СЦЕНАРИИ УРОКА Раздел программы: Основы предпринимательства Тема: Себестоимость продукта Класс: 10 класс Время: 45 минут Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания: 1. Ознакомиться с понятием о себестоимости продукции. 2. Ознакомиться с видами себестоимости и ее структурой.
Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки: 1. Знать о себестоимости продукции. 2. Знать структуру себестоимости. Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии: 1. Уметь воспроизводить понятия о себестоимости продукции. 2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы. Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа Оборудование: наглядные пособия. Литература: 1. Д Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 2. Подготовка учителя технологии к уроку.
Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007. Место проведения: Учебные мастерские. Ход урока I. Организационный этап Учитель: Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя). Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II. Мотивационный этап Учитель: Что означает слово «себестоимость продукции»? Ученики: Учитель: Себестоимость продукции — один из основных по¬казателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия. III. Сообщение темы и цели урока Учитель: А теперь, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Себестоимость продукта» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).
IV. Изучение нового материала Учитель: От качества расчета себестоимости зависит обосно¬ванность цен. Себестоимость не только включает затраты на производство и реализацию продукции предприятия, но и раскрывает экономический механизм возмещения этих затрат. В зависимости от полноты включения затрат, себестоимость подразделяется на цеховую, производствен¬ную и полную (коммерческую). Учитель: Что означает термин «цеховая себестоимость»?
Ученики: Учитель: Цеховая себестоимость — это затраты конкретного подразделения на изготовление продукции. Производственная себестоимость включает цеховую себестоимость и общезаводские расходы (затраты на оплату труда управленческого и обслуживающего персонала, со¬держание и ремонт сооружений и зданий, расходы на охра¬ну труда, технику безопасности и т.д.). Полная (коммерческая) себестоимость складывается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на реализацию, подготовку кадров
и др.). С точки зрения ценообразования, себестоимость под¬разделяется на индивидуальную и общественно необходимую. Индивидуальная себестоимость отражает конкретные условия работы предприятия. По ней можно судить о том, насколько рационально используются основные производ¬ственные фонды, материальные, трудовые и финансовые ресурсы, эффективность управления предприятием. Обобщение данных об индивидуальной себестоимости конкретного изделия на разных предприятиях позволяет
определить общественно необходимую себестоимость этого изделия. Учитель: В упрощенном виде себестоимость продукции можно представить в виде формулы, запишите ее себе в тетрадь: С = М3+Роп + Осс + А0 + Окр + Здр , где С — себестоимость продукции (товаров, услуг); М3 — материальные затраты на производство и реализа¬цию продукции; Роп — расходы на оплату труда; Осс — отчисления на государственное социальное стра¬хование;
А0 — амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов; Окр — оплата по краткосрочным кредитам банков; Здр — другие затраты на производство и реализацию продукции, включая расходы по всем видам ремонта основ¬ных производственных фондов. Расчеты амортизационных отчислений осуществляются по каждому техническому элементу в отдельности. Суммар¬ная их величина в расчете на единицу товарной продукции включается в издержки производства.
После реализации товара их денежный эквивалент зачисляется на специальный амортизационный счет, на котором происходит накопление требуемой суммы для замены технического элемента производ¬ства в случае его износа. В состав себестоимости не включаются следующие выплаты в денежной и натуральной форме: — материальная помощь работникам предприятия; — вознаграждение по итогам года; — оплата дополнительно предоставленных по решению трудовых коллективов (сверх предусмотренных законода¬тельством) отпусков
работникам, женщинам, воспитываю¬щим детей, надбавки к пенсиям; — единовременные пособия уходящим на пенсию вете¬ранам труда; — доходы по акциям, выплаты по паям, некоторые дру¬гие выплаты. Все эти выплаты производятся из прибыли, остаю¬щейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Определение себестоимости единицы продукции (изделия, вида, группы) по статьям расходов называет¬ся калькуляцией. Перечень статей затрат для каждого предприятия, фир¬мы будет разным.
Поэтому, открывая свое дело, следует руководствоваться методическими рекомендациями отрас¬ли, к которой относится фирма или предприятие. Калькуляционная единица — это единица измерения самого объекта калькулирования: готовой продукции, ра¬бот, полуфабрикатов, узлов, отдельных деталей. Например, в текстильной промышленности калькуляционной едини¬цей является ткань определенного артикула. Большое значение для анализа уровня, структуры и динамики себестоимости продукции имеет группировка
за¬трат на производство и реализацию изделий по экономиче¬ским элементам затрат и статьям калькуляции. Группировка затрат по экономическим элементам нужна для определения потребности предприятия в произ¬водственных ресурсах, экономической характеристики предприятия и отрасли, определения величины националь¬ного дохода. Другие цели имеет группировка затрат по статьям каль¬куляции. В калькуляции расходы группируются в зависимости от назначения и производственного участка, где они
совершены. Расчет затрат по статьям калькуляции необхо¬дим для исчисления затрат по подразделениям и отдельным видам производимой продукции, для определения влияния на себестоимость таких факторов, как изменение объема производства, потери от брака, простои и т.д. Учитель: Что означает «структура себестоимости»? Ученики: Учитель: Структура себестоимости — это процентное соотноше¬ние отдельных видов затрат.
Анализ структуры затрат про¬изводства продукции позволяет вскрыть основные резервы и пути снижения себестоимости. Например, имеется два предприятия - № 1 и № 2 (См. таб¬лицу). Таблица Наименование статей % Предприятие № 1 Предприятие № 2 Сырье и основные материалы 50 10 - Вспомогательные материалы 6 6 Топливо 13 6 Энергия 6 7 Прочие расходы 5 6 Амортизационные отчисления 5 15
Заработная плата с отчисле¬ниями на социальное страхо¬вание 15 50 Из этой таблицы видно, что для снижения себестои¬мости продукции первому предприятию следует разраба¬тывать мероприятия по экономии и рациональному использованию сырья, материалов, фонда заработной платы, а второму предприятию — по экономии фонда зара¬ботной платы. Учитель: Что означает слово «ценообразование»? Ученики:
Учитель: Ценообразование — это один из важнейших вопросов, стоящих перед предпринимателем, будь то начинающий предприниматель или бизнесмен, достигший определенного уровня прибыли и желающий расширить производство. Именно цена отражает состояние дел на рынке определенной продукции и уровень рентабельности предприятия. Если удается реализовать продукцию по намеченной цене — это значит, что была правильно выбрана стратегия ценообразования, верно определена ниша на рын¬ке продукции (услуги).
В зависимости от конечных целей предпринимателя целесообразно применять следующие стратегии ценообра¬зования: 1. Стратегия низких цен используется в том случае, когда предприниматель надеется именно таким образом захватить наибольшую часть рынка сбыта данного товара (услуги). 2. Стратегия умеренных цен избирается, когда фирма пытается создать себе имидж стабильного производителя и поставщика, и в результате использования умеренных цен достигается уверенное стабильное развитие предприятия.
3. Стратегия высоких цен применяется для получения наибольшей прибыли в кратчайшие сроки. Высокая при¬быль даже на начальном этапе развития предприятия (фир¬мы) привлечет внимание возможных новых акционеров и позволит предпринимателю высвободиться от бремени выплат по кредитам. Несмотря на столь большую разницу в конечных целях этих стратегий ценообразования, нельзя сказать, что одна из них верная, а другая — порочная. В каждом конкретном случае предпринимателю самому необходимо
избрать един¬ственную, только для него одного и только на определен¬ный срок приемлемую стратегию ценообразования. Цена является основополагающим фактором прибыль¬ности производства. Прибыль представляет собой разницу между себестоимостью товара и ценой его продажи. С дру¬гой стороны, именно от цены зависит уровень продаж выпускаемой продукции. Механизм ценообразования достаточно сложен для начинающего предпринимателя.
При определении цены на товар ему необходимо руководствоваться двумя основными критериями: — цена должна возместить затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить предприятию при¬быль, которая давала бы возможность бесперебойно рабо¬тать дальше, расширять производство, выплачивать дохо¬ды по паям и акциям, наполнять средствами все фонды предприятия (фонд риска, фонд материального поощре¬ния и др.); — цена должна назначаться в соответствии со спросом на данную продукцию (работу, услугу).
Она должна быть умеренно гибкой и стабильной, чтобы обеспечить возможность не только достаточной прибыльности пред¬приятия, но и возможного расширения рынка сбыта продукции. Цена = себестоимость + ожидаемая прибыль, или ц=с + п0 . Цена — это денежное выражение стоимости товара. В условиях рыночных отношений цена — важнейший элемент экономических связей между производителем и потребите¬лем, сбалансированности спроса и предложения.
Цены регулирует рынок. Они могут повышаться в зави¬симости от спроса на товар. Цена покупателя и продавца — наибольшая цена, кото¬рую может предложить продавец, и наименьшая, по кото¬рой может купить покупатель. Цены подразделяются на оптовые, розничные, заку¬почные и другие, дающие представление о взаимодействии производителя и покупателя. Базисная цена — цена для определения сорта или качест¬ва товара, согласованная сторонами в процессе
купли-продажи и являющаяся исходной для определения оконча¬тельной цены данного товара. Договорная (свободная) цена устанавливается на основе договоренности покупателя и продавца; в период перехода к рыночным отношениям должна применяться в отношении товаров, не оказывающих существенного влия¬ния на жизненный уровень населения. Закупочная цена — цена, по которой государство закупа¬ет сельскохозяйственную продукцию у колхозов, совхозов, фермеров, у населения и т.д.
Монопольная цена устанавливается на рынке монопо¬листическими объединениями и обеспечивает сверхпри¬быль. Номинальная цена — цена, указываемая в прейскуран¬тах (перечень видов работ, услуг, продукции, товаров и т.д. с указанием их цены или расценок, тарифов на них) и справочниках (справочник цен на товары, товарный спра¬вочник). Сметная цена используется для определения расчетной стоимости нового строительства или капитального ремонта, реконструкции зданий и сооружений.
Трансфертная цена применяется корпорациями в сдел¬ках между подразделениями, филиалами или подконтроль¬ными им фирмами. Фактическая цена - цена, по которой фактически совершается сделка; на рынке фондовых ценностей — окончательная цена, на которую согласились покупатель и продавец. Фактурная цена — цена реальной сделки купли-прода¬жи, которая может изменяться на сумму транспортных и страховых издержек. V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
Учитель: Сегодня вы познакомились с понятием о себестоимости продукции. А также с видами себестоимости и ее структурой. VI. Задание домашнего задания Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать § 11. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме? Учитель: Урок закончен. Всем спа
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |