ВВЕДЕНИЕ В настоящее время большое внимание уделяется преподаванию иностранного языка в школе, так как изменения в характере образования все более явно ориентируют его на самостоятельность обучаемых, творческую инициативу, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Изучение языка направлено не только на достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и на вызов и дальнейшее поддержание мотивации обучаемых.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Изучением поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, занимались Т.М.Давыденко, И.Б.Котова, А.И.Савенков. Ученые акцентировали внимание на такие аспекты проблемы, как
определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся. Проблемы организации творческих ситуаций и способов их решения разработаны Г.С.Альтшуллером, В.И.Андреевым, И.Я.Лернером. В данной работе рассматривается специфика урока иностранного языка и достоинства нетрадиционных форм урока. Таким образом, актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что для организации благоприятного климата, ориентирующего на познавательную деятельность,
необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулом младших школьников к работе, а также необходимостью проведения занятий нетрадиционной формы для повышения эффективности деятельности учащихся. Целью исследования является изучение творческого подхода в обучении младших школьников иностранному языку. Задачи исследования: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме. 2. Изучить суть, типологию и структуру нетрадиционного урока.
3. Определить значение творческого подхода в обучении младших школьников иностранному языку. Объектом исследования является нетрадиционная форма урока как средство повышения эффективности познавательной деятельности учащихся. Предметом исследования выступают особенности нетрадиционных форм урока на начальном этапе обучения иностранному языку. Гипотеза исследования: Процесс обучения иностранному языку на начальном этапе обучения будет более успешным, если будут активно
использоваться нетрадиционные виды уроков в целях повышения мотивации и эффективности познавательной активности учащихся. Методика исследования включает применение следующих методов: анализ методической литературы, синтез, обобщение. Новизна работы обусловлена выбором объекта исследования и параметров выделения значимости нетрадиционной формы урока в процессе обучения младших школьников иностранному языку. Теоретическая значимость работы. Проведение исследования на материале значимости нестандартной
формы урока будет содействовать решению актуальной проблемы организации процесса обучения, младших школьников иностранному языку. Практическая ценность работы состоит в том, что представлена и обоснована форма урока иностранного языка, способствующая достижению более продуктивных результатов в процессе обучения иностранному языку младших школьников. ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА
НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 1.1 Урок как основная единица учебного процесса Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и
через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями
и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать
культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке.
Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке. С одной стороны, основой для характеристики урока является функциональный подход, с другой стороны, подчеркивается, что функции урока обусловливаются закономерностями процесса обучения, развития личности ученика, без учета которых цели урока недостижимы.
Урок трактовался как "педагогическое произведение", "сложное явление", отличающееся "целостностью", "внутренней взаимосвязью частей, единой логикой в деятельности учителя и класса", "обладающее единством педагогических и методических средств воздействия на ум и душу ребенка", выступающий для них "важнейшей" формой процесса познания мира и развития их духовной жизни. Теоретической мыслью улавливалось, что урок приобретал способность быть гибким и
разнообразным по способам организации учащихся, что он не исчерпывается вооружением учащихся знаниями, а включает в себя воспитание самостоятельности, пытливого и творческого отношения к учению и т.д. Ведущая роль урока среди других форм обучения объяснялась тем, что он является самой целесообразной формой с научно-педагогической точки зрения (Д.О. Лордкипанидзе), что на уроке концентрируется главная часть работы учителя с учащимися с целью усвоения ими системы знаний, умений и навыков (Б.
П. Есипов), что это наиболее удобная форма при систематических курсах предметных учебных программ (И.Т. Огородников). М.А. Данилов последовательно развивал идею урока - "клеточки" живого учебного процесса, движение которого криволинейно, зигзагообразно и по своему характеру приближается к движению по спирали. В этом движении ясно выступают основные структурные единицы. Первичной структурной единицей учебного процесса, обладающей всеми его признаками, является урок.
М.А. Данилов усматривал в уроке особое качество, называя урок "отрезком" целостного живого процесса обучения, в котором (урок) важны все моменты, свойственные учебному процессу в целом: содержание, идейная направленность, методы обучения, приемы организации школьников, их поведение, использование учебных пособий учителем и т.д. Акцентируя положение об уроке как структурно значимой единице учебного процесса, Б.П. Есипов видел в уроке "законченный" отрезок учебной работы, на протяжении которого
осуществляется достижение определенной дидактической задачи, поставленной учителем. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин углубляли эту мысль, подчеркивая, что урок является законченным, целостным, ограниченным во времени отрезком учебного процесса, в котором представлены в сложном взаимодействии основные элементы этого процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Урок как основная единица учебного процесса выполняет все его функции: образовательную, развивающую
и воспитательную. Образовательная функция урока включает в себя формирование лингвистических понятий, усвоение учащимися фактов, развитие специальных лингвистических умений и навыков. Содержание изучаемого материала должно иметь высокий уровень, отражать научную истину и практическую ценность знаний, соответствовать современным достижениям филологической науки. Развивающая функция современного урока английского языка заключается в развитии у всех учащихся познавательных
процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что урок является самой целесообразной формой с научно-педагогической точки зрения, на уроке концентрируется главная часть работы учителя с учащимися с целью усвоения ими системы знаний, умений и навыков, это наиболее удобная форма при систематических курсах предметных учебных программ. Следует также заметить, что урок как основная единица учебного процесса
выполняет все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Содержание же изучаемого материала должно иметь высокий уровень, отражать научную истину и практическую ценность знаний, соответствовать современным достижениям филологической науки. 1.2 Специфика урока иностранного языка на начальном этапе обучения Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной
цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью
урока иностранного языка. При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности. Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке. Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества
учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий. Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить
основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения того предмета. К начальному этапу относят I-IV классы общеобразовательных учреждений. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе,
зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: "Take care of the first two stages and the rest will take care of itself". Хотя в этом высказывании помимо элементарной ступени упоминается и промежуточная, это не снимает важности
первой, то есть начального этапа. Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями. Еще в 1947 году И.В. Рахманов писал: « большинство методов (имеется в виду направление, система обучения) существенно отличаются друг от друга только на элементарной ступени обучения, а для продвинутой ступени
либо вовсе не разработаны, либо мало отличаются друг от друга даже у методистов, принадлежащих к противоположным лагерям ». Как известно, построение начального этапа может быть различным в отношении языкового материала, его объема, организации; последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой.
Таким образом, начальный этап в изучении иностранного языка позволяет заложить основы иностранного языка, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения предмета. 1.3 Психологические основы обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте Эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком развивают детей, прежде всего, их логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень, наблюдается положительное
влияние изучения иностранного языка и на знание родного. Длительность сенситивного, т.е. наиболее благоприятного для начала изучения иностранного языка, периода психологи трактуют по-разному, но наиболее часто они сходятся на периоде с 4 до 8 лет. Физиологи считают, что существуют биологические часы мозга, также как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до 9 лет - специалист во владении речью.
После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10 лет ребенку приходится преодолевать множество дополнительных препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность усвоения языка, но с возрастом она уменьшается. Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в этом возрасте объясняется как преобладанием механизмов долговременной памяти, так и наличием имритинга (впечатывание материала в сознание при условии
наличия необходимого стимула и мотивации). Психологи определяют время для имритинга до 8 лет. Хотя у этого возраста есть некоторые ограничения, на которые любят ссылаться противники раннего обучения: например, объем памяти у ребенка действительно меньше, чем у взрослого, но и его языковые потребности тоже меньше. Есть все основания полагать, что именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объема памяти. В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языковым
материалом детьми, даже в естественной среде, стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанные. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка детьми.
Игровая деятельность является ведущей для ребенка от 3 до 8 лет и ее значение не утрачивается в начальной школе. Обучающие возможности игры на иностранном языке отмечали многие известные педагоги: Л.В. Выготский и Д.Б. Эльконин. Великий русский педагог Ушинский, считал, что при правильной организации учебного процесса обучение детей иностранному языку должно начинаться с дошкольного возраста. Ушинский считал, что путь развития речи ребенка строится на
развитии детского мышления, а оно в свою очередь, опирается на конкретные зрительные образы, на наглядность. В настоящее время психологические условия формирования у детей младшего возраста речевых навыков и умений теоретически обоснованы и проверены экспериментально в исследованиях и учебных пособиях. По мнению Ш.Г.Амонашвили ребенок очень свободно овладевает речью в раннем возрасте без специального обучения. Двухлетний ребенок уже в состоянии вести речевое общение с окружающими его людьми.
Ребенок от рождения наследует некую речевую функцию или речевую способность. Эта функция синтезирует в себе все необходимые психические закономерности, она систематизирует и вырабатывает способы речетворчества, она не нуждается в сложных мыслительных операциях для раскрытия закономерностей языка. Мыслительные операции возникают у ребенка в результате жизненного опыта и деятельности окружающей среды, и углубляются, формируясь по мере овладения речью.
Но эти мыслительные операции направлены не на достижения закономерностей самой речи. Прирожденная речевая функция наделена специфическими способностями: первая особенность заключается в том, что ее деятельность ограничена во времени. Именно в определенный период нужно обеспечить ребенка необходимым умением в окружающей среде - умением и способностью обучаться. Через определенный промежуток времени у ребенка формируется речь, речевой механизм, и функция теряет
свою значимость. Поэтому в тот период, когда действует функция, ребенок достаточно легко усваивает язык. В силу угасания речевой функции становится невозможным уподоблять процесс обучения иностранному языку процессу усвоения речи. Поэтому стоит воспользоваться могуществом речевой функции и не отказываться от обучения ребенка иностранному языку в раннем детстве. В дошкольном и младшем школьном возрасте прирожденная речевая функция пока еще способна действовать
и если правильно организовать педагогический процесс по обучению иностранному языку, то они могут удлинить жизнь речевой функции. Все исследователи утверждают, что обучение должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей. Доказано, что специальные занятия по иностранному языку можно начинать с детьми 4-10 лет: до 4 лет - бессмысленно, а после 10 лет - бесполезно надеяться на положительный результат. Лучше всего начинать изучение иностранного языка в возрасте 5-8 лет, когда система родного языка хорошо
усвоена, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение. Именно в этом возрасте еще мало речевых штампов, легко перестраивать свои мысли на новую конструкцию и нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. И если методическая система построена грамотно с лингводидактической и психолингвистической точек зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным речевым материалом и создание необходимых предпосылок
для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечена практически всем детям. Раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал. Раннее обучение языкам: · стимулирует речевое и общее развитие детей и повышает общеобразовательную ценность начального обучения, как фундамента общего образования; · приобщает детей к культуре других
народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание; · создает благоприятную исходную базу для овладения иностранным языком, а также для дальнейшего обучения языку, поскольку предотвращается образование психологических барьеров, которые возникают при начальном обучении иностранному языку в возрасте 1-11 лет; · обеспечивает возможность более раннего завершения изучения первого языка и подключение второго; · совершенствует общие умения (умение работать с книгой, справочной литературой); · формирует специальные учебные умения
(умение работать с двуязычным словарем). Следует заметить, что при грамотном построении методической системы с лингводидактической и психолингвистической точек зрения успех в овладении предлагаемым ограниченным речевым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечена практически всем детям. Таким образом, эффект от занятий иностранным языком в младшем школьном возрасте непременно положительно скажется на развитии детей, культуре общения, будет влиять на активизацию всех
психических функций, расширит общий кругозор детей. ГЛАВА II НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1 Особенности нетрадиционных форм урока Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей проблемой, волнующей всех учителей средних общеобразовательных школ, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Падение уровня знаний школьников в области иностранного языка находится, без сомнения, в несовершенстве проведения урока, значительную часть которого почти в каждой школе характеризует однообразное проведение уроков: ученик является лишь пассивным созерцателем урока, главное место на котором отводится монологу
учителя. Так называемый опрос некоторых более подготовленных учащихся также не вызывает особой активности отдельных учеников класса, хотя известно, что урок иностранного языка предусматривает общение на уроке Здесь речь идет об умении учителя общаться со своими учениками на иностранном языке таким образом, чтобы сделать каждый урок интересным и познавательным. От умения учителя общаться с учениками на уроке и вне его зависят морально-психологический климат в
классе, усвоение учащимися духовных ценностей и нравственных норм, увлеченность наукой, настроение учителей и учащихся, их психологическое здоровье, уровень индивидуально-творческого развития. Под общением психологи понимают сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; это осуществляемое
знаковыми средствами взаимодействие субъектов, направленное на значимое изменение в состоянии поведения и личностно-смысловых образованиях партнеров. Чтобы научиться эффективно общаться с учащимися, надо постоянно, на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении, общаться с ними. Никакие тренинги не могут заменить живого общения с учениками, они могут лишь служить вспомогательным средством развития коммуникативных умений. Центральный и наиболее трудный момент в общении - установление
психологического контакта, взаимопонимания с партнерами по общению. Чтобы научиться этому, надо периодически менять формы работы на уроке с учащимися, чтобы учитель успел изучить их особенности, найти взаимопонимание с ними и постоянно закреплять, развивать это умение. Главным содержанием общения педагога со своими воспитанниками является духовная деятельность, что позволяет вносить и в предметно-практическую деятельность учащихся одухотворенность.
Ученик в современном образовательном процессе выступает в качестве субъекта саморазвития и разнообразной деятельности. Для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников учитель должен научиться стимулировать активность учащихся, вдохновлять их, добиваться, чтобы они не только понимали, чего от них хотят, но и принимали позицию педагога, соглашались с ней, могли самостоятельно выдвигать идеи, останавливать свое мнение и выступать полноправными партнерами по общению.
Эффективное педагогическое общение невозможно без умения учителя занимать разную позицию в зависимости от образовательных и воспитательных задач, задач совместной деятельности на уроке: консультанта, информатора, духовного наставника, предводителя, помощника, сотрудника, судьи в спорте и т.д. В процессе общения происходит обмен мыслями, идеями, чувствами и переживаниями. Особенностью педагогического общения является то, что этот обмен нацелен на преимущественное развитие
одного из партнеров по общению - ученика, на формирование субъективного опыта познания, творчества, отношения к миру. Для учителя общение с учеником выступает в качестве средства его развития и специфической целенаправленной деятельности. Для ученика общения с учителем является необходимостью, вытекающей из специфики учебной деятельности. В тоже время процесс обучения между педагогом и учеником как неформальный обмен чувствами, переживаниями, идеями может состояться лишь при наличии духовного родства между ними,
доверия друг другу, взаимной потребности в общении. Свободное общение создает необычайно благоприятные возможности для изучения особенностей каждого ученика. Важно только создавать в общении такие условия, которые бы позволяли ученикам в наибольшей степени раскрыться, проявить свою индивидуальность. Делая вывод из вышесказанного, отмечаем, что положительно изменить многое в отношении учащихся к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению
урока. Причем творческий подход характерен для каждого учителя, если он проявляет выдумку и изобретательность, вовлекает каждого учащегося в организацию и проведение урока, делает учеников своими соавторами в конструировании уроков. В этом случае есть уверенность, что учитель добьется значительных успехов в повышении эффективности урока. В методике известны различные типы уроков. Они используются в зависимости от темы, места данного урока в учебном процессе, определены замыслом
учителя и т.д. Условно все уроки можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Именно нетрадиционный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого учащегося, а это дает возможность более тесного общения учителя с учеником. На таких уроках воплощается в общем деле творчество учащихся и творчество учителя.
Уроки такого типа дают учителю достаточно полное представление об уровне речевых умений учащихся, однако оценки на таких уроках не выставляются, что дает положительные результаты, т.к. учащиеся не чувствуют боязни за сделанные ошибки и не ждут получения какой-то оценки. Ученик, который по какой-то причине не хочет говорить в данный момент или затрудняется высказать свои мысли, не будет наказан плохой отметкой. Это раскрепощает учащихся и дает возможность каждому выразить
себя через устную речь. Такие уроки не требуют изменения программы, они являются логическим завершением той или иной темы. Но положительный результат достигается только лишь в том случае, если есть система в работе учителя, если есть желание побуждать учащихся готовиться к этим урокам так, чтобы это приносило им радость и удовлетворение. Подобные уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживания за товарища, ответственность перед всей группой не подвести, не отстать от одноклассников.
Удачно проведенные нестандартные уроки средствами самой внутренней своей структуры пробуждают интерес к учебе, а ведь именно интерес является тем рычагом, с помощью которого поднимается уровень развития ребенка, что позволяет ему осознать важность обучения в школе, делает его любознательным, придает урокам увлекательность. Уроки подобного типа могут создаваться коллективно, т.е. всеми учителями, работающими в школе. Разрабатывается модель и сценарий каждого урока.
Затем уроки проводятся одним из учителей. При проведении и подготовке урока проявляется искусство учителя. Нужно отметить, что провести нестандартный урок может не только опытный учитель, но и начинающий. Ведь главное в таком деле не опыт, а оригинальный подход и нестандартный образ мысли. Параллельно организуются семинары для желающих освоить эту форму работы, т.к. нестандартные уроки позволяют увидеть в иностранном языке реальное средство общения, что благотворно сказывается на их отношении
к уроку и к изучению предмета вообще. Проводить подобные уроки рекомендуется не чаще 1-2 раз в четверть. Таким образом, для успешного проведения нестандартного урока рекомендуется: 1. Начинать работу с большой предварительной подготовки: готовится оборудование урока, готовятся сами учащиеся, выполняются необходимые предварительные задания, накапливаются по поручению учителя нужные учебные материалы. 2. Обязательно нужно включать всех учащихся в подготовку и проведения урока.
3. Учитывать фактический уровень подготовленности конкретного класса возможность успешного восприятия учащимися оригинальной формы урока, при этом заботясь, чтобы не потратить время впустую ради простой занимательности, а принять эту форму для лучшего усвоения учебного материала. 4. При анализе проведенного нестандартного урока оценивать не только степень достижения поставленных целей, но и тот эмоциональный тонус, который устанавливается на уроке, а также интерес учащихся, их
активность, коллективизм, взаимопомощь и другие благоприятные условия, положительно влияющие на формирование личности школьника. 2.2 Виды нетрадиционных уроков и их структура Интересно проходят уроки-турниры для учащихся младших классов. На этих уроках предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды и т.д. Обычно такие уроки проводятся в конце четверти на завершающем уроке.
Остановимся на кроссвордах. Их нужно заготовить на отдельных листах, чтобы они были хорошо видны всем учащимся или ксерокопировать для каждого учащегося. Это не должно быть новым видом работы на данном уроке для учащихся, т.к. в этом случае на выполнение задания будет уходить много времени. Подобные задания нужно регулярно выполнять на уроках. Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и укрепляет память.
Предварительно нужно ввести следующие слова с дефиницией: puzzle - головоломка. Она может создаваться с помощью цифр, букв, рисунков или того и другого вместе. Chainword - чайнворд (цепочка слов). В чайнворде последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего. Слова, которые нужно вставить в чайнворд, зашифровываются рисунками, ребусами или ключевыми предложениями. Crossword - кроссворд (пересечение слов).
Слова зашифрованы так же, как в чайнворде. Rebus -ребус или рисованные загадка. В ребусе искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Урок-игра тоже в основном проводится для младших школьников. Одним из важнейших приемов при обучении иностранному языку детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение.
Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры. Игры занимают важное место в жизни ребенка. Большое значение для развития организма ребенка имеют подвижные игры, дающие выход двигательной энергии. Игры - один из наиболее важных методов и стимулов обучения в этом возрасте.
Учитель может широко использовать подвижные, полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении знания лексики и моделей иностранного языка; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности
в обучении. На уроках нужно использовать как оригинальные игры, специфичные для детей страны изучаемого языка, так и игры, знакомые уже детям по содержанию, но с иностранным текстом. Следует иногда усложнять игры, в которые дети играют с детства на родном языке за счет увеличения и изменения текста, для того, чтобы закрепить знания нужных конструкций или определенного лексического материала. Для учащихся старших классов проводятся в основном ролевые игры, хотя не стоит исключать
из учебного процесса и различные лексические, грамматические, орфографические и т.д. игры: они также интересны старшеклассникам. Игра для формирования навыков. Учитель предоставляет ученикам схему, которая показывает, где спрятался мальчик. Кто точнее и быстрее доложит, где он находится. Потом можно заменить глагол «находиться» глаголом «прятаться» ( «Где он спрятался?»), глаголом « искать» («Где ты будешь его искать?).
Для развития умений, после прохождения любой темы, допустим «Квартира», можно провести специальный урок с большой игрой. В нее можно включить такие этюды: а) Вот квартира ( дается макет, схема). Поможем ему расставить мебель. б) А как у тебя в квартире? Все по-другому? Для развития умений общаться, можно проводить конкурс на самого вежливого собеседника. Для запоминания речевого материала, учитель может предложить ученикам сопровождать
произнесение слов мимикой и жестами («кислый»-сморщиться, «сильный»- сжать кулак и т.д.) Урок-экскурсия (путешествие) может проводиться различным образом. Для того, чтобы этот урок действительно принес пользу учащимся, для развития их познавательных интересов и углубления знаний, перед проведением такого урока учащихся можно разбить на группы и предложить каждой из них задание или несколько вопросов, на которые они должны ответить.
Каждая группа, получив задание, идет своим маршрутом, во время которого собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные. Можно проводить такой урок и в виде экскурсии или путешествия с остановками, т.е. в форме игры. На остановках учащимся предлагаются определенные вопросы (желательно, чтобы они тематически были связаны с самой экскурсией). Те, кто в состоянии ответить на эти вопросы, является участником путешествия и
может на следующей остановке отвечать на последующий вопрос. Побеждает тот, кто успешно отвечает на все вопросы. Урок-аукцион может проводиться в любом классе. Обычно он очень нравится учащимся. На этом уроке они могут «продавать» все, что угодно. Обязательным условием является то, что учащиеся должны уметь рассказать о продаваемой вещи, представить
все ее положительные стороны. Проводится урок следующим образом: за демонстрационным столом находится аукционист и его ассистент. У аукциониста есть маленький молоточек. Ассистент записывает фамилии купивших какие-то вещи. Учащиеся предлагают свои вещи на продажу, описывая подробно все их преимущества. Если у «покупателей» есть вопросы по поводу вещей, они задают их.
Затем аукционист приступает к продаже. Урок-мечта может проводиться в любом классе, в зависимости от выбранной тематики. Школьники мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок. Подбирается соответствующий языковой материал, используются изученные структуры, привлекаются тексты, на базе которых будет строиться урок. Не стоит забывать и об оформлении урока.
При необходимости, стоит принести красочные картинки, открытки, они сделают урок более интересным и запоминающим. Из вышесказанного следует вывод, что нетрадиционные уроки позволяют: 1) формировать у учащихся целостное представление об изучаемой теме; 2) объяснять наиболее трудные вопросы изучаемой темы; 3) реализовать межпредметные связи в соответствии с требованиями времени;
4) активизировать познавательную деятельность учащихся; 5) повышать качество усвоения изучаемого материала; 6) создавать творческую обстановку в коллективе учащихся; 7) выявлять способности каждого; 8) улучшать контакт учителя с учащимися; 9) формировать навыки работы школьников с дополнительной литературой;
10) учить учащихся сравнивать, обобщать, экспериментировать; 11) повышать интерес учащихся к предмету «иностранный язык»; 12) обогащать знания учащихся новыми сведениями. В этой главе мы осветили, что такое «нетрадиционный урок» и его характеристики, увидели, что творческий подход в обучении школьников иностранному языку играет неотъемлемую роль. 2.3 Нестандартная форма урока как средство повышения мотивации учащихся и
эффективности познавательной деятельности В процессе проведения исследования по теме «Творческий подход к обучению младших школьников иностранному языку» решались следующие задачи: 1) Провести исследование по изучаемой проблеме. 2) Обработать результаты и выявить влияние нестандартной формы урока на эффективность познавательного процесса. С целью подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) анализ литературы; 2) эксперимент; 3) метод обработки экспериментальных данных; 4) графическая интерпретация данных; 5) синтез и обобщения для подведения промежуточных и общих итогов; 6) научное наблюдение. Перед началом исследования было проведёно изучение и научно-теоретический анализ материала по изучаемой проблеме. Он послужил основой для проверки эффективности использования творческого подхода в обучении младших школьников иностранному языку.
Исследование проводилось во время методической практики на базе СШ №7 города Барановичи в течение четырёх учебных недель в 4 «Б» и 4 «В» классах. Экспериментальной группой были учащиеся 4 «Б» класса в количестве 10 человек и контрольной группой были учащиеся 4 «В» класса в количестве 10 человек. Эксперимент состоял из ряда этапов: 1.Констатирующий.
2.Формирующий. 3.Контролирующий. На первом этапе необходимо было выяснить уровень сформированности у учащихся знаний, умений, навыков по теме «Health». Для этого был проведен урок по теме [Приложение1] Результаты урока были взяты за основу, согласно которой были сделаны дальнейшие выводы. Начальные результаты в обоих классах оказались невысокими.
В контрольной группе отметки хорошо и отлично получило 60 % учеников, в экспериментальной группе – 50 % учеников. Далее, на втором этапе, в 4 «Б» был проведен урок в нестандартной форме, в 4 «В» был проведен урок с использованием стандартной формы [Приложение2] Данная работа показала, что нестандартная форма урока способствует повышению интереса к учебному процессу и эффективности познавательной деятельности учащихся.
После проведения уроков, на третьем этапе, в экспериментальной и контрольной группах был предложен контрольный тест. После обработки результатов ученических работ был сделан вывод, что в 4 «Б» классе, где на уроках использовались нестандартные методы обучения и учащимся были предложены упражнения творческого характера, познавательная деятельность на данном этапе эффективнее. В результате проведения контрольного теста, в контрольной группе отметки хорошо и отлично получило 60%
учеников, в экспериментальной – 80% учеников [Приложение 3] Выдвинутая ранее гипотеза о том, процесс обучения иностранному языку на начальном этапе обучения будет более успешным, если будут активно использоваться нетрадиционные виды уроков в целях повышения мотивации и эффективности познавательной активности учащихся. Таким образом, экспериментальная проверка эффективности применения творческого подхода в процессе обучения
иностранному языку позволила сделать следующие выводы: - форма проведения урока оказывает определённое влияние на уровень усвоения материала; - наличие эмоциональной окраски материала повышает эффективность познавательной деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Важность использования нестандартного подхода в обучении обусловлена целым рядом причин: улучшение усвоения школьниками иностранного языка, развитие способности творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, подготовка учащихся
к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. В данном исследовании развитие творческих способностей рассматривается как результат целенаправленного обучения творческой деятельности младших школьников, под которой мы понимаем продуктивную форму деятельности
учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов изучения, в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у школьника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленных целей.
Центральное место отводится развитию творческих способностей у детей путем проведения нестандартных уроков и обучение строится по принципу использования полученных знаний на практике. Анализ эффективности реализации системы творческих заданий и условий ее функционирования позволил зафиксировать позитивные качественные и количественные изменения ЗУН. Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель
- изучение творческого подхода в обучении школьников иностранному языку, обоснование и реализация системы творческих заданий и выявление комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования достигнута. Выдвинутая гипотеза об эффективности использования творческих методов в обучении учащихся иностранному языку доказана, поставленные задачи решены. Проведенное исследование показало значимость внедрения его результатов в практику современной общеобразовательной школы, но не исчерпывает содержания изучаемой
проблемы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Беляев, Б.В.Очерки по психологии обучения ин. яз М 1956 132с. 2.Березина, Н.В.Использование лингафонного оборудования в начальной школе//Иностр. яз. в школе 2002 №1 с.43-46. 3.Браун, Д. Восприятие английской речи на слух. – М.: Просвещение, 1984. – 190с. 4.Верисокин, Ю.Н. Учебное кино на уроках английского языка//Иностр. яз.
в школе 2000 №5 с.34-36. 5.Гез, Н.И. Кабинет иностранного языка. – М.: Просвещение, 1986 – 175с. 6.Карпов, Г.В Романин, В.А. Методика иностранного языка- М.: Просвещение, 1972. – 87с. 7.Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 176с.
8.Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ.пособие. – 8-е изд стер. – Мн.: Выш. шк 2003. – 522с . 9. Маслыко, Е.А. English Proficiency Testing For School Leavers: Пособие для учителей /НМ Центр, 1999 224с 10. Миролюбова, А.А. Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе.
11.Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. – Липецк, 1988. – 158с. 12.Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 223с. 13.Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287с. 14.Симкин, В.Н. Осторожно:Тест//Иностранные языки в школе. – 1996 №5 15.Хуторской,
А.В. Современная дидактика – СПб 2001 16.Яковлева, Л.Н Лукьянчикова М.С. Тестовый контроль ЗУН на уроках английского языка в 4 классе//Иностр. яз. в школе 1997 №5 с.30-35.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Каин |
Реферат | Организация бухгалтерского дела |
Реферат | 0580. 01. 01;LS. 01 |
Реферат | Катерина как трагический характер. |
Реферат | Гунзибцы |
Реферат | Каин 2 |
Реферат | Проблема розуміння специфіки професійної діяльності іміджмейкера |
Реферат | Логістика як фактор підвищення конкурентоспроможності фірми |
Реферат | Варианты лесозаготовок |
Реферат | Проблема самосвідомості особистості |
Реферат | Can Descartes Be Certain He Is Thinking |
Реферат | Безработица: причины, виды и измерение в условиях формирования рыночной экономики в России |
Реферат | Dyslexia Essay Research Paper Whether we graduate |
Реферат | Логика как наука. История развития логики |
Реферат | Кабала святош Мольер |