Реферат по предмету "Педагогика"


Социально-педагогическая адаптация подростков

Оглавление Введение … с. Глава 1. Теоретические и методологические основы адаптации подростка … с. 1. Адаптивный потенциал как важнейшее социальное качество личности … …. с. 2. Особенности подросткового периода … с. 3. Нормативно – правовая база деятельности социального педагога …. с. Вывод по 1 главе … …. с. Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование деятельности социального педагога по обеспечению адаптации подростка в общеобразовательном учреждении … с.

1. Определение уровня адаптированности подростков 10 классов МОУ лицея № … с. 2. Описание результатов формирующего эксперимента с. 3. Контрольный эксперимент: анализ вторичной диагностики … с. Вывод по 2 главе …. с. Заключение … с. Библиография … с. Приложения …. с. Приложение №1. Методика диагностики уровня школьной тревожности

Филипса … … с. Приложение №2. Шкалы тревоги и тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина … с. Приложение №3. Роджерса и Р. Даймонда …….…. с. Приложение №4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С. В. Чермянина с. Приложение №5.

Сводные показатели тревожности по 10а классу (первичная диагностика) … с. Приложение №6. Сводные показатели тревожности по 10б классу (первичная диагностика) … ……. с. Приложение №7. Сводные показатели адаптации по 10а классу (первичная диагностика) … с. Приложение №8. Сводные показатели адаптации по 10б классу (первичная диагностика) … с. Приложение №9. Технологический алгоритм проведения занятий по адаптации подростков в условия

ОУ … с. Приложение №10. Сводные показатели тревожности по 10а классу (вторичная диагностика) … ….…… с. Приложение №11. Сводные показатели тревожности по 10б классу (вторичная диагностика) … …… с. Приложение №12. Сводные показатели адаптации по 10а классу (вторичная диагностика) ….…………. с. Приложение №13 Сводные показатели адаптации по 10б классу (вторичная диагностика) … с. Приложение №14 Законодательные документы ………… с. Приложение №15

Областные целевые программы ……… с. Введение Социальная адаптация личности является актуальной и одновременно одной из сложнейших проблем социальной педагогики, так как она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.

Но порой, особенно в переломные периоды, как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ, возникает несоответствие потребностей личности требованиям окружающей среды. Результатом такого несоответствия является возникновение состояния личностной тревоги. Именно наличие или отсутствие тревоги определяет уровень адаптивности или дезадаптивности личности в социальной среде. Дезадаптивность личности в социальной среде, как проблема социального функционирования

выражается в неготовности индивида к критическим периодам и поворотным моментам его жизни, а также к сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. В последнее время приобрела особую актуальность проблема дезадаптации детей и подростков. По сведениям Российского статистического ежегодника в России в 2003 году 37 тысяч детей превратились в бомжей;

20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школе физическое и 24% испытывают психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психологических нарушений (среди дезадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств подростков выросла за последние пять лет на 60%; детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям растет быстрее, чем преступность

взрослого населения. [1] Такая социальная статистика наиболее полно свидетельствует о наличии в обществе проблемы адаптации на всех возрастных стадиях развития личности. Адаптация занимает существенное место в практике социально-педагогической работы. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма – необходимое условие профессионализма социального работника. С учетом вышесказанного проблема исследования сформулирована следующим образом:

каковы условия деятельности социального педагога по адаптации подростка в общеобразовательном учреждении. Решение данной проблемы является целью исследования. Задачи исследования: 1. Провести анализ социально-педагогической литературы, определить социально-педагогическую направленность воспитательного процесса по адаптации подростка. 2. Провести диагностическое исследование адаптивного потенциала учащихся 10х классов и на основании

полученных результатов составить программу работы социального педагога по адаптации подростка в ОУ. 3. Провести формирующий эксперимент по реализации коррекционно-воспитательной программы как одного из средств адаптации личности. Провести контролирующий эксперимент. Объект исследования: процесс адаптации подростка. Предмет исследования: деятельность социального педагога по обеспечению адаптации подростка в общеобразовательном

учреждении (связанная с реализацией коррекционно-воспитательной программы социальной адаптации школьников). Экспериментальная база исследования. 10а и 10б классы МОУ лицея № г. Н-ка. Общее количество учащихся – 55 человек. Методы исследования. 1. Метод теоретического анализа. 2. Метод социологического эксперимента (тестирование).

Структура работы. Дипломная работа состоит из: введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, библиографии, приложений. Глава 1. Теоретические и методологические основы адаптации подростка. 1. Адаптивный потенциал как важнейшее социальное качество личности. В науке всегда существовала потребность в общепринятых понятиях. Исследования проблем адаптации в различных областях науки и техники показывают, что на роль такой общенаучной

категории вполне обосновано и логично может претендовать понятие «адаптация». Прежде чем приступить к анализу различных подходов к адаптации, необходимо дать определение адаптации как социальному механизму. Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального. Сам термин «адаптация» впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических

науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей. [1] В литературе по данной тематике встречаются следующие определения адаптации: К.К. Платонов считает, что адаптация это приспособление органа, организма, личности или группы к изменению внешних условий. Он различает физиологическую, социально-психологическую и профессиональную

адаптацию. [29] По мнению А.А. Налчаджяна адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. [23] В общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов, практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя. [24]

По определению В.И. Медведева, "адаптация - это целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых ведет к нарушениям гомеостатического баланса". Эта реакция может иметь различную силу и интенсивность. [21] Д.П. Дербенев, на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, предложил свое

обобщенное понятие адаптации: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия». [12] Психологические словари в общем случае определяют адаптацию как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. [30, 31, 40] В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости

от рассматриваемого аспекта: а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде; б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой; в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса; г) адаптация связывается с какой-то определенной "целью", к которой "стремится" организм. [35] Анализ литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует

так же о многообразии взглядов в определении понятия "социальная адаптация". По нашему мнению, ключевым в определении содержания понятия "социальная адаптация" является процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной. В Социологическом энциклопедическом словаре социальная адаптация рассматривается как процесс

активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды. [45] В социологическом справочнике дается следующее определение понятия "социальная адаптация": "Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды". [44] В психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко, социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды,

с другой - как результат этого процесса. [30]



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Преподавание оригами
Реферат Кукрыниксы
Реферат Балаганчик
Реферат "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенев
Реферат Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, для объектов использования атомной энергии
Реферат Экономическая жизнь общества и ее основные проявления
Реферат Biligual Education Essay Research Paper For the
Реферат Господа Головлевы
Реферат Matthew Arnold Essay Research Paper Angela StockburgerMay
Реферат Схемотехника основных блоков радиопередающего устройства
Реферат Информационные системы управления бизнес- процессами предприятия. ERP-система LAWSON M3 - альтернатива SAP, Oracle, Axapta
Реферат Профессионально – квалифицированный состав и структура кадров. Движение кадров и показатели их оборота
Реферат Методика анализа финансовой отчетности
Реферат Лабораторная работа по Word
Реферат Высокочастотная электротерапия: дарсонвализация, микроволновая терапия