финансирования местных режимов. Поток инвестиций и донорской помощи либо совсем прекратился (со стороны мировой социалистической системы), либо круто изменил свое направление в сторону постсоветского и постсоциалистического пространства, обходя на первых порах Африку, такую нестабильную и малопредсказуемую, казавшуюся «черной дырой» мировой экономики. Но Африка во многом оказалась не готова принять рыночные ценности, коммерциализацию социальных
отношений, стандарты западной парламентской демократии и связанные с ней политические «игры». Многопартийность здесь зачастую выливалась, несмотря на суровые официальные запреты, в создание этноплеменных и местных «партий», а «свобода волеизъявления» довольно часто порождала откровенный сепаратизм, нередко ведущий к кровавым этническим и конфессиональным конфликтам. Выборы, организованные на «западный манер», сплошь и рядом приобретали карикатурный характер псевдополитического
фарса. В итоге громадная часть населения африканских стран, расположенных к югу от Сахары, до сих пор занята производством и жизнедеятельностью, свойственными заре неолитической цивилизации. Ее характеризуют почти исключительно ручной труд, примитивно-первобытные технологии, ритуально-клановые стандарты поведения. В то же время в Африку привнесены (в основном из бывших метрополий) целые пласты машинного производства и западной масскультуры, характерные для индустриальной цивилизации (транспорт,
перерабатывающая промышленность, добыча полезных ископаемых, лесоразработки, сборочное производство и т. п.), а также отдельные элементы компьютерно-информационных технологий (прежде всего в средствах связи и управления). Столь причудливая мозаика из всех исторически известных типов развития производительных сил, основание которой погружено в седую древность каменного века, и лишь самая верхушка технологического «конуса» устремлена в направлении мировых тенденций производства, резко теряет былую устойчивость в
силу рыночной коррозии своего основания под напором конкуренции и стихии мировых цен на сырье и товары, а также демонстрационного эффекта западных стандартов потребления и «красивого» образа жизни привилегированного «золотого миллиарда». В процессе взаимоотношений между африканскими странами нередко возникают спорные вопросы, которые могут быть объективно обусловлены различиями интересов этих стран в политической, экономической и других областях, колониальным прошлым, неоколониальным воздействием или субъективными факторами исторического,
этнического, географического и психологического порядка и различной степенью воздействия каждого из них. Неблагоприятное сочетание этих условий может привести к перерастанию спора в конфликт различной степени интенсивности вплоть до применения вооруженных сил. Конфликты между государствами Африки различны по своей сущности и приобретают в основном форму территориального спора и борьбы за реализацию государственных границ.
Главным образом, как считают исследователи , причиной возникновения территориальных споров в Африке являются последствия колониальной системы. Пограничные конфликты между африканскими странами вызваны тем, что границы в большинстве случаев не совпадают с границами расселения племен и народностей, поскольку при разделе Африки европейские колонизаторы не учитывали границ между сложившимися издревле территориями различных африканских народов. Тяжелое наследство колониализма, выражающееся в произвольно
установленных и намеренно запутанных границах, порождает территориальные споры между освободившимися странами. Наличие в конкретных территориальных спорах государств Африки факторов различного порядка затрудняет их классификацию. Тем не менее можно исходить из деления споров по поводу территорий, не имеющих или почти не имеющих населения, и споров территорий с компактным однородным населением.
В основе споров по поводу территорий, не имеющих или почти не имеющих населения, как правило, лежат факторы экономического характера. Особую сложность представляют споры относительно территорий с компактным населением. Наряду с территориальной, в Африке существует серьезная демографическая проблема. Регион выделяется во всем мире самыми высокими темпами воспроизводства населения. В 1960 г. на континенте жило 275 млн.чел в 1980 - 475 млн.чел, в 1990-648 млн.чел а в 2002 году 840
млн.чел, в 2025 году, по прогнозам, население удвоится . По темпам прироста особенно выделяется Кения - 4,1% (первое место в мире), Танзания, Замбия, Уганда. Такой высокий уровень рождаемости объясняется вековыми традициями ранних браков и многодетности, религиозными традициями, а также несколько повысившимся уровнем здравоохранения. Большинство стран континента не проводит активной демографической политики.
Демографический взрыв в Африке усугубляет многие проблемы регионов, самая важная из которых - продовольственная проблема. Немало проблем связано и с этническим составом населения Африки, которое отличается большой пестротой. Выделяется около 300-500 этносов. По лингвистическому принципу 1/2 населения принадлежит к нигеро-кордофанской семье, 1/3 - к афразийской семье и только 1% составляют жители европейского происхождения.
Таким образом, мы можем выделить целый комплекс геополитических проблем, присущих Африканскому континенту, основной причиной которых послужило колониальное прошлое региона. Следствием колониальной зависимости стали: социально-экономическая отсталость, территориальные споры и конфликты между различными странами, трудности с определением геополитического вектора развития, трудности с определением государственного устройства и управления.
Как ни парадоксально, многие проблемы современной Африки предопределяются ее значительных ресурсным потенциалом, обуславливающим притязания промышленно развитых стран на ее природные богатства. В силу этого обстоятельства крупнейшие ТНК рассматривают Африку как зону своих стратегических интересов. Пестрый этнический и религиозный состав населения является фактором внутренней нестабильности и конфлитогенности,
что в конечном итоге препятствует позитивному развитию региона. В современных условиях при наличии угрозы неоколониализма большое значение приобретает идея необходимости сохранения единства африканских государств для защиты национального суверенитета и обеспечения условий для самостоятельного развития. ГЛАВА 2. Глобальное партнерство в области социально-экономического развития Африки 2.1.Африканский фактор в геополитической картине мире
Снижение мировой экономической активности в последние как никогда ясно показывает, что нельзя поддерживать процветание в странах с хорошо развитой экономикой в условиях широкого распространения бедности. Ярким доказательством чему служит Африканский континент. Интеграция в международную экономику принесла небывалые выгоды в виде роста доходов и повышения благосостояния большей части мира. Однако эта нарастающая волна процветания слишком многих оставила за бортом, например,
почти все страны, расположенные к югу от Сахары. Сейчас разговоры об экономической стабильности и сокращении масштабов бедности остаются просто разговорами, когда нет стратегии борьбы с пандемией ВИЧ-инфекции и СПИДа. Политическая нестабильность и отсутствие жизнеспособной экономики на континенте отразились, естественно, на положении народов Африки. Социальные условия, вызванные указанными выше факторами, привели к дегуманизации континента.
Представление об истинном положении в Африке подкрепляется некоторыми недавно опубликованными Всемирной Организацией Здравоохранения статистическими данными, характеризующими условия жизни африканского населения. Из 600 миллионов человек, живущих к югу от Сахары, 100 миллионов страдают разного вида умственными расстройствами. Причины этого бедствия: геноцид, гражданские беспорядки, войны, уничтожение семейных и общественных
традиций, урбанизация и, конечно, нищета. Данные причины можно воспринимать как черты более глобальной реальности нынешнего переходного периода в Африке. Очевидно, что постколониальная борьба и разочарования последних 40 лет оказали такое же, если не более сильное влияние на наш континент, чем предшествовавший им ужасный период рабства и колониализма, оставившие глубокую травму в душах людей. Такое понимание нынешней ситуации отрицается многими из тех, кто предпочитает
видеть корни современных проблем Африки где угодно, но только не в вышеперечисленных обстоятельствах, но, с другой стороны, его нельзя и полностью проигнорировать. Кого бы мы ни пытались обвинить - а необходимым условием возрождения Африки является отказ от «синдрома перекладывания вины» - ясно одно: старая Африка с присущими ей крепкими семейными и общинными узами и глубоко заложенной духовностью постепенно
исчезает. Складывается впечатление, что все народы Африки находятся в состоянии переходного периода. К этому следует добавить, что нестабильность государств и целых регионов ложится тяжелым бременем на каждую отдельную личность. По данным ВОЗ, данная проблема усугубляется нехваткой денежных средств, а также нерешительными действиями безвольных политиков. Боль, потери и травмы, вызываемые всеразрушающими преобразованиями, оказывают
непреодолимое воздействие на людей. Статистика, опубликованная ВОЗ, красноречиво свидетельствует о том, что человеческое лицо Африки полностью обезображено . Все эти факторы подчеркивают необходимость выработки более широкой концепции, в рамках которой можно было бы ответить на важные вопросы, связанные с глобализацией. Эта концепция должна исходить из того, что все человечество живет в едином мире, и закладывать основу
процветания для всех. Прежде всего, достижение успеха в борьбе с бедностью послужит ключом к стабильности и миру в двадцать первом веке, и нигде линия фронта этой борьбы не обозначена четче, чем в Африке. Многие африканские лидеры работают сообща над разработкой стратегий ускоренного роста экономики и развития, а также стратегий, направленных на резкое сокращение масштабов бедности, которая получила широкое распространение на африканском континенте.
Так называемая Новая африканскую инициатива тесно связана с основополагающими принципами собственности, руководства и ответственности за устранение внутренних препятствий на пути устойчивого роста в африканских странах. Основное внимание в Новой африканской инициативе уделяется четырем важнейшим элементам. Первое и главное - ясное осознание того факта, что мир, демократия и добросовестное управление – необходимые предпосылки для инвестиций, роста и сокращения масштабов бедности.
Во-вторых, в этой инициативе содержится призыв к разработке планов действий по созданию и развитию систем здравоохранения и образования, а также инфраструктуры и сельского хозяйства. В-третьих, в ней справедливо присутствует опора на частный сектор и экономическую интеграцию на региональном и глобальном уровнях. И, в-четвертых, в ней определяются конкретные шаги по созданию более производительных партнерств между Африкой и ее двусторонними и многосторонними партнерами, а также партнерами по развитию
из частного сектора. МВФ, Программа развития Организации Объединенных Наций и Африканский банк развития работают в том же направлении. Однако наиболее существенный вклад в стабилизацию и развитие Африки могут внести только сами народы, населяющие обширный Континент. Начало «второму освобождению» Африки, когда однопартийная монополия власти сменилась многопартийной
выборной системой, было положено выборами в Намибии в ноябре 1989 года, которые состоялись до провозглашения независимости, а также самим фактом провозглашения независимости этой страны в 1990 году. Это оформилось в четкую тенденцию, и к концу ХХ века в 45 странах были проведены многопартийные выборы. Однако некоторые из этих стран вернулись позже к военному правлению, затем снова к гражданскому, и существование многопартийной системы, в целом, находилось под угрозой исчезновения вследствие отсутствия
стабильности и вспыхивания военных конфликтов. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на определенные перемены, демократические системы во многих странах пока еще очень неустойчивы. Демократия находится там пока еще в зачаточном состоянии, и первые попытки ее укрепления не всегда приводят к успеху. Как бы то ни было, Африка нуждается в максимально возможной помощи и поддержке в достижении стабильности, являющейся жизненно важной для нее и создающей основу для ее возрождения.
Африка должна будет сама решить, что для нее наилучшим образом подходит, и придать этому конкретные формы. 2.2.Россия и Африка: перспективы сотрудничества Относительно стран Африканского континента Россия в последние годы проводит последовательную политику расширения экономического сотрудничества и невмешательства во внутренние дела развивающихся государств. Россия разделяет стремление народов и государств Африканского континента самостоятельно определять
свое будущее, брать на себя основную ответственность в вопросах обеспечения мира и безопасности, управления экономикой, бережного использования природных ресурсов, борьбы с коррупцией и эффективного использования средств, выделяемых на помощь развитию. Все это нашло отражение в программных установках «Нового партнерства для развития Африки» (НЕПАД). Россия непосредственно и инициативно участвовала в выработке Плана действий по Африке, принятого на саммите «Группы восьми» в
Кананаскисе. Этот документ нацелен на содействие реализации НЕПАД и на те области партнерства, в которых «восьмерка» может реально способствовать преодолению комплексных вызовов, стоящих перед Африкой. Россия поддерживает усилия ООН по содействию урегулированию вооруженных конфликтов в Африке, а также по углублению взаимодействия в этой области
Объединенных Наций с авторитетными международными и африканскими региональными и субрегиональными организациями. Вместе с тем, более действенными должны стать превентивные и миротворческие усилия самих африканских стран. Необходимо помогать укреплению региональных механизмов раннего предупреждения, предотвращения и урегулирования кризисов, помогать формированию на континенте действенных структур безопасности, ориентированных в том числе и на решение задач постконфликтного восстановления.
Например, общими для России и ЮАР, одной из наиболее перспективных стран Африканского континента, являются те ожидания, которые в мире связывают с каждым из них: от России, а это - 1/7 часть света, и от ЮАР, супергиганта Африки, в XXI веке мировое сообщество ожидает ощутимого вклада в укрепление международной стабильности, в обеспечение прогресса человечества, в дело ликвидации многих социальных болезней, в том числе тех,
которые породила эпоха конфронтации и «холодной войны». Общим важным историческим моментом является та роль, которую, возможно, сыграют ЮАР и Россия в развитии африканского континента в XXI веке. ЮАР - наиболее развитая в экономическом отношении африканская страна. Ее вклад, несомненно, может быть определяющим при решении накопившихся в постколониальную эпоху хозяйственных
проблем, прежде всего юга континента, но также Тропической Африки и континента в целом. С учетом огромного промышленного и научно-технического потенциала России, уникального потенциала квалифицированных специалистов различного уровня, обширных в недавнем прошлом хозяйственных и культурных связей с большинством африканских государств, Россия может сыграть значимую роль в подъеме Африки и внести реальный вклад в достижение цели «Африка
- континент третьего тысячелетия», провозглашенной Нельсоном Манделой, первым в постапартеидную эпоху президентом ЮАР. Абсолютно необходимым условием при этом является ликвидация региональных конфликтов в Африке, в том числе на юге континента. Россия и ЮАР уже добились в этой области неоспоримых положительных результатов, принципиально важных в контексте современной региональной и глобальной политики: удалось
достичь мирного решения конфликта в Мозамбике, мирным путем привести Намибию к политической независимости. Однако обеим странам совместно с другими членами мирового сообщества предстоит еще сделать немало в этой области и, прежде всего, добиться прекращения длительного и кровопролитного конфликта в Анголе. Общим для России и ЮАР является и характер переживаемой эпохи: в обеих странах проводятся исключительно важные для их настоящего и будущего экономические и политические реформы.
Они связаны с укреплением в новом общественном и экономическом пространстве института частной собственности, ее неприкосновенности, с постепенным, не формальным, а реальным укоренением в социальной психологии и в правовом поле прав человека, с созданием сильного гражданского общества, опирающегося на рыночную экономику, зрелые демократические институты, наиболее устойчивый и стабильный массовый средний класс. Разумеется, одни и те же проблемы в столь разных странах, как
ЮАР и Россия, несмотря на схожесть или совпадение отдельных важных характеристик и качеств, стоят в разном контексте, и потому их решение не может не разниться, причем порой весьма существенно. Речь, в частности, идет о положении черного населения в ЮАР и выходцев из Африки в России. В постапартеидную эпоху в ЮАР повышение жизненного уровня «черного большинства» - одна из острейших и наиболее значимых проблем.
В России, как это ни парадоксально, проблема выходцев из Африки в последнее десятилетие также является одной из острых, хотя она не может идти ни в какое сравнение по своим масштабам и глубине с тем, как она стоит в ЮАР. Кризисные явления в российском обществе, падение жизненного уровня многих россиян, с одной стороны, и невиданный ранее рост политической и трудовой миграции в
Россию из Африки и Азии - с другой породили ранее неизвестные социальные болезни и среди них - подъем националистических настроений, главным образом, среди наименее обеспеченных слоев населения. Хотя основные партнеры России и ЮАР по экономическому сотрудничеству - это промышленно развитые государства, тем не менее имеется достаточно возможностей для делового сотрудничества между обеими странами. Значительные различия в природно-климатических условиях, определяющих структуру сельскохозяйственного
производства, создают широкие возможности для взаимной торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем. Обе страны - крупнейшие поставщики на мировой рынок золота, алмазов, платины, об исключительном значении которых в мировом хозяйстве говорить лишний раз не приходится. Эксперты справедливо полагают, что ренессанс Африки может начаться именно с подъема экономики Южно-Африканской Республики . Новые тенденции в развитии российско-африканских отношений проявились
с 1998-99 годах, в течение которых в России с государственными визитами побывали президент Намибии, г-н С. Нуйома и президент Анголы, г-н душ Сантуш, вице-президент ЮАР, г-н Мбеки, а затем и сам президент г-н Нельсон Мандела. С рабочими визитами РФ посетили министры иностранных дел Анголы и Эфиопии, министр обороны и министр финансов
Эфиопии, заместители министров иностранных дел Арабской Республики Египет, Ливийской Джамахирии и Судана. Безусловно, всем этим визитам предшествовала резкая активизация работы соответствующих российских посольств. Мы привели далеко не полный перечень примеров, свидетельствующих о налаживании связей между Россией и государствами Африки на рубеже ХХ1 века.
В 2000-2001гг. Россия впервые в своей истории приняла участие в миротворческих операциях сил ООН в Сьерра Леоне. Таким образом, новый внешнеполитический курс России свидетельствует о стратегическом значении Африканского континента, вокруг которого проходят ее жизненно важные морские транспортные коммуникации в страны Азии и располагается одна из наиболее продуктивных рыбопромысловых зон мирового океана.
Африка продолжает оставаться для России одним из основных источников ряда важнейших сырьевых товаров и пищевых продуктов (бокситы, фосфаты, каучук, рыба и морепродукты, какао, кофе, чай и др.) И в постсоветский период африканские государства остаются для России рынком сбыта вооружений, транспортных средств и запчастей к ним, военно-технических услуг. В нашу пользу играют такие факторы, как хорошее качество и дешевизна российской военной техники, что
выгодно отличает её от западных образцов. Страны Африки остаются на сегодня крупным и почти невостребованным рынком сбыта российской машинотехнической продукции, технологий и разного рода услуг, строительных, например. Если же принять во внимание тот факт, что именно проблема сбыта является на протяжении 90-х г.г. одной из острейших и приоритетных для российских производителей разного рода машин, оборудования, электробытовой техники, то станет еще более понятной актуальность задачи полномасштабного восстановления
и дальнейшего развития всесторонних отношений России с африканскими государствами. Россия активно участвует в поисках решений большинства африканских проблем, которые обсуждаются членами Организации Объединенных Наций в ходе Генассамблей и в Совете Безопасности. Россия получила статус наблюдателя в Организации Африканского Единства (ОАЕ) и вносит посильный вклад в развитие ее деятельности.
Руководители МИД РФ, курирующие африканское направление внешней политики страны, проводят регулярные политические консультации со своими африканскими коллегами. Весьма важной сферой взаимодействия между министерствами иностранных дел России и африканских государств является модернизация и совершенствование правовой основы торгово-экономического сотрудничества между нашими странами. Отношения СССР с государствами африканского континента опирались
на достаточно развитую систему соглашений о межгосударственном сотрудничестве в торгово-экономической, военно научно-технической и культурной сферах. Однако все они были ориентированы на создание правовой основы сотрудничества исключительно по государственной линии. В современных же условиях, когда область торгово-экономического сотрудничества России со странами континента почти полностью отдана российским правительством нарождающемуся национальному
частному сектору, доставшаяся в наследство от СССР правовая основа отношений с африканскими странами, во многом устарела и требует значительной модернизации а может даже и полной переработки. Поэтому МИД РФ совместно с коллегами в странах Африки, проводит систематическую работу по подготовке к подписанию проектов соглашений о поощрении и защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения, протоколов о сотрудничестве в области науки и образования, медицины и здравоохранения, культуры и искусства.
Поскольку в этих вопросах необходима обоюдная воля и заинтересованность, результаты усилий, предпринимаемых обеими сторонами, не везде одинаковы и модернизация правовой основы отношений между нашими странами, к сожалению, происходит не столь быстро и продуктивно, как этого практически повсеместно требует ситуация. В заключение этого краткого анализа хотелось бы сказать о будущем российско-африканских отношений и констатировать, что настает время практических действий для обеих заинтересованных сторон: и
России, и африканских государств. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог анализу геополитических проблем современной Африки, можно сделать следующие выводы: 1. Основной причиной геополитических проблем Африканского континента является его колониальное прошлое, когда, пренебрегая интересами местного коренного населения, европейцы устанавливали границы своих колониальных владений, нарушая и разрушая при этом сложившиеся между африканскими народами экономические, социально-культурные, этнические связи и, соответственно,
сложившиеся между ними веками границы. Следствием колониальной зависимости стали: социально-экономическая отсталость (бедность, низкий уровень медицинского обслуживания, неграмотность и др.), территориальные споры и конфликты между различными странами, трудности с определением геополитического вектора развития, трудности с определением государственного устройства и управления. Многие проблемы современной Африки предопределяются ее значительных ресурсным потенциалом, обуславливающим
притязания промышленно развитых стран на ее природные богатства. В силу этого обстоятельства крупнейшие ТНК рассматривают Африку как зону своих стратегических интересов. 2. При решении территориальных споров в Африке особое внимание должно уделяться этническим и географическим факторам. Сложная этническая структура африканских стран и такое колониальное наследие, как несовпадение
государственных границ с этническими, не раз являлись поводом для возникновения конфликтных ситуаций вплоть до вооруженных конфликтов между отдельными странами. По сравнению с этническими географические факторы в территориальных спорах все же играют второстепенную роль. 3. Выдвижение концепции Африканского ренессанса, создание Африканского союза (АС) и принятие программы «Новое партнерство для развития
Африки» (НЕПАД) свидетельствует о серьезной озабоченности лидеров континента судьбой Африки и их стремлении дать адекватный ответ на вызовы глобализации. Программы НЕПАД и Африканского союза - это стратегия прорыва в ХХ1 век, а именно преодоления маргинальных позиций континента в мировом хозяйстве, ликвидации бедности и нестабильности, достижения устойчивого социально-экономического развития при опоре на всестороннюю
финансово-экономическую помощь международного сообщества и стандартный набор западных ценностей, ставших универсальными Среди них - хорошее управление, демократические институты, упор на партнерство с гражданским обществами, безопасность людей в противовес безопасности государства. В документах закреплена очень важная норма о праве вмешательства АС во внутренние дела стран-членов в случае совершения военных преступлений, геноцида против народа,
что означает ограничение суверенитета африканских государств. Однако, на наш взгляд, стратегический курс стран Африки на западные ценности требует определенной корректировки с учетом этнических, культурно-исторических и экономических особенностей Африканского континента. 4. При наличии политической воли России и стран Африки восстановление и дальнейшее расширение российско-африканского всестороннего сотрудничества
вполне возможно на исключительно взаимовыгодной основе. Укреплению хозяйственных связей России со странами Африки может способствовать, например, вступление России в Африканский банк реконструкции и развития, активизация участия РФ в международных экономических организациях (ЮНКТАД,
ЮНИСЕФ, ЮНЭП и др.) и др. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аваков М.М. Правопреемство освободившихся государств М„ 1985 г. 2. Актуальные проблемы межафриканских отношений. М 1983. 3. Андреев И. Россия и Африка: что впереди? //Москва № 8 1999. 4. Жуков О.В. Российское предпринимательство в Африке: тенденции и перспективы.
Доклад // Африканский и азиатские рынки Октябрь-Ноябрь 2001. 5. Карташкин В.А. Территориальные проблемы развивающихся стран, М 1965. 6. Майнс П. От ОАЕ к «Африканскому Союзу». Стремление Кадафи к африканскому единству //Международная политика.Выпуск № 11,ноябрь 2001 г. 7. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран:
Учебник /Под ред.В.П.Колесова и М.Н.Осьмовой М.:Флинта, 2000. 8. Причины конфликтов и содействие обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке. Доклад Генерального секретаря. UN Documents А/52/871 - S/1998/318. 9. Притворов А. В. Южная Африка и другие страны южноафриканского региона в эпоху перемен. М 2002. 10. Региональные аспекты экономического развития
Африки (90-е годы) : Сб. ст. / Отв. ред. В. П. Морозов. М 2002. 11. Ределинхейс Н. Африканский Ренессанс: Взгляд из Южной Африки // Сборник материалов международной научной конференции «Афроцентризм и Евроцентризм накануне XXI века: африканистика в мировом контексте» М ИВИ РАН, 2000 230 с. 12. Социально-экономическая география зарубежного мира /Под ред.
В.В.Вольского М.: Дрофа, 2003. 13. Шубин В.Г. Африканский Национальный Конгресс в годы подполья и вооруженной борьбы //Автореф. дисс. на соиск. уч.степени док.ист.наук М 1999. 14. Эль-Сир Аббас Абдель Хамид Практика урегулирования территориальных споров в Африке //Автореф. Дисс.канд.юр.наук М 1999. 15. Этингер Я.Я. Межгосударственные отношения в Африке, М 1981.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |