СЦЕНАРИИ УРОКА Раздел программы: Основы предпринимательства Тема: Ресурсы и факторы производства Класс: 10 Время: 45 мин. Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания: 1. Ознакомиться с основами ресурсов и факторов производства. 2. Ознакомиться с понятием трудовой коллектив. 3.
Ознакомиться с понятиями производительность и система оплаты труда. Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки: 1. Знать об основах ресурсов и факторов производства. 2. Знать о понятии трудовой коллектив. Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии: 1. Уметь воспроизводить понятия о ресурсах и факторах производства.
2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы. Тип урока: урок изучения нового материала Метод проведения урока: эвристическая беседа Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских. Литература: 1. Д Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. –
Брянск, 2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007. Место проведения: Учебные мастерские. Ход урока I. Организационный этап Учитель: Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть). II. Мотивационный этап Учитель: Предприниматель, как уже говорилось, опираясь на свою собственность, налаживает производство товаров или услуг. Для любого производства при любой экономиче¬ской формации необходимы ресурсы. Учитель: Что означает слово «ресурсы»? Ученики: Учитель: Ресурсы - это совокупность природных, материальных, финансовых, социальных и духовных
сил, которые могут быть использованы в процес¬се производства, для создания товаров и услуг. Поэтому очень важно понять саму структуру производства, природу тех ресурсов и сил, без которых оно не может существовать, прежде чем говорить о том, как ведет свое предприятие, свое производство собственник. III. Сообщение темы и цели урока Учитель: А теперь, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Ресурсы и факторы производства» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель
контролирует, чтобы все записали). IV. Изучение нового материала Учитель: Как, по вашему мнению, можно, подразделить ресурсы? Ученики: Учитель: Все ресурсы подразделяются на природные, материаль¬ные, трудовые и финансовые. Природные, материальные и трудовые ресурсы — это ресурсы, без которых не может существовать ни одно производство, поэтому они получили название базовых.
Финансовые ресурсы, возникшие в условиях "рынка, получили название производных. Учитель: В чем их отличие «факторов производства» от «ресурсов производства»? Ученики: Учитель: Давая характеристику ресурсам производства, отме¬тим, что это все то, что может быть вовлечено в процесс производства, а факторы производства обозначают ре¬сурсы, реально вовлеченные в процесс производства. Сле¬довательно, «ресурсы производства» — это более широкое понятие, чем «факторы
производства». В отличие от ре¬сурсов, факторы становятся таковыми только в процессе производства, взаимодействуя друг с другом. Поэтому про¬изводство всегда есть взаимодействие факторов. Различа¬ют три основных фактора производства: земля, труд, ка¬питал. Земля в сфере производства имеет троякое значение: а) земля как источник естественных ресурсов, исполь¬зуемых в процессе производства; б) земля как объект хозяйствования (в аграрной, добы¬вающей, рыбной отраслях
и т.д.) — выступает одновременно и предметом труда, и средством труда; в) земля, как объект собственности (сдача в аренду). Учитель: Что же означает труд, трудовое население? Ученики: Учитель: Труд. Трудовое население — та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства. Трудящиеся продают свою способность работать. Этот фактор — фактор труда — включает и предпринимательст¬во как деятельность, требующую способности
к организа¬ции производства, умения ориентироваться в рыночных условиях и бесстрашия риска. Предприниматель тоже трудится. Учитель: Капитал объединяет материальные и трудовые ресур¬сы производства: здания, машины, сырье, топливо и другое, а также заработную плату рабочим. Учитель: Система взаимодействия трех факторов: труда, зем¬ли и капитала — образует процесс производства Но организовать доходное производство может только предприниматель, так как он заинтересован вложить
свой капитал только в такое дело, которое приносит прибыль. Учитель: Кто же является предпринимателем? Ученики: Учитель: Предприниматель — это новатор, трудолюбивый, поря¬дочный, высокой культуры и развитого интеллекта чело¬век. Он создает новые товары и услуги, внедряет новые достижения научно-технического прогресса и современ¬ные производственные технологии для более рационально¬го использования природных, трудовых
и финансовых К сожалению, как показало последнее десятилетие, даже воду, землю и воздух нельзя уже назвать неисчерпаемыми ресурсами. Учитель: Что же такое трудовой коллектив? Ученики: Учитель: Коллектив — это объединение двух и более людей, кото¬рые имеют общую цель, наличие определенных правил и норм, свою организационную структуру и систему комму¬никации, то есть связи, взаимопонимания. В процессе труда возникают отношения между работ¬никами и нанимателями, оплачивающими их труд.
Эти отношения называют трудовыми. На рынке труда рабочая сила представляет товар, который ее собственник, работ¬ник, продает за определенную плату. Происходит акт купли-продажи, и возникают отношения найма рабочей силы между администрацией предприятия и тружеником. При этом каждая из сторон свободна в своих действиях, то есть вправе соглашаться или не соглашаться на условия купли-продажи. Законом запрещается дискриминация со стороны нанимателя по признаку пола,
национальности, расы. Трудовые отношения в ходе трудовой деятельности строятся на контрактных началах и регулируются трудовым договором. На предприятии отношения между работниками и ад¬министрацией отражаются в коллективном договоре. Коллек¬тивный договор обсуждают с одной стороны представители компании (фирмы, предприятия) — вице-президент компа¬нии по трудовым отношениям и адвокаты, а с другой — ко¬митет профсоюза предприятия. Правила ведения перегово¬ров определены законодательством
Российской Федерации. Учитель: Кто может сказать какие разделы могут быть в этом коллективного договора? Ученики: Учитель: Текст коллективного договора включает следующие разде¬лы: 1. Кадровая политика (наем и увольнение, повышение квалификации, гарантии занятости работников). 2. Оплата труда работников предприятия. 3. Рабочее время, время отдыха работников. 4. Охрана труда работников предприя¬тия. 5. Организация работы по социальному страхованию.
6. Проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоро¬вительной работы. 7. Социально-бытовые условия труда работников. Учитель: Руководитель предприятия (фирмы) может заключать контракты и с отдельными работниками, где оговариваются все пункты контракта. Учитель: А что включено в контракт? Ученики: Учитель: Контракт с работником предприятия включает:
1. Функции сторон. 2. Права и обязанности. 3. Сроки кон¬тракта. 4. Основания для расторжения контракта по иници¬ативе руководителя или рабочего. 5. Заработную плату. 6. Рабочий день (с до ). 7. Рабочую неделю с выходными днями (указать какими). 8. Ежегодный отпуск продолжи¬тельностью календарных дней. 9. Льготы и гарантии. 10. Страхование. 11. Заботу о здоровье.
Учитель: А кем защищаются трудовые права людей? Ученики: Учитель: Трудовые права людей защищаются трудовым законодательством, предус¬матривающим правила предоставления работы, найма, увольнения, охраны труда, его оплаты, отпусков, отдыха, компенсации вредных и тяжелых условий труда, ограниче¬ние продолжительности рабочего дня и обязательное соблюдение правил техники безопасности. В случае возникновения трудовых конфликтов между работниками и администрацией интересы
работников могут защищать государственные органы власти, ведающие трудовыми отношениями, и правовые органы в лице проку¬ратуры и суда. Интересы работников отстаивают также профсоюзные организации, которые создаются на предприятиях. Они являются третьей стороной в отношениях между трудовыми коллективами и администрацией предприятия. Профсоюзы улаживают трудовые споры, конфликты, способствуют заключению трудовых соглашений. Сами работники трудо¬вых коллективов имеют широкую возможность отстаивать свои права, создавая
органы самоуправления, рабочие ко¬митеты, советы трудовых коллективов. Иногда конфликты между администрацией и коллективом приобретают острый характер в виде забастовок со стороны работников. Оста¬новка производства, его блокирование порождают огром¬ные потери, нарушают производственный ритм всего предприятия. Лучшая форма решения трудовых конфлик¬тов — примирение на взаимоприемлемой основе. Защита трудовых прав не должна входить в противоречие с соблю¬дением работниками трудовых норм и обязанностей,
ого¬воренных в контрактах. Учитель: Что такое «производительность труда»? Ученики: Учитель: Производительность труда — способность человека произвести за определенное время некоторое количество изделий или оказать услуги. Это показатель эффективности работы предприятия, и исчисляется он количеством продукции, выпускаемой за час, смену, месяц, год. Он опре¬деляется в натуральном и денежном выражении.
В натураль¬ном выражении производительность труда определяется как объем произведенной продукции, деленный на количество работников предприятия, или как объем произведенной продукции, деленный на затраченное время. В денежном выражении производительность труда определяется как стоимость продукции, деленная на коли¬чество работников, или стоимость продукции, деленная на затраченное время. В масштабе региона, отрасли или стра¬ны производительность труда измеряется величиной вало¬вого национального
продукта или национального дохода, приходящегося на одного занятого работника в год. Производительность труда и заработная плата — это два взаимосвязанных понятия. Чем выше производительность труда, тем больше должна быть заработная плата. В промы¬шленности применяются следующие формы заработной платы: сдельная, повременная и договорная. Учитель: Что такое «сдельная форма заработной платы»?
Ученики: Учитель: Сдельная форма заработной платы подразделяется на следующие системы: 1) индивидуальную, где отдельному рабочему обеспечен фронт работ, поддающийся нормированию и учету; 2) коллективную, применяющуюся при коллективных формах организации труда; 3) бригадную, где оплата производится на один наряд с распределением общего заработка между членами бригады с учетом коэффициента трудового участия (КТУ).
На производстве применяются и другие виды оплаты труда, такие, как аккордная оплата (например, при аварии, устранении последствий пожара, наводнения и т.д.). Сдель¬ная расценка устанавливается сразу на весь объем работ без разделения на отдельные операции, и до начала работы указывается общая сумма заработка и срок выполнения всего объема работ. Косвенно-сдельная оплата труда — зара¬боток рабочего зависит от результатов работы обслуживае¬мых им
основных рабочих-сдельщиков. Различают сдельно-премиальную и повременно-преми¬альную системы. Здесь рабочие получают премию за выпол¬нение и перевыполнение установленных показателей преми¬рования. Показателями премирования могут быть: улучшение качества выпускаемой продукции и улучшение качествен¬ных показателей работы. Это повышение надежности и долговечности, сокращение брака, повышение произво¬дительности труда, увеличение объема производства и т.д. V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование
оценок. Учитель: Сегодня вы познакомились с ресурсами и факторами производства. А также о таких понятиях как трудовой коллектив, производительность и система оплаты труда VI. Задание домашнего задания Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать § 1 и § 2. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме? Учитель: Урок закончен. Всем спасибо, до св
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |