Московский ПедагогическийГосударственный Университет Система образования по Смелзеру студента 301 группысоциологического ф-та Ивановского Романа. МОСКВА 1997. Образование-частьпроцесса формирования личности.При помощи этого процесса общество переда тзнания,навыки от одного человека другим.В процессе обучения ученикунавязываются определ нные культурные ценности процесс обучения направлен
насоциализацию личности,но иногда обучение конфликтует с истинными интересамиученика.Дюркгеимговорил,что основная цель образования-передавать ценности господствующейкультуры.Так как культура каждой нации своеобразна,то и содеожание образованиясущественно отличается.В Древнем Риме главной целью образования была подготовкавоеначальников и гос.деятелей.В средние века в Европе делался упор на изучениехристианской религии,в зпоху
Ренесанса основной интерес существовал ккультуре,искусству к литературе.Так мы видим,как с течением времени и эпохименялись культурные интересы человека и соответственно содержаниеобразования.Так же образование способствует сохранению ценностей,накопленныхчеловечеством,и появлению новых.Одновременнос приобщением детей к ценностям школа становится средством социального контролянад учеником дети находятся под присмотром в классе и за его пределами .
Образованиеоказывает влияние на все виды деятельности человека.Окончив школу однипоступают в институт,другие в техникум,третьи не поступают никуда.Это являетсобой опрндел нный фильтр в выборе дальнейшей профессии человека,хотя не редкислучаи,когда окончив институт человеа ид т работать продавцоммороженого,особенно в нашей стране.Но тем не менее функция фильтрующегоустройства образованием не утрачивается.
Хэрн писал,что образование-разумныйспособ распределения людей в соответствии с их достоинствами.Ещ одной разновидностью функционализма является теория человеческогокапитала .Согласноэтой теории образование не является чем-то немедленно потребляемым,скорее этокапиталовложение в будущее человека.Как и все капиталовложения,в будущем оноприносит прибыль.В этой теории утверждается,что все усилия,затраченные впрошлом,будут вознаграждены в будущем.
Вполне естественно,что вознаграждениссоответствуют капиталовложениям.Это оправдывает неравенство между людьми,таккак они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.В1971 году Иван Иллих написал книгу ,названную Общество,отказавшееся отобразования .В неи он настаивал на отмене обязательногообразования,аргументируя это тем,что школа не развивает способностей ученика ,алишь заставляет дорожить материальными ценностями
и техническимизнаниями,попадая таким образом в зависимость от квалифицированных специалистови бюрократов.Он считал ,что образование не эффективно в слаборазвитых странахне только при обучении грамотности,оно внушает учащимся чувство своейнеполноценности.Иллих считал ,что школы следунт заменить частными учебнымизаведениями,где людей будут обучать любимому делу,а не навязыватьпредметы,которые им не нравятся или их не вдохновляют.Он также писал,чтоработодатель не должен спрашивать об оценках человека и о том как он сдавалэкзамены.
При при ме на работу должны учитываться только компетентность человекав той или иной сфере.Вначальных классах прида тся главное значение воспитанию таких качеств,какпунктуальность,аккуратность,п одчинение власти,которые важны длядис.иплинирования рабочеи силы.Характерноиособенностью образования в современных развитых странах является то ,чтоначальное образование становится обязательным и бесплатным.Вразвитых обществахпредполагается,что для модернизации общества
необходимо грамотное население.Процессобразования состоит из нескольких этапов 1 Дошкольный этап от 2 до 5 лет этот этап почти не отличается от домашнегообучения2 Этап начальной школы от 5 до 12 лет здесь делается упор на приобретение общихзнаний3 Этап среднего образования от 12 до 16 лет особое внимание на этом этапеуделяется приобретению специальных знаний,профессиональному обучению.4 Этап высшего образования,где придается значение изучению гуманитарных
итехнических наук.Такоеразделение процесса образования отражает психологические и физическиевозможности учащихся.Существует массовое и элитарноеобразование,государственные и частные школы,техническое и общее образование.Всредневековой Европе вс образование было элитарным,так как было доступно лишьочень небольшой части населения-представителям высших сло в общества.Учащимсядавались в основном абстрактные гуманитарные знания,необходимые для джентльмена .
Внаше время в результате социального и политического давления во многих странахувеличился прием студентов.Существуеттак называемая американская модель образования.В ней в течение долгого временисуществовало различие по религиозным,рассовым и этническим признакам.В 19в.католики требовали государственной помощи на создание своих школ,но обычно оние не получали.Но они основали широкую систему частных школ.В эпохурабства,когда образование было открыто только для
белых,обучение негров чтениюи письму было запрещено законом.Затем белые миссионеры решили открыть школы длянегров с целью повышения культурного уровня варваров в Африке.Эти школыотличались низким уровнем обучения и были плохо оборудованы.Поскольку детипредставителей этнических меньшинств воспитываются в культурной среде,котораячасто находится в конфликте с господствующим обществом белых,они порой плохосправляются с тестами ,выявляющими коэффициент
умственного рвзвития,которыесоставлены для белых детей.Уч ныеустановили , что все дети имеют одинаковые интеллектуальныеспособности,независимо от их рассовой принадлежности.Во многих случаях детяммешают языковые барьеры.Как только школы признают влияние культурных различий инвчнут их учитывать при подготовке стандартных учебных планов, у членовнациональных меньшинств повысятся возможности получить образование.
Вовремена,когда школа состояла лишь из одного класса не было оснований говорить обюрократии.Часто единственный учитель выполнял функциипреподавателя,секретаря,уборщика и т.д.Методика образования определяласьглавным образом самим преподавателем,а не государством.Как только школа сталамногоуровневой,она стала более бюрократизированной .Были установленны специальныеправила продвижения по слкжбе и повышении в должности.
Обязанностираспределялись в соответсвии с планом работы школы.Однако бюрократизацияобразования да т и некоторые приемкщества.В то время как в школах уделялосьвнимание главным образом обучению чтению,письму и арифметике,в наши дни многиешколы пекутся о всестороннем развитии реб нка.Элемент бюрократическойсистемы-увеличение количества правил также да т некоторые приемущества.
Правиламогут способствовать защите и учащихся,и преподавателей от дискриминации,необоснованного исключения и увольнения. Группысверстников оказывают влияние на формирование личности учащихся,на ихуспеваемость.Также на уровень усваивания знаний влияет классоваяпринадлежность,рассовое происхождение.Наблюдается косвенная дискриминацияучащихся из низших классов,поскольку учителя из средних классов обычно болеедоброжелательно относятся к ученикам,разделяющим их ценности.
Литература Социология.НейлСмелзер.New- Jersey Prentice Hall 1988. .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |