Реферат по предмету "Педагогика"


Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей в системе физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ

Фестиваль педагогических идей «Открой себя» Творческая работа ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ Белова Екатерина Сергеевна инструктор по физкультуре МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 226 Ярославль -

2012 Содержание. Введение….… 3 Глава1.Теоретическое обоснование темы 1.1 Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования… …1.2 Анатомо-физиологические особенности развития организма детей… ………… 1.3 Причины нарушения осанки у детей….… 9 Глава 2. Методика организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме детского сада 2.1 Виды двигательной деятельности… 11 2.2

Комплекс упражнений на мячах (фитболах)… … 13 Заключение….17 Список литературы… ….18 Введение Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди и есть крупные промышленные предприятия. «Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние

страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства. 1) Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р) подчеркивается, сто для «создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется провести оптимизацию учебной и физической нагрузки и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения

и укрепления здоровья детей, в том числе за счет: - повышения удельного веса и качества занятий физической культурой; - организации мониторинга состояния здоровья детей. 2) Сравнительный анализ по исследованиям специалистов, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 15 лет. Количество детей – дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3 – 26,9 %), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6

% (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН). «В настоящее время 50 % детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми».

Возможности человеческого организма огромны, а реализовать их, эффективно использовать не всегда удается. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. 3) Многие ученые и практики указывают на недостаточную двигательную активность у детей: «Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Для того, чтобы поддерживать себя в необходимой форме, ребенок должен совершенствовать как минимум 12 тыс. шагов в день». Большинство современных дошкольников, пребывают в состоянии гиподенимии, которая в будущем приведет в таким заболеваниям: сердечно-сосудистой системы, ожирению, болезни суставов с опорно-двигательного аппарата. Ребенок конца ХХ – начало ХХI века, по мнению академика Н.М. Амосова, «сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливание отрицательных эмоций без физической

разрядки, неправильное питание и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь – увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения. Таким образом, правильное физическое развитие детей, их состояние здоровья во многом зависят от двигательной активности. В центре внимания по физическому развитию и укреплению здоровья детей должны

находиться: семья, включая всех членов ее членов, образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего времени. Поэтому педагогам необходимо разнообразить организацию детской двигательной деятельности в режиме ДОУ. Вместе с тем «двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма» [32, с.19]. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей ребенка в здоровом

образе жизни. Оно представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Глава1. Теоретическое обоснование темы 1.1 Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования

растущего детского организма. Овладеть законами физического развития, использовать их для физического воспитания - важнейшая задача теории и практики физического воспитания. В самом общем смысле физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств его организма в течении индивидуальной жизни. Физическая культура как метод неспецифической патогенетической терапии являются важным компонентом

системы восстановительного процесса. Занятия физической культурой, спортом, использование физиотерапии, трудовых процессов должны широко применяться. Оздоровительная физкультура в детском возрасте - это часть системы оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой и музыкальных занятий, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный

фон. При проведении занятий с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций. Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Они могут быть местными и общими, традиционными и нетрадиционными.

Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечает уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ). Для характеристики двигательного режима в настоящее время все шире используется учет повседневной двигательной

активности. Простым приближенным показателем этой величины является число локомоцийза час бодрствования ребенка. Дети с большей двигательной активностью оказываются более развитыми и физически и психически: более интенсивная двигательная активность способствует лучшему физическому развитию, а лучшее физическое развитие, в свою очередь стимулирует двигательную активность и нервно-психическое развитие 1.2 Анатомо-физиологические особенности развития организма детей

Доказано, что первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем У детей дошкольного возраста отличается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы в этом возрасте вырабатываются быстро, но укрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко реагируют, потому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, и дети быстро утомляются.

Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения, преобладают над торможением. Таким образом, для образования определенных двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов, то есть образования двигательного стереотипа, требуется определенная повторность и последовательность применения раздражителей. Создание условия для свободной двигательной деятельности детей при проведении оздоровительных занятий способствует более правильному и своевременному развитию центральной нервной

системы, а следовательно, психическому и моторному развитию ребенка. Известно, что на протяжении шестого и седьмого годов жизни условные связи закрепляются и в процессе обучения совершенствуются. При повышении мышечной нагрузки двигательных качеств и повышения уровня физической подготовленности происходит более интенсивно . По данным Т.П. Юрко и В.Г. Фролова у детей в 6 – 7 годам происходит удвоение роста и массы тела по сравнению с

первоначальным, округленность грудной клетки увеличивается на 12 – 15 см Это связано с физиологическим развитием и физической подготовленностью. Костная система у детей богаче белковой тканью, чем у взрослых. Поэтому кости ребенка мягче, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддающаяся направлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов.

В связи с этим подвижные игры следует подбирать таким образом, чтобы они соответствовали функциональным и возрастным возможностям детей. Виду того, что дошкольники обладают большей подвижностью суставов, большей эластичностью мышц, сухожилий и связок, чем у взрослых, следует, во избежание растяжений их, очень осторожно варьировать нагрузки на связочно-суставный аппарат. Мышечная система ребенка развита еще недостаточно, по сравнению со взрослыми, но по мере развития движения

ребенка увеличивается масса и сократительная способность мышечной ткани, что определяется постепенно возрастающей физической нагрузкой при оздоровительных занятиях. Общий механизм воздействия, которые идут от работающих мышц к органам и тканям организма ребенка может быть представлен следующим образом. Известно, что у детей более 30 % мышц тела составляют мышцы, предназначенные для осуществления передвижений, выполнение физических нагрузок.

В процессе жизнедеятельности продукты обмена всех органов и тканей используют в поддержании гомеостаза – стабильности, постоянства состава внутренней среды, составляющую наряду с раздражительностью, цикличность и способность к адаптации основу существования теплокровных организмов. Известным проявлением гомеостаза является, например, сохранение постоянства температуры тела в условиях жары и холода. Стабильность внутренней среды обеспечивает оптимальное, иногда единственно возможное

течение процессов жизнедеятельности . Для достижения того или иного уровня гомеостаза организма использует разнообразные компенсаторные механизмы, среди которых личностная деятельность играет ведущую роль. Из мышц во внутреннюю среду поступает значительное количество продуктов обмена, в то же время сама мышечная ткань поглощает массу других веществ. Все это происходит в условиях двигательной деятельности: при ее снижении количество продуктов обмена поступающих из мышц в кровь, лимфу и др. ткани организма

уменьшается, в результате чего создаются условия для нарушения гомеостаза и развития патологических процессов. Не меньшее значение имеют и другие аспекты взаимодействия мышечного аппарата с физиологическими, прежде всего в нервной системой. Из всех органов тканей в головной мозг по эфферентным путем посылает командные импульсы. Так осуществляется регуляция процессов жизнедеятельности, в которой мышечной системе принадлежит весьма ответственная роль. Если двигательные нагрузки отсутствуют или незначительны, то

и объем информации, получающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции. Деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение для растущего организма. Согласно выдвинутому энергетическому правилу двигательной активности особенности развития и деятельности физиологических скелетных мышц в разные возрастные периоды детства.

Именно двигательная активность обеспечивает рост и развитие за счет вещества и энергии, полученной из среды. У растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате реакции движения происходит не трата, а приобретение массы, что обеспечивает рост. Одновременно возрастают структурно-энергетические возможности, позволяющие выполнять большие по объему и интенсивности нагрузки.

При снижении потока импульсов от работающих мышц нарушается нормальная работа всех внутренних органов, в первую очередь сердца, для эффективной деятельности которого необходим постоянный приток к регулирующим нервным образованиям импульсов, возникших в рецепторах мышц. Возрастной период от 6 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. Средний рост дошкольника 6 лет составляет около 113 – 124 см, а масса тела 16

– 27 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200,0 г, а роста – 0,5 см. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти – шести годам еще не завершено. Каждая из этих костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фаза развития неодинакова. Сращивание костей решетчатой кости черепа и окостенение слухового аппарата заканчивается к 6 годам.

Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа сохраняются хрящевые швы, поэтому рост головного мозга продолжается (округлость головы ребенка к 6 годам равна примерно 50 см). Эти размеры необходимо учитывать при изготовлении атрибутов для подвижных игр. Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3 – 4 лет, но к 7 годам еще не закончено. Эти особенности необходимо учитывать при проведении физкультурных занятий, так как даже самые легкие

ушибы в области носа и уха могут привести в травмам. Наибольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений с уменьшение площади опоры: - ходьбы по скамейке, рейке; при лазанье, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом – у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч попадет не в руки, а в лицо; поэтому детям необходимо давать точные указания, напоминать,

что мяч нужно бросать в руки партнеру. Позвоночный столб ребенка 6 лет чувствителен к деформации воздействия. Системная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок. При изменении массы тела, а так же при необходимых условиях осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа. Диспропорционально формируются у дошкольников и некоторые суставы.

Например, в период 5 лет сумка локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Вследствие этого нередко возникает подвывих. У детей данного возраста наблюдается и не совершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большого, чем нужно, размера, изменения массы тела, перенесенные

заболевания. В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них это возраст 6 лет. К 6 годам у ребенка хорошо развиты туловище и конечности, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия.

Оно зависит от степени взаимодействия рефлексов, а так же от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка улучшаются. В целом в подготовительной группе детям по-прежнему легче удаются упражнения, требующие опоры на одну ногу, например, в подвижных играх: «Сделай фигуру» и др. Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой, упражнения по технике движений дети

шестилетнего возраста выполняют более правильно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с приличной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя, то есть менять темп. При проявлении подвижных игр воспитатель учитывает, что детям данного возраста хорошо знакомы направления движений: вверх, вниз, вправо, влево и т.д. Ребята способны осуществлять частичный контроль выполняемых

действий, на основе предварительного объяснения упражнения, самостоятельно выполнять многие виды упражнений. У детей шестилетнего возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно улучшает. Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфологических признаков. Так поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90 % размера коры головного мозга взрослого

человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения. В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении следует разумно формировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается применением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной

нагрузке на нервную систему. У детей 6 – 7 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычки, формируются достаточно быстро, но перестройка не затруднена, что свидетельствует о недостаточной подготовленности нервных процессов. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К пяти годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с периодом новорожденного) увеличиваются в 4 раза.

Интенсивность формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста. В первые годы жизни пульс ребенка неустойчив и не всегда ритмичен. Сердечная его частота к шести годам составляет 92 – 95 ударов в минуту. К семи – восьми годам интенсивность, в основном заканчивается и работа сердца становится более ритмичной. Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличается от таковых у взрослых.

Они значительно уже, поэтому нарушение температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеванию органов дыхания. Важна и правильная организация дыхательной активности дошкольников. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20%. Жизненная емкость легких у 6 – 7 – летних детей в среднем равнв 1100 – 1200 см3, но она зависит от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др. Число дыхания в минуту в среднем – 25.

Максимальная вентиляция легких к шести годам составляет примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При выполнении гимнастических упражнений она увеличивается в 2 – 7 раз, а при беге еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников показывают, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высокий. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем упражнений для детей старшей

группы в течении года может быть увеличен с 0,6 – 0,8 км до 1,2 – 1,6 км. Прыжки через скакалку ребенка могут выполнять в течении длительного времени (13 – 15 мин.). Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной деятельностью своих воспитанников с учетом проявляемой

ими индивидуальности, активности тех, кто предпочитает «сидячие» игры. 1.3 Причины нарушения осанки у детей. Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают осанку исправить, но при этом очень важно понимать причины,

которые ведут к ее искривлению. От чего это бывает: Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдается у большинства детей 7-8 лет. Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника.

Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба. Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц,

особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например, неправильное положение туловища во время игр или занятий.Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических

изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться. Неверная поза. Положение сидя. Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или «перекашивается» на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.

К неправильному положению тела при сидении, следует отнести посадку, при котором туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него. Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв

правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того, чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый). Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием

пояснично-крестцового отдела позвоночника). Гиподинамия… малышей Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3-х лет многие малыши вливаются в ряды групп раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу

сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной «стрелялки». Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать.

Главные признаки. Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и

соски. По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялую осанку. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)При обнаружении искривления, необходимо осмотреть

спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить. Тест для мышц. Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне

кушетки на весу, руки на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 сек, дети 7-10 лет - 1-1,5 минуты, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 минуты. Развитие мышц брюшного пресса, определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту.

Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7-11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз. Заниматься укреплением мышечного корсета следует с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет

или не поднимется на ноги. Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения. Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима.

Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждают нарушения осанки, а также помогают их преодолеть. Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям с наклонностью к сутулости рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При «свисающих» плечевых суставах полезно отведение рук через стороны

вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны. Кроме того, приходится учитывать возраст ребенка. Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера.

Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение «Дровосек», дети «рубят дрова», выполняя повороты верхней части тела. Упражнение «прыжок лягушки» помогает исправить поясничный лордоз. Глава 2. Методика организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме детского сада

Практическая часть 2.1 Виды двигательной деятельности применяемые в ДОУ Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, можно определить приоритеты в режиме дня. I место в двигательном режиме детей занимают: - учебные занятия по физической культуре. Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей. Занятия проводятся три раза в неделю в первой половине дня (одно на воздухе).

При наличии бассейна необходимо проводить: - занятия по обучению детей плаванию не менее двух раз в неделю. II место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: - утренняя гимнастика; - подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; - физминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д. С целью оптимизации двигательной активности и закачивания детей необходимо внедрять дополнительные

виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий: - оздоровительный бег на воздух; - пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами; - гимнастика после дневного сна; - двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах; - прогулки, походы в лес; - корригирующая гимнастика в сочетании с сухим массажем; - сауна с сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне. III место отводиться самостоятельной двигательной деятельности,

возникающий по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Немаловажное значение отводится активному отдыху: - недели здоровья; - физкультурный досуг; - физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде; - игры – соревнования; - спартакиады В двигательный режим входят дополнительные виды занятий: - группы ОФП; - секции по интересам; - спортивные танцы. А также совместная физкультурно-оздоровительная работа

детского сада и семьи: - домашние задания; - физкультурные занятия детей совместно с родителями; - участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДУ. Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. 2.2 Комплекс упражнений на мячах (фитболах)

Мяч, используемый на гимнастике, это своеобразный гимнастический снаряд, с помощью которого выполняется большой комплекс упражнений для профилактики и лечения нарушений опорно-двигательного аппарата. Данная гимнастика способствует гармоничному развитию мускулатуры ребенка, развивает достсточную силовую выносливость мыщц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве, развивает координацию движений. Мячи позволяют тренировать даже те группы мышц, которые не затрагиваются при выполнении других

видов упражнений. Рационально занятия на фитболах начинать с комплекса дыхательных упражнений, аутомассажа лица и рук. Дети должны научится: принимать и сохранять правильную осанку; сохранять равновесие; соотносить силу нажима на мяч с отталкивающей силой мяча; координировать свои движения в заданном ритме; согласовывать движения рук и ног; сохранять равновесие при прокатывании мяча; выполнять упражнения эмоционально, выразительно без помощи педагога. Комплекс упражннений на мячах включает всебя: - упражнения для рук и плечевого

пояса; - упражнения, способствующие формированию правильной осанки, развитию гибкости, подвижности позвоночника; -упражнения для шейного отдела позвоночника. Комплекс №1 1.И.п. — о.с мяч перед грудью. Поднять руки с мячом вверх, поднятся на носки, темп медленный (10-12 раз). 2.И.п. — о.с мяч внизу. Поднять руки с мячом вверх, приподнять правую ногу от пола (10-12 раз); вернуться в и.п; приподнять левую ногу (10-12 раз); вернуться в и.п.

3.И.п. — сидя на мяче, ноги на ширине плеч, опора стопами о пол, руки опущены вниз. Наклоны вправо-влево, руки поднять вверх (10-12 раз). 4.И.п. — сидя на мяче, руки встороны; повороты туловища вправо-влево (10-12 раз). 5.И.п о.с мяч на полу. Присесть, спина прямая, колени в стороны, руки положить на мяч; вернуться в И.П. (10-12 раз). Комплекс №2 1. И.п стоя лицом к фитболу, руки за спиной, ноги врозь.

1-2 — наклон вперед не сгибая ног, ладони на фитбол;3-4 — вернуться в и.п. (8 раз). 2.И.п сидя, руки с двух сторон на фитболе сбоку. 1-2 — правую ногу согнуть и поставить стопой на фитбол; 3-4 — вернуться в и.п.; то же другой ногой (8-10 раз). 3.И.п сидя на фитболе, руки на поясе. 1-2 — наклониться вперед, рукой коснуться првой ноги; 3-4 — вернуться в и.п.; то же в другую сторону (8-10 раз).

4. Подскоки с ноги на ногу вокруг фитбола и ходьба на месте. Комплекс №3 1.И.п стоя лицом к фитболу. 1-2 — руки через сторону вперед, хлопнуть; 3-4 — вернуться в и.п.(6 раз). 2.И.п сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе, вдох 1-2 — руки через стороны вверх, наклон вперед, коснуться носков, выдох; 3-4 — вернуться в и.п. (3-5 раз). 3.И.п стоя лицом к фитболу.

1-2 — поднять пятки и, разводя колени, присесть, руки на фитболе, спина прямая;3-4 — вернуться в и.п (6 раз). 4.И.п спиной к фитболу, руки на поясе. 1-2 — поворот вправо, правой рукой коснуться фитбола;3-4 — вернуться в и.п.;затем то же влево. Ноги не сгибать, смотреть в сторону поворота (3-4 раза). Комплекс №4 1.И.п сидя на фитболе, руки к плечам. 1-2 — круговые движения согнутых в локтях рук; 3-4 — вернуться в и.п. (6 раз). 2.И.п сидя на фитболе, руки вверх, правая нога в сторону.

1-2 — наклон к правой ноге;3-4 — вернуться в и.п. То же влево (3-4 раза в каждую сорону). 3.И.п лежа на фитболе на животе, руки на полу. 1-2 — поднять вверх правую ногу; вернуться в и.п.;3-4 — то же левой ногой (3-4 раза в каждую сторону). 4.И.п сидя на фитболе, держаться за него руками сбоку. 1-4 — переступая ногами вперед, перейти в положение лежа на фитболе;

5-8 — вернуться в и.п. (6 раз). 5.И.п — сидя на фитболе, руки за головой. 1 — наклон вправо, коснуться локтем правого бедра;2 — вернуться в и.п.;3-4 — то же в другую сторону (3-4 раза в каждую сторону). 6.Прыжки с фитболом в руках. Комплекс №5 1.И.п стоя, фитбол в руках за головой. 1-2 — поднять фитбол над головой за спиной, подержать и опустить;3-4 — вернуться в и.п. (8-10 раз).

2.И.п сидя на полу ноги в стороны руки на фитболе откатить фитбол и катить его вперед-назад (10-12 раз). 3.И.п стоя на одном колене, другая нога вытянута и отведена в сторону, руки на фитболе перед грудью. 1-4 — откатить фитбол от себя и вернуться в и.п. (10-12 раз). 4.И.п лежа на спине, пятки в упоре на фитболе. 1-2 — поднять таз так чтобы туловище и ноги составляли одну прямую линию;3-4 — вернуться ви.п. (10-12 раз).

5.И.п стоя лицом к фитболу. Сделать 10-12 прыжков вокруг него (2 раза). Комплекс №6 1.И.п стоя. 1-2 — поднять фитбол перед грудью на фытянутых руках;3-4 — вернуться в и.п. (10-12 раз). 2.И.п сидя на фитболе, упор кистями рук на колени. 1-2 — поставить стопы на носки, на пятки;3-4 — вернуться в и.п. (10-12 раз). 3.И.п сидя на фитболе, руки в замке за спиной. 1-2 — поднять руки вверх до максимально возможного уровня;

3-4 — вернуться в и.п. (8-10 раз). 4.И.п стоя на коленях, фитбол перед грудью. 1-4 — откатить его от себя, зафиксировать положение с небольшим прогибом позвоночника (10-12 раз). 5.И.п сидя на фитболе. 1-2 — наклоны вправо-влево, одна рука на фитболе, другая тянется вверх; 3-4 — вернуться в и.п. (8-10 паз). 6.Прыжки с фитболом в руках. Комплекс №7 1.И.п о.с руки с фитболом опущены вниз.

1-2 — поднять руки вверх, поставить правую ногу на носок вперед; 3-4 — вернуться в и.п. (8-10 раз). 2.И.п сидя на фитболе, руки опущены вниз, 1-4 — маховые движения обеими руками одновременно вверх-вниз (8-10 раз). 3.И.п сидя на мяче, руки опираются на колени. 1-2 — поднять и опустить плечи; 3-4 — выполнить наклон вперед, обхватить руками мяч (8-10 раз).

4.И.п стоя, фитбол перед собой на полу. 1-2 — глубокое приседание на носках, колени в стороны, руки на мяче; 3-4 — вернуться в и.п. (8-10 раз). 5.И.п сидя на полу, фитбол перед собой в руках. 1-4 — выполнить «ходьбу на ягодицах», продвигаясь сначало вперед, потом назад. 6.И.п лежа на животе, фитбол в вытянутых руках. 1-2 — поднять руки с фитболом; 3-4 — вернуться в и.п. (8-10 раз). 7.И.п стоя, фитболперед собой.

Бег с высоким подниманием бедра. Комплекс №8 1.И.п сидя на фитболе, руки опущены вниз, 1-2 — поднять вертикально вверх, касаясь ладонями друг друга, выполнить хлопок; 3-4 — вернуться в и.п. (8-10 раз). 2.И.п стоя, фитбол перед собой в вытянутых руках. 1 — поворот вправо; 2 — и.п.; 3 — поворот влево; 4 — и.п. (8-10 раз). 3.И.п стоя, фитбол в согнутых руках перед собой. 1-3 — ходьба в разных направлениях на наружном своде

стопы справильной осанкой; 4 — и.п. (6-8 раз0. 4.И.п сидя на мяче, ноги на ширине плеч в опоре стопами на пол, руки опущены вниз. 1-3 — наклон вправо, влево руки поднять вверх; 4 — и.п. (8-10 раз). 5.И.п сидя на полу, руки с фитболом подняты над головой вверх. 1-2 — наклон вперед, мяч опустить вниз, коснуться носков; 3-4 — и.п. (6-8 раз). 6.И.п стоя, мяч в опущенных руках.

Бег на месте на носках с захлестованием голени, мяч отбивать поочередно правой и левой рукой. Комплекс №9 1.И.п стоя, руки с мячом опущены вниз. 1-2 — поднять фитбол перед грудью на вытянутых руках, зафиксировать и вернуться в и.п. (10-12 раз). 2.И.п стоя, руки с мячом вверх. 1-2 — перенести фитбол прямыми руками над головой вправо-влево и наоборот (8-10 раз). 3.И.п стоя, фитбол в руках. 1-2 — наклониться вперед, завести фитбол за голову, вернуться

в и.п. (8-10 раз). 4.И.п лежа на спине, на фитболе. 1-4 — руки встороны — вверх, ноги в упоре на полу (10-12 раз). 5.И.п сидя на полу, ноги в стороны, руки на фитболе. 1-2 — откатить и прикатить фитбол вперед- назад (10-12 раз). 6.И.п стоя боком к фитболу. Сделать 10-12 шагов, не отрывая носков, прыжки вокруг фитбола, ходьба на

месте (3-4 раза). Заключение Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультуры для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры. В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены. Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только

при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за осанкой товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины - в конце концов, это станет привычкой. Приведенный мною комплекс упражнений, можно считать скорее

профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки. Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны «общественной» детской жизни. Поэтому, важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься

адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4-5 лет. Лучшему развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям.

Список литературы 1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозайка-Синтез, 2005 2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М 1988. 3. Гребенова И.И Ананьева Н.А. Ваш ребенок. – М 1990. 4. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. – М 1995. 5. Доскин А.А Голубева Л.Г. Растем здоровым. –

М 2005 6. Зайцев Г.К Зайцева А.Г. Твое здоровье. Укрепление здоровья. – СПб 2000. 7.Зелинская Д. Школа здоровья. – М 1995. 8. Кенеман А.В Хухлаева Д.В Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М 1986. 9. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. – М 2002. 10. Мартынов М.П. Здоровье ребенка в наших руках. –

М 1991. 11. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду в начальной школе. – М АРКТИ, 2004 12. Мийайлов В.В. Как вырастить здорового ребенка. – М 1986. 13. Осокина Т.И Тимофеева Е.А Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для ДОУ. – М.: Мозайка-Синтез, 1999 – 80 с. 14. Осокина Т.И. Физические упражнения для дошкольников. – М 1971. 15.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет. – М 1988. 16. Потапчук А.А Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. – СПб.: Речь, 2001 – 166 с. 17. Хухулаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М 1971. 18. Шишкина В.А Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. – М.: Просвещение, 2002 – 79с. 19. Щебенко В.Н Ермак

Н.Н. Физическое воспитание дошкольников. – М 2000.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.