Введение стр.2 I Сущность дидактических игр как средства обучения стр.I.1 Виды дидактических игр стр.I.2 Структура дидактической игры стр.I.3 Функции дидактических игр I.4 Условия проведения дидактических игр I.5 Этапы игры стр.11 стр.12 стр.15 Глава II Учебно-дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности стр.17 Заключение стр.22 Список литературы стр.25
ВВЕДЕНИЕ Близкая гибель классно-урочной системы таится в противоречиях, которые она не в силах разрешить. Во-первых, современность требует от школы учить мысли, а урок учит только знаниям. Само понятие «знания» себя исчерпало. Как можно учить знаниям, если информация каждые семь лет обновляется на 50% и при этом удваивается. То, чему мы учим, устаревает раньше, чем дети покидают школу! Учить знаниям — учить заранее ненужному. Во-вторых, современность стремится к индивиндуальному подходу
в обучении, а урок основан на фронтальном методе. Фронтальность превращает учеников в учебное «пушечное мясо». Фронт хорош для изучения строевых команд, правил «жи-ши» и таблицы умножения. Осваивать другие знания ученикам приходится не благодаря, а вопреки урочной системе. В-третьих, современность превращает ученика в субъект обучения, а урок оставляет его объектом. Объект — мертвое тело, а субъект — это личность. Каждому учителю хочется быть творцом, а не паталогоанатомом.
Какая форма передачи знаний придет на смену пятисотлетнему уроку, вопрос десятилетия. Сотни педагогов-новаторов, тысяч творческих учителей ищут новые формы, творят методики будущего, совершают открытия, переживают успехи и разочарования. Но единого и универсального метода, достойной замены уроку пока нет. Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену уроку должно прийти нечто еще более древнее
и более вечное. Может быть, это ИГРА? Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности школьников является дидактическая игра. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики. И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира.
Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях,
пополняют запас представлений, понятий. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. До недавнего времени игру использовали лишь во внеклассной работе. В настоящее время игра широко используется на уроках, требуя от учителя большого мастерства. В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема курсовой работы: «Дидактические игры как
средство активизации познавательной деятельности школьников». Цель работы: изучить сущность дидактических игр и определить их роль в процессе активизации познавательной деятельности школьников. Задачи исследования:  Изучить теоретический материал по вопросам дидактической игры как одного из средств активизации познавательной деятельности школьников;  Определить основные условия проведения дидактической игры и требования
к их подготовки;  Выявить структуру, функции, виды, этапы дидактических игр. Структура курсовой работы: работа логически состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования. В I главе раскрыта сущность дидактической игры. Во II главе рассмотрена учебно-дидактическая игра как одно из средств активизации познавательной деятельности
школьников. В Заключении сделаны выводы. В списке использованной литературы насчитывается семь источников. Глава I. СУЩНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагоги¬кой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обуче¬ния детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Необходимость использования ди¬дактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном воз¬расте определяется рядом причин:  Игровая деятельность как ведущая в дошколь¬ном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л. С. Вы¬готским, который писал, что «в школьном воз¬расте игра не умирает, а проникает в отноше¬ния
к действительности. Она имеет свое внут¬реннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включе¬ния детей в учебную работу.  Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).  Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью
и произ¬вольностью внимания, преимущественно непро¬извольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидакти¬ческие игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.  Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не свя¬зан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе.
Мотив и содер¬жание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли — роли ученика, установление вза¬имоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способ¬ствовала бы общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно
активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. 1.1. Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные. Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.
Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие. Иногда игры соотносят с материалом:  Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.  Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на
принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.  Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления
ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Можно группировать игры и так: А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:  игры-путешествия;  игры-поручения;  игры-предположения;  игры-загадки;  игры-беседы. Охарактеризуем кратко каждый вид:
ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облича¬ют преодоление трудностей. В этих играх исполь¬зуются многие способы раскрытия познавательно¬го содержания в сочетании с игровой деятель¬ностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д. ИГРЫ-ПОРУЧЕНИЯ по содержанию проще, а продол¬жительности — короче.
В основе их лежат дейст¬вия с предметами, игрушками, словесные поруче¬ния. ИГРЫ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ («что было бы »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, ко¬торая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. ИГРЫ-ЗАГАДКИ. В основе их лежит проверка зна¬ний, находчивости. Разгадывание загадок развива¬ет способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать
выводы. ИГРЫ-БЕСЕДЫ. В основе их лежит общение. Основ¬ным является непосредственность переживаний, за¬интересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоцио¬нальных и мыслительных процессов. Она воспи¬тывает умение слушать вопросы и ответы, сосре¬доточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей.
Познавательный материал опреде¬ляется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий. Важно четко различать собственно дидакти¬ческие игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере «вхождения» детей в новую для них деятельность — учебную — значение дидактических игр как способа обуче¬ния снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом.
Они нуж¬ны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Необходимо отметить в связи с этим следующее. К сожалению, некоторые педа¬гоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент урока, позволяющий снять умственное напряжение. Та¬кое представление в корне неверно. В этом слу¬чае игра не входит органично в урок, находится около процесса обучения. Можно поэтому согла¬ситься с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую
игру, которая будила бы мысль учеников, некоторые учителя облекают в игро¬вую форму обучения тренировочные упражнения». Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряжен¬ным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы. 1.2. Структура дидактической игры Дидактическая игра имеет определенную струк¬туру. Структура — это основные элементы, харак¬теризующие игру как форму обучения и игровую деятельность
одновременно. Выделяются следую¬щие структурные составляющие дидактической игры:  дидактическая задача;  игровая задача;  игровые действия;  правила игры;  резуль¬тат (подведение итогов). ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА определяется целью обу¬чающего и воспитательного воздействия. Она фор¬мируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
Так, например, в ряде дидактичес¬ких игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатывают¬ся навыки счета и т. д. ИГРОВАЯ ЗАДАЧА осуществляется детьми. Дидак¬тическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Са¬мое главное: дидактическая задача в игре предна¬меренно замаскирована и предстает перед детьми в
виде игрового замысла (задачи). ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — основа игры. Чем разнооб¬разнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познаватель¬ные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, про¬странственные преобразования и т. д. Они связа¬ны с игровым замыслом и исходят из него.
Иг¬ровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, на¬правленные на выполнение дидактической зада¬чи. ПРАВИЛА ИГРЫ. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования лич¬ности ребенка, познавательным содержанием, иг¬ровыми задачами и игровыми действиями. Прави¬ла содержат нравственные требования к взаимоот¬ношениям детей, к выполнению ими норм поведения.
В дидактической игре правила являют¬ся заданными. С помощью правил педагог управ¬ляет игрой, процессами познавательной деятель¬ности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно огра¬ничивают действия детей, направляют их внима¬ние на выполнение конкретной задачи учебного предмета. ПОДВЕДЕНИЕ итогов (результат) — проводится сразу по окончании игры.
Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усва¬иваются лучше. Дидактическую игру и урок про¬тивопоставлять нельзя.
Самое главное — и это необходимо еще раз подчеркнуть — дидактичес¬кая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще все¬го непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педа¬гогом определяются не учебной ситуацией,
а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения. 1.3. Функции дидактических игр Исходя из вышесказанного, дидактическая игра — это игра только для ребенка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидакти¬ческих игр и игровых приемов обучения — облег¬чить переход к учебным задачам, сделать
его пос¬тепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр: 1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному ре¬жиму; 2) функция формирования психических новообра¬зований; 3) функция формирования собственно учебной деятельности; 4) функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки; 6) функция формирования адекватных взаимоот¬ношений и освоения социальных ролей. Итак, дидактическая игра — это сложное, мно¬гогранное явление. В дидактических играх проис¬ходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое ис¬пользование дидактической игры в учебном про¬цессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Организовать и провести дидактическую игру — задача достаточно сложная для педагога. 1.4. Условия проведения дидактической игры
Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:  Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.  Выразительность проведения игры. Это обеспе¬чивает интерес детей, желание слушать, учас¬твовать в игре.  Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное раз¬витие
игры в соответствии с учебными и воспи¬тательными задачами, но при этом не оказы¬вать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.  Необходимо оптимально сочетать заниматель¬ность и обучение. Проводя игру, педагог до¬лжен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превра¬щает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность. 
Средства и способы, повышающие эмоциональ¬ное отношение детей к игре, следует рассматри¬вать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.  Между педагогом и детьми должна быть атмос¬фера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.  Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой. Грамотное проведение дидактической игры обес¬печивается четкой организацией дидактических игр.
Прежде всего, педагог должен осознать и сформу¬лировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внима¬ние, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога — на¬править силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным. Далее, необходимо определиться с количеством играющих.
В разных играх предусмотрено различ¬ное их количество. По возможности надо стре¬миться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осу¬ществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре. Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры.
Помимо этого, требуется четко спланировать временной пара¬метр игры. В частности, как с наименьшей затра¬той времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения мож¬но внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение запланированных ситуаций при проведении ди¬дактических игр. И, наконец, важно продумать заключение, под¬ведение итогов после проведения дидактической игры.
