Оглавление Введение … с. Глава 1. Теоретические и методологические основы адаптации подростка … с. 1. Адаптивный потенциал как важнейшее социальное качество личности … …. с. 2. Особенности подросткового периода … с. 3. Нормативно – правовая база деятельности социального педагога …. с. Вывод по 1 главе … …. с. Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование деятельности социального педагога по обеспечению адаптации подростка в общеобразовательном учреждении … с.
1. Определение уровня адаптированности подростков 10 классов МОУ лицея № … с. 2. Описание результатов формирующего эксперимента с. 3. Контрольный эксперимент: анализ вторичной диагностики … с. Вывод по 2 главе …. с. Заключение … с. Библиография … с. Приложения …. с. Приложение №1. Методика диагностики уровня школьной тревожности
Филипса … … с. Приложение №2. Шкалы тревоги и тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина … с. Приложение №3. Роджерса и Р. Даймонда …….…. с. Приложение №4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С. В. Чермянина с. Приложение №5.
Сводные показатели тревожности по 10а классу (первичная диагностика) … с. Приложение №6. Сводные показатели тревожности по 10б классу (первичная диагностика) … ……. с. Приложение №7. Сводные показатели адаптации по 10а классу (первичная диагностика) … с. Приложение №8. Сводные показатели адаптации по 10б классу (первичная диагностика) … с. Приложение №9. Технологический алгоритм проведения занятий по адаптации подростков в условия
ОУ … с. Приложение №10. Сводные показатели тревожности по 10а классу (вторичная диагностика) … ….…… с. Приложение №11. Сводные показатели тревожности по 10б классу (вторичная диагностика) … …… с. Приложение №12. Сводные показатели адаптации по 10а классу (вторичная диагностика) ….…………. с. Приложение №13 Сводные показатели адаптации по 10б классу (вторичная диагностика) … с. Приложение №14 Законодательные документы ………… с. Приложение №15
Областные целевые программы ……… с. Введение Социальная адаптация личности является актуальной и одновременно одной из сложнейших проблем социальной педагогики, так как она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.
Но порой, особенно в переломные периоды, как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ, возникает несоответствие потребностей личности требованиям окружающей среды. Результатом такого несоответствия является возникновение состояния личностной тревоги. Именно наличие или отсутствие тревоги определяет уровень адаптивности или дезадаптивности личности в социальной среде. Дезадаптивность личности в социальной среде, как проблема социального функционирования
выражается в неготовности индивида к критическим периодам и поворотным моментам его жизни, а также к сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. В последнее время приобрела особую актуальность проблема дезадаптации детей и подростков. По сведениям Российского статистического ежегодника в России в 2003 году 37 тысяч детей превратились в бомжей;
20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школе физическое и 24% испытывают психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психологических нарушений (среди дезадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств подростков выросла за последние пять лет на 60%; детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям растет быстрее, чем преступность
взрослого населения. [1] Такая социальная статистика наиболее полно свидетельствует о наличии в обществе проблемы адаптации на всех возрастных стадиях развития личности. Адаптация занимает существенное место в практике социально-педагогической работы. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма – необходимое условие профессионализма социального работника. С учетом вышесказанного проблема исследования сформулирована следующим образом:
каковы условия деятельности социального педагога по адаптации подростка в общеобразовательном учреждении. Решение данной проблемы является целью исследования. Задачи исследования: 1. Провести анализ социально-педагогической литературы, определить социально-педагогическую направленность воспитательного процесса по адаптации подростка. 2. Провести диагностическое исследование адаптивного потенциала учащихся 10х классов и на основании
полученных результатов составить программу работы социального педагога по адаптации подростка в ОУ. 3. Провести формирующий эксперимент по реализации коррекционно-воспитательной программы как одного из средств адаптации личности. Провести контролирующий эксперимент. Объект исследования: процесс адаптации подростка. Предмет исследования: деятельность социального педагога по обеспечению адаптации подростка в общеобразовательном
учреждении (связанная с реализацией коррекционно-воспитательной программы социальной адаптации школьников). Экспериментальная база исследования. 10а и 10б классы МОУ лицея № г. Н-ка. Общее количество учащихся – 55 человек. Методы исследования. 1. Метод теоретического анализа. 2. Метод социологического эксперимента (тестирование).
Структура работы. Дипломная работа состоит из: введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, библиографии, приложений. Глава 1. Теоретические и методологические основы адаптации подростка. 1. Адаптивный потенциал как важнейшее социальное качество личности. В науке всегда существовала потребность в общепринятых понятиях. Исследования проблем адаптации в различных областях науки и техники показывают, что на роль такой общенаучной
категории вполне обосновано и логично может претендовать понятие «адаптация». Прежде чем приступить к анализу различных подходов к адаптации, необходимо дать определение адаптации как социальному механизму. Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального. Сам термин «адаптация» впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических
науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей. [1] В литературе по данной тематике встречаются следующие определения адаптации: К.К. Платонов считает, что адаптация это приспособление органа, организма, личности или группы к изменению внешних условий. Он различает физиологическую, социально-психологическую и профессиональную
адаптацию. [29] По мнению А.А. Налчаджяна адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. [23] В общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов, практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя. [24]
По определению В.И. Медведева, "адаптация - это целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых ведет к нарушениям гомеостатического баланса". Эта реакция может иметь различную силу и интенсивность. [21] Д.П. Дербенев, на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, предложил свое
обобщенное понятие адаптации: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия». [12] Психологические словари в общем случае определяют адаптацию как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. [30, 31, 40] В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости
от рассматриваемого аспекта: а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде; б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой; в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса; г) адаптация связывается с какой-то определенной "целью", к которой "стремится" организм. [35] Анализ литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует
так же о многообразии взглядов в определении понятия "социальная адаптация". По нашему мнению, ключевым в определении содержания понятия "социальная адаптация" является процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной. В Социологическом энциклопедическом словаре социальная адаптация рассматривается как процесс
активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды. [45] В социологическом справочнике дается следующее определение понятия "социальная адаптация": "Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды". [44] В психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко, социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды,
с другой - как результат этого процесса. [30]
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |