Реферат по предмету "Педагогика"


Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Воспитание детей с нарушениями слуха в семье Из истории вопроса Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло зна­чительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье был известен в средние века. Стремление ро­дителей воспитывать и обучать глухих детей в семье было обуслов­лено желанием развивать умственные способности ребенка и приоб­щать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам.

Родители стремились не упускать наиболее сензитивные для развития и обу­чения ранние и дошкольные годы, понимая, что в этот период фор­мируются многие навыки, закладывается характер. О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, раз­витии его речи передовые сурдопедагоги говорили в XVIII—XIX вв задолго до появления общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В отечественной сурдопедагогике мысли о необходимости раннего воспитания глухого ребенка в семье были

высказаны В. И. Флери в его труде «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» (1835). Одним из важнейших факторов развития и формирования личности глухого ученый считал забо­ту, внимание и любовь к ребенку, которыми должны окружить его близкие люди, в первую очередь мать. Она же должна стать пер­вым воспитателем ребенка, для которого может сделать очень мно­го.

В. И. Флери подчеркивал важность первых лет жизни для обу­чения речи, первым словам, которые ребенок может усвоить на основе зрения по подражанию. «Чем моложе глухонемой, тем бо­лее способен он в том успевать», — утверждал В. И. Флери. Идею раннего воспитания и обучения глухих детей в семье ши­роко пропагандировали Н. А Е. Ф. и Ф. A. Pay, которые организо­вывали консультации и курсы для матерей глухих детей, давали рекомендации по вопросам формирования словесной речи и другим проблемам воспитания и обучения.

В 30—40-е гг. они подготовили ряд статей и методических рекомендаций для родителей глухих и тугоухих детей. В 50—60-е гг. проблемой воспитания в семье активно занималась Б. Д. Корсунская, которой была написана книга «Воспитание глу­хого дошкольника в семье» (1970), содержащая ряд полезных со­ветов и рекомендаций по воспитанию и обучению глухих детей до поступления в детский сад и в период обучения в дошкольном уч­реждении. Основное внимание автор уделяла вопросам раз­вития

речи: работе над значениями слов и накоплению словарного запаса; развитию разговорной и описательно-повествовательной речи; обучению дактильной речи как средству общения и способу раннего обучения чтению, способствующему умственному и нрав­ственному развитию; формированию устной речи. В работе по раз­витию речи Б. Д. Корсунская рекомендовала родителям наряду с устной и письменной речью широко использовать дактилологию. В 60—70-е гг. А.

А. Венгер, Г. Л. Выгодская и Э. И. Леонгард прове­ли исследования, выявившие значительные возможности семейного воспитания глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста. Эти возможности были обусловлены ранним началом общеразвивающей и коррекционной работы, созданием речевой среды в семье, использованием слуховых аппаратов, длительной работой по развитию речевого слуха как основы для развития навыков слухо-зрительного восприятия речи и формирования ее произносительной стороны,

специальной работой по развитию письменной речи. Эти же авторы подготовили методические рекомендации в виде «Заданий для родителей», пользуясь которыми многие родители смогли начать работу по развитию детей в первые два года жизни и проводить ее в течение всего дошкольного периода, обеспечивая высокий уровень общего и речевого развития детей. Авторы пока­зали возможность интеграции глухих и слабослышащих детей в среду слышащих детей в массовых школах при условии обеспечения высокого уровня развития, достигнутого

в дошкольный период. Ранний возраст Как правило, дети младенческого и раннего возраста до двух-трех лет воспитываются в семье, и родители могут сделать очень многое для развития малышей. Что же понимается под ранним началом работы? В отечествен­ной сурдопедагогике сюда относится организация специальной по­мощи с момента установления врачами снижения слуха у ребенка. В некоторых случаях родители или врачи замечают снижение слу­ха на первом году жизни ребенка.

Однако в большинстве случаев, как показывает практика, тяжелые нарушения слуха выявляются после года. Чем раньше начата общеразвивающая и коррекционная работа, тем лучше будут ее результаты. Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте является слухопротезирование. Следу­ет объяснить родителям преимущества использования правильно подобранных слуховых аппаратов: возможность воспринимать зву­ки окружающего мира очень необходима для познания свойств предметов и явлений; для

регуляции поведения ребенка. Особое значение раннее протезирование имеет для развития слухо - зрительного восприятия речи, эффективность которого значительно выше, чем просто зрительного; возможности развития слухового восприя­тия, контроля за своей речью. Необходимо объяснить родителям не только важность правиль­ного слухопротезирования, но и правила использования аппарата: наличие индивидуальных вкладышей, правильность подбора режи­ма работы аппарата, правила ношения аппарата и ухода за ним.

Надо подчеркнуть, что само по себе ношение аппарата не обеспе­чивает полноценного восприятия речи, а эффект может быть дос­тигнут только в результате длительной работы по развитию слухо­вого восприятия. Специально подчеркивается необходимость постоянного речевого общения с ребенком в семье. Общение на ранних стадиях развития, т. е. в младенческом и раннем возрасте, является определяющим фактором развития ребенка, потому что оно служит средством фор­мирования предметной, а позднее игровой деятельности,

стимулом овладения различными видами движений, условием развития по­нимания и использования речи. Общение со слышащим малышом для родителей — спонтанный процесс, связанный в основном с уходом за ребенком и играми. Научиться общаться слышащим ро­дителям с неслышащим ребенком не всегда просто. Часто их ре­чевое поведение становится неестественным: они утрируют речь, используют неестественные жесты, иногда, наоборот, замолкают. Поэтому необходимо объяснить родителям необходимость исполь­зования

нормальной речи, эмоционально окрашенной, сопровожда­ющейся естественными мимикой лица и жестами. Речь сопровож­дает все ситуации ухода за ребенком, например кормление, купание; взрослый называет необходимые предметы и выполняемые дей­ствия. Речь не должна быть очень многословной: нужно использо­вать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения — так ребе­нок научится быстрее их понимать. В общении с неслышащим ребенком следует учитывать некото­рые специальные моменты.

Малыш должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к движениям губ. Если у ребенка есть слуховые аппараты, необходимо общаться с ним на расстоянии до 1 м — так ребенок будет воспринимать речь на слухозрительной основе. Иногда, чтобы уточнить звучание сло­ва, например название игрушки, целесообразно произнести его несколько раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо рукой либо произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребенок

не видел губы. В процессе общения с ребенком дома, на улице надо привлекать его внимание к звучащим предметам, повторять звукоподражания, на­зывать звучащие объекты (ложка упала: бах; собачка лает: ав-ав-ав; пылесос гудит: у-у-у). При попытках ребенка воспроизвести слова или звуки взрослый поддерживает их, повторяет, одобряет действия ребенка, радуется вместе с ним. Несмотря на то, что по сути вся деятельность ребенка организу­ется взрослым и связана с педагогическим

воздействием на него, необходимо систематическое проведение с детьми занятий, в содер­жание которых включается работа по общему развитию, а также специальные игры и упражнения по развитию речи, слухового вос­приятия. Длительность занятий и их количество зависят от возра­ста ребенка, его психофизического состояния. Занятия проводятся в течение дня несколько раз, в периоды бодрствования ребенка. Специалисты рекомендуют с детьми до года проводить три занятия по 3—5 мин; до двух лет — 2—3 занятия

по 10 мин; от двух до трех лет — 15—20 мин. Занятия, как правило, проводятся в первой по­ловине дня и после дневного сна. Занятия по различным направле­ниям работы чередуются. Нужно определить места проведения за­нятий: на ковре, в игровом уголке, некоторые — за столом. Большое значение имеет подготовка к занятиям: продумывание цели каждого занятия, составление его плана, подбор разнообразного дидакти­ческого материала. Подробно проконсультировать родителей по вопросам

организации занятий в семье с неслышащим ребенком должен сурдопедагог, который, как правило, осуществляет педаго­гическую помощь родителям. Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста обязатель­но должны включать упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию вос­приятия (зрительного, тактильно-двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами и явлениями, рисование, лепку, конструирование.

Естественно, неко­торые из указанных направлений, например рисование, лепка и конструирование, появятся лишь на третьем году жизни. Целесооб­разно с первого года жизни вести и систематическую работу по му­зыкальному воспитанию ребенка с нарушенным слухом. Работа по общему развитию ребенка, с одной стороны, стимулирует познава­тельное развитие, способствует развитию детских видов деятельно­сти, что само по себе имеет важное значение для развития общения и формирования предпосылок речевого развития.

С другой сторо­ны, в процессе проведения этой работы используется большой объем речевого материала, которым малыш постепенно овладевает. Работа по развитию речи детей младенческого возраста направ­лена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах; формирование потребности в об­щении, развитие способности подражать предметным и речевым действиям взрослого, появление у ребенка голосовых реакций, ле­пета; понимание значений некоторых лепетных и полных слов.

Это длительная систематическая работа, которая проводится в процессе общения с ребенком в течение всего дня, а также на за­нятиях. Развитие речи детей с нарушениями слуха на втором-третьем го­дах жизни при условии, что работа была начата на первом году, имеет более высокие темпы. Правильное организованное общение с ребенком в процессе предметной деятельности или игры являет­ся стимулом к пониманию речи взрослого и формирования соб­ственной речи ребенка.

В связи с познанием разных предметов и явлений у ребенка появляется словарь их названий, действий с ними. Постоянное использование простых по структуре фраз делает доступными для понимания не­которые из них, наиболее часто повторяемые. Очень важно учить ребенка понимать значения глаголов, прежде всего в повелительном наклонении (дай, возьми, надень, ешь, беги и др.), так как это не­обходимо для понимания и использования фраз. На втором году жизни ребенка, при условии проведения систе­матической коррекционной

и развивающей работы, в обучении де­тей с нарушениями слуха начинает использоваться кроме устной и письменная форма речи. Она необходима для более точного под­крепления устной речи, раннего обучения чтению, что поможет ре­бенку с нарушенным слухом пополнить свой речевой запас боль­шим количеством слов и фраз. Прежде чем начинать работу по обучению чтению, родителям целесообразно получить подробную консультацию сурдопедагога, который выяснит готовность ребен­ка к глобальному чтению; расскажет о требованиях к оформлению

табличек, использованию их в быту и в играх; раскроет методику проведения специальных упражнений по обучению глобальному чтению. Раннее обучение чтению связано с формированием у ре­бенка умения различать слова и фразы, написанные печатными буквами на табличках, и соотносить их с соответствующими пред­метами, игрушками, действиями или их изображениями. В играх и на занятиях ребенок постепенно узнает написанные на табличках слова, обозначающие некоторые игрушки, предметы быта.

Темпы овладения глобальным чтением зависят от возраста ребенка, уров­ня сенсорного развития, состояния слуха, индивидуальных осо­бенностей. По мере накопления запаса глобально воспринимаемых слов для лучшего запоминания и понимания их состава начинают учить де­тей складывать слова из разрезной азбуки. Чаще всего этому учат детей старше двух-двух с половиной лет, у которых уже есть неко­торый запас глобально воспринимаемых слов. Первоначально дети учатся составлять слова из букв разрезной азбуки при наличии

перед собой табличек с хорошо знакомыми им короткими и просты­ми по составу словами. Формирование речи является многогранным процессом, и необ­ходимо развивать ее различные формы, прежде всего устную, кото­рая является основой общения. Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих малышей проводится прежде всего по подражанию взрослому, при условии использования слу­ховых аппаратов. Активизация голосовых реакций малыша проис­ходит в процессе проведения упражнений, направленных на

под­держание этих реакций и появление новых звуков и их сочетаний. Эти упражнения проводятся в процессе общения, когда взрослый «разговаривает» с ребенком, используя различные звуки и звуко­сочетания, сочетая их с элементами гимнастики. Важной задачей работы над устной речью ребенка старше полутора-двух лет явля­ется формирование потребности в устном общении. Поэтому в про­цессе игр и бытовых действий взрослый называет игрушки, пред­меты, действия,

побуждает по подражанию называть их так, как малыш может на данном этапе своего развития. Самое главное — попытки повторять за взрослым и произносить самостоятельно звуки, слова, слоги. Подражание речи тесно связано с подражани­ем движениям, предметным действиям. Поэтому обучению подра­жанию движениям тела, действиям следует уделять самое серьез­ное внимание. По мере овладения таким подражанием взрослому ребенок выполняет движения в сочетании их с произнесением

зву­ков, слогов, лепетных слов. С этого времени начинаются занятия фонетической ритмикой. Фонетическая ритмика — один из основ­ных приемов работы с детьми преддошкольного и дошкольного возраста над их произношением. Развитие слухового восприятия имеет большое значение для по­знавательного развития ребенка, формирования механизмов вос­приятия речи и произношения. Одновременно со специальными занятиями по развитию слухо­вого восприятия детей учат реагировать и понимать

значение раз­личных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия способствует прослушивание грам­пластинок или аудиозаписей с исполнением детских песенок, музы­кальных пьес. Взрослый вместе с ребенком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения. Дошкольный возраст Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье

остаются те же, что предъявляются и к работе с детьми раннего возраста. Од­нако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям. Организация работы с детьми дошкольного возраста в семье. Воспитание и обучение их происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов (гигиенических процедур, еды, прогу­лок), игр, свободной деятельности.

Ежедневно проводятся два или три занятия с детьми, длитель­ность которых колеблется от 20 до 30 мин. Занятия включают в себя различные виды работы, чередование которых делает их неутоми­тельными для детей. Так же как и при организации работы с детьми раннего возрас­та, обязательным условием является создание слухоречевой среды в семье, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи. Использование слуховых аппаратов является еще одним фактором успешности проведения работы с ребенком.

Физическое воспитание в семье рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка. Обучение основным движениям, выполнение общеразвивающих упражнений с предме­тами и без предметов, развитие пространственной ориентировки и координации движений, формирование правильной осанки — таково содержание работы по физическому воспитанию в семье. Родители могут успешно вести эту работу, сочетая упражнения с разнообразными играми детей на прогулках, занятиях в спортив­ном уголке.

В семье должно проводиться и трудовое воспитание. На различ­ных этапах дошкольного периода она включает в себя воспитание гигиенических навыков и поведения в быту; хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение некоторых обязанностей в се­мье; расширение представлений о труде взрослых; труд в приро­де, предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за комнатными растениями; ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из

бумаги, картона, природного мате­риала. Важнейшее значение следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, заня­тиям; обучению ориентированию в окружающей обстановке; зна­нию различных бытовых учреждений; усвоению норм поведения, ак­тивизации их в собственном опыте ребенка при общении с людьми. Ознакомление с окружающим миром является основой для форми­рования речи: усвоения значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия; понимания фраз с этими словами; самостоя­тельного использования

вопросов, побуждений, ответов на вопро­сы, сообщений в общении со взрослыми и детьми. Этому разделу отводится важная роль в социальном и познавательном развитии дошкольников с нарушениями слуха. Познавательное развитие ребенка также связано с проведением игр и упражнений по развитию зрительного восприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений), развитию наглядно-действенного, наглядно-образного,

элементов логического мышления, развитию воображения. Формирование элементарных математических представлений дошкольников: дети в семье, как и в детском саду, должны уметь считать в пределах двадцати; освоить прямой и обратный счет, счет группами; знать состав числа в пределах десяти; уметь решать при­меры в пределах десяти; понимать и решать простые задачи при ус­ловии наглядно представленного условия. Математические знания ребенка используются в различных

бытовых ситуациях, в играх, в связи с познаванием окружающего мира, когда возникает потреб­ность использовать различное количество предметов, убирать часть их, добавлять, распределять между участниками и т. д. Игровая деятельность ребенка направлена на формирование сюжетно-ролевой игры, участие ребенка в ней наряду с другими детьми, изготовление атрибутов и элементов костюмов. Важно учить детей передавать свои впечатления в играх, отражать отношения между людьми и взрослыми,

использовать предметы-заместители, воображаемые ситуации и др. Как и в других видах деятельности, важное значение придается игре как средству развития речи: обо­значению атрибутов игры, называнию ролей и определению сюже­та, общению с другими детьми в процессе игры. Развитие изобразительной деятельности дошкольников в се­мье связано с продолжением обучения рисованию, лепке, аппли­кации, которое было начато на предыдущих этапах развития ре­бенка.

Обучение рисованию направлено на умение передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свой­ства предметов; умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по рисованию является формиро­вание замысла рисунка, развитие сюжетного рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями. Важное значение придается развитию творчества в про цессе рисования, аппликации, конструирования.

Развитие изобра­зительной деятельности тесно связано с расширением словаря и использованием фразеологии — этот вид деятельности может быть связан с обучением рассказыванию. Все виды деятельности ребенка носят развивающий характер и являются основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самосто­ятельной речи. Весь речевой материал используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за

предме­тами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования. Работа по речевому развитию глухих и слабослышащих детей в семье требует также и организации специальных занятий, где проводится планомерная работа по развитию устной и письмен­ной речи детей. Обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребенка при систематическом исполь­зовании фонетической ритмики. Рекомендуется проведение двух 5—10-минутных занятий по фонетической

ритмике в течение дня. На них проводится работа по вызыванию звуков, произнесению их в слогах и, главное, в словах, фразах. В процессе занятий по фо­нетической ритмике используются упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, слитности, ритма речи, интонации. Детей старшего дошкольного возраста учат использовать в речи не­которые нормы орфоэпии. Обучение чтению. В работе с дошкольниками в семье оно име­ет большое значение.

При обучении чтению используется методи­ка послогового чтения, которая подкрепляется работой с разрез­ной азбукой, собственным письмом ребенка печатными буквами. Принципиально важно уточнять пра­вильность понимания прочитанных слов и фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает на предмет, выполняет дей­ствие, отражает свое понимание в рисовании, лепке и других видах деятельности. Для формирования навыков осознанного чтения ре­комендуется

изготовление и чтение книжек-самоделок, отражаю­щих события из жизни ребенка. В качестве одного из важных средств развития внимания, вооб­ражения, словесной памяти рассматривается рассказывание, в про­цессе которого взрослый рассказывает ребенку короткие рассказы, сказки. Для лучшего понимания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки, фигурки действующих лиц, кар­тинки. Ребенка учат следить за эмоциональным рассказом взрос­лого.

Для закрепления структуры слова, уточнения звукобуквенного состава используется письмо печатными буквами, сначала в виде списывания слов с табличек и запоминания их, а затем и письмо слов и фраз по памяти. Для формирования интереса к письму ис­пользуются разнообразные методические приемы: подписывание рисунков, письмо-поручение, письмо-просьба, слухозрительные и слуховые диктанты. Старшие дошкольники должны уметь написать отчет о выполненных ими действиях, о выполняемых действиях

других людей, дать описание сюжетной картинки, написать не­сколько связных предложений о выходных днях. Все написанное ребенком обязательно должно уточняться в плане понимания зна­чения написанных слов и фраз. Работа по формированию речи, развитию слухового восприятия в семье включается во все звенья педагогической деятельности ро­дителей и может быть связана со всеми моментами жизнедеятель­ности ребенка. Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с на­рушенным слухом в семье является постоянная

помощь и контроль за развитием ребенка со стороны сурдопедагогов сурдокабинетов, групп кратковременного пребывания, Центров реабилитации слу­ха и речи, где консультируют родителей по вопросам воспитания детей в семье. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха Образовательные дошкольные учреждения В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста.

С учетом состояния слуха и речи организуются дошколь­ные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих детей. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в различных образовательных учреждениях: 1. Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабо­слышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются

органами образования при условии наличия достаточного числа глу­хих или слабослышащих детей. Группы в дошкольных образователь­ных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха комплектуются по решению психолого – медико – педагогической комиссии. В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида принимают глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад

(с двух или трех лет) рассчитан на пять лет или на че­тыре года. 2.Детские сады комбинированного вида. В состав таких детса­дов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирую­щие — для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для слабослыша­щих детей.

Совместное воспитание и обучение глухих и слабослы­шащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из детей одного возраста или смежного. 3.Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возмож­но интегрированное обучение глухих, слабослышащих или позднооглохших дошкольников. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом.

4. Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекцион­ных) школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) принима­ются дети с двух-трех лет в зависимости от имеющихся условий. В некоторых случаях организуются группы для детей старшего до­школьного возраста, специальное обучение

которых по разным при­чинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки. В течение двухлет­него периода проводится общеразвивающая и коррекционная рабо­та, направленная на подготовку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих детей. 5. Образовательные учреждения для детей дошкольного и млад­шего школьного возраста «начальная школа — детский сад» ком­пенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей.

В струк­туре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В образователь­ных учреждениях «начальная школа — детский сад» реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного образования глухих или слабослышащих и позднооглох­ших детей. В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-педагогической помощи, консультирования

родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть организованы группы кратковременного пребывания. Они мо­гут создаваться при детских садах компенсирующего вида для де­тей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которых входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих и слабослы­шащих. Группа является структурным подразделением дошкольно­го образовательного

учреждения. Комплектование групп осуществ­ляется психолого-медико-педагогической комиссией. 6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого – медико - педагогической реабилитации и коррекции. Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие за­нятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием

детей, ин­тегрированных в дошкольные образовательные учреждения. В последние годы с целью организации медицинской и психоло­го-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России стали организовываться центры реабилитации слуха и речи. В таких центрах проводят диагностику нарушений слуха, медико – психолого - педагогическое изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное слухопротези­рование.

В структуре данных учреждений, как правило, существует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошколь­ников. Комплектование групп в дошкольных учреждениях В основу комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста по­ложено «Типовое положение о дошкольном образовательном уч­реждении» (1995). При организации групп необходимо учитывать также критерии, в соответствии с которыми обеспечивается

пра­вильный подбор детей и учитываются индивидуальные особенно­сти их развития. 1. Учет состояния слуха и речи ребенка при направлении его в группу специального детского сада. Организуются ясли и детские сады для глухих и для слабослышащих детей. В дошкольных учреж­дениях смешанного типа организуются самостоятельные группы как для глухих, так и для слабослышащих детей. Раздельное обу­чение глухих и слабослышащих детей обусловлено различным ис­ходным

уровнем слухоречевого развития, темпами формирования речи, что реализуется в разных программах обучения для глухих и для слабослышащих детей, в основе которых лежат различные воз­можности использования слуха для формирования речи, примене­ние различных методов обучения. При комплектовании групп для слабослышащих детей большое значение имеет учет уровня речевого развития. Желательно, чтобы в одни группы объединялись дети с одинаковым уровнем речевого развития, потому что,

например, пребывание детей с фразовой ре­чью в среде неговорящих может негативно отразиться на качестве их устной речи. 2. Учет возраста ребенка со сниженным слухом. В дошкольных учреждениях организуются группы: группа детей преддошкольного возраста — от полутора-двух до трех лет; младшая группа — от трех до четырех лет; средняя группа — от четырех до пяти лет; старшая группа — от пяти до шести лет; подготовительная группа — от шести до семи лет.

3. Учет имеющихся сложных недостатков в развитии, т. е. со­четания снижения слуха с олигофренией в степени дебильности, ДЦП, нарушениями эмоционально-волевой сферы и др. В до­школьных учреждениях компенсирующего вида создаются группы для детей со сложными недостатками в развитии. В такие группы принимаются дошкольники четырех-пяти лет. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.

Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха М 2001. 2.Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье М 1970. 3.Шматко Н.Д Пелымская Т.В. Если малыш не слышит…- М 1995.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Smoking Us Bad Essay Research Paper The
Реферат Использование проблемных ситуаций на уроках природоведения как средство повышения качества учебной деятельности младших школьников
Реферат Фонетические, лексико-фразеологические и грамматические особенности научного стиля
Реферат Основы организации финансового учета
Реферат Класифікація екологічних факторів, за характером їх походження та дії на організм
Реферат Использование новых информационных технологий как средства стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка
Реферат Оргонная психотерапия В.Райх
Реферат What Is Life Essay Research Paper What
Реферат А. М. Горького информационно-библиографический отдел календарь знаменательных и памятных дат
Реферат Разработка программы оптимизации налогообложения как инструмента антикризисного корпоративного управления
Реферат Колебания и волны. Оптика. Квантовая и ядерная физика 2
Реферат Влияние Первой мировой войны на общественно политические процессы в
Реферат Павлов Иван Петрович
Реферат Violence Essay Research Paper Apr 8 1996Vol
Реферат Позднейшие распевы Русской Православной Церкви