Большое значение имеет коллективный ана¬лиз игры. Оценивать следует и быстроту, и — главное — качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их лич¬ности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоян¬но демонстрируйте детям их достижения. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых
моментов на уроке. В начале урока цель игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвое¬ния темы; в конце урока игра может носить поис¬ковый характер. На любом этапе урока игра долж¬на отвечать следующим требованиям: быть инте¬ресной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока.
Она исполь¬зуется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре долж¬ны быть запрограммированы практические дейст¬вия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычисли тельных примеров. В системе уроков по теме важ¬но подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобра¬зующую, поисковую.
Дидактическая игра входит в целостный педаго¬гический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания. 1.5. Этапы игры На мой взгляд, игра дает очевидные преимущества на всех этапах проведения дидактического взаимодействия. I. Мотивация познавательной активности. Игра мотивирует ученика очень эффективно, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре.
Играть любят все, даже те, кто не любит учиться. Но в том-то и секрет, что, играя, они учатся, даже не зная об этом. II. Активизация познавательных действий. В игре активны все, потому что участниками движет азарт. Дети могут играть часами, опрокидывая все представления о физиологической утомляемости. У преподавателя скорее возникнут проблемы с излишней активностью, нежели с обычной пассивностью.
III. Организация дисциплины. Правила игры сами определяют рамки необходимых запретов. Игроки и команды соблюдают их играя. Естественно, что игры шумноваты для поборников послушания, но дисциплина и послушание — разные вещи. IV. Содержание преподавания. Выстраивая игру, учителю не приходится беспокоиться о популяризации содержания материала, ибо игра содержательна настолько, насколько ее может понять каждый.
Большинство игроведов называют это свойство игр «демократичностью». Не слишком удачный термин не умаляет качество всеобщей понимаемости игры. К примеру, в суперинтеллектуальный бридж научиться играть может каждый, закономерности игры уловят немногие, а в теории бриджа разберутся только гениальные единицы. Игры на уроках позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний,
третьим на уровне логических выводов. Но в целом понимаемость материала — 100%. V. Оценка успешности. Оценка знаний и действий ученика на уроке — обязательный элемент, а в игре желательный. Но форма оценки в игре предпочтительна игровая. На моих уроках сама собой сложилась система ценных знаков «травинок». Денежные знаки заменяют жетоны, которые часто используют учителя при опросе учеников. Я использую «травинки» номиналом в 1, 3, 5 баллов, что позволяет дифференцированно оценивать ответы.
Помимо балльной «стоимости» каждый жетончик имеет альтернативную стоимость: разрешение на подсказку, освобождение от домашнего задания, индульгенция за прогул, право на подсказку и многое другое. Ученик может использовать «травинку» либо по основной стоимости и получить отметку, либо по альтернативной и пожертвовать отметкой ради блага. Такая система оценки имеет и дидактические, и экономические преимущества. Стоит отметить, что игровая форма не всегда укладывается в пространство урока.
Во-первых, алгоритм процесса игры не совпадает с алгоритмом урока. Урок базируется на 4 этапах: актуализация усвоенных знаний (опрос по прошлому материалу), передача знаний (объяснение нового материала), закрепление (тренировка и выполнение домашнего задания) и оценивание. Игра развивается по-иному: организация игрового пространства (объяснение правил, организация команд), игровые действия (в ходе игры происходит и актуализация необходимых знаний, и тренировка необходимых
навыков, и активное познание), подведение результатов (организация ситуации успеха) и анализ игры (теоретические выводы). Во-вторых, различен сам механизм получения знаний. На уроке ученики получают теоретические знания, чтобы потом обратить их в свой опыт, а в игре получают опыт, чтобы вывести из него теоретические знания! В-третьих, временные рамки урока четко соответствуют установкам психики: 5-10 минут на организацию устойчивого внимания при опросе,
15-20 минут устойчивого внимания на объяснение нового и 10-15 минут остаточного внимания на тренировку; а рамки игры соответствуют ее внутренней логике и времени физиологической утомляемости. В каждой игре интенсивность физиологических и психических процессов различна, и потому различно время их проведения. Так, в спортивные игры трудно играть более полутора часов, а в шахматы играют часами. Некоторые учебные игры пролетают в 5 минут, а иные затягиваются надолго.
Потому бывает трудно вписать игровую методику в рамки школьных звонков, тем более что игру нельзя прервать на полуслове. Глава II УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно - урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным.
Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться "через не хочу", естественно желание, чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от учителя этой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является
не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, где задания примитивны, отсутствие степеней свободы в решении; присутствует явная искусственность и т. п. Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, использовать нетрадиционные и активные методы обучения. В современной дидактике всё многообразие методов обучения сведено в три основных группы.  Методы организации учебно-познавательной деятельности. 
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.  Методы контроля и самоконтроля. Мы остановимся на второй группе, т.к. к этим методам относятся познавательные, дидактические, интеллектуальные и др. игры. Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности,
скорости мышления и т.д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения. Всякая игра есть испытание воли. В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения. Интеллектуальные игры могут быть полезны подросткам, испытывающим трудности в учении: в понимании и
осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи. Эти игры могут помочь:  активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;  дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;  улучшить взаимоотношения учителя с классом после конфликта (если таковой был);  укрепить дружеские отношения в классе.
Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация переживания успеха для таких детей.
Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго. Большое значение в создании ситуации успеха имеет морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувство неуверенности, страха перед заданием и т.п. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые
моменты, чтобы помочь ученику не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить и какую-то учебную, пусть даже самую простенькую, учебную задачу, а затем с еще большей активностью включиться в учебный процесс. В условиях развитого прогресса наши дети все больше времени проводят в общении с телевизорами и компьютерами, попадая в зависимость компьютерной реальности, а на деле оставаясь одинокими. Для них является катастрофой отлучение от компьютера.
Запреты не помогают и не помогут. Выход из ситуации в том, что детям должно быть известно что-то более интересное. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида. Ведь игра - это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом. Играть всерьез непросто. Вопросов возникает масса. Как играть, чтобы не сорвать урок?
Как себя вести? Во что играть? И т.п. Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на уроках: - учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний; - комбинаторные - игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации; - аналитические - развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности,
общность и различие, причину и следствие; - ассоциативные - в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека; - контекстные - привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот - передавать информацию самыми разными способами; - и некоторые другие. Стоит отметить, что любая игра будет намного эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с ребятами,
зачем проводится игра, почему правила таковы, а не другие, можно ли игру усложнить и т.д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление, закладывая фундамент игровой культуры. Процесс обсуждения игры - прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой порой так не хватает ребятам. Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого
случая. Таким образом, можно сказать, что одна из обязанностей педагогов заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры тоже. В начальной школе игры традиционно используются на протяжении всего обучения, преследуя самые разные цели. Достаточно много игр используются и в средней школе на уроках иностранного языка, географии и других. Хочется, чтобы эта традиция не прекращалась, а сфера применения игр на уроке только расширялась
на благо дела обучения ребят. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цель моей курсовой работы заключалась в том, чтобы изучить сущность дидактических игр и определить их роль в процессе активизации познавательной деятельности. Для этого мной был изучен теоретический материал по вопросам дидактической игры как одного из средств активизации познавательной деятельности школьников; были определены основные условия проведения дидактической игры и требования к их подготовки; были выявлены структура, функции, виды и этапы дидактических игр.
Изучение литературы по данному вопросу показало, что игры, которые проводятся в процессе обучения, называются дидактическими. Структура дидактической игры состоит из следующих элементов: игровой замысел, правила игры, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры. Основными требования к организации дидактических игр являются: 1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для
личной активности и творчества. 2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры. 3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры. Требования к подбору игр следующие. 1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся
и их психологических особенностей. 3.Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения. Игра — древнейшая форма передачи знаний. Играя в «дочки-матери», мы учимся семейным отношениям; раскладывая кубики, становимся строителями; расставляя солдатиков, воспитываем в себе полководцев. Можно утверждать, что игра — универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником.
И поэтому она превосходит урок: 1. Игра не обусловлена особыми учебными навыками (внимание, дисциплина, умение слушать). 2. Игра не знает возрастных границ. 3. Игра полиэтнична и может даже преодолевать языковой барьер. 4. Игра — более активная форма работы с учениками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.
5. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение. 6. Игра есть сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности. 7. Наконец, игра более надежный способ усвоения знаний. Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличие от освоенных знаний, мы помним всю жизнь. Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся.
Она может послужить отправной точкой в возникновении интереса к математике у учащихся, ранее его не проявивших Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Использование дидактической игры дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Они повышают интерес к математике, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимают
утомление, развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Систематическое использование дидактических игр является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1)
Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения - М 1968. 2) Герасимов С. В Когда учение становится привлекательным - М 1993. 3) Карпова Е.В. Дидактические игры Ярославль, «Академия развития», 1997г. 4) Никитин Б.П Ступени творчества или развивающие игры М. Просвещение, 1898г 5) Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся.
М.: Педагогика, 1979. 6) Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Педагогика, 1982. 7) Л.Ф, А.В. Развитие логического мышления детей, Ярославль, Академия развития, 2003г
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |