Система развивающего обучения Л.В. Занкова. 1. Актуальность. Прежде чем отправить своего ребенка в первый класс, родители раздумывают, в какую школу, в какую систему обучения отдать своего ребенка – будущего первоклассника? В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Традиционная система обучения существует почти 400 лет.
Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить
действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполнять его одними и теми же методами. К поколениям россиян, выросших в ХХ веке, практически предъявлялись те же требования, они так же имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в ХХ веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации,
человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не может удовлетворить требования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ребенок будет искать свое место во взрослой жизни. 2. Принципы и методы системы развивающего обучения
Л.В. Занкова. Cистема обучения Л.В. Занкова была разработана в 60—70 годы XX века, единым основанием и стержнем которой стали принципы построения учебного процесса. С точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы Л. В. Занкова звучат так: 1. обучение на высоком уровне трудности; 2. включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции
— изучение материала быстрым темпом); 3. сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний); 4. осознание школьниками процесса учения; 5. развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости. Эти принципы конкретизируются следующим образом. Принцип обучения на высоком уровне трудности является ведущим принципом системы, ибо «только такой учебный процесс, который систематически даёт обильную пищу
для напряжённой умственной работы, может служить быстрому и интенсивному развитию учащихся». Принцип включения изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей раскрывается следующим образом. Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции (например, подбирать проверочные слова
путём изменения формы слова). Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Суть принципа сочетания чувственного и рационального познания заключается «в познании взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи». Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, необходимо, чтобы
работа с ним строилась на понимании всех терминов и понятий. Залог понимания кроется в правильном формировании понятий, которое осуществляется сначала на основании интуитивно-практического опыта учеников с помощью всех имеющихся у них анализаторов и только потом переводится в плоскость теоретических обобщений. С названными выше дидактическими принципами теснейшим образом связаны типические свойства методической системы, являющиеся, по сути, средством реализации принципов.
Многогранность обучения заключается в том, что изучаемый материал является не только источником интеллектуального развития, но ещё и стимулом нравственного и эмоционального развития. Примером реализации многогранности может служить взаимная проверка детьми выполненных работ. После проверки работы товарища ученик должен указать ему на найденные ошибки, высказать свои замечания по поводу способов решения и т. п. При этом замечания должны быть сделаны обязательно вежливо, тактично,
так, чтобы не обидеть товарища. Каждое замечание нужно обосновать, доказать его правильность. Со своей стороны, тот ребёнок, чью работу проверяют, учится не обижаться на сделанные замечания, а осмысливать их, критично относиться к своей работе. В результате такого сотрудничества в детском коллективе устанавливается психологически комфортная обстановка, в которой каждый ученик чувствует себя самоценной личностью.
Таким образом, одно и то же упражнение обучает, развивает, воспитывает, снимает эмоциональное напряжение. Процессуальность (от слова «процесс») предполагает планирование учебного материала в виде последовательной цепи этапов изучения, каждый из которых логически продолжает предыдущий и подготавливает усвоение последующего. Системность обеспечена тем, что учебный материал предъявляется ученикам в виде взаимодействующей системы, где каждая единица учебного материала взаимосвязана с другими единицами.
Функциональный подход заключается в том, что каждая единица учебного материала изучается в единстве всех её функций. Коллизии — это столкновение. Столкновение старого, бытового понимания вещей с новым научным взглядом на их сущность, практического опыта с его теоретическим осмыслением, которое зачастую противоречит прежним представлениям. Задача учителя состоит в том, чтобы эти противоречия на уроке рождали спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, ученики анализируют предмет спора с разных
позиций, связывают с новым фактом уже имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и уважать точки зрения других учеников. Вариантность выражается в гибкости процесса обучения. Одну и ту же задачу можно выполнять разными способами, которые выбирает сам ученик. Одно и то же задание может преследовать разные цели: ориентировать на поиск путей решения, обучать, контролировать и т.п. Вариантными являются и требования к ученикам, учитывающие их индивидуальные различия.
В качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный. Оба эти метода в какой-то мере сходны между собой, реализуются при помощи похожих приёмов. Суть проблемного метода в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя.
При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Приёмами проблемного метода являются наблюдение, сопряжённое с беседой, анализ явлений с выделением их существенных и несущественных признаков, сопоставление каждой единицы с другими, подведение итогов каждого наблюдения и обобщение этих итогов в виде определения понятия, правила или алгоритма решения учебной задачи. Характерной особенностью частично-поискового метода является
то, что, поставив перед учениками проблему, учитель не составляет вместе с учениками план действий по её решению, а разделяет её на серию доступных детям подзадач, каждая из которых является шагом к достижению основной цели. После чего он обучает детей последовательно выполнять эти шаги. В результате совместной с учителем работы ученики самостоятельно, на уровне своего понимания материала делают обобщение в виде суждения о результатах наблюдений и бесед.
Частично-поисковый метод в большей степени, чем проблемный, допускает работу на эмпирическом уровне, т. е. на уровне жизненного и речевого опыта ребёнка, на уровне представлений детей об изучаемом материале. Названными выше, в проблемном методе, приёмами ученики не столько пользуются, сколько учатся им. Частично-поисковый метод является более целесообразным на первом году обучения. Он фрагментарно используется и во втором, третьем и четвёртом классах на первых уроках изучения нового
для учеников материала. Сначала они наблюдают его, узнают новые термины и учатся ими пользоваться, соотносят новый материал с уже имеющимися у них знаниями и находят для него место в системе. Затем выбирают способы решения учебных задач, работая с новым материалом и т. д. И когда у детей появляются и закрепляются в достаточной мере умения работать с новым материалом, учитель переходит на проблемный метод. Комплексное использование обоих методов даёт возможность кому-то из учеников
самостоятельно справляться с поставленной задачей и полностью усваивать изучаемый на данном этапе материал, а кому-то прибегать к помощи учителя и товарищей, оставаясь пока на уровне представления, и достигать полного усвоения на более поздних этапах обучения. 3. Идеи системы Л.В. Занкова. В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации.
Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Например, сейчас вы выбираете школу, учителя, систему обучения. Ваш ребенок должен выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. В своей трудовой деятельности ребенок (если захочет быть конкурентоспособным) должен видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее подходящие из них.
И вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особую роль для приобретения этих качеств отводиться образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций,
получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901-1977). Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков.
Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причем каждому их этих компонентов придавал одинаково важное значение. Обучение по системе Л.В. Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, необходимых каждому образованному человеку; оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка
в общем развитии. Длительный массовый эксперимент показал прямую зависимость качества обучения, жизненной успешность ребенка от динамики его продвижения в общем развитии. Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслиться как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим.
При этом ставиться цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Вот почему в школе нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый из предметов вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то является тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь. Цитата из нормативного документа Министерства образования
РФ «Стандарт начального общего образования» (2004 г.): «Федеральный комитет Государственного стандарта направлен на реализацию личностно ориентированной модели массовой начальной школы». По сути, это та же цель, которую Л.В. Занков сформулировал 50 лет назад. Уже тогда он смог правильно предугадать основные направления в развитии образования третьего тысячелетия. 4. Содержание, осваиваемое ребенком в занковском классе.
Содержание строиться с опорой на три кита: 1) цель – общее развитие каждого ребенка; 2) учет особенностей обучаемых; 3) образовательные стандарты. Разработан и рекомендован Министерством образования полный учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы. Отбор и структурирование содержания всех учебных курсов, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями.
При написании учебников авторы исходили из того, что импульсом к началу познания служит удивление. Учитывая возрастные особенности обучаемых, в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который и дает толчок к интеллектуальному, нравственному, творческому началу. Учтена и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, ребенок начинает мыслить аналитически.
Сначала он воспринимает мир целостно. Авторы воспользовались этой способностью детей, предоставив для рассмотрения не отдельные факты и явления, а их связь, которые образуют доступное ребенку целое. Для иллюстрации приведем фрагмент урока. Задание из учебника русского языка для 2-го класса, автор Н.В. Нечаева (начало учебного года): «Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение». К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, мышки, медведя, аиста
и ласточки. В берлоге живет в гнезде в гнездышке в норе в норке в хатке в логове Рисунок Найди однокоренные слова, обозначь их корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни, как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне. Учитель предлагает закрыть предложение линейкой и открывать и читать его постепенно. Дети улыбаются, ждут секрета. Ученик 1: В берлоге живет медведь.
Класс выражает согласие, передвигают линейку в сторону. Ученик 2: В гнезде может жить и аист, и ласточка. Ученик 3: В гнездышке… (замолкает). Возгласы: «Нет, не так: в гнезде – аист, он большой, а в гнездышке – ласточка, она маленькая». Дети смеются, возгласы: «Вот она ловушка!» Ученик 4: В норе – лиса, волк, мышка. Ученик 5: В норке…
Опять возникает коллизия, столкновение, и вначале в норку уходит мышка, потом в хатку бобр, наконец, в логово волк, а в норе остается только лиса (удивление, улыбки). Дальше дети работали над грамматическими заданиями. В результате они существенно расширили свой словарь, узнав, как называются жилища разных животных; имея представление только о корне слова, они установили, как суффикс (без употребления понятия) меняет
смысл слова; сравнивали произношение и написание гласных в корне под ударением и без ударения (гнездо – гнездышко, нора – норка). Кто-то выполнил все, а кто-то часть задания, но главное, в этом многоаспектном задании свою нишу нашел каждый ребенок. Таким образом, здесь была учтена особенность младших школьников – целостное восприятие мира. И явления языка предстают перед ними целостно: в тесном переплетении смысла слова и грамматических законов. Когда второклассники подойдут к изучению состава слова и проверяемой
безударной гласной, они будут готовы к усвоению данного материала. После его изучения это знание включится в новый материал. Таким образом, обязательное для усвоения содержание проходит через весь учебник и, значит, будет усвоено. Для сравнения, в традиционном учебнике дети учатся правильно выбирать букву для безударного гласного звука в 26 упражнениях в рамках одного параграфа и раздела «Повторение», а в учебнике
Н.В. Нечаевой «Русский язык», 2 класс 56, считая и приведенный пример. В таком распределении в учебнике (во всех учебниках) обязательного для усвоения материала – два разных подхода к формированию прочности знаний. Сравним их с поливом почвы. Можно это сделать быстро, полив сильной струей. А можно, как в засушливых странах, обеспечивать постоянное пропитывание почвы при помощи капельного орошения.
И оказывается, что во втором случае результат и самый экономный, и самый высокий. В этом примере упомянуто и проиллюстрировано только две позиции, которые учитывались при подборе и структурировании содержания начального образования. Одна показывает, что взрослые и наши дети похожи: всем требуется эмоциональный настрой на работу; а другая – что мы очень разные, например, по-разному воспринимаем информацию и реальный мир.
Поэтому взрослые должны научиться оценивать предлагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня (а не своего вчерашнего) и с позиции его возрастных возможностей. При всем богатстве и необычности содержания учебников в них заложен обязательный образовательный стандарт. Поэтому в случае житейской необходимости ребенка можно перевести из занковского класса в любой другой. Он легко впишется в новые условия. 5. Как проходит урок в занковских классах.
Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков традиционных. В чем же заключаются эти отличия? Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Разумеется, в занковских классах учитель не теряет руководящей роли приведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен
правильно реагировать на ошибки или поступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка. Известное высказывание Л.В. Занкова «Ребенок – это тот же человек, только маленький» - как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе. Во-вторых, процесс обучения строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.
Урок ведется в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарища, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки и чтобы это не каралось отметкой (скорее – наоборот: активность на уроке должна поощряться).
Леонид Владимирович Занков говорил: «Ошибка – находка для учителя!». Вдумайтесь в этот афоризм, и тогда вы поймете и то, все российские педагоги-гуманисты, создатели целостных авторсих систем Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, В.В. Сухомлинский, Б.Д. Эльконин и В.В. Давыдов, прежде всего, отказывались от оценивания труда ученика посредством отметки. Очень образно и точно определил роль отметки
В.В. Сухомлинский, назвав ее «палкой в руках учителя». Сейчас Министерство образования и науки проводит всероссийский эксперимент по безотметочному обучению в начальной школе. В системе Л.В. Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения каждого ученика по отношению к самому себе. И это третье, очень важное, условие для создания в классе
развивающей среды. В-четвертых, система Л.В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например наряду с занятиями в классе практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, в природу, на предприятия – в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке. Обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Об этом говорят трудные задания в учебниках. А как можно воспитать думающего, самостоятельного человека
без преодоления трудностей? Многие слышали выражение «облегченная система Л.В. Занкова». Ну, можно ли облегченно развивать Можно ли облегченно готовить к взрослой жизни «Трудность», которую предлагает эта система детям, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок.
Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных «карательных» мер – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. На фрагменте урока по математике (автор учебника И.И. Аргинская и др.) можно увидеть, как проходила работа в конце 1 класса. Обратите особое внимание на атмосферу урока, настроение ребят.
Учитель: Найдите «лишний» рисунок. Рисунок (Даны пять рисунков, на каждом есть здание и дети. О различиях в рисунке вы можете судить по отсветам детей.) Ученик 1: «Лишний» пятый рисунок: на нем зима, а на остальных весна. Ученик 2: А еще «лишний» первый рисунок: на нем дом, в котором живут, а на остальных школа. Ученик 3: «Лишний» можно считать второй рисунок: везде дети идут, а на нем стоят.
Ученик 4: «Лишний» четвертый рисунок – на нем дети идут к дому, а на остальных от дома. Дальше наступила достаточно длинная пауза. Возгласы детей: «Все, больше нет ничего», «Неужели еще есть «лишнее»? Учитель улыбается, ждет. Наконец, еще вариант. Ученик 5: Третий рисунок «лишний»: на нем мальчиков меньше, чем девочек, а на остальных поровну. Аплодисменты, выкрики: «Молодец», «Ура», «Вот это да!»
Дети: А может быть, еще есть «лишнее»? Еще рассматривают, других вариантов не находят. Легко заметить, вначале первоклассники выделили внешние, наиболее очевидные признаки. Но постепенно перешли к более скрытым и, наконец, вышли на чисто математический. Содержание всех учебных предметов строиться таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление
с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, видеть новое уже в известном. Надо ли пояснять, что, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитывается воля к достижению цели, умение довести дело до конца. Надо ли пояснять, что в процессе такого сотрудничества воспитывается личность ребенка в целом, в том числе и коммуникативные качества. Если спросить у ученика, трудное ли это задание, ответит – интересное.
6. Какие учителя ведут уроки в занковских класса? В занковских классах уроки должны вести только те учителя, которые сами добровольно выбрали эту систему, для которых она оказалась «своей». Уроки каких учителей вам нравились в школе больше других, как они их вели? Неординарно! Не так ли? Вам запомнились учителя-профессионалы. И вы знали: на их уроках можно свободно высказывать свое мнение, спорить – здесь не обидят, не унизят.
Такие учителя (по природе своей занковцы) были всегда. Но только теперь она потребовались в массовом порядке. И если у учителя есть предрасположенность к гуманной педагогической манере (в отличии от авторитарной), то сотрудничество с родителями обязательно даст плоды в деле успешного продвижения ребенка и в развитии, и в усвоении знаний, умений и навыков. Но прежде учителю, который решит работать по системе общего
развития, предстоит учеба: он проходит переподготовку на специальных курсах. И только в том случае, если учитель сам захотел работать по системе Л.В. Занкова, администрация школы может предоставить ему такую возможность, так как система является государственной. Как правило атмосфера творчества и сотрудничества, присуща урокам в занковских класса, увлекает не только учеников, но и учителя. 7. Обучение в начальной школе закончено – что дальше?
Сейчас коллектив авторов работает над тем, чтобы обучение по системе Л.В. Занкова было продолжено и в основной школе (5-9 классы). С этой целью в федеральном научно-методическом центре им. Л.В. Занкова создаются комплекты учебных пособий, а учителя предметники проходят необходимую переподготовку. К настоящему времени созданы учебники для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению.
Все они участвовали в конкурсе учебников нового поколения, объявленном Министерством образования Российской Федерации, и по его итогам были признаны победителями. В настоящее время учебники проходят широкую апробацию в школых страны. Однако многолетний опыт реализации системы общего развития в начальных классах показал, что даже при отсутствии учебников в основном звене занковских школьников до конца их пребывания в школе отличают
учебная и общественная активность, самый высокий показатель поступаемости в ВУЗы, высокие адаптационные возможности. 8. Прошлое, настоящее и будущее системы. Занков Леонид Владимирович (1901-1977)педагог, психолог, дефектолог, доктор педагогических наук (1943). Окончил факультет общественных наук Московского университета (1925). Преподавал в сельской школе Тульской области (1918-1919), работал воспитателем и зав. детскими сельско-
хозяйственными колониями в Тамбовской и Московской областях (1919-1922). С 1929 г. вел научно-исследовательскую работу; в НИИ дефектологии (1929-1951, в 1944-1947 директор), НИИ теории и истории педагогики АПН (1951-1977, в 1951-1955 зам. директора по науке). Разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимента,
выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов общего развития учащихся как средства объективной оценки результативности педагогических нововведений. Под руководством Занкова проведены фундаментальные исследования в области общей педагогики: o выявлены разные формы сочетания слова и наглядности, применяемые для решения одних и тех же учебных задач, их различная эффективность для развития детей; o впервые в условиях педагогического эксперимента исследована
объективная закономерная связь между обучением и общим развитием детей; o обоснована ведущая роль обучения в развитии и роль внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные варианты развития учащихся в одних и тех же, в т.ч. и оптимальных, условиях обучения; o раскрыты резервы развития учащихся, не использовавшиеся в массовом обучении; o создана новая дидактическая система начального обучения, направленная на общее развитие детей и воплощенная в практических руководствах для школы (программы, учебники, методические
пособия). Научная лаборатория, руководимая педагогом, психологом академиком Л.В. Занковым, начала исследование проблемы соотношения обучения и развития в 1957 году вначале на базе одного класса, затем десяти, ста, более тысячи классов. На основе осмысления полученных данных в системе общего развития было создано первое поколение учебников для четырехлетней школы с началом обучения в семь лет.
Затем школа перешла на трехлетнее начальное обучение. И опять на основе осмысления новых экспериментальных и научных данных сотрудники лаборатории переработали учебники применительно к новому контингенту учащихся. Сейчас занковские классы работают по четвертому поколению учебников, которые стали результатом исследования современных детей, условий их жизни в школе, изучения новых данных о них, полученных психологами, физиологами,
дефектологами. Сегодня: - система признана широкой общественностью России, она используется в Белоруссии, на Украине, в отдельных школах Казахстана, Литвы, Молдавии, Узбекистана, Эстонии. Налажены творческие связи с педагогическими коллективами школ городов Бостона (США), Тель-Авива (Израиль), Брисбена (Австралия); организована очная переподготовка работников
образования; - Международное Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова, издает журнал «Практика образования»; регулярно проводит детские олимпиады, призванные выявлять и поддерживать одаренных детей; организует заочную форму переподготовки работников образования; проводит конференции и конкурсы учителей. Основанная особенность системы состоит в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора
его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является движущей силой развития системы, цель которой – целостное развитие ребенка – его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Поэтому продвижение вперед как на совместном этапе, так и в будущем связано с все более глубоким познанием особенностей детей педагогами, психологами, физиологами, дефектологами, с одной стороны, и
с разработанностью общепедагогических, дидактических проблем современного образования – с другой. Литература: 1. Н.В. Нечаева, А.Г. Ванцян «Система развивающего обучения Л.В. Занкова – что это такое?», Учебная литература, г.Самара, 2006 г. 2. Г.И. Пупынина, Конспект лекций по курсу «Педагогика», 2009 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |