Реферат по предмету "Педагогика"


Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК

Введение Глава 1. Цели и задачи деятельности коллектива УПК Глава 2. Педагогические основы обучения школьников в УПК 1. Дидактические принципы в обучении 2.1 Методы преподавания Заключение Литература Введение Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК. Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику.

Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный

педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и навыков. Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучении и профессиональной

ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые социальные и личные мотивы; б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственно благотворительности (сознание); в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование; г) достаточно сильную волю личности. Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания. Все эти функции выполняет учебно-производственный комбинат (УПК).

Каждую неделю школьники из старших классов приходят туда осваивать одну из выбранных ими профессий. До сегодняшнего дня судьба многих УПК незавидна - большинство из них прекратили свое существование. Но в последнее время в связи с новой реформой школы заговорили о введении в старших классах профильного обучения. Поэтому УПК будет играть немаловажную роль в новом образовательном процессе. Глава 1.Цели и задачи деятельности коллектива УПК

Основной целью работы коллектива является создание условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствование воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере. Для учащихся 9-11 классов эта цель решается через учебный предмет образовательной области "Технология". Обучение - не только усвоение знаний, умений, навыков, но и освоение учащимися различных

видов деятельности через осознание себя субьектами творчества, живущими не только в мире вещей, но и в разннобразных сферах взаимодействия с другими людьми. Коллектив УПК своей работой решает следующие задачи: 1.Создание условий для подготовки личности, ориентирующейся в современной общественной ситуации, способной к самореализации, владеющей приемами саморегуляции, способной действовать в ситуациях неопределенности,

поддерживающий физическое здоровье свое и окружающих. 2.Развитие способности к самоорганизации, планированию и реализации целей, оценке результатов деятельности, рефлексивному ее анализу; обеспечение социальной защиты выпускников школы через обучение профессиям, социально значимым, престижным, хорошо оплачиваемым, создающим условия для творческой деятельности и профессионального роста. 3.Обеспечение возможности профессионального выбора ( экономическое, техническое,

гуманитарное, художественное направления), дать теоретические знания основ и практические навыки в выбранной профессии; психологические и технологические основы, подготавливающие человека к выживанию в условиях конкуренции на рынке труда. 4.Осуществление диагностики склонностей, психологических особенностей, интересов и потенциальных возможностей учащихся с целью дифференцированного подхода к их обучению. Научить учащихся пользоваться доступными методиками выявления интересов, склонностей, способностей,

оценивать свои качества при выборе профессии; соотносить индивидуальные особенности личности с требованиями выбранной профессии; работать с профессиограммами и другими справочными источниками с использованием информационных технологий. 5. Продолжение работы по личностно-ориентированному процессу обучения учащихся, повышению качества начального профессионального обучения через индивидуальную работу мастера с учащимися, в условиях перехода на новое содержание образования, внедрение 10-балльной системы оценки знаний учащихся.

6. Повышение качества эффективности идеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса. 7. Укрепление материально-технической базы комбината, эстетическое оформление учебных кабинетов и мастерских, разработка учебных материалов и методических пособий. Глава 2.Педагогические основы обучения школьников в УПК 2.1. Дидактические принципы в обучении Одна из важных и постоянных задач педагогики — это при¬ведение

содержания и методов обучения в соответствие с тенден¬циями развития науки, техники, производства и последними до¬стижениями в работе новаторов производства. В связи с этим обновляются учебные программы, из них исключается устарев¬ший материал. Однако, как правило, изменения в науке, технике, на производстве происходят быстрее и чаще, чем это отражается в содержании программ и учебных пособий.

Поэтому учителям необходимо самим проявлять инициативу и творчество, чтобы од¬новременно с преподаванием программного материала знакомить школьников с научно-техническими новинками, приемами и мето¬дами труда передовиков и новаторов производства. Благодаря это¬му учащиеся получат такую подготовку, которая позволит им луч¬ше приспособиться к современному производству и к частым из¬менениям, происходящим на нем в связи с внедрением новых на¬учно-технических достижений и передовых методов труда.

Напри¬мер, знакомя школьников с методами кладки кирпича, необходимо рассказать о современных зданиях, о новых архитектурных технологиях, о типах зданий с применением камня и кирпича. Однако далеко не со всеми новейшими сведениями научно-технического и производственного характера нужно и возможно знакомить учащихся. Поэтому при отборе та¬кие сведения надо оценивать с точки зрения следующих требо¬ваний: соответствие прогрессивным и наиболее устойчивым тен¬денциям в развитии науки, техники

и производства; связь с тем видом труда и профессиями, которые изучают учащиеся; доступ¬ность для понимания школьниками новых сведений и возможность увидеть приемы и методы работы передовиков и новаторов произ¬водства. Систематичность и последовательность в обучении. Знания, умения и навыки учащихся должны представлять собой определен¬ную систему, а их формирование — осуществляться в такой после¬довательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами.

Выдающийся рус¬ский педагог К. Д. Ушинский предупреждал педагогов о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похо¬жа на кладовую, в которой сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. В результате трудового и профессионального обучения у вы¬пускников школы должна быть сформирована целостная система общетрудовых, общепроизводственных умений и специальных умений и навыков, необходимых для труда по конкретной профессии - базе целостной системы знаний по общим научным основам временного производства.

Поэтому, например, от класса к классу учащиеся знакомятся все более широко и глубоко с вопросами технологии и овладевают умениями и навыками по выполнению доступных технологических операций, а в результате этого полу¬чают целостное представление о процессе создания продукта труда. Например, изучая свойства кирпича, разновидность кладки, технологию и т. п. у школьников формируется целостное представление о работе современного каменщика.

Другой пример. Мастер производственного обучения, обучая школьников профессии каменщика , должен опирать¬ся на их знания об устройстве и принципе кладки, по¬лученные ранее, объяснять сущность от¬личий, имеющихся и применяемых на про¬изводстве. В процессе очень важно обратить внимание учащихся на совер¬шенствование технологий и правил. Таким образом, у школьника последовательно, логиче¬ски связанно на различных ступенях обучения будет сформировано понятие целостной современной работе каменщика.

Принцип систематичности и последовательности учитывается прежде всего при составлении учебных программ. Так, сначала предусматривается изучение свойств материалов, а затем техноло¬гии их обработки. Поскольку учебный предмет «Трудовое и про¬фессиональное обучение» изучается школьниками с IX по XI клас¬сы, постольку соблюдение принципа систематичности и последо¬вательности возможно лишь при наличии преемственности между частями этого предмета на различных возрастных ступенях.

По¬этому в содержании трудового обучения на различных ступенях последовательно развиваются такие вопросы, как материалове¬дение, технология. Для приведения знаний учащихся в систему важную роль иг¬рает обобщение изучаемого материала. В связи с этим учащим¬ся дают знания о наиболее общих закономерностях развития про¬изводства, знакомят с такими предметами, средствами и процесса¬ми труда, в которых наиболее полно отражается комплекс науч¬ных знаний и выражаются достижения и тенденции ускорения на¬учно-технического

прогресса. Доступность обучения. «Этот принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных умственных возможностей школь¬ников, чтобы содержание, формы и методы преподавания опреде¬лялись с учетом ближайшего этапа развития интеллектуальных сил школьников. Принцип доступности требует, чтобы ученики не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегру¬зок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психиче¬ском здоровье, чтобы они в учении не допускали

чрезмерных, пре¬вышающих гигиенические нормы, затрат времени и усилий. Дан¬ный принцип опирается на возрастные и индивидуальные нормы интенсивности деятельности»[6,81]. Доступность не тождественна легкости в обучении. Процесс учения предполагает определенное напряжение умственных и фи¬зических сил школьников. Последнее относится и к объектам тру¬да, и к способам обращения с ними. Доступность в обучении достигается лучше, если умело приме¬няются наглядные пособия, учебные

демонстрации, организуются самостоятельные упражнения учащихся, учитывается на каждом из этапов обучения уровень подготовленности школьников по ос¬новам наук и их трудовые знания, умения и навыки, приобретен¬ные на предыдущих занятиях. Например, во время объяснения нового материала по теме «Инструменты и приспособления » учитель может по¬казать учащимся стенд с образцами различных инструментов приме¬няемых в строительстве. Это поможет школь¬никам лучше запомнить их по внешнему виду, а также усвоить знания об их свойствах.

Или, например, объ¬ясняя на практических занятиях виды кладки, мастер производственного обучения может показать выполненные крупным планом образцы, чтобы школьники лучше поняли технику, способ кладки. Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении (при руководящей роли учителя). Данный принцип требует, чтобы учитель ставил учащихся в такие условия, когда им самим приходится добывать знания, проявлять самостоятельность в формировании умений и навыков, овладевать методами учения.

Актуальность рассматриваемого принципа для трудового и профес¬сионального обучения определяется тем, что вне труда (актив¬ной самостоятельной деятельности) невозможно сформировать трудовые умения и навыки. Поэтому деятельность учащихся долж¬на быть организована так, чтобы они самостоятельно (но под ру¬ководством учителя, с помощью его объяснений, показа и т. п.) выполняли упражнения, лабораторно-практические и учебно-про¬изводственные работы, изучали техническую литературу и доку¬ментацию, решали технические,

технологические и экономические задачи. Рассматриваемый принцип предполагает применение в обу¬чении проблемного подхода к выполнению трудовых заданий школьниками и к изложению учебного материала, проведению бе¬сед учителем. Например, получив задание, уча¬щиеся должны самостоятельно планировать предстоящую рабо¬ту, подбирать необходимые материалы, инструмент и оборудова¬ние, составлять схемы и чертежи, делать расчеты, а затем приступить к работе. Конечно, выполнять все ука¬занные выше действия в полном объеме

учащиеся сразу не могут. На первых порах они самостоятельно выполняют только отдель¬ные элементы таких действий. Постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков, трудового опыта школьники выполня¬ют задания творческого характера, например: решают задачи с неполными данными; выполняют самостоятельные наблюдения ка¬кого-либо явления или процесса и путем аналитико-синтетической деятельности делают выводы; путем проведения сельскохозяйст¬венных опытов принимают участие в решении проблем повыше¬ния урожайности

различных культур или продуктивности живот¬ных. При проблемном изложении учебного материала учитель не ограничивается сообщением принятых положений, а рассказы¬вает, как возникла та или иная проблема на производстве, какими путями сна решалась. Поэтому специалистами ведется активный поиск различ¬ных приспособлений, способствующих повышению производитель¬ности труда. Так, с помощью приспособления—шаблона можно прямо в кабинете попробовать самому ученику осуществить

кладку кирпича. Оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения. Осуществляя руководство коллективной работой, учи¬тель должен помнить об индивидуальных особенностях учени¬ков. Индивидуальный подход к учащимся обусловлен главным об¬разом их физиологическими (тип высшей нервной деятельности, соотношение сигнальных систем), психологическими и личностны¬ми (процессы восприятия, внимания, мышления, памяти, нравст¬венные качества, черты характера, мотивы поведения, отношение к

труду и др.) особенностями. Особенно большие возможности для осуществления данного принципа дают различные виды практических работ, ежегодная трудовая практика и производительный труд учащихся. Индиви¬дуализации способствует также применение методов программи¬рованного обучения. В ряде случаев в целях оказания воспитательного воздейст¬вия на отдельных учащихся учитель с помощью ученического кол¬лектива проводит индивидуальную работу, направленную на ук¬репление трудовой дисциплины,

развитие профессиональных ин¬тересов, трудолюбия, аккуратности, точности, ответственности, во¬левых и нравственных качеств. Прочность и действенность результатов обучения. Усвоение знаний, умений и навыков представляет собой процесс их получе¬ния, углубления, уточнения и закрепления. Для достижения проч¬ности в усвоении знаний, умений и навыков учащимся необходи¬мо, руководствуясь учебной программой, тщательно отбирать ма¬териал для каждого занятия.

При этом внимание прежде всего необходимо уделять основному содержанию нового материала, который постепенно должен расширяться, иллюстрироваться но¬выми фактами, использоваться для повторения в различных си¬туациях и для применения на практике. В прочном формиро¬вании практических умений и навыков решающую роль играют тренировочные упражнения, лабораторно-практические и учеб¬но-производственные работы, производительный труд. Определе¬ния основных понятий, важнейшие формулы, последовательность технологических операций,

правила безопасной работы и подоб¬ные сведения ученики должны осмысленно заучить и твердо за¬помнить. Рассматриваемый принцип требует не только прочности зна¬ний, умений и навыков, но и их действенности: умения применять знания при решении различных практических задач, при выполнении общественно полезного, в том числе производительного, труда. Каждый из рассмотренных выше дидактических принципов оди¬наково важен, а осуществление их на практике работы учителя возможно лишь в тесном сочетании и взаимодействии.

Важно не только понимать сущность и знать о требованиях, предъявляемых к учебно-воспитательному процессу тем или другим дидактическим принципом, но необходимо умело осуществлять эти принципы в практике обучения и воспитания учащихся. 2.1 Методы преподавания Методы устного изложения учебного материала В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.

Среди разнообразных методов трудового и профессионального обучения важную роль играют методы устного изложения учебно¬го материала: рассказ, беседа, объяснение, лекция. Пользуясь ими, учитель сообщает учащимся теоретические сведения, необходимые для осмысленной практической трудовой деятельности. Эффективность применения методов устного изложения и объ¬яснения учебного материала в значительной степени зависит от правильного использования методических приемов.

Методические приемы—составные элементы метода или отдельные действия учителя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспи¬тательных целей. Существуют самые разнообразные методиче¬ские приемы, которые в различных сочетаниях проявляются в методах работы учителя. Логические приемы—приемы формирования мыслитель¬ной деятельности учащихся (способов мышления). К ним относят: выделение существенного, главного; выявление причинно-следст¬венных связей; сравнение;

анализ; синтез; обобщение и др. Технические приемы предусматривают рациональное ис¬пользование средств деятельности учителя и учащихся: различно¬го оборудования, материалов, приспособлений, технических средств обучения и т. п. В зависимости от содержания учебного материала и уровня подготовленности школьников к его восприятию учитель может активизировать деятельность учащихся любыми из выше назван¬ных и других приемов. Рассмотрим пример. На занятиях по теме «Приемы укладки кирпича» учитель ставит цель: про¬должить

формирование практических умений по кладке. В начале занятия учитель объясняет учащимся сущность работы, как правила кладка глухих участков стен, кладка углов, столбов. В процессе объяснения использует логический прием выявления причинно-следственных связей—зависимости организации рабочего места от вида кладки различных участков стены. Затем делает обобщение: правильная организация рабочего места каменщика обеспечивает высокую производительность

труда. К устному изложению, объяснению учебного материала предъ¬являют следующие требования: постоянное соблюдение дидакти¬ческих принципов в их единстве и взаимосвязи; подготовка уча¬щихся к восприятию и усвоению нового учебного материала путем уточнения и воспроизведения опорных знаний; сообщение (или запись на доске) темы или проблемы, цели и задач; отбор содер¬жания учебного материала, с учетом сообщаемых знаний и фор¬мируемых умений; соблюдение логической последовательности; аргументированность, доказательность;

постоянное руководство усвоением учебного материала; систематизация и обобщение учеб¬ного материала, подведение итогов, корректировка усвоения. Рассказ—метод устного изложения материала, который но¬сит описательный или повествовательный характер, отличается научностью, логической последовательностью, краткостью, убеди¬тельностью, образностью сообщения учащимся сведений теорети¬ческого или практического характера. С помощью рассказа учитель формирует у учащихся пред¬ставления и понятия о научных фактах,

например о принципе действия и устройстве инструментов, механизмов, орудий, способах технологии и т. п. Рассказ должен иметь главную мысль, которую учитель раскрывает перед учащи¬мися во всей ее полноте, развитии при строгой последовательнос¬ти изложения. Как метод обучения рассказ имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Поэтому он должен иметь идейную направленность, выражать личное отношение учителя к содержа¬нию излагаемого

материала, вызывать заинтересованность, эмо¬циональность учащихся. Известно, что слово является выражением мысли человека. Развитие у учащихся навыков устного и письменного языка про¬исходит во всех видах работы с ними. В связи с этим особое зна¬чение имеет речь учителя. К ней предъявляются следующие педа¬гогические требования; каждое слово учителя должно быть понят¬но

учащимся; новые слова (понятия, термины) должны быть четко и правильно произнесены, объяснены и записаны на доске, так как речь школьника развивается не только когда он говорит, но и когда слушает и пишет; речь учителя должна быть грамотной, четкой, живой, образной; не следует употреблять бытовую терминологию вместо научной; необходимо следить за культурой речи (авторам данного пособия приходилось на занятиях по трудовому обучению в сельских школах слышать от учителей, например: «зе¬ленка» вместо «зеленый корм»,

«картошка» вместо «картофель», «подсолнух» вместо «подсолнечник» и т. п.); темп речи должен быть таким, чтобы он соответствовал восприятию ее учащимися; не надо допускать монотонности речи, вызывающей быстрое утом¬ление школьников; необходимо выделять интонацией ход мысли с целью активизации внимания слушателей. Часто учитель использует рассказ на вводных уроках, когда учащимся для раскрытия закономерностей, лежащих в основе промышленного и сельскохозяйственного производства, необходи¬мо бывает знание фактического

_материала. Так, на первом уро¬ке по учитель может дать учащимся представление об основных направлениях, где используется труд каменщика.Так, например, чтобы заинтересовать учеников в дальнейшем освоении профессии каменщика, можно рассказать о перспективе этой профессии на рынке труда, а также о выгоде иметь навыки каменщика для домашних дел. При про¬ведении такого урока важно ознакомить учащихся с успехами и достижениями в развитии строительства страны и базово¬го хозяйства.

При использовании на занятиях рассказа учитель обязательно должен готовиться к нему. Для этого он составляет план расска¬за и подбирает все необходимое учебное оборудование, средства наглядности, которые использует затем по ходу рассказа. С целью проверки усвоения учебного материала учитель ставит перед уча¬щимися вопросы. Делает это он или по завершении рассказа или на отдельных логически законченных его этапах. Построение рассказа может быть дедуктивным (от общего положения к частным фактам) и индуктивным

(из ряда фактов выводится обобщение). Примером первого может быть рассказ инструментах и способах их применения в общих чертах, а затем, разбирая каждый инструмент по применению и функции работы. Рассказывая конкретно о каж¬дой из вышеперечисленных приспособлений, учитель из общего положения выводит частные факты, дает понятие об отличительных особен¬ностях специального инвентаря и в связи с их назначением Беседа — метод обучения, при котором учитель с помощью це¬ленаправленных вопросов к учащимся мобилизует

их знания и практический опыт для усвоения новых знаний. С помощью бе¬седы учитель активизирует мыслительную деятельность школьни¬ков, подводит их к необходимым выводам и обобщениям. Беседа—один из самых распространенных методов устного изложения материала. Ценность ее состоит в том, что учитель име¬ет возможность выяснить знания большой группы учащихся за от¬носительно короткое время и в то же время развить их активную мыслительную деятельность.

Успеху беседы способствует четкое определение темы, логи¬ка плана и умелая постановка вопросов, позволяющая учителю направлять мысль учащихся. Каждый учитель знает, что от характера и постановки воп¬роса зависит умение ученика дать правильный и полный ответ. Поэтому учитель готовит систему вопросов так, чтобы ответы уча¬щихся были как бы этапами последовательного усвоения нового материала. Характер и содержание вопросов могут быть направ¬лены на формирование у школьников теоретических знаний,

опре¬деление понятий, установление причинно-следственных связей между явлениями, выявление существенных признаков изучаемых фактов и явлений, доказательство какого-либо положения или на формирование практических умений и навыков (вопросы, пояс¬няющие последовательность технологических операций, приемов трудовой деятельности, планирования работы и т. д.). Опыт показывает, что характер вопросов бывает репродуктив¬ный, поисковый, познавательный. Нужны также и вопросы, ко¬торые требуют от учащихся воспроизведения фактического

мате¬риала. Во многих случаях вопросы могут быть направлены на сравнение изучае¬мых объектов, явлений, процессов, например: «Сравните разновидности укладки кирпича, опишите признаки их раз¬личия и сходства»; «Объясните, где применяют облегченную кладку и почему». Нередко вопросы помогают выявить сущность явления, про¬цесса, раскрыть причинно-следственные, структурно-функциональ¬ные, временные, пространственные и другие связи.

Более сложный характер носят вопросы, ответы на которые тре¬буют объяснения, доказательства, формулирования выводов, обоб¬щений, например: «Объясните сущность принципа работы режу¬щих инструментов»; «Докажите, что от прочности кирпича, плотности швов»; «Сделайте вывод по результату прове¬денного опыта». Поисковый или проблемный характер вопросов усиливает ин¬терес школьников, активизирует их внимание. На эти вопросы учащиеся не сразу могут ответить, и задача учителя состоит в том, чтобы направить мысль

учащихся в нужном русле. Вопросы учителя, которые он ставит в процессе беседы, долж¬ны удовлетворять педагогическим требованиям: формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, вариативными; воп¬росы следует строить на известном учащимся учебном материале, необходима опора на предшествующую подготовку и личный опыт школьников; логика постановки вопросов должна соответствовать плану беседы, а вопросы быть связанными между собой (связь предшествующего с последующим); содержание вопросов долж¬но отвечать

теме беседы и направлять учащихся на усвоение глав¬ного, существенного в изучаемом материале; в вопросе не должно быть ответа; во время ответа не следует прерывать речь школьни¬ка; каждому ответу следует давать краткую оценку, ориентируя учащегося на правильный в содержании ответ; если беседу прово¬дят при проверке усвоения знаний, следует вначале формулиро¬вать основные вопросы, а затем дополнительные; в ходе беседы необходимо усложнять вопросы, направлять их на развитие само¬стоятельности школьников.

К ответам учащихся также предъявляется ряд требований: формулировки ответов должны быть четкими, фактически и логически правильными, содержать существенное в знаниях учащихся; ошибки в ответах учащихся целесообразно исправлять товарища¬ми по классу и лишь в случае затруднений учителем; дополнения к ответу также должны давать учащиеся, а в случае затруднений учитель. Беседа как метод обучения может быть эвристической, объяс¬нительной, обобщающей. Эвристическая беседа—это беседа, при которой учи¬тель ставит вопросы,

побуждающие учащихся самостоятельно обобщить известные им факты и наблюдения, сопоставить их с информацией учителя, сформулировать логические умозаключе¬ния, помогающие обоснованному решению данного вопроса. Важно обращать внимание на полноту, аргументированность, логику построения, правильность ответов учащихся и культуру их речи. Объяснительная беседа — метод устного изложения учебного материала с проверкой усвоения и привлечением школь¬ников к решению вопросов. Обычно объяснительную беседу учи¬тель проводит в том

случае, когда учебный материал сложен по своему содержанию и потому необходимо одновременно и объ¬яснять учащимся содержание, и проверять его усвоение. В практике трудового и профессионального обучения метод объяснительной беседы применяют при ознакомлении учащихся с технической терминологией, свойствами материалов, содержанием и структурой трудовых операций, а также в процессе инструктажа по порядку сос¬тавления и чтения чертежа, приемов обращения с инструмента¬ми, выполнения трудовых операций и т. п.

В ходе объяснительной бесед; учитель задает ученикам вопросы, ответы на которые тре¬буют привлечения знаний по другим предметам: физике, химии, математике, биологии. Вопросы, поставленные перед учащимися в ходе объяснитель¬ной беседы и в конце ее, направлены на воспроизведение в па¬мяти ранее усвоенных знаний, получение новых знаний и на применении их в практике. Рассмотрим пример объяснительной беседы с элементами рас¬сказа.

Учитель: «Производительность труда каменщика во многом зависит от качества при¬меняемого ручного инструмента: Кельма типа КБ — это лопатка из тонколистового стального полотна с изогнутой ручкой из древе¬сины твердых пород. Она применяется для разравнивания раствора, запол¬нения вертикальных швов и подрезки излишков раствора. Молоток-кирочка типа МКИ массой 0,55 кг с деревянной руч¬кой длиной до 300 мм используется для рубки или тески кирпича, керамическо¬го камня.

При этом лезвие молотка должно быть под прямым углом к по¬верхности ребра кирпича. Растворная лопата типа ЛР имеет полотно из листовой стали толщиной 1,6 мм. Круглый металли¬ческий стержень длиной 320 мм предо¬храняет от износа деревянный черенок. Лопата необходима для подачи и раз¬равнивания раствора, а также для перемешивания его в ящике. Расшивки типа РВ-1. и РВ-2 имеют рабочую часть в форме разрезанной вдоль стальной трубки с ручкой из

древесины твердых пород. Обработку и уплотнение швов кладки ведут стальными расшивками, имею¬щими вогнутую и выпуклую поверх¬ность. Для ускорения производства кир¬пичной кладки и повышения произ¬водства кирпичной кладки и повыше¬ния ее качества используют малога¬баритные ручные приспособле¬ния. Причальные скобы П-образной формы закрепляют в швах кладки; скобы из листовой стали наде¬вают на кирпич, уложенный плашмя. Крученый причальный шнур толщиной 1,5 3 мм натягивают вдоль выкладываемой стены.

Он пред¬назначен для соблюдения горизон¬тальности выкладываемых рядов.и т. д.» Эта беседа проходит с демонстрационным материалом. Так же на занятии учитель может проводить объяснительную беседу, в ходе которой познакомит учащихся о прочности и устойчивости кладки. Цель обобщающей беседы — выяснение уровня усвоения школьниками теоретических знаний и формирования практических умений; выделение сущест¬венного и систематизация знаний и умений

учащихся, установле¬ние связи между основными и второстепенными сведениями, раз¬витие мышления, конкретизация знаний и умений учащихся и вы¬яснение их знаний, необходимых для будущей трудовой подго¬товки и практической деятельности. Так, на занятиях теме «Технология кирпичной кладки» обобщающую беседу можно провести примерно по таким вопросам: 1 Что понимают под кладкой? 2. Какие размеры имеет керамический кирпич? Утолщенный кирпич? Керамический камень? 3. Какие швы различают в кладке?

4. Назовите виды каменной кладки. 5. Что называют системой перевязки? 6. Что понимают под перевязкой? 7. Какие кирпичи образуют наружную вер¬сту? 8. Что называют забуткой? 9. Чем отличается тычковый ряд от ложкового? 10. Что характерно для однорядной системы перевязки кирпичной кладки? Из приведенного выше примера видно, что в ходе коллектив¬ной беседы обобщаются знания учащихся.

Однако бывает необ¬ходимо при проверке работы учащихся проведение индивидуаль¬ных бесед с целью выяснения знаний учащихся и готовности их к выполнению практических работ. Объяснение—подробное изложение учебного материала с ана¬лизом фактов, приведением доказательств и формулировкой вы¬водов. Этот метод устного изложения учебного материала исполь¬зуют для объяснения трудовых операций, выполняемых учащими¬ся, и разъяснения трудового задания со всеми входящими в него 80 операциями.

К объяснению предъявляют в основном те же тре¬бования, что и к рассказу. Объяснение носит доказательную форму изложения. Объясняя выполнение того или иного приема, трудовой операции, учитель доказывает, почему следует делать так, а не иначе. Обычно этот метод применяют в ходе изучения теоретического материала или практической деятельности учащихся в том случае, когда учебный материал сложен для усвоения.

Например, объяснение необходи¬мо при изучении школьниками принципа устройства и работы ма¬шин, механизмов, технологических процессов, работы с инструмен¬тами или на станках. Часто объяснение сочетают с показом прие¬мов работы. Объяснение проводят в строгой логической последовательнос¬ти: перед учащимися ставят вопрос, проблему, которые затем раз¬решают последовательным, логическим доказательством.

Объяснение может быть различным по степени сложности и предусматривать разную степень самостоятельности мышления учащихся. Используя разнообразные методические приемы во вре¬мя объяснения, учитель приучает школьников ко многим логиче¬ским операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.), развивает научное мировоззрение их, вырабатывает осознанную мотивацию учения. С этой целью учитель может не только задать вопросы, но и предложить задания, логические задачи, упраж¬нения,

которые помогут учащимся применить новые знания в са¬мостоятельной работе. В классах наряду с рассказом, беседой и объяснением используют школьную лекцию. Содержание лекции раскрывает перед учащимися анализ изученных фактов, явлений, процессов, закономерностей, идей; их взаимосвязи; выводы и обобщения, имеющие строгое научное обоснование. Лекцию обычно проводят на вводных занятиях, при ознаком¬лении учащихся с целями и задачами нового курса

обучения или на заключительном занятии по большой теме, разделу. Успеху лекции способствует правильное использование средств нагляд¬ности (схем, диаграмм, графиков, таблиц, плакатов, экранных по¬собий и др.) для иллюстрации основных ее положений. Опыт ра¬боты передовых учителей показывает, что логика построения лек¬ции, эрудиция учителя, умелое использование средств нагляднос¬ти в большой степени активизируют мыслительную деятельность учащихся.

Лекция может в большей степени способствовать обобщению знаний и умений учащихся, развивающих научное мировоззре¬ние. К таким лекциям, например, относятся проводимые в стар¬ших классах лекции для ознакомления учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса в промышленном и сельскохозяйственном производстве, перспективами развития отраслей народного хозяйства, научными принципами техноло¬гических процессов и т. д. Учебная демонстрация В предыдущей главе отмечалось, что слово учителя как источник

информации при устном изложении учебного материала должно сочетаться с применением различных средств нагляд¬ности. К ним относятся учебные фильмы, диафильмы, диапозити¬вы, кодотранспаранты, таблицы, натуральные объекты, модели, материалы, инструменты, машины, приборы, аппараты, объекты общественно полезного, производительного труда. Учебная демонстрация включает в работу органы чувств: зре¬ния, слуха, обоняния, осязания, вкуса, с помощью которых у школьников возникают чувственные представления о реальных предметах и явлениях.

Во время учебных демонстраций слово учи¬теля направляет умственную деятельность учащихся, активизиру¬ет ее постановкой вопросов и проблем. Школьники, самостоятель¬но наблюдая действие прибора, прием работы, анализируют ход демонстрации, делают выводы и обобщения. Слово учителя при этом оказывает руководящее действие, поясняющее, что наблю¬дать, как наблюдать, как анализировать. Сочетание слова препо¬давателя с чувственным отражением реального мира самим уча¬щимся

способствует усвоению им сложного учебного материала. На уроках трудового и профессионального обучения исполь¬зуют различные виды демонстраций, натуральные объекты и тех¬нологические процессы; изобразительные средства наглядности; приемы работы. В зависимости от содержания учебного материа¬ла, учебно-воспитательных задач, возраста учащихся, их подго¬товки, материально-технической базы школы учитель выбирает оптимальный вид демонстраций.

Натуральные объекты, отобранные для демонстрации, должны быть: производственно типовыми, соответствующими современному уровню техники и отражающими существенные признаки; техниче¬ски исправными; доступными восприятию учащихся, т. е. в целом соответствовать уровню трудовой подготовки и выглядеть эстетично. В трудовом и профессиональном обучении натуральными объектами, используемыми для учебной демонстрации, могут быть: орудия труда—, оборудование, приборы, предметы труда—различные материалы: древесина, металл,

пластмассы, пряжа, ткани, удобрения, посевной и посадочный ма¬териал и т. д.{ живые объекты природы (растения, животные), объекты тру¬да (изделия, изготовленные учащимися). Малогабаритные объекты (наборы инструментов, резисторов, конденсаторов, проводов, образцы пород древесины, металлов а т. п.) могут демонстрироваться на рабочих местах учащихся в виде раздаточного материала. В процессе работы с раздаточным материалом школьники знакомятся со свойствами материалов (цвет, прочность,

твердость, гибкость и т. д.), назначением инст¬румента, его действием на материалы, особенностями его рабочих частей. Например, на уроках при подготовке учащихся к ремонт¬ным работам в быту в качестве раздаточного материала использу¬ют образцы тканей (хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шер¬стяных) . Во время демонстрации учитель рассказывает о структу¬ре тканей, их назначении в связи с гигиеническими требованиями к одежде. 0пыт работы учителей показывает, что наиболее эффективно при ознакомлении учащихся

с орудиями труда одновременно сле¬дует демонстрировать их устройство и действие. Например, оз¬накомление школьников с устройством токарного станка начинают с объяснения назначения его основных частей: станины, передней бабки с коробкой скоростей, задней бабки, суппорта, фартука, ко¬робки подач. Внутреннее же устройство станка изучают в процес¬се разборки отдельных его частей или на макетах. Макет—статическая копия (уменьшенная или увеличенная) натурального объекта.

Он легко разбирается, детали у него для большей наглядности окрашены в разные цвета, поэтому макеты можно использовать в дополнение к натуральным объек¬там. Демонстрацию изобразительных средств наглядности (таблиц, плакатов, рисунков, эскизов, чертежей, схем, графиков, технологи¬ческих карт, выполненных на бумаге или в виде мелового изображе¬ния, сделанного учителем на доске) широко применяют на занятиях по трудовому и профессиональному обучению во всех классах.

Многие печатные средства наглядности выпускаются издательст¬вами педагогической литературы. Можно использовать также таб¬лицы и плакаты (особенно в старших классах), предназначенные для системы профессионально-технического образования. Демонстрацию таблиц, плакатов и других аналогичных на¬глядных пособий учитель сопровождает объяснением или бесе¬дой, причем внимание учащихся направляет на существенные приз¬наки объекта, поясняя, что надо знать об устройстве и для чего это надо знать.

Таблицы часто дают увеличенное или уменьшен¬ное изображение объекта, следовательно, школьникам необходимо напомнить о масштабе, а при увеличенном изображении объекта демонстрировать и сам объект. Важно привлекать учащихся к ак¬тивному изучению таблицы, плаката, вырабатывать умение «чи¬тать» таблицу, т. е. устанавливать с учащимися обратные связи. Такая методика работы с изобразительными средствами нагляд¬ности делает ее источником осмысленной информации.

Использование изображений в данном случае, как и в других аналогичных, необходимо, так как это дает возможность учителю при объяснении устройства и назначения инструмента показать всем учащимся одновременно таблицы с увеличенным изображе¬нием изучаемых объектов. Большую пользу дает и эскиз или рисунок, сделанный учите¬лем на доске. Наблюдая его выполнение по ходу рассказа, школьникам легче следить за мыслью учителя, слушать его и

зрительно воспринимать ту деталь, которую он изображает. Одновременно с выполнением рисунков учителем на доске учащиеся выполняют их в тетради. Такая работа способствует выработке у школьни¬ков умения выполнять и читать эскизы. Следует заметить, что де¬монстрации всех изобразительных пособий должны проводиться синхронно с объяснениями, чтобы в нужный момент урока при¬влечь учащихся к наглядному пособию.

На занятиях учитель нередко демонстрирует учащимся изделия (объекты) общественно полезного, производительного труда, из¬готовленные ранее их сверстниками образцы (при этом отбирают лучшие). Такая демонстрация вызывает у школьников большой интерес к предстоящей работе и желание изготовить деталь еще лучше. На занятиях в учебных мастерских, на учебно-опытном участке и в производственных условиях учитель показывает приемы вы¬полнения трудовых операций.

Эти приемы учитель должен выпол¬нять четко, а при демонстрации одновременно, кроме этого, и объяснять, для чего их осуществляют, какие следует при этом делать движения, какую принять рабочую позу. Объяснение должно быть кратким, но убедительным и понятным, разъясняю¬щим последовательность совершаемых действий. Показ приемов выполнения трудовых операций заключается в демонстрации учителем рабочих движений, последовательности их выполнения. Вначале это целостный показ в рабочем темпе; затем расчлененный или

замедленный, сопровождаемый объяснениями, и далее снова целостный показ в рабочем темпе. В случае если учащиеся допускают ошибки в выполнении тех или других опера¬ций, рабочих движений, в приемах пользования инструментом, управления машиной и т. п учитель еще раз показывает пра¬вильные приемы выполнения трудовых операций и обращения с применяемой для их выполнения техникой. Так, при обучении учащихся работе с кирпичом учитель показы¬вает собравшимся учащимся, как подготовиться

к работе, комментируя при этом каждую выполняемую им опера¬цию. После демонстраций приемов работы учитель предлагает одно¬му-двум учащимся повторить прием перед всеми учащимися. Если ученик затрудняется, учитель оказывает ему необходимую по¬мощь. Разнообразные методы демонстраций способствуют лучшему восприятию, осмыслению учебного материала, формированию зна¬ний, умений. Инструктаж Инструктаж как совокупность различных методов обучения представляет собой

объяснение цели, задач, последовательности и приемов выполнения трудового задания и отдельных трудовых операций, сопровождающееся показом трудовых и технологиче¬ских процессов, которые предстоит освоить учащимся. Объяснение при показе трудовых приемов целесообразно со¬провождать демонстрацией таких учебно-наглядных пособий, как таблицы, изображающие отдельные основные элементы трудового приема; рисунки и схемы, показывающие рабочие позы и движе¬ния, последовательность операций во всем трудовом процессе;

рисунки и схемы по организации рабочего места, порядку и сис¬теме измерений, техническим требованиям, правилам безопаснос¬ти труда и т. д. Не исключена возможность инструктажа и без показа приемов выполнения работы. Такой инструктаж проводят в тех случаях, когда необходимые приемы уже знакомы учащимся и освоены ими. Так, школьники на практических занятиях овладели техникой приготовления растворов. Поэтому на занятиях по труду перед работой лишь устный инструктаж, а по вопросу приготовления растворов

и кладки целесообразнее дать письменную инструкцию. Умения школьников выполнять различные измерения, усвоенные ими на уроках физи¬ки, математики, должны также учитываться при проведении инструктажа на уроках трудового и профессионального обучения. В целом при обучении учащихся отдельным трудовым опера¬циям или выполнению задания различают инструктаж: вводный, текущий и заключительный. Вводный инструктаж проводят обычно в начале заня¬тия.

Его главное назначение состоит в том, чтобы помочь учащим¬ся организовать и направить их деятельность, усвоить особенности работы и рациональные способы ее выполнения. Вводный инструк¬таж проводят обычно в такой последовательности: ознакомление школьников с темой, целью и задачами предстоящей работы; по¬вторение пройденного материала, необходимого для ее выполне¬ния (краткий опрос, беседа по соответствующим вопросам тех¬ники, технологии, материаловедения и т. д.); ознакомление

с тех¬ническими требованиями; сообщение указаний по подготовке к работе, организации рабочего места, соблюдению правил безопас¬ности труда; объяснение и показ учащимся приемов и способов выполнения работы и предостережение от возможных ошибок; объяснение и показ способов самоконтроля правильности выпол¬нения приемов и качества работы; показ образцов; ознакомление с технической документацией — рабочими чертежами, инструкци¬онными и технологическими картами; пробные упражнения, в ходе которых проверяется правильность

усвоения сделанных учителем указаний (в случае необходимости следует повторно показать и объяснить отдельные приемы работы). Содержание вводного инструктажа и последовательность его проведения могут меняться в зависимости от специфики изучаемо¬го материала, периода обучения, опыта учителя. Так, в начале изучения темы в вводном инструктаже больше внимания уделяют повторению пройденного материала, необходимого для выполне¬ния данной работы. На последующих уроках вопросы, касающие¬ся теоретических

основ производимых трудовых операций, вклю- чают только в том случае, если учащиеся на предыдущем занятии недостаточно полно на них ответили. Вопросы же, включаемые для беседы во время вводного инструктажа на последующих уро¬ках, могут быть нацелены на повторение технологических требо¬ваний к выполняемым операциям. После вводного инструктажа школьники самостоятельно вы¬полняют работу, а учитель наблюдает за их действиями и пове¬дением, контролирует их. Текущий инструктаж проводят в ходе занятия с целью

устранения затруднений учащихся. Проводится он, как правило, индивидуально. Но если одинаковые затруднения и ошибки на¬блюдаются у многих школьников, его организуют фронтально, со всей группой. Нецелесообразно в ходе заключительного инструктажа анализировать деятельность каждого ученика, так как это займет значительное время на уроке. Однако в качестве поощрения преподаватель может показать всему классу лучшие образцы.

Оценку за совершенную работу учитель может сооб¬щить каждому школьнику в конце заключительного инструктажа только тогда, когда выполняемая операция не была очень слож¬ной и в ходе урока учитель смог просмотреть работы всех уча¬щихся и выставить в журнал отметки. В том случае, когда вы¬полненная учащимися работа (монтаж навесных радиоэлементов на плату в соответствии с принципиальной схемой, изготовление изделий из ткани или трикотажа и т. д.) требует тщательного изучения,

оценку можно сообщить ученикам лишь на следующем занятии, а во время заключительного инструктажа только произ¬вести разбор достижений и наиболее типичных ошибок. Инструктаж может осуществляться как в устной, так и в пись¬менной форме. Подведение итогов занятия—заключительный инструктаж—чаще всего проводят в устной форме. В вводном и текущем инструктаже применяют и устные и письменные формы.

В письменных инструкциях наиболее полно отражается рацио¬нальная и целесообразная последовательность выполнения трудо¬вых действий, приемов, операций, даются методически и техниче¬ски грамотные, доходчивые указания о целесообразном их выпол¬нении, сочетаются различные способы информации; словесные рекомендации, рисунки, схемы, графики, контрольные вопросы и т. д. В трудовом и профессиональном обучении в письменном виде применяют инструкционные карты, определяющие

содержа¬ние и последовательность выполняемых действий. Заключение Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой профессиональной деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы,

трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система. В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие».

Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира,

Становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах. С 1987-88 учебного во всех основных школах (обычно 9 классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение). С учащимися проводится производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения

и навыки, знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает, некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу. Литература 1. А т у т о в П. Р Бабкин Н. И Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук.—М.: Просвещение, 1983.— 128 с. 2. А т у т о в П. Р Поляков

В. А. Роль трудового обучения в политех¬ническом образовании школьников.—М.: Просвещение, 1985.— 128 с. 3. Васильев Ю. К. Экономическое образование н воспитание учащих¬ся.—М.: Педагогика, 1983.—96 с. 4. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. — М.: Просве¬щение, 1982.— 144 с. 5. Ктиторов А. Ф Казакевич В. М Френкель А. Ш. Орга¬низация и оборудование учебно-производственной базы в межшкольных учеб¬но-производственных

комбинатах: Пособие для преподавателей.—М.; Просве¬щение, 1982. 6. Неелов В.А. Иллюстрированное пособие для подготовки каменщиков М 1988, с.270 7. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процес¬се трудового обучения: Книга для учителя.—М.: Просвещение, 1985.—223 с. 8. С к а т к и н М. Н К о с т я ш к и н Э. Г. Трудовое воспитание и проф¬ориентация школьников.—М.:

Просвещение, 1984.—191 с. 9. Столяров Ю. С, Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы.—М.: Просвещение, 1983.—176 с. 10. Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ / Под ред. В. А. По¬лякова, С. Безданова.—М.: Просвещение, 1985.—311 с. 11. Чебышева В. В. Психология трудового обучения.—М.: Высшая шко¬ла. 1983—239 с. 12. Чистяков П. Н Б у я н о в а

Т. А Касаткина Н. Э. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся.—М.: Просвещение, 1982.— 175 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.