Семейная педагогика: философия семейного воспитания • Понятие семенного воспитания • Функции семейного воспитания • Типы современной семьи • Споры о семейном воспитании • Проблемы современной семьи • Принципы и методы семейного воспитания  Проявление специфики семьи как воспитательного коллектива и педагогической системы? 
Основные функции семьи по отношению к обществу и по отношению к конкретному человеку.  Особенности развития современной семьи.  Наиболее важные составные компоненты содержания семейного воспитания.  Характеристика методов семейного воспитания. Семья — наиболее распростра¬ненный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение
жизни находится человек. Семейные от¬ношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-пси¬хологического исследования. Типичная современная семья в раз¬витых европейских странах состоит из 2—6 человек: мужа, же¬ны, детей и ближайших родственников по материнской и отцов¬ской линиям — бабушек и дедушек. Основное назначение семьи — удовлетворение общест¬венных, групповых и индивидуальных потребностей.
Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вы¬текают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникатив¬ная, организации досуга и отдыха. Между ними сущест¬вует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодо¬полняемость.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизвод¬стве жизни, то есть в рождении детей, продолжении чело¬веческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве на¬селения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям челове¬чества, с поддержанием его здоровья, а также с предот¬вращением «воспроизведения в новых поколениях различ¬ного
рода биологических аномалий». В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, жур¬налов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным? Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной
семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Бо¬лее половины всех семей имеют одного ребенка или вооб¬ще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. Среди причин возникновения такой ситуации демогра¬фы называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране во¬семь семей из десяти были сельскими.
Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских се¬мей ведут городской образ жизни. Производственная за¬нятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребно¬стей — это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требова¬тельность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологиче¬ски, в их основе
на первом месте — нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняет¬ся и отношение к детям. Имея весьма скромный прожиточный минимум и более чем скромные жилищные усло¬вия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне ред¬ко. Но зато своего единственного ребенка стараются хоро¬шо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее
образование. Однако часть социологов и демографов главную при¬чину падения рождаемости видят в другом. Раньше на¬блюдалась высокая детская смертность. Она компенсиро¬валась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал — бог взял. Бог еще даст » Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5—7 детей, а теперь достаточно 2—3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость.
Теперь возможно заранее пла¬нировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ре¬бенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование мно¬гие родители фактически уже осуществляют. Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в еди¬ный комплекс, который и привел к снижению рождае¬мости.
Вместе со снижением рождаемости изменяется и струк¬тура семей. Они в основном состоят из двух поколении: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объ¬единяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти яв¬ления закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество.
Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина—матерью. Подсчитано, что населе¬ние, состоящее из двухдетных семей, примерно через трид¬цать лет теряет третью часть своей численности. Для про¬стого воспроизводства населения нашей страны необходи¬мо, чтобы половина семей имела по трое детей, а осталь¬ные по двое. Однако общество заинтересовано в том, что¬бы численность
населения возрастала, а не только вос¬производилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей на¬много скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и лич¬ности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.
Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, ра¬стить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потреб¬ности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в лю¬дях новые силы и новые чувства, то появление детей пре¬ображает супругов. В них пробуждается родительская лю¬бовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины—материнство,
у мужчины—отцовство. А в чем суть общесемейных интересов, связанных с ре¬продуктивной функцией? Они имеют отношение прежде всего к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования пол¬ноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстанов¬ку для успешного выполнения семьей воспитательной функ¬ции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется.
И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жиз¬ни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство това¬рищества и дружбы, любовь к брату или сестре. Итак, семья — единственный и незаменимый производи¬тель самого человека, продолжения рода.
Но, к сожале¬нию, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функ¬цию семьи.
Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: спра¬ведливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских от¬ношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанно¬стей в семье, когда они взваливаются в основном на жен¬щину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети — лишь в роли потребителей, влияние, безусловно,
будет не¬благоприятным. С экономической функцией тесно связана проблема уп¬равления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Семьи, где мужу принадлежит безраз¬дельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредо¬точен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям
она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинст¬ва семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Конечно, это самый про¬грессивный принцип семейного управления. При этом ра¬венство супругов должно быть примерным: в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадле¬жать первенство, а в ряде других вопросов право решаю¬щего голоса может принадлежать
мужчине. К этому надо стремиться каждой семье. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по¬коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба¬бушкой и др.) накопленного обществом социального опы¬та;
выработка у них научного мировоззрения, высоко¬нравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и уме¬ния быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи¬зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект—систематическое воспитательное воз¬действие семейного коллектива на каждого своего члена
в течение всей его жизни. Аспект третий—постоян¬ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле¬нов семьи), побуждающее их активно заниматься само¬воспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспита¬тельного потенциала семьи. Он представляет собой комп¬лекс условий и средств, определяющих педагогические воз¬можности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, раз¬витость
семейного коллектива и характер отношений меж¬ду его членами. Он включает идейно-нравственную, эмо¬ционально-психологическую и трудовую атмосферу, жиз¬ненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер об¬щения в семье и ее общение с окружающими, уровень пе¬дагогической культуры
взрослых (в первую очередь ма¬тери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и обществен¬ностью. Особый и весьма важный компонент—специфика самого процесса семейного воспитания. Человек испытывает воздействие семьи со дня рожде¬ния до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитатель¬ный общественный институт.
Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Са¬ма естественная жизнь в семье учит дошкольника, а за¬тем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоцио¬нально по своему характеру, чем любое другое воспита¬ние. Семья объединяет людей разного возраста, пола, не¬редко с разными профессиональными интересами.
Это по¬зволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоцио¬нальные и интеллектуальные возможности. Характерная особенность воспитательного влияния се¬мьи на детей —его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дош¬кольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста
отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность лично¬сти, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоде¬лью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирова¬ния жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потреб¬ляются через семью,
познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздейст¬вия. Если семья имеет несколько детей, то появляются есте¬ственные условия для формирования полноценного семей¬ного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешно¬го выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется.
А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком». Выходит, воспитательная функция органически слива¬ется с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.
Все большее значение социологи придавали и при¬дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се¬мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин¬формации (телевидение, радио, периодическая печать), ли¬тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об¬щения. Если семья уделяет выполнению этой функции доста¬точное внимание,
то это заметно усиливает ее воспитатель¬ный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией свя¬зывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата се¬мьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу дина¬мичную эпоху сильно возрастает значение семьи как пси¬хологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробно рас¬сматриваются в последующих главах.
В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы усло¬вимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмот¬рению. Свободное время — одна из важнейших социаль¬ных ценностей, незаменимое средство восстановления фи¬зических и духовных сил человека, всестороннего разви¬тия личности. Повышению роли досуга способствуют пра¬вильный ритм и режим жизни семьи, разумное распреде¬ление обязанностей
между ее членами, планирование тру¬да и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое. Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодного от¬пуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии,
Прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревно¬ваниях, в проведении праздников. В организации семейного досуга обнаруживается не¬мало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители за¬частую недостаточно уделяют времени своим детям, ссы¬лаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошиб¬ки — задача современной семьи. Как общество влияет на семью, создавая опреде¬ленный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние
на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколе¬ния, в достижении счастья каждым человеком. • Конфликт поколений — вечная проблема семейного воспитания. • Методы, которыми пользуются родители, не всегда выбираются правильно. • Всю свою жизнь родители должны, подчинить воспитанию детей. •
Наказывать детей необходимо, но умеренно. Время от времени появляются сообщения о племенах, в которых подростки не знают конфликтов со взрослыми. В застывшем, окостеневшем обществе, где жестко соблю¬даются древние традиции и уклад жизни, просто не оста¬ется места для межвозрастных столкновений. Такое слу¬чается в племенах Южной Америки, Африки, Австралии, проживающих в труднодоступных районах, почти не тро¬нутых современной цивилизацией.
Во всяком развивающемся обществе естественная сме¬на поколений проявляется не только преемственностью, но и борьбой нового со старым, нарождающегося с отживаю¬щим. Человечество развивается неравномерно. В периоды затишья, относительной стабильности общественной жиз¬ни подростки не столь резко выбивались из ее колеи и без особого напряжения включались в нее. И совсем иначе ведут себя подростки в периоды бурного развития обще¬ства, ломки привычного образа жизни.
Темп преобразования жизни необычайно ускорился. Переход от охоты и скотоводства к земледелию совершал¬ся на протяжении тысяч лет, а от аграрного общества к индустриальному в течение сотен лет. Сейчас стремитель¬но набирает темпы научно-техническая революция. По своим последствиям она превзойдет промышленную. В течение максимум десятков лет произойдут радикальные изменения в производительных силах, что не сможет
не оказать влияния на социальные проблемы. Внедрение компьютеров не только в производство, но и в быт изме¬нит образ жизни, обычаи, повлияет на культуру. Корен¬ные изменения в технологии производства стремительны и неизбежны. Чем быстрее развивается общество, тем заметнее раз¬личия между поколениями, тем сложнее формы преемственности. Новое поколение неизбежно попадает в иные условия жизни, чем их родители.
Молодые неминуемо в большей степени вовлекаются в процесс преобразования. Но это вовсе не значит, что молодым легче жить. Моло¬дежь охотно воспринимает, к примеру, свободу выбора профессии, спутника жизни, но это требует от нее боль¬шей ответственности, самостоятельности. Для правильного выбора одной свободы мало, необходим и жизненный опыт, которого еще недостаточно. Опыт отцов родился в иных условиях и не всегда применим в новых.
Необходи¬мо понимать, что из прошлого нуждается в бережном со¬хранении, а что необходимо преодолеть. Давление старших неизбежно рождает протест. Чем сильнее давление, тем острее конфликт. Какие же особен¬ности нынешней ситуации обостряют проблему «отцов и детей»? Внезапно обрушившаяся свобода опьяняет, кружит го¬лову. Многое из того, что раньше было нельзя, — теперь можно.
Социально незрелые подростки выступают свидетелями крушения старых норм. К этому тяжело при¬выкнуть и зрелому человеку со сложившимся мировоззре¬нием. Непросто подростку ответить на вопрос «делать жизнь с кого». Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Воспи¬тание детей проходит не только дома, но и в детских яс¬лях, садах, школах.
Обучение детей целиком взяли на себя учебные заведения. Развлечения и отдых все больше проходят вне дома. Распад трехпоколенной семьи затрудняет передачу нравственных ценностей, ослабляет контроль старших над младшими. Этому способствует и развитие общественного транспорта. Дети легко перемещаются за пределы досягаемости семьи.
Ясельное воспитание, обеспечивая ребенку уход и питание, не может компенсировать родительской любви и ласки. И это также становится одной из причин бесчувствия детей. В прошлом семья трудилась как единая произведет венная ячейка. Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания. Теперь основная работа проводится вне дома. Дети не видят труд родителей и мало слышат о нем.
Порой они даже не знают, чем занимаются их родители. Бытовые удобства свели до минимума трудовые обязанности детей в семье. Дома обычно решаются вопросы потребления, от¬дыха, развлечений. Нестабильность семьи поддерживается экономической независимостью супругов и усложнением взаимных требо¬ваний. На первый план выходят не экономические, а эмо¬циональные стимулы.
Чем образованнее человек, тем выше и сложнее уровень его требований. Эмоциональное напряжение затронуло не только взрослых. С ранних лет детей преследует конкуренция: конкурсы в престижные классы, специализированные шко¬лы, спортивные секции. Даже спорт утратил свой чисто игровой и оздоровительный характер. Отсутствие одного из родителей затрудняет воспитание детей, но и в полных семьях дети часто обделены
роди¬тельским вниманием. Если оба родителя не хотят посту¬паться своими профессиональными интересами, то, заня¬тые на работе, загруженные домашними делами, они мень¬ше времени уделяют детям. Остатки свободного времени съедает телевизор. Совместный просмотр телепередач — неравноценный эквивалент общения и даже не заменяет совместного посещения кино или театра. Изменение социальной среды всегда обнаруживало не¬достаточность традиционной системы воспитания, и
это давало повод говорить о трудностях воспитания, о том, что раньше все было легче и проще. Там, где формы вос¬питания не отстают от соответствующих социальных усло¬вий, трудностей нет или их значительно меньше.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |