Федеральное агентство по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО Пермский государственный технический университет Кафедра «Технология машиностроения» Дисциплина: «Основы инженерной педагогики» Контрольная работа «Составление плана-конспекта занятия» Вид занятия: Практическое занятие Предметная область:
Методы обучения и их классификация ФИО студента: Барашков М.В. Группа: ТМСу-05 Факультет: МТФ Проверил: Евсин Е.А. 2007 Содержание 1. Тема урока стр. 2. Цели урока стр. 3. Методы обучения, преподавания, учения, воспитания стр. 4. Материально-техническое и дидактическое оснащение стр.
3 5. Ход занятия по этапам_ стр. I. Актуализация опорных знаний, навыков, умений и качеств_ стр. II. Формирование новых знаний, навыков, умений и качеств_ стр. III. Систематизация знаний, навыков, умений и качеств_ стр. 9. Список литературы стр. 6 План-конспект лекции по теме методы обучения и их классификация. Тема урока: Методы обучения и их классификация. Цели урока:
Образовательная: сформировать у слушателей систему понятий о методы обучения и их классификации Развивающая: формировать у слушателей рациональные приёмы и методы обучения. Воспитательная: сформировать применение соответствующих содержанию методов, форм и средств обучения. Методы обучения: показательный, диалогический, алгоритмический. Методы преподавания: объяснительный, стимулирующий, инструктивный.
Методы учения: репродуктивный, практический. Методы воспитания: убеждения, личный пример. Материально-техническое и дидактическое оснащение занятия: литература по методам обучения Ход занятия по этапам: I. Актуализация опорных знаний, навыков, умений и качеств личности. Задачи этапа: систематизация опорных знаний о методах обучения и их классификация. Задачах, видах и формах, принципах и методах обучения специалистов.
Содержание (состав) опорных знаний, умений, навыков: задачи производственной педагогики. Виды и методы подготовки в повышении квалификации специалистов. Принципы и методы обучения. Приёмы преподавания: объяснение, беседа, наблюдение, оценка. Приёмы учения: обдумывание, воспроизведение, выполнение заданий, сосредоточение внимания. II. Формирование новых знаний, навыков, умений и качеств личности
Задачи этапа: ознакомить слушателей с принципами и методами обучения. Содержание нового учебного материала: Метод обучения – это важный компонент педагогического процесса определяет способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленный на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на их воспи¬тание и развитие. Чтобы эффективнее использовать методы обучения, необходимо представить их в определенной системе, отражаемой
в соответствующей классификации. Методы, выделяемые по источникам передачи и приобретения знаний и умений, включают: • словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и др.); • наглядные (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеофиль¬мов, наблюдения и др.); • практические (упражнения, лабораторно-практические работы и др-); В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, выделяют методы: • приобретения знаний; • формирования умений и навыков; • применения знаний;
• закрепления знаний; • проверки знаний, умений и навыков. В соответствии с характером познавательной деятельности обучающихся, выделяют методы: • репродуктивные; • продуктивные (проблемно-поисковые, проблемно-развивающие и др) При комплексном подходе к характеристикам сущности методов, их подразделяют на: • методы организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности (словесные, наглядные и
практиче¬ские методы, реализуемые индуктивно или дедуктивно, под руководством преподавателя или самостоятельно, в репродуктивном или продуктивном на¬правлениях); • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (мето¬ды мотивации учебно-познавательной и учебно-производственной деятель¬ности, а также методы стимулирования интереса к учебе); • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной дея¬тельности обучающихся (методы устного, письменного и практического кон¬троля и самоконтроля, а также тестирование уровня знаний
и умений обу¬чающихся). Известна классификация методов проблемно-развивающего обучения, приведенная в табл. Метод Правила Деятельность преподавателя Деятельного обучающихся 4 Исследовательский 1. Дать творческую само стоятельную работу. 2. Сочетать побуждающий метод преподавания с поисковым методом обучения. 3. Давать задания, побуждающие желание самостоятельно творить при теоретическом и практическом сборе
информации, знаний, фактов, их систематизации и поиско¬вой деятельности. Постановка проблемной задачи вербального и практического характера; побуждение желания обучающегося самостоятельно добывать при выполнении задания все недостающие факты; обучение этому (на решение проблемы можно отвести не одно занятие, а неделю, месяц); контроль и оценка - по умению ставить и решать учебные проблемы. Проявление активной твор- ческой самостоятельности; развитие коллективного обучения.
Наблюдение, Монологический 1. Сообщать обучающимся материал, давать его описание либо объяснение для запоминания или соответствующих упражнений. 2. Показывать образцы действия или рассуждения. Рассказ или лекция в сочетании с демонстрацией наглядных образцов, показом опыта или без них; контроль и оценка по качеству воспроизведения знаний. слушание, запоминание, выполнение действия по образцу. Программированный 1. Разбивать учебный материал на составные компоненты - шаги, кадры.
2. При использовании приема «выбор ответов» составлять необходимое число правильных и неправильных ответов. 3. Содержание программы согласовывать с уровнем проблемности. Усвоение правил составления обучающей программы; использование правил организации самостоятельной работы обучающихся по программе Активизация самостоятельной работы; освоение приемов мышления анализа, сопостав-ления; выработка умений и навыков выполнения заданной программы.
Диалогический 1. Создавать проблемные ситуации в ходе сообщающей беседы. 2. Привлекать обучающихся к формулировке проблемы. 3. Проводить контроль и оценку по уровню активности. Переход от метода изложения к методу организации; создание преднамеренных проблемных ситуаций. Развитие познавательной деятельности; активизация и освоение приемов мышления; развитие умения речевого
общения. Алгоритмический 1. Проводить подробный инструктаж обучающихся. 2. Показывать образцы выполненных заданий. 3. Следить за строгим соблюдением алгоритма. 4. Проводить контроль и оценку по результатам дея¬тельности. Разработка дидактического материала (образец, ал- горитм, образец и алгоритм); предложение поиска нового алгоритма; проведение вербального инструктажа. Выполнение практических действий и реализация некоторых
поисковых видов деятельности Эвристический 1. Объяснение части новых знаний в ходе эвристической беседы сочетать с самостоятельной работой обучающихся по решению проблемной задачи. 2. Преднамеренно создавать проблемные ситуации, давая обучающимся возможность использовать приемы поисковой деятельности. 3. Умело сочетать объяснительный и побуждающий методы преподавания с репродуктивными, и поисковыми методами учения. Ведение эвристической беседы, характеризующейся постановкой основной проблемы,
делением ее на под проблемы и организацией поисковой деятельности обучающихся по ее решению; контроль и оценка - по умению применять знания на этапах поиска, выдвигать предложения, обосновывать гипотезы и доказывать их Проявление умения применять усвоенные приемы самостоятельной поисковой деятельности; усвоение приемов речевого общения и выражения своего мнения; проявление умения применять ранее полученные знания. Показательный 1. Создавать проблемную ситуацию и показывать ее решение.
2. При возможности формулировать проблему на межпредметной основе. 3. Использовать для изучения не только новые понятия, но и способы умственной деятельности. 4. Показывать пути решения вопросов совершенствования технологических задач. Искусственное построение такой логики, что проблема излагается в форме эмоционального рассказа или лекции. Слушание и наблюдение; восприятие образа научного поиска; выработка умений постановки вопроса.
Приёмы преподавания: рассказ, сравнение, создание проблемной ситуации, инструктаж, постановка задачи, наблюдение, оценка. Приёмы учения: обдумывание, практическое выполнение действий, формулировка проблемы, определение доказательств, изучение содержание литературы, выполнение упражнений, обобщение опорных и новых знаний, навыков и умений. III. Систематизация знаний, навыков, умений и качеств личности Задачи этапа: систематизировать знания у слушателей о методах обучения и их классификации.
Содержание (состав) систематизируемых знаний, навыков, умений и качеств личности: представление о производственной педагогике. Принципах и методах производственного обучения. Состояние способности к анализу, сравнению и обобщению. Приёмы преподавания: инструктаж, объяснение, наблюдение, оценка. Приёмы учения: выполнение самостоятельных работ, выполнение упражнений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов М.: Высш. шк 2001 319 с. 2. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997 512 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |